Главная - Степанова Наталья
Классный час т. Презентации на тему толерантность к классному часу, скачать бесплатно. Работа учащихся по группам

Литература:

Антонов школьникам о Всеобщей декларации прав человека. М.: Вита-Пресс, 1997 г. Бескоровойная книга классного руководителя 8,9,10,11 классов – Ростов/ и Д: издательство «Деникс», 2002 г. , . Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М. «Просвещение», 1985. . Азбука права. Волгоград. «Учитель», 2005. , Калинина этических бесед с младшими школьниками. И., 1985 Всеобщая декларация прав человека. 1948 г. Декларация прав ребенка. 1959 г. . Начальная школа от А дл Я. Ростов –на-Дону. «Феникс». 2006. Журналы: Директор школы. 2002 №4. Внешкольник. 2002. №6, Классный руководи№6, 2003 №3, 2002.№6, 2005 №3. Закон РФ «Об образовании». М., 1992. Зинченко В. Культура и духовность// Вопросы философии. 1996. №2. , . Азбука нравственного воспитания. М.: «Просвещение». Конвенция ООН по правам ребенка, 1990 г. , Селиванова? Воспитание… Воспитание! М., 2002 , Локк Д., Руссо Ж., Песталоцци наследие. М., 1988. . Как воспитать настоящего человека. М. «Педагогика», 1990. Свадковский воспитание. М., 1997. Скоморохова М. Ориентация младших школьников на нравственные ценности// Начальная школа. 1997. №5 , Шарова в мире с самим собой и другими: тренинг толерантности. Изд. 2-е. М., 2001 Степанова руководителю о классном часе. М., 2002. Строганова часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности). М.: Педагогическое общество России. 2006. Сухомлинский власть коллектива. М., 1975. Справочник классного руководиклассы)/ Под ред. – М. 2005. , . Воспитание первый класс. Минск. «Интерпрессервис». 2002. , . Воспитание второй класс. Минск. «Интерпрессервис». 2003. . Организация воспитания младших школьников. М. «Просвещение», 2003.\ Марченкова милосердия у детей// Начальная школа. 2000 №5. Шабельник Е..С. Права ребенка. М.: Вита-Пресс, 2002 г. Шеншурина этической культуры. Книга для учителя. – М: ГИЦ «ВЛАДОС», 1999 Щуркова школьной жизни. М., 2000 Щуркова. Новый взгляд с позиции культуры. М., 1997 Щуркова жизни, достойный человека, и его формирование у школьника. Смоленск., 1995 Философский словарь. М., 1997 . Нравственное воспитание школьника. М. «Просвещение», 1983.

(для начальных классов)

Цель данного мероприятия:

    знакомство детей с понятием «толерантность, толерантное отношение»,

    воспитание уважения и доброго отношения к другим людям,

    развитие коммуникативных навыков.

План занятия

Введение, актуализация имеющихся знаний:

Ребята, сегодня у нас праздник «День толерантности».

    Что же это за слово такое – толерантность?

    Какими чертами должен обладать толерантный человек?

- он должен быть внимательным и добрым, уметь общаться с людьми, хорошо излагать свои мысли. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.

- надо чтобы каждый человек развивал свои способности, много знал и умел, чтобы мог стать полезным и нужным нашей стране.

    Как по другому мы можем назвать сегодняшний праздник? (День взаимопонимания, взаимопринятия, взаимодоверия.)

    А как Вы думаете, почему именно сегодня у нас проходит такой праздник? (Потому что, сегодня – 16 ноября – Международный День Толерантности.)

    А как вы думаете вы сами люди толерантные? (Да, нет.)

А вот мне кажется, что вы все добрые, понимающие, толерантные.

И сейчас я вам это покажу, а вы мне поможете.

I. Упражнение. «Комплименты»

Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно.

Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.

Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята расскажут про положительные качества этого человека.

После того, как все дети побывают на «волшебном стуле», учитель обсуждает с классом то, что дети почувствовали во время упражнения.

    Вам понравилось это упражнение?

    Почему?

    Что нового вы узнали друг о друге?

    Были комплименты одинаковыми или разными?

    Почему разные?

Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.

II. Беседа в кругу.

Дети садятся в круг, вместе с учителем.

Часто ребята, которые учатся в одном классе несколько лет очень мало знают друг о друге, не знают кто чем увлекается, кто что любит, а чего не любит. Когда знаешь человека, то можешь проявить к нему внимание, сравнить его интересы со своими. Попытаться понять совершенно не похожего на тебя человека, проявить к нему интерес, а если надо то и терпимость, толерантность не просто, потому что надо и себя хорошо знать, иметь представление о себе как о личности. Надо учиться жить не ущемляя как своих интересов так и интересов других людей.

III. Упражнение. «Волшебный микрофон»

Каждый, кто по кругу получает микрофон, отвечает на два вопроса

    Ваше увлечение (чем вы любите заниматься?)

    О чем вы мечтаете?

    Узнали ли вы о своих друзьях что–то новое?

    Что нового вы узнали?

    Что вас удивило, что понравилось?

IV. Упражнение. «Нарисуй себя»

Все дети получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности.

Затем следует обсуждение.

    Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги....)

    Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.)

Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.

V. Упражнение. «Изгой»

Учитель сообщает каждому ребенку «на ушко» название одного животного (кошка, собака, корова, лягушка) Важно поделить детей на 4 примерно одинаковые группы. Одному, как правило самому озорному, сообщается слово ворона.

Задание детям: Не говоря того слова что я вам сказала, а произнося лишь звуки которые издают эти животные, найдите «своих».

Вопросы для обсуждения:

    Как вы узнали где ваша группа?

    Легко ли было найти своих?

Обращаясь к вороне:

    Почему никто не обращал на тебя внимания?

    Как ты себя чувствовал?

