Главная - Пелевин Виктор
Тунгусское восстание 1924. «Тунгусское восстание». Антисоветское повстанчество в Охотском крае. Отрывок, характеризующий Тунгусское восстание

ТУНГУССКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОССТАНИЕ 1924-1925 гг.

Егор Петрович АНТОНОВ,

кандидат исторических наук

Основной причиной тунгусского национального движения стала политика террора эпохи «военного коммунизма» против аборигенов, проводимая в период нэпа партийно-советским руководством Охотского побережья. Председатель Особой комиссии ВЦИК К.К. Байкалов в 1925 г. отметил, что преступления против мирного населения со стороны охотских властей и органов ОГПУ послужили «одной из главных причин восстания».

В руководство Охотского уезда пробрались криминальные и сомнительные лица. Начальник ОГПУ Кунцевич вместе со своими друзьями, бывшими белобандитами Харитоновым и Габышевым, грабили аборигенов, взыскивая с них дореволюционные долги. По приказу командира взвода Суворова после жестоких пыток были расстреляны без суда и следствия якуты и тунгусы И.С. Готовцев, А.В. Атласов, С.Ф. Аянитов, А.В. Винокуров, И.Г. Сивцев и др. В 1924 г. органы ОГПУ арестовали 64 тунгуса и якута, в 1925 г. - 250 чел., всего 314 чел1.

Уполномоченный отдела ОГПУ Гижиги Осинский выжил всех честных и деловых работников, на их место пришли бывшие белогвардейцы, торговцы и различного рода проходимцы. В его окружении значились Д.С. Плотников, бывший начальник Камчатской команды, торговец самогоном Платунов. Был среди них и сосланный на Камчатку казнокрад, который нажил солидный капитал и метил в «чукотские короли».

Всех, кто пытался противодействовать этим беззакониям, подвергали жестоким гонениям. Начальника милиции, А.П. Крыжанского, награжденного орденом Красного Знамени, бросили в тюрьму, в камеру, где пол покрывала толстым слоем грязь, без нар и спальных принадлежностей. Жену Крыжанского арестовали на 15 суток. У нее отобрали деньги и личные вещи, а во время заточения физически издевались над ней2.

Охотские власти творили беззаконие, терроризировали и обирали местное население, в результате жители Охотского побережья обнищали. У среднеобеспеченных тунгусов, владевших в дореволюционный период 40-50 оленями, в 20-е годы насчитывалось чуть более 10 голов; у зажиточного эвенка Гилэмдэ, имевшего 1500 оленей, осталось всего 70 голов. Голодные оленеводы стали включать в свой ежедневный рацион питания дикий лук и морскую капусту. Член делегации ЯЦИК Ф.Г. Сивцев доносил ВЦИК РСФСР о том, что нет ни одного человека, которого можно было бы причислить к разряду эксплуататоров. К тому же приезжие торговцы из числа якутов и русских были не прочь обобрать доверчивых эвенков. Бывали случаи, когда за пачку чая они брали по восемь шкур белки.

Под их влиянием многие тунгусы пристрастились к азартным играм в карты. Зачастую коммерсанты ложью и клеветой настраивали мирных охотников и рыбаков против советской власти3.

Представители официальных властей не знали языка, традиций, культуры, быта тунгусов. Не было национальных школ, ни один абориген не работал в советских учреждениях и правоохранительных органах, не хватало переводчиков4.

В 1859 г. Охотск присоединили к Приамурской губернии, в 1910- 1911 гг. Охотский уезд подчинили Камчатской области, но фактически ни одно дело на отошедшей территории не разрешалось без санкции Якутска. Все тунгусы, кочующие от Охотского побережья до Нелькана, были приписаны к Усть-Майскому улусу Якутской области. Получалось, что они проживали на территории соседней области, и в этом им никто не препятствовал. Граница была лишь на бумаге. Торговля, продовольственные склады, почта, школы, церкви были приписаны к Ленскому краю. Якутские казаки несли в Охотске и Аяне военную службу, выполняли полицейские обязанности, сопровождали почту, занимались спасательными работами и т.д.5

Тунгусское повстанческое движение в 1924-1925 гг. охватило Охотское побережье и юго-восточные районы Якутской АССР. В Якутском, Алданском, Верхоянском, Вилюйском, Колымском и Олекминском округах проживало 13 000 тунгусов. Советская власть к тому времени еще не разрушила традиционный патриархальный уклад жизни тунгусских родов. Огромным влиянием в их среде пользовались родоначальники и «князьки». В тунгусском выступлении 1924-1925 гг. участвовало 600 чел., т.е. 4,6%. Из них в районе Петропавловска-150, на Охотском побережье - 200 и в северных округах-250 чел.6, в том числе якутов 175, т.е. почти 30%, сражались в отряде М.К. Артемьева-72 чел., П. Карамзина-55, в Оймяконе - 20, в Верхоянске - 20, в Нелькане - 8 чел.; в движении принимали участие интеллигенты из якутов (3-5 чел.)7.

10 мая 1924 г. мятежники (25-30 чел.) под руководством М.К. Артемьева заняли населенный пункт Нелькан. Захваченные в плен советские работники А.В. Акуловский, Ф.Ф. Попов, Корякин были отпущены. В ночь на 6 июня повстанцы численностью 60 чел. под руководством тунгуса П.В. Карамзина и М.К. Артемьева после 18-часового боя захватили порт Аян. Сдавшийся гарнизон был освобожден тунгусами и отправлен в Якутию8. После этих событий повстанцы и красноармейские части активных боевых действий не предпринимали9.

В июне 1924 г. в Нелькане состоялся съезд аяно-нельканских, охотско-аянских и маймаканских тунгусов. Было избрано Временное Центральное Тунгусское национальное управление, в состав которого вошли тунгусы: председатель-К. Стручков, заместитель -Н.М. Дьячковский, члены управления - Е.А. Карамзин и Т.И. Иванов. Съезд утвердил в качестве начальника Главного штаба тунгусских партизанских отрядов П.В. Карамзина. Новое руководство приняло решение о создании на территории, населенной тунгусами, самостоятельного государства10.

Мятежники создали свою атрибутику. Приняли трехцветный флаг Тунгусской республики: белый цвет символизировал сибирский снег, зеленый- лес, черный-землю. Был принят также гимн «Саргылардаах са-халарбыт»11.

Таким образом, это движение не являлось уголовным, поскольку ее лидеры представляли собой политических оппозиционеров, сплотившихся вокруг конкретных общественно-политических идей. Руководители мятежников имели представления о правоведении. Об этом свидетельствуют их требования о национальном самоопределении, правах личности, правах малочисленных этносов, создании самостоятельного национально-территориального образования. Причиной недовольства восставших являлось неравенство прав больших и малых народов при создании национально-территориальной федерации.

Кроме политических повстанцы выдвинули требования экономического и культурного характера. Например, они предложили восстановить старинные тракты Якутск - Охотск, Нелькан - Аян и Нелькан - Усть-Мая12, т.е. стремились к установлению прежних экономических связей с Якутией; разработали комплекс мер по хозяйственному и культурному развитию зоны Охотского побережья.

