Главная - Карр Аллен
Ча ща чу щу произносятся всегда мягко. Упражнения в правописании слов со слогами ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ- ЩУ. ЧА-ЩА, ЧУ- ЩУ. Страничка для любознательных

Вспомните, что вы знаете о звуках [ч’] и [щ’] ? Это согласные шипящие звуки, глухие, непарные, всегда мягкие. На письме обозначаются буквами Ч и Щ .

Попробуйте ещё раз произнести эти звуки. Ваш язык и губы работают почти одинаково. Произнести эти звуки твёрдо не получится совсем. Мы хорошо ощущаем мягкость этих звуков, и поэтому на письме нам хочется показать эту мягкость, как и положено, гласными буквами Я и Ю. Но оказывается исторически звуки [ч’] и [щ’] мягкими были всегда, даже столетия назад, когда формировался наш язык, а значит, показывать мягкость этих согласных звуков на письме не надо было совсем.

Так появилось правило: ЧА - ЩА пиши с буквой А , а ЧУ - ЩУ пиши с буквой У .

Эти правила, как и написание сочетаний ЖИ - ШИ пиши с буквой И , считаются историческими, традиционными. Нам, современным людям, остаётся только следовать этим правилам и стараться писать слова без ошибок.

А теперь отправимся в город шипящих звуков:

1. Расшифруйте предложения, вставьте недостающие буквы:

«С добрым утром!» я крич…

Кузнецу, ткач…, врач….

«Добрый вечер!» - так встреч…ю

Всех, домой спешащих к ч…ю.

Проверьте себя.

«С добрым утром!» я криЧУ

Кузнецу, ткаЧУ, враЧУ.

«Добрый вечер!» - так встреЧАю

Всех, домой спешащих к ЧАю.

2. Соберите из разбросанных слов предложение:

Я, хочу, учу, грамотно, писать, слова на ЧУ и ЩУ

Проверьте себя.

Я грамотно писать хочу.

3. Какие слова с ЧУ и ЩУ вы знаете? Назовите.

Запишите слова в два столбика: в первый - с сочетанием чу, во второй - щу.

Чудак, щука, чудо, чулок, щупальце, щурок, чужой, кричу, щуплый, тащу.

Проверьте себя.

Вот как много слов в нашем языке подчиняются правилам: ЧА - ЩА пиши с А, ЧУ - ЩУ пиши с У.

А вот слова, которые пришли в русский язык из других языков, могут не соответствовать нашим правилам, и вы прочитаете в орфографическом словаре, что слова «жюри » и «парашют » написаны с буквой ю. Но таких слов-исключений очень мало, написание их запоминают, как словарные слова.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

1. Прочитай.

  • Прочитай буквосочетания. Какую «работу» выполняют буквы и, а, у в каждом из этих буквосочетаний, а какую не выполняют?
  • Почему же надо запоминать написание гласных в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу ?

Обрати внимание! Звуки [ж], [ш] - твёрдые согласные звуки, но в буквосочетаниях жи-ши пишется буква и .

Звуки [ч"], [щ"] - мягкие согласные звуки, но в буквосочетаниях ча-ща пишется буква а , а в буквосочетаниях чу-щу пишется буква у .

2. Прочитай ещё раз слова из упр. 1. Запиши эти слова. Подчеркни в них буквосочетания, в которых написание гласных надо запомнить.

ЖИ и ШИ пиши с буквой И .
ЧА и ЩА пиши с буквой А .
ЧУ и ЩУ пиши с буквой У .

3. Произнеси слова-названия предметов.

  • Какой одинаковый гласный звук есть во всех словах? Какой буквой ты будешь этот звук обозначать на письме? Напиши слова-названия предметов.

Страничка для любознательных

Давным-давно в древнерусском языке все шипящие согласные звуки [ж"], [ш"], [ч"] были только мягкими. И конечно, в сочетаниях жи и ши употреблялась буква и .

Прошло много лет. Звуки [ж] и [ш] отвердели и стали произноситься в словах как твёрдые согласные. Но буквосочетания жи и ши сохранились до наших дней такими, какими ты видишь их на страницах учебника. Запомни их написание.

4. Прочитай.

жи? ши?

сне..нка, сме..нка, пасса..р, пру..на

ду..стый, пу..стый, дру..ть, сме..ть

Тель, ма..на, ..знь, кув..нка

  • Подбери другие слова, в которых есть буквосочетания жи и ши .

ма ши́на

5. Прочитай.

      Скоро выйдут муравьи
      На дорогах лужи.
      По полям бегут ручьи,
      После зимней стужи.

  • Определи, в каком порядке должны следовать строки, чтобы они составили стихотворение.
  • Прочитай получившееся стихотворение. Вспомни, кто автор этих строк.
  • Запиши составленное стихотворение.

6. Прочитай.

