Главная - Кастанеда Карлос
Метод дедукции кто придумал. Как развивать дедукцию: рекомендации, игры и способы. Как развить логику и дедукцию. Непроизвольное – пассивное и не требует усилий

Рациональные суждения традиционно делят на дедуктивные и индуктивные. Вопрос об использовании индукции и дедукции в качестве методов познания обсуждался на протяжении всей истории философии. В отличие от анализа и синтеза эти методы часто противопоставлялись друг другу и рассматривались в отрыве друг от друга и от других средств познания.

В широком смысле слова, индукция, это форма мышления, вырабатывающая общие суждения о единичных объектах; это способ движения мысли от частного к общему, от знания менее универсального к знанию более универсальному (путь познания «снизу вверх»).

Наблюдая и изучая отдельные предметы, факты, события, человек приходит к знанию общих закономерностей. Без них не может обойтись никакое человеческое познание. Непосредственной основой индуктивного умозаключения является повторяемость признаков в ряду предметов определенного класса. Заключение по индукции представляет собой вывод об общих свойствах всех предметов, относящихся к данному классу, на основании наблюдения достаточно широкого множества единичных фактов. Обычно индуктивные обобщения рассматриваются как опытные истины, или эмпирические законы. Индукция представляет собой умозаключение, в котором заключение не вытекает логически из посылок, и истинность посылок не гарантирует истинность заключения. Из истинных посылок индукция дает вероятностное заключение. Индукция характерна для опытных наук, дает возможность построения гипотез, не дает достоверного знания, наводит на мысль.

Говоря об индукции, обычно различают индукцию как метод опытного (научного) познания и индукцию как вывод, как специфический тип рассуждения. Как метод научного познания, индукция представляет собой формулирование логического умозаключения путем обобщения данных наблюдения и эксперимента. С точки зрения познавательных задач различают ещё индукцию как метод открытия нового знания и индукцию как метод обоснования гипотез и теорий.

Большую роль индукция играет в эмпирическом (опытном) познании. Здесь она выступает:

· одним из методов образования эмпирических понятий;

· основой построения естественных классификаций;

· одним из методов открытия причинно-следственных закономерностей и гипотез;

· одним из методов подтверждения и обоснования эмпирических законов.

Индукция широко используется в науке. С её помощью построены все важнейшие естественные классификации в ботанике, зоологии, географии, астрономии и т.д. Открытые Иоганном Кеплером законы движения планет были получены с помощью индукции на основе анализа астрономических наблюдений Тихо Браге. В свою очередь, кеплеровские законы послужили индуктивным основанием при создании механики Ньютона (ставшей в последствие образцом использования дедукции). Различают несколько видов индукции:

1. Перечислительная или общая индукция.

2. Элиминативная индукция (от латинского eliminatio - исключение, удаление), содержащая в себе различные схемы установления причинно-следственных связей.

3. Индукция как обратная дедукция (движение мысли от следствий к основаниям).

Общая индукция - это индукция, в которой переходят от знания о нескольких предметах к знаниям об их совокупности. Это типичная индукция. Именно общая индукция дает нам общее знание. Общая индукция может быть представлена двумя видами полная и неполная индукция. Полная индукция строит общий вывод на основании изучения всех предметов или явлений данного класса. В результате полной индукции полученное умозаключение имеет характер достоверного вывода.

На практике чаще приходится использовать неполную индукцию, суть которой состоит в том, что она строит общий вывод на основании наблюдения ограниченного числа фактов, если среди последних не встретились такие, которые противоречат индуктивному умозаключению. Поэтому естественно, что добытая таким путем истина неполна, здесь мы получаем вероятностное знание, требующее дополнительного подтверждения.

Индуктивный метод изучали и применяли уже древние греки, в частности Сократ, Платон и Аристотель. Но особый интерес к проблемам индукции проявился в XVII-XVIII вв. с развитием новой науки. Английский философ Фрэнсис Бэкон, критикуя схоластическую логику, основным методом познания истины считал индукцию, опирающуюся на наблюдения и эксперимент. С помощью такой индукции Бэкон собирался искать причину свойств вещей. Логика должна стать логикой изобретений и открытий, считал Бэкон, аристотелевская логика, изложенная в труде «Органон» не справляется с этой задачей. Поэтому Бэкон пишет труд «Новый Органон», который должен был заменить старую логику. Превозносил индукцию и другой английский философ, экономист и логик Джон Стюарт Милль. Его можно считать основателем классической индуктивной логики. В своей логике Милль большое место отводил развитию методов исследования причинных связей.

В ходе экспериментов накапливается материал для анализа объектов, выделения каких-то их свойств и характеристик; ученый делает выводы, подготавливая основу для научных гипотез, аксиом. То есть происходит движение мысли от частного к общему, что и называется индукцией. Линия познания, по мнению сторонников индуктивной логики, выстраивается так: опыт - индуктивный метод - обобщение и выводы (знание), их проверка в эксперименте.