Эти требования совпадали с позицией партийно-советского руководства ЯАССР, которое выступало за образование автономной Тунгусской области и за предоставление права выхода Якутии на внешний рынок. Обращалось внимание на то, что в дореволюционный период действовал беспошлинный ввоз товаров Охотским морем. П.А. Ойунский в своем письме в Совет Национальностей Верховного Совета и Якутпредство в Москве предлагал присоединить Охотское побережье к Якутии, укомплектовать тамошний ревком тунгусами и якутами, упразднить дореволюционную систему старост и организовать Советы, председателями которых должны стать коммунисты якуты. Первый секретарь Якутского обкома ВКП(б) Е. Г. Пестун считал, что Охотское побережье экономически тесно связано с Якутией13. Партийно-советское руководство во главе с М.К. Аммосовым, И.Н. Бараховым, С.В. Васильевым в Генеральном плане реконструкции народного хозяйства Якутской АССР изложило проект транспортной связи с Приморским краем через выход к Охотскому морю14.

Е.Г. Пестун в апреле 1925 г. говорил о связях мятежников с японцами, американцами и французами. Летом 1924 г. в порт Аян заходила японская шхуна. По утверждению одного из главарей повстанцев Ю.А. Галибарова, там находился француз, называвший себя «профессором» (имя неизвестно). Он и японский капитан обещали оказать поддержку Ю.А. Галибарову и его сообщникам. В то же время английская фирма «Гудзон бей», имевшая торговую концессию на Камчатке, через своих агентов снабжала тунгусов ружьями «винчестерами» и необходимыми припасами.

10 марта 1925 г. уполномоченный ОГПУ по Амгино-Нельканскому району Халин сообщил сведения, полученные от сдавшихся в плен повстанцев. По их утверждению, в порту Аян побывал японский крейсер, на борту которого находился некий генерал. М.К. Артемьев вел с ним переговоры

о поставке мятежникам оружия и продовольствия. Впоследствии командир одного из повстанческих отрядов И. Канин получил от М.К. Артемьева секретное уведомление, в котором речь шла о получении им японской помощи. 5 декабря 1925 г. на собрании тунгусов Кюпского наслега командир повстанческого отряда Н.Н. Божедонов говорил о необходимости налаживания контактов с Японией и Америкой15. Однако К.К. Байкалов пришел к заключению, что к тунгусскому мятежу иностранцы не имели никакого отношения, повстанцы поддерживали с ними лишь коммерческие связи.

Участники движения вовсе не хотели кровопролития и были готовы решить назревший конфликт с помощью мирных переговоров. К.К. Бай-калов отметил, что повстанцы отпустили на свободу всех пленных красноармейцев и сотрудников ОГПУ. В этом отношении «дикари-туземцы» оказались умнее охотских властей16. Но официальные круги методом разрешения конфликта избрали насилие. В 1924 г. Якутский окружной исполнительный комитет опубликовал обращение «Ко всем трудящимся якутам, тунгусам. К национальной интеллигенции», в котором повстанцы предстали как «уголовные грабители», «наглые разбойники», «преступники»17.

Культурно-просветительное общество «Саха омук» приняло постановление, в котором говорилось, что не было причин, из-за которых началось повстанчество 1921-1922 гг.: провозглашена автономия и проводилась гуманная политика по отношению к бывшим мятежникам, представителям интеллигенции и крестьянства. Новое движение оценивалось как авантюра и уголовный бандитизм, ведущие к экономическому разорению. Содержался призыв к членам «Саха омук» принять участие в агитационной борьбе с повстанцами, привлечь бывших мятежников для пропагандистской работы среди населения и участников нового движения18.

В сентябре 1924 г. по приказу Кунцевича был направлен в селение Улья отряд Охотского ОГПУ (45 чел.) во главе В.А. Абрамова и Андреева. По информации там находились повстанцы. Красноармейцы расстреляли троих русских рыбаков, троих тунгусов (Михаила и Ивана Громовых, И. Соколова), якута М. Попова. От жестоких избиений скончались тунгусы Осенины19.

7 февраля конный отряд И.Я. Строда без боя овладел Петропавловском. Группа повстанцев во главе с И. Каниным в это время находилась на противоположном берегу Алдана в одной версте от реки. На них и напали стродовцы, завязалась перестрелка. Мятежники бежали в Нелькан, откуда им навстречу выступил М.К. Артемьев с отрядом в 30 чел.20

С 21 на 22 февраля 1925 г. тунгусский отряд П.В. Карамзина численностью 150 чел., вооруженных на 2/3 «худыми берданами», при одном пулемете «шоше» ночной атакой занял Новое Устье, расположенное в 8 верстах от Охотска. Захват удался, несмотря на двухкратный численный перевес и техническое превосходство красных, у которых насчитывалось 317 чел., вооруженных трехлинейными винтовками, пулеметами (один «Максим», один «Льюис», два «Кольтами», три «Шоше»). Начальник военного гарнизона Охотска Альпов не рискнул атаковать повстанцев и решил лишь оборонять порт21.

Мятежники конфисковали товары Нельканского отделения фирмы «Гудзон бей» и назначили заведующим складом Ю. Галибарова22. В Новом Устье в их руках оказалось до 10 тыс. пудов продовольствия стоимостью в 100 000 руб., в Оймяконе-разных товаров на сумму около 25 тыс. руб., в Абые - пушнины на 25 тыс. руб. В захваченных местностях повстанцам достались магазины и склады Якутпушнины, кооператив «Холбос», другие хозяйственные и торговые организации. Были случаи грабежей мирного населения, когда отбирались лошади, запасы продовольствия, сена23.

Утром 4 марта повстанцы совершили налет на Усть-Майское. Пятьдесят красноармейцев, отправившиеся туда, попали в засаду. Потеряв 9 убитыми и 8 ранеными, красные отошли к Петропавловску. Вторично в этот

район был послан отряд красноармейцев численностью 80 чел. После непродолжительной перестрелки мятежники скрылись24. 31 марта группа М.К. Артемьева заняла местность Сулгачи; 8 апреля отряд Г. Рахматулли-на-Боссойки вошел в село Абага. Конница И.Я. Строда в 20 км от Петропавловска окружила и вынудила сдаться группу С. Канина25. Из 13 окруженных мятежников двое погибли, трое бежали к Артемьеву, а 8 чел., в их числе и сам Канин, сложили оружие26.

Во время нэпа в нашей стране центральные партийно-советские органы национальные проблемы пытались разрешить мирным путем. Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) И.В. Сталин отправил инструкцию уполномоченному ВЦИК К.К.Байкалову, который руководил ликвидацией тунгусского повстанчества. В ней говорилось: «ЦК, считаясь со всеми вышеизложенными соображениями, находит целесообразным мирную ликвидацию восстания, применяя военные силы лишь в том случае, если это будет диктоваться необходимостью...»27

Партийно-советские органы Якутской АССР, руководствуясь распоряжениями из центра, для ведения мирных переговоров отправили комиссию в составе: П.И. Оросина, А.В. Давыдова и П.И. Филиппова, которые присутствовала на Втором Тунгусском съезде в январе 1925 г. Эта делегация информировала собравшихся о политической жизни в Якутии и новом строительстве, но к их доводам съезд отнесся недоверчиво. Тунгусы в комиссии не видели юридического лица, которое могло бы иметь значение и вес в политике. Поэтому население считало членов делегации малоавторитетными и вполне резонно возникал вопрос: «Может ли вчерашний повстанец давать кому-либо твердую амнистию?»

