Главная - Пелевин Виктор
Максимович амбодик биография. Значение максимович нестор максимович (амбодик) в краткой биографической энциклопедии. Вклад в отечественную фармакогнозию

Один из основоположников научного акушерства, фитотерапии и создателей медицинской терминологии в России. Доктор медицины (1775), первый российский профессор акушерства.

Основные научные труды

«Искусство повивания или наука о бабичьем деле» (1784-1786); «Физиология, или естественная история о человеке» (1787); «Врачебное веществословие или описание целительных растений во врачебстве употребляемых». В 4-х частях (1783-1789); «Анатомо-физиологический словарь…» (1783); «Новый ботанический словарь» (1804).

Вклад в развитие медицины

· Профессор повивального искусства Петербургского воспитательного дома.

· Первый в России стал преподавать акушерство на русском языке.

· Основатель русской акушерской терминологии. При нем Петербургская школа повивальных бабок превратилась в учреждение более высокого типа – в Повивальный институт.

· Подготовил и предложил для обучения фантом женского таза с куклой-ребенком, составил многочисленные прекрасно оформленные анатомические таблицы по акушерству и гинекологии.

· В работе «Искусство повивания» отдельный раздел посвятил уходу за новорожденными и грудными детьми, лечению их болезней, грудному вскармливанию, рациональной одежде детей, регулярному сну и гигиеническому воспитанию.

· Одновременно с практической деятельностью врача-акушера и преподавателя работал в области ботаники и лекарствоведения. Издал более десяти книг на различные медицинские и биологические темы. Автор многочисленных переводов на русский язык с французского и латинского.

· Автор первой русской ботаники, успешно работавший в области медицинской ботаники и фитотерапии. Работал над составлением «Врачебного словаря», закончив и издав при жизни только первые две части. Результатом этого труда явилось создание большого количества терминов, ранее отсутствовавших в русском языке.



Хотовицкий Степан Фомич

Российский врач, акушер, один из основоположников педиатрии в России, академик Петербургской Медико-хирургической академии (1842), Заслуженный профессор (1843).

Основные научные труды

«О сибирской язве» (1831);«О холере» (1832); «О жилищах в медико-полицейском отношении» (1833); «Врачебно-народное наставление для духовных училищ» (1844); «Педиятрика» (1847).

Вклад в развитие медицины

· Работал адьюнкт-профессором (1823-1830), экстраординарным (1830-1832), а затем ординарным профессором (1832-1847) Петербургской Медико-хирургической академии. Старший городовой акушер Петербурга (1828-1833).

· Профессор кафедры акушерства с учением о женских и детских болезнях (1836-1847). Инициатор открытия (1842) при кафедре объединенной клиники (акушерской, женской, детской).

· Первым из русских ученых выделил педиатрию, как отдельную отрасль медицины, определил ее цели и задачи.

· Автор переводов на русский язык иностранных руководств и учебников (К.Каруса «Учебная книга гинекологии» /с нем., 1835-1836/, А.Купера «Учение о начальных и практических основаниях хирургии» /с англ., 1836). Автор научных работ по акушерству, женским болезням, педиатрии, инфекционным болезням, гигиене, судебной медицине.

· Редактор «Военно-медицинского журнала» (1833-1839).

· Один из первых членов Общества русских врачей Санкт-Петербурга, основанного в 1833 году.

· За труды в деле прекращения эпидемии холеры в Астрахани (1823) и Петербурге (1831) Хотовицкому было объявлено «монаршее благословение».

Филомафитский Алексей Матвеевич

Российский врач, один из основоположников экспериментальной физиологии в России. Родился в Романовском уезде Ярославской губернии. Выпускник Харьковского университета (1828), профессор Московского университета.

Основные научные труды

«Физиология, изданная для руководства своих слушателей». Т.1-3. (1836-1840); «Трактат о переливании крови» (1848); «Физиологический взгляд на употребление эфиров, хлороформа и бензина, как притупляющих нервную деятельность» (1849).

Вклад в развитие медицины

· Возглавлял кафедру физиологии медицинского факультета Московского университета (1835-1849).

· Создатель первого русского оригинального трехтомного учебника по физиологии, удостоенного Демидовской премии Академии наук (1841).

· Один из основоположников экспериментального метода в физиологии, широко применявший его в преподавательской и исследовательской работе.

· Впервые (1836) высказал мысль о тканевом происхождении животной теплоты (и окислительных процессов), что впоследствии было научно обосновано в трудах французского физиолога Поля Бера.

· Разрабатывал вопросы о роли головного мозга, которые впоследствии были развиты И.М.Сеченовым.

· Экспериментально работал в области переливания крови, обобщив свои исследования в подробном трактате.

· Одним из первых в России (совместно с Н.И.Пироговым) начал работы в области ингаляционной анестезии. Исследовал действие паров серного эфира и других летучих веществ, притупляющих нервную деятельность.

· Первым в России ввел в преподавание физиологии демонстрацию опытов над животными (лягушками, собаками, голубями).

Пирогов Николай Иванович

Выдающийся деятель мировой и отечественной медицины, хирург, анатом, педагог, общественный деятель, создатель топографической анатомии и экспериментального направления в практической хирургии, один из основоположников военно-полевой хирургии. Выпускник Московского университета (1828), доктор медицины (1832), профессор Дерптского университета (1836), Петербургской Медико-хирургической академии (1841), член-корреспондент Петербургской академии наук (1847).

Основные научные труды

«Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций» (1837); «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела с рисунками /анатомия физиологическая и хирургическая/» (1843-1848); «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через замороженное тело человека в трех направлениях». В 4-х частях. (1851-1859).

Вклад в развитие медицины

· Основоположник новой отрасли анатомии – хирургической (топографической) анатомии.

· Инициатор создания клиники госпитальной хирургии и госпиталя на 1000 коек при Медико-хирургической академии.

· Основатель патологоанатомического музея при Академии, которому передал свою коллекцию препаратов.

· Впервые разработал и применил новые методы анатомического исследования – распилы замороженных трупов (в трех направлениях на пластины 5-10 мм каждая) и высечение отдельных органов из замороженных трупов, что открыло возможность с небывалой до того точностью установить топографию и форму органов (только за время пребывания в академии Н.И.Пирогов произвел 12000 патологоанатомических вскрытий).

· В 1846 г. создал при Медико-хирургической академии Анатомический институт, которым сам заведовал.

· Дал научное обоснование применения эфирного наркоза. В 1847 г. (одновременно с А.Филомафитским и Ф.Иноземцевым, работавшими в Москве) провел экспериментальное исследование свойств эфира при различных способах введения (ингаляционном, внутрисосудистом, ректальном). В клинике Пирогова впервые был применен хлороформный наркоз.

· Впервые в истории медицины (1847) применил эфирный наркоз в массовой военно-полевой практике (в Дагестане). Позднее, во время Крымской войны в Севастополе во фронтовых условиях произвел около 10000 операций с применением обезболивания.

· Предложил и ввел в практику неподвижную гипсовую повязку. Первым применил гипсовую повязку в полевых условиях.

· Исследовал патологическую анатомию азиатской холеры, обработав материалы вскрытия более 800 больных холерой.

· Впервые обосновал и осуществил на практике сортировку раненых на четыре группы: 1)безнадежно больные и смертельно раненые; 2)тяжело раненые, требующие срочной операции; 3)раненые средней тяжести, которых можно оперировать на следующий день; 4) легкораненые, которых можно возвращать в полк после оказания первой помощи.

· Один из основоположников диетотерапии. Разработал вопросы режима и питания раненых.

· Разделил послеоперационных больных на чистых и гнойных. Инициатор открытия отделений гнойной хирургии.

· В период Крымской войны (1853-1856) открыл первые перевязочные пункты. Применял для дезинфекции йод, ляпис, хлористую воду, спирт, марганцовку.

· Инициатор привлечения медицинских сестер к уходу за ранеными непосредственно на фронте (первый отряд сестер милосердия /120 человек/ был сформирован и отправлен в Крым по инициативе Н.И.Пирогова). Сестры милосердия делились на группы: сестры перевязывающие, сестры аптекарши, сестры хозяйки.

· Один из активных организаторов земской медицины.

· Основоположник метода экспериментальной хирургии. Автор слов: «Чтобы быть хорошим хирургом, нужно,прежде всего, в совершенстве знать анатомию человеческого тела. Лишь в этом случае хирург может ставить точный диагноз, правильно и быстро производить операцию».