Принцип индукции гласит, что универсальные высказывания науки основываются на индуктивных выводах. На этот принцип ссылаются, когда говорят, что истинность какого-то утверждения известна из опыта. В современной методологии науки осознано, что эмпирическими данными вообще невозможно установить истинность универсального обобщающего суждения. Сколько бы не испытывался эмпирическими данными какой-либо закон, не существует гарантий, что не появятся новые наблюдения, которые будут ему противоречить.

В отличие от индуктивных умозаключений, которые лишь наводят на мысль, посредством дедуктивных умозаключений выводят некоторую мысль из других мыслей. Процесс логического вывода, в результате которого осуществляется переход от посылок к следствиям на основе применения правил логики, называют дедукцией. Дедуктивные умозаключения бывают: условно категорические, разделительно-категорические, дилеммы, условные умозаключения и т.д.

Дедукция - метод научного познания, который заключается в переходе от некоторых общих посылок к частным результатам-следствиям. Дедукция выводит общие теоремы, специальные выводы из опытных наук. Дает достоверное знание, если верна посылка. Дедуктивный метод исследования, заключается в следующем: для того, чтобы получить новое знание о предмете или группе однородных предметов, надо, во-первых найти ближайший род, в который входят эти предметы, и, во-вторых, применить к ним соответствующий закон, присущий всему данному роду предметов; переход от знания более общих положений к знанию менее общих положений.

В целом дедукция как метод познания исходит из уже познанных законов и принципов. Поэтому метод дедукции не позволяет получить содержательно нового знания. Дедукция представляет собой лишь способ логического развертывания системы положений на базе исходного знания, способ выявления конкретного содержания общепринятых посылок.

Аристотель под дедукцией понимал доказательства, использующие силлогизмы. Превозносил дедукцию великий французский учёный Рене Декарт. Он противопоставлял её интуиции. По его мнению, интуиция непосредственно усматривает истину, а при помощи дедукции истина постигается опосредованно, т.е. путём рассуждения. Отчётливая интуиция и необходимая дедукция вот путь познания истины, по Декарту. Он же глубоко разрабатывал дедуктивно-математический метод в исследовании вопросов естествознания. Для рационального способа исследования Декарт сформулировал четыре основных правила, т.н. «правила для руководства ума»:

1. Истинно то, что является ясным и отчётливым.

2. Сложное необходимо делить на частные, простые проблемы.

3. К неизвестному и недоказанному идти от известного и доказанного.

4. Вести логические рассуждения последовательно, без пропусков.

Способ рассуждения, основанный на выводе (дедукции) следствий-заключений из гипотез так и называют гипотетико-дедуктивным методом. Поскольку не существует никакой логики научного открытия, никаких методов, гарантирующих получение истинного научного знания, постольку научные утверждения представляют собой гипотезы, т.е. являются научными допущениями или предположениями, истинностное значение которых неопределенно. Это положение составляет основу гипотетико-дедуктивной модели научного познания. В соответствии с этой моделью, ученый выдвигает гипотетическое обобщение, из него дедуктивно выводятся различного рода следствия, которые затем сопоставляются с эмпирическими данными. Бурное развитие гипотетико-дедуктивного метода началось в XVII-XVIII вв. Этот метод с успехом был применён в механике. Исследования Галилео Галилея и особенно Исаака Ньютона превратили механику в стройную гипотетико-дедуктивную систему, благодаря чему механика на долгие времена стала образцом научности, а механистические воззрения долго ещё пытались переносить на другие явления природы.

Дедуктивный метод играет огромную роль в математике. Известно, что все доказуемые предложения, то есть теоремы выводятся логическим путем с помощью дедукции из небольшого конечного числа исходных начал, доказуемых в рамках данной системы, называемых аксиомами.

Но время показало, что гипотетико-дедуктивный метод, оказался не всемогущ. В научных исследованиях одной из труднейших задач считается открытие новых явлений, законов и формулирование гипотез. Здесь гипотетико-дедуктивный метод скорее играет роль контролёра, проверяя следствия, вытекающие из гипотез.

В эпоху Нового времени крайние точки зрения о значении индукции и дедукции начали преодолеваться. Галилей, Ньютон, Лейбниц, признавая за опытом, а значит и за индукцией большую роль в познании, отмечали вместе с тем, что процесс движения от фактов к законам не является чисто логическим процессом, а включает в себя интуицию. Они отводили важную роль дедукции при построении и проверке научных теорий и отмечали, что в научном познании важное место занимает гипотеза, не сводимая к индукции и дедукции. Однако полностью преодолеть противопоставление индуктивного и дедуктивного методов познания долгое время не удавалось.