    Ребята почему вы не обращали на него внимания?

    Хотели ли вы быть на месте вороны?

    Тяжело ли быть не похожим на всех?

    Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку?

VI. Упражнение. «Звали, зовут, будут звать...»

Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят:

«Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич»

Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.

Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать, людей чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

VII. Творческая работа. «Толерантный мир»

Требуемое оснащение: фломастеры, клеевые карандаши, ватман, вырезки из газет и рисунки детей с улыбающимися лицами людей (желательно разных рас и национальностей).

Музыкальное сопровождение: детские песни о дружбе – «От улыбки станет всем светлей», «Вместе весело шагать», «Солнечный круг» и т.п.

Детям предлагается сделать коллаж из вырезок и рисунков. Можно воспользоваться шаблоном стенгазеты, предлагаемой на портале «Солнышко» - http://www.solnet.ee/parents/p1_s11.html

После оформления коллажа-стенгазеты – она вывешивается в классе или рекреации.

VIII. Итог занятия:

    Ребята, я сегодня очень много нового узнала о вас, а вы друг о друге узнали что–то новое?

    Зачем нам надо стремиться узнавать новое друг о друге?

    Наше сегодняшнее занятие пригодится вам в будущем?

    Как вы считаете, наш праздник удался?

К сожалению еще не всегда люди бывают толерантны по отношению друг к другу, но я надеюсь, что придет время и праздника «День толерантности» не будет точнее он будет каждый день, все люди будут уважительно относиться друг к другу, никто никого обижать не будет. Каждый человек будет иметь собственные убеждения, будет отстаивать свои убеждения и все люди научатся договариваться, а не станут воевать, ругаться, конфликтовать.

КЛАССНЫЙ ЧАС «ЧТО ТАКОЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ?»
(для средних классов)

Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами то­лерантной и интолерантной личности; развить способности адекватно и пол­но познавать себя и других людей.

Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.

Ход классного часа

Добрый день. Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви.

Звучит музыка, рассказывается сказка.

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет...

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

Вот выбирай, - сказал волшебник. - одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.

Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать...

Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задума­лась Любовь.

А кого выбрали бы вы? Почему? {Звучит музыка и продолжение сказки): Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту? {Ответы).

Сегодня наш разговор посвящен толерантности. 16 ноября Международный

день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовно­го и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Что же такое толерантность? (Ответы).

Давайте вместе обобщим все сказанное. Слово «толерантность» я изобразила в виде солнца. Давайте изобразим ваши ответы в виде лучиков.

Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способ­ность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Давайте послушаем, как слово толерантность определяется на разных язы­ках земного шара. Сообщение подготовила...

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:

    в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

    во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

    в английском - готовность быть терпимым, снисходительным;

    в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим велико­душным;

    в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострада­ние, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

    в русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, вы­носливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы)

Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Отве­ты).

А что же объединяет эти определения? (Ответы).

Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы)

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

В последние годы в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных моло­дежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...

СЦЕНКА «ПЕРЕД ВАМИ ДВЕ ДОРОГИ. ВЫБИРАЙТЕ...»

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в гла­зах стояли слезы.

Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.

Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

А нам-то что? Он сам виноват.

Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, во­рует, пьянствует. Зачем ему помогать?

Я все равно подойду. - Девушка вырвала руку.

Я тебя не пушу. Ты - моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем от­сюда, - он попытался увести ее.

Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удер­жать ее. Она решительно одернула руку.

Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.

Я сломал ее... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

Спасибо, леди, спасибо...

Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, у тебя нет «мобильника»?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувство­вала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и при­близилась к парню.

Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.

У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпи­те, - она быстро пошла к телефонному автомату.

Девушка! - окликнул ее мужчина - Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбну­лась. - Вы обязательно найдете себе счастье.

Почему молодой человек отказался помочь?

Как бы вы поступили в этом случае?

Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолерантный.

РАБОТА ПО ГРУППАМ

Сейчас мы разделимся на 2 группы. I группа будет описывать основные чер­ты, присущие толерантной личности, II группа - черты, присущие интолерантной личности.

Толерантная личность

Интолерантная личность

Уважение мнения других

Непонимание

Доброжелательность

Игнорирование

Желание что-либо делать вместе

Эгоизм

Понимание и принятие

Нетерпимость

Чуткость, любознательность

Выражение пренебрежения

Снисходительность

Раздражительность

Доверие, гуманизм

Равнодушие

Цинизм

Немотивированная агрессивность

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собст­венной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорт­ности существования в окружающей его действительности, желанием власти, не­принятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным куль­турам, взглядам, традициям.

Классный час «Мы все такие разные» (для средних классов)

Цели и задачи:

    Создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).

    Учащиеся должны осознавать неодинаковость людей, научиться различия между людьми принимать как положительный факт.

Ход мероприятия

Представление и знакомство. Упражнение «Звали, зовут, будут звать…»

Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Васенька, сейчас в школе меня зовут Василий, а когда я вырасту, меня будут звать Василий Петрович».

Для многих детей их имена и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребёнка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.

Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по именам, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

Из истории

Вспомним, что же такое толерантность. Обратимся к истории.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

Давайте, определим, что значит – толерантность.

И познакомимся с правилами толерантного общения.

Демонстрация «Все мы разные, и, тем не менее, у нас много общего».

Все мы живём в обществе, вокруг нас находятся люди и мы должны научиться жить в мире и согласии.

Упражнение «Сходства и различия»

На доске записывается слово «ЛЮДИ» и далее доска делится на две половинки, одна из которых подписывается «СХОДСТВА», другая «РАЗЛИЧИЯ». Далее ученики называют, а учитель записывает сходства и различия люде, живущих на планете Земля.

Вопросы:

1. Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?

2. Национальность влияет на взаимоотношения людей?

