Разделы сайта
Выбор редакции:
- Бурятский снайпер – «зенитчик», так и не ставший Героем Черная и желтая вера
- День в истории. Тунгусское восстание. Да здравствует Тунгусская республика
- «Герои – наши земляки Герои – наши земляки
- Энциклопедия сказочных героев: "Кладовая солнца"
- Иван козлов биография. Иван Козлов. Биография. Военная служба поэта
- Русско-византийский договор Источники и редакции Русской Правды
- Склоняется ли мужская. Склонение фамилий. Склонение мужских украинских фамилий
- Поэма “Мцыри” Лермонтова: анализ произведения, образы и характеристика героев
- Еще одна жизнь и смерть жанаозена
- Линия пантеры. Германия. Восточный вал. Маршал Конев наносит удар
Реклама
Кладовая солнца основная мысль произведения. Энциклопедия сказочных героев: "Кладовая солнца". Анализ Кладовая солнца - где правда, а где сказка |
Главные герои сказки-были Михаила Пришвина «Кладовая солнца» — брат и сестра, Митраша и Настя. Митраше было десять лет, а Настя была на два года старше его. Брат и сестра были сиротами, отец у них погиб на войне, а мать умерла. Люди помогали детям, как могли, но Митраша и Настя быстро привыкли жить самостоятельно. Настя ухаживала за домашней живностью и вела хозяйство, а Митраша в свое время от отца научился ремеслу бондаря, он умел делать бочки и деревянную посуду. Однажды весной ребята решили пойти за клюквой, которая всю зиму лежала под снегом и теперь была гораздо слаще, чем осенью. Когда-то отец рассказывал им, что знает место, где клюквы очень много. Он называл это место палестинкой. Но путь туда лежал через Блудово болото, в котором было гиблое место под названием Слепая Елань. Митраша уговорил сестру пойти за клюквой на заветную палестинку. Он хорошо помнил, как отец объяснял дорогу до этого места. С собой Митраша взял отцовское наследство – компас и ружье. Ребята знали, что на болоте живет матерый волк по кличке Серый Помещик, и ружье в пути было не лишним. Настя взяла с собой большую корзину под клюкву. В нее она положила хлеб и картошку. На болоте тропинка разделялась, и между Настей и Митрашей разгорелся спор, по какой тропинке идти. Одна тропинка была широкой и натоптанной, а другая – узенькой, по ней редко кто ходил. Митраша настаивал, что идти надо по узкой тропинке, которая вела прямо на север. Об этом пути и рассказывал отец. Настя боялась угодить в Слепую Елань и хотела обойти опасное место. В результате дети поссорились и пошли разными дорогами. Они не знали еще, что обе тропинки приводят к заветной палестинке. Настя успешно добралась до места и с увлечением стала собирать клюкву, которой тут было видимо-невидимо. Она забыла обо всем на свете и ползала по кочкам, пока не наткнулась на большой пень, который облюбовала гадюка. Змея зашипела на девочку, но нападать не стала. От испуга Настя опомнилась и поняла, что совсем забыла о брате и стала звать его. А Митраша, который пошел по узкой тропинке, попал в беду. Он не сумел распознать вовремя Слепую Елань и по грудь провалился в трясину. На поверхности он держался только благодаря ружью, которой успел положить плашмя и теперь держался за него. На счастье Митраши, неподалеку от болота обитала охотничья собака по кличке Травка. Когда-то у нее был хозяин, сторож Антипыч, но он умер от старости, и теперь Травка жила вдали от людей. Травка была охотничьей собакой и часто гонялась за зайцами, которые водились на болоте. В погоне за очередным зайцем она выбежала к тому месту, где Митраша провалился в трясину. Мальчик узнал собаку Антипыча и стал подзывать ее. Травка осторожно подползла к нему, и Митраша схватил ее за задние лапы. Испуганная собака рванулась и вытащила мальчика из трясины. Обрадованная тем, что у нее появился новый хозяин, Травка продолжила охоту на зайца. Митраша, умевший охотиться, понял, чем занята собака и, затаившись в кустах, стал поджидать, когда загоняемый Травкой заяц выскочит прямо на него. Митраша понимал, что близится вечер и подстреленный заяц мог спасти ему жизнь. Так случилось, что под тем же кустом затаился и оголодавший за зиму волк Серый Помещик, для которого сейчас даже собака была желанной добычей. Когда волк и мальчик столкнулись нос к носу, Митраша не растерялся и выстрелил. Он убил волка, который доставлял