Главная - Кастанеда Карлос
Как определить предложение по. Какие бывают предложения по интонации и цели высказывания? Односоставные и двусоставные

Для того чтобы правильно прочесть предложение, верно понять его смысл и грамотно расставить знаки препинания, нужно понимать, какими бывают предложения по цели высказывания. Также очень важно уметь определить их видовую принадлежность. Какие же бывают предложения по цели высказывания? В русском языке существует несколько классификаций данных синтаксических единиц, в том числе и относительно цели высказывания, а также специфики произношения.

Виды предложений по цели высказывания и интонации

Уточним, что интонация подразумевает эмоциональное оформление предложения. По цели высказывания предложения бывают:

  • Повествовательные.
  • Вопросительные.
  • Побудительные.

В свою очередь, любое из них может быть как восклицательным, так и невосклицательным - в зависимости от того, с какой интонацией его произносит оратор (со спокойной или эмоциональной).

Повествовательные предложения

Самые распространенные предложения по цели высказывания - это, конечно же, повествовательные. Их задачей является сообщение информации, которая может либо утверждаться, либо отрицаться.

Повествовательное предложение выражает законченую мысль, передающуюся при помощи специальной интонации: главное с логической точки зрения слово выделяется голосом, а в конце фразы тон понижается, становится более спокойным.

За примерами повествовательных предложений ходить далеко не нужно - они на каждом шагу: «Мама купила хлеба», «Весна пришла и принесла с собой тепло», «У Мити - лучшая оценка в классе!».

Вопросительные предложения

Предложения по цели высказывания также бывают вопросительными. Их смысловая задача - передать какой-либо вопрос. Вопросы могут быть разными, от чего зависят подвиды данного типа предложений. В зависимости от цели вопроса и характера предполагаемого ответа выделяют:


Вопросительные предложения бывают разных видов еще и по своему характеру. Это:


Средствами достижения цели вопросительных предложений служат специальная интонация в устной речи, вопросительный знак на письме, а также вопросительные слова (что, как, зачем и т. д.), частицы (разве, неужели) и определенный порядок слов: («Взрослые ходят на работу?», «Кто ходит на работу?», «Куда ходят взрослые?»).

Побудительные предложения

Виды предложений по цели высказыванияимеют еще один, третий, тип - побудительные. Это предложения, которые содержат определенное волеизъявление автора фразы. Их основная задача - побудить адресата к какому-либо действию, и побуждение может быть выражено в разных формах.

  • Мольбы: «Умоляю, позволь взглянуть на сына хоть разок!!!».
  • Просьбы: «Подай мне, пожалуйста, карандаш».
  • Приказа: «Замолчи немедленно!».
  • Пожелания: «Выздоравливай поскорее, будь добр».

Побуждение к действию в предложениях данного типа выражается при помощи специальной (побудительной) интонации, формы повелительного наклонения сказуемых и некоторых частиц типа «пускай», «давай», «ну-ка» и т. д.

Предложения невосклицательного типа

Таким образом, какие бывают предложения по цели высказывания, теперь ясно. Что же касается интонационной окраски, то подавляющее их большинство являются невосклицательными. Они произносятся спокойно, без эмоционального надрыва и особого чувства. Чаще всего представляют собой повествовательное сообщение или вопрос, реже - побуждение.

Примеры: «От горячего чая тепло разлилось по всему телу», «Откуда к нам приехал этот мальчик?», «Возьми, пожалуйста, маму за руку».

Восклицательные предложения

Предложения, произнесенные особым тоном и с особым чувством, называются восклицательными. Чаще всего в такой интонации нуждаются фразы, содержащие побуждение, но иметь восклицательный окрас может и любой другой вид.

Предложения по цели высказывания и по интонации бывают:

  • Повествовательные восклицательные: «Лето пришло - как же здорово!».
  • Вопросительные восклицательные: «Неужели ты никогда не примешь правду?!».
  • Побудительные восклицательные: «Отдай мне мою игрушку немедленно!».

Выделение на письме

От того, какие бывают предложения по цели высказывания и интонации, зависят знаки препинания в них.

