Главная - Свияш Александр
Дифференциация звуков рь ль речевой материал. Дифференциация звуков, -, план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему. в самостоятельно составленных предложениях

Р-Л - 1

Ра, ло, ор , лы, ала, кро, тры, апр, хру, рак, пила, лупа, рот, кора, мала.
2. «Запомни, повтори»

3. Проговаривать слова, различая звуки Р и Л:

4. «Закончи слово слогом ЛА или РА»
пи … /ла/ си … но … И…
иг … го … шко … би …

1. «Слушай, не зевай и показывай нужную букву Р или Л»

Р-Л - 2

лодка, краб, дрова, Слава, бокал, ковёр, арка, трава, молоко, пила
2. «Запомни, повтори»

3. Проговаривать, различая звуки Р и Л:

1. «Слушай, не зевай и показывай нужную букву Р или Л»

Р-Л - 3

холодильник, мухомор, скалолаз, мусоровоз, дрессировщик, клад, плавать, ласты, л ав р ы, грелка.
2. Проговаривать слова, различая звуки Р и Л:

2. «Запомни, повтори»

3. «Я …, ты …, она …, мы …, вы …, они …»
- фотографировать голубей

1. Проговаривать слова. Показать буквы: что вначале, что потом /Р – Л/.

Р – Л - 4


* Объяснить подчёркнутые слова.

2. Закончить предложение словом из упр-я № 1

- Дети поехали отдыхать в … /лагерь/.
- Боре и Оле очень понравилось в ….
- Папа повесил новую ….
- Бабушка налила горячую воду в ….
- Дедушка сел в своё любимое ….

Р – Л - 5


* Составить предложение со словом «рыхлый».

3. «Я …, ты …, он …, она …, мы …, вы …, они …»

- р ассказать исто р ию п р о к р о л ика

4. Закончить строку словом со звуком Л или Р:

1. Проговаривать слова. Показать буквы: что напишем вначале, что потом /Р – Л/.

Р – Л - 6


2. Используя пары слов, составить предложения о детях. Дать имена детей со звуками Р – Л.


3. «1 7 /10/» - жонг л ё р ; адми р ал

4. Проговаривать

Бр ат надел хал ат. Мара и Мила пололи огород. Свалим это сухое дерево, разведём костёр и сварим уху. Стебель рос и вырос в колос.



1. «Запомни, повтори».

Р – Л-7

Бал ер ина – аквар ел ь – л екар ство
Ювел ир – пр осил – бурл ивый
Кларнет – календарь – превратили
Закрыли – Валерий – жонглёр

2. Счёт от 1 до 7 и обратно - «кларнет», «жонглёр»,
«трудолюбивый жонглёр»

3. «Я …, Ты …, Он …, Мы …, Вы …, Они …»

- полировать рояль

4. Выучить.

Лара на гитаре,
Клара на кларнете
Играли дуэтом
Кириллу и Пете .

1. Счёт от 1 до8 (10) и обратно: «дол гожданная кар авелл а»,
«пр ожорл ивый кр окодил ».

- фотографировать каравеллу

3. Послушать и повторить слова. Составить предложения о девочке

Ларисе, включив в него названное слово.
Раскрывала, развешивала, расклеивала, рассматривала, разрисовывала, расставляла, размешивала .

4. Выучить.

Юра у Юли забрал юлу
И сел с юлой играть в углу.
Не захотела для Юры
Юла петь без Юли .

1. Проговорить словосочетания в быстром темпе 3-4 раза.

Дополнить каждое сочетание до полного предложения и проговорить его. Уточнить значения незнакомых слов.
Например: Лара вздрогнула, когда на небе сверкнула молния.

Выиграла в лотерею у Лары мармелад
Разбила зеркало неповоротливый жонглёр
Крикливый билетёр отрывной календарь

2. «Я …, Ты …, Он …, Мы …, Вы …, Они …»

- расправлять складки на покрывале

3. Чётко проговаривать скороговорки сначала в медленном темпе, затем в быстром.

Король – орёл, орёл – король. Проворонила ворона воронёнка.
Клара у Вали играла на рояле. На гармони громко заиграл Ерёмка.
Орёл на горе, перо на орлё. Прорубь прорубили – рыбки наловили.

1. Проговаривать скороговорки.

Ворона цыплят воровала, а Варвара караулила.
Кавалеры королевы плыли к ней на каравелле.
К полудню Лара с Полей полполя пропололи.
Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель, и матросы три недели карамель на мели ели.
Наловил Валерий полведра форели, угостил форелью Дарью и Лукерью.

2. Выучить.

Королева кавалеру
Каравеллу подарила.
Королева с кавалером
В каравелле удалилась.

1. Проговаривать и пересказывать.

Друзья

Подружился слон с комаром. Слону нравилось, что комарик такой маленький и умеет летать. Комару нравилось, что слон такой большой и умеет бегать.
А кроме того, у слона бал хобот, а у комарика – хоботок.
Слон любил послушать песни комара. А комар, когда было холодно, забирался слону в ухо и спал там.

Друзья могут быть очень разными, главное, чтобы им вместе было хорошо. /Ткаченко Т.А./

2. «Слон и комарик» - назвать правильно предметы:

ушко (у комарика) – ухо – ушище (у слона) … - лапа - …
… - глаз - … … - голова - …

1. Проговаривать. Назвать слова сначала со звуком Л, а затем со звуком Р. Пересказывать.

Добрый Леопард

На дор оге к цир ку стоял кр ол ик и гр омко пл акал . Проходил мимо старый Леопард и спросил: «Кто тебя расстроил, короткохвостый?». Маленький Кролик, рыдая, ответил: «Я билет потерял. А сердитая Ворона меня не пускает».
Старый Леопард задумался. Затем предложил Кролику: «Прекрати реветь! Мы перехитрим Ворону. Сунь под мышки по батону и иди со мной рядом».
Гордый Л еопа р д и дрожащий от страха Кролик п р иб л изи л ись к цирку. Строгая Ворона п р опусти л а Леопарда, а К р о л ику с батонами заго р оди л а дорогу. «Без билета в цирк не пущу!» - п р ока р ка л а Ворона. Леопард принял грозный вид и воз р ази л Вороне: «Разве ты не понимаешь, Ворона, что я в цирке могу п р ого л одаться?». И, указывая на Кролика, п р о р ыча л : «А это мой гам-бур-гер!». /Ткаченко Т. А./

2. Подобрать слова из текста:

Кролик (какой?) - …, …, … .
Леопард (какой?) - …, …
Ворона (какая?) - …, … .

3. Образовывать слова:

короткий хвост – короткохвостый (заяц)
длинные ноги - … (аист) длинный хвост - … (леопард)
острые зубы - … (леопард) острый нос - … (лиса)
красная грудь - … (снегирь) длинные уши - … (кролик)


76

Дифференциация звуков Ль - Рь


Пол Светлана вымыла, сор из дома вымела.

Ученица-озорница получила единицу.

Проворонила ворона воронёнка.