· Дал классическое описание шока, которое вошло во все учебники хирургии и является непревзойденным и в настоящее время. Автор подробной характеристики патогенеза, методов профилактики и лечения шока. Сформулировал основу организационных, тактических и методических принципов военной медицины.

· Основоположник научной хирургической школы. Среди его учеников: А.А.Китер, В.А.Караваев, К.К.Штраух, П.Ю.Неммерт, П.П.Заболоцкий-Десятовский, Л.А.Беккерс, П.С.Платонов и др.

· Н.И.Пирогова по праву считают «отцом русской хирургии». Своими исследованиями он выдвинул русскую хирургию на передовые рубежи мировой медицинской науки. Его труды по топографической анатомии, проблемам обезболивания, иммобилизации, костной пластики, шока, ран и раневых осложнений, вопросам организации военно-полевой хирургии и военно-медицинской службы в целом являются классическими, основополагающими. Его инициатива в организации института сестер милосердия, сыграла важную роль и способствовала (по признанию Лауреата Нобелевской премии мира А.Дюнана) созданию международного Красного Креста.

· Свидетельством международного признания и авторитета Н.И.Пирогова является приглашение его в качестве консультанта к канцлеру Германии Отто Бисмарку (1859) и национальному герою Италии Дж.Гарибальди (1862).

· Резко критиковал существующую систему воспитания, активно пропагандировал общее начальное образование. Будучи попечителем Одесского (с 1856 г.), позже Киевского (с 1858 г.) учебных округов, пытался реформировать постановку обучения в школах. В 1861 г. был отправлен в отставку. Выступал в защиту женского образования.

· После смерти Н.И.Пирогова, в память о нем, было основано Общество русских врачей (1883-1918), сыгравшее заметную роль в развитии отечественной медицины. Для обсуждения и научно-практической разработки врачебных, санитарных и врачебно-бытовых вопросов общество периодически созывало съезды русских врачей (т.н. Пироговские съезды). С 1885 по 1918 гг. состоялось 16 съездов.

Сеченов Иван Михайлович

Великий русский ученый-естествоиспытатель, основоположник отечественной физиологической школы, материалистической психологии в России. Выпускник Московского университета (1855), профессор Петербургской Медико-хирургической академии (1860-1870), Новороссийского(1871-1876), Петербургского (1876-1888), Московского (1891-1901) университетов, почетный член (1904) Петербургской академии наук.

Основные научные труды

«Материалы для будущей физиологии алкогольного опьянения». Дисс. (1860); «Рефлексы головного мозга» (1863); «Исследование центров, задерживающих отражение движения в мозгу лягушки» (1863); «Элементы мысли» (1878); «Физиология нервных центров» (1891); «Автобиографические записки» (1907).

Вклад в развитие медицины

· Последовательно разрабатывал материалистические основы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. Возглавив кафедру физиологии в Медико-хирургической академии (1860), превратил ее в трибуну пропаганды материализма (что дало основание министру внутренних дел Валуеву считать его наиболее популярным теоретиком в «нигилистических кружках»).

· Более 30 лет своей научной деятельности посвятил изучению психических явлений. По оценке К.А.Тимирязева, он был «едва ли не самый глубокий исследователь в области научной психологии».

· Обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности. Идея И.М.Сеченова о рефлекторной основе психической деятельности явилась фундаментом для построения психофизиологии, способствовала созданию и развитию физиологии высшей нервной деятельности.

· Положил начало учению о центральном торможении («сеченовское торможение»).

· Выдвинул важнейшее положение о том, что в научное определение организма должна входить и среда, действующая на организм.

· Показал, что в основе сложных психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами.

· Открыл и описал явления суммации в нервной системе, показал наличие ритмических биоэлектрических процессов в центральной нервной системе. Обосновал положение о ведущем значении процесса обмена веществ в осуществлении процесса возбуждения.

· Впервые обнаружил и описал ритмические потенциалы продолговатого мозга (1882). Это исследование, при котором электрофизиологический метод был применен для анализа деятельности ЦНС, стало первым в мире.Исследовал дыхательную функцию крови. И.М.Сеченову принадлежат исследования по физиологии дыхания и крови, растворению газов в жидкостях, газообмену и обмену энергии, алкогольному отравлению, физиологии центральной нервной деятельности, нервно-мышечной физиологии, электрофизиологии.

· Изучал закономерности распределения газов в крови, в частности, растворение углекислого газа. С помощью сконструированного им прибора – абсорбциометра, позволившего с большой точностью анализировать поглощение газов цельной кровью и плазмой, сделал принципиально новый вывод об исключительно важной роли эритроцитов крови в обмене СО 2 .

· Сформулировал теорию постоянства газового состава альвеолярного воздуха (1882) как важнейшего условия нормального существования организма. Впоследствии эти исследования способствовали развитию нового направления в отечественной физиологии – авиационной и космической физиологии. (Одна из первых и наиболее важных работ в области физиологии человека в полете принадлежит И.М.Сеченову, который в 80-х годах 19 в. в связи с аварией французских воздухоплавателей на воздушном шаре «Зенит» дал первые физиологические расчеты причины гибели этих воздухоплавателей и указал физиологические пути к борьбе против нарушения функции дыхания у человека при высотных полетах).

· Создатель объективной теории поведения.

· Заложил основы физиологии труда («Очерки рабочих движений»). Искал физиологические механизмы, с помощью которых возможно бороться против явлений утомляемости.

· Заложил основы возрастной, сравнительной и эволюционной физиологии. Своеобразие его эволюционно-биологического подхода состоит в том, что он распространялся на самый высший уровень организации – нервную систему.

· В 1903 г. в возрасте 74 лет начал преподавать на Пречистенских рабочих курсах («Пречистенских классах») для рабочих московских фабрик.

· Выдающийся русский ученый И.П.Павлов назвал И.М.Сеченова «отцомрусской физиологии».

· Именем И.М.Сеченова названа Московская медицинская академия.

Н. М. Максимович-Амбодик - крупнейший ученый второй половины 18 века – является основоположником русского акушерства и педиатрии; он также считается по праву одним из основоположников русской фармакогнозии и медицинской терминологии. Созданные им фундаментальные работы в области акушерства, педиатрии, медицинской ботаники и фармакогнозии были не только первыми оригинальными научными руководствами, но и первыми русскими учебными пособиями, без которых успешное развитие медицинского образования и подготовка акушерских кадров были бы невозможны. Словари, составляемые Н. М. Максимовичем-Амботиком, положили начало разработке русской медицинской номенклатуре.

Нестор родился в селе Веприк (совр. Гадячский р-н, Полтавская обл. , Украина), в семье священника, настоятеля церкви Успения Богородицы в Гадячском полку. Он получил домашнее начальное образование, затем учился в Киевской духовной академии, которую закончил в 1768 году. На следующий год Нестор поступил в Петербургскую медицинскую школу морского госпиталя. В 1770 году Нестор был направлен по особой стипендии из фонда княгини Е. Д. Голицыной-Кантемир на медицинский факультет Страсбургского университета. В Страсбурге он пробыл четыре с половиной года, защитив 26 сентября 1775 года докторскую диссертацию «О печени человека» , которая получила восхищенный отзыв декана медицинского факультета Страсбургского университета И. Шпильмана. На протяжении следующего года Н. Максимович знакомился с врачебным делом Германии, посетив ряд немецких клиник, слушая лекции, беседуя с врачами и совершенствуя знания немецкого языка. По возвращении в Санкт-Петербург в сентябре 1776 года и сдачи экзамена в Медицинской Коллегии Н. Максимович получил право практиковать в качестве младшего доктора Петербургских адмиралтейского (морского) и сухопутного госпиталей. Одновременно с практической деятельностью он начал преподавать акушерство, читая лекции о «женском повое» в лекарских школах при госпиталях.