Тунгусский съезд через мирную делегацию представил в ЯЦИК ЯАССР требования: 1) отделение Охотского побережья от Дальнего Востока и присоединение к Якутии; 2) предоставление права тунгусам самим разрешать политические, экономические и культурные вопросы; 3) устранение от власти коммунистов, проводивших политику террора28. М.К. Артемьев писал, что если тунгусы и якуты попадут под иго иностранных государств или останутся под властью коммунистов, то они превратятся в рабов. «Никакая партия не защищает нацию, как защищает ее родной народ». Артемьев предлагал партийным и беспартийным аборигенам объединиться и сообща отстаивать национальные интересы29.

Начальник штаба М.К. Артемьев с 60 повстанцами находился в местности Мырыла (160 км от Амги). Туда прибыла делегация ЯЦИК во главе с Р.Ф. Кулаковским, которая подписала договор о перемирии. 30 апреля ЯЦИК командировал официальную делегацию в составе Е.И. Слепцова, Ф.Г. Сивцева и Н. Болдушева.

В мае 1925 г. в ходе мирных переговоров обе стороны сумели найти общий язык. М.К. Артемьев убедился в том, что во главе Якутии стоят коммунисты, не причастные к политике террора; в республике осуществляется национальное возрождение, и вопрос о присоединении Тунгусии к ЯАССР находится на обсуждении30. В результате успешных переговоров 9 мая было заключено мирное соглашение, и отряд М.К. Артемьева «единогласно решил сложить оружие». 18 июля отряд П.В. Карамзина в местности Медвежья Голова, находящейся в 50 км от Охотска, также капитулировал. Всего сдались 484 повстанца из отряда М.К. Артемьева и 35 мятежников группы П.В. Карамзина31.

22 июня 1925 г. на областной партийной конференции в Якутске К.К. Байкалов высказал мнение о том, что обком допустил ошибки: привлек амнистированных повстанцев к советской работе, выдал им материальную помощь, распространил амнистию на русских белогвардейцев. М.К. Аммосов не согласился с этим и сказал, что привлечение к работе бывших мятежников, тесно связанных с туземцами, советизирует их и завоевывает доверие аборигенов. Метод классового расслоения по отношению к отсталому народу неуместен. Амнистия русских белогвардейцев вызывалась тем, что на свободу вышли белые генералы А.Н. Пепеляев и Слащев. П.А. Ойунский дал справку, что бывшим повстанцам ЯЦИК выдал по 50 руб. на проезд и удостоверение, по которому они могли получить кредит до 100 руб. для обзаведения хозяйством. Эти меры обуславливались тем, что участниками движения являлись обнищавшие, без кола и двора тунгусы и якуты. Оказание помощи способствовало их переходу к мирной жизни. Е.Г. Пестун отметил, что ни один купец, полицейский и белогвардейский офицер до сих пор не амнистирован.

К офицерству необходим персональный подход. В 1923 г. в Абые была отпущена на свободу группа белых офицеров, в результате удалось ликвидировать очаг повстанчества в отдаленном и труднодоступном районе, «где никакими армиями их взять было нельзя». В 1924 г. бывшие бело-повстанцы-бочкаревцы уже не возглавляли отряды мятежников, в частности, полковник Герасимов в Оймяконе отказался возглавить штаб повстанцев32.

10 августа 1925 г. в Охотске открылся организованный Дальревкомом съезд тунгусов Охотского побережья, на котором присутствовали представители 21 тунгусского рода и трех якутских районов. Они приняли постановление о торговле, охотничьем и рыбном промыслах, здравоохранении, народном образовании; особое внимание обратили на организацию родовых Советов33 . 23 августа на собрании жителей Нелькана выступили с докладами председатель Особой комиссии ВЦИК К.К. Байкалов, Ф.Г. Сивцев и Т.С. Иванов. Участники собрания констатировали упрочение международного положения СССР, достижение промышленностью и сельским хозяйством показателей довоенного уровня и мирной ликвидации повстанчества правительством Якутии. Подчеркивалось, что советская власть является единственным защитником угнетенных масс. «Главное Тунгусское Национальное Управление» сложило свои полномочия, и в Нелькане был образован ревком. В его состав вошли П.С. Жерготов, И.Н. Борисов и Ю.М. Трофимов.

25 августа состоялось собрание граждан Нелькана, на котором выступил К.К. Байкалов. Он пообещал, что требования тунгусского народа будут претворены в жизнь и объявил об амнистии мятежникам. Но при этом добавил, что все вооруженные выступления против советской власти будут подавляться силовым путем без всяких переговоров с повстанцами34. «Главное Тунгусское Национальное Управление» приняло акт о том, чтобы национальное самоопределение тунгусского народа было закреплено решениями, вынесенными ЦИК СССР, Советом Национальностей Верховного Совета СССР и ВЦИК. Принятие такого постановления позволило бы прекратить дробление единого тунгусского этноса на различные административные единицы, такие как Якутская АССР, Приморская и Камчатская области. Свое раздробленное состояние они рассматрива-

ли как «продукт монархической политики». Основной целью участников движения являлось объединение тунгусского народа вокруг единой национально-территориальной единицы, которая должна была войти в состав Якутии35.

1 ФНА РС (Я). Ф. 3, оп. 20, д. 32, л. 170-169, 140, 150-149, 114.

2 Там же. Л. 1бб-165.

3 НА РС (Я) Ф. 50, оп. 7, д. 6, л. 110, л. 77; д. 10, л. 105-106.

4 Антонов Е.П. Тунгусское восстание: ошибок можно было избежать... // Илин. Якутск, 1995. С. 94.

5 НА РС (Я). Ф. 50, оп. 7, д. 10, л. 83-84; д. 5, л. 70.

6 Там же. Д. 6, л. 4, 7-8.

7 ФНА РС (Я). Ф. 3, оп. 20, д. 32, л. 110, 115.

8 Гоголев З.В. Разгром антисоветских восстаний в 1924-1925 и 1927-1928 гг. //Научные сообщения. Вып. 6. Якутск, 1961. С. 25;Антонов Е.П. Тунгусское восстание. С. 94.

9 ФНА РС (Я). Ф. 3, оп. 20, д. 32, л. 115.

10 Гоголев З.В. Разгром антисоветских восстаний. С. 25; Антонов Е.П. Тунгусское восстание. С. 94-95.

11 Там же. С. 25.

12 Антонов Е.П. Тунгусское восстание. С. 94.

13 НА РС (Я). Ф. 50, оп. 7, д. 6, л. 57, 10, 28.

14 Аргунов И.А. Социальная сфера образа жизни в Якутской АССР. Якутск, 1988. С. 68.

15 НА РС (Я). Ф. 50, оп. 7, д. 6, л. 7; д. 3, л. 164, 57.