Покатил Костя в Кострому в гости.

Радуга-коромысло полукругом повисло.

Волки рыщут, пищу ищут.

Иголка, иголка, ты остра и колка.

Шёл Егор во двор, нёс топор чинить забор.

Мама дала Саше сыворотку из-под простокваши.

На окошке крошку-мошку ловко ловит лапкой кошка.

Коси, коса, пока роса.

Роса долой, и мы - домой.

Вол в огород завёл меня.

Галка села на забор,

Грач завёл с ней разговор.

Шла с базара кошка.

У кошки лукошко.

Утром спозаранку

Купил баран баранки.

Надел баранки на рога,

Понес барашкам на луга!

Пошёл спозаранку

Назар на базар.

Купил там козу

И корзину Назар.

Метлу взяла

И двор подмела.

Е. Благинина

Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

Уха была не плоха,

Хороша была уха.

Скажи погромче слово ГРОМ. Грохочет слово, словно гром.

Погода размокропогодилась -Размокропогодилась погода.

Забыл Панкрат

Дома домкрат,

А Панкрату без домкрата

Не поднять на тракте трактор.

Стеша спешила, Рубашку шила, Да поспешила -Рукав не дошила.

Пара птиц порхала, порхала, Да и выпорхнула.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ ЛЬ - РЬ

1. Произнеси звуки Ль - Рь.

Дифференцируя изолированные согласные звуки Ль - Рь, рекомендуется использовать картинки-символы: Ль - само­лётик, Рь - легковая машина.

2. Повтори прямые слоги со звуками Ль - Рь.

ли - ри ри - ли ле - ре ре - ле лё - рё

рё - лё лю - рю рю - лю ля - ря ря - ля

3. Повтори обратные слоги со звуками Ль - Рь.

аль - арь арь - аль оль - орь орь - оль

уль - урь урь - уль ыль - ырь ырь - ыль

иль - ирь ирь - иль ель - ерь ерь - ель

ёль - ёрь ёрь - ёль юль - юрь юрь - юль

яль - ярь ярь - яль

4. Повтори слоги, где звуки Ль - Рь находятся между
гласными.

али - ари але - аре алё - арё алю - арю

оли - ори оле - оре олё - орё олю - орю

ули - ури уле - уре улё - урё улю - урю

ыли - ыри ыле - ыре ылё - ырё ылю - ырю

или - ири иле - ире илё - ирё илю - ирю

5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

кли - кри фли - фри гли - гри дли - дри

кле - кре фле - фре гле - гре дле - дре

клё - крё флё - фрё глё - грё длё - дрё

клю - крю флю - фрю глю - грю длю - дрю

кля - кря фля - фря гля - гря для - дря

6. Повтори слова со звуками Ль - Рьв начале слова.

Лёва - рёва лис - рис лиф - риф

лечь - речь лепка - репка лейка - рейка

7. Повтори слова со звуками Ль - Рь в середине слова.

шалить - шарить валить - варить Валя - Варя малина - Марина Юлик - Юрик солить - сорить жалить - жарить палить - парить блик - бриг

Дифференциация сонорных звуков

А часы стоят на месте.

В. Орлов

Дождик, дождик, дожделей!

Все поля скорей полей!

Не жалей воды, Напои сады.

В. Суслов

Гонит осень в небе тучки, Пляшут листья во дворе.

Гриб, надетый на колючки, Тащит ёж к своей норе.

Е. Александрова

Совята

Взгляни на маленьких совят, Малютки рядышком сидят. Когда не спят, они едят,

Когда едят, они не спят.

С. Маршак

У реки, у реки,

Поют песни кулики.

A. Хмелева

Потешка

Поехали,поехали

За грибами,

За орехами...

Приехали, приехали

С грибами,

С орехами.

Произв. народн. творчества

Считалка

Эники-беники

Ели вареники. Эники-беники: ба! Эники-беники Съели вареники. Эники-беники: ба!
Зайка, заинька косой,

Что ж ты бегаешь босой? Подожди меня в лесу –

Я ботинки принесу.

И. Кузьмин

У речушки, вдоль опушки, Мимо вспаханных полей Шли ленивые лягушки

В гости к бабушке своей.

И. Демьянов

Почтальон

Кто приносит нам газеты

И от бабушки приветы?

Их приносит почтальон.

С толстой сумкой ходит он.

B. Степанов

84 Дифференциация сонорных звуков

Марина варит малину, На кошке сапожки,

А Ирина глядит на Марину. В ушах сережки.

У Марины сварилась малина, Сапожки скрипят,

Глядит на варенье Ирина. Сережки блестят.

Е. Крутий А. Хмелёва

15. Послушай рассказы. Назови слова со звуками Ль - Рь.
Перескажи рассказы.

Как меня называли

Б. Житков

Я был маленький и всех спрашивал: «Почему?» Мама скажет:


  • Смотри, уже девять часов. А я говорю:

  • Почему? Мне скажут:

  • Иди спать!
А я опять говорю:

  • Почему? Мне говорят:

  • Потому что поздно.

  • А почему поздно?

  • Потому что девять часов.
И меня за это называли Почемучкой. Меня все так назы­вали, а по-настоящему меня зовут Алёшей.

Букварь

А. Хмелёва

Маленькой Лене подарили букварь. Лена листает его и говорит: «Эта буква бе - белька , эта буква ви - вилька, эта буква ки - киська». Все засмеялись.

16. Повтори скороговорки.

Суп надо сварить, У маленькой Сани

Дерево надо свалить. Перевернулись сани.

А за скрюченной рекой Подарили Вареньке валенки,

В скрюченном домишке Валеньке - варежки,

Жили летом и зимой Саньке - санки,

Скрюченные мышки. А Сеньке - что и Саньке.

Введение 3

АВТОМАТИЗАЦИЯ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ

Автоматизация звука Л 4

Автоматизация звука ЛЬ..13

Автоматизация звука Р 21

Автоматизация звука РЬ 30

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ

Дифференциация звуков Л - ЛЬ 35

Дифференциация звуков Р -РЬ 48

Дифференциация звуков Л - Р 58

Дифференциация звуков ЛЬ -РЬ 77

Поупражняйтесь в чтении слогов, слов, словосочетаний, предложений, в которых одновременно встречаются звуки р-рь, л-ль .

Измените фразы по образцам на с. 7-8.

Продолжаю разговор.

Я работаю лаборантом.

Я пришел проверить результат.

Мне пригодился журнал «Лиза».

Меня радуют красивые лица.

Я решила рассказать стихотворение.

Я люблю старые мелодии.

Мне нравятся прогулки по морозному лесу.

Прочитайте тексты и постарайтесь запомнить понравившиеся вам пословицы, чистоговорки и афоризмы.

Не забывайте следить за своим произношением в быту.

Уникальные коралловые рифы мы наблюдали на Красном море в Тургаде.

Зовет за тридевять земель трубы серебряная трель.

Кривое зеркало действовало удручающе.

Оригинальную хризантему перенесли в оранжерею.

