Главная - Хикс Джерри
Распространенные гипотезы происхождения человека. Теория происхождения человека, которую стоит прочитать. Теория пространственных аномалий

До сих пор происхождение человека остается загадкой для ученых. Популярная теория Дарвина имеет большое количество недоказанных предположений и слабых мест.

Из-за отсутствия некоторых переходных звеньев эволюционной цепочки научные умы всего мира спорят о происхождении человека десятилетиями. Нет проблем с объяснениями только для сторонников других теорий - от мифологических и фантастических до инопланетных и мистических.

Как люди объясняли свое происхождение с древнейших времен? Попытаемся вспомнить основные версии нашего появления на планете Земля...

Главные версии происхождения человека

Тотемизм

Тотемизм относят к древнейшим мифологическим представлениям и считают первой формой осознания человеческого коллектива, а также его места в природе. Тотемизм учил, что у каждой группы людей был свой собственный предок - тотемное животное или растение, тотем. К примеру, если тотемом служит ворон, то он является действительным прародителем рода, а каждый ворон - сородичем. При этом тотемное животное является только покровителем, но не обожествляется, в отличие от более позднего креационизма.

Андрогины

К мифологическим можно отнести древнегреческую версию о происхождении человека от андрогинов - перволюдей, сочетавших в себе признаки обоих полов. Платон в диалоге «Пир» описывает их как существ с шаровидным телом, у которых спина не отличалась от груди, с четырьмя руками и ногами и двумя одинаковыми лицами на голове.

Модель Андрей Пежич

По легенде, наши предки не уступали титанам в силе и умении. Возгордившись, они решили свергнуть олимпийцев, за что были разрезаны пополам Зевсом. Это уменьшило их силу и самоуверенность вдвое.

Андрогинность присутствует не только в греческой мифологии. Идея о том, что мужчина и женщина представляли собой изначально одно целое, близка многим мировым религиям. Так, в одном из талмудических толкований первых глав Книги Бытия говорится о том, что Адам был создан андрогином.

Авраам перед жертвоприношением сына

Авраамическая традиция

К авраамическим религиям восходят три монотеистические религии - иудаизм, христианство, ислам, берущие начало в легенде о Аврааме, который был патриархом нескольких семитских племен и первым человеком, уверовавшим в единого Господа-Бога. Их также называют «религиями откровения», потому что в основе учения лежит Откровение, по словам Александра Меня, «самораскрытии Божества и возвещении Им Своей воли человеку».

Согласно авраамической традиции, мир был создан Богом - Сущим из Небытия, в буквальном смысле «из ничего». Бог создал и человека Адама из праха земного «по образу и подобию нашему», чтобы был человек истинно добрым. Стоит отметить, что и в Библии, и в Коране о сотворении человека упоминается не один раз. Например, в Библии о сотворении Адама вначале говорится в 1-й главе, что Бог сотворил человека «из ничего по образу и подобию своему», во 2-й главе, что он создал его из пыли (праха).

Статуя бога Шивы в Мурудешваре

Индуизм

В индуизме есть как минимум пять версий сотворения мира и человека, соответственно. В брахманизме, например, творцом мира является бог Брахма (в более поздних версиях отождествляется с Вишну и ведийским божеством Праджапати), который появился из золотого яйца, плавающего в мировом океане. Он рос и приносил себя в жертву, создавал их своих волос, кожи, мяса, костей и жира пять элементов мира - землю, воду, воздух, огонь, эфир - и пять ступеней жертвенного алтаря. Из него же были созданы другие боги, люди и прочие живые существа. Таким образом, в брахманизме, принося жертвы, люди заново воссоздают Брахму.

А вот согласно Ведам - древнему священному писанию индуизма, сотворение мира и человека окутано мраком: «Кто воистину знает, кто здесь провозгласит. Откуда родилось, откуда это творение? Далее боги (появились) посредством сотворения этого (мира). Так кто же знает, откуда он возник?»

Каббала

Согласно каббалистическому учению, творец Эйн Соф создал душу, получившую имя Адам Ришон - «первый человек». Это была конструкция, состоящая из множества отдельных желаний, связанных между собой подобно клеткам нашего организма. Все желания находились в гармонии, так как изначально в каждом из них было заложено стремление поддерживать друг друга. Однако, находясь на высочайшем духовном уровне, подобном творцу, Адам принял на себя огромный духовный свет, что равнозначно «запретному плоду» в христианстве.

Не сумев достигнуть одним этим действием цели творения, первичная душа раскололась на 600 тысяч частей и каждая из них - еще на множество частей. Все они сейчас находятся в душах людей. Путем многих кругооборотов они должны провести «исправление» и вновь собраться в общий духовный комплекс, также называемый Адамом. Иными словами, после «разбиения» или грехопадения все эти частицы-люди не равны друг другу. Но, возвращаясь в первоначальное состояние, они вновь достигают одного уровня, где все они равноценны.

Эволюционный креационизм

По мере развития науки, креационистам пришлось идти на компромисс с естественнонаучными концепциями. Промежуточной стадией между теорией творения и дарвинизмом стал «теистический эволюционизм». Теологи-эволюционисты не отвергают эволюцию, но считают ее инструментом в руках Бога-творца. Проще говоря, Бог создал «материал» для появления человека - род Homo и запустил процесс эволюции. В итоге получился современный человек.

Важным моментом эволюционного креационизма является то, что хоть тело и менялось, дух человека оставался неизменным. Именно такой позиции официально придерживается Ватикан со времен папы Иоанна Павла II (1995 год): «Бог создал обезьяноподобное существо, вложив в него бессмертную душу». В классическом креационизме человек со времен создания не изменялся ни телом, ни душой.

«Теория древних космонавтов»

В XX веке была популярна версия о внеземном происхождении человека. Одним из родоначальников идеи палеоконтакта в 1920-е годы стал Циолковский, заявивший о возможности посещения инопланетянами Земли. Согласно теории палеоконтакта, когда-то в далеком прошлом, примерно в каменном веке, Землю по каким-то своим делам посетили пришельцы. То ли их интересовала колонизация экзопланет, то ли ресурсы Земли, то ли это была их пересадочная база, но так или иначе часть их потомков обосновалась на Земле. Возможно, они даже смешались с местным родом Homo, и современные люди представляют собой метисов инопланетной формы жизни и аборигенов Земли.

Основные аргументы, на которые опираются сторонники этой теории - сложность технологий, используемых при строительстве памятников древности, а также геоглифы, петроглифы и другие рисунки древнего мира, на которых якобы изображены инопланетные корабли и люди в скафандрах. Матес Агрес - один из основателей теории палеовизитов, даже утверждал, что библейские Содом и Гоморра были разрушены не божьим гневом, а ядерным взрывом.

Дарвинизм

Знаменитый постулат - человек произошел от обезьяны, обычно приписывают Чарльзу Дарвину, хотя сам ученый, памятуя судьбу своего предшественника Жоржа Луи Бюффона, поднятого в конце XVIII века на смех за подобные идеи, осторожно высказывался, что у людей и обезьян должно быть некий общий предок, обезьяноподобное существо.

Согласно версии самого Дарвина, род Homo зародился где-то 3,5 миллиона лет назад в Африке. Это был еще не наш соплеменник Homo Sapiens, чей возраст сегодня датируют, примерно, 200 тысячами лет, а первый представитель рода Homo - человекообразная обезьяна, гоминид. В ходе эволюции он начал ходить на двух ногах, использовать руки как орудие труда, у него начались прогрессивные преобразование мозга, членораздельная речь и социальность. Ну, а причиной эволюции, как и у всех остальных видов, был естественный отбор, а не божий замысел.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

11 Гипотезы о происхождении человека.