много неприятностей местным жителям. На выстрел прибежала Настя, и брат с сестрой встретились. А вскоре и Травка принесла им в зубах пойманного зайца. К тому времени уже стемнело, и ребята развели костер. Они приготовили еду и заночевали в лесу. Утром следующего дня соседи обнаружили, что дети не ночевали дома и отправились на их поиски. У болота они встретили Митрашу и Настю, которые несли на шесте большую корзину с клюквой. Вместе с ребятами была и Травка, пропавшая собака Антипыча. Когда люди услышали, что Митраша застрелил матерого волка, они сначала этому не поверили. Но после того, как несколько человек привезли на санках тушу Серого Помещика, Митрашу стали называть героем. Всю собранную клюкву Настя отдала в детский дом, для эвакуированных ленинградских детей. А на Блудовом болоте были найдены большие запасы торфа. Торф образуется из погибших растений и в нем запасена солнечная энергия, которую люди научились использовать. Блудово болото оказалось настоящей кладовой Солнца. Таково краткое содержание сказки-были. Главная мысль сказки-были Пришвина «Кладовая солнца» заключается следующем: несмотря на то, что дети, Настя и Митраша, пошли разными дорогами, они встретились, и мир восторжествовал между ними. Обретение мира, гармонии в человеческих отношениях (пусть даже и детских) — это дело сложное. Для этого люди должны отыскать в себе силы для преодоления разногласий, недомолвок. Только в конце пути дети смогли достичь примирения, понимания. Сказка «Кладовая солнца» учит: нельзя указания других людей воспринимать буквально. Митраша по рассказам отца помнил, что к палестинке надо идти все время на север. Когда он дошел до места, где надо было обойти Слепую Елань, то не стал этого делать, а пошел прямо и завяз в трясине, чуть не погибнув. Сказка-быль учит никогда не ссориться и всегда действовать сообща, особенно в опасных местах. Митраша и Настя поссорились и пошли разными дорогами. Эта ссора едва не закончилась трагедией. Сказка «Кладовая солнца» мне понравилась тем, что несмотря на все сложности, которые пришлось преодолеть детям, у них всё закончилось хорошо, и Митраша стал героем, и клюква досталась эвакуированным ленинградским детям, и главные герои вновь обрели гармонию и счастье. В сказке мне понравилась собака Травка, которая спасла Митрашу от гибели, и поймала для ребят зайца. Какие пословицы подходят к сказке-были Пришвина «Кладовая солнца»?Один в поле не воин. Сочинение Повесть эта в еще большей степени, чем рассказы писателя, двупланова. Первый план составляет рассказ о том, как брат и сестра, Митраша и Настя, пошли за клюквой, о беде, случившейся с детьми, из которой они вышли с помощью собаки Травки, о победе над старым злым волком Серым Помещиком. В финале произведения сообщается, что всю собранную клюкву Настя с Митрашей подарили эвакуированным из Ленинграда детям. Как и в других произведениях Пришвина, в «Кладовой солнца» передана поэзия леса, сообщены интересные наблюдения художника за повадками зверей (сорок, зайца, лисы, лося); есть в ней и рассказ о том, как образуется торф и какие возможности он в себе таит. Внешняя канва сюжета не исчерпывает философских идей Пришвина, переданных в предельно обобщенной форме сказки, составляющей второй план произведения. Обращение писателя в 40-е годы к жанру сказки было не случайно. Победа советского народа над фашизмом укрепила убежденность художника в том, что самые смелые сказочные идеи осуществимы. И писатель стремится создать «современную правдивую сказку», главной идеей которой, по емкому определению В. Д. Пришвиной, становится «победа высокого человеческого начала в жестокой природе»1. Форма сказки с ее предельным обобщением, выходом в общечеловеческие законы морали помогает писателю расширить художественное время своего повествования, включив в него и прошлое и будущее. «Кладовая солнца» - это не только образное определение торфа, аккумулировавшего в себе тепло солнца и ждущего вмешательства человека, чтобы отдать ему на пользу солнечную энергию. «Кладовая солнца» - это в первую очередь символ человеческой деятельности прошлых поколений на пользу поколений будущих, деятельности, материализованной в повести в образах проложенной через болото неизвестными