3. Лица людей каких рас и национальностей вам трудно различить?

4. Какие религии вы знаете?

5. Разные вероисповедания объединяют или разъединяют людей?

6. Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?

7. Как общаются между собой старые и молодые люди?

Вывод: (Слайд 27) О человеке судят по тому, какая у него профессия, как он строит отношения в семье и с окружающими. Выделяют особенности речи, умение грамотно и ясно выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Люди различны, различна и их культура. Отчуждённость и враждебность в восприятии другой культуры – весьма распространённое явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного. Ожидания враждебности со стороны другой группы, ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?

Упражнение «Давайте пофантазируем…»

Представим себе, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т.д.)

Каким будет этот мир? Как люди будут в нем жить?

Хорошо или плохо, что мы все разные?

Как жить в мире, где столько разных людей?

Вывод: (Слайд 29) различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.

Игра «А я считаю так…»

На полу черта (середина), с одной стороны (+) – согласен, с другой (-) – не согласен. Ведущий зачитывает утверждения, те, кто согласен с утверждением встаёт на ту сторону, где (+), если не согласен на ту сторону, где (-), если у вас нет мнения по данному вопросу, вы встаёте на середину. В ходе игры подводятся итоги после каждого утверждения.

весна лучше осени;

самый классный мультик «Покемон»;

самый важный предмет – математика;

играть в «компьютер» веселее, чем смотреть телевизор;

лучше, чтобы уроки были короче, но их было бы больше;

самое прекрасное домашнее животное – кошка;

самая классная музыка – рок-н-ролл;

заниматься рыбалкой – старомодно;

изучать иностранный язык легче, чем физику;

война – это всегда плохо;

учиться без «2» и «3» невозможно;

всё знать в школе невозможно, но я могу преуспеть в чём-то одном.

Упражнение «Учимся ценить индивидуальность»

Учитель: А какие мы сами? Чем мы отличаемся друг от друга? Мы часто хотим быть такими же, как все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда, действительно, хорошо, что мы – как все, но, тем не менее, важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить. Теперь каждый из вас напишет о каких-то 3 отличительных положительных признаках, которые отличают вас от других. Это может быть признание своих достоинств, талантов, жизненных принципов (только положительные качества). На задание отводится 3 – 5 минут. Подписать свои фамилии и отдать листочки учителю. Зачитать вслух, а класс должен угадать, кто это. Если не угадывают, то автор сам себя называет.

Вывод: нужно ценить свою индивидуальность и индивидуальность своего партнера.

Творческая работа. «Дерево толерантности»

Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе. Учителя и ученики, читая надписи на листьях «Дерева толерантности», узнают о проблемах в своей школе и не забывают о «Дне толерантности».

Заключительное слово учителя

Итак, давайте же будет с большей долей терпения, уважения, предрасположенности, симпатии, понимания относиться друг к другу, и тогда жить в мире и согласии нам станет намного бы проще.

И очень хочется, чтобы вашим главным правилом по жизни стала следующая фраза: «Не оценивайте людей, а цените их»

Классный час "Мы все такие разные-2" для средних классов)

Задачи классного часа:

Воспитывать нравственные принципы собственного развития, умение критически осмысливать свои поступки, потребность быть честным и объективным в оценке своих действий и поступков.

Способствовать пониманию значения саморазвития и самосовершенствования в жизни человека.

Подготовительная работа: Разработать ситуации для групп, разбить класс на группы, подготовить стихотворение

Ход классного часа

Классный руководитель:

Что такое человек? Можно ли считать его уникальным созданием на Земле? От чего зависят смысл и ценность жизни?

Такие вопросы волновали и наших далёких предков, и волнуют нас с вами сейчас.

В мире нет ничего более замечательного, чем человек”, - сказал Абдулла Сарацин, арабский философ.

Человек… Его жизнь, его привычки, поведение, достоинство и недостатки, сила и слабость – то, что во все времена вызывало споры и разногласия.

Сегодня мыс вами попытаемся поговорить о достоинствах и пороках человека. У вас будет возможность высказаться по вопросам, предложенным для обсуждения.

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы, как история планет,

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

Готовясь к классному часу, мы с вами разбились на групп. Каждой группе предложена жизненная ситуация. Вам даётся время для обсуждения. После чего мы вместе попытаемся разобраться с ней. Наши родители сегодня тоже будут принимать участие в работе классного часа. Они будут экспертами.

СИТУАЦИЯ 1:

Идя на дискотеку, кто-то предложил купить несколько бутылок водки и вина. Компания была большая, поэтому выпивки досталось немного, но есть совершенно не хотелось. Чувствовалось только лёгкое головокружение, это придавало особую необычность и интерес к своему состоянию.

Придя на дискотеку, хотелось веселиться, куражиться, задирать кого-то. Алексею понравилась девчонка, которую очень хотелось пригласить танцевать. Но она не пошла с ним, только презрительно скривилась. Ребята, увидев, что его проигнорировала девчонка, начали смеяться, а Алексея это так разозлило, что он подошёл и ударил её…

Как вы расцениваете данную ситуацию?

Учитель: “Если ты молодой человек, ещё никогда не пивший, ещё не отравленный ядом вина, - дорожи своей неиспорченностью и свободой от соблазна! Если ты вкусишь соблазна, тебе уже труднее будет побороть его. И не верь, что вино увеличивает веселье. Твоим годам свойственно веселье истинное, хорошее веселье, а вино только из истинного, невинного веселья сделает твоё веселье пьяным, безумным и порочным.

Выпивши, ты сделаешь то, чего и не подумал бы сделать трезвый. Зачем тебе подвергать себя такой страшной опасности?”

Эти слова принадлежат Л.Н. Толстому.

