Реклама

Главная - Некрасов Анатолий
Тема экологии в художественной литературе. Экология в произведениях современных писателей Оформление экология в русской литературе

«Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое собственноеуничтожение те силы природы, которые они смогли открыть и покорить».

Современный писатель В.Распутин утверждал: «Говорить сегодня об экологии - это, значит, говорить не об изменении жизни, а о её спасении». К сожалению, состояние нашей экологии весьма катастрофическое. Это проявляется в обеднении флоры и фауны. Далее автор говорит о том, что «происходит постепенное привыкание к опасности», то есть человек не замечает, насколько серьёзна сложившаяся ситуация. Вспомним проблему, связанную с Аральским морем. Дно Арала оголилось настолько, что берега от морских портов ушли на десятки километров. Очень резко поменялся климат, произошло вымирание животных. Все эти неприятности сильно повлияли на жизнь людей, живущих на территории Аральского моря. За последние два десятилетия Аральское море лишилось половины объёма и более трети площади. Оголившееся дно огромной площади превратилось в пустыню, которая стала называться Аралкум. Кроме того, в Арале содержатся миллионы тонн ядовитых солей. Эта проблема не может не волновать людей. В восьмидесятые годы были организованы экспедиции, решающие задачи и причины гибели Арала. Врачи, учёные, писатели размышляли и исследовали материалы этих экспедиций.

В.Распутин в статье «В судьбе природы - наша судьба» размышляет о взаимоотношениях человека с окружающей средой. «Сегодня не надо гадать, „чей стон раздаётся над великой русской рекой“. То стонет сама Волга, изрытая вдоль и поперёк, перетянутая плотинами гидростанций», - пишет автор. Глядя на Волгу, особенно понимаешь цену нашей цивили - зации, то есть тех благ, которые создал для себя человек. Кажется, побеждено всё, что можно было, даже будущее человечества.

Проблему взаимоотношения человека с окружающей средой поднимает и современный писатель Ч.Айтматов в произведении «Плаха». Он показал, как человек своими руками разрушает красочный мир природы.

Роман начинается с описания жизни волчьей стаи, которая спокойно живёт до появления человека. Он буквально всё сносит и уничтожает на своём пути, не думая об окружающей природе. Поводом для такой жестокости послужили всего лишь затруднения с планом мясосдачи. Люди издевались над сайгаками: «Страх достиг таких размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох, и само солнце тоже мечется и ищет спасения...» В этой трагедии погибают дети Акбары, но на этом её горе не заканчивается. Далее автор пишет, что люди устроили пожар, в котором погибают ещё пять волчат Акбары. Люди ради своих целей могли «выпотрошить земной шар, как тыкву», не подозревая о том, что природа также им отомстит рано или поздно. Одинокая волчица тянется к людям, хочет перенести свою материнскую любовь на человеческого ребёнка. Это обернулось трагедией, но на этот раз для людей. Человек в порыве страха и ненависти к непонятному поведению волчицы стреляет в неё, но попадает в собственного сына.

Данный пример говорит о варварском отношении людей к природе, ко всему, что нас окружает. Хотелось бы, чтобы в нашей жизни было больше заботливых и добрых людей.

Академик Д.Лихачёв писал: «Человечество тратит миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также окружающую нас природу». Конечно же, всем хорошо известна целительная сила природы. Я думаю, что человек должен стать и её хозяином, и её защитником, и её умным преобразователем. Полюбившаяся неторопли - вая речка, берёзовая роща, неугомонный птичий мир… Мы не будем им вредить, а постараемся защитить.

В этом веке человек активно вторгается в естественные процессы оболочек Земли: добывает миллионы тонн полезных ископаемых, уничтожает тысячи гектаров леса, загрязняет воды морей и рек, выбрасывает в атмосферу ядовитые вещества. Одной из важнейших экологических проблем века стало загрязнение вод. Резкое ухудшение качества воды рек и озёр не может, не отразится на здоровье людей, особенно в районах с плотным населением. Печальны экологические последствия аварий на АЭС. Эхо Чернобыля прокатилось по всей европейской части России, и ещё долго будет отражаться на здоровье людей.

Таким образом, человек в результате хозяйственной деятельности наносит большой ущерб природе, а вместе с этим и своему здоровью. Как же тогда человеку строить свои отношения с природой? Каждый человек в своей деятельности должен бережно относится ко всему живому на Земле, не отторгать себя от природы, не стремиться возвысится над ней, а помнить, что он её часть.

Выставка подготовлена в связи с Годом литературы в России и посвящена писателям и поэтам Кемеровской области.

Будучи неповторимыми каждый в своём роде, в то же время все вместе писатели составляют основу общего потока, объединяющего отдельные ручейки в одну мощную реку под названием «литература». Совокупность имён, совокупность представленных на выставке произведений даёт достаточно полное представление о современной самобытной литературной жизни Кузбасса. Разделы «Проза» и «Поэзия» отражают текущее состояние кузбасской литературы.

ПРОЗА

Чем прозрачнее воздух, тем ярче солнечный свет.
Чем прозрачнее проза, тем совершеннее ее красота
и тем сильнее она отзывается в человеческом сердце.
Паустовский К. Г.

Советский и российский писатель, прозаик, член Союза писателей СССР с 1966 года, автор свыше двадцати книг.