По третьей программе телевидения демонстрируется комедия с титрами для глухих зрителей.

Февраль. Достать чернил и плакать.

Писать о феврале навзрыд.

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.



(Б. Пастернак. )

Если злоба спит в твоей груди, невзначай ее не разбуди.

Человек без ремесла - как безлистая ветла.

Пусть лучше друг тебя ударит палкой, чем поцелует недруг жалкий.

Я шел по лужайке,

Гляжу - адмирал...

Я тихо подкрался к нему - и поймал.

Наконец-то поймал адмирала,

Богатой коллекция бабочек стала.

Бабушки ворчали:

Не было печали,

так родились внуки,

нам связали руки.

Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть.

Сущность человека... благороднее и совершеннее всего выражается через... его труд и творчество.

Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив.

Либо пан, либо пропал. Лови ветер в поле.

Лучше маленькая рыбка, чем большой таракан.

На ловца и зверь бежит. Доброе слово душу радует, злое слово душу уродует.

Видел веселое - стерпи и тяжелое.

Лето - припасиха, зима - прибериха. Артель и богатыря свалит.

У деревьев - кора, у людей - лицо. Молва без крыльев, а летает.

Тигр хоть и лют, а своих тигрят не сожрет.

Правдивое слово - как лекарство: горько, зато излечивает.

Говорить легко, делать трудно. Многословие - не мудрость.

Двери милосердия трудно открыть. Легко сломать, а сделать трудно.

Труд без усилий - что суп без соли. На ловца и зверь бежит.

Чем вначале тяжелей труды, тем потом милей плоды.

Горбатого могила исправит. Глазу верь, а прибором проверь.

Лучшее лекарство - всегда говорить правду.

Родная сторона - золотая колыбель. Только трудом держится дом. .

Трус и дурак первым поднимает кулак. Ум - хорошо, а два - лучше.

С хорошим другом горы свернешь, с плохим другом горя хлебнешь.

Улыбке недруга не доверяй, злобы в друге не подозревай.

Грош, что потом заработан, милей даровых рублей.

Хороша веревка долгая, а речь короткая. Положа руку на сердце.

Ты его за стол накрытый, а он тебя - к корыту. Правда глаза колет.

Коли нет у души зрачков, и глаза во лбу - как дырки от сучков.

Чтоб навредить - и одной руки много, чтоб добро творить -и двух мало.

Человек не станет ангелом, а репейник репой.

Скрытый бугорок невелик, а дровни может повалить.

Не перестанет лягушка квакать, не перестанет болтушка калякать.

Глубокая река молчалива, а мелкая река шумлива.

Красна гора скалой, а человек головой. В долг брать - волю терять.

Кто словом скор, тот в деле редко спор. Смелость города берет.

Корова черна, да молоко у нее бело. Бог троицу любит.

Голод - лучший повар. Горька работа, да сладок хлеб.

Долг платежом красен. Запретный плод всегда сладок.

Глаза страшатся, а руки делают. Любви все возрасты покорны.

Мал золотник, да дорог. Метать гром и молнии.

У кого что болит, тот о том и говорит. Слово - серебро, молчанье - золото.

Смотри дерево в плодах, а человека в делах.

Соловья баснями не кормят. Старая любовь не ржавеет.

Сытый голодного не разумеет. Старый - что малый.

Просо полоть - руки колоть. Пример лучше правила.

Красному яблочку червоточинка не укор.

Крысы знают крысиные тропки. Мудрость в голове, а не в бороде.

Снег холодный, а от мороза укрывает. Доброе слово окрыляет.

За правду-матку и умереть сладко. Пришла беда - отворяй ворота.

Прямо только вороны летают. Риск - благородное дело.

Творческая работа - это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд. (Островский. )

Благоразумие - лучшая черта храбрости. (В. Шекспир. )

Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом. (А. Макаренко. )

Патриот - это человек, служащий родине, а родина - это прежде всего народ. (Н. Чернышевский. )

Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград. (Л. Бетховен. )

Краткость - сестра таланта. (А. Чехов. )

Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыслям просторно. (Н. Некрасов. )

Капли дождя, беспрерывно сбегающие по стеклу, прокладывают бороздки, вроде маленькой тропинки в лесу. (Ж. Ренар. )

Серые и беловатые камни, желто-зеленый мох, покрытые росой кусты держи-дерева, кизила и карагача обозначались с чрезвычайной ясностью и выпуклостью на прозрачном золотистом воздухе. (Л. Толстой. )

Калиныч был человек веселого, кроткого нрава, беспрестанно напевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все стороны, говорил немного в нос, прищуривал свои светло-голубые глаза; часто брался руками за свою жиденькую каштановую бородку. (И. Тургенев. )

Он [Олег] был всегда деятелен, весел и в то же время аккуратен, расчетлив, требователен. (А. Фадеев. )

Караульщик кончил работу, встряхнул свою рухлядь, приколол иголку к рукаву, сел на пушку верхом и запел во все горло старую меланхолическую песню.

Толпа дрогнула, все замерло, насторожилось! (М. Горький. )

Сверток издавал сильный запах типографской краски... Я нетерпеливо развернул бумагу и увидел два номера «Иллюстрированного листка». (А. Куприн. )

Мелкий ветер с юго-запада развел небольшую волну. Море запенилось, зазвенело. (К. Паустовский. )

Я дам вам порошок... Вы разведите его в бутылке и полощите себе горло утром и вечером. (А. Чехов. )

Моросил дождик, туман развеяло. (А.Н. Толстой. )

Басни Крылова - сокровищница русского практического смысла, русского остроумия и юмора, русского разговорного языка. (В. Белинский. )

Ветер раздул тучи, и серое небо подернулось легкой голубизной. (Г. Марков. )

Соня разбежалась, закружилась и, раздув баллоном платье свое, раскрасневшаяся и улыбающаяся, села на пол. (Л. Толстой. )

Серная кислота реагирует с окислами металлов.

Море ревело, перебрасывая волны через каменный мол. (А. Новиков-Прибой. )

Раку Гусь твердил одно:

Ты ударь клешней о дно

И на берег из реки

Вылезь, мудрость изреки!

Я послушать выйду, Рак...

Рак ответил:

Ты дурак!

(Я. Козловский. )

Трудно без друга,

Когда он потерян,

Но трудно и с другом,

Когда он неверен.

(Айбек. )

Когда нежданно вдруг

Тебя постигнет горе,

Пусть будет рядом друг -

И горе схлынет вскоре.

(Джами. )

Богатство лишь в трудах приходит к нам всегда,

Но все богатство - прах пред радостью труда.

(Фирдоуси. )

Кто в споре дружбу отвергает, себя на горе обрекает.

Бывает трудно в друга превратить врага,

Но просто, друга потеряв, нажить врага.

Усердствуй, знанья обретешь в трудах.

Пред знаньями богатства мира - прах.

(Джами. )

Добро, сколь ни было б оно мало,

Гораздо лучше, чем большое зло.