В 1777 году Нестор Максимович вновь был направлен за границу для углубления знаний по акушерскому делу. После возвращения в Санкт-Петербург он был назначен преподавателем школы при Кронштадтском адмиралтейском госпитале для чтения лекций по физиологии, медико-хирургической практике и лекарственным растениям. Через полгода Н. Максимович подал прошение о переводе его в Санкт-Петербург. 10 мая 1781 года он был назначен профессором «повивального искусства» в Санкт. Петербургскую акушерскую школу («бабичью школу»), возглавив которую первым из акушеров начал читать лекции на русском языке. В октябре 1782 года Н Максимович стал первым российским преподавателем, получившим звание профессора акушерства. Одно время Нестор Максимович был также преподавателем родовспомогательного заведения при воспитательном доме. В 1784 году Петербургскую школу преобразовали в Повивальное училище, а через два года - в Повивальный институт. Нестор Максимович, читавший в институте повивальное дело, был освобождён от работы в госпитальных школах. В 1793 году за заслуги в медицине Нестор Максимович избран почётным членом Медицинской Коллегии. В это же время он составил проект развития акушерского образования в России, который так и не был реализован при его жизни. В возрасте 54 лет Нестор Максимович прекратил преподавательскую работу. Подробности его жизни в последующие 14 лет не известны. Сохранились только сведения о том, что он работал консультантом в Калинкинской больнице Санкт-Петербурга до самой кончины 5 августа (24 июля) 1812 года. Место захоронения Н. М. Максимовича также неизвестно.

Создал капитальный труд «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле» . Описал анатомическое строение женских половых органов и внутриутробное положение плода, признаки беременности, методику и значение акушерского исследования беременной и роженицы. Причины акушерской патологии: üУзкий таз; üНеобычное положение головки Описал формы узкого таза, операцию наложения щипцов на последующую головку.

Пятая часть «Искусства повивания» посвящена вопросам физиологии и гигиены, а также заболеваниям детей в раннем возрасте. Эта работа по сути является первым руководством по педиатрии на русском языке. Дает определение доношенного и недоношенного плода, здорового и больного ребенка, сведения о соответствующих размерах головы, груди, о длине и весе тела ребенка, описывает процессы дыхания, кровообращения новорожденных.

Н. М Максимович-Амбодик написал ряд трудов по медицинской ботанике («Словарь ботанический» - 1795 г. , «Первоначальные основания ботаники» - 1796 г. , «Новый ботанический словарь» - 1804, 1808 гг.), которые дают право считать его одним из основоположников отечественной фармакогнозии. Н. М. Максимовичу-Амбодику принадлежит фундаментальный труд «Врачебное веществословие» (1783- 1789) - первое обобщающее руководство по лекарственным растениям, включающее 134 оригинальных цветных рисунка, выполненных очень искусно русскими художниками по специальному заказу и под наблюдением Н. М. Максимовича-Амбодика.

Н. М. Максимович-Амбодик подметил очень важную особенность, имеющую большое практическое значение: целебная сила одного и того же растения может быть различной в зависимости от возраста растения, периода его развития, времени сбора и условий хранения. Очень интересна классификация лекарственных средств, в основу которой Н. М. Максимович-Амбодик положил их действие на организм. Некоторые разделы данной классификации и названия в ней веществ существуют и в настоящее время: слабительные, рвотные, вяжущие, мочегонные («мочегонительные»), снотворные («усыпительные).

Во второй половине XVIII века в России началась активная борьба русских врачей с врачами-иностранцами за право преподавания учебных дисциплин на русском языке, а также за право писать и печатать научные работы на родном языке. Задуманный Н. М. Максимовичем-Амбодиком врачебный словарь должен был состоять из 3 книг: анатомико-физиологического, медико-хирургического и естественно-химико-исторического словарей. Были изданы только два словаря: «Анатомико-физиологический словарь» (1781) и «Медико-хирургический словарь» (1785). В 1804 г. был выпущен "Новый ботанический словарь» , являющийся продолжением книги Н. М. Максимовина-Амбодика «Первоначальные основания ботаники" (1796). Словарь содержал перечень растений, названия которых были даны по систематике К. Линнея на латинском, немецком и русском языках.

Н. М Максимович-Амбодик за свою 30 -летнюю деятельность оставил большое научное наследие, поражающее как количеством написанных работ, так и разносторонностью тематики. Кроме капитальных сочинений по акушерству и фармакогнозии, ему принадлежат работы в области анатомии, физиологии, медицинской терминологии. «Врачебное веществословие» - труд, отражающий полно и научно медицинские знания того времени, был написан простым и ясным языком. Эта простота изложения делала доступным «врачебное веществословие" не только врачам и лекарям, но и любому грамотному человеку. Донести медицинские знания в доступной форме до широких народных масс – такую задачу преследует Н. М. Максимович-Амбодик в этом труде.

Вся жизнь Н. М. Максимовича-Амбодика, его огромный талант, необычайная энергия и работоспособность были отданы делу развития отечественной медицины и созданию отечественных акушерских кадров, практически до него не существовавших.

ОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

С КУРСАМИ ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ И БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Выполнил:

Студент лечебного факультета

Группы 124

Сорокин Павел Игоревич

Проверил:

к.м.н., ассистент Щербаков Д. В.

1.

Введение……………………………………………………………… 3.

2.

Черты культурной и экономической жизни в России XVIIIвека… 4.

3.

Биография……………………………………………………………. 5 .

4.

Научная деятельность……………………………………………….. 7 .

5.

Заключение…………………………………………………………... 8.

ВВЕДЕНИЕ

Нестор Максимович Максимович- Амбодик – крупнейший учёный второй половины ХVIIIвека – является основоположником русского акушерства и педиатрии; он также считается по праву одним из основоположником медицинской терминологии. Созданные им фундаментальные работы в области акушерства, педиатрии и медицинской ботаники были не только первыми оригинальными научными руководствами, но и первыми русскими учебными пособиями, без которых успешное развитие медицинского образования и подготовка акушерских кадров в России были бы невозможны.

Словари, составленные Н. М. Максимовичем – Амбодиком, положили начало разработке русской медицинской номенклатуры.

Н. М. Максимовичу – Амбодику принадлежит также ряд крупных переводных работ, способствовавших популяризации медицинских знаний среди широких слоёв населения.

Черты культурной и экономической жизни в России XVIII века

Развитие феодального общества в России XVIIIвека вступило в новую стадию, характеризующуюся господством крепостничества, ростом товарного производства, дальнейшим укреплением российского централизованного общества.

Основную роль в преобразовании экономической, государственной и культурной жизни в стране сыграли реформы Петра I. Эти реформы коснулись медицины, в частности, вопроса о медицинском образовании. Открываются первые госпитальные школы, систематизирующие обучение отечественных врачей.

Однако, подготовка русских врачей шла медленно и неэффективно. Преподаватели-иностранцы видели в отечественных врачах соперников, из-за чего старались всячески помешать их развитию.

В связи с очень высокой заболеваемостью и смертностью населения, Россия испытывала нужду в медицинских кадрах. Особенно велика была материнская и детская смертность из-за отсутствия качественной акушерской помощи. Не происходил и прирост населения. Ломоносов видел в этой проблеме один выход – создание программы мероприятий повышения рождаемости, снижение смертности и заболеваемости детей.

В середине XVIIIвека по предложению П.З. Кондоиди открываются бабичьи школы, где стали обучать акушерству повивальных бабок.

БИОГРАФИЯ

Нестор Максимович Максимович-Амбодик родился 7 ноября (27 октября) 1744 года в селе Веприк (совр.Гадячский р-н, Полтавская обл., Украина) в семье священника Максима, настоятеля церкви Успения Богородицы в Гадячском полку. Получив домашнее образование, будущий ученый поступил в Киевскую духовную академию. В 1768 году оканчивает обучение в академии и через год поступает в Петербургскую медицинскую школу морского госпиталя.

В 1770 году Нестор был направлен по особой стипендии из фонда княгини Е. Д. Голицыной-Кантемир на медицинский факультет Страсбургского университета. В Страсбурге он пробыл четыре с половиной года, защитив в 1775 году докторскую диссертацию «О печени человека», которая получила восхищенный отзыв декана медицинского факультета Страсбургского университета И. Шпильмана. На протяжении следующего года Н. Максимович знакомился с врачебным делом Германии, посетив ряд немецких клиник, слушая лекции, беседуя с врачами и совершенствуя знания немецкого языка.

В 1776 году Амбодик возвращается в Петербург, сдает экзамен в Медицинской Коллегии и получает право практиковать в качестве младшего доктора Петербургских адмиралтейского (морского) и сухопутного госпиталей. Одновременно с практической деятельностью он начал преподавать акушерство, читая лекции о «женском повое» в лекарских школах при госпиталях.

В 1777 году Нестор Максимович вновь был направлен за границу для углубления знаний по акушерскому делу. После возвращения в Санкт-Петербург он был назначен преподавателем школы при Кронштадтском адмиралтейском госпитале для чтения лекций по физиологии, медико-хирургической практике и лекарственным растениям. Через полгода Н. Максимович подал прошение о переводе его в Санкт-Петербург.