Ёж - ..., ёрш - ..., нож - ..., чертёж - ..., камыш - ..., стриж - ..., ковш - ... .

  • Эти слова называют один предмет. Измени их так, чтобы они называли несколько предметов.
  • Напиши любые три пары слов. Подчеркни в словах буквосочетания жи и ши .

Образец. Чертёж - чертежи , ... .

7. Прочитай.

ча? ща?

мо..лка, ..шка, саран.., обе..ть, переда.., пер..тки

пи..ть, ро.., про..ть, зада.., ..йник, све..

  • Спиши любую группу слов, вставляя пропущенные буквосочетания.

8. Прочитай.

      Трещит кузнечик.
      Стучит дятел.
      Урчит лягушка.
      Пищит рябчик.

  • Измени каждое предложение так, чтобы в нём говорилось не об одном животном, а о многих. Запиши два предложения.

    Образец. Трещат кузнечики.

  • Дополни первое предложение словами (зелёный, в траве ), чтобы получилось новое предложение.
  • А теперь добавь к словам второго предложения другие слова, чтобы тоже получилось новое предложение.

9. Прочитай.

  • Составь из сочетаний слов скороговорки. Напиши любую из них.
  • Какие звуки учат произносить скороговорки? Произнеси эти звуки.
  • Подчеркни в словах буквосочетания, написание которых надо запомнить.

10. Прочитай.

чу? щу?

Ка, до..рка, ..рёнок, ..риться, мол..н, ..чело, гру.., кри.., уго..

  • Спиши любую группу слов, вставляя пропущенные буквосочетания.

11. Прочитай. Рассмотри рисунок. Назови сказку.

Лиса с журавлём подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля и пошла звать его к себе в гости:

Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!

  • Можно ли назвать приглашение лисы вежливым? Было ли оно искренним? Действительно ли лиса была рада видеть журавля у себя на званом обеде?
  • Вспомни продолжение сказки и подготовься его рассказать.
  • Сделай звуковой разбор слова журавль. Произнеси по порядку каждый звук. Скажи, какой это звук: гласный или согласный, гласный ударный или безударный, согласный глухой или звонкий, твёрдый или мягкий.

12. Прочитай.


    Спиши любую группу слов, вставляя про пущенные буквы.

13. Прочитай.

      У апреля есть волшебный ключик,
      Солнечный, весёлый, тёплый лучик.
      Повернёт - и почки открывает,
      Повернёт - и выпустит скворцов,
      Повернёт - и птицы начинают
      Петь от счастья в сотни голосов!
      (Н. Красильников)

    Что за волшебный ключик есть у апреля?
    Объясни написание выделенных букв и буквосочетаний. Спиши первое предложение.
    Составь свои предложения о весне.

Цель работы – проверить умение записывать текст под диктовку (берутся в основном слова, где написание не расходится с произношением) с использованием правил написания слов с сочетанием ча, ща, чу, щу . При диктовке четко проговариваются все встретившиеся орфограммы, незнакомые учащимся.

Зрительные диктанты

  1. Мяч, щенок, ящик, щука, часы, ножницы, плащ, кирпич, станция, рукавицы, чайка, туча, чашка, чайник, циркуль, цыплёнок.
  2. Туча, свеча, овчарка, чайник, пища, щавель, площадь, чаша, пищали, грачата, прощай.
  3. Щука, чулан, щурился, чулок, стучу, тащу, угощу, научу, полощу.

Слуховые диктанты

Чижи
У меня в клетке жили два чижика. К весне они окрепли. Выпущу-ка я их на волю! Вдали зеленела роща. Оттуда доносился щебет птиц. Мои чижики забеспокоились. Я зашёл в чащу и открыл клетку. Птички исчезли в вершинах деревьев. (39 слов.)

Гроза
Туча закрыла солнце. Перед грозой наступила тишина. Не кричат грачи. Не стучат дятлы. Не трещат сороки. (16 слов)

Встреча
Я забрел в чащу леса. Кусты и старые пни закрывали тропку. Зашуршала листва. Я испугался. А там был ежик. Вот так встреча! (22 слов)

Обыкновенная роща
Через поле бежит тропинка. Ныряет в берёзовую рощу и спешит дальше. Роща самая обыкновенная. Да только входят в рощу, а из рощи не выходят. Уж не завёлся ли в роще Змей Горыныч? Я не вытерпел и тоже пошёл в рощу. А там всё красное от костяники! (48 слов.)

Идет дождик
Тихо кругом. Под водой спят кувшинки. Только рыбы видят их красоту. Ива опустила веточки. Она грустит. Грустит и пес Чапа. (20 слов)

Объяснительные диктанты

Чашка, роща, щавель, часы, чулки, чуб, часть, чижи, чайка, щука, жёлтый, чёрный, ёжик, машина, живой, широкий, туча, чулок. (19 слов.)