Существуют несколько гипотез атропогенеза: креационизм, симиальная, трудовая. Симиальная гипотеза антропогенеза Как считают приверженцы теории эволюции, примерно около 60 миллионов лет назад на Земле из насекомоядных млекопитающих в результате влияния природной среды и естественного отбора развились полуобезьяны, которые затем довольно быстро разделились на две ветви. Первая из них вела к широконосым обезьянам, а вторая к узконосым, из которых яко бы позднее сформировался человек. В зависимости от такого подхода есть гипотезы антропогенеза, считающие предками гиббонов, орангутангов, горилл и шимпанзе. Эволюционная ветвь человека отделилась от общего с другими приматами ствола около 4 млн. лет назад. Человек и его ближайшие предки называются гоминидами. В настоящее время они представлены только одним видом человеком разумным. 2 млн. лет назад их было не меньше трёх. Трудовая теория антропогенеза в своем первоначальном классическом варианте была изложена Ф. Энгельсом в его известной работе “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека”. В этой работе устанавливается последовательность основных этапов гоминизации с выделением прямохождения как решающего шага на пути очеловечения обезьяны; дается определение руки как органа и продукта труда; рассматривается возникновение звукового языка и членораздельной речи, человеческого мышления как следствия общественного развития; подчеркивается качественное своеобразие антропогенеза как процесса активного приспособления человека к среде, экологическое превосходство человека разумного над другими видами. Основное положение трудовой теории антропогенеза-о решающей роли изготовления орудий в процессах гоминизации-разделяется ныне подавляющим большинством антропологов мира, хотя распространенное в зарубежной антропологии понятие “культурной адаптации” и не вполне соответствует основным принципам трудовой теории; в этом случае речь идет обычно об “аутокаталитической реакции” или “кибернетическом механизме” обратной связи между развитием биологии (мозга) и культуры при ведущей роли генетических факторов. Необходимо установить момент, когда труд "включился" в процесс эволюции человека как один из важных ее стимулов. Если подразумевать под "первым человеком" существо, приступившее к изготовлению орудий, то в силу простой логики его становление никак не могло быть детерминировано трудовым фактором в том смысле, иначе неизбежно возникает парадокс "курицы и яйца", напрашивается вывод о некоей " трудящейся обезьяне" (или, во всяком случае, трудящемся австралопитеке), которую, согласно основной идее, следовало бы, в то же время назвать человеком. Непосредственной формирующей силой антропогенеза, как и в любом процессе видообразования, выступает естественный отбор. Трудовая деятельность играла большую роль в эволюции рода Homo и создании им "искусственной среды", определяющей направление адаптивных процессов, но непосредственно "лепить" морфологическую и физиологическую специфику возникающего нового таксона они не могли. Игнорируя естественный отбор, мы не пойдём в этом вопросе далее давно оставленного наукой ламаркистского понимания эволюции. Главное внимание уделяется сейчас поиску причин, обусловивших переход к прямохождению как ключевой адаптации предков человека, а также проблеме критериев гоминизации, “грани”, разделяющей предчеловеческую и человеческую фазы эволюции.

12 Проблема определения абсолютного геологического возраста человека и его предков

Для того чтобы археолог мог правильно оценить те находки, которые ему приходится держать в руках, он должен представлять себе их возраст. Определение возраста - самая важная и одновременно самая трудная задача, которая стоит перед исследователем древностей. Для учёных, изучающих древнейшую историю человечества, эта задача становится вдвойне трудной, потому что они не могут использовать письменные источники, где описывались бы события той эпохи. Таких документов просто нет, ведь письменность начала распространяться между народами гораздо позже, во времена возникновения цивилизаций древней Месопотамии и Древнего Египта. Волей-неволей приходится использовать другие способы для определения древности того, что удаётся обнаружить во время раскопок. На первом месте среди помощников археологов в этом многотрудном деле стоит геология. Все известные в настоящее время геологические слои земной коры относятся геологами к пяти эрам: архейской, протерозойской, палеозойской, мезозойской и кайнозойской. Самая древняя эра - архейская, самая молодая - кайнозойская. Останки человека и следы его жизнедеятельности, которые изучаются археологами, залегают в верхней части кайнозойских слоев. Эти слои, в свою очередь, относятся к периодам верхнего плиоцена, эоплейстоцена и плейстоцена. Каждый из этих периодов также делится на более короткие временные отрезки. Их хронология установлена при помощи различных естественно-научных методов. По этой хронологии, верхний плиоцен не моложе 1,6 млн лет, эоплейстоцен завершился примерно 800 тыс. лет назад, а плейстоцен - около 10 тыс. лет назад. Плейстоцен сменился современной геологической эпохой - голоценом. В 1922 г. А. П. Павлов предложил назвать геологический период, для которого характерно существование человека, антропогеном. Геологи используют ещё одно название - четвертичный период, подчёркивая тем самым порядковое место в геологической летописи эпохи млекопитающих. рхеологическая эпоха, которая объединяет время от самого древнего расселения людей, фиксируемого наукой, до распространения по территории всех континентов человека современного вида, называется палеолитической. Слово палеолит обозначает древний каменный век. Само выделение каменного века было сделано директором музея в Копенгагене археологом Кристианом Юргенсеном Томсеном 1788- 1865. В 1836 г. Томсен издал Путеводитель по северным древностям. В этой книге он отнёс первобытные памятники к трём векам: каменному, бронзовому и железному. Памятники каменного века отличались от остальных тем, что здесь найдены изделия только из камня и кости, причём больше всего обнаружено каменных орудий труда. Палеолит является началом каменного века и совпадает со временем существования геологических эпох верхнего плиоцена, эоплейстоцена и плейстоцена. Древнейшее расселение людей и освоение ими занятых участков земной суши пришлось на время от 200-300 тыс. до 2,6 млн лет назад. Несмотря на непрекращающиеся споры о предках человека, несомненно одно - время выделения людей из животного мира определяется появлением первых орудий труда. Самыми древними орудиями в настоящее время учёные признают изделия, обнаруженные при раскопках на восточном берегу озера Туркана в Кении на местонахождении Кооби Фора. Их возраст определён в 2,6 млн лет, это время геологической эпохи верхнего плиоцена. К следующим эпохам, эоплейстоцена и нижнего плейстоцена, относят находки, которые распространены как в Африке, так и в Евразии. Очень древние орудия труда найдены в Убейдии Израиль. Некоторые учёные даже считали возможным датировать их временем в 2 млн лет. Но те слои, в которых залегают обнаруженные предметы, невозможно подвергнуть калий-аргоновому анализу, потому спор об их возрасте продолжается. Однако не подвергается сомнению их верхнеплиоценовый возраст. В этом смысле орудия из Убейдии очень близки по времени к древнейшим орудиям из Восточной Африки.

13Археологическое деление четвертичного периода

Возраст Земли приблизительно равен 5 млрд. лет. История Земли делится на четыре эры: архейскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую. Кайнозойскую эру эру новой жизни, время господства млекопитающих, длившуюся 60-70 млн. лет, делят на два периода - третичный и четвертичный. В третичном периоде появились и развились обезьяны, в том числе антропоморфные человекообразные, в четвертичном периоде появился человек, почему этот период называют также антропогенным1. Четвертичный период делят на две эпохи: 1 предледниковую и ледниковую, называемую плейстоценом, и 2 послеледниковую - голоцен, или современную.

Первая волна холода наступила в Европе еще в конце третичного периода. В последнее время геологи относят к четвертичному периоду также виллафранкское время2, которое вместе с ранними стадиямичетвертичного периода называют эоплейстоценом, или древнейшим плейстоценом. Граница же между третичным и четвертичным периодами условно определяется в 2, 5-2 млн. лет3. Голоцен равен всего 10- 12 тыс. лет.

Четвертичный период характеризуется последовательными наступлениями и отступлениями ледника, которые и определяют его геологическую периодизацию.

На основании изучения геологических отложений в Альпах А. Пенк и Э. Брюкнер установили для плейстоцена Западной Европы четыре ледниковых и три межледниковых эпохи4. По речкам у подножья Альп, где они производили свои исследования, четыре ледниковые эпохи названы: гюнц, миндель, рисс и вюрм. Схема Пенка и Брюкнера получила широкое распространение и признание5. Однако попытки установить для этих эпох абсолютные даты вызывают постоянные споры. Одна из таких более или менее удачных попыток сделана английским ученым Зейнером6. Среди геологов нет единой точки зрения не только по вопросу о длительности оледенений, но и по вопросу об их количестве. Полиглациалисты считают, что в течение четвертичного периода было несколько оледенений, сопровождающихся каждый раз сменой флоры и фауны в тех областях земного шара, которые подвергались влиянию наступления и отступления ледника. Некоторые полиглациалисты считают, что оледенений было шесть и вводят между минделем и риссом еще две ледниковые эпохи - кандер и глюч.