В современном научном познании индукция и дедукция всегда оказываются переплетёнными друг с другом. Реальное научное исследование проходит в чередовании индуктивных и дедуктивных методов противопоставление индукции и дедукции как методов познания теряет смысл, поскольку они не рассматриваются как единственные методы. В познании важную роль играют другие методы, а также приемы, принципы и формы (абстрагирование, идеализация, проблема, гипотеза и т. д.). Так, например, в современной индуктивной логике огромную роль играют вероятностные методы. Оценка вероятности обобщений, поиск критериев обоснования гипотез, установление полной достоверности которых часто невозможно, требуют всё более утончённых методов исследования.

Самые любимые наши герои - это талантливые сыщики или адвокаты. Все мы знаем таких авторов, как Конан Дойль и Агата Кристи, которые в своих книгах создали образы гениальных людей, применяющих знаменитый дедуктивный метод. Пожалуй, среди всех грандиозных сыщиков, таких как Эркюль Пуаро, мисс Марпл и другие, Шерлок Холмс - это некая вершина человека, умеющего корректно и точно рассуждать, тонко наблюдать и анализировать факты.

Дедуктивный способ мышления широко применяется не только в популярных произведения литературы и кинематографа, но и в нашей повседневной жизни.

Крайне важно уметь строить правильные выводы. Чтобы узнать, как развить дедукцию, сперва нужно понять, что это такое и как работает.

Что такое дедуктивный метод и как он работает?

Дедукция - это способ мышления, при котором основной вывод получается от общих рассуждений к частным. Напомним ситуацию, которая описана в знаменитом рассказе о Шерлоке Холмсе «Знак четырех». Завязка была в следующем: друг Шерлока Холмса, доктор Ватсон, решил проверить, какие выводы он может делать, наблюдая достаточно простые вещи. Ватсон дает Шерлоку Холмсу свои часы и говорит: «Что вы можете сказать, анализируя такой предмет, как часы?»:

  • видя старинные часы с выгравированными инициалами «Г. У.», сыщик понимает, что они семейные и, скорее всего, были приобретены отцом Ватсона;
  • в то время часы считались драгоценной вещью и передавались по наследству, по правилам - старшему сыну. Но часы появились у Ватсона недавно, хотя отец умер много лет тому назад. Значит, у Ватсона был старший брат;
  • на крышке часов вмятины, следовательно, брат был неаккуратный (особенно если учесть важность такого подарка, как памятные часы от умершего отца) и т.д.

Как видите, знаменитый сыщик просто анализировал общие факты и применял их к частной ситуации, к часам доктора Ватсона. Что интересно, после того, как сыщик поделился с другом своими умозаключениями, тот пришел в такой шок от точного ответа, что обвинил Шерлока в шпионаже. Мол он заранее все прознал и теперь пользуется ситуацией.

Причина такой реакции достаточно проста. В своем уме Холмс проделал достаточно большой анализ и произвел не менее огромный логический вывод. Поэтому, зная исключительно начальный шаг вывода («Что вы можете сказать, анализируя такой предмет, как часы?») и конечный результат (который Холмс озвучил Ватсону), но при этом не видя каждый отдельный, промежуточный шаг (процесс формирования вывода: выгравированные инициалы - отец Ватсона, вмятины - неаккуратность и т.д.), итоговому умозаключению действительно можно поразиться.

Чтобы получить корректный конечный результат, необходимо обосновать каждый отдельный шаг вывода так, чтобы при внимательном рассмотрении было видно, что он сделан корректно.

Способы, которые помогут вам развить дедукцию

Развить дедуктивные способности не хуже, чем у любого профессионального сыщика (выдуманного или настоящего) достаточно просто. Дедукция не является чем-то запредельным, это просто логический метод. Поэтому для ее развития необходимо держать в тонусе весь мозг, а, значит, не только логику, но и внимание, память, воображение. Научиться быстро мыслить и сопоставлять факты вам поможет соблюдение некоторых хитростей.

  • Решайте ребусы

Скачайте или возьмите в библиотеке любой задачник. Важно, чтобы это не были какие-то сложные задачи по физической химии, в которых вы не разбираетесь. Подойдут обычные детские головоломки. Помните, что сообразительность предполагает знания в разнообразных сферах жизни. Решение простых, на первый взгляд, головоломок приучат вас быстро мыслить, нестандартно думать и решать поставленные задачи.

Шерлок Холмс умело использовал не только метод дедукции, но и был очень образованным и умным человеком. А, следовательно, чтобы развить дедукцию как у знаменитого сыщика, вам тоже нужно много знать и запоминать. Кстати, это один из примеров индуктивного умозаключения. Чтобы натренировать память, разучивайте стихи вашего любимого поэта, выучите основные столицы стран мира, число пи… Да все, на что у вас хватит фантазии!