16 ФНА РС (Я). Ф. 3, оп. 20, д. 32, л. 170-171.

>7 Там же. Оп. 3, д. 270, л. 33.

18 НА РС (Я). Ф. 459, оп. 1, д. 72, л. 2.

19 ФНА РС (Я). Ф. 3, оп. 20, д. 32, л. 147.

20 Гоголев З.В. Разгром антисоветских восстаний. С. 26.

21 ФНА РС (Я). Ф. 3, оп. 20, д. 32, л. 147.

22 Антонов Е.П. Тунгусское восстание. С. 95.

23 Гоголев З.В. Разгром антисоветских восстаний. С. 26.

24 НА РС (Я). Ф. 50, оп. 7, д. 3, л. 162-163.

25 Гоголев З.В. Разгром антисоветских восстаний. С. 26.

26 Башарин Г.П. Общественно-политическая обстановка в Якутии в 1921-1925 гг. Якутск, 1996. С. 267.

27 Пестерев В.И. Исторические миниатюры о Якутии. Якутск, 1993. С. 108.

28 Гоголев З.В. Разгром антисоветских восстаний. С. 26; Антонов Е.П. Тунгусское восстание. С. 25.

29 НА РС (Я). Ф. 50, оп. 7, д. 3, л. 250; д. 5, л. 18.

30 Антонов Е.П. Тунгусское восстание. С. 96.

3> Башарин Г.П. Общественно-политическая обстановка. С. 268.

32 ФНА РС (Я). Ф. 3, оп. 3, д. 271, л. 55-56, 58.

33 Гоголев З.В. Разгром антисоветских восстаний. С. 27-28.

34 НА РС (Я). Ф. 50, оп. 7, д. 10, л. 15-16.

35 ПФА АН (Санкт-Петербургский филиал архива Академии наук). Ф. 47, оп. 1, д. 142, л. 7.

SUMMARY: The author of the article Candidate of Historical Sciences E. Antonov tells about 1924-1925 and thinks that the main reasons of the Tungus Uprising was the policy of terror of the epoch of military communism against aborigines that was led by party Soviet leaders in Okhotsk coast.

В этот день, 13 февраля, тунгусские отряды отражают попытку прорыва советских частей к Оймякону. В 1924-1925 годах произошло так называемое тунгусское восстание - вооружённое выступление повстанцев из представителей коренных народов Севера в Якутии и районах Северо-Востока, вызванное неоправданными действиями местных властей.

Тунгусское повстанческое движение в 1924-1925 гг. охватило Охотское побережье и восточные районы ЯАССР. Основной причиной его возникновения стало отделение Охотского края от Якутии в апреле 1922 г. и его передача в состав Приморской и Камчатской областей. В результате в то время, когда в Якутии проводилась новая военно-политическая линия в условиях НЭПа, на Охотском побережье местное партийно-советское руководство и органы ОГПУ продолжали вести политику террора против местного населения. Заставляя платить непомерные налоги, чекисты пулеметным огнем расправлялись с мирными охотниками. Аборигенов беззастенчиво обирали, установив непомерные “налоги” буквально за все: за убитую дичь, оружие, дрова, собак, ободранную кору деревьев и т.д. Дело дошло до того, что с них стали брать старые долги, установленные белогвардейцами в 1919-1923 гг. Представители советской власти не знали языка тунгусов, быта, нравов. Отсутствовали национальные школы, не было ни одного аборигена в составе государственных учреждений.

10 мая 1924 г. восставшие под руководством М.К. Артемьева заняли населенный пункт Нелькан. Захваченные в плен советские работники А.В. Якуловский, Ф.Ф.Попов, Корякин были отпущены на волю. 6 июня мятежники численностью 60 человек под руководством тунгуса П. Карамзина и якута М.К. Артемьева после 18-тичасового боя захватили порт Аян. Во время боя были убиты начальник ОГПУ Суворов и три красноармейца, а сдавшийся гарнизон был освобожден тунгусами и отправлен в Якутию.

В июне 1924 г. в Нелькане мятежники созвали съезд аяно-нельканских, охотско-аянских и маймаканских тунгусов и якутов. На нем избрали Временное Центральное Тунгусское Национальное Управление, которое решило отделиться от Советской России и образовать самостоятельное государство. М.К. Артемьева выбрали начальником штаба вооруженных отрядов, а начальником всех отрядов тунгуса П. Карамзина.

14 июля 1924 г. в Аяне состоялся Всетунгусский съезд Охотского побережья с прилегающими к нему районами, объявивший о независимости тунгусского народа и о неприкосновенности ее территории с морскими, лесными, горными богатствами и ресурсами. Лидеры движения разных национальностей М.К.Артемьев, П. Карамзин, С. Канин, И. Кошелев, Г.Я. Федоров и др., всего 10 чел., составили “Обращение” к мировому сообществу. В нем речь шла о том, что отсталые “во всех отношениях от мирового прогресса науки и техники” тунгусы обращаются к иностранным государствам и к Лиге наций, “как к могучим защитникам мелких национальностей в мировом масштабе” по вопросу спасения их от “общего врага мирового национализма - русского коммунизма”. Такая постановка проблемы руководством движения свидетельствует о довольно зрелом уровне политического самосознания и общественно-политических взглядов. Точку зрения лидеров движения интересно сопоставить с мнением современного американского ученого Д. Дэвидса, который написал, что “национализм, и только национализм, является эффективным барьером на пути коммунизма”.

Флаг Тунгусской республики

Мятежники создали атрибутику своего национально-территориального образования. К примеру, они приняли трехцветный флаг “Тунгусской республики”. Белый цвет флага символизировал сибирский снег, зеленый - лес, тайгу, черный - землю. Был принят также свой гимн.

Таким образом, это движение не являлось уголовным, поскольку ее лидеры представляли собой политических оппозиционеров, сплотившихся вокруг конкретных общественно-политических идей. Руководство мятежников было хорошо знакомо с законодательными и философскими источниками. Об этом свидетельствуют их требования о национальном самоопределении, правах личности, правах малочисленных этносов, создании самостоятельного национально-территориального образования и т.д. Причиной недовольства восставших являлось неравенство прав больших и малых народов при создании национально-территориальной федерации. Тунгусы, оказавшись под властью уполномоченного Дальневосточного ревкома по Охотскому уезду В.А. Абрамова, на себе испытали политику террора эпохи “военного коммунизма” в разгар проведения НЭПа.

Кроме политических, повстанцами были выдвинуты требования экономического и культурного характера. Например, они предложили восстановить старинные тракты: Якутск - Охотск, Нелькан - Аян и Нелькан - Усть-Мая. То есть они стремились к установлению прежних экономических связей с Якутией. Кроме того, был разработан комплекс мер по хозяйственному и культурному развитию зоны Охотского побережья.