  • Конец невосклицательного повествовательного предложения обозначается точкой: «Вот так и закончилась эта странная история».
  • Невосклицательное вопросительное предложение завершается знаком вопроса: «Уехал уже отец?».
  • Невосклицательное побудительное предложение тоже в конце имеет точку: «Бросай ты это грязное дело».
  • В конце повествовательного, побудительного или вопросительного предложения с восклицательной интонацией ставится соответствующий (восклицательный) знак (в последнем случае - после вопросительного). Если эмоции накалены особенно, то таких знаков может быть три. «И отправился он восвояси!», «Глупый, уйди от края!», «А ты меня отпустишь?!», «Берегись!!!».
  • При наличии оттенка незавершенности в конце любого типа предложений может быть троеточие. Например: «Печаль…», «Ну ты вернулся, а дальше?..», «Беги, беги скорее!..».

По цели высказывания предложения бывают, как мы выяснили, трех видов. Русский язык богат и многообразен. В данной статье изложена информация о том, какие предложения по цели высказывания и интонации встречаются в русском языке. Изучить и усвоить ее обязательно каждому, кто хочет говорить и писать грамотно.

Светлана Курицына
Дидактическая игра «Составь предложение»

Цель : Развитие лексико-грамматических средств языка.

Задачи :

Обогащение словарного запаса детей,

Обучение подбору однородных членов предложения (подлежащих, сказуемых, определений и т . д.) Например : снег- пушистый, искрящийся, мягкий, сверкающий…

Учить подбирать объект к названию действия. Например : кататься- коньки, лыжи, санки, ледянки…

Учить составлять простые предложения по модели : «Кто? Что делает?»

Учить расширять объём предложения за счёт введения однородных подлежащих, сказуемых, определений , дополнений и т. п. Например : Таня катается. Таня и Вова катаются; Таня взяла санки. Таня взяла санки и ледянку.

Учить составлять предложения с предлогами «на» , «в» , «под» , «от» , «с/со» , «потому что» , «чтобы» , «из-за» , «из-под» , «над» , «между» .

Закреплять навыки построения различных типов предложения :

Описание игры :

игра состоит из четырёх этапов :

1). Обогащение словарного запаса по теме (подготовительный этап)

2). Совершенствование грамматического строя речи (подготовительный этап)

3). Знакомство с условными обозначениями (ознакомительно-подготовительный этап,

4). Составление предложений (основной этап) :

По предложенным картинкам

(«На картинки посмотри, предложение сочини ,

С пропущенными картинками

(«Предложение почини , пропавшие слова верни!» ,

С заданным началом

(,

Без опорных картинок по заданию и самостоятельно,

С элементами фантазии

(«Предложение сочини , фантазёрством удиви!» , «Весёлые фантазёры» ).

Для игры предусмотрено два игровых поля .

Первое, для словарной работы 7х7.

Второе, для грамматической работы 4х9.

Плакат с условными обозначениями.

Полоса с десятью кармашками, для составления предложений .

Опорные картинки-карточки (точно такие, как на плакате с условными обозначениями) .

Картинки с изображениями по теме «Зимние забавы» (снег, сосулька, дед Мороз, ель, зима, лыжи, коньки, лёд, санки) .

1). Итак, первый подготовительный этап – словарная работа, обогащение словарного запаса.

Игровое поле представляет собой таблицу из 49 клеток, т. е. 7х7. На первый прямоугольник таблицы будет выставляться предъявляемое изображение (одно из девяти : снег, сосулька, дед Мороз, ель, зима, лыжи, коньки, лёд, санки).

На игровое поле по обогащению словарного запаса ведущий (логопед или воспитатель) выставляет картинку с изображением. Далее ведущий предлагает называть слова - признаки, которые можно отнести к выставленному изображению. Для детей это задание формулируется так :

Назовите по очереди все слова, которые опишут нам, КАКОЙ предмет изображён .

