Разделы сайта
Выбор редакции:
- Евгений белаш мифы первой мировой
- Что помешало спасти "титаник"
- Конкурсы Английские конкурсы для детей
- Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать
- Городской открытый августовский педагогический совет Тематика проведения педсоветов в году
- Примеры стилей текста: калейдоскоп вариаций речи
- Лабораторная работа по информатике "работа с каталогами информационных образовательных ресурсов" Министерство образования РФ
- Сочинение My working day на английском с переводом
- Star wars: история далекой-далекой галактики - легенды и сказания
- Импульс силы можно рассчитать по формуле
Реклама
Литературный вечер сценарий они защищали родину. Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать. Об истории создания этой песни рассказывает ученик |
Валентина Меняйленко
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Калачеевская СОШ №6» Проект по литературному чтению на тему : «Они защищали Родину » Выполнил : ученик 4 «В» класса Меняйленко Игорь Руководитель : Грищенко О. П. г. Калач 2017 г. I. Введение…стр. 3. II. Основная часть 1. Что значит для меня Родина…стр . 5. 2. Они защищали Родину… .стр. 7. 3. Поэты и писатели о войне…стр. 8. 4. Герои войны…. стр. 13. Регулярный С. К….стр. 14. Регулярный Н. С…. стр. 14 III. Заключение….стр. 15. IV. Список литературы…стр . 16. V. Приложение….стр. 17. I. ВВЕДЕНИЕ В народе говорят : «Павшие живут, пока о них помнят» . Мы войны не знали, но слышали о том, какое это было страшное горе и трагедия для многих миллионов людей. Наши прабабушки и прадедушки приняли всю тяжесть событий на свои плечи в самом полном значении этого слова. Мы хотим, чтобы память о защитниках Отечества , отстоявших мир и свободу, о тех, кто пережил эту тяжёлую войну, всегда жила в наших сердцах. Актуальность проекта Вспомним всех поименно Героев вспомним своих. Это нужно не мёртвым! Это нужно живым! Тема проекта достаточно актуальна в наше время. Прошло более полувека со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Все меньше очевидцев страшного лихолетья остается с нами. Учащиеся начальной школы мало знают об этой войне, не задумываются, какой след оставила война в их семьях, в семьях их земляков. Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общества, потому что Великая Отечественная война - это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают еще жить рядом с нами, - подвиг, без которого не было бы ни нас с вами, ни России. Гипотеза : Память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне, людях, героически защищавших Родину , и передавать это по наследству. Цель проекта : определить роль прозы и поэзии о Родине и войне , их влияние на сознание людей в военное и послевоенное время. Задачи : Ответить на вопросы «Что такое Родина и патриотизм?» раскрыть историю трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войне; познакомить учащихся с поэтами и писателями – фронтовиками и их произведениями; рассказать о своих родственниках, защищавших Родину во время Великой Отечественной войны; развивать навыки работы с историческими источниками и умения анализировать художественные произведения; развивать умения устанавливать взаимосвязи между историческим и литературным процессами ; развивать умение использовать информационные технологии в процессе обучения; воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей Родины . II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Что значит для меня моя Родина Родина ! Это слово с детства знает каждый. Родина - это страна , в которой ты родился , живешь со своими родными и друзьями. Леса, поля, горы, реки - это все наша Родина . Мы гордимся своей Родиной и своим народом . Много славных подвигов совершил наш народ в годы Великой Отечественной войны. Мы любим свой родной язык, песни и танцы своего народа. Любить Родину – это своим трудом умножать её славу и богатство. Родина - это не только место, где я живу. Родина - это мой дом , в котором я родилась , Родина - это школа , где я учусь, это та улица, по которой я каждый день прогуливаюсь со своими друзьями. Моя Родина для меня безумно важна, у каждого человека она есть, но у меня она самая лучшая. Я бы не захотела иметь никакую другую Родину . Даже если я когда-нибудь уеду в другую страну, то всегда буду помнить о ней, вспоминать каждый момент, прожитый в ней. Никто не может забыть свою Родину , она всегда будет в нашем сердце. Это самое лучшее место, которое может быть на земле. ОТЧИЗНЫ МИЛОЙ КРАСОТА М. Пляцковский Как хорошо бродить в лесу , Малину рвать с куста И ненароком сбить росу С кленового листа. Послушать, как звенит сосна, Как дуб скрипит, гудя. Порой светла, порой грустна Мелодия дождя. Простор берёзовый любя И неба высоту, Мы открываем для себя Отчизны красоту. Понятны песенки всегда На птичьем языке, И сладкой кажется вода В обычном ручейке. Любой из нас узнать готов Знакомые стихи И в тихом шелесте цветов, И в шорохе ольхи. Простор берёзовый любя И неба высоту, Мы открываем для себя Отчизны красоту. Она проста, она чиста, Нельзя привыкнуть к ней, Отчизны милой красота Нас делает нежней. Нас озаряет неспроста Как радостный рассвет Отчизны милой красота, Которой краше нет! Простор берёзовый любя И неба высоту, Мы открываем для себя Отчизны красоту. 