Ежи, ножи, груши, лыжи, лужи, уши, шишки, чижи, хороший, широкий, дружить, шить, кружить; чаща, роща, чай, чашка, дача, стучать, молчать, кричать; чудо, щука, ищу, хочу, молчу, учу, плачу.

1. Записать стихи. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Только и всегда пиши!

И только с буквой и пиши.

В сочетаниях ча, ща

Пишем только букву а.

Куча, гуща, каланча,

Чаща, дача и печать

Нужно с буквой а писать.

В сочетаниях чу, щу

Чулок, и чудо, и чугун,

Чудесный, чувства и чулан,

Кричу, ворчу, тащу.

Я с у пишу и чу, и шу.

(Из сборника «Занимательная грамматика»)

1. Я учусь в первом классе. 2. Чижи живут в лесу. 3. Ребята ищут шишки. 4. На клумбе росли душистые цветы. 5. Никогда не бери чужие вещи. 6. Бабушка угощает нас пирогом. 7. У жирафа длинная шея. 8. В чулане завелись мыши. 9. Над морем кружит чайка. 10. Я никогда не плачу.

1. Прослушать отрывки из стихотворений. Записать и прочитать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

А инженеру - лучше,

Я бы строить дом пошёл -

Я сначала начерчу

Дом такой, какой хочу.

На все четыре стороны,

И заживут ребята в нём

Поворчав себе в усы,

Осторожно взял часы.

Золотое решето чёрных домиков полно.

Сколько чёрненьких домиков,

столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

Лежит под плетнём да крутит хвостом. (Свинья)

Никого не огорчаю,

но всех плакать заставляю. (Лук)

жужжит, как пчела. (Самолёт)

Одноглазая старуха узоры вышивает. (Иголка)

1. Чужими руками жар не загребай! 2. Шила в мешке не утаишь. 3. Не спеши языком - торопись делом. 4. Лучше богатство потерять, чем слово нарушить. 5. Как щука ни востра, а не возьмёт ерша с хвоста.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Утром на реке тишина. Мы плывём на лодке по широкой протоке. По воде плавают чудесные белые кувшинки. Над ними кружит стрекоза. Стрекозы похожи на маленькие вертолётики.

Мой папа любит рыбалку. Он часто берёт меня с собой. Вчера мы ездили на машине на озеро. Папа поймал большого леща и щуку. Он положил их в садок.

Слог. Ударение. Звуки и буквы

Написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу

В сочетаниях жи, ши

Лыжи, лужи, крыши.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить, шипеть и шить.

Запомни слоги жи и ши

Туча, роща, саранча,

Пишут только букву у.

Я грамотно писать хочу,

Слова на чу и щу учу:

Чудак, и щука, и ворчун,

Чумазый, чучело, чурбан,

Кричу, ворчу, ищу, тащу.

Я с у пишу и чу, и щу.

(Из сборника “Занимательная грамматика”)

2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

1. Я учусь в первом классе. 2. Чижи живут в лесу. 3. Ребята ищут шишки. 4. На клумбе росли душистые цветы.

5. Никогда не бери чужие вещи. 6. Бабушка угощает нас пирогом. 7. У жирафа длинная шея. 8. В чулане завелись мыши. 9. Над морем кружит чайка. 10. Я никогда не плачу.

А инженеру – лучше,

Я бы строить дом пошел –

Пусть меня научат.

Хороший дом, большущий дом

И заживут ребята в нем

Удобно и просторно.

Щуря глаз И хмуря брови,

Часовщик Иван Петрович

Осторожно взял часы

2. Прослушать загадки и пословицы. Записать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Черных домиков полно.

Сколько черненьких домков,

Столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

Лежит под плетнем

Да крутит хвостом. (Свинья)

Но всех плакать заставляю. (Лук)

Летит, как стрела,

Жужжит, как пчела. (Самолет)

Узоры вышивает. (Иголка)

1. Чужими руками жар не загребай! 2. Шила в мешке не утаишь. 3. Не спеши языком – торопись делом. 4. Лучше богатство потерять, чем слово нарушить. 5. Как щука ни востра, а не возьмет ерша с хвоста.

Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Утром на реке тишина. Мы плывем на лодке по широкой протоке. По воде плавают чудесные белые кувшинки. Над ними кружит стрекоза. Стрекозы похожи на маленькие вертолетики.

Мой папа любит рыбалку. Он часто берет меня с собой. Вчера мы ездили на машине на озеро. Папа поймал большого леща и щуку. Он положил их в садок.

В нашей школе живут ежи, мыши и заяц. Ребята ухаживают за животными. После уроков мы бежим в живой уголок и угощаем своих друзей чем-нибудь вкусным.

school.home-task.com

Школа XXI век

(с) мы все учились понемногу

Сочетания ча, ща, чу, щу

.
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

Чай, чайник, чашка, чаща, роща, щавель, выручай, гуща, часто, час, часы, часовой, чайка, туча, чугун, хочу, часть, чуб, чудо, учу, щука, щуплый. (22 слова.)

