Главная - Радуга Михаил
Методические рекомендации по написанию общеобраразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования для педагогов дополнительного образования методическая разработка на тему. Требования к программе дополнительного образования детей I. Норма

Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

в образовательных учреждениях дополнительного образования детей и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии.

Содержание дополнительных образовательных программ.

Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
  • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  • воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

Целями и задачами дополнительных образовательных программ , в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей.

В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:

Достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

Соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);

Направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной);

Современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

быть направлено на:

  • создание условий для развития личности ребенка;
  • развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
  • профилактику асоциального поведения;
  • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
  • целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
  • укрепление психического и физического здоровья детей;
  • взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Структура дополнительной образовательной программы.

Дополнительная образовательная программа, как правило, включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку.

3. Учебно-тематический план.

5. Методическое обеспечение.

6. Список литературы.

Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной образовательной программы.

1. На титульном листе дополнительной образовательной программы рекомендуется указывать:

Наименование образовательного учреждения;

Где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

Название дополнительной образовательной программы;

Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

Срок реализации дополнительной образовательной программы;

Название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

Год разработки дополнительной образовательной программы.

2. В пояснительной записке к дополнительной образовательной программе следует раскрыть:

Направленность дополнительной образовательной программы;

Новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

Цель и задачи дополнительной образовательной программы;

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ;

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

Формы и режим занятий;

Ожидаемые результаты и способы их проверки;

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:

Перечень разделов, тем дополнительной образовательной программы;

Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4. Содержание изучаемого курса дополнительной образовательной программы возможно отразить через:

Краткое описание тем дополнительной образовательной программы (теоретических и практических видов занятий).

5. Методическое обеспечение может включать описание:

Форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);

Приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;

Форм подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы.

6. Список использованной литературы.

размер шрифта

ПИСЬМО Минобрнауки РФ от 11-12-2006 06-1844 О ПРИМЕРНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (2019) Актуально в 2018 году

ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Нормативно-правовой аспект

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2).

Обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

Формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

Интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

Формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

Воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество; образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

Целями и задачами дополнительных образовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с этим содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:

Достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

Соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);

Направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной);

Современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении);

быть направлено на:

Создание условий для развития личности ребенка;

Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

Профилактику асоциального поведения;

Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;

Целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

Укрепление психического и физического здоровья ребенка;

Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Структура программы дополнительного образования детей

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

3. Учебно-тематический план.

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

6. Список литературы.

Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей

Наименование образовательного учреждения;

Где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

Название дополнительной образовательной программы;

Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

Срок реализации дополнительной образовательной программы;

Название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

Год разработки дополнительной образовательной программы.

2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:

Направленность дополнительной образовательной программы;

Новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

Цель и задачи дополнительной образовательной программы;

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

Формы и режим занятий;

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:

Перечень разделов, тем;

Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

Обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

Дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

6. Список использованной литературы.

«Требования к структуре программы дополнительного образования»

В общем виде программа состоит из следующих частей (блоков):

1) Титульная страница; 2) Пояснительная записка; 3) Учебно-тематический план; 5) Содержание про­граммы 6) Список литерату­ры. 7) Методическое обеспечение программы 8) Планируемые результаты деятельности педагога

Титульная страница

Шапка – название учреждения, в котором разработана программа, пишется полностью в верхней части титульного листа в центре «Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы».

Ниже, справа пишется «Утверждено приказом директором МКУ ДО ЦВР Борисовой Е.В приказом № ___ от «___»______20__г.». Программа считается принятой с момента ее подписи директором.

В центральной части пишется название программы и на сколько лет она рассчитана (срок ее реализации).

Ниже, справа, пишется должность составителя программы и его ФИО. Если программа адаптированная (модифицированная), следует указывать программу, на основе которой она адаптирована (модифицированная).

У нижнего поля в центре пишется название населенного пункта, в котором написана программа и год написания программы.

ПРИМЕР

Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования

Центр внешкольной работы

«Согласовано»

Руководитель МС

________________

МКУ ДО «ЦВР»

Протокол №________

От «______» _________ 201 г.