Например : лыжи. КАКИЕ? – быстрые, длинные, деревянные…

Дети по очереди называют слова-признаки и выкладывают на игровое поле свою карточку. Если игрок затрудняется подобрать признак, то по указанию ведущего, либо ход переходит к другому игроку, либо ведущий помогает игроку подобрать признак предмета , задавая наводящие вопросы. Всё зависит от особенностей детей-игроков и от преследуемых воспитателем-логопедом целей. Когда названы все признаки, изображённого объекта, ведущий выдаёт следующее задание.

Назовите по очереди, что может ДЕЛАТЬ то, что изображено на картинке или, что можно делать с тем, что изображено на картинке.

Дети, называя слова-действия по очереди, выкладывают свои карточки на игровое поле. Например : снег. Что делает? – падает, ложится, укрывает…Ведущий, при затруднении игроков, либо помогает подобрать слова-действия наводящими вопросами, либо предоставляет право хода следующему игроку, в зависимости от особенностей игроков, преследуемых целей. После того, как все слова-действия названы, ведущий выдаёт следующее задание.

Назовите по очереди слова, которые относятся к данному изображению, и про которые можно сказать КТО? или ЧТО? Например : ель – иголки, лапы, ствол, шишки…Ведущий регулирует словарную работу детей в соответствии с двумя предыдущими этапами .

После того, как подобраны слова-названия признаков, слова-названия действий, слова-названия предметов , подсчитываем карточки каждого участника. У кого карточек больше, тот победил на этом этапе. Можно выделить 1,2 и 3 место.

В игре подобраны следующие изображения :

Сосулька,

Дед Мороз,

и приведены слова-признаки, слова-действия и слова-предметы . Когда дети только начинают осваивать игру, то игровое поле будет заполнено порой меньше, чем наполовину. Впоследствии возможна даже такая ситуация, что не хватит клеток на игровом поле в процессе игры (при такой ситуации игрок продолжает игру с первой клетки игрового поля) . В этом случае следует обратить внимание детей на то, как хорошо они поработали, заложили в свою головку много новых слов.

2). После этапа «обогащение словарного запаса» переходим к этапу «совершенствование грамматического строя речи» .

На игровое поле по грамматическому строю, игроки по очереди выкладывают свои карточки, проговаривая изменённое слово, предъявленное ведущим .

Игровое поле по совершенствованию грамматического строя речи состоит из четырёх столбцов :

-«Назови ласково» - образование существительных суффиксальным способом, уменьшительно-ласкательные суффиксы,

-«Один - много» - образование множественного числа имён существительных,

- «Один, два, три, четыре, пять» - согласование числительных,

- «Есть - нет» - образование родительного падежа имён существительных.

Строк в таблице по совершенствованию грамматического строя девять, по числу рассматриваемых в игре слов (см. выше) . Сверху игрового поля свободный квадратик для карточки с изображением предмета , название которого игроки будут изменять.

Игроки по очереди изменяют, предложенные ведущим слова , выкладывая свои карточки на игровом поле при правильном ответе. Если игрок допускает ошибку, то ведущий может передать право хода следующему игроку или помочь исправить ошибку. По окончании игры подсчитываются карточки игроков, и подводятся итоги.

В игровых упражнениях дети обучаются :

Образованию форм родительного падежа множественного числа;

Преобразованию единственного числа имен существительных во множественное число;

предложно -падежному управлению;

Согласованию прилагательных с существительными;

Согласованию имен существительных с числительными;

Образование уменьшительной формы имен существительных;

Образованию прилагательных от существительных;

Образованию однокоренных слов (Какие слова можно образовать от слова «снег» (снежный, снеговик, снежок, «зима» (зимний, зимовать, зимовье, позёмка) ;

3). На следующем этапе знакомим игроков с условными обозначениями, которые будут нами использованы при составлении предложений . Это можно организовать тоже в виде игры.

Предложить детям поиграть в разведчиков и зашифровать слово. Каждый на листочке пытается изобразить условным значком то слово, которое называет ведущий. Затем сравниваем то, что нарисовал ребёнок, с изображениями на плакате и договариваемся об условных обозначениях в игре, которые будем использовать при конструировании предложения .