  • Решайте задачи

Если вы хорошо разбираетесь в математике, то начните с простых задач по арифметике или геометрии. Хорошо развитые аналитические способности во многом облегчат процесс умозаключения. В школе вашим любимым предметом была биология? Тоже не беда, существует масса несложных биологических задач. Главное, чтобы вам было интересно, не слишком легко, но и не слишком сложно. Кроме того, освежить свои школьные знания никогда не будет лишним, а широкий кругозор - верный товарищ дедукции.

  • Наблюдайте, изучайте, анализируйте

Постичь метод дедукции поможет внимательность к деталям, к каждой мелочи. Старайтесь всегда обращать внимание на вещи, которые кажутся незначительными. При общении с друзьями старайтесь угадывать их эмоции, настроение. Все люди врут: кто-то совсем чуть-чуть приукрашивает реальность, а кто-то злоупотребляет доверием. Чтобы научиться мыслить, как сыщик, станьте сыщиком. Расспрашивайте друзей о подробностях, но не просто так, а действительно внимательно их слушайте. Сопоставляйте факты, которые вам уже известны, с новой информацией. Только не доводите все до паранойи!

  • Расширяйте свой кругозор

Чтобы правильно использовать метод дедукции, нужно научиться делать выводы. А это не самая простая задача, особенно когда ты мало что знаешь. Старайтесь читать как можно больше книг, статей, журналов. Но помните, кругозор отличается не количеством прочитанных вами книг, а качеством. Если вы будете бездумно проглатывать информацию, толку от этого будет мало. Читайте медленно и внимательно, взвешивайте каждое предложение, каждое рассуждение или мысль, высказанную автором. Отличный способ расширить свой кругозор - решение кроссвордов или сканвордов.

  • Смотрите новости

Например, вы можете выбрать какого-то известного политика или другую медийную личность и полностью начать следить за ней. Что об этом человеке говорят на одном канале? А на другом? Какую информацию он публикует в своих официальных блогах и социальных страничках? Задайтесь вопросом, что будет дальше? Какие действия будут предприняты?

  • Учитесь критически мыслить

Никогда не принимайте все на веру. Чтобы развить метод дедукции, каждое звено логической цепи вы должны подвергать сомнению. Ваш главный козырь - правда. Если в своих умозаключениях вы будете черпать заведомо ложную информацию, то никакая дедукция вам не поможет. В современном мире, где кругом царит обман, чтобы добраться до правды, вам придется приложить массу усилий. Данный способ позволит держать ваш мозг в постоянном тонусе, а также разовьет сообразительность.

  • Используйте не только дедукцию, но и индукцию

Метод индукции противоположен дедукции. Его суть в том, чтобы от частных умозаключений прийти к общему выводу. Для того чтобы овладеть одним инструментом, нужно в полной мере овладеть его противоположностью. Хотя назвать индукцию и дедукцию противоположностями будет не совсем верным. Это скорее разные части, составляющие единое целое.

Вы не ослышались. Хотя, конечно, некоторые моменты стоит уточнить. Смотрите интеллектуальные ТВ-шоу, документальные фильмы, биографии известных людей. Играйте в компьютерные игры, которые заставляют вас думать: с детективной составляющей, головоломки, квесты. Кроме того, из видеоигр можно почерпнуть много новой, полезной информации. Кстати, существует масса игр по мотивам произведений, в которых вам предлагается примерить на себе шкуру знаменитого Холмса.

Зачем развивать метод дедукции?

Изо дня в день нам приходится сталкиваться с доказательством истинности утверждений в самых разнообразных ситуациях. Метод дедукции широко применяется во всех сферах нашей жизни и оказывает огромное значение на истинность тех или иных суждений. Предположим, вы или ваш знакомый попал в неприятнейшую историю. Идет следствие, есть некоторое преступление, обвиняемый, сыщики, адвокаты, прокуроры, судьи. Необходимо сделать один вывод: виновен человек или невиновен? Для этого надо суметь как обосновать виновность человека, так и доказать его непричастность.

Исход, а, главное, корректность конечного вывода имеет огромное значение для человека, попавшего в такую нелегкую ситуацию. Поэтому крайне важно, убедительно, доказательно и корректно из имеющихся фактов выстроить выводы о его виновности или невиновности. И это только один пример. Существует масса ситуаций, в которых важна истинность тех или иных утверждений. Именно поэтому знание и понимание способов, как развить дедукцию, пригодятся любому.

Изо дня в день, приходя к всевозможным выводам и умозаключениям, мы с вами используем различные методы познания: наблюдение, эксперимент, индукцию, дедукцию, аналогию и т.д. Для начала, предлагаю проверить свою наблюдательность

В СССР существовала таблица для проверки наблюдательности. Ее название - «Занимательная таблица». Найдите на этой таблице последовательно цифры от 1 до 90 включительно.


