Главная - Вербер Бернар
Творческая личность – кто это в психологии. Особенности, признаки, психологический портрет. Нужна ли тебе жизнь творческого человека? Как понять что творческий человек

Чтобы быть творческой личностью, не обязательно повсюду таскать с собой гитару, носить яркие умопомрачительные шарфы и постоянно быть «в образе», изображая глубокомысленное и многозначительное высокомерие. Действительно талантливые люди чужды всякого рода лицедейству - пафосные потуги творить, чтобы «выглядеть креативным» противоречат идее настоящего творчества, которое невозможно отделить от самой жизни.

1. Вы порывисты и иррациональны

Порой вы склонны совершать рискованные и необдуманные поступки, не обращая внимания на рациональные советы окружающих. Собственные прихоти имеют для вас довольно большое значение, поэтому вместо «разумного» конформистского «Нужно, чтобы всё было как у людей» вы чаще говорите себе: «Я сделаю именно так, потому что я так хочу!». Это может проявиться в чём угодно - в покупке ярко-розового автомобиля («Ты же генеральный директор, надо быть серьёзнее! Взял бы лучше чёрный»), стремлении заниматься любимым делом («У тебя диплом юриста, а ты играешь в рок-группе, надо же думать о будущем!») или скажем, в званом обеде для друзей, устроенном на последние деньги («До зарплаты ещё две недели! Зачем надо было тратить всё на дурацкие посиделки с приятелями?»).

2. Вы видите разницу между фантазиями и реальностью

Эдгар Аллан По однажды сказал: «Те, кто грезит днём, понимают многое, ускользающее от тех, кто видит сны только ночью». Вероятно, вы часто представляете себе «идеальную жизнь», к которой стремитесь - в отличие от снов, ваши дневные фантазии гораздо легче реализовать. Вы можете обдумать мечты, оценить свои возможности и понять, какие шаги необходимо предпринять для их воплощения в жизнь. Главное - осознать, где заканчивается полёт вашего безудержного воображения и начинается то, что действительно можно осуществить.

3. Вы не скрываете своих чувств

Творческие личности, как правило - эмоционально открытые и впечатлительные люди. Когда любимое чадо «радует» своими выходками, или вам в пятнадцатый раз отказывают в публикации вашей шедевральной рукописи, ваши мысли по этому поводу можно увидеть невооружённым взглядом - они буквально написаны у вас на лице. Творцы не боятся своих эмоций, какими бы они ни были - негативными или позитивными. Когда вас подхватывает буря чувств, помните, о чём говорил Мартин Лютер Кинг:

«Каждый человек должен решить для себя, будет ли он двигаться в свете созидательного человеколюбия или во тьме разрушительного эгоизма».

4. Вы цените своё творчество

Даже когда результат ваших творческих усилий далёк от того, что вы рисовали в своём воображении, вы никогда не скажете себе: «Я всё это делал зря». Вы твёрдо уверены - в мире нет ничего подобного вашему творению, а значит, вы можете гордиться хотя бы тем, что создали что-то новое.

Конечно, каждый взыскательный творец стремится к совершенству, однако если его не удалось достичь в каком-то конкретном случае, не стоит, отчаявшись, резать на куски не самую удачную картину или жечь не понравившуюся вам самим рукопись. На эту тему отлично высказалась Элеонора Рузвельт:

«Никто не заставит вас чувствовать себя неполноценным без вашего согласия».

5. Вы видите больше, чем другие

Для вас мир - один большой праздничный ужин с множеством гостей: кружение эксцентричных гримас, грохот выразительных голосов, парад ярких выпуклых характеров. Вы способны замечать тончайшие нюансы окружающей вас жизни и описывать их, пропуская через призму собственных мыслей и чувств.

Некоторые творческие личности повсюду носят с собой блокнот или тетрадь, куда записывают свои наблюдения и впечатления, однако по большому счёту, в этом нет нужды. Ваш мозг - ваш сумасшедший дом, смирительная рубашка и ваш психиатр. Всё самое важное происходит у вас в голове и даже невысказанная и ненаписанная мысль меняет окружающий мир.