В 1781 года он был назначен профессором «повивального искусства» в Санкт-Петербургскую акушерскую школу («бабичью школу»), возглавив которую первым из акушеров начал читать лекции на русском языке. В октябре 1782 года Н Максимович стал первым российским преподавателем, получившим звание профессора акушерства. Одно время Нестор Максимович был также преподавателем родовспомогательного заведения при воспитательном доме. В 1784 году Петербургскую школу преобразовали в Повивальное училище, а через два года - в Повивальный институт. Нестор Максимович, читавший в институте повивальное дело, был освобождён от работы в госпитальных школах.

В 1793 году за заслуги в медицине Нестор Максимович избран почётным членом Медицинской Коллегии. В это же время он составил проект развития акушерского образования в России, который так и не был реализован при его жизни.

В возрасте 54 лет Нестор Максимович Максимович прекратил преподавательскую работу. Подробности его жизни в последующие 14 лет не известны. Сохранились только сведения о том, что он работал консультантом в Калинкинской больнице Санкт-Петербурга до самой кончины 5 августа (24 июля) 1812 года. Место захоронения Н. М. Максимовича также неизвестно.

Научная деятельность

Нестор Максимович ввёл новые наглядные методы преподавания, первым в России начав проводить занятия на акушерском фантоме и применяя его для изучения механизма как нормальных, так и патологических родов, а также для обучения различным акушерским приёмам и операциям.

Амбодик издал множество сочинений, большинство из них переводные. Он автор капитального труда «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле» - первого российского руководства по акушерству, который считался лучшим трудом XVIII века в этой области. В «Искусстве повивания» он подробно описывает анатомическое строение женских половых органов и внутриутробное положение плода, признаки беременности, методику и значение акушерского исследования беременной и роженицы. По этому учебнику обучался ряд поколений русских акушеров. Многие положения, высказанные Амбодиком, были прогрессивными и не потеряли своей актуальности в наши дни.

«Искусство повивания» Нестора Максимовича также является первым руководством по педиатрии на русском языке. В пятой части этой книги даются определения доношенного и недоношенного плода, здорового и больного ребенка, имеются сведения об антропометрических данных ребенка. В «Искусстве повивания» дается классификация детских болезней.

Нестора Максимовича считают также основоположником российской фитотерапии. Он придавал большое значение лекарственным растениям при лечении многих заболеваний. Амбодик написал ряд трудов по медицинской ботанике. Ему так же принадлежит первое русское руководство по лекарственным растениям «Врачебное веществословие, или описание целительных растений» - первое обобщающее руководство по лекарственным растениям, включающее 134 оригинальных цветных рисунка.

Заключение

Вся жизнь Н.М. Максимовича-Амбодика, его огромный талант и эрудиция, необычная энергия и работоспособность были отданы делу развития отечественной медицины и созданию отечественных акушерских кадров, практически до него не существовавших. Он был истинным патриотом Родины, мечтавшим о России как о центре мировой науки и культуры, и он сделал немало для осуществления своей мечты. Его достижения были признаны только после его смерти.

Н.М. Максимович-Амбодик, работая в трудных условиях своего времени, внес неоценимый вклад в развитие медицинской науки.

Используемая литература:

Е.И. Данилишина, Е.С. Обысова «Н.М. Максимович-Амбодик», 1976

Вестник ДВО РАН. 2007. № 1

А.И.КАФАНОВ

К истории изучения географии растений в России в XVIII веке: Н.М.Максимович-Амбодик (1744-1812)

Краткий очерк жизни и творчества полузабытого российского естествоиспытателя Нестора Максимовича Максимовича-Амбодика (27 октября 1744 г. - 24 июля 1812 г.). Автор первого отечественного учебника по ботанике, Н.М.Максимович-Амбодик синтезировал основные идеи экологической географии растений конца XVIII в.: глобальное распространение групп растений и растительности определяется широтной (температурно-поясной) и вертикальной зональностью; внутри регионов, ограниченных температурными условиями, различия в распространении зависят от местных экологических условий; расселение растений - природный процесс, определяемый деятельностью естественных факторов и человека.

Some facts from the history of plant geography in Russia in the XVIII century: Nestor Maximowicz-Ambodik (1744-1812). A.I.KAFANOV (A.V.Zhirmunsky Institute of Marine Biology FEB RAS, Vladivostok).

The paper gives a brief overview of life and activities of the half-forgotten Russian naturalist Nestor Maximowicz Maximowicz-Ambrodik (October 27, 1744 - July 24, 1812), the author of the first Russian textbook on botany. He synthesized the basic principles of plant geography, which had been discovered by the late 18th century stating that the global distribution of plant taxa and communities was determined by the latitudinal (temperature belts) and vertical zoning; within regions with uniform temperature conditions, the differences in distribution were the result of the local ecological conditions. He regarded distribution of plants as a natural process determined by both the environmental conditions and human impact.

История географии растений в России второй половины XVIII в. имеет особое значение для характеристики того естественнонаучного фона, на котором принимались и развивались идеи Гумбольдтовой географии растений . В этой связи вспоминают обычно лишь труды П.С.Палласа (1741-1811) и И.И.Лепёхина (1740-1802) . Не меньшее значение имеют, однако, и работы полузабытого врача и естествоиспытателя Н.М.Максимовича-Амбодика (также Максимович, Амбодик-Максимович или просто Ам-бодик1). Его энциклопедизм во многом обусловливался самим характером науки XVIII в., в которой естествоиспытатели были одновременно и медиками, и зоологами, и ботаниками. Творчество Н.М.Максимовича-Амбодика анализировалось прежде всего в связи с основанием отечественных акушерства и педиатрии , отечественных фармакогнозии и фитотерапии . В гораздо меньшей степени Н.М.Максимович-Амбодик известен как ботаник , вклад же его в географию растений еще не рассматривался.

Нестор Максимович Максимович-Амбодик (вторую часть фамилии он придумал себе сам, от латинского выражения «ambo dic» - «дважды скажи», из-за двукратного повторения «Максимович» в имени) родился 27 октября 1744 г. в селе Веприк Полтавской

КАФАНОВ Александр Иванович - доктор биологических наук, Заслуженный деятель науки РФ (Институт биологии моря им. А.В.Жирмунского ДВО РАН, Владивосток).

1 В каталоге Российской национальной библиотеки (бывшая Государственная публичная библиотека им. М.Е.Салтыкова-Щедрина, г. Санкт-Петербург), из которой получены все литературные первоисточники, эти работы описаны под авторством Амбодика-Максимовича.

губернии в семье сельского священника. В возрасте 13 лет, в 1757 г., его определили на учебу в Киевскую духовную академию - одно из крупнейших учебных заведений того времени, дававших своим воспитанникам обширные и глубокие знания не только по богословию, но также по философии, истории и иностранным языкам.

Окончив академию в 1768 г.. Н.М.Максимович-Амбодик не предполагал посвятить себя медицине. Об этом он писал в предисловии к «Искусству повивания2»: «Сколько могу из детства вспомнить, когда мне и на мысль не приходило, чтобы когда ни есть обучаться врачебной науке; а еще и того менее, чтоб быть для других путеводителем в повивальном деле» . Тем не менее в 1769 г. Максимович-Амбо-дик поступил в Госпитальную школу при Санкт-Петербургском сухопутном госпитале, а затем, проучившись не-

Портрет Н. М. Максимовича-Амбодика на фронтисписе к ^

сколько месяцев, уехал во Францию для

«Повивальной науке» J А

поступления на медицинский факультет

Страсбургского университета3, обучаясь сначала за свой счет, а затем за счет стипендии княгини Е.Д.Голициной-Кантемир. Страсбургский университет и состоявший при нем ботанический сад, основанный в 1619 г., в то время имел репутацию одного из лучших университетов Европы. М.И.Сухомлинов в составленной им биографии академика И.И.Лепёхина следующим образом характеризует научные и учебные особенности Страсбургского университета: «Французское начало обнаруживалось весьма ярко и в университетских курсах, и в деятельности представителей науки. Главное внимание было обращено на реальную сторону изучаемого предмета и его практическую применимость; все же отвлеченное и метафизическое оставалось в тени или отбрасывалось как ненужное бремя». Наибольшее влияние на Максимовича-Амбодика в Страсбургском университете оказал, вероятно, Якоб Рейнгольд Шпильман (Spielmann Jakob Reinhold, 1722-1783), профессор химии, фармакогнозии (materia medica) и ботаники4, который 14 апреля 1763 г. был избран почетным иностранным членом Санкт-Петербургской академии наук за благосклонное отношение к русским студентам .