«Утверждаю»

Директор МКУ ДО « ЦВР»

Борисова Е. В.

Приказ №________

От «______» ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_________ 201 г.

Дополнительная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Золотые ручки»

для детей 13-16 лет

срок реализации образовательной программы 2 года

Педагог дополнительного образования

ФИО (полностью)

с. Зерновое 20__г.

Пояснительная записка

В ней формулируются цели и задачи работы. Цель - это конкретный образ желаемого (ожидаемого) результата, кото­рый реально можно достичь к четко определенно­му моменту времени, иначе говоря, это предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. Формулировка цели должна быть максимальна четкой и краткой, полной и логически корректной. Ее назначение - определить стратегию и тактику образовательного процесса. Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность. К конечной цели ведут задачи, то есть те этапы, ступени, которые позволяют ее достичь через определенные виды деятельности. Задачи удобнее представить как три ряда задач:

    учебные зада­ чи (развивать познавательный интерес к чему-либо через изучение нового материала; способствовать приобретению определенных знаний, умений, навыков через самостоятельную работу; расширять представления о чем-либо; развивать мотивацию к определенному виду деятельности, включать в познавательную деятельность и т.п.),

    • воспитательные задачи (формировать у обучающихся общечеловеческие нравственные ценностные ориентации, социальную активность через участие в массовых мероприятиях, гражданскую позицию, экологическое самосознание через изучение мира живой природы и условий, влияющих на нее, культуру общения и поведения через совместную деятельность, вырабатывать навыки здорового образа жизни через участие в конкурсе плакатов и т.п.),

      задачи развивающего про­ цесса (развивать деловые качества – самостоятельность, аккуратность, ответственность, активность, обеспечивать гармоничное эстетическое и физическое развитие; формировать потребности в самопознании, саморазвитии).

    Указывается вид программы (адаптированная, модифицированная, авторская), раскрывается ее актуальность и практическая значимость для обучающихся.

В настоящее время употребление понятия «адаптированная программа» на основании Закона «Об образовании в РФ» определяется

«программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц».

Дается краткая характеристика возрастных и индиви дуальных особенностей детей, занимающихся в объединении. Описывается состав детской группы (постоянный, переменный), особенности набора обучающихся (свободный, конкурсный).

    Прогнозируются знания, умения и навыки , которые должны приобрести обучающиеся в процессе занятий по программе. Перечисляются качества личности , которые могут развиваться у детей в ходе занятий. В программе критерии оценки долж­ ны присутствовать обязательно! Надо указать способы учета знаний и умений, возможные варианты оценки личностных качеств обучающихся. В качестве процедур оценивания могут использоваться тестирования, зачеты, экзамены, выставки, конкурсы, концерты, соревнования, открытые занятия для родителей, учебно-исследовательские конференции и т.п.

    Обосновывается необходимость использования определенной аппаратуры, пособий, техники и др.

Учебно-тематический план

Характеризуя режим организации занятий , необходимо указать:

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Кол-во часов в неделю

Общее кол-во часов в год

3 ч

3 раза

9 ч

324 ч

Оформлять учебно-тематический план рекомендуется в виде таблицы :

Как правило, эта часть плана оформляется в виде таблицы, и мы предлагаем два вариан­та для разных типов детских объединений.

Первый вариант (традиционный) подходит для тех объединений дополнительного образования, в которых содержание учебной дея­тельности изучается последовательно и имеет более или менее оп­ределенное время для изучения каждой темы образовательной про­граммы.

Календарный план в этих дет­ских объединения может быть оформлен следующим образом:

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

В том числе

Дата

Теоретич.

Практич.

1.

Название раздела

1.1.

Название темы

1.2.

Название темы

2.

Название раздела

2.1.

Название темы

2.2

Название темы

Итого часов:


Второй вариант составления календарного плана учебно-воспи­тательной работы может быть предложен для тех детских объедине­ний, в которых все обозначенные в образовательной программе учебные темы изучаются не последовательно, а параллельно. Среди таких детских объединений необходимо назвать прежде всего му­зыкальные, спортивные и хореографические, так как каждое учеб­ное занятие в них включает все направления учебной работы.