  • Если Вы нашли их за 5-10 мин, то у Вас исключительная наблюдательность.
  • За 10-15 мин — хорошая.
  • За 15-20 мин — средняя.
  • За 20-25 мин — удовлетворительная.

Напишите в комментариях, сколько времени вам понадобилось чтобы найти все цифры

В основе любого вида исследования находятся дедуктивный и индуктивный методы. Индукция (с лат. наведение) - это переход от частного к общему, а дедукция (с лат. выведение) - от общего к частному.

Дедукция, или способность рассуждать логически, полезна в наше время не только детективам - последователям Шерлока Холмса, но и любому конкретному человеку, чем бы он не занимался. Например, в повседневной жизни она способствует лучшему пониманию окружающих людей, выстраиванию необходимых отношений с ними; в учебе - значительно быстрее и намного качественнее понять изучаемый материал; а в работе - принимать самые рациональные и правильные решения, при этом рассчитывая действия и ходы сотрудников и конкурентов на несколько шагов вперед. Именно поэтому следует прилагать максимальные усилия для развития такого метода мышления.


Например в быту (отечественные версии):

Прихожу домой вечером, знаю, что жена должна уже быть дома. Открываю дверь...О боже! Даже хуже: О УЖАС!!! В коридоре налицо следы борьбы и сопротивления. Женские сапоги хаотично разбросаны, куртка с одним вывернутым рукавом небрежно брошена на тумбу.
Спокойно, надо всё проанализировать. Итак, домашние тапочки стоят на обычном месте, значит жена их не успела надеть. В квартире кромешная тишина, значит жена может спать. Со спокойной душой она никогда не уснёт, пока в доме бардак. Поехали дальше. Если вещи разбросаны, значит она сильно торопилась. Торопиться раздеваться необходимо либо когда хочется мужика, либо 2-ой вариант. Так давай разберёмся с 1 вариантом: я знаю, что она меня очень любит, и никого не подпустит к себе на расстояние выстрела. Остаётся 2 вариант. Тихонько кричу: "Дорогая!".
"Я сейчас" - разносится тревожный голос из туалета.

Если вспомнить истории о Холмсе, становится понятно, что детектив освоил оба метода в совершенстве.

А что же такое индукция? И полезно ли применять в наш век этот метод?


Подход индуктивного метода начинается с анализа, сравнения данных наблюдения, многократное повторение которых обычно приводит к индуктивному обобщению. Этот подход применим почти во всех сферах деятельности. К примеру, рассуждения суда, на основании которых он выносит решение, яркий пример индуктивного рассуждения, ведь, на основании нескольких уже известных фактов создается какая-либо догадка и если все новые факты отвечают предположению и являются его следствием, то это предположение становится правдивым.

Тема индукции в философии была связана с такими известными личностями как Девид Юм и Томас Гоббс, именно они ставили под сомнение истинность этого метода: можно ли на основе результатов множества предшествующих событий судить о результатах события, которое будет происходить в будущем. К индукции, помимо перехода от частного к общему, также относят аналогию.

Например, все люди добрые, поскольку ранее нам встречались лишь такие. Принимать метод индукции как истинный способ размышлений или нет, это личное дело каждого, но учитывая столь длительный период его существования приходиться признать, что в нём есть зёрна правды.


Кадры из фильма о Шерлоке Холмсе про классическую дедукцию


Тренировка дедукции позволяет добиться значительных успехов. В учебе способность анализировать и мыслить логически помогает лучше и быстрее понимать изучаемые предметы. В работе навыки позволяют принять рациональное решение, продумать действия на несколько ходов вперед. В повседневной жизни аналитические способности помогают лучше разобраться в людях и ситуациях, построить наиболее эффективные взаимоотношения с окружающими. книги развивающие дедукцию, решение головоломок и ребусов.


Как развить дедукцию в повседневной жизни? В этом случае помогает анализ всех происходящих событий. Следует понимать мотивации того или иного действия, прорабатывать и предполагать разные возможные варианты и вероятные результаты от тех или иных поступков. Очень помогает в развитии способностей решение логических задачек и головоломок.

А теперь задачка на дедукцию:


Важно обращать внимание не только на свои, но и на действия окружающих, осуществляя при этом их критический анализ. Немаловажно понять критерии выбора того или иного варианта. При изложении своих мыслей нужно учиться составлять логическую цепочку, где события должны иметь хронологический порядок


Главным условием упражнений является формирование гибкости мышления. Специалисты рекомендуют заниматься изучением даже не интересующих предметов, находя способы заинтересовать себя той или иной темой. Обязательным условием является применение разного рода литературы. Прочтение детективов очень способствует формированию логического мышления. Среди прочих произведений можно отметить также истории, написанные Агатой Кристи. тренировка дедукции тесно связана с понятием индукции - умением из различных разрозненных фактов построить логическую последовательность.