(Низами. )

Когда в стихи превращены слова,

Они - основа чар и колдовства.

(Джами. )

К работе никогда не привлекай глупца,

Хоть говорят, что труд - не дело мудреца.

(Саади. )

Богатство, власть - что б к подлым ни пришло,

У них в руках все порождает зло.

(Руми. )

Дороги, что лукавы и кровавы,

Нас не ведут к вершинам доброй славы.

(Фаррухи. )

Не золотое ложе,

Не золото венца -

Сокровищ нет дороже,

Чем слово мудреца.

Человек, что разумом высок,

Должен, чтобы золото добыть,

Все слова, как золотой песок,

Через сито сердца пропустить.

(Насир Хосров. )

Кто кровь свою прольет я закалится в горе,

Тот счастье обретет, достигнет цели вскоре.

Рубинами блистать не всем камням в горах,

Жемчужиною стать не каждой капле в море.

(Бедиль. )

Пока из знаний мудреца

Мир пользы не извлек,

Мудрец отличен от глупца

Всего на волосок.

(Зебуннисо. )

Вступить в напрасный спор мудрец

Желаньем возгорится,

И мудрости его конец:

В глупца он превратится.

(Бедиль. )

Незнанье - ствол в сердцах людей,

На нем лишь зло растет.

Тот ствол в себе сруби скорей,

Покуда зелен плод.

(Насир Хосров. )

Ты сторону прими того,

Кто в споре пострадал.

Быстрее подними того,

Кто в горе в грязь упал.

(Насир Хосров. )

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

И журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

И ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит огонь рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава.

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком,

Скажите так... что роща золотая

Отговорила милым языком.

(С. Есенин. )

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца...

………………………………….

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной.

(И. Бунин. )

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели

Лесные тропы занесли

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идет - по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде...

Забравшись на сосну большую,

По веточкам палицей бьет

И сам про себя удалую,

Хвастливую песню поет:

«Метели, снега и туманы

Покорны морозу всегда,

Пойду за моря-окияны -

Построю дворцы изо льда.

Задумаю - реки большие

Надолго упрячу под гнет,

Построю мосты ледяные,

Каких не построит народ...»

(Н. Некрасов )

Иной заслышит слово «ворон»,

Решает, что сказали: вор он!

И на его, конечно, счет;

А если кто проговорится

Невинным словом: «воробей»,

Он начинает сторониться,

Поймавши звуки: «вора бей!»

(Д. Минаев. )

Грач летает над рекой:

Кра-кра-кра!

Поглядите-ка, какой

Рак-рак-рак!

(А. Шибаев. )

Прочитайте эти тексты не торопясь, делая остановки там, где обозначены паузы. Подберите и отработайте самостоятельно несколько подобных текстов.

Приехав на гастроли в США /Шаляпин должен был/ пройти проверку в Нью-Йоркской таможне. //В очереди к чиновнику,/ производящему осмотр багажа,/ его узнали.//

/- Знаменитый Шаляпин, -/ сказал кто-то, - /у него золотое горло...

Услышав это, /чиновник потребовал сделать/ рентгеновский снимок «золотого горла».//

Как-то вечером /Резерфорд зашел в лабораторию.// Несмотря на позднее время, /там склонялся над приборами/ один из его учеников.//

Что вы делаете так поздно? - /спросил Резерфорд.//

Работаю, - /последовал ответ.//

А что вы делаете днем?//

Работаю, - ответил ученик.//

И рано утром тоже работаете? -//

И утром работаю, -/ смиренно подтвердил ученик,/ рассчитывая на похвалу профессора.//

Резерфорд помрачнел /и коротко бросил:/

Послушайте, // а когда же вы думаете?//

Один иностранный дипломат,/ придя на прием к американскому президенту /Аврааму Линкольну,/ застал его за чисткой ботинок.//

Как, вы, президент, - /удивился дипломат, - /и чистите себе ботинки?//

Конечно, - ответил Линкольн./ - /А вы кому чистите?//

У Виктора Гюго была срочная работа. //Чтобы лишить себя возможности отрываться от нее,/ писатель остриг наполовину голову и бороду,/ а ножницы выбросил в открытое окно.// Этим он вынудил себя /оставаться дома,/ пока волосы не отрастут,/ и поэтому смог закончить работу/ к положенному сроку.//

Английского писателя,/ путешествовавшего по Франции,/ пригласили на литературный вечер.// Чтобы скрыть незнание языка,/ он аплодировал всякий раз/, когда видел,/ что это делает его сосед.// Когда вечер окончился, /к нему подошел один юноша/ и спросил его: /«Скажите, пожалуйста, / почему вы аплодировали громче всего тогда, / когда хвалили ваши произведения?»//

Ушел Прокоп - кипел укроп,

Пришел Прокоп - кипел укроп,

Как при Прокопе кипел укроп,

Так и без Прокопа кипел укроп.

Краб крабу сделал грабли.

Подал грабли крабу краб:

Сено грабь граблями, краб.

За деревней, за поселком

Пела, пела перепелка.

Перепел прилетел,

Перепелку перепел.

На лугу под горкой

Лежит сырок

С красивой красной коркой.

Сорок сорок в короткий срок

Съели сырок.

Ехал Грека через реку,

Видит Грека - в реке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку - цап.

Забыл Панкрат дома домкрат.

А Панкрату без домкрата

Не поднять на тракте трактор.

Вот серый крот, вот серый крот,

Вот серый-серый-серый крот.

Он не красавец, не урод,

Он просто серый-серый крот.

Вез корабль карамель, Наскочил корабль на мель. И матросы две недели Карамель на мели ели.

Роя норку,

Старый крот

Разрыхлил нам

НОРКА У НОРКИ


Вылезла из норки

К знакомой норке.

В норку норкину

Норку в норке

Не нашла.

Нету норки,

Может, норка -

Возле норки?

Нет нигде,

Пропал и след.

Норка - здесь,

А норки - нет!

(А. Шибаев. )



Большая драка:

Поссорились

Два рака.

Рак пятится

Четвертый час

Хотят другие

Подраться

В этой драке,

Но тоже почему-то

Все пятятся

Зеленая рачиха

Очень тихо,

Взяв за клешню

Сынишку своего;

Она сказала:

Не могут жить

Без драки!

Но с этим

Не поделать,

Как видно,


Последующая работа над стихами и развернутыми текстами проводится для окончательного закрепления поставленных звуков в подготовленной речи. Рекомендуется стихотворные тексты заучивать наизусть, а прозаические пересказывать своими словами. Полезно подбирать по аналогии и отрабатывать самостоятельно стихи и прозу, контролируя себя в правильном произношении поставленных звуков.

Был прекрасный июльский день... С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветливо-лучезарное, мирно всплывает из-под... тучи, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман... В такие дни краски все смягчены: светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кроткости.

(И. Тургенев. )

Талант - вопрос количества.