Мяч, щенок, ящик, щука, часы, ножницы, плащ, кирпич, станция, рукавицы, чайка, туча, чашка, чайник, циркуль, цыплёнок. (16 слов.)

Чужие края, тёмные чулки, чуткий сон, кислый щавель, щадить растения, зубастая щука, щурить глаза, чистить зубы, лесная чаща, живой уголок, широкая дорога. (22 сло­ва.)

жи, ча, ща, щу.

ЧИЖИ.
У меня в клетке жили два чижика. К весне они окрепли. Выпущу-ка я их на волю! Вдали зеленела роща. Оттуда доносился щебет птиц. Мои чижики забеспокоились. Я зашёл в чащу и открыл клетку. Птички исчезли в вершинах деревьев. (39 слов.)

Записать текст. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ща, щу.

ОБЫКНОВЕННАЯ РОЩА.
Через поле бежит тропинка. Ныряет в берёзовую рощу и спешит дальше. Роща самая обыкновенная. Да только входят в рощу, а из рощи не выходят. Уж не завёлся ли в роще Змей Горыныч? Я не вытерпел и тоже пошёл в рощу. А там всё красное от костяники! (48 слов.)

Выборочные диктанты.

Записать слова с буквами ш, ч, щ.

Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят,
Лищь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят…

Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

Чашка, роща, щавель, часы, чулки, чуб, часть, чижи, чайка, щука, жёлтый, чёрный, ёжик, машина, жи­вой, широкий, туча, чулок. (19 слов.)

НАЧАЛО ЗИМЫ.
Птицы улетели в тёплые края. На землю падают пер­вые снежинки. Утренние заморозки побелили крыши домов, деревья. За ночь выросли снежные рощи на стёклах окон. Пришла зима. (28 слов.)

Письмо по памяти.

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга. (14 слов.)
(А. П у ш к и н.)

Горные вершины
Спят во тьме ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой.
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты. (22 слова.)
(М. Лермонтов.)

Правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу. 2-й класс

Цель: развитие навыков правописания изученных сочетаний на основе орфографической зоркости.

Задачи:

  • формировать умения распознавать в словах орфограмму и правильно обозначать на письме;
  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, внимание, память;
  • воспитывать положительное отношения к учёбе.

Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы.

1. Организационный момент

Учитель: Дети отвечают: Вот так! Показывают движения.

Как живешь? Вот так! (пальчик)
Как идешь? Вот так! (шагаем)
Как бежишь?
Ночью спишь?
Как берешь?
А как даешь?
Как молчишь?
А сидишь?

2. Актуализация знаний

– А сейчас у нас урок русского языка, урок-путешествие. Вы готовы со мной работать? Путешествовать будем по станциям.

Остановка «Догадайся!»

– Послушайте логическое упражнение:

В лесу живут ежи, чижи, мыши. Их жилища расположены в сухих листьях, на ветвях дуба, под старым пнем. Определите, где живут животные, если известно, что чижи строят свои гнезда на ветвях дуба, а мыши не живут в сухих листьях.

(Ответ: мы знаем, что в лесу живут ежи, чижи, мыши. Их жилища расположены в сухих листьях, на ветвях дуба, под старым пнем. Ещё нам известно, что чижи строят свои гнезда на ветвях дуба, а мыши не живут в сухих листьях. Значит, мыши живут под старым пнём, а ежи – в сухих листьях.)

– Определите, какие орфограммы встречались в этом упражнении и сформулируйте тему урока. (Ответы детей)
– Тема нашего урока: Правильное письмо сочетаний ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.
– Ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие по стране «Орфография». Орфография – это правила и нормы письменной речи. Вам нужно с ней подружиться, чтобы не допускать на письме ошибок. Для этого поработаем с плакатом «Что такое орфограмма?»

(Интерактивный плакат: 1, 2 задание) 2, 3 слайды

Остановка «Чистюлька»

Чистописние: ж ш ч щ ж ш ч щ.

– Посмотрите на доску. 4 слайд – Какие буквы вы видите?
– Какими звуками на письме они обозначаются?Д айте характеристику этих звуков. (Шипящие, звуки [Ж], [Ш] всегда твёрдые, звуки [Ч], [Щ] всегда мягкие).
– Какие знаете сочетания с данными буквами?
– Запишите красиво буквы в тетрадь.

3. Работа по теме урока. Оперирование знаниями и способами деятельности

Остановка «Познавай-ка»

Знакомство с новыми словарными словами: капуста, хороший

1) На этой остановке нас ждёт загадка:

Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка,
Мы для неё готовим кадки,
И крупной соли полмешка! (Капуста) 5 слайд

– Это новое словарное слово. Запишите его в тетрадь, подберите слова-родственники и запишите. (Запись в тетради: Капуста, капустный лист, капустница.)
– Что знаете про капустницу? (Это бабочка, которая поедает капусту).
– Какая бывает капуста?