Только после того, как проведена вся подготовительная работа по обогащению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи и выбора условных обозначений для слов переходим к составлению предложений . А подготовительная работа может быть продолжительной, длиться не один и не два дня, а порой недели в рамках лексической темы.

Всегда плакат с условными обозначениями у детей перед глазами. Например, на доске. На доске также расположены кармашки для вкладывания картинок при конструировании предложения .

Составление предложений (основной этап) :

По предложенным картинкам

(«На картинки посмотри, предложение сочини ).

Ведущий сам вкладывает в кармашки картинки, предъявляя участникам игры задание составить предложение . Кто хорошо справляется с заданием, получает карточки, которые были разыграны в самом начале игры. Для объективного подведения итогов игры.

С пропущенными картинками

(«Предложение почини , пропавшие слова верни!» ).

Ведущий вкладывает в кармашки картинки, таким образом, чтобы можно было составить предложение , причём оставляет пустым сначала один кармашек, затем два и т. д., с тем, чтобы игроки восстановили предложение . За правильное и быстрое выполнение задания выдаются карточки. Ведущий может направлять, помогать игрокам наводящими вопросами или передавать ход другому игроку.

С заданным началом

(«Кто придумает конец, тот и будет молодец!» ).

Ведущий вкладывает в кармашки картинки, позволяющие начать составлять предложение , а продолжает предложение игрок-ребёнок , который за быстрое и правильное составление предложения зарабатывает карточки. Дети по очереди предлагают свои варианты предложений .

Без опорных картинок по заданию и самостоятельно

(«Предложение сочини , в карман картинку положи!» ).

Ведущий предлагает игрокам самостоятельно составить предложение , например

Из двух слов,

Из трёх слов…

С заданным словом,

С заданными словами,

По заданной теме и т. д.

Дети-игроки зарабатывают карточки, при подсчёте которых в конце игры подводится итог, и выделяются игроки-победители.

С элементами фантазии

(«Предложение сочини , фантазёрством удиви!» , «Весёлые фантазёры» ). Это этап самого высокого уровня сложности, где дети проявляют фантазию, активно пользуются воображением. За выполнение этого задания предлагаем выдавать по 2 карточки.

Например : Дети катались с на шоколадных лыжах.

Шёл пушистый снег из сладкой ваты, который дети сразу же съедали.

Первые два этапа подготовительные, третий – ознакомительно-подготовительный, четвёртый - основной.

В конце работы на каждом этапе ведущий с игроками подводят итоги работы, обсуждают, что удалось хорошо, над, чем ещё предстоит поработать , выделяют лидеров.

Главная особенность игры, что можно при составлении предложений оставлять некоторые кармашки пустыми, если нет условного обозначения этого слова на плакате, лишь проговаривать отсутствующее на модели слово, тем самым давая возможность ребёнку самостоятельно, творчески подходить к выполнению задания.

Необходимо учить детей согласовывать слова в предложениях (задания типа «Составь предложение с заданным словом » , «Расширь предложение » ).

При выполнении этих заданий необходимо обратить внимание на умение ребенка образовывать слова разных форм, выделять вспомогательные слова, правильно согласовывать слова в сложных грамматических конструкциях, умение составлять простые и сложные предложения .

При выполнении всех игровых заданий необходимо обратить внимание на умение ребенка самостоятельно, последовательно, обстоятельно составлять , конструировать предложения ; создавать интересный сюжет в предложении с наличием однородных членов предложения , соблюдать логическую последовательность.

Предложением называется единица речи, которая представляет собой сочетание связанных между собой слов, имеющая определенное значение и интонацию. В конце предложения может стоять точка, восклицательный или вопросительный знак, многоточие. Давайте рассмотрим, какие бывают предложения, исходя из разных классификаций.

По цели высказывания

Вот какие бывают предложения по цели высказывания:

  • Повествовательные. Сообщают о происходящих процессах и явлениях. Их предназначение – передать собеседнику определенную информацию. Пример: «Это потребует немалой суммы, но, думаю, расходы окупятся».
  • Вопросительные. Формулируют вопрос для того, чтобы получить от собеседника определенную информацию. Пример: «Чего же тут непонятного?».
  • Побудительные. Служат для побуждения к определенным действиям. Ими выражают приказы, требования. Пример: «Посмотри, что он мне подарил несколько лет назад!».