2. Они защищали Родину Более полувека назад, в 1941 году, на нашу страну напали фашистские войска. Весь народ поднялся тогда на защиту Родины ! Подвиг людей, защитивших нас , их потомков, никогда не будет забыт! Как можно забыть пролитую ради нашей свободы и счастья кровь? Как забыть подвиг солдата Александра Матросова, закрывшего своей грудью амбразуру вражеского пулемётного дзота, или подвиг лётчика Николая Гастелло, направившего свой горящий самолёт на скопление фашистских машин и танков? А так ли уж мал подвиг миллионов пехотинцев, месивших грязь бездорожья, выбивших врага с территории нашей страны и задавивших гадину в её чреве - в Берлине? Их ежедневный военный труд так же достоин восхищения и преклонения, как и отдельные, героические, подвиги, о которых написаны книги и сняты фильмы! Защищали Родину не только на фронте , но и в тылу. Без миллионов и миллионов женщин, подростков, специалистов, работавших в тылу на военных заводах, на полях, на текстильных фабриках, не состоялась бы наша Победа! Поэтому уже давно эти люди приравнены к полноправным участникам Великой Отечественной войны. Внесли свой вклад в дело освобождения Родины от иноземных захватчиков и военные медики, спасшие миллионы жизней, вернувшие в строй многие тысячи воинов. Дело освобождения Родины было всенародным , поэтому, когда мы говорим : «Они защищали Родину » , мы должны иметь в виду всё военное поколение, всех людей, живших в то время, - воевавших и трудившихся в тылу. Вечная им память и вечная им слава! А наша задача заключается в том, чтобы не забывать никогда самим и передать нашу память о войне и тех, кто защитил страну , нашим потомкам. 3. Поэты и писатели о войне Русская литература , издавна славившаяся своей близостью к народу, пожалуй, никогда не смыкалась так тесно с жизнью и не была столь целеустремлённой, как в 1941-1945 годах. В сущности, она стала литературой одной темы - темы войны, темы Родины . Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценит. Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира. Они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания. Советская литература военного времени была многопроблемной и многожанровой. Стихотворения, очерки, публицистические статьи, рассказы, пьесы, поэмы, романы создавались писателями в годы войны. Более тысячи писателей принимали участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, «пером и автоматом» защищая родную землю . Из 1000 с лишним писателей, ушедших на фронт, более 400 не вернулись с войны, 21 стали Героями Советского Союза. Известные мастера нашей литературы (М. Шолохов, Л. Леонов, А. Толстой, А. Фадеев, Вс. Иванов, И. Эренбург, Б. Горбатов, Д. Бедный, В. Вишневский, В. Василевская, К. Симонов, А. Сурков, Б. Лавренёв, Л. Соболев и многие другие) стали корреспондентами фронтовых и центральных газет. Когда гремели пушки, музы не молчали. На протяжении всей войны - и в тяжёлое время неудач и отступлений, и в дни побед - наша литература стремилась как можно полнее раскрыть моральные качества советского человека. Воспитывая любовь к Родине , советская литература воспитывала и ненависть к врагу. Значительна в литературе военных лет роль прозы. Проза Великой Отечественной войны достигла больших творческих вершин. В золотой фонд советской литературы вошли такие произведения, созданные в годы войны, как «Русский характер» А. Толстого, «Наука ненависти» и «Они сражались за Родину » М. Шолохова, «Взятие Великошумска» Л. Леонова, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Непокорённые» Б. Горбатова, «Радуга» В. Василевской и другие, ставшие примером для писателей послевоенных поколений. Поэзия (разумеется, лучшие вещи) немало сделала для того, чтобы в грозных, катастрофических обстоятельствах пробудить у людей чувство ответственности, понимание того, что от них, от каждого - ни от кого другого, ни на кого нельзя переложить ответственность - зависит судьба народа и страны. Список поэтов военного времени велик. Вот фамилии некоторых из них : Борис Слуцкий, Семён Гудзенко, Константин Симонов, Павел Коган, Евгений Винокуров, Булат Окуджава, Дмитрий Чибисов и многие другие. Семён Гудзенко ПЕРЕД АТАКОЙ Когда на смерть идут - поют, а перед этим можно плакать. Ведь самый страшный час в бою - час ожидания атаки. Снег минами изрыт вокруг и почернел от пыли минной. и умирает друг. И значит - смерть проходит мимо. Сейчас настанет мой черед, За мной одним идет охота. Будь проклят сорок первый год - ты, вмерзшая в снега пехота. Мне кажется, что я магнит, что я притягиваю мины. и лейтенант хрипит. И смерть опять проходит мимо. Но мы уже не в силах ждать. И нас ведет через траншеи окоченевшая вражда, штыком дырявящая шеи. Бой был короткий. глушили водку ледяную, и выковыривал ножом из-под ногтей я кровь чужую. Михаил Исаковский ВРАГИ СОЖГЛИ РОДНУЮ ХАТУ Враги сожгли родную хату, Сгубили всю его семью. Куда ж теперь идти солдату, Кому нести печаль свою? Пошел солдат в глубоком горе На перекресток двух дорог, Нашел солдат в широком поле Травой заросший бугорок. Стоит солдат - и словно комья Застряли в горле у него. Сказал солдат : «Встречай, Прасковья, Героя - мужа своего. Готовь для гостя угощенье, Накрой в избе широкий стол,- Свой день, свой праздник возвращенья К тебе я праздновать пришел…» Никто солдату не ответил, Никто его не повстречал, И только теплый летний ветер Траву могильную качал. Вздохнул солдат, ремень поправил, Раскрыл мешок походный свой, Бутылку горькую поставил На серый камень гробовой. «Не осуждай меня, Прасковья, Что я пришел к тебе такой : Хотел я выпить за здоровье, А должен пить за упокой. Сойдутся вновь друзья, подружки, Но не сойтись вовеки нам…» И пил солдат из медной кружки Вино с печалью пополам. Он пил - солдат, слуга народа, И с болью в сердце говорил : «Я шел к тебе четыре года, Я три державы покорил…» Хмелел солдат, слеза катилась, Слеза несбывшихся надежд, И на груди его светилась Медаль за город Будапешт. Евгений Винокуров У возвратившихся с фронта отцов, Мешки и подсумки облазив, Ребята не просят Цветных леденцов, А просят военных рассказов. Уступив настояньям ребят, Отцы им, пока не стемнело, Как взрослым, о жизни своей говорят И гладят их неумело. А дети задремлют, Наград боевых Касаясь во сне головою. Отцы осторожно баюкают их Песенкой Строевою. Чтоб снова на земной планете Не повторилось той войны, Нам нужно, чтобы наши дети Об этом помнили, как мы… 4. Герои войны На протяжении всей многовековой истории нашей Родины народ превыше всего ценил верность Отечеству, мужество и отвагу героев, борющихся за торжество добра и справедливости… Куда б ни шёл, ни ехал ты, Но здесь остановись, Могиле