Моноглациалисты считают, что была только одна ледниковая эпоха и можно говорить лишь о ее различных стадиях, о смене похолоданий и потеплений. Некоторые ученые вообще отрицают факт оледенения. Но эта гипотеза не получила признания.

14. Современные научные данные о происхождении человека

Существуют два понятия - филогенез и онтогенез это проблема происхождения человека и его сознания. Имеются различные подходы к решению этой проблемы. Одна представляет собой современные научные представления о соц. происхождении первобытного человека, другая, гипотезы о происхождении человека.

Филогенез - развитие человека в ходе его развития в истории как человека. Онтогенез - процесс индивидуального развития человека от его рождения до смерти

Существует множество взглядов по происхождению человека. В 1969 г. ученые сформулировали недостающее звено между обезьянами и человеком. Это сформулировали Гекель и Фак. Основными версиями происхождения человека являются:

1.Бог создал по своему образу и подобию - религиозная версия. 2.Преобразование под его влиянием тело обезьяны в человека - версия Шеленга. 3.Идея о пришельцах из космоса - версия Бехтерева.

4.Человек произошел от общего предка с обезьянами, фактором, которого был труд - работа Энгельса.

Менфорт считает, что к труду какой-то деятельности целесообразны и другие существа. Он говорит, что человек изначально был способен к само совершенству.

Академик Моисеев дает некие объяснения происхождения человека в эпоху палеолита около 3-х млн. лет назад температура начала понижаться тропические леса уменьшались и телантропитек был вынужден выйти в саванны. Он был не конкурентным в тропиках. Академик Моисеев ссылается на основании работ супругов Лекки. Они встали перед вопросом: либо погибнуть или жить. И человек стал питаться мясом, так как до этого ел растительную пищу.

Моисеев говорит, что на этих этапах выживали находчивые особи. В этих условиях развитие мозга носило взрывной характер, после которого человек начал овладевать огнем и др. вещами. После чего человек организовывает орды, что бы защищаться от более сильных животных.

Процесс становления человека из австралопитека в формирование современного человека начинается где-то 15 тыс. лет назад.

Кроманьонец уже не чем не уступает современному человеку у него такой же объем мозга и др. возможности организма. На этом этапе развития у человека возникает табу это запрет на убийство себе подобных и на браки с близкими родственниками, это были зачатки нравственности.

В это время зарождается конкуренция между ордами. Моисеев говорит, что постепенно возникают орудия труда и постепенно появляется потребность в передачи информации. Белее высокой степенью развития является степень передачи информации другим поколениям.

30 - 40 тыс. лет назад естественный набор прекратился и за счет этого у человека возникает развитие внутреннего мира. Именно в период Палеолита человек уже сформировался. Сам Палеолит был 1,5 млн. лет назад.

Версия Моисеева заключается в том, что был классический неандерталец и от него пошло две ветви, одна из которых тупиковая. Заключаются эти ветви в следующем, неандертальцы возникают в одно время с кроманьонцами. Но неандертальцы в будущем прекращают свое существование. И поэтому он считает, что неандертальцы были сильно агрессивны, и не дали возможности развитию своим предкам. Этому подтверждают раскопки, т.е. многие раскопанные черепа были проломлены.

Точка зрения Мелюшова заключается в следующем, что первые были австралопитеки, которые появились более 5 млн. лет назад на юго-востоке Африки, после чего расселились. Он считает более реальной версией то, что реальный предок человека жил 15 - 20 млн. лет назад. И 4 - 6 млн. лет назад произошло расщепление. В Эфиопии были обнаружены останки принадлежащие самому древнему человеку жившему 4 - 5 млн. лет назад. По предположению взрослые особи должны были весить 30 - 40 кг, а рост 120 - 140 см. по мнению Мелюкова появление человека является следующим:

Afarensis - объем мозга 400 - 500 мл, прямоходящий, жил семейными группами. Афреки научная кличка Люси. Afrecanus - потомок Люси, объем мозга 400 - 500 мл. Ловкий и умелый жил общественными группами. Robustus - туземец Афрекануса. Объем мозга 530 мл. Потомства не оставил.

Homo Habiles - первый известный вид относящийся к семейству гомо. Он первый стал использовать орудия труда. Объем мозга 500 - 600 мл. Homo Erectus - первый вид, который вышел за пределы Африки. Колонизировал ближайший и средний восток вплоть до Китая. Объем мозга 1050 - 1250 мл. Жил 1,5 млн. лет назад.

Homo Sapiens - объем мозга 1200 - 1700 мл. Кроманьонец, найден в 1767 г. в Краманьоне Франция. Появился около 40 тыс. лет назад.

В мире существуют две теории появления человека: МОНОЦЕНТРИЗМ от моно… и лат. centrum - средоточие, центр, теория происхождения человека современного вида Homo sapiens и его рас моногенизм в одной области земного шара от одной формы древних людей. ПОЛИЦЕНТРИЗМ от поли… и …центр, теория происхождения человека современного вида Homo sapiens и его рас в нескольких районах земного шара от разных форм древних людей. Большинством отечественных антропологов не принимается.

15. Современные методы определения родства человека и животных. Данные сравнительной эмбриологии и анатомии ясно показывают черты сходства в строении и развитии тела человека с животными.

Для человека характерны основные черты, присущие типу Хордовые и подтипу Позвоночные. У человека как и у всех хордовых на ранних этапах эмбрионального развития внутренний скелет представлен хордой, нервная трубка закладывается на спинной стороне, тело имеет двустороннюю симметрию. По мере развития эмбриона хорда заменяется на позвоночный столб, формируются череп, пять отделов головного мозга. Сердце располагается на брюшной стороне, появляется скелет парных свободных конечностей.

Для человека характерны основные черты класса Млекопитающие. Позвоночник человека разделен на пять отделов, кожа покрыта волосами и содержит потовые и сальные железы. Как и для других млекопитающих, для человека характерно живорождение, наличие диафрагмы, молочных желез и вскармливание детенышей молоком, четырехкамерное сердце, теплокровность.

Для человека характерны основные черты подкласса Плацентарные. Мать вынашивает плод внутри своего тела, и питание плода происходит через плаценту.

Для человека характерны основные черты отряда Приматы. К ним можно отнести конечности хватательного типа, наличие ногтей, расположение глаз в одной плоскости что обеспечивает объемное зрение, замена молочных зубов на постоянные и др.

Много общих признаков у человека и с человекообразными обезьянами: сходная структура мозгового и лицевого отделов черепа, хорошо развитые лобные доли головного мозга, большое число извилин коры больших полушарий, исчезновение хвостового отдела позвоночника, развитие мимической мускулатуры и др. рис. 104. Кроме морфологических признаков о сходстве человека и человекообразных обезьян, свидетельствует и ряд других данных: сходные резус-факторы, антигены групп крови АВО; наличие менструального периода и беременности длительностью 9 месяцев, как у шимпанзе и гориллы; сходная чувствительность к возбудителям одних и тех же болезней и т. д.

В последнее время широко применяются методы определения эволюционного родства организмов путем сравнения их хромосом и белков. Родство между видами тем больше, чем больше сходство между белками. Исследования показали, что белки человека и шимпанзе сходны на 99%.

О родстве человека с животными свидетельствует также наличие у человека атавизмов наружный хвост, многососковость, обильный волосяной покров на лице и др. и рудиментов аппендикс, ушные мышцы, третье веко и др.

Систематическое положение современного человека. Царство Животные, подцарство Многоклеточные, тип Хордовые, подтип Позвоночные Черепные, класс Млекопитающие, подкласс Плацентарные, отряд Приматы, подотряд Человекообразные, семейство Люди Гоминиды, род Человек Homo, вид Человек разумный Homo sapiens, подвид Homo sapiens sapiens.

Поскольку в настоящее время к виду Человек разумный также относят вымерший подвид Человек разумный неандертальский, то полное название современного человека - Человек разумный разумный Homo sapiens sapiens.