По интонации

Перейдем к следующей характеристике предложений. Теперь определимся, какие бывают предложения по интонации.

  • Восклицательные. Их сопровождает особая усиленная эмоциональность, слово, выражающее определенную эмоцию, выделяется повышением тона. Пример: «Просто от всего этого у меня голова кругом идет!».
  • Невосклицательные. Не несут особой эмоциональной окраски. Пример: «Люди, на беду свою, плохо понимают друг друга».

Сложные и простые предложения

  • Простым предложением называется синтаксическая единица, у которой между подлежащим и сказуемым существует только одна синтаксическая связь. Пример: «Он пришел». в просто предложении - одна грамматическая основа.
  • Сложные предложения представляют собой несколько простых предложений, которые объединены общим смыслом или при помощи союзов. Пример: «Медяки есть, а поискать, так и серебряная денежка сыщется». В сложном предложении - две и более грамматические основы.

Двусоставные и односоставные предложения

В свою очередь, простые предложения подразделяются на:

  • Двусоставные. Простые предложения, имеющие два главных члена: подлежащее и сказуемое. Пример: «Солнце светит».
  • Односоставные. Простые предложения, имеющие только один главный член: подлежащее или сказуемое. Например: "Стемнело".

Виды односоставных предложений

Рассмотрим, какие бывают односоставные предложения в русском языке:

  • Неопределенно-личные. Примеры: «Меня пригласили в гости»; «Все сделали правильно».
  • Обобщенно-личные. Примеры: «В этом краю удачи не найдешь»; «Пойдешь направо – коня потеряешь».
  • Безличные. Примеры: «Вечереет»; «Ему нездоровится».
  • Определенно-личные. Примеры: «Лежу и читаю»; «Вот глядит на это и думает».
  • Инфинитивные. Пример: «Вперед! Нам нельзя отступать!».
  • Назывные. Примеры: "Любовь."; "Война."; "Надежда."; "Миг.".
  • Неполные предложения. В них отсутствует один или несколько главных, либо второстепенных членов, но контекст ясно на них указывает. Пример: «Вы знали? Кого? Ее».

Сложные предложения

Рассмотрим, какие бывают предложения из разряда сложных.

  • Сложносочиненные предложения составлены из простых самостоятельных предложений при помощи союзов, которые называются сочинительными: но, а, да, или, либо, и, зато, однако. Существуют также сложные сочинительные союзы: то...то, то ли... то ли, не то...не то. Пример: "Ветер унес тучи, и показалась луна"; "То дочка выглянет в окно, то сын посмотрит на часы".
  • Сложноподчиненные предложения состоят из простых предложений, причем одна из частей такого предложения в грамматическом отношении зависима от другой. Части связывают союзные слова и подчинительные предлоги: где, чтобы, что, куда, почему, который, чей. К подчинительным союзам относятся: вместо того, чтобы, несмотря на то что. Союзное слово или подчиненный союз всегда присутствуют только в придаточном предложении. Пример: "Я знаю, что они коллеги"; "Она не хочет, чтобы мы опоздали".
  • Бессоюзные предложения. Их части – бессоюзные предложения, обычно самостоятельны, но не всегда имеют равные смысловые права, союзные слова и союзы в таких предложениях отсутствуют. Примеры: "Шел дождь, по крыше стучали капли"; "Услышал стук, открыл дверь".

Распространенные и нераспространенные

В зависимости от присутствия в предложениях второстепенных членов, выделяют:

  • Нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения отсутствуют. Пример: «Лето прошло».
  • Распространенные предложения. В предложении присутствуют второстепенные члены. Пример: «Это лето прошло незаметно».

Теперь вы знаете, какие бывают виды предложений в русском языке, и больше никогда не будете их путать.

Простое предложение — это такое предложение, которое состоит из одного или нескольких грамматически объединенных слов, которые выражают завершенную мысль. Это основная грамматическая единица синтаксиса. В простом предложении должна быть только лишь одна грамматическая основа (предикативный центр).