этой дорогой Всем сердцем поклонись. Кто б ни был ты - рыбак, шахтёр, Учёный иль пастух, - Навек запомни : здесь лежит Твой самый лучший друг. И для тебя, и для меня Он сделал все, что мог : Себя в бою не пожалел, А Родину сберёг . М. Исаковский Своей жестокой рукой война коснулась каждой семьи. И сегодня мы, оставшиеся на своей земле, политой кровью миллионов, обращаем свою память к тем нашим родным, кто отстоял нашу Родину . Наши семьи тоже коснулась Великая Отечественная Война… Практически у всех ребят нашего класса прабабушки и прадедушки воевали за нашу Родину , прославляя семьи подвигами. Одни из них были солдатами, другие- сестрами или братьями милосердия, кто-то трудился в тылу. Многих из них уже нет в живых, но мы будем о них помнить всегда! Я хочу рассказать о своём прапрадедушке Регулярном Серафиме Кузьмиче и о прадедушке Регулярном Николае Серафимовиче. Регулярный Серафим Кузьмич Родился в 1903 году в селе Лескове. До войны работал в колхозе. Был любящим мужем и отцом шестерых детей. Призван в армию в 1941 году. Участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками до полной победы в Великой Отечественной войне. Демобилизован из армии в 1945 году. После войны работал в колхозе «Путь Ленина» . Награждён медалями. Умер 16 ноября 1986 года. Родился 1924 году в селе Лескове. До войны работал в колхозе «Путь Ленина» . Призван в армию в октябре 1943 года. Участвовал в боях с Японией в воинской части 16976 в качестве телефониста артиллерийской части. Демобилизован в апреле 1950 года. После войны работал в колхозе. Награждён орденом Отечественной войны 2 степени и медалями. Я очень горжусь, что у меня такие прапрадедушка и прадедушка. Очень жалко, что я так мало знаю об их фронтовой жизни. Я бы хотел быть похожим на них, быть таким же смелым и мужественным. Может быть, благодаря им, я не знаю, что такое война. Я не знаю войны… III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Высота человеческого подвига определяется силой любви к жизни. Чем сильнее эта любовь, тем непостижимее измерение подвига, совершаемого человеком ради любви к жизни. И подвиг народа - это прямое отражение подвига каждого человека, умноженное на миллион, на десятки миллионов. Благодаря произведениям писателей и поэтов военного и послевоенного времени люди узнавали правду о войне, воодушевлялись на героические подвиги. Такие книги надо читать, особенно мальчишкам лет 14-16. В них правда о войне, о жизни и смерти, а не лозунги и сказки. Играя в компьютерные игры мы совсем теряем связь с реальностью, совсем не ценим то, что имеем. Мы должны сказать спасибо уникальным писателям, поведавшим нам о войне. Даже такие страшные темы они раскрывают доступно и захватывающе - читатель будто ныряет в сюжет, становиться невольным зрителем, соучастником. Мне кажется, что мы и сейчас способны на повторение подвига единения, братства и долга, который стал основным смыслом Великой Отечественной войны, закончившейся много лет назад. IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. История русской советской литературы /Под ред . П. Выходцева. -М., 1970.-С. 390. 2. Кузьмичёв И. Жанры русской литературы военных лет . - Горький, 1962. 3. Быков В. Сотников. – М.: Детская литература , 2015. 4. Сурков А. Стихи. – М.: Художественная литература , 1985. 5. Редактор-составитель Н. С. Шевцов, О тех, кто вернулся с войны, Воронеж 2000.-С. 559. Интернет ресурсы 6. Песня Победы [Электронный ресурс]: стихотворения // Ленинград Блокада Подвиг : [сайт]. – Режим доступа : http://blokada.otrok.ru/library/pobeda/index.htm – Загл. с экрана. 7. Тематические коллекции : День Победы. [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цели:
Оборудование: портрет А. Экзюпери, фотографии героев войны, фонограммы песен военных лет. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ Учитель: Дорогие, друзья! Уважаемые гости! Предлагаем вашему вниманию внеклассное мероприятие «Они сражались за Родину», посвященное 68-й годовщине освобождения Тахтамукайского района от немецко-фашистких захватчиков. (Слайд 1) Звучит музыка. На сцене появляется Маленький Принц. Маленький Принц: Послушайте, вы не видели моего друга Антуана де Сент-Экзюпери? Ведущий 1: (обращается к залу): Как сказать ему, что его друг писатель Антуан де Сент-Экзюпери погиб?! Давным-давно, во время войны! Ведущий 2: Знаешь, была война. Он ведь военным лётчиком. Однажды он отправился в полёт и не вернулся. Маленький Принц: Послушайте, а что такое война? Она кому-то нужна? Ведущий 1: Мы должны, обязаны объяснить Маленькому Принцу, что такое война. Ведущий 2: И тогда Маленький Принц поможет нам уничтожить в людских сердцах злобу, ненависть, равнодушие, тщеславие, эгоизм. Ведущий 1: Земля – планета непростая. На Земле люди много воевали. Ведущий 2: Войны выгодны королям – они получают новые земли, дельцам – их толстые кошельки наполняются золотом. Ведущий 1: Миллионам честолюбцев – они получают новые ордена. Теперь ты понял, кому нужна война? Ведущий 2: Был один такой герой, он называл себя императором Наполеоном Бонапартом. Он жил в стране твоего друга, во Франции, почти 200 лет назад. Ведущий 1: Когда фортуна подарила ему власть, он решил, что весь мир должен принадлежит ему. Ведущий 2: Но ведь люди так не считали. Началась война, опалившая огнём многие земли. Но народы доказали императору, что могут прожить без него. Ведущий 1: В ХХ веке появился ещё один вояка. Он звался Адольф Гитлер. Он вырастил целую породу людей – варваров, способных только истреблять, и начал войну, самую страшную на свете, в 1939 году. Ведущий 2: Франция героически сопротивлялась и сдалась фашистам через 42 дня. Ведущий 1: В большей степени пострадал Советский Союз. Война продолжалась четыре года. Фашисты были изгнаны с нашей земли. Ведущий 2: Послушайте, дети, что такое война. Началось это в 1941 году. (Слайды 3, 4, 5) Ведущий 1:
22 июня 1941 года – это один из
самых трагических дней в истории нашей страны.