СИТУАЦИЯ 2:

Вовка пришёл домой с тренировки и сразу сел за телефон и о чем то долго болтал со своим другом по телефону. Маме показался этот разговор бессодержательным и неинтересным: “Опять ты болтаешь со своим Петькой? Вам что, друг другу сказать нечего? Сорок минут болтовни – и ни одной стоящей мысли, ни одной законченной фразы, одни междометия, нецензурные словечки! До чего пустая молодёжь пошла!”

Почему сегодня так популярен сленг? Стоит ли бороться с нецензурно бранью?

Учитель: Этот разговор со стороны кажется пустым потому, что его главное жизненное содержание не логическое, а эмоциональное. И выражено не столько в словах и предложениях, сколько в интонациях, акцентах, недоговорённостях, недомолвках, которыми пытаются донести друзья друг до друга тончайшие нюансы настроений, что остаётся бессмысленными непонятным для постороннего слушателя.

Современная молодёжь не потеряла эмоциональности чувствования, искренности и самоотверженности в дружбе всё это живо, трепетно ранимо, но часто тщательно скрывается за внешней бравадой и скепсисом.

СИТУАЦИЯ 3:

Через полгода Денис оканчивал техникум и готовился идти в армию. Он не боялся службы и готовил себя к ней. Занимался спортом, вечерами посещал армейский клуб. Свободного времени было мало. На Новый год Дениса пригласили в компанию, где он познакомился с Алёной. Через полтора месяца подруга сказала, что ждёт ребёнка…

Ваши рассуждения на эту ситуацию.

СИТУАЦИЯ 4:

Кристине очень хотелось дорогую косметику, но в доме не было больших денег. Сказать об этом подругам она не решалась, потому что видела у них хорошую косметику и знала о постоянном посещении салона. Однажды, когда дома не было бабушки,она взяла значительную сумму, чтобы потратить на свои нужды..

Как вы расцениваете эту ситуацию?

Учитель: За рубежом общество всеми силами старается создать условия, чтобы подростки, не спекулируя и не воруя, зарабатывали столько, сколько им требуется. Можно с уверенностью сказать, что деньги обладают таинственным обучающим потенциалом. Они, как ни громко это прозвучит, учат жить, если, конечно, относиться к ним с уважением, не накопление денег смыслом всей жизни и не совершать ради них безумные поступки.

В нашей стране ситуация несколько иная. Много лет говорили о том, что деньги – зло. Сегодня же распространен мнение, что деньги – самое главное в жизни, что за деньги можно купить всё. А самое печальное то, что, что люди, считающие деньги способными сделать всё, сами готовы всё сделать за деньги.

СИТУАЦИЯ 5:

Марина: Что случилоcь?

Света: Мне опротивело всё в этом доме. Родители с их вечными моралями и причитаниями, обеды по воскресеньям, гора посуды вечером. За меня всё уже решили: что делать, что носить, куда ходить, с кем дружить. Папина сестра, тетя Ира, лучше меня знает, как мне жить, Какое ей вообще дело?! Почему моей маме никто не нравится из моих друзей? Каждого из моих друзей я должна приводить на комиссию. Если б ты знала, как мне надоели ежедневные допросы с пристрастием! У меня своя жизнь.

Марина: Родителей не выбирают.

Света: Брось, твои предки тебе слова поперёк не скажут. Делай, что хочешь. Никто тебе не указ. Когда, кстати, ты вчера вечером вернулась?

Марина: А никому нет никакого дела, когда я вернулась. Приходишь домой, будто никого нет. Никто даже не поздоровается.Мама вся в своих проблемах, отец от газеты не оторвётся. Я с твоей мамой больше чем с твоей разговариваю.

Обсудите проблемы подруг. Чем они отличаются, чья проблема серьёзней? Какие пути разрешения конфликтов могли бы предложить подростки и родители?

Игра “Идеальные дети – идеальные родители”

(Родители описывают идеального ребенка, дети- идеального родителя)

Злу же на свете нет оправданья:

Просто жалеть, если рядом плачут,

Сколько приносит оно страданья!

Быть справедливым во всех деяньях,

Злом человек оскверняет душу –

Ближнего разделять состраданья.

Людям такой человек не нужен!

Быть человеком – значит быть добрым,

Чтобы не стал ты таким уродом

К людям внимательным быть и скромным,

Бедным, больным помогай, сиротам.

Быть человеком – значит, быть выше,

Слабых не обижай, стариков:

Быть поскромнее в своих желаньях,

Сам ведь будешь когда-то таков.

Людям дарить уважение, ласку,

В слове -вернее, в помыслах – чище.

Ближних своих не съедай речами -

Помнить хорошее в расставаньях.

Как же в этом грешны мы с вами!

А не истерику, шок и встряску.

Заповеди даны человеку,

Не пресмыкайся перед сильнейшим,

Чтоб выполнять их от века, до века.

Не раболепствуй перед умнейшим.

Правы, не правы – Бог вас рассудит

Маленький ты или с чинами-

И по делам вам вашим и будет.

Все перед Богом равны мы с вами.

Быть человеком – что это значит?

Многим задуматься, не иначе...

Учитель: У каждого человека есть свобода выбора. Выбор существует ежедневно, ежеминутно. Разный по своей серьёзности. Неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить?Стерпеть или дать отпор? Да или нет?Пусть ваш выбор ежеминутно говорит о том, что ты поступаешь, как настоящий гражданин, человек с большой буквы. Пусть ты останешься им на всю жизнь. Хочется пожелать всем удачи и правильных решений.















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Работа по воспитанию толерантности у детей ведется всегда. Наше время не исключение.
«Патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл, потому что уважение воспитанников к однокласснику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем – вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.
Толерантность – это важнейшая составляющая воспитания, предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение подростков.