По окончании Страсбургского университета Максимович-Амбодик 18 мая 1775 г. успешно защитил диссертацию на тему «О печени человеческой» и получил диплом с отличием. По возвращении в Санкт-Петербург он был проэкзаменован в Медицинской коллегии, 19 сентября 1776 г. получил право практики и был назначен младшим доктором

2 В соответствии с нормативами современного русского правописания в цитаты внесены некоторые орфографические и пунктуационные исправления.

3 Страсбург с X в. был в составе королевства Германия. В 1681 г. присоединен Францией. В 1871-1918 гг. Страсбург являлся центром имперской земли Эльзас-Лотарингия (Германия), ныне в составе Франции.

4 Кстати, именно Я. Шпильману, к которому Санкт-Петербурская академия наук обратилась за разъяснениями, Россия обязана введением в культуру картофеля, бывшего в ту пору еще новым, мало известным растением.

в Санкт-Петурбургский адмиралтейский госпиталь. Здесь он начал читать свои первые лекции по повивальному искусству. Непродолжительное время работал в разных клиниках Санкт-Петербурга и Кронштадта. В 1781 г. получил место профессора повивального искусства в Санкт-Петербургской бабичьей школе; в октябре 1782 г. Медицинской коллегией был удостоен звания профессора повивального искусства. Некоторое время был личным врачом Екатерины Второй (см. ). В конце 1700-х годов здоровье Максимовича-Амбодика, особенно зрение, постепенно ухудшается, в связи с чем в 1798 г. он уходит с преподавательской работы и до конца дней занимает скромное место консультанта в Калин-кинской больнице. Умер Н.М.Максимо-вич-Амбодик 24 июля 1812 г. в Санкт-Петербурге.

ттл/гл/г кг Якоб Рейнгольд Шпильман (1722-1783). - http://www.ras.

Н.М.Максимовича-Амбодика по пра- ,■,«/, ■Леа,-,

г ru/win/db/show_per.asp?P=.id-52817.ln-ru

ву называют отцом русского акушерства.

Созданный им капитальный труд «Искусство повивания или наука о бабичьем деле» явился первым отечественным научным руководством на русском языке, без которого было бы немыслимо успешное развитие в России акушерства и научной подготовки акушерских кадров . По праву он считается также основоположником отечественных фармакогнозии и фитотерапии.

В связи с разработкой основ фармакогнозии и фитотерапии, возможно, любимым занятием Максимовича-Амбодика была ботаника, «сия преполезная приятнейшая и столь пространная естественная наука», которая «...путеводительствует каждого любопытного и прилежно природу испытывающего человека к надлежащему познанию растений, по лицу земного шара рассеянных» . Успехам в этой области во многом способствовало прекрасное знание Максимовичем-Амбодиком ботанической литературы того времени. Так, в предисловии ко 2-й части своих «Первоначальных оснований ботаники» он обосновывает ее написание «.всемерным старанием собрать в ново-издаваемую ныне Ботанику все то, что к сей науке относится и у разных писателей рассеянно находится, последуя в том наипаче Линнею, Жакину (Jacquin Nikolaus Joseph von, 1724-1817), Турнефорту (Tournefort Joseph Pitton, de, 1656-1708), Геснеру (Gesner Konrad, 1516-1565), Пленку (Plenck Joseph Jakob von, 1738-1807), Дитриху (Dietrich Adam, 1711-1782), Морисону (Morisson Robert, 1620-1683), Галлеру (Haller Albrecht, 1708-1777), Ceriеру5, Жерарду, Аллиону, Гуану, Дюгамелю (Duhamel du Monceau Henri Louis, 17001781), Боннешу (Bonnet Charles, 1720-1793), Соважу, Гревсу, Галесу и проч.» ботаником Линнеем изобретенной и начертанной» . Характеризует он ее следующим образом: «Кавалер Линней, основываясь на. наблюдениях (в различии цветов. - А.К.). кои в растениях уже древ-

5 Расшифровать, кого именно имеет в виду автор, удалось не во всех случаях.

ними замечены, расположил все прозябаемое [растительное] царство на 24 класса, заимствовал главные приметные знаки [признаки] растений от явственных брачных их частей и назвал сие свое примерное растущих тел расположение брачною системою растений, БуБ1ета Бехиа1е р1атагит» . Во всех своих ботанических работах Максимович-Амбодик последовательно использует Линнееву бинарную номенклатуру, оценивая общее флористическое богатство земного шара более чем в 12 000 видов .

Будучи прекрасным флористом, Н.М.Максимович-Амбодик создает ряд энциклопедических справочников по ботанической органологии, по российской флоре, часто снабженных прекрасными, раскрашенными вручную акварелью иллюстрациями, преимущественно лекарственных,

растений . Эти работы, в частности, крайне способствовали становлению русской ботанической номенклатуры. Достаточно сказать, что до сих пор в русскоязычной ботанической литературе широко используются предложенные Максимовичем-Амбодиком термины «покрытосеменные» , «явнобрачные» [явственно брачные] и «тайнобрачные» .

Особое значение имели «Первоначальные основания ботаники» , которые со всей очевидностью нужно считать первым русскоязычным учебником ботаники. Следует полностью согласиться с А.К. Сытиным , что созданные в это же время руководства

В.Ф.Зуева и В.М.Севергина 6 должны рассматриваться скорее как учебные пособия, своего рода энциклопедические словари, адаптированные для преподавания. Руководство Севергина являлось к тому же переводом с французского языка анонимного сочинения, изданного в 1778 г. в Лионе. То, что руководство В.Ф.Зуева вряд ли можно рассматривать в качестве учебника, вполне подтверждается самой структурой отдела «Прозябаемое царство». После краткого морфолого-физиологического очерка в нем дается обзор растительного царства по группам: 1) пальмы, 2) деревья хвойные и лиственные, 3) кустарники, 4) травянистые растения дикорастущие, 5) культурные травянистые растения, 6) мхи, 7) папоротники, 8) лишайники, 9) грибы. Внутри каждой из этих групп растений в виде однотипных монографических описаний (общее число описанных древесных и кустарни-

Титульный лист 2-й части «Первоначальных оснований ботаники»

6 Часть написанного совместно с Н.Я.Озерецковским 7-томного труда «Начальные основания естественной истории, содержащие царства животных, произрастений и ископаемых» (1791-1794).

ковых пород 118) даны: русское название растения, его внешний вид, местообитание, способы его практического применения в хозяйстве, технике, медицине и проч. Аналогичный характер имеет и сочинение В.М.Север-гина.

Имеются некоторые разночтения в дате опубликования «Первоначальных оснований ботаники». На фронтисписе книги, украшенном изящной виньеткой и считающемся шедевром российской полиграфии , значится 1784 г. Однако в 1784 г. было опубликовано лишь «Объяснение рисунков принадлежащих к первой части “Первоначальных оснований ботаники”». Вероятно, необходимость изготовления дорогостоящих и трудоемких гравюр на меди, а затем раскраски 21 рисунка акварелью вручную во всем тираже вызвала значительную задержку всего издания, и текст части 1 был опубликован лишь в 1791 г., а часть 2 - в 1796 г.

В 1-й части «Первоначальных оснований ботаники»,

«Ботаники Анатомической, на меди с раскраской акварелью

предметом были различные растениям свойственные органы или составы, из коих оные суть сложены и которые подробно объяснены. А Физической7 Ботаники [ч. 2] предмет есть тот, чтоб показать сложение, действие и пользу тех же прозябаемых органов, поелику одни из них суть растениям необходимо нужны к сохранению их бытия и жизни. другие служат им для зачатия, порождения и размножения новых. Третьи способствуют питанию, ращению и продолжению их жизни. Сверх сего все растения имеют свой возраст, образ, местопребывание, жизнь, качество, силу, употребление.» . Именно во 2-й части приведены элементы географии растений.

Во введении ко 2-й части Максимович-Амбодик довольно подробно описывает свои представления о единстве и целостности мира: виды, населяющие Землю, связаны последовательностью постепенно трансформирующихся форм, составляющих непрерывную живую цепь, в которой даже между самыми отдаленными представителями растительного царства обнаруживается родственная связь. Поскольку эти представления весьма полно отражают натурфилософские идеи, господствовавшие в российском естествознании конца

7 Физика XVIII в. включала и естественную историю.