Временное Центральное Тунгусское Национальное Управление предупредило ЦИК СССР о том, что: “В случае высадки военных частей советских войск на наших берегах Охотского моря и вторжения через границы соседних нам республик Дальвостока и Якутской автономии, мы, тунгусская нация, как поголовно восставшая из-за нетерпимой политики большевиков должны будем оказать вооруженное сопротивление как доказательство нашего глубокого возмущения и будем уверенными, что за могущие быть жертвы вся ответственность за пролитую безвинную кровь перед историей и общественным мнением падет на вас как на высший орган Советской власти, допустившей насилие”. Следовательно, участники движения вовсе не желали кровопролития и хотели решить назревший конфликт с помощью мирных переговоров. Об этом также свидетельствуют факты освобождения плененных красноармейцев и советских служащих.

Но в сентябре 1924 г. отряд Охотского ОГПУ в районе селения Улья расстрелял трех русских рыбаков, двух тунгусов и одного якута. В ответ повсюду начали организовываться вооруженные отряды самобороны. Группировка М.К. Артемьева без боя овладела расположенным в 315 км. от Якутска селом Петропавловск Усть-Майского района". Активизировались очаги повстанчества на Севере Якутской АССР: Оймяконском, Верхоянском, Абыйском (Эльгетском) и других улусах. 31 декабря 1924 г. восставшие захватили населенный пункт Арка, а затем - Новое Устье, находящееся в 7 км. от Охотска. К Нелькану устремилась группировка повстанцев под командованием Г. Рахматуллина-Боссоойки.

Мятежники конфисковали товары Нельканского отделения фирмы “Гудзон бей” и назначили заведующим военно-гражданским складом Ю. Галибарова. На Новом Устье им досталось до 10 тыс. пудов продовольствия стоимостью в 100000 руб., в Оймяконе - разных товаров на сумму около 25 тыс. руб., в Абые - пушнина на 25 тыс. руб. В захваченных местностях в руках повстанцев оказались магазины и склады Якутпушнины, кооператива “Холбос”, других хозяйственных и торговых организаций. Имелись случаи грабежей мирного населения, когда отбирались лошади, запасы продовольствия, сена.

Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) И.В. Сталин отправил инструкцию уполномоченному ВЦИКа и ЦК К.К. Байкалову, который руководил ликвидацией тунгусского повстанчества. В ней говорилось: “ЦК считаясь со всеми вышеизложенными соображениями находит целесообразным мирную ликвидацию восстания, применяя военные силы лишь в том случае, если это будет диктоваться необходимостью...”. Для ведения мирных переговоров была направлена из Якутска комиссия в составе П.И. Оросина, А.В. Давыдова и П. Филиппова, которая присутствовала на втором Тунгусском съезде в январе 1925 г. Эта делегация информировала собравшихся о политической жизни в Якутии и о новом советском строительстве вообще, но к их докладам съезд отнесся очень недоверчиво. Объяснялось такое недоверие тем, что тунгусы в них не видели юридического лица, которое могло бы иметь значение и вес в политике. Поэтому население считало членов делегации малоавторитетными и вполне резонно вопрошало: “Может ли вчерашний повстанец давать кому-либо твердую амнистию?”.

Тунгусский съезд через мирную делегацию представил в ЯЦИК ЯАССР требования об: 1) отделении Охотского побережья от Дальнего Востока и присоединении к Якутии; 2) предоставлении права тунгусам самим разрешать политические, экономические и культурные вопросы; 3) устранении от власти коммунистов, проводивших политику террора. Во время переговоров военные действия были временно прекращены, но под давлением Сибирского ревкома алдано-нельканский конный отряд И.Я. Строда внезапно захватил Петропавловск, нарушив тем самым перемирие.

В мае 1925 г. в ходе мирных переговоров между М.К. Артемьевым и И.Я. Стродом, Р.Ф. Кулаковским обе стороны сумели найти общий язык. М.К. Артемьев убедился в том, что во главе Якутской АССР стоят не те коммунисты, которые проводили политику террора; в республике осуществляется национальное возрождение и вопрос о присоединении Тунгусии к ЯАССР находится на стадии обсуждения. В результате успешных переговоров 9 мая было заключено мирное соглашение и отряд М.К. Артемьева “единогласно решил сложить оружие”. 18 июля отряд П. Карамзина в местности Медвежья голова, находящемся в 50 км. от Охотска, присоединился к мирной сдаче. Всего сложили оружие 484 повстанца из отряда М.К. Артемьева и 35 мятежников группы П. Карамзина.

10 августа в г. Охотске открылся съезд тунгусов Охотского побережья, на котором присутствовали представители 21 тунгусского рода и трех якутских районов. Они приняли постановление о торговле, охотничьем и рыбном промыслах, здравоохранении, народном образовании. Было обращено особое внимание на организацию родовых Советов.

25 августа 1925 г. “Главное Тунгусское Национальное Управление” посредством акта выразило пожелание о том, чтобы национальное самоопределение тунгусского народа было закреплено решениями, вынесенными ВЦИКом СССР, Советом Национальностей Верховного Совета СССР и ЦИКом РСФСР. Принятие такого постановления позволило бы прекратить дробление единого тунгусского этноса между различными административными образованиями, такими, как Якутская АССР, Приморская и Камчатская области. Свое раздробленное состояние они рассматривали как “продукт монархической политики”. Основной целью участников движения являлось объединение тунгусского народа и вхождение его в качестве самостоятельной национальной единицы в состав автономной Якутии.

Однако центр, и особенно органы ОГПУ-НКВД, не разделяли подобных взглядов и постоянно подозревали якутов и тунгусов в “японофильстве”. В 1925 г. М.К. Аммосов с тревогой сообщал в Якутск своим друзьям, что “в недрах ЦК (Сталин и другие) относятся крайне недоверчиво к нам, относя нас к категории коммунистов, перерождающихся в буржуазных революционеров”. Об этом же говорил Ф.Г. Сивцев: “Крамола - не достояние населения, а ее создают нездоровые методы, излишняя подозрительность, партийная недоразвитость и национальная невоспитанность”.

Дальнейшая судьба повстанцев трагична – спустя некоторое время, начиная с 1927 г. и вплоть до начала II-й мировой войны они подвергались репрессиям, многие из них были расстреляны. Вероятно, эта же трагичная участь постигла и Павла Гавриловича Карамзина (на фото второй слева в верхнем ряду).

Биография Павла Гавриловича Карамзина до момента участия в повстанческом движении и после неизвестна (вероятно, засекречена органами ОГПУ без срока давности). Из немногих исторических документов известно о том, что Павел Карамзин происходил из эвенкийского княжеского рода, предположительно из Аяно-Майского района Хабаровского края.

На основе публикации Е.П. Антонова, к.и.н.

Основной причиной считается отделение Охотского края от Якутии в апреле 1922 г. с передачей в состав Приморской и Камчатской областей. На Охотском побережье местное ОГПУ терроризировали местное население, заставляя платить непомерные налоги, беззастенчиво обирая буквально за все: за дичь, оружие, дрова, собак, ободранную кору деревьев и т.д. Дело дошло до того, что с них стали брать старые долги, установленные белогвардейцами в 1919-1923 гг.

Представители советской власти не знали языка тунгусов, быта, нравов. Отсутствовали национальные школы, не было ни одного аборигена в составе государственных учреждений.