Чтобы запустить восприятие действительности по новому принципу, следует начать с чтения произведений, где кроме основного текста, содержатся различные дополнения и подтексты. При этом следует проводить анализ прочитанного и представлять, как поступали бы герои, если бы развитие событий было другим.

Проверь свою память - тест


Помогает в формировании аналитических способностей, как ни странно, и раскладка пасьянса, которая позволяет лучше сосредоточиться. Немаловажен и общеобразовательный уровень, сильное стимулирующее влияние на мышление и память оказывают заучивание стихов, изучение иностранного языка. Развивая дедуктивно-индуктивные способности, необходимо находить время и для самовоспитания.

Большое значение имеет постоянное расширение кругозора, получение знаний из различных областей. Изучая материал, следует вырабатывать способы заинтересовать себя. Это, в свою очередь, позволит углубиться в предмет, не пропустить детали.

Ещё забавное видео МАСТЕР ДЕДУКЦИИ http://coub.com/view/72jjm

И в заключении моя любимая пародия на Шерлока Холмса https://youtu.be/GazFmjV-bG0

Отличного воскресенья, друзья!!! @Milendia

Шерлок Холмс - одна из неувядающих иллюстраций привлекательности острого ума. Навыки, которыми обладал этот персонаж (и которые он позаимствовал у своего прототипа Джозефа Белла, блистательного врача и наставника Конан Дойла), пригодятся в любой профессии, от диагностики до журналистики. T&P составили примерную схему обучения его дедуктивному методу.

Тренировка мышления

Самый спонтанный ответ на вопрос, как стать Шерлоком, мог бы звучать так: «Для начала купите себе черное пальто». Если пользоваться терминологией американского психолога, Нобелевского лауреата Даниэля Канемана, выпустившего в 2011 году книгу «Думай медленно… решай быстро» , это реакция так называемого «быстрого мышления» - системы, которая отвечает за сиюминутное познание мира и каталогизацию инстинктивных ощущений. «Быстрое мышление» реагирует на обстоятельства мгновенно и очень непосредственно, в результате чего нередко ошибается, заставляя нас принимать иррациональные решения.

Но для того, чтобы думать, как Шерлок Холмс, нужно использовать другую систему - «медленную». Именно она, по мнению Канемана, отвечает за преднамеренное и осознанное формирование мыслей, решений, выводов и оценок. Как любую функцию головного мозга человека, систему медленного мышления можно усилить и развить.

Как и в спорте, тренировки нужно начинать с легких упражнений в небольшом количестве, постепенно переходя к более сложным и длительным. Для начала можно одолжить у знакомых несколько школьных учебников по разным предметам: математике, физике, химии и другим дисциплинам, которые предполагают решение задач. Это поможет не только натренировать систему медленного мышления (ведь в процессе интеллектуальной деятельности используется именно она), но и расширить кругозор, восстановив потерянные со времен обучения в школе знания и наметив для изучения интересные научные области.

Въедливость - еще одно качество, которое требуется будущему мастеру дедукции. Чтобы воспитать ее в себе, надо найти сферы, которые по-настоящему возбуждают любопытство. Какими именно они будут, по большому счету, не важно: эмоциональный отклик всегда толкает человека к глубокому изучению предмета, заставляет его постоянно увеличивать объем знаний, а вместе с ним и протяженность границы соприкосновения с неведомым, существование которой неизменно побуждает разум к новым поискам.

Дедукция и индукция

Когда разум окажется подготовленным и насыщенным различными полезными сведениями, можно переходить к упражнениям для развития логического мышления: дедуктивного и индуктивного. Ведь персонаж Конан Дойля пользовался обоими методами, - что, увы, показано в сериале BBC «Шерлок» несколько слабее, чем в книгах Артура Конан-Дойля.

Дедукция - это метод, при котором частное логическим путем выводится из общего: «Все металлы проводят ток. Золото - это металл. Значит, золото проводит ток». Индукция, напротив, общее выводит из частного: «Я москвич и помню, что снег выпадал каждую зиму. Значит, в Москве зимой всегда идет снег». Шерлок Холмс, осматривая место преступления или оценивая окружающих, нередко шел от частного к общему и обратно, свободно перемещаясь в обоих логических направлениях: «У Джона военная выправка, загар на руках только до рукавов, психосоматическая хромота, - значит, побывал на войне. Где были военные операции в последнее время? В Афганистане. Значит, на войне в Афганистане».