6. Вы сами создаёте возможности

Вы ненавидите рутину, размеренное течение жизни и обывательскую стабильность. При малейших признаках застоя вы стремитесь вывести себя из равновесия, создавая возможности для творчества. Ваша жизнь - постоянное общение, поиск новых ощущений и получение опыта. Если не знаете, в каком направлении двигаться, вы идёте наугад и рано или поздно находите дорогу, которая приведёт вас к цели.

7. Вы учитесь на своих ошибках

Неудачи не способны вас остановить. Вы знаете, что отрицательный опыт - тоже опыт, любое фиаско лишь повод задуматься над своими промахами и извлечь из них уроки. Ваше кредо: «Хорош не тот, кто никогда не падает, а тот, кто всегда поднимается».

8. Вы не боитесь риска

Акт творения, создание чего-то нового требует определённой смелости и вы действительно отважный человек! Ради того, во что вы верите, вы готовы покорить любую вершину и даже вероятность, что усилия не дадут результата, не удержит вас от попыток взять новую высоту. Видя перед собой препятствие, вы не поворачиваете назад, а решительно устремляетесь на штурм. Стивен Котлер, сотрудник журнала «Forbes», пишет:

«Творчество - занятие не для робких. Потерянное время, подмоченная репутация, напрасно потраченные деньги - всё это побочные эффекты не задавшейся творческой деятельности».

Если вам кажется, что досадных промахов стало слишком уж много, вспомните другое его высказывание:

«Все талантливые личности часто терпят неудачи, а гениальные терпят их ещё чаще».

9. Вы окружаете себя красотой

Как известно, талантливые люди талантливы во всём и вы - не исключение. Вы стараетесь во всём найти свой неповторимый стиль, начиная от украшения своего дома и заканчивая готовкой ужина. Для вас жизнь состоит из средств самовыражения и вы остаётесь верны себе, независимо от мнения окружающих о вашей деятельности. Более того - критика лишь мотивирует вас, заставляя ещё увереннее гнуть свою линию. Как говорил Джон Вуден, знаменитый баскетболист и успешный баскетбольный тренер:

«Чем бы вы ни занимались, окружайте себя умными людьми, которые будут спорить с вами».

10. Вы следуете за своей мечтой

По-настоящему творческие личности счастливы только тогда, когда занимаются любимым делом. Не имеет значения, сколько денег приносит творчество и понимают ли друзья и близкие эту одержимость - как и в любви, в созидании есть только двое: Творец и порождение его гения. Можно писать нетленные романы на обрывках бумаги, создавать потрясающие скульптуры из пластиковых бутылок и использовать стены собственного подъезда в качестве холста для своих живописных шедевров.

Если вы принадлежите к числу созидателей, вам не нужны поклонники, признание, награды, и условия для творчества, главная причина реализации ваших фантазий - сама жизнь.

Мы часто пишем, что чувак должен следовать зову своего сердца, реализовывать свои амбиции и вообще стараться идти своим путем. Особенно если его путь — быть творческим человеком. Профессионально создавать оригинальные тексты, рисовать, заниматься искусством и тем, что принято называть хобби — мечта многих и многих людей. К сожалению, осуществить ее дано далеко не всем. Пожив жизнью художника или инди-программиста, наш гипотетический творческий человек осознает, что она на так привлекательна, как казалось ранее: денег не так уж и много, сроки поджимают, заказчик дурак, других заказчиков не предвидится, а признание что-то не приходит. Неужели нужно было выбирать более приземленную профессию? А мама говорила!

Жизнь творческого человека своеобразна. Творческий человек, по-настоящему творческий, а не тот, кто себя таким считает, заслуживает уважения. К сожалению, сам термин «творческий человек» порядком испорчен второсортными литераторами, плохими художниками и другими претенциозными чуваками. Истинно творческий человек близок архетипу в том смысле, что его ценности сильно отличаются от общепринятых. Таких людей мало, поскольку не каждый человек всерьез готов пройти этот путь. В нем очень много плюсов, но от твоей непохожести на других тебе будет мучительно. Чаще всего не на нас давит общество, а мы сами.