Цели:

  • Образовательные :
    • познакомить воспитанников с понятием «толерантность»;
    • выявить основные черты толерантности;
    • сформировать правильное представление о толерантном поведении.
  • Воспитательные :
    • воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
    • воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и взаимопонимание.
  • Развивающие :
    • продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой;
    • способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;
    • развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.

Оборудование: персональныйкомпьютер, проектор, экран.

Материалы к классному часу: презентация, методическая разработка мероприятия, видеоклип Tell Me Why» (исполнитель Declan Galbraith), памятки.

Оформление кабинета: глобус, географическая карта мира; макет дерева толерантности, плакат «Цветок толерантности».

Плакат: «Человек ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный». Н.Добролюбов;

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Слово учителя: (слайд 1) Я приветствую гостей нашего мероприятия! (слайд 2) Наша встреча посвящена тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга. В начале я хотела бы рассказать вам одну легенду: (слайд 3, 4)

Вам понравилась эта легенда? А о чем она? Чему учит? Все эти понятия можно объединить одним словом. И это слово – толерантность . (Слайд 5)

Конечно, это слово можно и не знать, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы ещё не раз услышите его. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии.
И вы, наверняка, почувствуете себя неловко, если не будете знать смысла этого слова. Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках?

(Выступления учеников)

  • tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации; (слайд 6)
  • tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; (слайд 7)
  • tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной; (слайд 8)
  • tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных; (слайд 9)
  • kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим; (слайд 10)
  • tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать; (слайд11)
  • толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо. (слайд 12)

Учитель: В разных странах определения различны. Ребята, а как вы думаете, какое слово является ключевым для понятия толерантность? Конечно, это слово терпимость. Вопрос о толерантности не нов, он поднимался и раньше, но теперь он поставлен особо остро. (Слайд 13)

Ученик: Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку.

Ученица: Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. (Слайд 14) Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия.

Ученик: . В последние годы наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. (Слайд 15)

Ученица: В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. (Слайд 16) Растет количество антиобщественных молодежных организаций, вовлекающих молодежь в экстремистские группировки. Люди перестают быть терпимыми!

Учитель: Сегодня 16 ноября. И именно в этот день жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. (Слайд 17)

Ученик: Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. День терпимости посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости. (Слайды 18, 19)

Ученица: Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма.

Учитель: Понятие толерантность очень широкое, на одном уроке мы не сможем говорить обо всех видах, но давайте хотя бы посмотрим, какие виды толерантности бывают: (Слайд 20)

Как вы думаете, для нас с вами, проживающих в небольшом, но многонациональном городке, какой вид толерантности будет наиболее близким и почему? Для того чтобы быть более терпимыми к людям других национальностей, надо много знать об особенностях разных культур, много читать, интересоваться. (Слайд 21) Прав был критик 19 века Николай Добролюбов, сказавший, что человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный».

Игра «Давайте поприветствуем друг друга » (слайд 22)

  • сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
  • потереться носами (Новая Зеландия);
  • пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
  • крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);
  • показать язык (Тибет);
  • очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).

Учитель: Может ли одна религия мешать другой? Нет. (Слайд 23) У каждой религии есть свои особенности, и их учения полезны. Нам важно использовать нравственные ценности религий народов, не противопоставлять их, а изучать. Мы живём в одном большом доме – России. В нашей стране дружат между собой люди разной национальности.

«Аукцион знаний» (слайд 24)

– Кто является основоположником мусульманской религии? (Мухаммед)
– Назовите священную книгу мусульман (Коран)
– Кто является основоположником христианской религии? (Иисус Христос)
– Назовите священную книгу православных. (Библия)
– Кто возглавляет русскую православную церковь? (Патриарх всея Руси Кирилл)
– Назовите морально-этические нормы православия? (Заповеди)

Эти религии призывают людей быть добрыми, уважать друг друга. Что необходимо человеку в эпоху глобализации? Конечно, толерантность .

Ученик: Немецкий художник Хельмут Лангер создал эмблему Толерантности: (слайд 25)

  • Толерантность – это прощение.
  • Толерантность – это сострадание.
  • Толерантность – это уважение прав других.
  • Толерантность – это сотрудничество.
  • Толерантность – это уважение человеческого достоинства.
  • Толерантность – это дружба.
  • Толерантность – это гармония в многообразии.
  • Толерантность – мир и согласие.
  • Толерантность – милосердие.

Учитель: Толерантность – это понятие встречается каждый день. Оно повседневно. В конце 60-х годов в Германии был создан плакат. Его создавали философы и активисты молодежных движений 1968 года. (Слайд 26)

Ведущий: Что же собой представляет этот плакат? Это всего семь строчек, написанных как бы от руки.

Ведущая: «Твой Иисус – еврей. Твой автомобиль – японский. Твой кофе – бразильский. Твои цифры – арабские. Твои буквы – латинские. Твоя демократия – греческая. Твой сосед после этого всего – лишь иностранец?»

Учитель: Концепция плаката заключается в том, чточеловек всегда пользуется культурными достижениями, опытом других наций (буквы, цифры, демократия);
повседневными трудами других народов (кофе выращивают в одной стране, отпуск проводят в других странах, пользуются автомобилями разных стран). Можно ли при этом смотреть свысока на людей других национальностей и другого цвета кожи?! Хорошо или плохо, что все мы разные? (Слайд 27)

Стихотворение С.Маршака «Всемирный хоровод»

Стихи для ребят всех народов и стран:
Для абиссинцев и англичан,
Для испанских детей и для русских,
Шведских, турецких, немецких, французских.
Негров, чья родина – Африки берег;
Для краснокожих обеих Америк.
Для желтокожих, которым вставать
Надо, когда мы ложимся в кровать. (Слайд 28)
Для эскимосов, что в стужу и снег
Лезут в мешок меховой на ночлег.
Из тропических стран, где на деревьях
Не счесть обезьян; (слайд 29)
Для ребятишек одетых и голых.
Тех, что живут в городах и селах.
Весь этот шумный, задорный народ
Пусть соберется в один хоровод.
Север планеты пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом.