Однако его главные умозаключения были дедуктивными и возникали в голове у великого сыщика когда он терзал свою скрипку или размышлял, покуривая трубку. В эти моменты Шерлок Холмс обращался к своим феноменальным знаниям в области истории и криминалистики и классифицировал дело, опираясь на «фамильное дерево преступлений». Он присваивал ему место в группе: «Убийство из-за наследства», «Убийство из ревности», «Кража завещания» и т.д. Это давало мотив, а мотив давал подозреваемых. В этом и заключалась суть дедуктивного метода Шерлока Холмса. Индукция давала ему пищу для размышлений, в то время как дедукция давала ответ.

Для тренировки логического мышления существует множество упражнений. Например, «Понятия по порядку», в рамках которого необходимо расположить несколько слов от частных значений к общим или наоборот. Полезными могут оказаться также шахматы или покер. Кроме того, важно научиться избегать в суждениях логических ошибок, изучив их, к примеру, по книге Авенира Уемова «Логические ошибки. Как они мешают правильно мыслить».

Как воспитать в себе сыщика

Чтобы научиться замечать детали, правильно их интерпретировать и не отвлекаться во время наблюдений и анализа, потребуются упражнения на развитие произвольного и непроизвольного внимания, а также тренировка гибкости мышления.

Непроизвольное внимание - это система реакции на раздражители, своего рода «боковое зрение» в том, что касается восприятия действительности. Чтобы развить его, можно взять за правило наблюдать за привычными предметами и местами при недостатке освещения и разном звуковом фоне (в естественных условиях, под приятную музыку и под резкие неприятные звуки), а также приучиться отмечать детали, которые привлекают внимание при переходе от одних видов деятельности к другим. Это позволяет воспитать в себе чуткость к колебаниям действительности и научиться не пропускать любопытные подробности, которые могут оказаться ключом к ситуации или характеру человека.

Произвольное внимание, или, попросту, сосредоточенность тоже играет огромную роль в том, чтобы воспитать в себе способность ясно мыслить. В среднем, благодаря волевому усилию человек способен удерживать внимание на объекте всего 20 минут. Чтобы повысить этот показатель, подойдут тренировки с так называемой «Занимательной таблицей» и ее аналогами. Каждая такая таблица представляет собой структуру с хаотически расположенными и по-разному изображенными цифрами от 1 до 35 или от 1 до 90. Задача состоит в том, чтобы найти все числа по возрастанию или убыванию, затратив на это наименьшее количество времени.

Натренировать внимание к деталям можно также, взяв в привычку наблюдение за незнакомыми людьми: на работе, на улице, в социальных сетях. В этом случае важно оценивать человека с разных ракурсов, давая по несколько вариантов ответа на вопросы о том, какой профессией он может заниматься, каково его семейное положение, характер и привычки. Это позволит развить гибкость мышления и перестать каждый раз довольствоваться единственным вариантом ответа, который может оказаться неправильным с большей долей вероятности.

Однако главный секрет дьявольской наблюдательности, кажется, заключается не в количестве тренировок, а в наличии сильного интереса. Ведь с повышением эмоциональной ценности предмета изучения и появлением достаточного для автоматизации действий опыта работы у человека возникает так называемое послепроизвольное внимание, фокус которого может не ослабевать часами. Именно послепроизвольное внимание позволяло Шерлоку Холмсу раскрывать преступления. Оно же помогает ученым совершать открытия, писателям - находить наилучшие формулировки и т.д. Кроме того, наличие послепроизвольного внимания - это еще приятно: оно разгружает психику, поскольку мозг перестает тратить энергию на поддержание фокуса и может бросить силы на решение поставленных задач.

Мария Конникова,

Шерлок Холмс не просто мыслит медленно - он понимает, что нужно разделять объективное и субъективное мышление. Когда вы видите человека, у вас неизбежно возникают связанные с ним ассоциации, и вы быстро решаете, хороший он или плохой. Упражнение, которое использовал бы для борьбы с этим Шерлок, - это спросить: «Что в том, что я думаю и ощущаю, является моей субъективной оценкой? Я всего лишь буду иметь это в виду, составляя свое настоящее мнение».

Кроме того, если мы хотим оценивать окружающую действительность объективнее, необходимо каждый раз осознавать, почему мы вынесли то или иное суждение, и проверять себя, узнавая у самого человека, его знакомых или в интернете, правы мы были или нет. Такая возможность есть не всегда, поэтому для тренировки можно использовать выложенные в сети видеокурсы. В их рамках можно наблюдать за участниками специальных сценок, оценивать, лгут они или нет, а потом узнавать правильный ответ.

Врачи и юристы применяют навыки логического мышления и привычку быть сосредоточенным постоянно, однако такие способности полезны в любой профессии. Даже для писателей важно разбираться в людях и уметь сфокусироваться на работе, не проверяя постоянно почту или социальные сети. Работая над книгой «Выдающийся ум», я, например, поняла, что у меня нет привычки удерживать фокус внимания. Я попыталась волевым усилием заставить себя не отвлекаться на интернет, но это было невероятно тяжело. Тогда я установила на компьютер программу Freedom, которая блокирует глобальную сеть на заданное время: от двух минут до восьми часов. Это очень мне помогло. Мы можем вспомнить, что Шерлок Холмс тоже намеренно создавал себе условия для мыслительного процесса: он играл на скрипке, курил трубку и даже выгонял доктора Ватсона, чтобы тот ему не мешал.