16. Динамика первобытного стада Первобытное человеческое стадо, условное название первоначального человеческого коллектива, непосредственно сменившего зоологические объединения ближайших животных предков человека. Период Первобытное человеческое стадо, как предполагает большинство учёных,- это Время становления человека современного типа, борьбы возникающих социальных установлений с зоологическими инстинктами, унаследованными от животных предков. Археологически эпоха Первобытное человеческое стадо охватывает нижний и отчасти средний палеолит. Антропологически - это период существования формирующихся людей: архантропов питекантропов, синантропов и палеоантропов неандертальцев. Их хозяйство было основано на сочетании охоты и собирательства. Характерными орудиями труда были ручные рубила, грубые рубящие орудия чопперы, отщепы, остроконечники и др. Брачные отношения первоначально, возможно, были беспорядочными см. Промискуитет. Постепенно половые связи между членами одного стада перестали практиковаться и были запрещены см. Экзогамия. С переходом к брачным связям исключительно с членами др. стад складывается род. Первобытнообщинный строй, первая в истории человечества общественно-экономическая формация. Основы учения о П. с. как особой общественно-экономической формации были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом и в дальнейшем развиты В. И. Лениным. Согласно наиболее распространённому в советской науке мнению, П. с. охватывает время от появления самых первых людей до возникновения классового общества, что по археологической периодизации совпадает в основном с каменным веком. Для П. с. характерно, что все члены общества находились в одинаковом отношении к средствам производства, и соответственно единым для всех был способ получения доли общественного продукта, с чем и связано употребление для его обозначения термина первобытный коммунизм. От следующих за ним этапов общественного развития П. с. отличается отсутствием частной собственности, классов и государства. 17. Австралопитековые. В семейство гоминид включают современного человека и его непосредственных предшественников. Обычно древнейшей границей этой группы условно считают момент разделения общей эволюционной линии на ветви, ведущие к современным человекообразным обезьянам и современному человеку. Наиболее принятым в современной науке является выделение в семействе гоминид Hominidae двух подсемейств:

1. Австралопитецины Australopithecinae. Древнейшими гоминидами обычно считают австралопитековых.

Австралопитековые были очень своеобразной группой. Кем они были - двуногими обезьянами или людьми с обезьяньей головой И как относиться к такому сочетанию признаков

Появились австралопитековые около 6-7 млн лет назад, а последние из них вымерли только около 900 тыс. лет назад, во время существования намного более прогрессивных форм. Насколько известно, австралопитековые никогда не покидали пределов Африки, хотя некоторые находки, сделанные на острове Ява, иногда относят к этой группе.

Сложность положения австралопитековых среди приматов заключается в том, что в их строении мозаично сочетаются признаки, характерные и для современных человекообразных обезьян, и для человека.

Череп австралопитеков похож на череп шимпанзе. Характерны большие челюсти, массивные костные гребни для прикрепления жевательной мускулатуры, маленький мозг и большое уплощенное лицо. Зубы австралопитеков были очень большие, но клыки короткие, а детали строения зубов больше похожи на человеческие, чем обезьяньи.

В строении скелета австралопитеков характерны широкий низкий таз, относительно длинные ноги и короткие руки, хватательная кисть и нехватательная стопа, вертикальный позвоночник. Такое строение уже почти человеческое, отличия заключаются лишь в деталях строения и в маленьких размерах.

Рост австралопитеков колебался от метра до полутора. Характерно, что размер мозга был около 350-550 см3, то есть как у современных горилл и шимпанзе. Для сравнения, мозг современного человека имеет объем около 1200-1500 см3. Строение мозга австралопитеков также было весьма примитивно и мало отличалось от шимпанзоидного.

Образ жизни австралопитеков, видимо, был непохож на известный у современных приматов. Они жили в тропических лесах и саваннах, питались преимущественно растениями. Впрочем, поздние австралопитеки охотились на антилоп или отнимали добычу у крупных хищников - львов и гиен.

Австралопитеки жили группами в несколько особей и, видимо, постоянно кочевали по просторам Африки в поисках пропитания. Орудия австралопитеки вряд ли умели изготовлять, хотя использовали наверняка. Их руки были весьма похожи на человеческие, но пальцы были сильнее изогнуты и более узкие. Как уже упоминалось, древнейшие орудия известны из слоев в Эфиопии, датированных 2,7 млн лет назад, то есть спустя 4 млн лет после появления австралопитеков. В Южной Африке австралопитеки или их непосредственные потомки около 2-1,5 млн лет назад использовали костяные обломки для вылавливания термитов из термитников. . 18. Переходные формы от австралопитеков к виду Homo Наиболее принятым в современной науке является выделение в семействе гоминид Hominidae двух подсемейств:

o австралопитецины Australopithecinae - гоминиды с множеством типичных понгидных черт;

o гомиинны Homininae - гоминиды без понгидных черт.

Гоминины Homininae. Древнейшие представители подсемейства, в которое включается и современный человек, известны из отложений времени около 2,5 млн лет назад. Часто их называют ранние Homo, подчеркивая сходство с человеком и отличие от обезьян Это были достаточно некрупные существа, полностью прямоходящие, со сравнительно большим мозгом, но по-прежнему с обезьяньим лицом. Конечно, не стоит понимать последнее сравнение буквально. Крупные выступающие челюсти и широкий нос придавали этим существам сходство с современными шимпанзе, но перепутать их было бы невозможно. Принципиальным отличием ранних Homo от понгид и австралопитеков был большой развитый мозг и кисть, полностью приспособленная к изготовлению орудий труда, хотя они и не были полностью современными по форме. За тот миллион лет, в который существовали эти перволюди, произошел резкий скачок как биологической, так и социальной организации. Скорость эволюции резко возросла. Увеличивались рост и размеры мозга, уменьшались размеры зубов.

Вместе со всеми указанными прогрессивными признаками, ранние Homo сохраняли в своей морфологии множество весьма примитивных признаков, в том числе в строении кисти и мозга. Из-за этого некоторые ученые считают их лишь прогрессивной поздней разновидностью грацильных австралопитеков. Большинство же выделяет среди них два вида: более мелкий - Человек умелый Homo habilis и более крупный - Человек рудольфский Homo rudolfensis.

Гоминины перешли от растительноядности к плотоядности. Вероятно, сначала они отнимали добычу у хищников или подбирали остатки их пиршеств. Об этом свидетельствуют следы каменных орудий на костях, отпечатавшиеся поверх следов зубов львов и гиен. Ранние Homo научились изготовлять каменные орудия. Сначала это были просто расколотые пополам гальки, потом перволюди стали отбивать от камней по нескольку сколов, оформляя острый режущий край. Такие примитивнейшие орудия называются галечными, или олдувайскими, по месту первых находок.

Ранние Homo, возможно, умели делать простейшие заслоны от ветра из веток, придавленных к земле камнями. В дальнейшем развитие культуры пошло ускоряющимися темпами Ранние Homo - общее название для первых представителей рода, к которому относится и современный человек. Первые Homo - H. habilis Человек умелый и H. rudolfensis Человек рудольфский, обитали около 2,5-1,5 млн. лет назад в Восточной и Южной Африке. Они являются потомками грацильных австралопитеков и прямыми предками более поздних людей. Длительное время группы ранних Homo сосуществовали с массивными австралопитеками.

Основные отличительные особенности от представителей австралопитековых:

сравнительно большой и прогрессивный мозг с объемом 500-750 см3;

челюсти и зубы намного меньше, чем у австралопитеков, но больше, чем у более прогрессивных людей.

Вместе с тем, в строении тела еще много примитивных черт, в том числе в стопе, кисти и мозге. Руки по сравнению с современным человеком относительно длинные.

Изготавливали и применяли каменные орудия т.н. олдувайской культуры. Перешли от растительноядности ко всеядности. Вероятно, умели изготовлять простейшие жилища типа шалашей из веток, основания которых найдены в Олдувае. Время появления и существования ранних Homo характеризуется значительным темпом эволюционных перестроек.

1. Homo habilis Человек умелый - это более мелкий вариант ранних Homo. Описан в 1964 г. по сенсационной находке из ущелья Олдувай в Танзании. Позже аналогичные находки были сделаны в Кооби-Фора, Сварткрансе и других местонахождениях Восточной и Южной Африки. Назван умелым, поскольку рядом найдены каменные орудия олдувайской культуры.