Учитель: О чем это стихотворение? Дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.(Слайд 30) Сейчас я предлагаю просмотреть видеоклип «Tell Me Why» (исполнитель Declan Galbraith). Вы изучаете английский язык со второго класса, и поэтому всё, о чём поёт мальчик, вам будет понятно. Хочу обратить ваше внимание на фон видеоклипа. Это является важным для полного восприятия видеоклипа. Какова основная идея видеоклипа?

Ведущий: (слайд 31) Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. (Слайд 32) Все – мы разные, все мы – равные! (Слайд 33)

Ведущая: Толерантность – признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различения социальных, религиозных, этнических и иных особенностей.

Учитель: В последнее время наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. (Слайд 34) В одних ситуациях человек поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.

Сценка о терпимом отношении к людям

Идёт плохо одетый мужчина. Идут юноша и девушка. Мужчина падает, травмирует ногу, тихонько стонет, в глазах – слезы.

Девушка: Подожди, я подойду к нему.

Юноша: Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу.(хватает за руку)

Девушка: Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

Юноша: А нам-то что? Он сам виноват.

Девушка: Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

Юноша: Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

Девушка: Я все равно подойду. (вырвала руку)

Юноша: Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими».

Девушка: Да как ты можешь? Ему больно! (оттолкнула парня и подошла к мужчине) Что с вами? Что с вашей ногой?

Мужчина: Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

Девушка: Нужно вызвать «скорую». Послушай, у тебя нет «мобильника»? (Парень промолчал) Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

Юноша: Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом! (Парень уходит)

Девушка: У вас открытый перелом. Потерпите! Я вызову скорую. (Отходит)

Мужчина: Девушка! Спасибо вам! (Девушка обернулась и улыбнулась) Вы обязательно найдете себе счастье!

Кто поступил благородно? А как бы вы поступили? Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты.

Учитель: Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?

Блиц-викторина «Толерантная и интолерантная личность» (два ученика прикрепляют на стенд листочки с характеристиками

(Слайд 35)

Учитель: Толерантная личность. Какими личностными качествами должен обладать такой человек? Продолжи фразу «Я …»

Ученик: Я (слайд 36)

  • терпимый и терпеливый;
  • считающийся с чужими мнениями и интересами;
  • умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания;
  • приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;
  • уважающий окружающих и уважаемый ими;
  • уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать;
  • заботливый, сострадающий, поддерживающий;
  • патриот своей школы, города, России, заботящийся об их процветании;
  • человек, берегущий природу и культуру;
  • трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.

Учитель: Толерантная семья. Какими качествами должна такая семья, ваша семья? Продолжи фразу «В моей семье …»

Ученик: В моей семье (слайд 37)

  • все терпимые и терпеливые;
  • здоровые, добрые, любящие; уважающие, понимающие, поддерживающие друг друга;
  • окружающие друг друга заботой;
  • внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга;
  • успешные, независимые, счастливые.

Учитель: Толерантный город. Чем же должен отличаться такой посёлок, наш посёлок? Продолжи фразу «В моём городе …»

Ученик: В моем городе (слайд 38)

  • прохожие доброжелательные, вежливые;
  • улицы, дворы и парки чистые, ухоженные;
  • река и воздух чистые, природа здоровая;
  • школа просторная, светлая;
  • учителя умные, добрые, справедливые, понимающие, умеющие поддержать, любящие свое дело, свою работу и детей, знающие и понимающие интересы учеников;
  • учащиеся доброжелательные, уважающие друг друга и всех сотрудников школы, умеющие слушать и слышать, понимающие и поддерживающие друг друга.

Учитель: Толерантные округ и страна. Что же такого особенного должно быть в таком округе и такой стране? Продолжи фразу «В моём округе и в моей стране…»

Ученик: В моём округе и в моей стране (слайд 39)

  • власть справедливая, профессиональная, ответственная, заботящаяся о своих гражданах;
  • народ здоровый, доброжелательный, трудолюбивый, обеспеченный, заботящийся о процветании своей страны;
  • все граждане – патриоты своей страны, свободные, уважающие права свои и других, ценящие добрососедские отношения, мир и согласие, право каждого быть самим собой;
  • страна сотрудничает с другими странами мира, сохраняя мир и дружбу во всем мире.

Ведущая: (слайд 40) Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится Человеком только благодаря другому человеку.

Учитель: Наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили уважение, взаимопонимание и не было бы ссор. А что же для этого нужно? (Слайд 41) Вот такие вертушки мира создают школьники США в День Толерантности ежегодно 16 ноября. На каждой вертушке дети пишут свои пожелания. А мы с вами попробуем «вырастить» дерево толерантности, на листьях которого мы оставим свои пожелания и рисунки. (Слайд 42) Возьмите по листочку и напишите на них, что надо сделать, чтобы наш класс, наша школа, наш город стали планетой Толерантности. Затем листочки и рисунки прикрепите на наше дерево Толерантности.

Учитель: Так что же такое толерантность? Что нового узнали на уроке? (Слайд 43)
Чувствовать, думать, любить, как другие, сердцем умея понять солидарность.
Напрочь отбросить: «Они не такие!». Этому учит нас толерантность.
Признание, равенство и уважение, взаимодействие, дружба, галантность.
Вера любая без принуждения, это и многое есть толерантность.
Толерантность – значит это, если дружно все живут.
И теплом сердец согреты школа, быт наш и уют.
Толерантность, дружба, труд к лучшей жизни нас ведут.
Выбирая в жизни путь, толерантность не забудь!