В мае 1924 г. восставшие под руководством М.К. Артемьева заняли населенный пункт Нелькан. 6 июня мятежники численностью 60 человек после 18-тичасового боя захватили порт Аян. Во время боя были убиты начальник ОГПУ Суворов и три красноармейца, а сдавшийся гарнизон был освобожден тунгусами и отправлен в Якутию.

В Нелькане был созван съезд аяно-нельканских, охотско-аянских и маймаканских тунгусов и якутов. На нем избрали Временное Центральное Тунгусское Национальное Управление, которое решило отделиться от Советской России и образовать самостоятельное государство. М.К. Артемьева выбрали начальником штаба вооруженных отрядов, а начальником всех отрядов тунгуса П. Карамзина.

14 июля 1924 г. в Аяне состоялся Всетунгусский съезд Охотского побережья с прилегающими к нему районами, объявивший о независимости тунгусского народа и о неприкосновенности ее территории с морскими, лесными, горными богатствами и ресурсами. Лидеры движения разных национальностей М.К.Артемьев, П. Карамзин, С. Канин, И. Кошелев, Г.Я. Федоров и др., всего 10 чел., составили “Обращение” к мировому сообществу. В нем речь шла о том, что отсталые “во всех отношениях от мирового прогресса науки и техники” тунгусы обращаются к иностранным государствам и к Лиге наций, “как к могучим защитникам мелких национальностей в мировом масштабе” по вопросу спасения их от “общего врага мирового национализма — русского коммунизма”.

Флаг Тунгусской республики

Мятежники создали атрибутику своего национально-территориального образования. Приняли трехцветный флаг “Тунгусской республики”: белый цвет символизировал сибирский снег, зеленый - лес, тайгу, черный - землю. Был принят также свой гимн.
"Таким образом, это движение не являлось уголовным, поскольку ее лидеры представляли собой политических оппозиционеров, сплотившихся вокруг конкретных общественно-политических идей. Руководство мятежников было хорошо знакомо с законодательными и философскими источниками.

Об этом свидетельствуют их требования о национальном самоопределении, правах личности, правах малочисленных этносов, создании самостоятельного национально-территориального образования и т.д. Причиной недовольства восставших являлось неравенство прав больших и малых народов при создании национально-территориальной федерации.

Тунгусы, оказавшись под властью уполномоченного В.А. Абрамова, на себе испытали политику террора эпохи “военного коммунизма”. Кроме политических, повстанцами были выдвинуты требования экономического и культурного характера. Например, они предложили восстановить старинные тракты: Якутск - Охотск, Нелькан - Аян и Нелькан - Усть-Мая. То есть они стремились к установлению прежних экономических связей с Якутией. Кроме того, был разработан комплекс мер по хозяйственному и культурному развитию зоны Охотского побережья.

Временное Центральное Тунгусское Национальное Управление предупредило ЦИК СССР о том, что: “В случае высадки военных частей советских войск на наших берегах Охотского моря и вторжения через границы соседних нам республик Дальвостока и Якутской автономии, мы, тунгусская нация, как поголовно восставшая из-за нетерпимой политики большевиков должны будем оказать вооруженное сопротивление как доказательство нашего глубокого возмущения и будем уверенными, что за могущие быть жертвы вся ответственность за пролитую безвинную кровь перед историей и общественным мнением падет на вас как на высший орган Советской власти, допустившей насилие”. Следовательно, участники движения вовсе не желали кровопролития и хотели решить назревший конфликт с помощью мирных переговоров. Об этом также свидетельствуют факты освобождения плененных красноармейцев и советских служащих".

Непосредственным поводом к восстанию послужил расстрел в сентябре 1924 г. отрядом Охотского ОГПУ в районе селения Улья трех русских рыбаков, двух тунгусов и одного якута. В ответ повсюду начали организовываться вооруженные отряды самообороны. Как пишут исследователи: "Группировка М.К. Артемьева без боя овладела расположенным в 315 км. от Якутска селом Петропавловск Усть-Майского района. Активизировались очаги повстанчества на Севере Якутской АССР: Оймяконском, Верхоянском, Абыйском (Эльгетском) и других улусах. 31 декабря 1924 г. восставшие захватили населенный пункт Арка, а затем — Новое Устье, находящееся в 7 км. от Охотска. К Нелькану устремилась группировка повстанцев под командованием Г. Рахматуллина-Боссоойки. Отряд Михайлова числом 40 человек отправился в Восточно-Кангаласский улус, читая на сельских сходах обращения к народу на якутском и русском языках.

Мятежники конфисковали товары Нельканского отделения фирмы “Гудзон бей” и назначили заведующим военно-гражданским складом Ю. Галибарова. На Новом Устье им досталось до 10 тыс. пудов продовольствия стоимостью в 100000 руб., в Оймяконе — разных товаров на сумму около 25 тыс. руб., в Абые — пушнина на 25 тыс. руб. В захваченных местностях в руках повстанцев оказались магазины и склады Якутпушнины, кооператива “Холбос”, других хозяйственных и торговых организаций". По всей Якутии начались бои.

10 августа в г. Охотске открылся съезд тунгусов Охотского побережья, на котором присутствовали представители 21 тунгусского рода и трех якутских районов. Они приняли постановление о торговле, охотничьем и рыбном промыслах, здравоохранении, народном образовании. Было обращено особое внимание на организацию родовых Советов.Тунгусский съезд через мирную делегацию представил в ЦИК Якутии требования об: 1) отделении Охотского побережья от Дальнего Востока и присоединении к Якутии; 2) предоставлении права тунгусам самим разрешать политические, экономические и культурные вопросы; 3) устранении от власти коммунистов, проводивших политику террора.

В целях борьбы с повстанцами была созвана III Чрезвычайная сессия Якутской ЦИК. На ней секретарём обкома Байкаловым К. К. повстанцы были названы бандитами, а их руководители — «одурманенными иллюзией элементами».
Сталин отправил инструкцию Байкалову, возглавлявшему операцию по "ликвидации тунгусского повстанчества" в которой говорилось: “ЦК считаясь находит целесообразным мирную ликвидацию восстания, применяя военные силы лишь в том случае, если это будет диктоваться необходимостью…”.

В мае 1925 г. в ходе мирных переговоров стороны сумели найти общий язык. М.К. Артемьев убедился в том, что во главе Якутской АССР стоят не те коммунисты, которые проводили политику террора; в республике осуществляется национальное возрождение и вопрос о присоединении Тунгусии к Якутской АССР находится на стадии обсуждения. В результате успешных переговоров 9 мая было заключено мирное соглашение и отряд М.К. Артемьева “единогласно решил сложить оружие”. 18 июля отряд П. Карамзина в местности Медвежья голова, находящемся в 50 км. от Охотска, присоединился к мирной сдаче. Всего сложили оружие 484 повстанца из отряда М.К. Артемьева и 35 мятежников группы П. Карамзина. Считая, что основная цель "военной демонстрации" - пропаганда политической программы партии достигнута и, одновременно осознавая пассивность основной массы населения, П.Ксенофонтов сдался властям и был арестован в квартире К.Байкалова, поверив в данное коммунистами слово об амнистии.