2) Прочитайте пословицы о капусте на классной доске, объясните смысл.

Сентябрь пахнет яблоком, а октябрь капустой. 6 слайд
Без капусты – щи не густы

3) Распространите текст, подходящими по смыслу словами. (Карточки)

– Прочитайте текст, вставьте подходящие по смыслу слова. (коллективная и самостоятельная работа, проверка по цепочке)

Наступила ________ осень. _______ ________ созрел урожай овощей. Капуста уродилась на славу! ______ _______ кочаны лежат на грядках. Капуста не только _______, но и красивый овощ.

(Слова для справок: сочные, поздняя, богатый, на полях, на славу, крупные, вкусный.)

– А если капусты и других овощей уродилось на огороде много, то как мы говорим про такой урожай? (Богатый, большой, хороший). 7 слайд
– Это ещё одно новое слово из словаря. Запишите его в тетрадь, подберите слова-родственники.
– Когда ещё употребляем в речи это слово? (хороший ученик, хороший друг). Подберите противоположное слово (антоним).

Остановка «Проверяй-ка»

– Запишите с доски в тетрадь слова, подчеркните орфограмму.
Проверка по тренажёру «Волшебная труба». 8, 9,10 слайды
Жидкость, пушистый, щавель, дача, чудак, прищурил, щупальца.

Физкультминутка

4. Закрепление с использованием элементов разноуровневой дифференциации

Остановка «Вспоминай-ка»

– Пришло время поработать самостоятельно, во время работы помните о том, над чем мы работаем сегодня. Будьте внимательны и аккуратны!

Индивидуальная работа по карточкам с проверкой по уровням

Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограмму.

Ш…шка, ж…раф, ж…знь, больш..е, малыш…, камыш…, ж…р, уж…н, морж…, муж…к.

Спишите, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму.

Душистые (ландыш), колючие (ёж), спелые (груша), весёлые (чиж), огромные (лужа), цветные (карандаш), длинные (уж), высокие (камыш), колючие (ёрш), синие (крыша).

Составьте из слов предложения. Запишите, подчеркните орфограмму.

Пушистые, кружились, снежинки.
Веры, у, новые, лыжи.
Мороза, не боятся, и, стужи, дети.

Остановка «Думай-ка»

– А теперь мы поиграем. Игра называется «Найди ошибки»

(Интерактивный плакат) 11 слайд

5. Подведение итогов и формулирование выводов

Остановка «Конечная»

– На этой остановке мы подведём итоги урока.
– Понравился ли вам урок? Что нового вы узнали?
– Слова, с какой орфограммой нам встречались?
– Какие правила русского языка помогали нам на уроке?
– Давайте послушаем, какие же есть стихи про изученные орфограммы.

(Рассказывают подготовленные дети)

1 учащийся:

Мыши, ёжики, ужи,
Лыжи, лужи и моржи,
Крыши, чижики, стрижи,
Жирафы и карандаши
Их с буквой И всегда пиши!

2 учащийся:

Чайка, чаща, каланча.
Роща, гуща и свеча,
Пища, чайник, чашки, чай –
Как напишешь? Отвечай!

3 учащийся:

Чулок, верчу, чуть-чуть грущу.
Все слова пишу я с У .

Домашнее задание.

Выучить новые словарные слова, нарисовать рисунки, в названиях которых имеются изученные сочетания ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

– Урок окончен, молодцы! 12 слайд
– Спасибо за работу!

Урок по русскому языку по теме «Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу». 1-й класс

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели деятельности учителя: Закреплять представления о твердых согласных звуках [ж], [ш]; упражнять детей в традиционном написании сочетаний жи–ши с буквой и , ча–ща с буквой а , чу–щу с буквой у.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

  • научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу ;
  • получат возможность научиться: оценивать результаты выполненных заданий, работать со страничкой для любознательных.
  • Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

    • познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;
    • коммуникативные – развивать способность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
    • регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.
    • Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

      Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

      Образовательные ресурсы: индивидуальные карточки с деформированным текстом (Приложение ). Таблица словарных слов. Презентация.

      Ход урока

      I. Организационный момент.

      Встало солнышко давно
      Заглянуло к нам в окно.
      Нас оно торопит в класс,
      Вновь урок у нас сейчас!

      Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок.

      II. Актуализация знаний.

      Каллиграфическая минутка.

      – Сейчас мы с вами повторим написание буквосочетаний. Посмотрите

      внимательно на экран и скажите, какие буквосочетания мы будем повторять?

      – Запишите слова с изученными буквосочетаниями и подчеркните их. Какие сочетания вы подчеркнули?

      – Какие буквосочетания мы сейчас повторили? (ЧК, ЧН, ЧТ)

      III. Самоопределение к деятельности.

      Картинный диктант.