С детства, когда мы изучали «стабильные» и «респектабельные» сферы человеческой деятельности, такие как биология, математика, химия, право, языки, бизнес, программирование и экономика, мы впитали уверенность, что любое искусство как профессия — это риск. Большинство чуваков до сих пор верят, что признание приходит ТОЛЬКО после смерти. Кажется, что общество испытывает неприязнь к человеку, который больше хочет реализоваться в творчестве, чем получить стабильную престижную профессию.

Отчасти это справедливо: жизнь нестабильна, в ней много рисков. Эта памятка поможет тебе в выборе пути. Кто ты: творческий человек или обычный работник, который творит на досуге?

Ты можешь выдержать все невзгоды?

Жизнь человека, который хочет заработать на творчестве, сложнее, чем у всех остальных. Творчество надо продать, вдохновение улетучивается, заказчика нет. Конечно, в жизни «обывателей» тоже может не быть работы и зарплата может не устраивать, но у них это бывает значительно реже. Большая проблема многих людей, занимающихся традиционно творческой работой, в том, что они не умеют себя рекламировать. На одних смотришь и понимаешь: человек талантлив и действительно оригинально рисует, шьет и что-то делает руками. А вот смотришь на другого и видишь, что он ничего делать не умеет, что его картины — второй курс худграфа, горизонт на фотографиях перекошен, а статьи — полная лабуда, но его главное отличие от первого: он умеет заинтересовать своими способностями и расхвалить их. Поэтому он успешнее первого.

Ты можешь пробовать вновь и вновь?

Человека творческой профессии с роднит необходимость рисковать. Это значит, что ему нужно снова и снова пытаться сделать свой проект. Выгорело одно дело? Начни заниматься другим. Не выгорело дело? Начинай сначала. Современный чувак слишком любит бросать всё на полпути. Убедись, что ты не один из них.

Можешь ли ты обойтись без роскоши?

Поскольку получать ты будешь мало и непостоянно, роскошь не будет твоим спутником. Конечно, если тебе повезет и ты научишься зарабатывать на искусстве, то будешь купаться в роскоши аки Никас Сафронов, но это редкость. Если денег едва хватает на то, чтобы заплатить за аренду комнаты хозяйке, что говорить про покупку нового айфона или ужин в хорошем месте? Тебе даже потратиться не дадут на подобные . Иногда творческому человеку есть нечего, а чай он пьет, макая недельный пакетик в кипяток. Это тоже не редкость.

Ты сможешь быть одиноким?

Мы не раз писали, что . Посмотрим правде в глаза: быть одиноким сложно и страшно. Чтобы не бояться, нужно уметь быть одиноким. А ты умеешь? Даже доброжелательные люди могут отстраниться от тебя, если увидят, насколько ты не вписываешься в общепринятые нормы. Будь готов растерять большинство своих товарищей. Даже винить их особо не стоит!

Ты сможешь выдержать критику?

Самое неприятное, что может случиться с юным дарованием, — это критика. Где-то в глубине души многие креативные чуваки считают себя исключительными, творческими и настоящими новаторами, которые уверены, что все правила живописи, фотографии и построения текста — устаревшая унылая хрень. Они не понимают, что их рисунки не удаются, они что критик хочет натолкнуть их на путь истинный, а не оскорбить. Если ты не умеешь адекватно реагировать на критику, принимать предложения по улучшению работ и всерьез задумываться над ними, лучше тебе не идти в творчество. Зачем плодить непрофессионализм?

Ты сможешь постоянно учиться?

Ты сможешь постоянно изучать новые методики, неустанно практиковаться и совершенствоваться? Без прогресса ты не сможешь привлекать новых клиентов и идти вперед. Сам ты в скором времени перестанешь быть довольным своими успехами, но чтобы разработать что-то новое, часто нужно узнать что-то старое. Придумать что-то с нуля получается далеко не у каждого.