Для этих детских объединений можно предложить такую форму календарного плана:

Названия разделов и тем

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1. Раздел

    Тема

Общее кол-во часов

теория

практ

    Тема

Общее кол-во часов

теория

Практ.

Итого часов:

При таком варианте планирования в графе «Название тем» сра­ зу выписываются все учебные темы в соответствии с образователь­ ной программой, а затем в графах с названиями месяцев отражает­ ся изучение каждой темы в течение учебного года.

    Указывается название раздела, затем он кон­ спективно раскрывается , и таким образом создается представление о том объеме и содержании знаний, которые даются на занятиях. Раскрывать содержание разделов и тем следует в порядке их представления в учебно-тематическом плане. Обычно первой темой программы является введение в изучаемый предмет.

    Указываются организационные формы занятий (индивидуальные или групповые, теоретические или практические), могут приводиться примеры занятий, игр, планы конкурсов, тесты, исследования, то есть те формы работы, которые позволяют детям наиболее эффективно освоить материал.

    Указываются методы работы педагога (словесные, наглядные, практические). Эффективность занятия обеспечивается хорошей организа­цией самостоятельной деятельности детей. Педагог должен научить детей приемам самостоятельной работы, сформировать культуру труда и научить работать сообща, помогая друг другу.

    Перечисляется используемый дидактический материал .

Требования к оформлению программы:

Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman , кегль 12-14 (в таблице допускается кегль 12), межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля слева 3 см, остальные 1,5 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word , листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

Титульный лист считается первым, но не нумеруется.

Календарно-тематическое планирование может представляется в виде таблицы или текста.

Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска, количества страниц документа (книги), ЭОР.

Список литературы

Список должен быть достаточно объем­ным. В него должна включаться как литература, используемая педагогом для подготовки занятий, так и научная литература, рас­ширяющая кругозор самого педагога. Может быть составлен от­дельный список литературы для детей и родителей по тематике занятий (для расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании ребенка).

Требования к оформлению списка литературы

Список литерату­ры выполняется в соответствии с требованиями ГОСТа. Заключаются они в следующем.

Все источники литературы размещаются в строго алфавит­ном порядке от 1 до последнего.

Описывая книгу, следует указать: фамилию автора, затем инициалы (если имеются); полное название книги (без кавычек!). После косой черты («/») - указывается, под чьей редакцией вышла книга (/Под ред.

П. П. Волкова), а также переводчик (/Пер. А. Левиной). Следует обращать внимание на размеще­ние инициалов! В начале строки сначала идет фамилия автора, затем инициалы; при указании лица, под чьей редакцией выш­ла работа, - сначала инициалы, затем фамилия.

Если приводится статья из книги, то ставятся «//», после которых без кавычек указывается название.

После ставится точка и тире.

Затем указывается город, где издана книга; издательство; цифра года издания (слово «год» не пишется). Допускается опускать издательство, тог­да указывается город и год. Сокращаются только названия городов: Москва - М.; Ленинград - Л.; Санкт-Петер­бург - С.-Пб.

Список литературы

    Калашников А. Г. Что такое педагогический процесс. - М., 1926.

    Науменко Г.М. Песни зимнего обхода дворов // Народное творчество.- М., 1982. - №11.

    Региональная программа развития общего образования Са­ратовской области на 1996-1998 годы /Под ред. Л. Г. Вяткина, Н. П. Корнюшкина. - Саратов: Слово, 1996.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:

Обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов и др.).

Дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы т.д.

Планируемые результаты деятельности педагога

Структурный элемент программы, включающий перечень контрольно-измерительного материала. Если контрольно-измерительный материал разработан и рекомендован к использованию по направленностям, то делается ссылка на учебное пособие.

    Экономика. 10-11 классы: контрольные задания, тесты\ авт.-сост. О.И. Медведева.- Волгоград: Учитель, 2009.-166с.