Отличается от Человека рудольфского меньшим размером мозга 500-640 см3 и меньшими челюстями и зубами. Рост составлял 1,0-1,5 м, вес - около 30-50 кг.

2. Homo rudolfensis Человек рудольфский - крупный вариант ранних Homo. Описан в 1978 г. по черепу KNM-ER 1470 из Кооби-Фора в Эфиопии. Сейчас известны десятки останков представителей этого вида. Найдена также нижняя челюсть в Малави, между Восточной и Южной частями Африки.

Отличается от Человека умелого несколько большим объемом мозга до 750 см3, но одновременно массивными челюстями и крупными зубами. Рост 1,5-1,8 м, вес 45-80 кг

Реферат по теме:

«Основные гипотезы происхождения человека».

По предмету: «Концепция современного естествознания».

Выполнила студентка II курса

Иванова Ю.В.

Москва, 2010

1. Введение ……………………………………………………. 3

2. Теории антропогенеза:

2.1. Теория эволюции …………………………………….. 3

2.2. Теория творения (креационизм) …………………….. 5

2.3. Теория палеовизита ………………………………….. 7

2.4. Теория пространственных аномалий ……………….. 9

3. Заключение ………………………………………………… 11

4. Библиография ……………………………………………… 12

Введение.

Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью, посещал вопрос «откуда мы взялись?». Несмотря на то, что вопрос звучит весьма просто, единого ответа на него не существует. Тем не менее, этой проблемой – проблемой возникновения и развития человека – занимается целый ряд наук. В частности в науке антропологии выделено даже такое понятие, как антропогенез, то есть историко-эволюционного формирования физического типа человека. Другие аспекты происхождения человека изучаются философией, теологией, историей, палеонтологией. Теории, касающиеся возникновения жизни на Земле, разнообразны и далеко не достоверны. Наиболее распространенными теориями возникновения жизни на Земле являются следующие:

Эволюционная теория;

Теория творения (креационизм);

Теория внешнего вмешательства;

Теория пространственных аномалий.

Теория эволюции.

Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов - человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.

Эволюционная теория антропогенеза имеет обширный набор разнообразных доказательств - палеонтологических, археологических, биологических, генетических, культурных, психологических и других. Однако многие из этих доказательств могут трактоваться неоднозначно, что позволяет противникам эволюционной теории оспаривать ее.

Согласно этой теории имеют место следующие основные стадии эволюции человека:

Время последовательного существования антропоидных предков человека (австралопитек);

Существование древнейших людей: питекантропа;

Стадия неандертальца, то есть древнего человека;

Развитие современных людей (неоантропов).

В 1739 шведский естествоиспытатель Карл Линней в своей “Системе природы” (Systema Naturae) классифицировал человека – Homo sapiens – как одного из приматов. С тех пор среди ученых не возникало никаких сомнений в том, что именно таково место человека в зоологической системе, которая охватывает все ныне живущие формы едиными классификационными отношениями, основанными главным образом на особенностях анатомического строения. В этой системе приматы образуют один из отрядов в составе класса млекопитающих и разделяются на два подотряда: полуобезьяны и высшие приматы. К последним относятся обезьяны, человекообразные обезьяны и человек. Приматы обладают многими общими специфическими признаками, отличающими их от других млекопитающих.

Однако свое распространение теория эволюции приобрела благодаря исследованиям английского ученого – Чарльза Дарвин. Его теория о естественном отборе стала настоящим прорывом, доводы, приведенные Дарвином и его последователями, привели к тому, что теория эволюции получила большое распространение в научном мире и эволюция человека из животного мира стала основной теорией антропогенеза.

На сегодняшний день в мире среди простых людей есть немало тех, кто считает себя убежденными приверженцами эволюционного антропогенеза, но, несмотря на большое число его почитателей, существует колоссальное количество ученых и простых обывателей, признающих теорию несостоятельной и приводящих веские, неоспоримые аргументы против эволюционного взгляда на мир. Авторитетная часть ученых воспринимает эволюционную теорию не иначе, как мифологию, основанную более на философских измышлениях, чем на научных данных. Благодаря этому в современном научном мире продолжаются непрекращающиеся дискуссии о причинах возникновения мира и человека, которые порой даже выливаются во взаимную вражду. Тем не менее, теория эволюции все еще существует и является наиболее серьезной и обоснованной.

Теория творения(креационизм).

Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой Бог создал мир за семь дней, а первые люди - Адам и Ева - были сотворены из глины. Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов.

Безусловно, самыми ярыми последователями данной теории являются религиозные общины. Основываясь на священных текстах древности (Библия, Коран и др.), последователя всех мировых религий признают данную версию единственно возможной. Появилась данная теория в исламе, но свое распространение получила в христианстве. Все мировые религии тяготеют к версии о Боге-творце, однако его облик может меняться, в зависимости от религиозной ветви.

Ортодоксальная теология считает теорию творения не требующей доказательств. Тем не менее, выдвигаются различные доказательства этой теории, важнейшее из которых - сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека.

Современная теология привлекает для доказательства теории творения новейшие научные данные, которые, однако, в большинстве своем не противоречат и эволюционной теории.

Некоторые течения современной теологии сближают креационизм с эволюционной теории, полагая, что человек произошел от обезьяны путем постепенного видоизменения, но не в результате естественного отбора, а по воле Бога или в соответствии с божественной программой.

Креационизм мыслится как Божье Творение. Однако в настоящее время некоторые рассматривают его и как результат деятельности высокоразвитой цивилизации, создающей различные формы жизни и наблюдающей за их развитием.

С конца прошлого века теория эволюции доминировала во всем мире, однако несколько десятилетий назад новые научные открытия заставили многих ученых усомниться в возможности действия эволюционного механизма. Кроме того, если эволюционная теория имеет хоть какое–то объяснение процесса возникновения живой материи, то механизмы возникновения Вселенной просто остаются за рамками этой теории, в то время как религия дает исчерпывающие ответы на многие спорные вопросы. В большинстве своем креационизм основывается на Библии, которая дает довольно четкую схему возникновения окружающего нас мира. Многие считают, что креационизм - это теория, опирающаяся в своем развитии исключительно на веру. Тем не менее, креационизм является именно наукой, опирающейся на научную методологию и результаты научных экспериментов. Данное заблуждение вытекает прежде всего из–за очень поверхностного знакомства с теорией творения, а также из–за прочно сложившегося предвзятого отношения к этому научному течению. В результате этого многие люди намного более благожелательно относятся к совершенно ненаучным, не подтвержденным практическими наблюдениями и экспериментами теориям, таким, как например, фантастическая "теория палеовизита", допускающая возможность искусственного творения известной нам Вселенной "внешними цивилизациями".

Часто, сами креационисты подливают масла в огонь, ставя веру в один ряд с научными фактами. Это порождает у многих людей впечатление, что они имеют дело более с философией или религией, чем с наукой.

Креационизм не решает проблемы узкой, сугубо специализированной области научных знаний. Каждая отдельная наука, изучающая свою часть окружающего нас мира, органично является частью научного аппарата креационизма, а полученные ею факты складывают целостную картину креационного учения.

Основная цель креационизма - способствовать познанию человеком окружающего мира научными методами и использовать это знание для решения практических нужд человечества.

Креационизм, как и любая другая наука, имеет свою философию. Философия креационизма - это философия Библии. И это многократно увеличивает ценность креационизма для человечества, которое уже успело на собственном примере убедиться, как важна философия науки для предотвращения необдуманных последствий ее развития.

Креационизм является на сегодняшний день наиболее последовательной и непротиворечивой теорией возникновения окружающего нас мира. И именно его согласованность с многочисленными научными фактами самых разнообразных научных дисциплин делают его наиболее перспективной платформой для дальнейшего развития человеческого познания.

Теория внешнего вмешательства (палеовизит).

Согласно этой теории появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. Сам термин палеовизит означает посещение Земли внеземными цивилизациями. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.

Более сложные варианты ТВВ предполагают:

а) скрещивание иномирян с предками людей;

б) порождение человека разумного методами генной инженерии;

в) управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума;

г) эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом.

На рубеже 50–60-х годов тема палеовизита получила реальный шанс быть включенной в сферу нормальных научных исследований.