Талант не в том, чтобы написать одну страницу, а в том, чтобы написать их триста. Нет такого романа, который не мог бы родиться в самом заурядном воображении; нет такой прекрасной фразы, которую не мог бы построить начинающий писатель. И тогда остается только взяться за перо, разложить перед собою бумагу и терпеливо ее исписывать. Сильные не колеблются. Они садятся за стол, они корпят... Вот в чем отличие людей талантливых от малодушных, которые ничего не начнут. Литературу могут делать только волы. Самые мощные волы - это гении, те, что не покладая рук работают по восемнадцать часов в сутки. Слава - это непрерывное усилие.

(Ж. Ренар. )

Совесть, если она неподкупна, скажет одно: делай! Не ищи оправдания в равнодушии других, в клевете врагов, в изнурительной болезней, в слабости друзей. Делай! Украшай землю и жизнь! Сей хлеб, если ты агроном, строй ракеты, если ты ракетчик, борись за большую правду, за добро и справедливость, если ты писатель! Делай! И ни в чем не ищи себе оправдания, если делаешь плохо!

(Г. Николаева. )

ДЕКАБРЬ САДОВОДА

Ну вот, теперь все кончено. До сих пор он рыл, копал и рыхлил, переворачивал, известковал и унавоживал, пересыпал землю торфом, золой и сажей, подстригал, сеял, сажал, пересаживал, делал отводки, опускал в землю луковицы и вынимал на зиму клубни, поливал и опрыскивал, косил траву, полол, укрывал посадки хвоей или окучивал их. Все это он делал с февраля по декабрь, и только теперь, когда весь сад завален снегом, вдруг вспомнил, что забыл одно: полюбоваться им. Некогда было.

(К. Чапек. )

ЕЩЕ О ЗВЕЗДЕ

У Венеры была манера

Появляться пред самой зарей.

Утро шло, как отряд пионеров,

По долине глухой и сырой;

И когда ее лунное тело

Пламенело сиянием линз,

Вся Земля онемело летела

Прямо в ноги, кувырком вниз;

А когда она выше взлетала,

Тая яблочком римской свечи,

Солнце шло в полыханье металла,

Расщепляя о скалы лучи.

(Н. Асеев. )

БУКВА «Р»

Если были вы картавы - значит, знали муки рта вы! Я был в юности картав, ныла бедная гортань, шарахались красавицы прославленной картавости, не раскрою рта я, и исхудал картавя! Писал стихи: «О Русь! О Русь!» Произносил: «О Гусь, о Гусь!» - И приходил на зов - о грусть! - соседский гусь, картавый гусь... От соклассников свист: «Медное пузо, гимназист, гимназист, скажи: кукуруза!» Вместо «Карл, офицер» - ныло «Кагл, офицег». Перерыл медицинские книги, я ищу тебя, эР, я зову тебя, эР, в обессиленной глотке возникни! И актер из театрика «Гамаюн» изливал над картавостью ругань, заставлял повторять: - Те-дюм деде-дюм, теде-дюм, деде-дюм - р-рюмка! Рамка! Коррунд! Каррборунд! Боррона! Как горошинка, буква забилась, виноградною косточкой силилась вылезть, и горела на нёбе она. Хорохорилась буква жемчужиной черной, по гортани рассыпанный перл... Я ходил прополаскивал горло, как борной, изумительной буквою эР! И, гортань растворивши, расщелиной трубной, я провыл над столицей трикрат: «На горе Арарат растет красный и крупный виноград, виноград, виноград!» (С. Кирсанов. )

ЗАМОК ЦАРИЦЫ ТАМАРЫ

Вардзия - так называется этот город, высеченный в скале из желтовато-розового туфа. Прошло более восьми столетий с тех пор, как строители, вооруженные всего лишь киркой и лопатой, возвели этот дворец на берегу Куры.

Это было время расцвета грузинского искусства, время поэта Шота Руставели, замечательных грузинских зодчих.

Часть замка - покои царицы Тамары. Ее спальня, конечно, выглядела в те времена далеко не так голо, как на этом снимке. В старинных книгах описывается роскошное убранство дворца, двери были окованы червонным золотом, полы и стены покрыты коврами и шкурами диких животных.

В замке было много света и воздуха. Окна были устроены с таким расчетом, чтобы улавливать даже слабые отблески света.

У жителей Вардзии всегда в достатке была вода: глиняный пятикилометровый водопровод доставлял ее из родников. На случай войны было водохранилище на тысячу ведер. В момент опасности на девяти этажах города-крепости могли укрыться от неприятеля около двенадцати тысяч жителей.

И все же замок достался врагу. Изменники провели по тайному подземному ходу войско Тахмаспа. Город был взят и разграблен.

Но, несмотря на все разрушения и сильное действие подземных вод, пещерный город и сейчас поражает своей необычной архитектурой и мастерством древних строителей.

(О. Бирзгалис. )

ИЗ ИСТОРИИ ВАЛЕНОК

Валенки ведут свою историю от войлока. А производство войлока и изделий из него возникло, вероятнее всего, вскоре после того, как человек одомашнил овцу.

Первые валенки на Руси были похожи на туфли или галоши - их делали без голенищ. Но летом в таких туфлях жарко, а зимой не особенно тепло. Поэтому со временем к туфлям стали пришивать голенища, свалянные отдельно. Красотой такая обувь не отличалась, но зато ногам было тепло. Лишь спустя примерно столетие после возникновения валяльного промысла на Руси валенки стали делать цельными. Обычно валенки подкрашивали белым мелом. Только не очень прочной была эта белизна. Обувь быстро теряла свою красоту, приобретала грязно-бурый цвет. Чтобы валенки выглядели нарядными как можно дольше, их красили в белый цвет. Для этого составляли особый красящий раствор: бутылка парного молока, полбутылки чистой воды и 40 граммов свинцовых белил (на пять пар валенок). Все это тщательно размешивали, а затем готовую краску тряпкой втирали в изделие. Окрашенные таким образом валенки сушили в теплой печке. Для щеголих Вятской губернии просто белые валенки были недостаточно хороши. Они предпочитали валенки с узорами и ягодками на голенищах. Ягодки делали из цветного сукна, а узоры вокруг них - из крашеной шерсти.

По спокойному морю вдруг пробежала потемневшая узкая полоса бесчисленных морщинок. Налетел ветер, шевельнул парус, вздул на спине Андрейки рубаху и понесся дальше вместе с мелкой рябью, темнившей светлое лицо моря.

Море покрылось пятнами ряби и вдруг почернело на необозримом пространстве от края до края. Ветер превратился в ураган и, свистя в ушах, наполнял парус. Волны шли зелеными рядами вздымающейся воды, шли, как грозная рать с белыми колеблющимися головами, и кругом настал ад. Огромные волны шли на лодку без перерыва, без отдыха. Прижимаясь к дрожавшей мачте, Андрейка расширенными глазами глядел на бунтовавшие волны, которые без числа и без конца шли на их одинокую, заброшенную лодку. Она то совсем ложилась набок, то выпрямлялась и взлетала на самый гребень. Хлеставшие через борт волны все больше заполняли лодку, и она все тяжелее взбиралась наверх.