Сможешь ли ты заниматься этим без награды?

Если ты планируешь делать что-то ради признания, ты проиграешь. Признание пройдет, если ты его, конечно, достигнешь, и ты снова останешься ни с чем. Делать это нужно только для того, чтобы реализовать свой творческий потенциал и из-за любви к этой теме. В этом случае твоя творческая карьера будет в разы терпимее и приятнее. Из-за любви к своему делу можно перетерпеть отсутствие женщины, жизненных перспектив и денег. А успех пусть будет чем-то побочным.

Человеческая цивилизация – это продукт , поэтому творческие личности всегда находятся в центре внимания. Не только философы и психологи, но и далекие от мудрствований люди задумывались над тем, кто же все эти создатели шедевров и талантливые ученые, и чем они отличаются от обычных людей. Может, это , наделенные божественным даром, или безумцы, мозг которых работает с серьезными отклонениями? А возможно, они обычные люди, и доступна каждому?

Несмотря на серьезные исследования в области психологии творчества, которые проводились в течение всего XX века, однозначного ответа на эти вопросы нет. Но я постараюсь познакомить вас с наиболее распространенным подходом к пониманию сути творческой личности.

Когда речь заходит о людях, занимающихся творчеством, то обычно сразу вспоминают о художниках, музыкантах, поэтах, писателях, реже об ученых. И так как эти в силу специфических способностей доступны не всем, то создается впечатление, что творчество – какой-то уникальный дар.

Но так ли это? Попытайтесь сами ответить на вопрос: возможно ли творчество в других видах деятельности? Например, в педагогике. Разве не может быть творческим учитель? А кулинар? А менеджер, инженер, сантехник? Согласитесь, что творчество возможно в самых разных видах деятельности, причем доступно оно каждому. Вопрос в другом: каждый ли воспользуется возможностью быть творческой личностью? Для понимания этого стоит разобраться в том, что такое творчество.

Психологическая характеристика творчества

В психологии творческая деятельность определяется очень просто. Это созидание чего-либо нового: картин, музыки, научных теорий, зданий, механизмов, кулинарных рецептов, методики преподавания, приемов деятельности и т. д. То есть творчество – это не особая деятельность, а ее форма или уровень. Есть деятельность репродуктивная – тиражирование, выполнение операций по образцу, усвоенному человеком в процессе обучения. А если человек изобретает что-то свое, делает по-новому, то это уже творчество.

Да, есть художественное творчество, связанное со специфическими видами деятельности, которые объединяются общим понятием «искусство». Но и музыкант может играть в строгом соответствии с партитурой, написанной совершенно другим человеком – композитором. И живописец может виртуозно делать копии картин. И это не считается творчеством.

Но, будучи возможным в любой сфере деятельности, творчество требует от человека особых качеств и способностей. В первую очередь эти способности связаны с когнитивной, познавательной сферой, особенно с .

Познавательная сфера творческой личности

Сфера интересов

Как рождаются новые идеи и находятся новые решения сложных задач? По сути дела, наш мозг ничего абсолютно нового придумать не может, например, мы не можем представить то, что никогда не видели, если нет описания этого. Творчество – это комбинаторная деятельность, то есть преобразование и комбинирование элементов прежнего опыта, имеющихся в памяти знаний, представлений и т. д. Информация, хранящаяся в нашей памяти – это строительный материал, и чем ее больше и она разнообразнее, тем лучше условия для творчества.

Для творческой личности важен не только объем, но и разнообразие знаний. Это позволяет подключать их для решения самых разных задач. А если еще и ассоциативное мышление хорошо развито, то комбинирование информации создает практически неограниченные возможности для созидания нового. Таким образом, креативов отличают не только творческие способности, но и разносторонние интересы, эрудированность.

Сейчас наступило такое время, когда, казалось бы, отпала необходимость запоминать и хранить большие объемы информации. Ведь есть же колоссальные базы данных интернета, где можно найти все. Да, но они находятся за пределами нашего мозга, значит, и не участвуют в процессе творчества, которое во многом спонтанно и неосознанно. А это значит, что эрудированность и разносторонние интересы не утратили своего значения. Если, конечно, вы хотите быть творческой личностью.