Фронтиспис «Первоначальных оснований ботаники» . Гравюра

XVIII в., я воспользуюсь случаем привести здесь весьма пространную цитату. «Иногда растения столь мало между собою сходства имеют, что рассматривающему оные кажется, будто бы оные произошли слепым случаем. Однако ж сего сказать нельзя; ибо ничто по случаю в природе не бывает. Большие древа и самомалейшие зелия не по случаю зарождаются, живут и возрастают. Большой дуб и низменная капуста, хотя иногда растут и очень близко, и хотя великая между ними есть разница, однако ж они между собою имеют пре-многие другие растения, кои их постепенно сближают. Канна индийская и пальма могут встретиться не в дальнем между собою расстоянии, однако ж в натуральной системе, или связи, обретаются премногие другие растения, кои от обеих сих крайних растений чрезвычайно отдаляяся, мало-помалу по середине их сближаются и мнимую пустоту или промежность пополняют и таким образом составляют непрерывную цепь или связь от одного растения до другого продолжающуюся. Следственно природа медленно и почти неприметными стопами шествует, не оставляя ни малейшей пустоты, в незримом пространстве существ. Мнимая же нами, или та, которую мы в ней обрести думаем, пустота в большею частью обретается токмо в тесных пределах ограниченного рассудка нашего.

Сия естественная цепь в самом ли деле есть столь простая и единообразная, как мы оную предполагаем! Нашедши столь явные сходства между тысячью растений и распределив оные в единый класс, можем ли по справедливости назвать оный класс естественным, и измерять необъемлемое шествие природы нашими недальновидными наблюдениями? Естественная связь существ не состоит токмо в одном, но в бесчисленном множестве равномерно важных сходств. Природа составляет не одну токмо простую, но бесконечно сложенную и постепенно соразделяемую связь. А посему и самое большое древо кажется быть равное самому маленькому растению, когда мы себе представим его в умаленном виде, сравнивая внешний первого вид, также все качества листов, все части цветов и плодов с внешним видом, листами и цветами другого. Все же прочие, между ними обретающиеся растения суть не что иное, как разные, один за другим последующие виды оных, посредством коих отдаленные растения сближаются.

Природа производит растения не по классам и разрядам, она производит токмо роды, виды и различие оных. Человеческий рассудок предполагает в них еще другие особливые отделения, коих однако ж в самой природе отнюдь нет и не бывало. А если и есть, то оные суть не что иное как действительные роды и виды оных.<.> Следственно все ученых систематические расположения растений суть произвольные, единственно от воли сочинителя зависящие, и состоят из многочисленных, в кучу собранных, от великой естественной цепи отторженных частей, коих взаимообразная связь нарушена и кои представляют нам токмо некоторое подобие неподражаемой прекрасной природы» . Здесь же отражены взгляды автора на естественную систему растений, в качестве которой, как указано выше, он не вполне последовательно избирает искусственную систему Линнея, основанную преимущественно лишь на строении репродуктивных органов.

Подробно останавливается Максимович-Амбодик на особенностях расселения растений, характеризуя в том числе анемохорию и зоохорию (в частности эпи- и эндохорию). «Размножение растений есть разделение их семян по всему земному шару: 1) чрез свойство самих семян; 2) пособием самой природы [вегетативно8]; чрез искусство и старание человеческое. <.> Растения размножаются чрез свойство самих семян упругостью своих семенников, кои, созревши, внезапно или от легчайшего прикосновения расседаются, и из себя извергают семена весьма далеко. Сие можно видеть на бальсамне [бальзамине]. Некоторые семена посредством крючочков, или особливой клейкости, прицепляются к шерсти мимоходящих животных, и к одежде людей, и тако переносятся в весьма отдален-

8 Растения размножаются пособием самой природы, посредством ветвей или листов, кои сами собой в земле укореняются, также коренными отпрысками, кои из земли проникают, в окружности распространяются во все стороны, и напоследок луковицами .

ные места. Некоторые семена, будучи снабженными венчиком, пушком, крылышками, от легчайшего ветра и по своей собственной легкости от места на место скоро и легко прено-симы бывают. Весьма многие семена, будучи животными в пищу употребляемые, еще не сварившиеся испражняются, не на сродной им земле укореняются и произрастают. Омела европейская и индийская сие доказывают» .

Вслед за К.Линнеем Н.М.Максимович-Амбодик, пожалуй, первым среди российских авторов проводит четкое различие между понятиями «местонахождение» и «стация» . «Место пребывания, рождения, или отечество растений, patris, s. locus natalis, есть та часть, или страна света, где какое растение само собою натурально растет, цветет и плодоносит. Растения суть по всему земному шару рассеяны. Глубокие реки, озера и самый океан имеют свои произрастения. Подземные пещеры одеты своею прозябаемой зеленью. Нет ни единой страны, где бы не было растений. Одни хребты высочайших гор и обширные степи некоторых стран, состоящие из возмешаемого и жаркого песка, суть лишены растений. Но сии самые степи и хребты гор премудрым Строителем предопределены не для обитания животных; а потому и для прозябения растений суть не способны. Везде, где человек уже устроил себе жилище, или оное основать может, там и растения прозябают, и прозябать могут. Растения от места, на коем корни их укореняются, разделяются на 1) земные, по поверхности земной прозябающие; 2) подземные, в подземных пещерах растущие; 3) водные, на дне вод укореняющиеся; 4) тунеядные, к другим растениям прирастающие. Растения, из природной их земли в другую переносимые, в которых оные никогда сами собою не прозябали и не росли, называются иноземными, pl. exoticae s. hospites, а самородно растущие, присвоеземными, nostrales. При описании каждого растения нужно означать климат, clima, и землю, solum telluris, также провинцию, город, село, деревню, или самое то место, на коем оное натурально растет, и в которое время цветет и плодоносит» . Напомню, что различия в понятиях «местонахождение» и «стация» определяют различия в пространственных масштабах - биогеографическом и экологическом - изучения распределения флоры и растительности . Для Максимовича-Амбодика совершенно очевидны широтные (температурно-поясные) и вертикальные особенности в географическом распространении флоры и растительности, причем широтные различия растительности связываются с различиями жизненных форм. «Различие климатов производит явственную в растениях перемену. На различной широте места часто растения видом своим весьма много переменяются (выделено мной. - А.К.). На разной высоте мест различной породы прозябения [растения] обретаются. Высота мест соответствует холодному, а низменность теплому климату. И потому растения, холодным странам свойственные, иногда на хребтах гор случаются. <...> В жарком климате растения почти никаких почек не имеют, а листами бывают обвешены большими, нежели в умеренном, также и плоды скорее там созревают и бывают больше, слаще и сочнее. Впрочем, иногда одна малая перемена воздуха производит некоторую в растениях перемену» .

В пределах каждой широтной зоны флора и растительность распределены по разным стациям, определяемым прежде всего особенностями почвенного покрова. «Земля, поверхность обитаемого нами шара составляющая, на различных местах различная быть может: 1) чернозем, 2) песок, 3) глина, 4) мел. Сверх того земля по своему местоположению бывает 1) полевая, пахотная, луговая, степная, непахотная, пустая; 2) тенистая, лесная, дубровная, боровая; 3) гористая, бугристая, холмистая, каменистая, альпийская, превы-сокая, утесистая; 4) водная9, морская, приморская, береговая, озерная, болотная, речная, наводняемая, надводная, плавающая, дерновая. Каждая земля произносит особые роды растений. И потому в одном и том же климате столь великое в них примечается различие, от различия земли происходящее» .

9 Как видно, эта классификация отражает скорее не классификацию земель, но классификацию местообитаний.

Заключительный раздел «Экономия природы и употребление растений» 2-й части «Первоначальных оснований ботаники» написан вполне в духе Линнеевой «Экономики природы»10 и посвящен биотическим взаимоотношениям в экосистеме. «Царство животных, без владычества прозябаемых растений, отнюдь бы существовать не могло. Ибо животные, животными питающиеся, нигде не могли бы себе находить своей пищи, если бы не было растений, коими питаются те самые животные, которые им служат ежедневною пищею. Растения не могли бы прозябать без земли. Следственно все три царства природы суть связаны между собой неразрывным союзом» .