Серафимович. )

УМИРАЮЩИЙ ГЛАДИАТОР
(Отрывок)

Ликует буйный Рим... торжественно гремит

Рукоплесканьями широкая арена.

А он - пронзенный в грудь - безмолвно он лежит,

Во прахе и крови скользят его колена...

И молит жалости напрасно мутный взор:

Надменный временщик и льстец его сенатор

Венчают похвалой победу и позор...

Что знатным и толпе сраженный гладиатор?

Он презрен и забыт... освистанный актер.

И кровь его течет - последние мгновенья

Мелькают, - близок час... Вот луч воображенья

Сверкнул в его душе... Пред ним шумит Дунай...

И родина цветет... свободный жизни край;

Он видит круг семьи, оставленный для брани,

Отца, простершего немеющие длани,

Зовущего к себе опору дряхлых дней...

Детей играющих - возлюбленных детей.

Все ждут его назад с добычею и славой...

Напрасно: жалкий раб, он пал, как зверь лесной,

Бесчувственной толпы минутного забавой.

Прости, развратный Рим, - прости, о край родной...

(М. Лермонтов. )

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит,

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык:

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал...

Пушкин. )

Ф.Г. Раневская: «Работаю над чем? Преимущественно над собой - симулирую здоровье».

Для тренировки, введения в речь поставленных звуков р-рь-л-ль прочтите образцы и подберите сами имена, фамилии известных людей, названия городов, государств, населенных пунктов, содержащие эти звуки.

Р РЬ Р-РЬ Р-Л Роман, Вера, Варвара, Бернард, Аркадий, Тамара, Зураб, Заур. Шекспир, Раевский, Кромвель, Крамской, Державин, Крылов, Радищев, Тургенев, Андерсен, Раневская, Врубель, Распутин. Петербург, Ровно, Тегеран, Самара, Орша, Сан-Франциско, Саратов, Бордо, Варшава, Прага, Краков, Дрезден. Аргентина, Перу, Европа, Франция, Германия, Россия, Иран, Ирак, Украина, Бурунди, Бирма, Марокко. Андрей, Дмитрий, Ирина, Борис, Мария, Кристина, Арина, Генрих, Варя, Екатерина, Орест. Горький, Рерих, Репин, Суриков, Огарев, Григ. Урюпинск, Рига, Тверь, Бухарест, Рим, Мадрид, Париж, Рязань. Африка, Америка, Австрия, Корея. Григорий, Аристарх, Кристофер, Роберт, Герберт. Рембрандт, Ремарк, Григорович, Рихтер, Ростропович, Шварценеггер. Екатеринбург, Оренбург, Краснодар, Красноярск, Армавир, Нарьян-Мар. Эльвира, Корнелия, Клара, Лариса, Рудольф, Тамерлан, Тамара, Александр, Валерий, Рауль. Леонардо-да-Винчи, Люмьер, Легран, Лютер, Равель, Лермонтов, Рублев, Рузвельт, Кромвель, Аристотель, Крылов. Александрия, Салехард, Браззавиль, Симферополь, Берлин, Ставрополь, Брюссель, Ткварчели, Ярославль, Мельбурн, Барселона, Палермо. Люксембург, Израиль, Австралия, Беларусь, Бразилия, Сальвадор, Нидерланды, Португалия.

ЗВУКИ к-г-х

ЗВУК к

Начинайте работу с четкого произношения слогов. Потом переходите к словам и фразам со звуком к. Постоянно контролируйте положение языка и губ перед зеркалом.

ка-кэ-кы-ко-ку
кабель кобра кудри автоматика далеко
каверза ковш кузница азбука молоко
казнь кожа кузов аптека широко
камень козни куль атака вприсядку
камера козырь купол балалайка вразбивку
капля кол курево ежевика всмятку
капсула колба курица физика нараспашку
карта колос курс чайка насмарку
кассета комната куст велико начеку
кыш конница кучер высоко помаленьку
бакалея замыкание закон покос оккупация
баррикада оказия знакомство частокол окулист
блокада пеликан икона волокуша опекун
бокал шакал насекомое документ секунда
великан беспокойство околица закусочная факультет
декан дракон покой молекула якут

Король умер - да здравствует король.

Обойдя корабль, мы только на камбузе увидели попа.

Каракум и Кызылкум - пустыни Туркмении.

Дверь купе отворили и протянули руку старику.

Смотрит в реку плакучая ива. Своеобразна культура Кубы.

Мы дивились кучевому облаку в форме курицы.

Николай сидел у костра и курил. XX век - век космоса.

Я поехала на Яик, села с милым я на ялик.

В лесу мы видели пересмешника, кулика и сороку.

Колокольчик синел в траве. А путь и далек, и долог [к].

На порог[к] положили мешок яблок.

Около рек есть цветок «сусак», похожий на зонтик.

В академии наук заседает князь Дундук.

И взяла она лопату, еще теплую от рук,

обернулась... и увидела подруг[к].

Наш бог - бег.

Катя и Коля пили какао и кофе. Конюх кормил коня.

Антошка, Антошка, пойдем копать картошку.

ра-ла ря-ля ре-ле лы-ры ли-ри ар-ал яр-ял ыл-ыр ил-ир ру-лу рю-лю ло-ро лё-рё ур-ул юр-юл ол-ор ёл-ёр ры-лы ри-ли лу-ру лю-рю

ыр-ыл ир-ил ул-ур юл-юр ро-ло рё-лё ла-ра ля-ря ле-ре ор-ол ёр-ёл ал-ар ял-яр

Ра- ла

рад-лад рак-лак рама-лама рамка-лавка Кира- Мила Юра-Юля Мара- мала Ира- била краса-глаза игра-игла враг-флаг грач-плач

Ро-ло

рот-флот рожь-ложь рос-колос роза-лоза

Пров-плов трон-слон крот-плот крошка-плошка

Ру-лу

ручка-лучше рубка-голубка шуруп-тулуп рука-Лука ручей-лучей прорубь-голубь беру-пилу выручать-получать рыбка-улыбка топоры-столы комары-малы

Ры-лы

серый-белый горы-скалы бурый-алый игры-иглы добрый-тёплый укрыть-уплыть метры-метлы моря-поля моряк-поляк горят-болят

рёва -Лёва Серёжа-лёжа ларёк-кулёк берёт-полёт

Ря-ля

Боря-Поля Варя-Валя варят-валят крякать-слякоть тряпка-лямка пряжка-фляжка

Рё-лё

верёвка-пелёнка пузырёк-мотылёк вперёд-самолёт варёный-солёный

Рю-лю

варю-велю горю-колю горючий-колючий

трюк-люк крюк-клюв брюква-клюква

Ри-ли

рис-лис Марина-малина перина-Полина турист-футболист берись-хвались варить-валить дарить-удалить горит-болит сорить-солить говорить-повалить