Биологическое и социальное в структуре творческой личности

Спор о том, что определяет способность к творчеству – врожденные особенности или социальная среда – не утихает до сих пор. И это не простое любопытство. Ведь если решающее значение имеет биологический фактор, то творческие люди, действительно, избранные, и воспитание не играет существенной роли. А если на первом месте социальный фактор, то каждый человек в любом возрасте может развить у себя творческие способности, главное, чтобы условия были подходящими.

Вторая точка зрения мне нравится больше, но я не могу не признать очевидной связи творчества с врожденными, генетически заданными особенностями работы мозга и организма в целом.

Биологические предпосылки для творчества

Исследования биологических особенностей творческих личностей проводились серьезными учеными и научными коллективами. Изучались и высшая нервная деятельность, и биохимия мозга, и обмен веществ, и многое другое. На основе этих исследований были выделены следующие биологические особенности креативов:

  • Своеобразие деятельности мозга, которое выражается в преобладающей активности правого полушария, отвечающего за образное мышление. Правда его повышенная активность характерна именно для периодов творческого подъема.
  • Выработка клетками головного мозга повышенного количества определенных веществ, которые улучшают работоспособность, повышают тонус нервной системы, стимулируют память, внимание и т. д. Например, к ним относятся гормоны ацетилхолин, глутамат, дофамин.
  • Повышенное содержание в организме мочевой кислоты, действие которой схоже с известными стимуляторами умственной активности, такими как кофеин.
  • Особенности . Подвижность и чувствительность нервной системы, что обеспечивает творческим личностям восприимчивость к внешним раздражителям, способность к быстрому переключению внимания и гибкость мышления. С другой стороны, эта же особенность является причиной частой смены настроения, повышенной эмоциональной возбудимости и, как следствие этого, опасности .

Эти биологические особенности креативов имеют и оборотную сторону. Они не только обеспечивают высокую творческую активность и работоспособность, но и приводят к тому, что человек плохо контролирует свою деятельность, забывает про сон, отдых, а иногда и еду. Поэтому творческие личности нередко страдают от психических и физических перегрузок и повышенной эмоциональности. Для креативов характерны и различные болезни, не связанные непосредственно с творчеством, потому что, поглощенные процессом творчества, эти люди часто не обращают внимания на свое физическое состояние.

Социальные факторы

И все же невозможно утверждать однозначно, что способности к творчеству биологически заданы. Тем более изменения в организме креативов могут быть и не причиной, а следствием повышенной творческой активности. За исключением, конечно, врожденных черт темперамента.

Социальная среда и влияние общества играют не меньшую, а возможно, и большую роль в формировании креативности. Прежде всего речь идет о воспитании, но на воспитании творческой личности мы останавливаться не будем, так как это тема отдельного разговора. Большинство детей рождается с отчетливо выраженной к творчеству, которую они удовлетворяют даже вопреки запретам социума. Например, раскрашивают обои фломастером, подстригают кота или разбирают игрушки, чтобы узнать, как они устроены. А вот сохранится ли эта потребность и дальше, будут ли развиты способности малышей, зависит от их родителей, воспитателей, учителей.

Психологический портрет творческой личности

Подводя итоги этой непростой темы, хочу обобщить все сказанное и представить своеобразный психологический портрет творческой личности. Конечно, креативы все разные и отличаются друг от друга больше, чем среднестатистические обыватели, но все-таки общие черты у них есть:

  • Потребность в творчестве, которая во многом управляет жизнью творческого человека: выбором профессии, хобби, круга друзей и т. д. Эта потребность первостепенна и часто удовлетворяется даже в ущерб другим жизненно важным нуждам.
  • Стремление к самореализации. Это другая, не менее значимая потребность, побуждающая креатива искать себя в разных видах деятельности, а найдя сферу приложения своего таланта, все свое время отдавать любимому делу.
  • Высокая активность и работоспособность. Активность эта связана с областью творчества и не всегда социальна, так как творческие личности часто плохо адаптируются к обществу.
  • Особый тип мышления позволяет креативу видеть необычное в обычном, находить нестандартные решения и добираться до цели своими, оригинальными путями. Это не может не вызывать недоумение у окружающих, поэтому творческие личности часто слывут чудаками.
  • Высокий уровень воображения и творческое мышление делают креативов желанными членами любой команды, но они же и мешают социуму принять творческую личность, вызывают чувство отчуждения по отношению к «выскочке», «странному человеку», «самому умному» и т. д.
  • Упорство, стремление к цели и увлеченность творчеством позволяют креативу развивать специальные способности в разных видах деятельности и становиться Мастером. И это тоже выделяет его из общей массы.

Кажется, что креатив противостоит обществу, большинство членов которого не стремится к творческой активности. До последнего времени это было очень заметно. Но XX век с его ориентацией на динамичное и творческое развитие буквально всех областей жизни заставил изменить отношение к креативам. Они стали не только необходимыми в любой команде, но и самих творческих личностей стало значительно больше, чем это было 100 и даже 30 лет назад.

Есть те, кто считает, что у творческих людей есть особые тайные силы и врожденные таланты. Но это не так. В любом есть креативность. Сделали подборку из 30 заповедей, следуя которым, вы сможете разбудить творческую силу и сделать свою жизнь ярче.

1. Творчество начинается в сердце

Прислушиваясь к своим заветным желаниям, причем внимательно, мы получаем возможность не только заниматься творчеством, о котором мечтаем, но и мечтать о том, чтобы это творчество достигло значительных масштабов.

2. Творчество нужно питать постоянно

Талант или интерес - живая часть вас, как рука, или ухо, или глаз. Все это нужно использовать, нужно питать, иначе это атрофируется и вы не будете тем, кем должны быть.

Способ тренировать свою креативность каждый день - творческий блокнот «1 страница в день». Источник - творческий инстаграм МИФа @miftvorchestvo

3. Видение обладает магическими свойствами

Магия есть умение видеть результаты без того, чтобы видеть процесс, к ним ведущий. Именно видение, внутреннее зрение, позволяет заметить, чего не хватает произведению, а также помогает увидеть то, чего раньше никто не видел. Это невероятный человеческий дар - видеть дальше настоящего и прошлого и из того далекого, неведомого, извлекать нечто, что до сей поры не существовало.

Великий композитор ХХ века Карлхайнц Штокхаузен писал: «Нам необходимо просто прикрыть глаза и ненадолго прислушаться. Вокруг нас, в воздухе, всегда звучит нечто ранее не слыханное».

4. Лучшее место начала творческого процесса - его конец

Пусть каждое новое творение будет возникать у вас в уме как бы из ничего. Форма, структура творения, впечатления и ощущения, которые оно оставляет, сама его жизнь - все это сразу проступает, даже в самой простенькой картинке. Вообразите результат. Добавьте элементы. Рискните удалить часть старых. Осмотрите воображаемое создание изнутри, снаружи. Вы узнаете много нового о своей концепции.

Способность представлять себе свое творение в завершенном виде дает возможность трудиться со знанием дела, а не строить работу на предположениях. В этом знании и кроется причина, почему многие профессиональные творцы бывают так уверены в себе.

5. Творчество - не проблема, решение проблем - не творчество

Кто-то всю жизнь решает одни и те же , кто-то приобретает новые. Главная побудительная сила для них - острота проблемы. Как только самое плохое сглажено, мотивация к действию слабеет. Борьба с проблемами как стиль жизни - заведомо проигрышный вариант, ведь она ведет к затуханию активности, причем направленной на то, чтобы решить проблемы!

Когда вы получаете на руки большую и аппетитную проблему, вам больше не надо мыслить - у вас уже есть навязчивая идея. А если бы у вас вдруг не стало проблем? О чем бы вы тогда думали? Чем занимались?