  • Отец моет машину.
  • Дети играют на лужайке.
  • Сумерки.
  • Бабушка отдыхает.

Простое предложение — основной структурный тип предложений в русском языке, который служит для построения сложных предложений.

  • Пришла весна + Растаял снег = Пришла весна, растаял снег.

Грамматическая структура

Различают главные и второстепенные члены простого предложения. Главные — подлежащее (отвечает на вопросы "кто? что?") и сказуемое (отвечает на вопросы "что делает? что делал? что будет делать?") — называют предмет, который является субъектом действия (подлежащее) и само действие, выполняемое субъектом (сказуемое). Подлежащее и сказуемое взаимосвязаны и составляют предикативный центр.

Второстепенные — дополнение, определение, обстоятельство — объясняют сказуемое и/или подлежащее или же другие второстепенные члены и зависят от них синтаксически.

  • Старенький трамвай медленно ехал по раскаленным рельсам.

В этом предложении подлежащее — "трамвай", сказуемое — "ехал". От подлежащего "трамвай" зависит определение "старенький". Сказуемое "ехал", которое связано с подлежащим "трамвай", руководит дополнением "по рельсам" и имеет зависящее обстоятельство "медленно". Дополнение, в свою очередь, тоже имеет второстепенный зависящий член предложения — определение "раскаленным". Все предложение делится на группу подлежащего ("старенький трамвай") и группу сказуемого ("медленно ехал по раскаленным рельсам"). Информация ниже поможет делать синтаксический разбор предложения просто и быстро.


Какие бывают типы простых предложений?

Существуют следующие типы простых предложений:

  • невосклицательное и восклицательное (относительно интонации);
  • повествовательное, вопросительное, побудительное (относительно цели высказывания);
  • двусоставное и односоставное (относительно состава грамматической основы);
  • полное и неполное (относительно наличия/отсутствия необходимых членов предложения);
  • распространенное и нераспространенное (относительно наличия/отсутствия второстепенных членов предложения);
  • осложненное и неосложненное.

Восклицательные и невосклицательные

Что касается этого типа, то определяющим моментом есть наличие/отсутствие знака восклицания.

  • Весна пришла. Весна пришла!

Повествовательные, вопросительные, побудительные

Второй вид указывает на то, с какой целью произносится данная сентенция: рассказать о чем-либо (Дунай впадает в Черное море), спросить о чем-либо (Когда ты наконец-то женишься?) или побудить к чему-либо (Купи батон на ужин).

Односоставные и двусоставные

Какие простые предложения можно назвать односоставными? Те, у которых предикативная (грамматическая) основа состоит только из подлежащего или только из сказуемого.

  • Оттепель.
  • Красивая девушка.
  • Светает.

Если из главных членов в предложении есть только подлежащее, то такие грамматические единицы называются назывными, или номинативными.

  • Красота невероятная!
  • Вечерний Киев с множеством огней.

Если же есть только сказуемое, то выделяют несколько видов таких односоставных предложений:

  • определенно-личное (действие исполняется неким предметом или личностью и выражено глаголом в форме 1-го и 2-го лица единственного или множественного числа настоящего или будущего времени);
  • неопределенно-личное (сказуемое выражено глаголом в 3-м лице множественного числа);
  • обобщенно-личное (глагол выражается формой 2-го лица единственного числа настоящего или будущего времени и 3-го лица множественного числа, но внимание концентрируется на самом действии);
  • безличное (действующее лицо грамматически не выражено).

Предложение, предикативный центр которого состоит из двух членов, именуется двусоставным.

  • Идут дожди.

Полные и неполные

Простое предложение может быть полным и неполным.

Полным считается такое предложение, в котором присутствуют все главные и второстепенные члены, необходимые для построения и полноты выражения значения.

  • Я смотрю на луну.
  • Поезд проезжает мост.

В неполном пропущен главный или второстепенный член предложения, но он понятен из контекста или ситуации речи.

  • Она поздоровалась с учителем. Он — с ней.