людьми тропы и Травки2. Люди, по мысли художника, вкладывали себя в природу и тем самым утверждали человечность. В этот единый исторический поток вливаются юные герои повести Митраша и Настя, наделенные качествами исследователей и открывателей жизни. «Их носики,- пишет Пришвин,- можно было видеть и на колхозных полях, лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах». Перед детьми открывается нелегкий путь к человечности. На нем очень важно найти свою дорожку, тропинку и в то же бремя не сбиться с пути. Вот почему писатель не только не осуждает, как это кажется некоторым исследователям, но даже восхищается ‘характерами своих героев, не пожелавших избрать чужой путь, выбравших свои дорожки. Характерно, что «в споре своем, по какой тропке идти, дети одного не знали, что большая тропа и малая, огибая Слепую елань, обе сходились на Сухой речке, больше уже не расходясь, в конце концов выводили на большую переславскую дорогу», а там вели к счастливой палестинке- цели похода героев повести. Несчастья Насти и Митраши вызваны не тем, что каждый из них пошел своей дорогой, а тем, что Митраша, игда более легкий путь, пренебрег человеческой тропой и попал в Слепую елань. В свою очередь, Настя, увлеченная сбором клюквы, дала волю нечеловеческому чувству жадности (великолепна сцена, когда лось не признал в грязной ползающей дейбч’ке человека и принял ее за животное и забыла о брате. Мягкими красками, но вполне определенно показывает писатель, какими тяжелыми физическими и нравственными страданиями расплачиваются дети за свою ошибку: еще бы немного, и символ зла - волк Серый Помещик, ненавидящий людей, мог бы торжествовать победу. Но человеческие добрые качества были прочно заложены в детях. Вовремя опомнилась «золотая уточка» Настя и нашла брата; мобилизовал свою находчивость Митраша и спасся с помощью Травки, наделенной опытом служения людям, опытом, который веками воспитывал человек в ее собачьих предках. Так смыкается настоящее (жизнь Митраши и Насти) с прошлым, сделанным для них неведомыми людьми, и уходит в будущее, где детям предстоит еще большая жизнь, первым шагом которой была победа над собой, над Серым Помещиком и щедрый дар ленинградским детям. Так приводит Пришвин своих героев и читателей к мысли, что «большая человеческая правда… есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь». Среди многочисленных толкований этого слова есть у Пришвина и такое, наиболее близкое к идее «Кладовой солнца»: «Большая вода выходит из своих берегов и далеко разливается. Но и малый ручей спешит к большой воде и достигает даже и океана. * Только стоячая вода остается для себя стоять, тухнет… Пройдет несколько лет, и художник повторит эту мысль, еще более заострив ее, в своем последнем произведении - в «Корабельной чаще»: «Сил своих на добро не жалеть, не считать», «жить хорошо и трудиться, а не гоняться в одиночку за счастьем». Слова эти стали этическим завещанием писателя потомкам. Лирический герой Пришвина всегда умнее, наблюдательнее своих читателей. Он делится с детьми опытом, передает им свою мудрость. Другое дело, что мудрость эта проникнута не житейской мелкой моралью, а ощущением сопричастности с большим миром, открывающимся проницательному взгляду художника. В этом мире царит культ Человека - творца и преобразователя жизни. «По Вашим книгам, Михаил Михайлович,- писал М. Горький в статье о Пришвине,- очень хорошо видишь, что Вы человеку - друг… Ваше чувство дружбы к человеку так логически просто исходит из Вашей любви к земле, из «геофилии» Вашей, из «геооптимизма»… Ваш человек очень земной и в хорошем ладу с землею». Художественный мир Пришвина так же невозможен без поэзии, как невозможен он без юмора. Добрая улыбка над человеком, над животным создает атмосферу радости, смягчает драматизм жизни, укрепляет уверенность в могуществе человечества. М. М. Пришвин - выдающийся знаток языка, художник слова, «охотник за словом». В уже упоминавшейся статье М. Горького о Пришвине есть и такое признание: «Вы привлекли меня к себе целомудренным и чистейшим русским языком Ваших книг и совершенным умением придавать гибкими сочетаниями простых слов почти физическую ощутимость всему, что Вы изображаете». Речь Пришвина - это сплав народной