6. Упрямство художников делает этот мир лучше

К счастью для нас, художники - люди упрямые. Автору бестселлеров ее психотерапевт посоветовал ориентироваться на карьеру секретаря, но она продолжила писать (это я). Известного режиссера отстранили от документального проекта, но он продолжил снимать фильмы (Мартин Скорсезе). Талантливую актрису отчислили с актерской программы Бостонского университета (обладатель «Оскара» Джина Дэвис). Юрист, которому «следовало бы» тратить время на «дела», доказал, что писать ему тоже следовало (Джон Гришэм). Эти художники прислушались к своему внутреннему голосу, да и несколько внешних голосов шептали - или кричали, что тоже знают, кто мы на самом деле. Эти люди укрепили нашу уверенность и изменили наши судьбы.

7. Место для творчества есть всегда и везде

Тексту ведь все равно, где вы его создаете. Важно, что . Вы делаете это. То же истинно и для рисунка. Один художник потерял целый год, потому что «не мог работать без мастерской». Когда мастерская появилась и он вернулся к работе, то создал несколько довольно крупных картин, но гораздо больше - прекрасных миниатюр углем и карандашом, которые мог бы рисовать даже на тумбочке для телевизора, если бы было такое желание. А он не работал - и не потому, что мастерской не было, а потому что просто не работал. Место для творчества есть в любой жизни, какой бы насыщенной событиями и людьми или, наоборот, скучной и пустой она ни была.

8. Искусство маленьких шагов

Если вы - начинающий музыкант и хотите научиться играть на фортепиано, то сядьте за него и коснитесь клавиш. Отлично. Завтра вы можете снова сесть за фортепиано и коснуться клавиш. Пять минут в день лучше, чем ноль. Пять минут могут превратиться в десять, совсем как легкие объятия могут перерасти в нечто более страстное.


@miftvorchestvo

Целую книгу я сегодня написать на смогу, а одну страницу - вполне. Я не смогу сразу стать состоявшимся пианистом, но в состоянии выделить 15 минут на занятия музыкой. Пусть вы не можете сегодня рассчитывать на персональную выставку в Сохо, но вполне способны нарисовать своего кокер-спаниеля, вальяжно устроившегося в старом кожаном кресле, или сделать набросок руки любимого человека. Вы можете начать.

9. Волшебство в действии

Гете сказал: «Всякий раз, когда вы думаете или верите, что можете сделать что-то, беритесь за дело, поскольку в действии есть волшебство, благодать и сила».

10. Всегда есть возможность сделать что-то позитивное

Неудобная правда заключается в том, что всегда есть возможность сделать нечто позитивное - да, черт возьми, всегда, даже если мы к этому не расположены. Оптимизм по отношению к себе и своим возможностям - уже сознательный выбор. Мы можем сделать этот выбор, поверить в лучшее, а не в худшее, но для этого нужно услышать звучащий в голове негативный саундтрек и решиться на его замену.

11. Используйте конструктивное и практическое мышление

Конструктивное мышление - это генерация сырых идей, без всяких оценок и суждений. Стратегия состоит в том, что нужно придумать максимально много как очевидных, так и самых сумасшедших идей, и критика в это время неуместна. Придумав побольше идей, измените подход, включив практическое мышление. Нужно выявить, какие из них обладают наибольшей ценностью. Эдисон однажды заявил, что придумал 3000 разных теорий электрического освещения. Каждая из них выглядела разумно, но он остановился на самой практичной и выгодной. Первой его целью было создать как можно больше возможностей, а затем он занялся оценкой - выявлением наиболее здоровой и жизнеспособной идеи.


Конструктивное мышление и практическое - это две отдельные мыслительные операции, и компромиссной, средней позиции между ними не существует. - Иллюстрация из книги «Взлом креатива»

12. Мышление без суждений динамично и гибко

Творческий человек способен думать свободно и гибко. Он допускает неограниченное развертывание идей, их организацию в шеренги, своеобразный автостоп вариантов, их любые сочетания для изобретения новых, пока не придет к конечному прорывному результату, заставляющему воскликнуть «Эврика!». Идеи сменяют друг друга, порождая дополнительные идеи и их сочетания, что умножает возможности.