      На экране высвечиваются рисунки обозначающие слова: роща , жи раф, ши шка, чу гун, щу ка, ча йник. Учащиеся произносят данные слова.

      – На какие три группы можно разделить эти слова? (жи – ши, ча – ща, чу – щу)

      – Запишите слова в три столбика.

      – Поменяйтесь в парах тетрадями и проверьте работы друг друга по шаблону.

      – Кто назовёт тему нашего урока?

      IV. Работа по теме урока.

      1. Наблюдения над слогами-слияниями ЖИ, ШИ.

      – Напишите транскрипцию слогов-слияний жи-ши. ([жы], [шы].)

      – Что заметили? (Звуки [ж], [ш] твёрдые, после них слышится гласный «ы».)

      – Звуки [ж ], [ш ] – всегда твёрдые, но после букв ж и ш нужно писать и. так договорились между собой люди. Когда-то, очень давно, эти звуки в нашем языке были мягкие, и с тех пор осталось правило.

      Жи и ши с буквой и всегда пиши:
      Мыши, ежи, ужи,
      Лыжи, лужи, камыши.

      (Учитель вывешивает на доску карточку с сочетаниями ЖИ – ШИ)

      2. Наблюдение над согласными звуками [ч’], [щ’].

      Сделайте звуко-буквенный анализ слов туча, роща. [туч а], [рощ а]. (по вариантам)

      – Какие в этих словах звуки [ч’] , [щ ’]? (Согласные, мягкие, глухие, шипящие).

      – Буквы ч и щ обозначают мягкие непарные звуки [ч’], [щ’], поэтому перед любыми гласными читаются мягко. Люди договорились, что после ч и щ пишется буква а.

      (Учитель вывешивает на доску карточку с сочетаниями ЧА – ЩА)

      – А сейчас сделайте звуко-буквенный анализ слов чудак и щука. (по вариантам)

      – Что заметили? (звуки [ч’], [щ’] произносятся мягко, но пишется буква у. так договорились люди).

      – Какое правило можем вывести? (Ча – ща пиши с буквой а; чу – щу пишем с буквой у ).

      (Учитель вывешивает на доску карточку с сочетаниями ЧУ – ЩУ)

      Работа по учебнику.

      А сейчас мы с вами применим наши знания на практике и начнём работу с учебником.

      Упр. 1 с. 115.

      Откройте учебник с. 115 и найдите упр. 1.

      – Какую «работу» выполняют буквы и, а, у в каждом из этих буквосочетаний, а какую не выполняют?

      – Почему же надо запомнить написание гласных в буквосочетаниях жи – ши, ча – ща, чу – щу ?

      – Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

      – Почему в буквосочетаниях ЖИ – ШИ пишется буква И?

      – Почему в буквосочетаниях ЧА – ЩА пишется буква А?

      – Почему в буквосочетаниях ЧУ – ЩУ пишется буква У?

      Физминутка для глаз.

      Вы метёлочки метите
      Мои глазки остудите.
      Дети моргают ресничками.
      Надо глазочки сомкнуть
      И немного отдохнуть.
      Дети закрывают глаза и сидят спокойно.
      Глазки, глазки просыпайтесь
      За работу принимайтесь.
      Дети открывают глаза и приступают к работе с учебником.

      Упр. 2 с. 116.

      – Прочитайте ещё раз слова из упр. 1 и запишите эти слова. Подчеркните в них буквосочетания, в которых написание гласных надо запомнить.

      – Выполните задание самостоятельно.

      – Прочитайте сведения о языке.

      – Как пишутся сочетания ЖИ – ШИ?

      – Как пишутся сочетания ЧА – ЩА?

      – Как пишутся сочетания ЧУ – ЩУ?

      – Рассмотрите рисунки и произнесите слова-названия предметов.

      – Произнесите звук, который есть во всех словах. ([Ы].)

      – Какой буквой нужно обозначать его на письме? (И,)

      – Напишите слова-названия предметов.

      V. Физкультминутка.

      Ча-ча-ча,
      Мы сидели молча. (Встают, ходьба на месте) .
      Чу-чу-чу,
      Снова прыгать я хочу. (Прыжки на месте) .
      Жи-жи-жи,
      На плечи руки положи. (Круговые вращения руками) .
      Щу-щу-щу,
      Руки вниз я опущу. (Наклоны вниз с вытянутыми руками) .
      Ща-ща-ща,
      Приседаем, не пища. (Приседания).
      Ши-ши-ши,
      Посидим теперь в тиши. (Садятся за парту) .

      VI. Закрепление изученного материала.

      1. Работа по учебнику.

      Упр. 4 (с.117).

      – Какие буквосочетания пропущены в каждом слове? (ЖИ или ШИ.)

      – Спишите любую группу слов, вставляя пропущенные буквосочетания.