Приложение

(приложение – примерная форма пояснительной записки)

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа …………….. направленности «___________________» разработана на основе:

Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р), Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

При разработке дополнительной общеразвивающей программы ………. направленности «___________________» были использованы:

Типовая (Примерная) программа……….., утвержденная (допущенная) ………… (при наличии), указать выходные данные (издательство, год издания), авторов - составителей.

Примечание : Если при разработке образовательной программы было использовано несколько типовых (примерных) программ, рекомендуется указать все используемые источники.

Цель дополнительной общеразвивающей программы «___________________» «___________________»: ……………

Задачи дополнительной общеразвивающей программы ………… направленности «___________________»: ……………

Актуальность дополнительной общеразвивающей программы ……….. направленности «___________________» ………….

Новизна дополнительной общеразвивающей программы …………………. направленности «___________________»……………(указывается при наличии таковой). Возраст обучающихся, на который рассчитана данная образовательная программа……… Минимальный возраст детей для зачисления на обучение ………

Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы ………………… направленности «___________________»……………

Наталия Подледнова
Методика написания и требования к программам дополнительного образования

ФЗ «Об образовании » Статья 2.

П. 9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим ФЗ, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов , курсов, дисциплин (модулей, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов ;

П. 14) дополнительное образование - вид образования , который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования ;

Программа дополнительного образования разрабатывается педагогом, обсуждается на педагогическом совете учреждения и утверждается руководителем.

Структура программы :

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Учебно-тематический план.

6. Список литературы.

Оформление и содержание структурных элементов программы

1. На титульном листе указываются :

Наименование учреждения;

Где, когда и кем утверждена программа ;

Название программы , можно указать и направление;

Возраст детей, на которых рассчитана программа ;

Срок реализации программы ;

Название города, населенного пункта, в котором реализуется программа ;

Год разработки программы .

Пример :

2. В Пояснительной записке (1-2 листа, следует раскрыть без заголовков, сплошным текстом :

Пояснительную записку рекомендуется начинать с введения - краткой характеристики предмета, его значимости и педагогического обоснования . Во вводной части можно изложить информацию, касающуюся данного вида деятельности, искусства, его истории, регионов распространения и тому подобное. Следует обосновать сущность сложившейся ситуации, выходы на социальную действительность и потребности ребят .

Направленность программы

Дополнительные образовательные программы могут иметь следующие направленности : 1. Художественно-эстетическая; 2. Военно-патриотическая; 3. Научно-техническая; 4. Физкультурно-спортивная; 5. Эколого-биологическая; 6. Естественнонаучная; 7. Социально-педагогическая; 8. Культурологическая; 9. Спортивно-техническая; 10. Туристско-краеведческая.

например :

Программа декоративно-прикладного творчества «Бусинка» художественной ориентации, направлена на возрождение народных промыслов, развитие интереса детей к народному творчеству и воспитании патриотизма.

Новизна дополнительной образовательной программы предполагает : - новое решение проблем дополнительного образования ; - новые методики преподавания ; - новые педагогические технологии в проведении занятий; - нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т . д.

Актуальность программы - это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа . Актуальность может базироваться : - на анализе социальных проблем; - на материалах научных исследований; - на анализе педагогического опыта; - на анализе детского или родительского спроса на дополнительные образовательные услуги ; - на современных требованиях модернизации системы образования ; - на потенциале образовательного учреждения ; - на социальном заказе муниципального образования и других факторах . Педагогическая целесообразность подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения. В этой части пояснительной записки нужно дать аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной образовательной программы , а конкретно, в соответствии с целями и задачами, выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности и организации образовательного процесса .

например :

В создании условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, приобщение к общечеловеческим ценностям, профилактика асоциального поведения, создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественных культур, укрепление психического и физического здоровья детей, взаимодействия педагога с семьей)

Цель - это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить. Цель - это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого реально можно достичь к определенному моменту времени. Для постановки цели требуется предварительный анализ образовательного уровня и особенностей детей, особенностей региона, окружающей среды и др.