13. Проверяйте творчество эмоциями

Измерять свой успех очень важно. Прекрасный способ измерить успех - определить, как вы хотите себя чувствовать. Выделите немного времени и набросайте список эмоций, которые хотите получать от своего бизнеса. Возможно, он будет чем-то похож на этот.

  • Свобода
  • Счастье
  • Полнота
  • Жизнерадостность
  • Уверенность в себе
  • Защищенность
  • Творчество
  • Завершенность

Регулярно сверяйте свои ощущения с этим списком. Дает ли вам бизнес те чувства, о которых вы мечтаете? Например, ощущаете ли вы защищенность? Если да, значит, вы добились успеха в вашем определении. Поздравляем! А если нет, постарайтесь понять почему. Что можно сделать, чтобы изменить ваши ощущения?

14. Наушники помогают приглушить шум окружающего мира

Наушники, с музыкой или без, создают вокруг вас своего рода буфер. Особенно это полезно, если вы - женщина и пытаетесь работать над романом в кафе. Для определенного типа общительных людей (имеются в виду мужчины) вид дамы с насупленными бровями, что-то бешено печатающей на ноутбуке в общественном месте, вызывает единственную ассоциацию: надо подойти и познакомиться. Наушники - отличная возможность держать этих благонамеренных, но очень надоедливых граждан на расстоянии.

«Я всегда пишу романы в наушниках. Иногда даже вспоминаю, что не худо бы их к чему-нибудь подключить. Наушники помогают приглушить шум окружающего мира. А когда они подсоединены к плееру, то гонят музыку со страшной скоростью прямо мне в мозг, четким контуром обводя формы моих мыслей и придавая силу появляющимся на странице предложениям».

15. Вы и есть ваша работа

Вы меняетесь, и ваша работа становится другой. Когда вы развиваетесь, то же происходит с вашим творчеством. Ваша работа живет и дышит, потому что вы живете и дышите. Проживая жизнь во всей полноте, вы совершенствуете коллективный человеческий опыт. Как писал Уильям Блейк, «все, что живет, живет не одно, не для себя». Больше нет различий между вами и другими, между тем, что вы даете и что получаете. Это все одно и то же, вечно меняющийся танец, постоянный разговор, в котором нельзя сказать больше, где начинается одно и заканчивается другое.

16. Каждому художнику - по артбуку

Ваш артбук - это билет в свободное творческое плавание. Это ваша «песочница», в которой можно испытать новые художественные средства и техники, новые цвета и их эффекты, попробовать свои силы в разных форматах, не ограничивая себя. Если есть вдохновение - пишите стихи. Пусть мысли находят словесное выражение так же, как и графическое.


 


Читайте:



Корсары: Город Потерянных Кораблей

Корсары: Город Потерянных Кораблей

Версия для печати страницы: Все самое свежее об играх читайте и смотрите на Игру можно пройти за трёх персонажей: Питер Блад, Ян Стейс и Диего...

Репнин Николай Васильевич - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Репнин Николай Васильевич - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

В 1749 г. произведен в прапорщики, через 2 года стал подпоручиком гвардии. Затем Николай Васильевич долго жил в Германии, где получил "дельное...

История распространение волн в фотонных кристаллах история

История распространение волн в фотонных кристаллах история

Я не могу претендовать на то, чтобы беспристрастно судить о цветах. Я радуюсь сверкающим оттенкам и искренне сожалею о скудных коричневых цветах....

Секретные арктические базы третьего рейха Нацисткий «мост»: таймыр -лиинахамари, или что укрыто в штольнях девкиной заводи

Секретные арктические базы третьего рейха Нацисткий «мост»: таймыр -лиинахамари, или что укрыто в штольнях девкиной заводи

Детали похода могли быть несколько иными, но «534-я» обязательно должна была зайти в обе секретные арктические базы, находящиеся в глубоком тылу...

feed-image RSS