      – Прочитайте слова, которые вы записали. Назовите буквосочетания в каждом из этих слов.

      – Подберите другие слова, в которых есть буквосочетания жи и ши.

      – Назовите слова, которые вы подобрали самостоятельно.

      2. Словарная работа.

      Пьёт бензин как молоко,
      Может бегать далеко.
      Возит грузы и людей.
      Ты знаком, конечно, с ней? (Машина.)

      Найдите в толковом словаре лексическое значение слова машина и прочитайте.

      Инна: «Машина – это механизм, совершающий какую-либо работу»

      Савелий: «Машина – это автомобиль»

      – Правильно, ребята! А пришло оно из латинского во французский, а затем в русский язык. И произошло оно от слова «махина» – сооружение.

      – Запишите в тетрадь слово машина. Поставьте ударение, подчеркните опасное место.

      – Придумайте со словом машина предложение и запишите его.

      3. Индивидуальная работа с карточками над деформированным текстом.

      – Прочитайте. Что интересного вы заметили? (Строки расположены не по порядку.)

      – Определите, в каком порядке должны следовать строки, чтобы они составили стихотворение.

      – Прочитайте получившееся стихотворение. Вспомните, кто автор этих строк. (С.Я. Маршак.)

      – Назовите слова с буквосочетаниями ЖИ – ШИ. (Лужи, стужи.)

      – Запишите составленное стихотворение.

      – Сделайте самопроверку текста по шаблону.

      Упр. 6 (с. 118).

      – Сколько предметов называют данные слова? (Один.)

      – Измените, эти слова так, чтобы они называли несколько предметов.

      – Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

      4. Запись под диктовку.

      У Даши живёт кот Рыжик. Он рыжий и пушистый. Кончик хвоста белый. Рыжик любит играть.

      – Подчеркните сочетания ЖИ – ШИ.

      VII. Рефлексия.

      На экране высвечиваются рисунки с сочетаниями: ча, ща, чу, щу, жи, ши. Дети читают слова, затем в течение 2 минут ещё несколько раз проговаривают их про себя, как бы фотографируя их. Потом они записывают слова по памяти: ча сы, снежи нка, ши на, чу чело, щу пальце, ча шка, ща вель, чаща, площа дь . После записи они проверяют их написание по шаблону, предварительно поменявшись в парах тетрадями.

      – Подчеркните изученные орфограммы.

      – Какое правило нужно знать, чтобы правильно писать слова с этими буквосочетаниями?

      – Кто уже научился писать такие слова без ошибок?

      – А кому нужно ещё потренироваться?

      VIII. Подведение итогов урока.

      – Что нового вы узнали на уроке?

      В сочетаниях жи – ши,
      Только и всегда пиши!
      В сочетаниях ча – ща
      Пиши только букву а!
      В сочетаниях чу – щу
      Пишут только букву у!

      – Почему надо запомнить написание гласных в сочетаниях жи – ши, ча – ща, чу – щу?

      – Молодцы! Спасибо за урок! Вы все прекрасно поработали!

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      • Издательство Нестор история Запрос цены Римское право. Учебное пособие Шебалкин И.В.Римское право - М. ; СПб. : Нестор-История, 2014. – 78 с. Римское право является фундаментальной наукой и учебной дисциплиной, закладывающей основы знаний будущих юристов. Её изучение […]
      • Перегон судов различного назначения Любое судно проектируется и строится для определенного района и конкретных условий эксплуатации, что отображается в классе судна.Но часто возникает необходимость в перегоне судна с одного водного бассейна в другой в условиях, на которые […]
      • Устав службы на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ, ФЛАГИ И ВЫМПЕЛЫ ГЛАВА 3. ЭКИПАЖ СУДНА ГЛАВА 4. КАПИТАН ГЛАВА 5. ОБЩЕСУДОВАЯ СЛУЖБА ГЛАВА 6. СУДОМЕХАНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ГЛАВА 7. ОСОБЕННОСТИ […]
      • Итоговая контрольная работа по экологии, 11 класс Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок» Итоговая контрольная работа по экологии Часть А. (только один верный ответ в каждом вопросе) А 1. Закономерности возникновения приспособлений к среде обитания […]
      • 6. Система налогов и сборов «Налоговая система» и «система налогов» – не тождественные понятия. Они соотносятся как род и вид, то есть как общее и часть. Налоговая система охватывает все общественные отношения, так или иначе связанные с налогообложением. Таким образом, […]
      • Федеральный закон 196-ФЗ О безопасности дорожного движения Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ О безопасности дорожного движения (с изменениями от 2 марта 1999 г., 25 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 18 декабря 2006 г., 8 ноября, 1 […]
      • Образец заявления о выдаче паспорта. Форма N 1П Приложение N 1 к Административному регламенту исполнения государственной функции по оформлению и выдаче паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, по […]
      • Физика. 9 класс. Дидактические материалы. Марон А.Е., Марон Е.А. М.: 2014. - 128с. М.: 2005. - 128с. Данное пособие включает тренировочные задания, тесты для самоконтроля, самостоятельные работы, контрольные работы и примеры решения типовых задач. Предлагаемые […]

    ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

    Бежит, ёжик, жить, жизнь, лыжи, малыши, уши, ежи, ужин, лужи, машина, пушинки, кувшин, шить, ножи, каран­даши, дыши, (17 слов.)