лексики («путик», «падун», «Берендеи», «кощеева цепь», «осударева дорога», «охота за счастьем» и т. д.) с языковой культурой революционной интеллигенции России конца XIX - начала XX века. И вместе с тем столь прихотливое сочетание стилевых и ритмических пластов никогда не лишало индивидуальности произведений художника. Книги Пришвина, в которых слышится его неторопливая, чуть насмешливая речь, пронизанная поэзией жизни, правды и человечности, наполненная символически-философскими обобщениями,- явление в русской литературе неповторимое, рождающее в душе читателя «источник радости» - качество, необходимое творцу. Очень часто понять смысл произведения помогает отзыв. «Кладовая солнца» - это сказка-быль известного советского писателя М. Пришвина. Эта книга предназначена для детского чтения, ее изучают в шестом классе, однако она несет в себе глубокий философский смысл, так как ее главная идея - вечно актуальная проблема взаимоотношений человека с природой. Повесть проникнута теплым чувством любви автора к своим героям и окружающей их живой среде. Вместе с тем повествование отличается тонким юмором, за что читатели так полюбили эту сказку. Мнения о герояхПри подготовке школьного урока по рассматриваемому произведению поможет отзыв. «Кладовая солнца» по праву считается одним из лучших произведений Пришвина. Именно в данной повести в полной мере проявился его талант как писателя-художника, воспевшего красоту русской природы. Читатели в один голос утверждают, что главные персонажи сказки, брат Митраша и его сестра Настя, получились на редкость удачно. Смелый, отважный мальчик, стремящийся быть самостоятельным, и рассудительная, умная девочка сразу завоевали симпатии поклонников, любителей творчества писателя. По их наблюдению, автор умело построил повествование на контрасте их характеров. Отзыв («Кладовая солнца», таким образом, стала не только сказкой-былью о приключении на природе, но интересной историей о взаимодействии двух так не похожих друг на друга людей) о книге показывает сохранение интереса у современных читателей к этой простой и несколько наивной повести. Все они отмечают увлекательный сюжет, подробную психологическую характеристику действующих лиц и красочное описание пейзажа. ВступлениеПроизведение начинается с описания жизни героев в деревне. Действие происходит в селе неподалеку от города Переяславля-Залесского. Настя и Митраша - сироты, их родители погибли во время войны, так что они вынуждены в одиночку вести свое хозяйство. Девочка рано встает, чтобы успеть сделать всю необходимую работу, а Митраша во всем ей помогает. Читатели указывают на правдивость и достоверность описания автором тех сложных условий, в которых очутились дети. О том, насколько пользователям пришлось по душе данное вступление, свидетельствует отзыв. «Кладовая солнца» является одной из наиболее читаемых книг Пришвина именно за счет верного воспроизведения непростой послевоенной эпохи на примере трудовых будней этих маленьких детей. ЗавязкаТолчком к действию послужило решение брата и сестры отправиться в лес собирать клюкву. Они тщательно подготовились к своему походу, так как путь предстоял неблизкий, к тому же в дороге их могли подстерегать опасности. Повесть «Кладовая солнца», главные герои которой заслужили любовь читателя своей непосредственностью и отвагой, содержит очень красочное описание лесной поляны, куда направлялись дети в поисках ягоды. Читатели отмечают, что это место является одним из лучших во всей повести, так как писатель с особенной любовью и теплотой передал таинственность и красоту русского леса. По их мнению, данный отрывок несет большую смысловую нагрузку, так как именно загадочный лес и стал тем местом, где развернулись главные события повести. Книга «Кладовая солнца», главные герои которой во время похода повздорили и пошли разными дорогами, что привело к удивительным приключениям Митраши, поражает читателей картиной пейзажа, предваряющей основное действие. Сцена на болотеНастя нашла полянку с клюквой и так увлеклась ее сбором, что позабыла о ссоре с братом. А последний между тем углубился в самую чащу леса, пока, наконец, не набрел на болото. Читатели справедливо указывают, что писатель не зря так подробно описал весь