Тут пропущено слово "поздоровался", но оно понятно для слушателя исходя из контекста.

Распространенные и нераспространенные

Простое предложение бывает распространенным (есть второстепенные члены, которые служат для объяснения главных) и нераспространенным (состоит только из предикативного центра, второстепенные члены отсутствуют). Примеры распространненных предложений:

  • Ярко светит июльское солнце.
  • Наконец распогодилось.
  • Красивая стройная девушка.

Примеры нераспространенных предложений:

  • Светит солнце.
  • Распогодилось.
  • Девушка.

Простые предложения могут быть осложненными:

  • однородностью разных членов предложения (Любил он и трепетные рассветы, и красочные закаты, и лунные ночи);
  • обособленными определениями, которые стоят после слова, которое объясняют (Дорога, ведущая к водопаду, начала стремительно вилять);
  • приложениями (Около леса стояла хижина — жилище лесника);
  • обособленными дополнениями (Фильм мне очень понравился, за исключением некоторых сцен);
  • обособленными обстоятельствами (Приготовив ужин, мать еще долго сидела на кухне);
  • обращениями и вводными конструкциями (О юность, как быстро ты проходишь! Весна, кажется, будет поздней);
  • уточняющими членами предложениями (Авария случилась в четыре утра, то есть на рассвете).

Но простое осложненное предложение легко спутать со сложным. Поэтому надо быть внимательным и ориентироваться на количество предикативных центров.

Сделать синтаксический разбор предложения просто. Можно написать для себя схему-подсказку.

Бывают разные виды синтаксических единиц в . Они могут разделяться на группы по разным признакам: по цели высказывания, по особенностям грамматической основы, по интонации, по структуре. В русском языке имеется целый раздел, который изучает данную конструкцию как единицу текста. Этот раздел называется « ». Рассмотрим, какие виды предложений в русском языке существуют.

Вконтакте

Разделение на группы

Разберем, какие бывают предложения по цели высказывания:

Повествовательные – это предложения, в конце которых ставится точка. Повествовательные предложения рассказывают о каком-то событии. Примеры можно привести из любого текста, описывающего те или иные события.

В конце восклицательного должен стоять восклицательный знак. Он используется для выражения гнева, удивления и других сильных чувств .

Вопросительное всегда оканчивается знаком вопроса. Оно используется в тех случаях, когда человек хочет о чем-то спросить, навести справки, уточнить информацию.

Внимание! В русском языке, в отличие от некоторых других европейских языков (например, от ), можно сделать из повествовательного высказывания вопросительное (и наоборот), не меняя порядок слов. Например: «Маша – ученица» и «Маша – ученица?». В первом случае это констатация факта, во втором случае – выражение неуверенности, желание уточнить достоверность информации.

Разделение на группы по эмоциональной окраске

По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

Восклицательное:

  • Как тебе не стыдно!
  • Позор двоечникам и лентяям!
  • Посмотрите, какая тишина вокруг! Благодать!

Восклицательные предложения, как видно из примеров, выражают разные , от презрения до восхищения.

Невосклицательное:

  • Моя мама – учительница.
  • В моем родном городе много интересных мест.
  • Когда я вырасту, я буду механиком.

Для того чтобы понять, что такое невосклицательные высказывания, любые их примеры можно прочитать вслух. Интонация при этом будет ровной, спокойной. Если же в конце письменного высказывания стоит восклицательный знак, интонация, напротив, будет неровной, восходящей.

По интонации предложения бывают разные. Это касается не только русского, но и всех других языков мира. В русском языке по интонации предложения бывают эмоционально окрашенные или эмоционально нейтральные.

Предложения в письменной речи, имеющие ярко выраженную эмоциональную окраску, имеют восклицательный знак на конце. Высказывания в устной речи, характеризующиеся эмоциями, произносятся с повышением голоса в конце фразы.

Внимание! Если в конце фразы стоит восклицательный знак, эту фразу нужно прочитать вслух очень выразительно. Это особенно касается чтения стихов. Если произносить такие фразы ровным, спокойным голосом, смысл высказывания и его выразительность зачастую теряются.