С одной стороны, в этот период произошел подлинный переворот в восприятии всей проблематики внеземных цивилизаций. Радиоастрономия и техника связи достигли к тому времени такого уровня развития, что стало ясно: уже сегодня осуществима радиосвязь между человечеством и его предполагаемыми "братьями по разуму" из ближайших звездных систем. Началось прослушивание космоса в поисках осмысленных сигналов, потоком хлынули статьи и монографии о внеземных цивилизациях и способах контакта с ними, словом, вопрос об инопланетном разуме, доселе казавшийся несколько отвлеченным, сделался наконец-то предметом практических забот науки.

С другой стороны, глубокое воздействие на научную мысль, да и на все общество, оказало вступление человечества в космическую эру. Завоевание околоземного пространства, бурный прогресс космонавтики, ее безграничные перспективы – все это, помимо прочего, создавало и солидную основу для предположения, что более развитые цивилизации Галактики могли уже давно приступить к межзвездным экспедициям.

Первым разработчиком теории палеовизита стал М.М. Агрест. Высказав мысль о возможности неоднократного посещения Земли посланцами иных миров, ученый призвал к поиску соответствующих свидетельств в мифах, легендах, памятниках письменности и материальной культуры. Он обратил внимание на ряд фактов, относящихся, преимущественно, к Ближнему Востоку и соседним регионам: библейские тексты о пришествии на Землю небесных существ, гигантскую каменную террасу, неизвестно кем и с какой целью воздвигнутую в Баальбеке (Ливан), рисунок "космонавта" на скалах Тассилин-Аджера (Северная Африка) и т.д. Однако теория не получила должного отклика в научном мире. Были и другие попытки вернуться в ней, но все они упирались в стереотипы консервативной науки и невозможность предъявления обоснованных доказательств.

В последние десятилетия теория палеовизита переживает свое второе рождение. С каждым годом число ее сторонников и последователей растет, а научные исследования дают ученым право все увереннее говорить о существовании внеземной высокоразвитой цивилизации, которая создала наш мир. Некоторые древние племена утверждают, что произошли от пришельцев, которые передали им свои знания и неоднократно посещали Землю. Отрицать этого нельзя, поскольку необъяснимые открытия в области мифологии и археологии ставят в тупик консервативную науку, но все эти загадки мировой истории приобретают смысл в контексте существования внеземного присутствия. Это и наскальные рисунки, изображающие неизвестных существ, и сложные конструкции, покоящиеся в толще земли или на ее поверхности… И кто знает, быть может таинственный Стоунхендж, посылающий засекреченные сигналы в космическое пространство, является информационным модулем, благодаря которому внеземной разум следит за жизнью своих творений.

Теория пространственных аномалий.

Последователи данной теории трактуют антропогенез, как элемент развития устойчивой пространственной аномалии - гуманоидной триады, под которой принято понимать субстанции, слияние и взаимодействие которых привело к возникновению человечества. Данные субстанции образуют цепь "Материя - Энергия - Аура", характерную для многих планет Земной Вселенной и ее аналогов в параллельных пространствах. Данная теория считает материю и энергию не естественными элементами мироздания, а пространственными аномалиями: идеальное пространство не содержит ни материи, ни энергии и состоит из проточастиц, находящихся в равновесном состоянии, нарушение этого равновесия ведет к возникновению элементарных частиц, находящихся в энергетическом взаимодействии между собой. Аура - это информационный элемент мироздания. Она способна оказывать влияние на материю и энергию, но и сама зависит от них, то есть здесь тоже наблюдается взаимодействие. Она больше похожа на компьютер, хранящий и обрабатывающий информацию и просчитывающий план развития материального мира на несколько шагов вперед.

Впрочем, последователи теории пространственных аномалий полагают, что развитие человеческой цивилизации, а может быть, и других цивилизаций вселенной, делает ауру всё более похожей именно на Вселенский разум и даже на божество, возможности которого возрастают по мере развития и распространения разума во Вселенной.

ТПА предполагает, что система "Материя-Энергия-Аура" стремится к постоянному расширению, усложнению структурной организации, а Аура, как управляющий элемент системы, стремится к созданию разума.

В этом отношении разум - вещь совершенно бесценная. Ведь он позволяет перевести существование матери и энергии на новый уровень, где существует направленное созидание: изготовление предметов, не существующих в природе, и использование энергии, которую природа хранит в латентном состоянии или тратит в пустую.

Аура - не бог, и ей не под силу чудесным образом сотворить разумное существо. Она может лишь в процессе сложных взаимодействий вызвать к жизни такие факторы, которые в дальнейшем способны привести к возникновению разума.

ТПА объясняет это тем, что в своем стремлении к усложнению жизненных форм Аура просчитывает на несколько шагов вперед перспективы каждого вида. Видам высокоспециализированным и потому бесперспективным она позволяет вымирать. А виды, имеющие перспективу, подталкивает к изменениям в заданном направлении.

Вероятно, Аура имеет энергетический или материальный потенциал, который позволяет её вносить изменения в генетические структуры и вызывать заданные мутации. Есть предложения, что жизнь обусловлена не только биохимическими процессами, но и особыми волновыми явлениями на субатомном уровне. Не исключено, что именно эти явления и есть материальное эхо ауры - а может быть и сама аура.

ТПА предполагает, что в гуманоидных вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера развивается по одному и тому же пути, запрограммированному на уровне Ауры.

При наличии благоприятных условий этот путь приводит к возникновению разума земного типа.

В целом трактовка антропогенеза в ТПА не имеет значительных расхождений с эволюционной теорией. Однако ТПА признает существование определенной программы развития жизни и разума, которая наряду со случайными факторами управляет эволюцией.

Заключение.

Происхождение жизни - один из самых таинственных вопросов, исчерпывающий ответ на который вряд ли когда-нибудь будет получен. Множество гипотез и даже теорий о возникновении жизни, объясняющих различные стороны этого явления, неспособны пока что преодолеть существенное обстоятельство - экспериментально подтвердить факт появления жизни. Современная наука не располагает прямыми доказательствами того, как и где возникла жизнь. Существуют лишь логические построения и косвенные свидетельства, полученные путем модельных экспериментов, и данные в области палеонтологии, геологии, астрономии и других наук.

Именно поэтому вопрос о происхождении человека остается неразгаданным, позволяя появляться многочисленным теориям. Ни одна из них пока не взяла вверх, став единой, и быть может этого никогда не случиться.

Библиография.

1. Я. Я. Рогинский, М. Г. Левин. Антропология. М.: Высшая школа, 1978.- 357с.

2. М.Х. Нестурх. Происхождение человека, 2 изд., М., 1970

3. В.В. Бунак. Теории антропогенеза. - М., 1978.

4. А.И. Опарин. Происхождение жизни. - М.: Мир, 1969.

5. М.Г. Левин. История жизни - М.: Мир, 1977

6. http://www.help-rus-student.ru/

Реферат по теме:

«Основные гипотезы происхождения человека».

По предмету: «Концепция современного естествознания».

Выполнила студентка II курса

Иванова Ю.В.

Москва, 2010

    Введение ……………………………………………………. 3

    Теории антропогенеза:

    1. Теория эволюции …………………………………….. 3

      Теория творения (креационизм) …………………….. 5

      Теория палеовизита ………………………………….. 7

      Теория пространственных аномалий ……………….. 9

    Заключение ………………………………………………… 11

    Библиография ……………………………………………… 12

Введение.

Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью, посещал вопрос «откуда мы взялись?». Несмотря на то, что вопрос звучит весьма просто, единого ответа на него не существует. Тем не менее, этой проблемой – проблемой возникновения и развития человека – занимается целый ряд наук. В частности в науке антропологии выделено даже такое понятие, как антропогенез, то есть историко-эволюционного формирования физического типа человека. Другие аспекты происхождения человека изучаются философией, теологией, историей, палеонтологией. Теории, касающиеся возникновения жизни на Земле, разнообразны и далеко не достоверны. Наиболее распространенными теориями возникновения жизни на Земле являются следующие:

    Эволюционная теория;

    Теория творения (креационизм);

    Теория внешнего вмешательства;

    Теория пространственных аномалий.

Теория эволюции.

Эволюционная теория п редполагает, что человек произошел от высших приматов - человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.