путь, который прошел мальчик в поисках ягоды: по их словам, образ мрачной глуши, темных деревьев, пустой местности создает ощущение опасности и надвигающегося несчастья. Как никто другой из советских писателей, умел создавать атмосферу таинственности в природе М. Пришвин. «Кладовая солнца» - яркий тому пример. Развернутое повествование о путешествии Митраши по болоту, по мнению читателей, - один из самых интригующих моментов во всей книге. Сцена, созданная автором, и завораживает, и пугает одновременно, поэтому последовавшее за тем происшествие производит двойной эффект. Домик лесникаОсобенно трогательно и проникновенно автор рассказывает о жизни Антипыча в этом дремучем и страшном месте. У него была маленькая избушка, которую он занимал вместе со своей собакой Травкой. Этот человек был местным лесником, и, несмотря на унылую обстановку, в которой ему пришлось жить, он сохранил теплые человеческие чувства ко всему окружающему. Очень большое значение этим второстепенным персонажам придавал М. Пришвин. «Кладовая солнца» - это не только история детей, но и повествование о жизни человека на природе. К моменту действия повести Антипыч умер, и в его маленьком домике осталась только одна Травка. Она охотилась на зайцев, не подозревая, что ей самой угрожает опасность, так как поблизости постоянно рыскал страшный волк, прозванный местными жителями Серым Помещиком. КульминацияНаиболее острым и напряженным моментом в сказке является сцена, в которой автор описал приключение Митраши на болоте. Мальчик выбрал очень опасный путь для того, чтобы пробраться на поляну, и, проходя по узенькой тропинке среди больших деревьев, случайно попал в Слепую Елань. Так в деревне называли лесную топь. Повесть «Кладовая солнца», содержание которой отличается сдержанностью и неторопливостью, характеризуется чередованием картин природы и захватывающими сценами. По словам читателей, происшествие на болоте является самым напряженным и динамичным во всей повести, хотя повествование ведется в прежнем духе и темпе. Однако, по утверждению пользователей, автор смог в том же стиле передать всю динамику и напряжение момента. По отзывам большинства читателей, особенно выразительным получился тот эпизод, в котором автор подчеркивает твердость и рассудительность мальчика, не потерявшего присутствие духа, вспомнившего советы отца и сумевшего с помощью Травки спастись от смерти. РазвязкаНа школьных уроках ученикам часто предлагают тему «Пришвин о природе». Рассматриваемое произведение как нельзя лучше подойдет для раскрытия данного вопроса, поскольку в нем лес является полноценным действующим лицом. Автор, следуя сказочным мотивам, показывает, как природа иногда помогает детям, а иногда, напротив, таит для них опасность. Большинство пользователей отмечает, что писатель провел идею о том, что бережное и разумное взаимодействие с окружающей средой помогло героям избежать опасности. Итак, повесть «Кладовая солнца», тема которой - это необходимость единения человека и природы, признана одной из лучших повестей в жанре сказка-быль в отечественной литературе. Пришвин М., сказка "Кладовая солнца" Жанр: сказка-быль Главные герои сказки "Кладовая солнца" и их характеристика
Любовь и согласие есть величайшие человеческие ценности, забывать о которых никак нельзя. Чему учит сказка "Кладовая солнца"
Отзыв на сказку "Кладовая солнца"
Пословицы к сказке "Кладовая солнца"
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Кладовая солнца" по главам:
VII.
Рисунки и иллюстрации к сказке "Кладовая солнца" |
Читайте: |
---|
Новое
- День в истории. Тунгусское восстание. Да здравствует Тунгусская республика
- «Герои – наши земляки Герои – наши земляки
- Энциклопедия сказочных героев: "Кладовая солнца"
- Иван козлов биография. Иван Козлов. Биография. Военная служба поэта
- Русско-византийский договор Источники и редакции Русской Правды
- Склоняется ли мужская. Склонение фамилий. Склонение мужских украинских фамилий
- Поэма “Мцыри” Лермонтова: анализ произведения, образы и характеристика героев
- Еще одна жизнь и смерть жанаозена
- Линия пантеры. Германия. Восточный вал. Маршал Конев наносит удар
- Особенности издания лаврентьевской летописи в составе "полного собрания русских летописей"