    *

    Картинный диктант .

    Лыжи, ежи, карандаши, кувшин, ланды­ши, кувшинки, шило, шишка, шиповник, жилет, жи­раф, мыши. (12 слов.)

    Выборочный диктант .

    Записать слова с сочетаниями жи, ши, ци.

    Гриша, шишки, шило, журавли, жаркий, лужи, циркуль, цапля, ёжик, уши, жить, жадный, шагать, шуметь, шипеть, лисица, шапка, шары, жук, дружить.

    Творческие диктанты .

    Записать слова во множественном числе.

    Ёж - ежи, уж, стриж, чиж, карандаш, лыжа, шалаш, ландыш, ухо, крыша, малыш, груша, мышь.

    жи, ши.

    ЁЖИК ПРОПАЛ.

    У Алёши был ёжик. Он жил в комнате. Встал однажды утром Алёша, а ёжик пропал. Стал Алёша надевать сапог и уколол ногу. Стал он сапог трясти, а из него ёж вывалил­ся. Ну и домик облюбовал себе ёжик! (39 слов.)

    Записать текст. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши.

    Хорошо в лесу весной! В лужицах голубеет небо. Цветут душистые ландыши.

    Весело живёт лес летом. В густой листве поют птицы. Заботливо снуют ежи и белки.

    Осенью лес дарит нам плоды шиповника и полные лу­кошки рыжиков. (37 слов.)

    Выборочные диктанты.

    Записать слова с сочетаниями жи, ши.

    ЗАБОТА О ЖИВОТНЫХ.

    Человек создаёт животным хорошие условия для жизни. В зимнее время устраивает кормушки для лосей и диких кабанов. Развешивает дуплянки и скворечники. Огоражи­вает муравейники. Без помощи человека многим животным не выжить.

    Записать предложения, в которых есть слова с жи, ши.

    ПИТАТЕЛЬНЫЕ КОРМА.

    Вы бывали на колхозной ферме? Видели, как кормят животных? Для них на заводах готовят корма. Туда входят молотое зерно, травяная мука, соль. А в корм для малень­ких поросят и сахар подмешивают. На таком заводе рабо­тает электриком мой папа. Машины не могут обойтись без электричества.

    Письмо по памяти.

    ЧЕРЕПАХА.

    Черепаха всех смешит,
    Потому что не спешит.
    Но куда спешить тому,
    Кто всегда в своём дому? (17 слов.)

    (С. Маршак.)

    ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

    Лыжи, лужи, дружить, машины, этажи, шило, шить, карандаши, ошибка, шишки, груши, малыши, ножи, пиши, наши, шины, цирк, станция. (18 слов.)

    У Миши, наши малыши, хороши груши, острое шило, ужи шипят, острый ножик, душистые ландыши, дружить с братом, ерши на уху, сушить груши, шишки висят, цифра три, положи циркуль. (28 слов.)

    МАЛЫШИ.
    В детском саду тишина. Малыши спят. Широкие окна прикрыты шторами. Стоят в стаканах карандаши. В альбо­мах красуются румяные груши, колючие ежи. Хорошо поработали малыши. Теперь отдыха­ют. (26 слов.)

     


    Читайте:



    Самые востребованные иностранные языки на рынке труда

    Самые востребованные иностранные языки на рынке труда

    Здравствуйте, друзья. В этой статье я расскажу вам о том, насколько востребована профессия переводчик сегодня на рынке труда. Стоит ли планировать...

    Кто такие аспиранты. Аспирантура - это что? Обучение в аспирантуре: особенности. Последние советы раздела «Работа & Карьера»

    Кто такие аспиранты. Аспирантура - это что? Обучение в аспирантуре: особенности. Последние советы раздела «Работа & Карьера»

    Аспирантура - что такое? Для чего нужна? Многим молодым людям, которые учатся в университете или только собираются поступать, интересны подобные...

    Царица Мария Ильинична, урождённая Милославская

    Царица Мария Ильинична, урождённая Милославская

    I. ЮНЫЕ ГОДЫ ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА (продолжение) Боярская интрига против царской невесты Всеволожской. – Брак с Марией Милославской. Царица...

    Арапов александр николаевич биография

    Арапов александр николаевич биография

    Александр Васильевич Арапов родился 1 ноября 1959 года в селе Чиндяново (Кенде веле) Дубёнского района Республики Мордовия в семье учителей.В 1964...

    feed-image RSS