Цель и задачи программы (триединые) Целями и задачами дополнительных программ в первую очередь , является обеспечение обучения, развития и воспитания. Цель необходимо ставить конкретную, выполнимую, а не глобальную, которая должна уточниться и раскрыться в задачах.

Целью программы «….» является :

Формирование (обучение…., развитие, воспитание….

Задачи являются разбивкой цели на этапы. В задачах, как и цели нельзя употреблять глаголы обучить , развить и воспитать, так как эти процессы длительные и порой длятся всю жизнь, правильным будет написание глаголов обучение , развитие, воспитание.

Задачи :

Обучающие :

Обучение…

Знакомство….

Развивающие :

Развитие….

Развитие….

Воспитательные :

Воспитание….

Воспитание…

Задача - это то, что требует выполнения , разрешения. (С. И. Ожегов Словарь русского языка.) Задачи кружка, объединения - это пути, способы поэтапного достижения цели, т. е. тактика педагогических действий. - образовательные задачи , то есть отвечающие на вопрос, что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится воспитанник, освоив программу ; - развивающие задачи, то есть связанные с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения , речи, волевых качеств и т. д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении; - воспитательные задачи, то есть отвечающие на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся. Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках одной грамматической формы : Глаголы Существительные способствовать помощь развивать развитие приобщать приобщение воспитывать воспитание обучить обучение сформировать формирование обеспечить обеспечение поддержать поддержка расширить расширение 7 углубить углубление познакомить знакомство предоставить возможность и т. д. предоставление возможности и т. д.

например :

Цель программы : формирование опыта владения технологиями изготовления изделий декоративно-прикладного творчества, развитие творческих способностей, воспитание патриотизма, нравственности.

Задачи :

Обучающие :

Знакомство с историей возникновения и развития разных видов ремесел;

Развивающие :

Развитие образного мышления ;

Развитие индивидуальности при решении творческих задач;

Воспитательные :

Воспитание уважительного и бережного отношения к народному творчеству;

Воспитание волевых и трудовых качеств личности;

Воспитание потребности в здоровом образе жизни .

Отличительные особенности данной программы

Здесь прописываются такие особенности как индивидуализация или дифференциация обучения, интеграция с общим образованием , свои принципы и особенные или современные методы преподавания или технологии. Возможно, программа является социальным заказом родителей или учреждения. Возможно, она написана на основе типовых программ или авторских разработок, но переработана, модифицирована или адаптирована, и т. д.

примеры :

№ 1 Отличительные особенности программы в том что , что она написана на основе типовой программы по народным промыслам, но в нее введены новые разделы по бисероплетению и фриволите, а также большое место отводится изучению цветоведения и композиции.

№ 2 Отличительной особенностью данной программы , является то, что ребенок имеет право изучать, на свой выбор, предложенные в программе ремесла , в соответствии со своими интересами и потребностями . Обязательными разделами программы остаются - композиция, цветоведение, история декоративно-прикладного творчества.

Возраст детей, на которых рассчитана программа и срок ее реализации

Например :

В программе участвуют дети от 4 до 7 лет.

Срок реализации программы 3 года .

Формы и режим занятий

например

Занятия проводятся

1 год обучения- 2 раза в неделю по 2 часа

2 год обучения- 3 раза в неделю по 2 часа

Формы занятий – сообщение нового материала, закрепление его на практике, экскурсии.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Чтобы написать этот раздел необходимо вернуться к задачам, проанализировать. Знания и умения это результат решения задач.

Например :

Цель программы : обучение технологиям изготовления изделий декоративно-прикладного творчества.

Задачи :

Обучающие :

Знакомство с историей возникновения и развития разных видов ремесел;

Изучение основ цветоведения и композиции;

Изучение основ конструирования из различных материалов.

В результате реализации программы учащиеся первого года обучения

будут знать :

Основы техники безопасности и противопожарной безопасности;

Правила организации рабочего места;

Краткую историю декоративно-прикладного творчества;

Теоретические сведения об изученных технологиях.