Ре-ле

речь-лечь рейка-лейка речка-колечко

море-поле перец-палец серенький-беленький

Ар -ал

дар - дал жар-жал вар-вал стар-спал пожар-стал жарко-пожал парта-палка картон-балкон комар-поймал

Ор -ол, ур-ул

бор-вол хор-кол укор-укол горка-холка корка-колко норка-полка

топор-пол упорный-полный горчица-волчица бурка-булка

Р - ёл

призёр- пришёл костёр- котёл ковёр-повёл боксёр-вошёл шахтёр-новосёл тёрка-тёлка

Ир- ил, ер - ел

мир- мил пир- пил бирка-вилка жир-жил сер-сел, бел мерка-белка

Рь - ль

жарь-жаль зорька-полька ударь-удаль гирька-килька угорь-уголь горько-только перья-колья пузырь-бутыль бурьян - тюльпан богатырь-костыль

Ларь, литр, роль, руль, брал, прял, грел, рояль, орёл, апрель, лавры, лагерь, люстра, слесарь, рельсы, грелка, прялка, тарел­ка, кресло, зритель, рослый, горло, кролик, рыхлый, зеркало, брали, ныряли, играли, боролись, прыгали, смотрели, маляр, столяр, рулет, рулон, рассол, ларёк, крыло, стрела, рублю, Лариса, вертолёт, напролёт, рыболов, мармелад, карусель, аква­рель, уронили, просили, выручали, закрыли, леопард, лекарст­во, лесоруб, глухарь, словарь, календарь, журнал, бурливый, говорливый, крикливый, верблюд, превратили, Волгоград, Пе­тербург, иллюстрация, спортзал.


5. Упражнение . Назвать предметы, изображённые на картинках.

топоры рога парты

Брат надел халат. Мара и Мила пололи огород. Он - от­важный верхолаз, в небе он не первый раз. Свалим это сухое дерево, разведём костёр и сварим уху. Я спешу на урок в первый класс. Сегодня за парту сажусь в первый раз! Мыло серо, да моет бело. Стебель рос и вырос в колос. Заскрипело в ручке старое перо. Сверкают на морозе у саней полозья. Сохнет светлая роса, звонки птичьи голоса. Снесла курочка яичко не простое, а золотое. Испугали друг друга олень и лось. Бегут врозь олень и лось. Рано-рано два барана засту­чали в ворота: тра-та-та и тра-та-та. У Веры ручка лучше,

чем у меня. По полям бегут ручьи, на дорогах лужи. Приле­тели голуби, сели возле проруби. Не заметил я, как вдруг из кошёлки выпал лук. Зайка летом серый, а зимой белый. Куда ни глянь - везде скалы и горы. «Вот вам золотая рыбка», - дед сказал с улыбкой.

Скороговорки

Лара у Вали играет на рояле.

Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

Загадка

Круглый, снаружи зелёный, внутри красный, на вкус слад­кий. (Арбуз)

7. Упражнение . Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предло­жения.

Среди белых скачет шустрый (воробей)


Потешки

Ворон на трубе гудел на зелёной липке,

А соловушка запел, заиграл на скрипке.

Загадки

На ветвях, украшенных снежной бахромой,

Яблоки румяные выросли зимой.

Яблоки по яблоне весело снуют.

Гусениц мороженых яблоки клюют. (Снегири)

По полю бродит, зерно молотит,

Жнёт, косит - хлеба не просит. (Комбайн)

Он родился в день дождливый

Под берёзкой молодой,

Круглый, гладенький,

красивый,

С ножкой тонкой и прямой. (Подберёзовик)

И не плот, и не лёд

Вдоль по речке плывёт.

Льдины с ним поборются

И, как сахар, колются. (Ледокол)

Мороз-воевода

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

(Н. Некрасов)

Смотрите!

Река у меня на окне.

Там синие рыбы

Плывут в глубине.

Там красные рыбы,

Раскинув хвосты,

Мохнатой травы

Раздвигают кусты

И смотрят,

Как, словно по нитке,

По травинке улитки,

Шажок за шажком

Продвигаясь вперёд...

Но речка моя

Никуда не течёт.

Она бы плескалась,

Она бы текла,

Но держат её

Берега из стекла.

(В. Белов)


9. Упражнение . Выучить наизусть.

Берёзка

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Цели:

Закрепить навык различения звуков [ р], [р"]- [л], [л"] в слогах, сло­вах, фразах;

Учить различать и называть твердые, мягкие со­гласные звуки в словах;

Учить работать над предложением;

Учить подбирать признаки и действия к предметам;

Учить детей давать акустико - артикуляционную характеристику звуков [р], [р"]- [л], [л"];

Расширять словарь по теме;

Раз­вивать фонематический слух, внимание, память, мышление, дыхание;

Развивать мимические мыщцы;

Воспитывать у детей уважение и любовь к членам своей семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте

Подготовительная логопедическая группа

Тема: Дифференциация звуков [Р], [РЬ] - [Л], [ЛЬ]

Цели:

- [ р], [р"] - [л], [л" ] в слогах, сло вах, фразах;

Учить работать над предложением;

Учить подбирать признаки и действия к предметам;

Учить детей давать акустико - артикуляционную характеристику звуков [ р], [р"] - [л], [л" ];

Расширять словарь по теме;

Оборудование: предметные картинки со звуками [ Р], [РЬ] - [Л], [ЛЬ],

фишки, две ромашки, картинки девочек (Рая, Лада), слоги,

Ход занятия

I. Организационный момент

Ребята, я думаю, что вы не будете сильно волноваться, отвлекаться из-за того, что у нас сегодня много гостей. Вы умеете думать, рассуждать, быть внимательными, многое знаете и поэтому со всеми заданиями вы справитесь.

Какое правило, мы соблюдаем на занятиях?

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо.

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим.

Ребята, какой праздник отмечают в первые дни весны?

Кого поздравляют в этот день?

Правильно, праздник наших мам, бабушек и девочек.

Давайте расскажем о маме, какая она?

Мама - веселая, любимая, добрая, ласковая, умная, трудолюбивая.

Что мама делает? - работает, заботится, помогает, готовит, гладит, шьет, убирает.

Наши гости Рая и Лада. Они принесли задания, выполнив которые вы научитесь различать звуки [р] , [р"] - [л], [л"] и послушают, как красиво вы произносите эти звуки.

- Назовите слова со звуками [р] , [р"] - [л], [л"].

II. Повторение

О каких звуках мы сегодня будем говорить? [р] , [р"] - [л], [л"].

1. Артикуляция звуков. (звук [Р] - язык находится за верхними зубами, воздушная струя на правлена на кончик языка, при этом он дрожит; звук [Р’] - губы в улыбке, кончик языка поднят и дрожит под напором сильной воздушной струи; звук [Л] - язык широкий, кончик языка упирается в мягкие подушечки, рот приоткрыт, звук [Л’] - спинка языка поднята, кончик языка смыкается с деснами)

2. Характеристика звуков (Звук [Р] - согласный, звонкий, сонорный, твердый; звук [Р’] - согласный, звонкий, сонорный, мягкий; звук [Л] - согласный, сонорный, звонкий, твердый, звук [Л’] - согласный, сонорный, мягкий, звонкий)

- Установление сходства и различия.