Эволюционная теория антропогенеза имеет обширный набор разнообразных доказательств - палеонтологических, археологических, биологических, генетических, культурных, психологических и других. Однако многие из этих доказательств могут трактоваться неоднозначно, что позволяет противникам эволюционной теории оспаривать ее.

Согласно этой теории имеют место следующие основные стадии эволюции человека:

    время последовательного существования антропоидных предков человека (австралопитек);

    существование древнейших людей: питекантропа;

    стадия неандертальца, то есть древнего человека;

    развитие современных людей (неоантропов).

В 1739 шведский естествоиспытатель Карл Линней в своей “Системе природы” (Systema Naturae) классифицировал человека – Homo sapiens – как одного из приматов. С тех пор среди ученых не возникало никаких сомнений в том, что именно таково место человека в зоологической системе, которая охватывает все ныне живущие формы едиными классификационными отношениями, основанными главным образом на особенностях анатомического строения. В этой системе приматы образуют один из отрядов в составе класса млекопитающих и разделяются на два подотряда: полуобезьяны и высшие приматы. К последним относятся обезьяны, человекообразные обезьяны и человек. Приматы обладают многими общими специфическими признаками, отличающими их от других млекопитающих.

Однако свое распространение теория эволюции приобрела благодаря исследованиям английского ученого – Чарльза Дарвин. Его теория о естественном отборе стала настоящим прорывом, доводы, приведенные Дарвином и его последователями, привели к тому, что теория эволюции получила большое распространение в научном мире и эволюция человека из животного мира стала основной теорией антропогенеза.

На сегодняшний день в мире среди простых людей есть немало тех, кто считает себя убежденными приверженцами эволюционного антропогенеза, но, несмотря на большое число его почитателей, существует колоссальное количество ученых и простых обывателей, признающих теорию несостоятельной и приводящих веские, неоспоримые аргументы против эволюционного взгляда на мир. Авторитетная часть ученых воспринимает эволюционную теорию не иначе, как мифологию, основанную более на философских измышлениях, чем на научных данных. Благодаря этому в современном научном мире продолжаются непрекращающиеся дискуссии о причинах возникновения мира и человека, которые порой даже выливаются во взаимную вражду. Тем не менее, теория эволюции все еще существует и является наиболее серьезной и обоснованной.

Теория творения (креационизм).

Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой Бог создал мир за семь дней, а первые люди - Адам и Ева - были сотворены из глины. Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов.

Безусловно, самыми ярыми последователями данной теории являются религиозные общины. Основываясь на священных текстах древности (Библия, Коран и др.), последователя всех мировых религий признают данную версию единственно возможной. Появилась данная теория в исламе, но свое распространение получила в христианстве. Все мировые религии тяготеют к версии о Боге-творце, однако его облик может меняться, в зависимости от религиозной ветви.

Ортодоксальная теология считает теорию творения не требующей доказательств. Тем не менее, выдвигаются различные доказательства этой теории, важнейшее из которых - сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека.

Современная теология привлекает для доказательства теории творения новейшие научные данные, которые, однако, в большинстве своем не противоречат и эволюционной теории.

Некоторые течения современной теологии сближают креационизм с эволюционной теории, полагая, что человек произошел от обезьяны путем постепенного видоизменения, но не в результате естественного отбора, а по воле Бога или в соответствии с божественной программой.

Креационизм мыслится как Божье Творение. Однако в настоящее время некоторые рассматривают его и как результат деятельности высокоразвитой цивилизации, создающей различные формы жизни и наблюдающей за их развитием.

С конца прошлого века теория эволюции доминировала во всем мире, однако несколько десятилетий назад новые научные открытия заставили многих ученых усомниться в возможности действия эволюционного механизма. Кроме того, если эволюционная теория имеет хоть какое–то объяснение процесса возникновения живой материи, то механизмы возникновения Вселенной просто остаются за рамками этой теории, в то время как религия дает исчерпывающие ответы на многие спорные вопросы. В большинстве своем креационизм основывается на Библии, которая дает довольно четкую схему возникновения окружающего нас мира. Многие считают, что креационизм - это теория, опирающаяся в своем развитии исключительно на веру. Тем не менее, креационизм является именно наукой, опирающейся на научную методологию и результаты научных экспериментов. Данное заблуждение вытекает прежде всего из–за очень поверхностного знакомства с теорией творения, а также из–за прочно сложившегося предвзятого отношения к этому научному течению. В результате этого многие люди намного более благожелательно относятся к совершенно ненаучным, не подтвержденным практическими наблюдениями и экспериментами теориям, таким, как например, фантастическая "теория палеовизита", допускающая возможность искусственного творения известной нам Вселенной "внешними цивилизациями".

Часто, сами креационисты подливают масла в огонь, ставя веру в один ряд с научными фактами. Это порождает у многих людей впечатление, что они имеют дело более с философией или религией, чем с наукой.

Креационизм не решает проблемы узкой, сугубо специализированной области научных знаний. Каждая отдельная наука, изучающая свою часть окружающего нас мира, органично является частью научного аппарата креационизма, а полученные ею факты складывают целостную картину креационного учения.

Основная цель креационизма - способствовать познанию человеком окружающего мира научными методами и использовать это знание для решения практических нужд человечества.

Креационизм, как и любая другая наука, имеет свою философию. Философия креационизма - это философия Библии. И это многократно увеличивает ценность креационизма для человечества, которое уже успело на собственном примере убедиться, как важна философия науки для предотвращения необдуманных последствий ее развития.

Креационизм является на сегодняшний день наиболее последовательной и непротиворечивой теорией возникновения окружающего нас мира. И именно его согласованность с многочисленными научными фактами самых разнообразных научных дисциплин делают его наиболее перспективной платформой для дальнейшего развития человеческого познания.

Теория внешнего вмешательства (палеовизит).

Согласно этой теории появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. Сам термин палеовизит означает посещение Земли внеземными цивилизациями. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.

Более сложные варианты ТВВ предполагают:

а) скрещивание иномирян с предками людей;

б) порождение человека разумного методами генной инженерии;

в) управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума;

г) эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом.

На рубеже 50–60-х годов тема палеовизита получила реальный шанс быть включенной в сферу нормальных научных исследований.

С одной стороны, в этот период произошел подлинный переворот в восприятии всей проблематики внеземных цивилизаций. Радиоастрономия и техника связи достигли к тому времени такого уровня развития, что стало ясно: уже сегодня осуществима радиосвязь между человечеством и его предполагаемыми "братьями по разуму" из ближайших звездных систем. Началось прослушивание космоса в поисках осмысленных сигналов, потоком хлынули статьи и монографии о внеземных цивилизациях и способах контакта с ними, словом, вопрос об инопланетном разуме, доселе казавшийся несколько отвлеченным, сделался наконец-то предметом практических забот науки.

С другой стороны, глубокое воздействие на научную мысль, да и на все общество, оказало вступление человечества в космическую эру. Завоевание околоземного пространства, бурный прогресс космонавтики, ее безграничные перспективы – все это, помимо прочего, создавало и солидную основу для предположения, что более развитые цивилизации Галактики могли уже давно приступить к межзвездным экспедициям.

Первым разработчиком теории палеовизита стал М.М. Агрест. Высказав мысль о возможности неоднократного посещения Земли посланцами иных миров, ученый призвал к поиску соответствующих свидетельств в мифах, легендах, памятниках письменности и материальной культуры. Он обратил внимание на ряд фактов, относящихся, преимущественно, к Ближнему Востоку и соседним регионам: библейские тексты о пришествии на Землю небесных существ, гигантскую каменную террасу, неизвестно кем и с какой целью воздвигнутую в Баальбеке (Ливан), рисунок "космонавта" на скалах Тассилин-Аджера (Северная Африка) и т.д. Однако теория не получила должного отклика в научном мире. Были и другие попытки вернуться в ней, но все они упирались в стереотипы консервативной науки и невозможность предъявления обоснованных доказательств.