Это был выходной день. Спали города и сёла,
после выпускных вечеров гуляла молодёжь.
Выпускники мечтали о своём будущем. Ничто не
предвещало беды. Едва начал брезжить рассвет,
часы показывали четыре часа утра… И вдруг
эту утреннюю тишину нарушило мощное вторжение
боевой техники: гул самолётов, лязг танков,
пулемётные очереди. Зазвучала незнакомая
речь… Ученик 1: Как и по всей стране, в районе началась мобилизация. В течение нескольких недель после начала войны на фронт ушло добровольно более двух тысяч человек, а всего из 27 тысяч населения района за годы войны в действующую армию ушло 8 тысяч человек. Ученик 2: Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Около месяца сражался её героический гарнизон, хотя германское командование отводило на захват крепости всего несколько часов. Среди героических защитников Брестской крепости были воины из Тахтамукайского района. Это Григорий Кошаков, Юсуф Ловпаче, Мухарбий Схатум, Челемет Дербок, Шабан Лаюк. Пали смертью храбрых под Брестом Аюб Басте из Панахеса, Юсуф Схаляхо из Афипсипа (Слайды 8, 9) Ученик 3:
Перед рассветом 22 июня 1941
года, на пограничную заставу, которой
командовал наш земляк старший лейтенант
Александр Сивачёв, двинулся батальон фашистов
под прикрытием сильного огня артиллерии и
танков. Более 12 часов бойцы заставы отбивали
атаки фашистов. Пересечь границу им удалось лишь
только тогда, когда погиб весь личный состав
заставы. Александр Сивачёв был посмертно
удостоен ордена Отечественной войны первой
степени. Ученик 4: Неся большие потери, фашисты продолжали наступать в глубь страны. Они захватили Белоруссию, Литву, Латвию, Эстонию, Молдавию, многие области Украины. Тяжёлые бои шли под Киевом, Одессой. Ленинград оказался в блокаде. Враг рвался к Москве. Многие наши земляки мужественно защищали столицу Украины – Киев. Под этим городом погиб Гучипс Псеуш, был тяжело ранен наш земляк Сергей Улезко. Ученик 5: Каждый день Великой Отечественной войны был подвигом на фронте и в тылу врага, проявлением беспредельного мужества народа, верности своей Родине. «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» – эти слова были сказаны героем – панфиловцем Василием Клочковым. 28 панфиловцев ценой своей жизни остановили вражеские танки под Москвой. В боях под Москвой были ранены Иван Ташников из посёлка Прикубанского, Пётр Недоруев из Энема, Рашид Савв из Новобжегокая. Ученик 6:
Ученик 7: И враг стал отступать. Медленно, но уверенно наши войска гнали фашистов обратно в его логово. 1418 дней шаг за шагом солдат Красной Армии освобождал свою землю от врагов. Ученик 8:
Ученик 9: Летом 1942 года противник предпринял наступление на южном фронте. Захватив город Ростов, фашисты повели наступление по двум направлениям: на юг – на Кавказ и на восток – на Сталинград. (Слайды 14, 15) Ученик 10: Знаменитая Сталинградская битва продолжалась 200 дней и ночей. В городе шли бои за каждый этаж, дом, квартиру, улицу. Это был кромешный ад. В летопись Сталинградской битвы вписали славные страницы наши земляки: Халид Ачмиз, Юсуф Хизетль, Хот Бжассо, Павел Сержанов, Владимир Титенков и многие другие. (Слайды 16, 17, 18, 19) Ученик 11: 10 августа 1942 года фашисты захватили город Краснодар. 12 августа территория Тахтамукайского района была полностью оккупирована фашистами. Наступили чёрные дни оккупации. В период оккупации на территории Краснодарского края и Адыгеи действовало около 86 партизанских отрядов. Они делали всё возможное, чтобы подорвать силы фашистов. Ученик 12: И в редкие минуты затишья люди вспоминали свой дом, родных и близких им людей. Представляли, как счастливо они будут жить после войны…
(Звучит песня «На безымянной высоте») Ученик 13: 11 января 1943 года войска Красной Армии начали наступление и 29 января 1943 года была освобождена вся восточная часть Адыгеи. Ожесточенные бои шли на территории Тахтамукайского района. Населённые пункты неоднократно переходили из рук в руки. 12 февраля 1943 года освобождены хутора Суповский, Новый Сад, аулы Тахтамукай и Козет. Ученик 14: 13 февраля 1943 года освобождён посёлок Энем. В числе освободителей были наши земляки, Алексей Черник и Семён Хлудеев. В этот же день после ожесточённого сражения воины 32-й гвардейской стрелковой дивизии и 83-й горно-стрелковой дивизии освободили аул Новобжегокай. (Слайды 27, 28) Ученик 15:
14 февраля воины 32-й
гвардейской стрелковой дивизии форсировали реку
Афипс, освободили хутор Коваленко. Развернув
свои наступательные операции, 353-я стрелковая
дивизия освободила 15 февраля 1943 года аул
Панахес. С 13 по 18 февраля 1943 года шли бои за аул
Афипсип и к 7 часам утра 18 февраля освободили этот
аул. В 14.00 освобождён аул Псейтук. Так завершилась
операция по освобождению нашего района от
немецко-фашистских захватчиков. (Слайды 29,30) Ведущий 2: Воины Тахтамукайского района героически сражались на фронте с первого до последнего дня войны. Они воевали под Брестом и Москвой, Ленинградом и Киевом, защищали Сталинград и Новороссийск, освобождали страны Европы и дошли до Берлина. Но не все воины вернулись домой с той войны. (Слайды 31, 32, 33) Ученик 16: Немало воинов полегло при освобождении Тахтамукайского района. Имена воинов, отдавших свою жизнь за освобождение нашего района, навсегда останутся в памяти его жителей. Святыми местами для жителей района стали братские могилы, где похоронены освободители. Ведущий 1: Именем воинских частей, освободивших район, названы улицы. Многим освободителям присвоены звания почётных граждан района. Среди них Алексей Михайлович Черник, Александр Кириллович Теплов, Пётр Андреевич Терехов и другие. Ведущий 2:
Ведущий 1: Все меньше остаётся участников тех страшных событий, тем больше наша ответственность перед этими удивительными людьми. Низкий поклон и огромное спасибо всем, кто подарил нам возможность жить и учиться под чистым, мирным небом. (Слайды 36,37) Ведущий 2:
Все: Никогда! Никогда! Никогда! Звучит песня «Ты не бойся, мама!». Использованная литература:
Чтец: Солдат! Ты почетную службу несешь! Ведущий: 23 февраля это праздник тех, кто носит погоны, тех, кто носил их когда-то или будет их носить в будущем. Конечно же, это всенародный праздник, потому что в России просто нет такой семьи, которой не коснулся бы этот праздник. Чтец: Пускай назад история листает Ведущая: Наше поколение не участвовало в Великой Отечественной войне, но Ведущий: Война уничтожала голодом, холодом, нищетой, и в то же время война Чтец: И вот в свои семнадцать лет Ведущий: Обращение памяти военных лет непременно включает в себя Исполнение песни «Журавли». Ведущая: Их называют «афганцами». Русские парни, теперь уже ставшие Ведущий: Я часто думаю о людях, совершивших подвиг и при этом погибших. Ведущая: Бой завязался на рассвете и протекал в синей утренней мгле. Чтец: Над горами, цепляя вершины, кружат вертолеты, Исполнение песни «Там за туманами». Чтец: Солдат войны не выбирает – Ведущий: Чечня. Еще одна боль. Боль израненных тел. Боль матерей не Чтец: «Материнская надежда». Ведущий: Николай не ответил. Зайти в тыл – значит вызвать огонь на себя. Но и Ведущая: — Так я пойду? – настойчиво переспросил он брата. Чтец: «Память друга». Два друга служили в далеком краю, Чтец: Мы хороним любимых, но сколько бы Ведущий: В память тех, кто погиб в Великую Отечественную войну, а также Ведущая: О войне говорить тяжело, но мы не имеем права забывать о ней. О тех, Исполнение песни «Позови меня тихо по имени». Ведущий: Искрение слова благодарности и признательности мы сегодня хотим Чтец: Для нелегкой воинской науки Звучит музыка из кинофильма «Офицеры». Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку классного часа «9 мая - День Победы» Сценарий литературно - музыкальной композиции «Они защищали Родину» (для учащихся 8-ых классов) Разработала: учитель русского языка и литературы МОУ СШ № 85 имени Героя РФ Г.П. Лячина г. Волгограда Стретельникова Светлана Геннадьевна Цель : воспитание патриотических чувств к историческому прошлому нашей Родины, воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества, память о тех, кто защищал Родину и тем, кто пережил эту войну. Задачи: расширить исторический кругозор, укрепить уважительное отношение к традициям народа. Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор. Ход мероприятия: 1 ведущий. Вновь солнце встает над нашим городом, над нашей страной и благодатными лучами согревает все, что мы любим, что нам так дорого, все, чем мы живем. 2 ведущий. Мы - поколение XXI века, счастливое поколение. Мы не ощутили на себе, что такое война, о ней мы узнаем из книг, из кинофильмов, из рассказов ветеранов. Звучит фонограмма «Березовые сны». (В исполнении Кобзона) 1 ведущий. Такою все дышало тишиной, Что вся земля еще спала, казалось. Кто знал, что между миром и войной Всего каких-то пять минут осталось! 2 ведущий. Мирный сон страны был прерван 22 июня 1941 года. 2 ведущий Вдруг разнеслись по эфиру памятные слова… Фонограмма - Ю.Левитан о начале войны. Исполняется песня «Священная война». 1 ведущий. День 22 июня памятен нам как один из самых трагических дней в истории страны. Фашистская Германия без объявления войны напала на СССР. 2 ведущий. И встала, ощетинилась страна Штыками, рвами, жерлами орудий. Так началась великая война, которую забыть не вправе люди. 1 ведущий. Над нашей Родиной нависла смертельная опасность. В стране началась всеобщая мобилизация. Исполняется марш «Прощание славянки». 2 ведущий. Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил… 1 ведущий. Тем, кто вместе с дымом улетал из бухенвальдских печей… 2 ведущий. Тем, кто согревался дыханием в стужу блокадных ночей… 1 ведущий. Тем, кто на речных переправах шел, словно камень ко дну… 2 ведущий. Тем, кто на века безымянным канул в фашистском плену… 1 ведущий. Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов. 2 ведущий. Тем, кто по 16 часов в сутки не отходил от станков… 1 ведущий. Тем, кто собирал на полях каждый колосок… 2 ведущий. Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов… 1 ведущий. Всем тем, кто ушел в бессмертие и победил, посвящается наша композиция. 2 ведущий. Мы помним, как горели рощи, Земля чернела, напиваясь крови. Солдаты бились в праведном бою И умирали вдалеке от дома За Русь, за Родину свою! Исполняется стих. М. Агашиной «Солдату Сталинграда» 2 ведущий. Война…На каждый километр - семь с половиной тысяч убитых, то есть 15 человек на каждые два метра. 1 ведущий. А сколько было раненых, сколько молодых ребят остались инвалидами… 2 ведущий. Сколько было замучено в концлагерях… 1 ведущий. Сколько осталось после войны вдов и сирот 2 ведущий. Каким счетом измерить человеческое горе? И разве цифрами можно измерить меру героизма советских людей? Исполняется песня «Темная ночь». 