3. Речевая зарядка

Ло-ла-ло - на улице тепло. Ре-ро-ре - стоит домик на горе.

Ры-ру-ры - нас кусают комары. Оль-оль-оль - мы купили соль.

Арь-арь-арь - на стене висит фонарь. Ра-ру-ра - тебе спать пора.

4. Развитие фонематического слуха.

На звук Р - хлопаем, на звук Л - топаем.

ракета, рама, лук, рука, лото, лыжи, ложка, работа, фара, лапа, пила, ручей, рукав, барабан.

5. Развитие мимических мышц:

Если солнышко проснулось - утро засияло. Радость.

Если мама улыбнулась - так отрадно стало. Улыбка.

Если в тучи солнце скрылось, замолчали птицы,

Если мама, огорчилась - где нам веселиться? Огорчение.

Так пускай, всегда сверкая, светит солнце людям!

Никогда тебя, родная, огорчать не буду! Восхищение.

6. Игра «Ромашки». Детям предлагается составить из лепестков две ромашки. На лепестках изображены картинки, в названии которых встречается либо звуки [р] , [р"] , либо звуки [л], [л"] . Ребенок берет лепесток, называет картинку, определяет звук, его местоположение и кладет лепесток к сердцевине соответствующей ромашки.

баран, репка, барабан, роза, рак, шар, помидор;

вилка, лук, лев, мел, стул, стол, лыжи, лиса, белка.

7. Дидактическая игра «Измени слово» - меняем Р-Л; Л-Р:

бар - бал стал - стар сварка - свалка

дар - дал булки - бурки жарко - жалко

мир - мил телка - терка корка - колко

III. Физкультминутка

Чей сегодня день рожденья? Дети пожимают плечами.

Для кого пекут пирог?

Для кого расцвел весенний, Руки над головой изображают «цветок».

Первый мартовский цветок?

Для кого, для кого? Догадайтесь сами. Руки на поясе.

И пирог и цветок мы подарим маме. «Дарят» маме.

8. Дидактическое упражнение «Закончи строчку»

Закончите строчку словом, подходящим по звучанию и смыслу:

Дедушку зовут Лука. У него болит... (рука).

Друг позвал меня на пир. Ел я торт и чай я... (пил).

Вечно плачет этот Лева. Говорят ему: - Ты... (рева).

Рисовал художник ламу . И картину вставил в... (раму).

Хорошо танцует Валя. И ее сестренка... (Варя).

Зреет на кустах малина. Соберет ее... (Марина).

9. Работа по развитию дыхания.

Какие запахи на кухне? (вкусные) Давайте почувствуем эти запахи: вдох через нос - выдох через нос; вдох через нос - выдох через рот.

10. Дидактическая игра «Слоги перепутались»:

Ребята, слоги перепутались, составьте слова:

ма - ра - рама жик - ры - рыжик ке - та - Ра - ракета

бо - та - ра - работа ка - ру - рука ря - мо - моря

то - ло - лото са - ли - лиса ка - лож - ложка

ла - пи - пила ла - кук - кукла ка - бел - белка

11. Звуковой анализ слов рожки, ложки - составление графической схемы.

IV. Итог занятия.

Ребята, какие звуки мы сегодня учились различать?

Дайте характеристику этим звукам?

Девочки Рая и Лада очень довольны тем, что вы справились со всеми заданиями и они для вас приготовили угощения (зефир).

Анализ логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и обучению грамоты учителя-логопеда Борисовой Н.А.

подготовительная группа «Рябинка»

Тема: Дифференциация звуков [Р], [РЬ] - [Л], [ЛЬ]

1. При составлении занятия ставились следующие задачи:

закрепить навык различения звуков [ р], [р"] - [л], [л" ] учить различать и называть твердые, мягкие со гласные звуки в словах; на учить подбирать признаки и действия к предметам; на учить детей давать акустико - артикуляционную характеристику звуков [ р], [р"] - [л], [л" ];

Расширять словарь по теме;

Раз вивать фонематический слух, внимание, память, мышление, дыхание;

Развивать мимические мыщцы;

Воспитывать у детей уважение и любовь к членам своей семьи.

3. При составлении занятия учитывала возрастные, речевые особенности детей. Тема, цель, содержание, речевой материал соответствует перспективному плану работы и возрасту детей. Присутствует единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач.

4. В начале занятия для совершенствования коммуникативных навыков, для интереса детей ставила вопрос, на который отвечали сами дети. В ходе беседы вопрос - ответ создавала эмоциональный настрой, пробуждала интерес к познанию. Основные этапы занятия и их логическая последовательность соблюдена.

5. Использовала приемы привлечения внимания (беседа, сюрпризный сюжет, физкультминутка), приемы активизации речевой деятельности (наглядность, д/и «Слоги перепутались», д/и «Измени слово», д/и «Ромашка»), методы поощрения (похвала, одобрение), индивидуальный подход. Сочетала индивидуальную и фронтальную формы работы. На занятии соблюдала активный двигательный режим, применяла упражнения на развитие общей и мелкой моторики. Цель занятия была достигнута с использованием эффективных приемов. Дети закрепили навык различения звуков [ р], [р"] - [л], [л" ] в слогах, сло вах, фразах; на учились различать и называть твердые, мягкие со гласные звуки в словах; подбирать признаки и действия к предметам; давать акустико - артикуляционную характеристику звуков [ р], [р"] - [л], [л" ]; активизировали словарь по теме «Семья. Мамин праздник», работали над фонематическим слухом, вниманием, дыханием, мимическими мышцами; воспитывали уважение и любовь к членам своей семьи.


 


Читайте:



Склоняется ли мужская. Склонение фамилий. Склонение мужских украинских фамилий

Склоняется ли мужская. Склонение фамилий. Склонение мужских украинских фамилий

Со школы многие усвоили правило, что при произношении и написании женские фамилии по падежам не склоняются, а мужские - наоборот, как аналогичные...

Поэма “Мцыри” Лермонтова: анализ произведения, образы и характеристика героев

Поэма “Мцыри” Лермонтова: анализ произведения, образы и характеристика героев

Привлекала многих русских писателей 19 века, но наибольшее впечатление она произвела на Лермонтова. Еще будучи ребенком, он попал на юг России, где...

Еще одна жизнь и смерть жанаозена

Еще одна жизнь и смерть жанаозена

Генеральная прокуратура Казахстана сообщила о гибели десяти человек во время массовых беспорядков в городе Жанаозен 16 декабря. "По предварительным...

Линия пантеры. Германия. Восточный вал. Маршал Конев наносит удар

Линия пантеры. Германия. Восточный вал. Маршал Конев наносит удар

Восточный Вал или линия Пантера-Вотан — оборонительная линия немецких войск, частично возведённая Вермахтом осенью 1943 года на Восточном фронте....

feed-image RSS