25 августа 1925 г. “Главное Тунгусское Национальное Управление” посредством акта выразило пожелание о том, чтобы национальное самоопределение тунгусского народа было закреплено решениями, вынесенными ВЦИКом СССР, Советом Национальностей Верховного Совета СССР и ЦИКом РСФСР. Принятие такого постановления позволило бы прекратить дробление единого тунгусского этноса между различными административными образованиями, такими, как Якутская АССР, Приморская и Камчатская области. Свое раздробленное состояние они рассматривали как “продукт монархической политики”. Основной целью участников движения являлось объединение тунгусского народа и вхождение его в качестве самостоятельной национальной единицы в состав автономной Якутии.

Однако центр, и особенно органы ОГПУ-НКВД, не разделяли подобных взглядов и постоянно подозревали якутов и тунгусов в “японофильстве”. В 1925 г. М.К. Аммосов с тревогой сообщал в Якутск своим друзьям, что “в недрах ЦК (Сталин и другие) относятся крайне недоверчиво к нам, относя нас к категории коммунистов, перерождающихся в буржуазных революционеров”.

Дальнейшая судьба повстанцев трагична - спустя некоторое время, начиная с 1927 г. и вплоть до начала II-й мировой войны они подвергались репрессиям, были расстреляны 128 человек, 130 получили различные тюремные сроки, из них часть не была связана с восстанием. Среди репрессированных были видные представители интеллигенции, ничего не знавшие о восстании или даже осуждавшие его. Бюро Якутского обкома ВКП(б) постановило ликвидировать культурно-просветительное общество "Саха омук", несмотря на то, что его члены активно боролись против повстанческих отрядов П.Ксенофонтова и М.Артемьева. Постановлением ЦК ВКП(б) "О положении в Якутской организации ВКП(б), опубликованном в 1928 г. в газете "Правда" за подписью В.Молотова сняты с постов видные партийные и советские работники Якутии.

Центральный Комитет обязал Якутский обком "в ближайшие 1-2 года завершить подготовку к проведению земельной реформы в интересах бедноты и национальных меньшинств, использовать кредиты и бюджетные ассигнования для помощи бедноте и батрачеству, а главное, на кооперирование крестьянства в соответствии с директивами XV съезда партии, провести очистку советских, кооперативных, торгово-хозяйственных органов от классово-чуждых элементов, в частности всех, так или иначе связанных с событиями 1927 года, усилить политическую работу партии и Советов в улусах, особенно по вовлечению бедноты в состав советских, кооперативных органов, добиваться полного устранения из этих органов кулачества, готовить и выдвигать в низовые и областные органы новые кадры из бедноты и батрачества".

Биография Павла Гавриловича Карамзина до момента участия в повстанческом движении и после неизвестна. Из немногих исторических документов известно о том, что Павел Карамзин происходил из эвенкийского княжеского рода, предположительно из Аяно-Майского района Хабаровского края.

«Мир империи и мир сибирской тундры: изнанка контакта» - цикл лекций А.Г. Тавризова этнолога-североведа:

Недавно геологическая экспедиция в Охотском районе наткнулась на заброшенный эвенский лабаз (оленеводческая ферма Усчан). Среди документов в жилище, наряду с ясачными квитанциями, деревянным календарем, была найдена и переписка отрядов самообороны от 1925 года. А по ней выясняется, что с 1923 по 1925 годы жизнь на краю земли, с приходом красного отряда Вострецова и разгрома белого генерала Пепеляева, а также становления Советской власти, была отнюдь не мирная. Оказывается, тут была и своя Тунгусия, и зарождалось недовольное тунгусское повстанчество из местных народностей, а в 1924-1925 годах случилось даже тунгусо-охотское восстание.

Директор музея Виктор Мороков
Белые страницы истории изучает директор Охотского краеведческого музея Виктор Мороков, куда геологи и передали переписку тунгусов (эвенов). Ветхие от времени письма хранятся в специальном помещении, в защитной пленке, а чтобы с ними можно было работать, читать, их пришлось еще раз переписать, но уже разборчивым почерком, с восстановлением по возможности утраченных мест в оригинале. Письма эти сегодня впервые увидят свет. Отрывки из них Виктор Мороков зачитал на диктофон. Часть писем и уникальных фотографий разрешил переснять на фотокопии.

Красный налог

С приходом на побережье красных, Охотский край в 1923 году был разделен на четыре волости, к каждой из них прикрепили тунгусов-кочевников, в том числе тунгусов с Якутии и сразу обложили их налогом. Первым ввели охотничий налог и охотничьи свидетельства. Без билета охота запрещалась, а билет на охоту был обложен сбором в 1 руб. По распоряжению ГПУ оружие должно быть представлено на регистрацию в резиденциях с представлением билета на право охоты. За право ношения нарезного оружия брали по 3,1 руб., а гладкоствольного - 2,1 руб.

Также тунгусов обложили общегражданским налогом по 2 руб. с мужчины, и по 1 руб. с женщины. В 1923 году ввели пушной налог и регистрацию всей пушнины. По нему, охотник по возвращению с промысла, в трехдневный срок должен был регистрировать всю свою добытую пушнину. Для этого тунгус должен был явиться в село, принести с собой шкуры, разыскать переводчика, а потом заполнить анкету: кто он, откуда, когда и где убил зверя. Далее на шкурах ставили номер и печать, записывал в шнуровую книгу, брали 5% сбор с установленной продажной цены от каждой шкуры. И, наконец, подписывали и выдавали квитанцию и ордер. Такой же регистрации и пушному налогу подлежали даже заячьи шкуры, а также, с особой отметкой, все шкуры, предназначенные для собственного употребления.

При продаже пушнины тунгус, а также покупатель, опять должны были явиться в сельревком, разыскать председателя или его заместителя и найти переводчика. На обороте ордера и квитанции делалась новая надпись: кому и за какую цену шкура продана. Надпись подписывалась председателем и покупателем шкуры. Не зарегистрированные в установленный, трехдневный срок шкуры считались контрабандой и, само собой разумеется, подлежали конфискации.

В 1923 году ввели для тунгусов попенный и лесной налог. По нему, населения должно было платить по 3 руб. за куб. сажень хвороста, валежника, сухостоя и остатков, которым они могли воспользоваться. За каждую срубленную жердь тунгус должен был платить по 70 коп., а за каждое ободранное дерево от 70 до 4,40 коп. Рубить же молодняк под угрозой штрафа строго запрещалось.

Еще на Охотском побережье в 1923 году были введены канцелярские и гербовые сборы. Ввиду этого и за полным отсутствием денежного хождения, тунгусы писем избегали.

В этом же году была введена бесплатная каюрная (гоньбовая) повинность, для разъездов должностных лиц, агентов ГПУ, милиции и особенно военных отрядов. В 1925 году нарто-верста (пара оленей или потяга 12 - 15 собак) оплачивалась 15 коп. - платой для того времени совсем мизерной.