В заключение, я хотела бы ознакомить вас с результатами теста, который мы с вами проводили на прошлом занятии. (результаты) Результаты теста достаточно оптимистичны!!! Большая часть ребят из нашего класса проявляют толерантность!!!

(Слайд 44) Пусть каждый из нас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля. Для каждого участника нашего мероприятия подготовлены памятки «Как реализовать принципы толерантности».

Рефлексия: (слайд 45) Теперь попрошу всех встать в ровный круг очень тесно друг к другу, положите руки друг другу на плечи, поднимите правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по моей команде все делают шаг внутрь, и хором весело скажем: Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир

Классный час для школьников 8 класса «Толерантность»

Цель:
сформирование у учащихся представление о толерантности

Задачи:
воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

Эпиграф: Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой всё особое, своё,
И нет планет, похожих на неё.

Классный руководитель: Что такое толерантность? В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии.
Толерантность – терпимость.
Давайте посмотрим каковы же проявления нетерпимости:
1) оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
2) игнорирование (отказ в беседе, в признании);
3)негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);
Ребята высказываются на тему толерантности, приводят примеры.

Игровая экспресс-диагностика «Проявляешь ли ты толерантность?»

Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, помогать друг другу, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.

Если у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира, ответственным и солидарным, активным проводником мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.
Если у тебя от 3 до 7 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с нетолерантностью.
Если у тебя менее 3 «б»: Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий.

Игра «Похвались соседом»

Классный руководитель: Сегодня мы будем хвалиться, хвастаться своим соседом (соседкой) справа. Посмотрите внимательно на своего соседа или соседку. Подумайте, какой он (она), что умеет делать, что у него (у нее) хорошо получается. Я начну: Мой сосед справа, Дима, - самый замечательный сосед на свете. Он умеет рассказывать увлекательные истории. Мне очень повезло с соседом!” Теперь очередь Димы хвастаться своим соседом.

Игра «Чем мы похожи».
Процедура проведения: члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т.д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Ребята обсуждают притчу, делают выводы о толерантности.

Тема

Кол-во часов

Кто я? Какие мы?

О человеческом счастье.

Человек – кузнец своего счастья.

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

А нужны ли правила?

Что мы знаем о правах человека?

Мой дом – моя крепость.

Я – часть своей страны.

Итого:

9 часов

Тема

Кол-во часов

Закон и беззаконие.

Жизнь дается один раз.

Жизнь в неволе (рабство).

«А я думаю по-другому…»

Право на имя и гражданство.

Дом, в котором я живу.

Беда может случиться с каждым.

Защита от дискриминации.

Один для всех и все для одного.

Итого:

9 часов

знания:

приобретение навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

умения:

- умение достигать гармонию между «Я» каждого ученика и «МЫ», под которым подразумеваем школьное братство, причастность ко всем россиянам, людям.

навыки:

Ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе ;

Ребенок, противостоящий нетолерантным отношениям;

Социально адаптированный ребенок.

Цель: формирование толерантных отношений между детьми, развитие желания становиться лучше, самосовершенствоваться.

Воспитывать уважение к себе, сверстникам и старшим;

Воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения людей;

Формировать стремление оказывать помощь и быть готовым ее принять;

Способствовать воспитанию у детей доброты и отзывчивости, развитию гуманистического, патриотического отношения к народу, к стране.

Тема

Кол-во часов

О равнодушии и добре

Друг познается в беде

Душа народа к добру зовет

Что значит быть дисциплинированным?

Я придерживаюсь правил

Учимся сочувствовать

Нужны ли любовь и внимание?

Что мы знаем о правах ребенка (интеллектуальный марафон)

Итого:

знания:

Любовь и забота взрослых не сводится к исполнению всех желаний и вседозволенности;

Все дети имеют равные права и должны уважать и соблюдать права других;

Поступки, уважающие, защищающие права человека, - хорошие поступки и, наоборот, поступки, нарушающие права человека, - плохие.

умения:

Оценивать поступок человека с точки зрения права;

Корректировать свое поведение, базируясь на понятии «соблюдение прав человека»;

Оказывать помощь и быть готовым ее принять;

Терпимо относиться к особенностям поведения людей.

навыки: внимательно слушать и слышать; сочувствовать, сопереживать

Цель: формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия, расширить представления детей о правах человека.

Задачи:

Создавать условия для формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания , поддержки;

Развивать умения действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;

Формировать качества, от которых зависит культура поведения;

Помочь детям осознать значение труда и отдыха для человека.

Тема

Кол-во часов

А нужны ли правила?

ООН и Всеобщая декларация прав человека

Документы ООН по правам ребенка

Закон – один для всех

Честь и репутация

Свобода выбора: где жить и с кем жить

Собственность

Свободный труд

Имею право достойно жить. Хочу быть образованным и культурным

Итого:

знания:

Все люди равны в своих правах и равны перед законом;

Всеобщая декларация прав человека, когда и зачем она принята, ее содержание;

Права и обязанности имеют взаимную связь;

Соблюдение прав невозможно без соблюдения условий для свободного и полноценного развития ребенка .

умения:

Оперировать терминами и формулировками;

Отставать свое мнение, используя доказательства, ссылаясь на статьи основополагающих документов;

Оценивать различные ситуации с точки зрения соответствия положениям «Декларации и конвенции по правам ребенка;

Действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;

Осознавать значение труда и отдыха человека.

навыки:

Соблюдение определенных правил в поведении, деятельности;

Соблюдение закона в школе;

Общественно-полезный труд.

Цель: Воспитание у подростков терпимого отношения к себе и к окружающим, независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности.

Задачи:

    Ознакомить с понятиями «толерантность», «толерантная личность»; Обсудить проявление толерантности и нетерпимости в обществе; Развить чувства собственного достоинства и умения уважать достоинства других; Учить осознавать многообразие проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии; Развить способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного диалога о самом себе.