Таким образом, Максимовичем-Амбодиком были синтезированы основные идеи экологической географии растений конца XVIII в.: глобальное распространение групп растений и растительности определяется широтной (температурно-поясной) и вертикальной зональностью; внутри регионов, ограниченных температурными условиями, различия в распространении зависят от местных экологических условий; расселение растений - природный процесс, определяемый деятельностью естественных факторов и человека. Поэтому с уверенностью можно утверждать, что семена, посеянные Гумбольдтовой географией растений , попали на подготовленную почву не только в европейских странах (см.: ), но и в России. Н.М.Максимович-Амбодик при этом разрабатывал географию растений как ботаник-флорист, тогда как Ж.-Л.Жиро-Сулави во Франции - как физико-географ.

ЛИТЕРАТУРА11

1. Баранов П. А. У истоков отечественной ботаники. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1953. 47 с.

2. Благовещенский В.В. К 200-летию выхода в свет книги Нестора Максимовича-Амбодика «Первоначальные основания ботаники» // Бот. журн. 1996. Т. 81, № 6. С. 120-123.

3. Благоустроение природы // Акад. изв., содержащие в себе историю наук и новейшие открытия оных. 1779. Ч. 1. С. 51-90.

4. Громбах С.М. Русская медицинская литература XVIII века. М.: Изд-во Акад. мед. наук СССР, 1953. 284 с.

5. Данилишина Е.И., Обысова Е.С. Н.М.Максимович-Амбодик. М.: Медицина, 1976. 52 с.

6. Дроздова З.А. Нестор Максимович Максимович-Амбодик (отец русского акушерства). Л.: Воен.-мор. мед. акад., 1950. 15 с.

7. Змеев Л.Ф. Русские врачи-писатели. СПб.: [Тип. Ф.Елеонского и К°, Н. Лебедева и В.Демакова], 1886. Вып. 1: До 1863 г. 183 с.

8. Зуев В.Ф. Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи по высочайшему повелению царствующей императрицы Екатерины Второй. Ч. 1-2. СПб.: [Импер. тип. (ижд. Ф.Брейт-копфа)], 1786. Ч. 1. Ископаемое царство. Прозябаемое царство. 240 с.; ч. 2. Животное царство. 260 с.

9. Кафанов А. И. Жан-Луи Жиро-Сулави - пионер географии растений // Вестн. СВНЦ ДВО РАН. 2005. № 4. С. 87-91.

10. Кафанов А.И. Историко-методологические аспекты общей и морской биогеографии. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. 208 с.

11. Ковалева Н.Г. Лечение растениями. М.: Сов. спорт, 1993. 318 с.

12. Комарницкий Н.А. Морфология растений // Очерки по истории русской ботаники. М.: МОИП, 1947. С. 115-173.

13. Лепехин И.И. Размышления о нужде испытывать лекарственную силу собственных произрастений... М.: Импер. Акад. наук, 1783. 30 с.

14. Липшиц С.Ю. Русские ботаники: биогр.-библиогр. словарь / под ред. В.Н.Сукачева. М.: Изд-во МОИП, 1950. Т. 3. VII, 448 с.

15. Максимович-Амбодик Н. Врачебное веществословие или описание целительных растений во врачевстве употребляемых, с изъяснением пользы и употребления оных, и присоединением рисунков, природному виду каждого растения соответствующих. СПб., 1783-1801. Кн. 1-2. Тип. Морск. шляхетного кадет. корпуса. Кн. 1,

10 Это, в частности, дает основание предполагать, что перу Н. М. Максимовича-Амбодика, возможно, принадлежит анонимное сочинение «Благоустроение природы» , в конце которого имеется приписка: «Сия статья почерпнута из сочинений г. Линнея».

11 Библиография работ Н.М.Максимовича-Амбодика частью дополнена сведениями, приводимыми В.С.Сопико-вым .

[ч. 1]. 1783. VIII, 170 с.; кн. 1, [ч. 2]. 1784. 188 с., 26 л. цв. ил.; кн. 2. 1785. 390 с., 45 л. цв. ил. Кн. 3-4. Импер. тип. Кн. 3. 1788. 192 с., 30 л. цв. ил.; кн. 4. 1789. 191 с., 34 л. цв. ил. [продолжение рисунков]. 1801. 192 л. ил. [каждая иллюстрация приводится дважды, в раскрашенном и нераскрашенном виде].

16. Максимович-Амбодик Н. Искусство повивания или наука о бабичьем деле, на пять частей разделенная и многими рисунками снабденная . Для пользы российских повивальных бабок и лекарей. СПб.: Б. и., 1784-1786. Ч. 1. 1784. LIV, 180 с.; ч. 2. 1785. 183 с.; ч. 3. 1786. 103 с.; ч. 4. 1786. 98 с.; ч. 5. 1786. 143 с.

17. Максимович-Амбодик Н. Новый ботанический словарь на латинском, немецком и российском языках. СПб.: Императ. Акад. наук, 1804. 283 с.

18. Максимович-Амбодик Н. Первоначальные основания ботаники, руководствующие к познанию растений в двух частях состоящие с раскрашенными рисунками иждивением Государственной Медицинской коллегии изданные. СПб., . Ч. 1. 1791. XVI, 170 с.; Объяснение рисунков принадлежащих к первой части Первоначальных оснований ботаники. 1784. С. 171-218, 21 л. цв. ил.; ч. 2. 1796. XXX, 270 с.

19. [Максимович-Амбодик Н.]. Словарь ботанический, содержащий наименования растений и их частей. СПб.: Тип. Императ. шляхетного сухопутного кадет. корпуса, 1795. 157 с.

20. Максимович-Амбодик Н.М. Энциклопедия питания и врачевания, составленная личным лекарем ее императорского величества Екатерины II проф. Н.Амбодиком в 1784 году. СПб.: Б-ка «Звезды», . 331 с.

21. Райков Б.Е. Академик Василий Зуев, его жизнь и труды: к двухсотлетию со дня его рождения. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1955. 352 с.

22. Российский Д.М. Основоположник отечественной фитотерапии Нестор Максимович Амбодик // Клинич. медицина. 1945. Т. 23, № 10/11. С. 75-78.

23. Севергин В.М. Начальные основания естественной истории, содержащие царство произрастений, издано академиком Василием Севергиным по Турнефортовой с Линнеевой соединенной системе на французском языке писанной: в 3 ч. СПб.: Императ. тип. (ижд. И.Вейтбрехта), 1794. Ч. 1. Содержит первые основания ботаники. 319 с.; ч. 2. Содержит описание произрастений. 461 с. (3-я часть остается недоступной автору. - А.К.)

24. Сидоров А.А. История оформления русской книги. М.: Книга, 1964. Изд. 2-е, испр. и доп. 391 с.

25. Сопиков В. С. Опыт российской библиографии, или Полный словарь сочинений и переводов, напечатанных на славянском и российском языках от начала заведения типографий до 1813 г. / под ред., примеч., дополн. и указ. В.Н.Рогожина. СПб.: А.С.Суворин, 1904. Ч. 2. X, 141 с., ч. 3. VIII, 267 с.

26. Сухомлинов М.И. История Российской академии. СПб.: Тип. Акад. наук, 1875. Вып. 2. IV, 584 с.

27. Сытин А.К. О ботанических трудах Нестора Максимовича-Амбодика // Бот. журн. 1996. Т 81, № 6. С. 123-129.

28. Чистович Я. А. Очерки из истории русских медицинских учреждений XVIII столетия. СПб.: Тип. Я.Трея, 1870. 416 с.

29. Щербакова А. А. История ботаники в России до 60-х гг. XIX в.: (Додарвиновский период). Новосибирск: Наука, 1979. 365 с.

30. Humboldt A., von. De distributione geographica plantarum: secundum coeli temperiem et altitudinem montium, prolegomena. Lutetiae Parisiorum: Libraria Graeco-Latino-Germanica, 1817. 249 p.

31. Humboldt A., von. Ideen zu einer Geographie der Pflanzen nebst einem Naturgemolde der Tropenlander, auf

Beobachtungen und Messungen gegrundet welche nom 10 ten Grade nordlicher bis zum 10 ten Grade sudlicher Breite, in den Jahren 1799, 1800-1803 angestellt worden sind, von Al. Humboldt und A.Bonpland. Tubingen: J.G.Cotta; Paris: F.Schoell, 1807. XII, 182 S.