В 1923 году с тунгусов требуют не один раз в год, во время ярмарок, а в трехдневный срок регистрировать рождения, смерти, женитьбы и разводы. Кроме того, сбор налога сельхозналогом стал производиться не по старому, привычному, удобному для тунгусов обычаю - на ярмарках, а по «революционному». Ловили случайно подвернувшихся тунгусов и требовали налоги. Главное же то, что в Якутии кочевники были освобождены от сельхозналога, а потому налог на Охотском побережье тунгусы считали незаконным.

Совершенно не считаясь с особыми бытовыми условиями, укладом жизни и социальными отношениями, охотские власти целиком перепечатывали на бланках московские декреты и хабаровские постановления и рассылали их по стойбищам для четкого и неуклонного исполнения. К примеру, охота на пернатую водоплавающую дичь разрешалась с 1 сентября, т.е. тогда, когда часть этой дичи уже улетела, а выводки уже кончились. Запрет же охоты на пернатую, боровую дичь с 1 апреля лишает тунгуса возможности в самое голодное время охотиться на тетерева и глухарей на току (начиная приблизительно с мая месяца). В урусах начался голод. На этой почве и вспыхнуло восстание.

Командующий тунгусов - Карамзин

В июне 1924 года в Нелькане состоялся I съезд Аяно-Нельканских, Охотских, Аркинских и Маймаканских тунгусов. Съезд решил отделиться от Советской Республики в самостоятельное государство и избрал свое Временное Тунгусское Национальное Управление, исключительно из тунгусов. Партизанским отрядом был избран и съездом утвержден также «Главный штаб Тунгусских партизанских отрядов» и командующий Павел Карамзин.

В 1924 году повстанческий отряд под командой тунгуса Павла Карамзина окружил порт Аян. Советский гарнизон сдался. Эвены захватили все продукты, вырученную и конфискованную пушнину, деньги и переписку. Летом в бухте Аян пришло береговое судно «Красный вымпел» и было предложено отряду тунгусов сдаться. После полученного отказа, на берег высадился отряд военных моряков, но, не обнаружив противника, вернулся обратно на судно.

В этом же году «на случай прихода Советской власти в тайгу» в Кетанде (в 200 км. от Охотска) сформировался отряд тунгусов - около 60 человек. Большинство отряда было тунгусов из Горбиканского рода Софрона Погодаева.

Софрон Тимофеевич Погодаев (его фотография и родовая печать ныне хранятся в Охотском музее), был старостой 2-го Горбиканского рода (самоназвания эвенов по местности Гэрбэ) в селении Арка и возглавил отряд самообороны. Хотя ранее он был членом местного революционного исполкома РКП(б). Его очень уважали в крае. Один раз он спас своих родовичей от голода, отдав все свои припасы. А голод у тунгусов в те времена был частенько, ведь жили они только за счет рыбы.

Охотск в осаде

С 20 по 23 января 1925 года в Нелькане состоялся II Тунгусский съезд такого же состава, как и первый. На съезд была допущена советская делегация (для переговоров), которая дала подробную информацию о международном и внутреннем положении СССР, экономической и национальной политике, подробности амнистирования восставших. Но участники съезда упорно твердили о расхождении и несоответствии слов и дел у красных, о их зверствах, бесчинствах, особенно органов ГПУ и их отрядов, о разорительных налогах, дороговизне товаров, обнищании, голоде тунгусов. Резолюция этого съезда была такова: организовать самостоятельную Тунгусию без коммунистов.

Более четырех месяцев собирался отряд Карамзина в районе Охотска. С января по июнь 1925 года (до начала навигации), Охотск был на осадном положении.

А в ночь с 21 на 22 февраля 1925 года отряд Карамзина занял оставленный красными частями находящееся в 8 км. от Охотска поселок Новое Устье. Поселок был разграблен, как и фактория акционерного Камчатского общества «Окаро», где было много свинца, пороха, и съестных продуктов. Тунгусы вывезли продукты в тайгу и раздали их населению.

Вот что писали в это самое время повстанческие отряды друг другу:

«Начальнику охраны Аркинского района Погодаеву, А. Громову и Карамзину.

Примите привет, почтение и благопожелание. Мы сами пока живы и здоровы. А относительно о фронте сообщаем вам в нижеследующем: Из поселка Новое Устье войска красных переехали давно в город Охотск. Наши заняли поселок Новое Устье 21 февраля 1925 года. На другой день, 22 февраля, вышли пешком из Охотска красноармейцы около 70 человек и сделали наступление на наших. Была стрельба. Красные потеряли около 50-ти человек, оставили трупы своих людей, оружие и пулемет «Льюис» и отступили в город. С нас убитых и раненых около 11 человек (официальное сообщение пришлем позже). Просим вас, дорогие братья, по возможности отправить скорее подвод, ибо имеется у нас груз. Можете отправить подвод не по дороге, а прямо по тундре до Нового Устья. Просим не распространять слух частным.

Митрофан, Павел и Михаил живы, здоровы. Передайте нашим братьям привет и почтение. Шлет вам привет Захаров. Больше писать не о чем. Будьте здоровы, Богом хранимы. Дорогу до Нового Устья сделаете через тундру, прямо. Арестованных держите до получения второго сведения.

1925 года февраля, 23 дня.

Начштаба Карамзин».

В таком положении, красным оставалось лишь оборонять Охотск. Охотский гарнизон состоял из 89 человек, дивизиона ГПУ, а вместе с добровольцами (профсоюзы, партийцы, совработники) гарнизон насчитывал до 317 человек.

В конце концов, красным пришлось вызывать на помощь судно «Красный вымпел» из Владивостока. 22 июня 1925 года в Аяне и Охотске высадились части красного экспедиционного отряда, во главе с командующим Абрамовым, который, кроме того, был назначен уполномоченным по Охотскому побережью. С повстанцами заключили перемирие. После переговоров, отряды сложили оружие. Всем им была дана амнистия, представители туземцев привлечены в органы управления, а всякие административные бесчинства прекращены. Все эти мероприятия, произвели на тунгусов большое впечатление. Они были уверены, что вот, приехала, наконец, «настоящая Советская власть» и прогнала самозванцев. Однако в 30-е годы, многим участникам восстания припомнили прошлое и осудили. Так тихо, мирно и закончилось это восстание малого брата с большим.

 


Читайте:



Что есть видимость и что есть реальность

Что есть видимость и что есть реальность

Махарадж: С высшей точки зрения мир не имеет причины.В: А каков ваш собственный опыт? М: Всё беспричинно. Мир не имеет причины. В: Я не спрашиваю о...

Здесь Родины моей начало

Здесь Родины моей начало

Что есть для человека Родина? С чего она начинается? Это страна, город, поселок, село или что-то еще меньше, но очень важное для конкретного...

Пояснительная записка по умк «перспектива Проектирование учебно методического комплекса дисциплины

Пояснительная записка по умк «перспектива Проектирование учебно методического комплекса дисциплины

УМК - это комплекс учебной, методической, нормативной документации, средств контроля и обучения, которые нужны для обеспечения качественной...

Однажды я ехал на электричке соловейчик

Однажды я ехал на электричке соловейчик

(1)Давно замечено, что в наше время мир чувства особенно отчётливо противопоставляется миру интеллекта. (2)Мы ориентированы на знание, науку,...

feed-image RSS