1 ведущий . Женщина и война. Кажется, что эти понятия несовместимы. Но когда пришла Великая Отечественная, в которой решалась судьба народов, почти миллион женщин взяли в руки оружие. Женщины, оставшиеся в тылу, работали на нужды фронта, старались сберечь домашний очаг, детей. Они ждали возвращения солдат-воинов домой, они свято верили в Победу! 2 ведущий. Мысли о любимых женщинах согревали солдат, придавали им силы, вдохновляли их на героический подвиг, на защиту своего дома, своей любимой, своих детей, своей Родины. Исполняется песня «Огонек» 1 ведущий :1418 дней длилась Великая Отечественная война. Фашистские варвары разрушили и сожгли 70 тысяч городов и сел. 2 ведущий: Враг не щадил ни женщин, ни стариков, ни детей. 27 миллионов жизней унесла война. Мы должны помнить об этой страшной цене, заплаченной за нашу Победу. 1 ведущий: На закате горят города, Не грусти, не надейся на чудо. Эшелоны уходят туда, И они не вернутся оттуда. 2 ведущий: Провожала нас Родина-мать И шинель, и винтовку вручила. Не спросила в бою погибать И в бою отступать не учила. Исполняется песня «Последний бой». 2 ведущий: Вспомним всех поименно, Вспомним сердцем своим. Это надо не мертвым, Это надо живым. Объявляется минута молчания. 1 ведущий Просим почтить память погибших минутой молчания. Звучит фонограмма - Ю. Левитан об окончании войны. 1 ведущий: Победа! Какой долгожданной ты была для каждого советского человека, для всех народов, освобожденных от фашизма Исполняется песня «Майский вальс». 1 ведущий: Знамя Победы алое - символ дружбы и счастья людей. 2 ведущий: Знамя Победы алое - это мир для планеты людей! Вместе: С праздником, с Днем Победы! 1 ведущий: А теперь для Вас исполняется вальс кадетов. Звучит песня «День Победы». Номинация «Сценарий классного часа или другого мероприятия» Разработала Егорова Римма Евгеньевна, учитель математики и физики МОУ Лучинниковской ООШ Калязинского района Контактный email Контактный телефон 8-910-843-71-32 Урок мужества «Они защищали Родину» Цели: ф ормировать у ребят высокое патриотическое сознание, верность Отечеству; воспитывать у подростков уважительное отношение к ратным подвигам защитников Отечества; содействовать формированию у учащихся чувства долга, гражданской ответственности. Задачи: воспитание гордости за Российское государство; у крепление любви к родине, увековечивание памяти воинов, погибших при защите Отечества в годы ВОВ; в оспитание чувства уважения к героическим поступкам в военное время; проведение исследовательской работы «Женщины-герои войны». Подготовительная работа к мероприятию : Подготовка музыкального сопровождения. Подбор стихотворений, разучивание песен военной тематики. Создание мини-проектов о женщинах на войне Подготовка выставки книг Ожидаемые результаты: эмоциональный отклик в сердцах старшеклассников; желание изучать историю своей страны, историю Великой Отечественной войны; желание выразить отношение к войне, к подвигу русского солдата, русского народа в годы войны; осознание важности предотвращать мирным путем любой конфликт, сохраняя мир на земле. Ход мероприятия: (На фоне мелодии из к/ф «Офицеры») Время стремительно бежит вперед. Стала историей Великая Отечественная война. Уже выросло не одно поколение людей, никогда не слышавших ужасный вой сирен и грохот орудий. 70 лет прошло со Дня Великой Победы. Но не стерлась в людской памяти война. И забыть ее мы не имеем права. Потому что история - это судьба каждого, кто вынес на себе годы смертельных боев, годы ожидания и надежды, кто каждый день совершал подвиг. До сих пор не залечены раны, не иссякла боль. Никогда не будут забыты те, кто отдал жизнь за великую победу, за то, чтобы мы с вами сегодня жили и не знали, что такое горе от потери родных и близких, чтобы над нами было мирное небо. Ведущий:. Наше Отечество выстояло в борьбе с сильным и коварным врагом , совершив подвиги , длившиеся четыре огненных года . - Как вы понимаете слово – "подвиг"? Учащиеся рассуждают. Ведущая: Подвиг – это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям , во имя людей жертвует всем , даже собственной жизнью . Бывает подвиг одного человека , двух , трех , сотен , тысяч , а бывает ПОДВИГ НАРОДА , когда народ поднимается на защиту Отечества , его чести , достоинства и свободы . Почти вся Западная Европа лежала под кованной пятой немецко - фашистских захватчиков , когда фашистская Германия мощь своих танков , самолетов , орудий и снарядов обрушила на наше государство . И нужно было быть очень сильным народом , иметь стальной характер , обладать великой нравственной силой , чтобы противостоять врагу , побороть его несметные силы . 1418 дней беспримерного народного подвига. Что давало поколению Великой Отечественной войны решимость и силу для подвигов? Учащиеся рассуждают Сегодня мы собрались в этом зале затем, чтобы вспомнить о событиях семидесятилетней давности, о времени, когда на нашу землю пришел враг, о том, какой была война, как пережили ее наши деды и прадеды, о том, как живет память о войне сегодня в наших сердцах. Ведущий : Великая Отечественная война явила миру пример массового участия советских женщин в защите Отечества. Женщине пришлось стать солдатом. Женщина и война... Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы... 1 чтец: Да разве об этом расскажешь В какие ты годы жила! Какая безмерная тяжесть На женские плечи легла!.. В то утро простился с тобою Твой муж, или брат, или сын, И ты со своею судьбою Осталась один на один. Один на один со слезами, С несжатыми в поле хлебами Ты встретила эту войну. И все - без конца и без счета - Печали, труды и заботы Пришлись на тебя на одну. А тучи свисают все ниже, А громы грохочут все ближе, Все чаще недобрая весть. И ты перед всею страною, И ты перед всею войною Сказалась - какая ты есть. Ты шла, затаив свое горе, Суровым путем трудовым. Весь фронт, что от моря до моря, Кормила ты хлебом своим. В холодные зимы, в метели, У той у далекой черты Солдат согревали шинели, Что сшила заботливо ты. Бросалися в грохоте, в дыме Советские воины в бой, И рушились вражьи твердыни От бомб, начиненных тобой. М. Исаковский. Ведущий : По комсомольскому призыву в начале 1942 года в ряды Красной Армии пришло свыше 550 тысяч женщин-добровольцев. Более 1 миллиона 200 тысяч женщинслужило в рядах Советской Армии в период Великой Отечественной войны. Из них более 300 тысяч в войсках ПВО страны. В массовом партизанском движении участвовало более 100 тысяч женщин. За заслуги в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками свыше 150 тысяч женщин награждены боевыми орденами и медалями. Свыше 200 человек получили ордена Славы 2-й и 3-й степени, 86 женщин удостоены званиями Героя Советского Союза. Таковы цифры. Их мы знаем. А за ними судьбы, целые жизни, перевернутые, искореженные войной: потеря близких, утраченное здоровье, женское одиночество, невыносимая память военных лет. Об этом мы знаем меньше. Я ушла из детства в грязную теплушку, В эшелон пехоты, в санитарный взвод. Дальние разрывы слушал и не слушал Ко всему привыкший сорок первый год. Я пришла из школы в блиндажи сырые. От Прекрасной Дамы - в «мать» и «перемать». Потому что имя ближе, чем «Россия», Не смогла сыскать. Ю. Друнина. Ведущий: У каждой из женщин была своя дорога на фронт. Но побуждение одно – Родина. И желание одно - спасти Родину. Чтец:
В тот июнь чего не повидали вы, Мини-проект о Надежде Богдановой – юной партизанке: Девочка десяти лет, маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, все, подмечая и запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты. Первый раз её схватили 1941 году. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву на расстрел, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, партизаны нашли её живой. Второй раз её схватили в конце 1943 года и снова пытали. Её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Местные жители выходили её парализованную и почти слепую. Надя награждена орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени. Чтец:
Мы слышим их. Закрыты учебники-книжки, Стонет небо раскатами, Ушли на войну мальчишки, Ушли и стали солдатами. Снаряды роют воронки, Дым плывет по откосам Уходили на фронт девчонки, Под пилотками прятали косы. Ведущий: Особо хочется сказать о медицинских сестрах. Это были большей частью девушки 18 – 20 лет, совсем хрупкие, нежные, взвалившие на свои плечи непосильный груз горя, боли, смерти… Они, как могли, помогали бойцам, их с благодарностью звали сестрами милосердия Чтецы: Только что пришла с передовой Мини-проект о Наташе Качуевской В Государственном архиве современной документации Астраханской области хранятся документы, содержащие сведения об отважном санинструкторе 105-го гвардейского стрелкового полка, Натальи Качуевской. 20 ноября 2012 года исполнилось 70 лет со дня ее гибели. В Калмыцкой степи, южнее поселка Хулхута, стоит одинокий обелиск. На фото юная девушка. Надпись гласит: "Качуевская Наталья Александровна 1922-1942". Всего 20 лет было юной медсестре 105-го гвардейского стрелкового полка, когда она погибла в неравной схватке с немецкими захватчиками, спасая раненых бойцов. 20 ноября 1942 года она навсегда обессмертила свое имя. …А враг наседал. Над окопами гвардейцев бушевало сплошное море огня. Вот уже осталось только 9 бойцов. Но они сражались. А вместе с ними и Наташа Качуевская. Ее безграничная храбрость воодушевляла гвардейцев. Даже раненые не выпускали из рук оружия. Бой продолжался. Вот уже не осталось ни одного здорового бойца: кто не погиб, тот был ранен... Осталась одна Наташа... А враги снова и снова бросались в атаку. Защищая раненых бойцов, Наташа отстреливалась от врагов до последнего патрона. Когда кончились патроны, пошли в ход гранаты. Последней гранатой Наташа подорвала себя и окруживших ее врагов. Взрывом гранаты Наташу отбросило в сторону... Чтец:
Улица Наташи Качуевской