В последние десятилетия теория палеовизита переживает свое второе рождение. С каждым годом число ее сторонников и последователей растет, а научные исследования дают ученым право все увереннее говорить о существовании внеземной высокоразвитой цивилизации, которая создала наш мир. Некоторые древние племена утверждают, что произошли от пришельцев, которые передали им свои знания и неоднократно посещали Землю. Отрицать этого нельзя, поскольку необъяснимые открытия в области мифологии и археологии ставят в тупик консервативную науку, но все эти загадки мировой истории приобретают смысл в контексте существования внеземного присутствия. Это и наскальные рисунки, изображающие неизвестных существ, и сложные конструкции, покоящиеся в толще земли или на ее поверхности… И кто знает, быть может таинственный Стоунхендж, посылающий засекреченные сигналы в космическое пространство, является информационным модулем, благодаря которому внеземной разум следит за жизнью своих творений.

Теория пространственных аномалий.

Последователи данной теории трактуют антропогенез, как элемент развития устойчивой пространственной аномалии - гуманоидной триады, под которой принято понимать субстанции, слияние и взаимодействие которых привело к возникновению человечества. Данные субстанции образуют цепь "Материя - Энергия - Аура" , характерную для многих планет Земной Вселенной и ее аналогов в параллельных пространствах. Данная теория считает материю и энергию не естественными элементами мироздания, а пространственными аномалиями: идеальное пространство не содержит ни материи, ни энергии и состоит из проточастиц, находящихся в равновесном состоянии, нарушение этого равновесия ведет к возникновению элементарных частиц, находящихся в энергетическом взаимодействии между собой. Аура - это информационный элемент мироздания. Она способна оказывать влияние на материю и энергию, но и сама зависит от них, то есть здесь тоже наблюдается взаимодействие. Она больше похожа на компьютер, хранящий и обрабатывающий информацию и просчитывающий план развития материального мира на несколько шагов вперед.

Впрочем, последователи теории пространственных аномалий полагают, что развитие человеческой цивилизации, а может быть, и других цивилизаций вселенной, делает ауру всё более похожей именно на Вселенский разум и даже на божество, возможности которого возрастают по мере развития и распространения разума во Вселенной.

ТПА предполагает, что система "Материя-Энергия-Аура" стремится к постоянному расширению, усложнению структурной организации, а Аура, как управляющий элемент системы, стремится к созданию разума.

В этом отношении разум - вещь совершенно бесценная. Ведь он позволяет перевести существование матери и энергии на новый уровень, где существует направленное созидание: изготовление предметов, не существующих в природе, и использование энергии, которую природа хранит в латентном состоянии или тратит в пустую.

Аура - не бог, и ей не под силу чудесным образом сотворить разумное существо. Она может лишь в процессе сложных взаимодействий вызвать к жизни такие факторы, которые в дальнейшем способны привести к возникновению разума.

ТПА объясняет это тем, что в своем стремлении к усложнению жизненных форм Аура просчитывает на несколько шагов вперед перспективы каждого вида. Видам высокоспециализированным и потому бесперспективным она позволяет вымирать. А виды, имеющие перспективу, подталкивает к изменениям в заданном направлении.

Вероятно, Аура имеет энергетический или материальный потенциал, который позволяет её вносить изменения в генетические структуры и вызывать заданные мутации. Есть предложения, что жизнь обусловлена не только биохимическими процессами, но и особыми волновыми явлениями на субатомном уровне. Не исключено, что именно эти явления и есть материальное эхо ауры - а может быть и сама аура.

ТПА предполагает, что в гуманоидных вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера развивается по одному и тому же пути, запрограммированному на уровне Ауры.

При наличии благоприятных условий этот путь приводит к возникновению гуманоидного разума земного типа.

В целом трактовка антропогенеза в ТПА не имеет значительных расхождений с эволюционной теорией. Однако ТПА признает существование определенной программы развития жизни и разума, которая наряду со случайными факторами управляет эволюцией.

Заключение.

Происхождение жизни - один из самых таинственных вопросов, исчерпывающий ответ на который вряд ли когда-нибудь будет получен. Множество гипотез и даже теорий о возникновении жизни, объясняющих различные стороны этого явления, неспособны пока что преодолеть существенное обстоятельство - экспериментально подтвердить факт появления жизни. Современная наука не располагает прямыми доказательствами того, как и где возникла жизнь. Существуют лишь логические построения и косвенные свидетельства, полученные путем модельных экспериментов, и данные в области палеонтологии, геологии, астрономии и других наук.

Основные Гипотезы происхождения жизни на земле. Биохимическая эволюция... происхождение человека нельзя, не поняв происхождение жизни. А понять происхождение жизни можно, лишь поняв происхождение Вселенной...

  • Проблемы происхождения человека и его ранняя история

    Реферат >> Социология

    ... происхождения человека и его раннюю историю. Задачи работы следующие: 1. Исследовать основные концепции происхождения человека ... достижение – гипотеза происхождения человека от обезьян, сформулированная Ч. Дарвином. Вопрос о происхождении человека Дарвин...

  • Развития взглядов на теорию происхождения человека

    Реферат >> Биология

    ВВЕДЕНИЕ Вопрос о происхождении человека принадлежит к числу основных проблем антропологии и теснейшим образом... В 1871 г. в книге «Происхождение человека и половой отбор» Ч.Дарвин выдвинул гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобного предка...

  • Гипотезы происхождения жизни

    Курсовая работа >> Биология

    Всех форм жизни, включая человека . Внезапность – артефакт, ... В современном естествознании существует пять основных концепций возникновения жизни: 1) креационизм... положения в коацерватной гипотезе происхождения жизни. Основу гипотезы составляет утверждение, что...

  • В современном мире в науке закрепилось представление о том, что человек – существо биосоциальное, объединяющее в себе воедино как социальную, так и биологическую компоненты.

    Нельзя с этим не согласиться, не забывая о следующих аспектах:

    1) человека можно изучать и с физической точки зрения и рассматривать химические процессы, происходящие в нем;

    2) социальная форма существования присуща кроме человека еще и многим животным.

    Еще философия античных времен природе человека уделяла особое внимание. Одни видели природу человека в естественном при ограничении материальных потребностей и желаний (киники), другие – в чувствах, схожих у человека и животных (Эпикур), третьи олицетворяли природу человека с разумом (Сенека и стоики). А уже гораздо позже, в западной философии, на первый план становится преставление именно социальной сущности человека (например, в марксизме).

    – содержание работы

    Введение

    1.1. Развитие различных взглядов на происхождение человека
    1.2. Происхождение человека – доказательства происхождения от животных
    1.3. Центр происхождения человека
    1.4. Влияние на появление человека окружающей среды
    1.5. Эволюция гоминид
    1.6. Факторы эволюции человека: биологический, социальный и трудовой
    1.7. Древние и древнейшие люди
    1.8. Современные люди
    1.9. Расы и причины их возникновения

    2. Происхождение рас
    2.1. История человеческих рас, гипотезы их происхождения
    2.2. Механизм образования рас
    2.3. Факторы расогенеза
    2.4. Влияние на формирование рас условий среды
    2.5. Расогенез и генетика
    2.6. Несостоятельность расизма
    Заключение
    Список литературы

    Происхождение человека — актуальность темы

    Теория творения (религиозная концепция)

     


    Читайте:



    Корсары: Город Потерянных Кораблей

    Корсары: Город Потерянных Кораблей

    Версия для печати страницы: Все самое свежее об играх читайте и смотрите на Игру можно пройти за трёх персонажей: Питер Блад, Ян Стейс и Диего...

    Репнин Николай Васильевич - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

    Репнин Николай Васильевич - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

    В 1749 г. произведен в прапорщики, через 2 года стал подпоручиком гвардии. Затем Николай Васильевич долго жил в Германии, где получил "дельное...

    История распространение волн в фотонных кристаллах история

    История распространение волн в фотонных кристаллах история

    Я не могу претендовать на то, чтобы беспристрастно судить о цветах. Я радуюсь сверкающим оттенкам и искренне сожалею о скудных коричневых цветах....

    Секретные арктические базы третьего рейха Нацисткий «мост»: таймыр -лиинахамари, или что укрыто в штольнях девкиной заводи

    Секретные арктические базы третьего рейха Нацисткий «мост»: таймыр -лиинахамари, или что укрыто в штольнях девкиной заводи

    Детали похода могли быть несколько иными, но «534-я» обязательно должна была зайти в обе секретные арктические базы, находящиеся в глубоком тылу...

    feed-image RSS