32. Humboldt A., von. Ideen zu einer Physiognomik der Gewachse. Tubingen: J.G.Cotta, 1806. 28 S.

33. Linnaeus C. Philosophia botanica in qua explicantur fundamenta botanica cum definitionibus partium, exemplis terminorum, observationibus rariorum. Stockholmiae: G.Kiesewetter, 1751. 362 p.

34. Linnaeus C. Specimen academicum de oeconomia naturae. Upsaliae, . 48 p.

35. Pallas PS. Reise durch verschiedene Provinzen des Russischen Reichs. St. Petersburg: Imp. Akad. Wiss, 1771-1776. Th. 1. 1771. 504 S.; Th. 2. 1773. 744 S.; Th. 3. 1776. 760 S.

Оглавление темы "История акушерства.":
1. Определение акушерства. Этапы развития акушерства. Акушерство в первобытном обществе.
2. Акушерство в средние века. Развитие акушерства в средние века.
3. Акушерство в XVII веке. Нильс Стенсен. Луиз Буржуа. Франсуа Морисо. Гендрик ван Девентер. Чемберлен.
4. Акушерство в XVIII веке. Андре Левре. Жан Луи Боделок. Вильям Смелли. Иоганн Георг Редерер.
5. Акушерство в XIX веке. Ф.Й. Майор. К.М. Бэром. М. Дункан. Г. Леопольд. Литцман. Михаэлис.
6. История акушерства в России. П.3. Кондоиди. И.Ф. Эразмус. Н.М. Максимович-Амбодик. В.М. Рихтер. В.И. Кох. А.П. Матвеев.
7. А.А. Китер. А.Я. Крассовский. Н.Н. Феноменов. B.C. Груздев. Д.О. Отт. И.П. Лазаревич. Н.И. Побединский. М.С. Малиновский.
8. В.В. Строганов. К.К. Скробанский. К.Н. Жмакин. Цовьянов. В.И. Бодяжин. Л.С. Персиан. Наркомздрав.

История акушерства в России. П.3. Кондоиди. И.Ф. Эразмус. Н.М. Максимович-Амбодик. В.М. Рихтер. В.И. Кох. А.П. Матвеев.

История акушерства в России. Долгое время в России акушерская помощь осуществлялась повитухами. Со второй половины XVII века, особенно начиная с Петровского времени, в России появляется большое число иностранных врачей с докторскими дипломами известных западных университетов. Эти врачи обслуживали не только царскую семью, как это было в допетровское время, но и многих богатых людей.

В 1707 г. по указу Петра I в Москве в Немецкой слободе была создана Госпитальная школа при Генеральном госпитале. Госпитальная школа была первым высшим медицинским учебным заведением в России, немало сделавшим для развития медицины в нашей стране.

Необходимость реформ медицинского образования и акушерской помощи хорошо осознавалась в России. Реформы были разработаны директором Медицинской канцелярии Павлом Захаровичем Кондоиди и осуществлены в царствование Елизаветы Петровны и Екатерины П. П.3. Кондоиди составил определение медицинской канцелярии об учреждении и организации школ для бабичьего дела (как тогда называли акушерство) в Москве и Петербурге и 21 марта 1754 г. представил его на рассмотрение Правительствующего Сената. Этот проект предусматривал подготовку собственных русских акушерок. Курс учения длился 6 лет. Для преподавания повивального искусства в каждой школе назначались "профессор бабичьего дела" и его помощник - лекарь или акушер.

Правительствующий Сенат 5 мая 1754 г. утвердил представление Медицинской канцелярии и ассигновал кредит в 3000 руб. на первоначальное учреждение бабичьего дела. В то время это были очень большие деньги. После такого материального обеспечения акушерских школ можно было приступать к их открытию, что Кондоиди и сделал немедленно, почти одновременно в Москве и Петербурге. В Московской школе был избран профессором Иоганн Фридрих Эразмус с титулом "доктор бабичьего дела ".

Таким образом, с 1758 г. в Москве существовала акушерская школа (впоследствии преобразованная в Повивальный институт при Московском императорском воспитательном доме), руководимая профессором-акушером. В первые десятилетия существования этой школы (до открытия Повивального института в 1801 г.) занятия с акушерками проводились на Дому У профессора акушерства. И.Ф. Эразмус проводил занятия с городскими акушерками в своей квартире на Новой Басманной улице. Он руководил Московской акушерской школой вплоть до своей смерти.

И.Ф. Эразмус был опытным врачом-практиком и прекрасным педагогом, автором первого в России учебника по повивальному искусству, академиком одной из научных академий, профессором, который впервые в России применил акушерские щипцы и произвел операцию кесарева сечения.

Выдающимся деятелем русского акушерства XVIII века был Нестор Максимович Максимович-Амбодик (1744-1812). Он обучался в Петербургской госпитальной школе и в 1770 г. был направлен по особой (Голииынской) стипендии на медицинский факультет Страсбургского университета. По возвращении в Петербург Н.М. Максимович-Амбодик преподавал в госпитальной школе и одновременно в обоих петербургских госпиталях. С самого начала своей педагогической деятельности он значительно видоизменил и улучшил преподавание, введя занятия на фантоме. Для этого он заказал по собственным моделям и рисункам фантом женского таза с деревянным ребенком, акушерские щипцы ("клещи") с деревянными рукоятками, серебряный катетер и пр.

За большие заслуги Медицинская коллегия в 1782 г. присвоила Н.М. Максимовичу-Амбодику звание профессора повивального искусства. Им было написано первое русское оригинальное руководство по акушерству под названием "Искусство повивания , или Наука о бабичьем деле " (1784- 1786).

Систематическое преподавание акушерства в Московском университете было начато в 1790 г, Вильгельмом Михайловичем Рихтером . С 1801 по 1807 г. В.М. Рихтер был директором созданного им Повивального института при Московском императорском воспитательном доме.

Открытие факультетских клиник Московского университета на Рождественке в 1846 г. знаменовало собой важный этап в жизни медицинского факультета. Отныне клинический метод преподавания стал основой всего учебного процесса. В результате этого медицинский факультет Московского университета встал в один ряд с лучшими медицинскими учебными заведениями Европы и появилась возможность подготовки большого числа хорошо обученных врачей, столь необходимых России.

В 1851 г. клиника Московского университета в связи с отставкой В.М. Рихтера по выслуге лет перешла под руководство бывшего ассистента Дерптского университета, а затем адъюнкта московской клиники профессора Владимира Ивановича Коха, одновременно являвшегося директором родовспомогательного заведения при Московском императорском воспитательном доме. В.И. Кох был первым профессором акушерства в Москве, начавшим читать лекции на русском языке. Он значительно изменил и сам метод преподавания. Лекции В.И.Коха служили образцом по богатству научного содержания, ясности изложения, прекрасной литературной обработке материала. При В.И. Кохе началась защита первых написанных по-русски диссертаций.

Новый период в жизни клиники наступил в 1874 г., когда ею стал заведовать Александр Матвеевич Макеев . Он ввел антисептику в акушерстве. С первых же дней своей педагогической деятельности он учил студентов, что "родильная горячка " - не эпидемия, а эндемия и сепсис. В клинике широко пользовались различными антисептическими средствами (йодоформ, сулема, карболовая кислота, креолин).

А.П. Матвеев предложил профилактику офтальмобленнореи введением в конъюнктивальные мешки новорожденных 2 % раствора ляписа, что способствовало почти полной ликвидации этого опасного заболевания.

 


Читайте:



«Герои – наши земляки Герои – наши земляки

«Герои – наши земляки Герои – наши земляки

Двойников Петр Иванович 26.01.1922г – 18.11.2002г Двойников Петр Иванович родился в д. Яблоново Климатинского сельского совета Чкаловского...

Энциклопедия сказочных героев: "Кладовая солнца"

Энциклопедия сказочных героев:

Главные герои сказки-были Михаила Пришвина «Кладовая солнца» — брат и сестра, Митраша и Настя. Митраше было десять лет, а Настя была на два года...

Иван козлов биография. Иван Козлов. Биография. Военная служба поэта

Иван козлов биография. Иван Козлов. Биография. Военная служба поэта

Биография Иван Иванович Козлов родился в Москве 11 апреля 1779 года. Происходил из знатного дворянского рода Козловых. Сын известного...

Склоняется ли мужская. Склонение фамилий. Склонение мужских украинских фамилий

Склоняется ли мужская. Склонение фамилий. Склонение мужских украинских фамилий

Со школы многие усвоили правило, что при произношении и написании женские фамилии по падежам не склоняются, а мужские - наоборот, как аналогичные...

feed-image RSS