Ведущий: Фронт проходил всюду - на передовой и в тылу. Воевали все - отцы, матери, дети... Среди них и наша землячка Елизавета Чайкина. Война застала Чайкину в городе Калинине на партийных курсах. И уведет тропинка от крыльца, И от любви, и от родного дома, И превратится на глазах в бойца Всегда веселый секретарь райкома... А. Скворцов Мини-проект о Л. Чайкиной : С началом оккупации немецко-фашистскими войсками Калининской области Лиза Чайкина- секретарь подпольного райкома ВЛКСМ и один из организаторов партизанского отряда, действовавшего на территории и областей, участвовала в его боевых действиях. Но главной задачей Лизы в отряде была агитационная работа. Листовки и газеты, что несла Лиза, людям были сродни хлебу, потому что только из них люди могли узнать правду о происходящем. В ноябре Лиза была отправлена в с целью разведки численности вражеского гарнизона. С газетой «Правда» обошла ряд населенных пунктов, рассказывая людям о торжественном заседании и параде в Москве в честь 24-й годовщины Великого Октября. По пути она зашла на хутор к своей подруге Маше Купровой, где её заметил староста. По доносу предателя партизанка была схвачена фашистами. Немцы расстреляли семью Купровых, а Лизу Чайкину увезли в Пено. Гитлеровцы подвергли отважную партизанку жестоким пыткам. Лиза не назвала даже своего имени… Не добившись ответа, фашисты собрали жителей поселка Пено и стали спрашивать, кто знает ее. Знали все, но молчали.. Нашлась всё-таки гадкая душонка и назвала имя комсомолки. На берегу Волги, у старой водокачки, в присутствии жителей поселка, немцы расстреляли Лизу Чайкину. Последними словами партизанки были: «Наши придут. Победа будет за нами!» Шёл ноябрь 1941 года. Поэт Михаил Светлов посвятил "Чайке"такие строки: Вот мне секунды останется жить! Люди идут молчаливой толпой, Десять шагов отсчитал лейтенант, Семнадцать дней партизаны безуспешно пытались унести труп Лизы. Немцы увеличили карательные отряды, беспощадно расправлялись с населением. И все-таки на восемнадцатый день труп Лизы исчез. Партизаны унесли тело народной героини в лес и похоронили ее с воинскими почестями. Молва о Лизе летела из дома в дом. Из сел, деревень к месту расправы с Лизой шли женщины, которые никогда ее даже не видели, - шли, чтобы отдать последний долг народной героине, поцеловать землю, которую она обагрила своей кровью . За героический подвиг Лизе Чайкиной было присвоено звание Героя Советского Союза(посмертно) 6 марта 1942 года. Также Лиза Чайкина была награждена орденом Ленина. Чтецы: На месте,где ты упала, раскинув, как крылья,руки Весёлые незабудки цветут голубым ковром.…………………… О, если б могла ты видеть, какие посевы всходят, Какие встали из праха деревни и города! …………………… Стоишь ты,одетая в бронзу. Горит звезда золотая На сером камне высоком, пылает,как сердце бойца. Мария Комиссарова Солнце мая сгонит Ведущий: Как приходит к человеку бессмертие? Наверное, по-разному. Но всегда к тем, кто жил для людей. Проходят десятилетия, а имя человека все остается в сердце, как будто он был тебе родным. И память о нем помогает в трудные дни. ЧТЕЦЫ: Нет, это не заслуга, а удача – Стать девушке солдатом на войне. Когда б сложилась жизнь моя иначе, - Как в День Победы стыдно было б мне. С восторгом нас, девчонок, не встречали: Нас гнал домой охрипший военком. Так было в сорок первом. А медали И прочие регалии – потом… Смотрю назад, в продымленные дали: Нет, не заслугой в тот зловещий год, А высшим счастьем девушки считали Возможность умереть за свой народ. Ведущий:
Каждый день Великой Отечественной войны, прожитый на фронте и в тылу врага, – это подвиг беспредельного мужества и стойкости советских людей, верных Родине. Неугасима память поколений И память тех, кого мы свято чтим. Давайте, люди, встанем на мгновенье И в скорби постоим и помолчим. А. Фатьянов «Метроном» Прошу всех встать! Чтецы: О, женщины войны, - лихой годины! Вы пережили столько, что не передать словами. Победы знамя над Берлином Водружено и вашими руками! Вот почему сынов Отчизны воинскую славу Вы разделили, женщины, по праву. В. Слёзкин. Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные! Ведущий: Что бы вы написали защитникам? Что бы вы им рассказали, что пожелали? (ответы детей) Перед вами листы бумаги, запишите ваше обращение к ветеранам, давайте сложим фронтовое письмо – треугольник. А правильно сложить его нам поможет стихотворение. (Письма могут быть переданы в районный Совет ветеранов или вручены ветеранам на встрече) Написал я то, что надо, Во время учебы в школе,ребята, вы ещё не раз будете обращаться к страницам этой войны на разных уроках. К сожалению, историю часто «переделывают» в угоду тем или иным людям. Вы вырастете, и у вас сложится свое мнение об этой войне. Но неизменным для вас должно остаться одно – подвиг, мужество, героизм людей, подарившим нам жизнь. Чтец: Любой народ живет веками, Ведущий: Сегодня патриоты России нужны не меньше, чем в годы войны. Сегодня тоже идет бой – бой за будущее страны, за будущее живущих в ней людей. Каким оно будет, зависит от тех, кто юн, кому предстоит во многом разобраться, всё понять и взвесить, чтобы стать достойным сыном Отечества. Как хорошо проснуться на рассвете, Как хорошо, что ночью снятся сны, Как хорошо, что кружится планета, Как хорошо на свете без войны! |
Читайте: |
---|
Новое
- Что помешало спасти "титаник"
- Конкурсы Английские конкурсы для детей
- Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать
- Городской открытый августовский педагогический совет Тематика проведения педсоветов в году
- Примеры стилей текста: калейдоскоп вариаций речи
- Лабораторная работа по информатике "работа с каталогами информационных образовательных ресурсов" Министерство образования РФ
- Сочинение My working day на английском с переводом
- Star wars: история далекой-далекой галактики - легенды и сказания
- Импульс силы можно рассчитать по формуле
- ю Высшие и центральные государственные учреждения