Уметь :

Использовать в работе знания по технике безопасности;

Применять основы цветоведения на практике;

Выполнять не сложные изделия в изученных видах декоративно-прикладного творчества по образцу

В результате реализации программы воспитанники первого года работы

будут знать :

Уметь :

Результативность обучения будет проверятся….(например, опросом, тестами и т. д. то есть ваша диагностика)

Формами подведения итогов станут (например, праздники, выставки, конкурсы, соревнования, и т. д.)

учебно-тематический план

№ Перечень разделов, тем Теория

часы Практика

часы Всего

итого итого итого

В учебно-тематическом плане не должно содержаться конкретных работ, только технологии и направления. Это связано с тем что программы работают в течение нескольких лет, за этот период может появиться множество других песен, образцов , у ребят сменится интерес и они не захотят петь именно эту песню, или шить именно эту игрушку.

Например :

Здесь каждая тема расписывается на теорию и практику (без указания часов) в именительном падеже через краткое описание разделов и тем внутри разделов.

Название темы (нумерация, количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами учебно-тематического плана);

Телеграфным стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему (без методики ) ;

Указывают основные теоретические понятия (без описания) и практическая деятельность воспитанников на занятии;

При включении в ДОП экскурсий, игровых занятий, досуговых и массовых мероприятий, в содержании указывается тема и место проведения каждой экскурсии, игры, мероприятия и др.

Важно, чтобы здесь не указывались конкретные работы или произведения, т. к. у детей должен быть выбор.

Методическое обеспечение программы

Здесь прописывается ваша база (иллюстрации, разработки игр, бесед, образцы , методички , диагностические тесты и т. д.) а также, отдельным списком, материалы и оборудование.

Список литературы

Литература записывается в алфавитном порядке со всеми выходными данными.

Списки литературы должны содержать перечень изданий, в том числе опубликованных за предыдущие пять лет : - по общей педагогике; - по методике данного вида деятельности; - по методике воспитания ; 14 - по общей и возрастной психологии; - по теории и истории выбранного вида деятельности; - опубликованные учебные, методические и дидактические пособия. Перечень указанной литературы должен отражать уровень и широту теоретической подготовленности педагога в данной области.

Например :

1. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста : Кн. Для воспитателя дет. сада. -М.: Просвещение, 1991.-207 с.

Приложения к образовательной программе

К программе могут быть добавлены приложения различного характера :

Иллюстративный материал по тематике занятий;

Словарь специальных терминов с пояснениями;

Контрольные вопросы и задания;

Конспекты, описание занятий;

Технологические карты;

Готовые изделия, образцы ;

Условия набора детей в коллектив;

Условия прослушивания;

Материалы тестирования;

Памятки для родителей;

методические разработки для организации индивидуальной работы с детьми;

Сценарии творческих мероприятий;

Диагностические материалы;

Видео- и аудиозаписи, фотоматериалы;

Электронные ресурсы и др.

 


Читайте:



«Герои – наши земляки Герои – наши земляки

«Герои – наши земляки Герои – наши земляки

Двойников Петр Иванович 26.01.1922г – 18.11.2002г Двойников Петр Иванович родился в д. Яблоново Климатинского сельского совета Чкаловского...

Энциклопедия сказочных героев: "Кладовая солнца"

Энциклопедия сказочных героев:

Главные герои сказки-были Михаила Пришвина «Кладовая солнца» — брат и сестра, Митраша и Настя. Митраше было десять лет, а Настя была на два года...

Иван козлов биография. Иван Козлов. Биография. Военная служба поэта

Иван козлов биография. Иван Козлов. Биография. Военная служба поэта

Биография Иван Иванович Козлов родился в Москве 11 апреля 1779 года. Происходил из знатного дворянского рода Козловых. Сын известного...

Склоняется ли мужская. Склонение фамилий. Склонение мужских украинских фамилий

Склоняется ли мужская. Склонение фамилий. Склонение мужских украинских фамилий

Со школы многие усвоили правило, что при произношении и написании женские фамилии по падежам не склоняются, а мужские - наоборот, как аналогичные...

feed-image RSS