Классификация по особенностям грамматической основы

По наличию или отсутствию составляющих грамматической основы предложения бывают односоставные и двусоставные. У односоставного имеется только сказуемое или подлежащее. У двусоставного – и подлежащее, и сказуемое. Характеристика конструкций по особенностям грамматической основы занимает важное место в школьном курсе современного русского языка.

По полному или частичному наличию грамматической основы законченные мысли в письменной форме бывают односоставными и двусоставными. Вот примеры типичного неполного односоставного предложения:

  • Светает.
  • Холодает.
  • Пришел, увидел, победил.

А вот примеры двусоставных полных:

  • Вышивальщица закончила свое рукоделие.
  • Дед Мороз пришел на елку в школу.
  • Бабушка подоила корову и отправилась отдыхать.

Классификация предложений

Классификация по количеству грамматических основ

На какие группы делятся данные синтаксические единицы по количеству грамматических основ? На две – простые и сложные . Определить, к какому типу относится высказывание, можно по наличию одной или нескольких основ. Когда речь идет о простых и сложных предложениях, можно на простых примерах изучить важное правило пунктуации. Оно приводится ниже.

Простые предложения

Внимание! Все грамматические основы, входящие в состав , разделяются запятой. Между ними может находиться союз, но он может и отсутствовать. Например: «Солнце зашло, и животные в хлеву заснули» или «Моросил дождь, мальчик в галошах шлепал по лужам».

Простое предложение – это письменное высказывание, в котором имеется только одна грамматическая основа. Вот характерные примеры:

  • Я уехал в дальние края.
  • Мой дядя работает трактористом в колхозе.
  • Кошка умеет прыгать и громко кричать.

Основные признаки сложного: наличие нескольких грамматических основ , использование союзов (хотя их может и не быть), разделение высказывания на логические части с помощью запятых. Примеры:

  • Мой брат учил уроки, а я играл на пианино.
  • Мама пела песню, и дети ей подпевали.
  • Настало утро, бабушка повела внука в детский сад.

Виды сложных предложений

Сложное предложение может состоять из нескольких частей, соединенных между собой сочинительной или подчинительной связью. На какие группы могут делиться сложные конструкции? На сложноподчиненные и сложносочиненные . Вот типичные примеры:

  • Я живу в доме, который находится под горой (подчинительная связь).
  • Я уеду туда, где меня никто не знает (подчинительная связь).
  • Снежинки кружатся, и наступает новый год (сочинительная союзная связь).
  • Я сидел дома, мама спала (сочинительная бессоюзная связь).

Предложение, его грамматическая основа

Разные виды сложных предложений

Вывод

Характеристика предложения – один из самых сложных вопросов в современном русском языке. Эта проблема активно исследуется современными лингвистами, а также рассматривается в курсе русского языка для учащихся 5–9 классов средних общеобразовательных школ. По разным признакам в современном русском языке они делятся на разные группы. Развернутая характеристика этой синтаксической единицы помогает лучше понять суть высказывания, а также разобраться в правилах пунктуации.

 


Читайте:



Формула n-го члена арифметической прогрессии

Формула n-го члена арифметической прогрессии

Числовую последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему, сложенному с одним и тем же для данной последовательности...

Дифракции белого. Дифракционный спектр. Как проявляется дифракция света

Дифракции белого. Дифракционный спектр. Как проявляется дифракция света

Набежал легкий ветерок, и по поверхности воды побежала рябь (волна малой длины и амплитуды), встречая на своем пути различные препятствия, над...

Отличия техникума от колледжа и училища

Отличия техникума от колледжа и училища

Колледж, техникум - это учебное заведение среднего профессионального образования, реализующий образовательные программы по среднему...

Курская битва: факты об одном из ключевых сражений Великой Отечественной войны Исторические факты о битве на курской дуге

Курская битва: факты об одном из ключевых сражений Великой Отечественной войны Исторические факты о битве на курской дуге

5 интересных фактов об «огненной дуге» Казалось, было холодно цветам, и от росы они слегка поблёкли. Зарю, что шла по травам и кустам, обшарили...

feed-image RSS