Но как же быть, когда мы не можем изолировать себя от внешних условий? Кажется, Конан-Дойл помогает ответить и на этот вопрос. Многие говорят, что Шерлок Холмс был холоден, однако это не так: у него возникают все те же эмоции, что и у любого другого человека, однако он умеет отодвинуть их в сторону и воспринять ситуацию без субъективной оценки. Такой навык нужно воспитывать в себе специально. Чтобы сделать это, можно завести блокнот с двумя или тремя колонками: «Объективные наблюдения», «Субъективные оценки» и «То, что может оказаться субъективной оценкой». Холмс держал все это в уме, но нам, до того, как это станет привычкой, необходимо делать записи.

Думаю, в современном мире расследований «Шерлоков Холмсов» стало меньше из-за господства технологий. Вместо того, чтобы попытаться при помощи логики понять, лжет ли подозреваемый, мы пытаемся оценить скорость его сердцебиения или проанализировать работу мозга. Однако, на мой взгляд, мы знаем о мозге слишком мало для того, чтобы целиком и полностью полагаться на существующие технологии анализа его реакций.

ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД - способ построения научных теорий, специфической особенностью которого является применение дедуктивной техники вывода (Дедукция ). В философии имелись попытки проведения резкой грани между Дедуктивным методом и другими методами (например, индуктивным), истолкования дедуктивного рассуждения как внеопытного и чрезмерного преувеличения роли дедукции в науке. В действительности дедукция и индукция неразрывно связаны между собой, и структура дедуктивного рассуждения обусловлена многовековой практически-познавательной деятельностью человека. Дедуктивный метод - один из возможных методов построения научного знания. Он применяется, как правило, после того, как накоплен и теоретически истолкован эмпирический материал для цели систематизации его, более строгого и последовательного выведения всех следствий из него и т. д. При этом получается и новое знание - в виде множества следствий дедуктивной теории и как совокупность возможных интерпретаций дедуктивно построенной теории. Общая схема организации дедуктивных систем (теорий) включает: 1) исходный базис, т. е. совокупность исходных терминов и утверждений: 2) используемые логические средства (правила вывода и определения); 3) совокупность утверждений (предложений), получаемых из (1) путем применения (2). При исследовании таких теорий анализу подвергаются взаимоотношения между отдельными их компонентами, абстрагированными от генезиса и развития знания. Поэтому их целесообразно рассматривать как своеобразные формализованные языки, которые можно анализировать либо в синтаксическом (когда изучается соотношение между входящими в язык знаками и выражениями вне учета их внеязыкового значения), либо в семантическом (когда взаимоотношения знаков и выражений системы рассматривают с точки зрения их значения) аспектах. Дедуктивные системы подразделяются на аксиоматические (Аксиоматический метод) и конструктивные (Конструктивный метод). Дедуктивный метод при использовании его в знании, основанном на опыте и эксперименте, выступает как гипотетико-дедуктивный метод. Анализ дедуктивного способа построения научного знания начался уже в античной философии (Платон, Аристотель, Евклид, стоики), много места занимал в философии нового времени (Декарт, Паскаль, Спиноза, Лейбниц и др.), но полно и четко принципы дедуктивной организации знания были сформулированы лишь в конце 19 - начале 20 в. (при этом широко использовался аппарат математической логики). Вплоть до начала 20 в. Дедуктивный метод применялся в основном в сфере математики и логики. В 20 веке широкое распространение получили попытки дедуктивного (в частности, аксиоматического) построения также мн. нематематических дисциплин - отдельных разделов физики, биологии, лингвистики, социологии и др.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 106-107.

 


Читайте:



Как найти нули функции по уравнению

Как найти нули функции по уравнению

Нули функции — это значения аргумента, при которых функция равна нулю. Чтобы найти нули функции, заданной формулой y=f(x), надо решить уравнение...

Речевая культура человека

Речевая культура человека

Люди живут в социуме, и общение - неотъемлемая часть существования человека. Поэтому без него вряд ли была бы возможна эволюция разума. Сперва это...

История османской империи

История османской империи

Более 600 лет Османская империя, основанная некогда Османом I Гази, держала в страхе всю Европу и Азию. Изначально небольшое государство на...

Психология болезней: Аллергия

Психология болезней: Аллергия

Теория о том, что любые мысли имеют материальную основу, воплощаются в наших делах и в том, как мы строим отношения с окружающими, давно уже не...

feed-image RSS