Тема

Кол-во часов

Сентябрь

Что такое толерантность?

Эмблема толерантности

Черты толерантной личности. Чем отличается толерантная личность от интолерантной.

Я и группа: толерантность к себе. Чувство собственного достоинства.

Я и группа: толерантность к себе и другим.

Толерантное общение.

Толерантность к другим: разные миры

Толерантность к другим: неведомые миры

Толерантность к другим: учимся сочувствию

Итого:

В результате школьники приобретают:

знания: п онятие «толерантность», особенности толерантной и интолерантной личности, знания своих способностей, личностных черт; причины и следствия непонимания, возникающего в результате взаимодействия человека с представителями других культур.

умения: о тличать толерантного человека от интолерантного; умение показать, как отношение к себе связано с толерантностью к другим; какими способами можно сделать общение толерантным.

навыки: определение толерантной личности; толерантное общение; успешное взаимодействие с представителями другой культуры.

Цель: Развитие социального интеллекта подростков, повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы, развитие способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию.

Задачи:

    Развитие рефлексии подростков путем обращения к проективным формам и обратной связи от одноклассников; Развитие групповой сплоченности; Создание условий для развития позитивного самоотношения учащихся; Создание условий для развития эмпатии в игровых моделях межличностного взаимодействия.

Тема

Кол-во часов

Сентябрь

Что я знаю о себе? Моей уникальное «Я»

Я глазами других.

Мои достоинства и недостатки.

Мои «плюсы» и «минусы» со стороны.

Как превратить недостатки в достоинства?

Чувства «полезные» и «вредные».

Злость и агрессия.

Что такое эмпатия?

Эмпатия в действии.

Итого:

В результате школьники приобретают:

знания: собственный «Я-образ»; польза и вред эмоций; понятие «эмпатия».

умения: самоанализ собственных достоинств и недостатков, определение своего уровня эмпатии.

навыки: внимательное отношение к другому человеку, взаимодействие в группе.

Цель: Способствовать повышению уровня толерантности у учащихся

Задачи:

Развитие умения слышать и слушать. Воспитание чувства коллективизма.

Тема

Кол-во часов

Что мы знаем о себе?

«Добрым быть совсем не просто»

Эмоции и чувства

«Чувствовать рядом с собой человека»

Общение и умение общаться

Основы этикета и искусства общения

«Как стать лучше?»

Нужно ли управлять своими эмоциями?

Итого часов:

В результате школьники приобретают

знания: понятие толерантности общения, терпения и терпепимости.

умения: умение слушать своего собеседника, уважать.

навыки: анализировать различные ситуации, которые могут привести к конфликту.

Цель : Способствовать становлению толерантной личности.

Задачи:

Развитие эстетических качеств. Воспитание уважительного отношения к окружающим.

Тема

Кол-во часов

Мы и наши способности

Психологические тесты (психологи)

Что может человека?

«Будьте добрыми и человечными»

Я и мир вокруг меня

Проблемные ситуации (с психологами) тренинг

Итого часов:

В результате школьники приобретают

знания: понятия милосердие, сострадание, гуманизм.

умения: умение объяснять термины нравственного характера. Умение объяснять и аргументировать свою позицию, свою точку зрения.

навыки: участие в диспутах, спорах, диалогах.

Учебно-тематический план занятий в 9-10-Х КЛАССАХ

Цель: формирование нравственных качеств личности школьника для практической деятельности познания, ориентации в окружающем мире.

Задачи:

Освоение школьниками этических понятий, формирования познавательного интереса к этическому знанию, основам этической культуры. Развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения.

Темы классных часов:

Мой разум – основа моего поведения, а мое сердце – мой закон. Прекрасно там, где бывает милосердие. Жизнь как познание добра. Как бороться с конфликтами. Стремление к счастью – закон жизни. Всему начало – любовь… Нравственный закон внутри каждого. 9. Будущая жизнь – завтрашний день жизни настоящей.

Всего: 9 часов

В результате школьники приобретают:

Знания: расширение и углубление нравственных занинй:

Что же есть добро и зло, благо, справедливость;

Что означают честь, совесть, долг, свобода;

Умения и навыки : нравственное развитие учащихся, выраженное в восприятии жизнь и другого человека как наивысшей ценности, проявлении доброжелательности и уважения к другому, чувстве эмпании, а также ответственности за слова и поступки, чувстве собственного достоинства; стремлении к самоопределению, самосовершенствованию, самовоспитанию.

Моя дорога к себе и другим

Культура человека. Человек среди людей

Толерантность и межнациональные отношения

«Отцы и дети» в современном обществе

Я отвечаю за свои поступки

Не отрекаются любя

Все мы родом из детства

 


Читайте:



Что такое человечность Что такое человечность простыми словами

Что такое человечность Что такое человечность простыми словами

Человечность – гуманность, человеческое отношение к окружающим. Толковый словарь русского языка Ушакова Человечность – моральное качество,...

Урок по русскому языку на тему "Написание Не с разными частями речи" (повторение изученного)(8 класс)

Урок по русскому языку на тему

Слитное или раздельное написание НЕ. (не) настные дни; (не) прерывная гряда свинцовых туч; небо (не) синее, а серое; (не) затянутый тучами (не)...

Степень окисления углерода показывает сложность химических связей

Степень окисления углерода показывает сложность химических связей

Каждый элемент способен образовывать простое вещество, находясь в свободном состоянии. В таком состоянии движение атомов происходит одинаково, они...

Прямые линии и организация пространства

Прямые линии и организация пространства

Прямые линии и организация пространстваПрямые линии – простой, но очень выразительный элемент: -линия делит плоскость на отдельные части; -линия...

feed-image RSS