Родился 12 мая 1933 года на Алтае в селе Васильчуки. После окончания Новокузнецкого педагогического института работал в областных газетах Кузбасса, в геологической партии. С 1963 по 1968 год был главным редактором Кемеровского книжного издательства. С 1971 по 1983 годы возглавлял Кемеровскую писательскую организацию. Редактировал альманах «Огни Кузбасса» (1966 – 1986). Первый рассказ был опубликован в газете «Комсомолец Кузбасса» в 1953 году.

Мазаев, Владимир Михайлович. Синь-тайга
[Текст]: повести, рассказы, картинки с таежных троп / Владимир Михайлович Мазаев. – Кемерово: Офсет, 2012. – 267, с.

В сборник прозы «Синь-Тайга» вошли повести: Набат сердца; Пещёра; Прекрасная моя тунгусочка; рассказы: Жив останусь – свидимся; Багульник – трава пьяная; Черёмуховые холода; Синь-Тайга; Нюрка из Тарлашки; У костра догорающего; Траектория Любви; Лихоманка; Картинки с таёжных троп: Под сенью северной ночи; Ситуация над Саргинским хребтом; Ночь длинных «Ножей»; Летим бомбардироваться!; Осенняя светомузыка; Декабрьские мелодии.

Тотыш, Юрий Софронович. Бочаров
[Текст]: документальный роман / Юрий Софронович Тотыш. – Кемерово: Весть, 2013. – 225, с.: фот.

Это документальный роман о жизни и работе Виктора Ивановича Бочарова – известного в стране шахтостроителя, Героя Социалистического Труда, кавалера ордена Трудового Красного Знамени, Почётный шахтёра, Почётный гражданин г. Нерюнгри. Коллективы, которыми он руководил, создали сотни угольных и других промышленных предприятий, построили города – Березовский в Кемеровской области и Нерюнгри в Якутии. Книга насыщена малоизвестными историческими фактами крупнейших строек Якутии и Кемеровской области.

ПОЭЗИЯ

Поэзия это не «лучшие слова в лучшем порядке», это – высшая форма существования языка.
Иосиф Бродский

Бурмистров Борис Васильевич (08.08.1946, Кемерово) – поэт, публицист. Окончил Сибирский политехнический техникум. Работал механиком в городах Кузбасса. Председатель правления СП Кузбасса, секретарь правления СП России. Академик Петровской академии наук и искусств. Живет в Кемерово. Публиковался в журнале «Сибирские огни», «День и ночь», «Наш современник». Первая книга – «Не разлюби» (Кемерово, 1989). Автор книг «Душа», «Поклонись земле русской» (обе – 1992), «Песочные часы», «Лирика» (обе – 1995), «Живу и радуюсь, и плачу...» (1999), «День зимнего солнцестояния» (2001), издается в Кемерово и Москве. Лауреат премий им. В. Д. Федорова, им. Н. Клюева.

Бурмистров, Борис Васильевич. Русской напето судьбой
[Текст]: новые стихи / Борис Васильевич Бурмистров. – Кемерово: Дом литераторов Кузбасса, 2012. – 68 с.

Свое творчество посвятил людям, живущим рядом, отчему дому, родному краю и городу, которые стали для него источником вдохновения.

В сборник вошли такие стихотворения как «Вопрошение», «В этой жизни короткой и вечной», «Время назад никогда не вернется», «То посев, то снова жатва», «Неудачи и удачи», «Время к маю, вновь тают снега», «Так просто – ногу стремя», « Мой ангел», «Жертвоприношение», «Код Вселенной» и др.

Горянец Эдуард Максимович родился в 1939 году в г. Ленинграде. В 1942 году был вывезен из блокадного Ленинграда, почти всю трудовую жизнь проработал на ПО «Прогресс», в настоящее время пенсионер. Член Союза Кузбасских писателей, член Союза писателей Кузбасса. Автор поэтических сборников: «Чего душе не хватает?», «Образ твой», Госпожа Любовь», «Почка вербы обомлевшей», Наперекор судьбе», «Душа ранимая», «Через бездну разлуки», Хрустальный родник», «В плену любви», «Казацкая шашка» и др. За последние четыре года было выпущено более 18 поэтических сборников. Неоднократно публиковался в литературных журналах России «Южная звезда», «Дальний восток», «Начало века», «Огни Кузбасса» и т.д.

Горянец, Эдуард Максимович. История моего Кузбасса
[Текст]: в стихах / Эдуард Максимович Горянец. – Кемерово: Типография, 2014. – 182, с.

В Кузбассе вышла книга известного кузбасского поэта Эдуарда Максимовича Горянца «История моего Кузбасса». Это поэма в стихах об истории Кузнецкой земли с древнейших времен до новейшего времени. Она снискала большое внимание со стороны читателей и других писателей, которые очень высоко оценили поэтичность и красоту слова. Историки же отмечают четкость событий и действий, описанных в поэме. Данная книга пока является единственным историческим произведением в Кузбассе, написанным на поэтическом художественном языке.

Мурзин Дмитрий Владимирович родился в городе Кемерово в 1971 году. Окончил Кемеровский Госуниверситет математический факультет и Литературный институт имени М.Горького. Печатался в журналах «Москва», «Огни Кузбасса», «Наш современник», «Новый Берег», «День и ночь», «Острова», «Сетевая поэзия», «Конец эпохи», «Почтовый ящик», «Алконостъ», в сборниках стихов «Площадь Пушкина», «Поэты Кемеровского университета», «Дороже серебра и злата». Автор книг: «Белое тело стиха» (1997), «Ангелопад» (1998), «Полноценный валет» (совместно с Алексеем Гамзовым) (2001) и «Носитель языка» (2006). Член Союза писателей России.

Фeдоров Василий Дмитриевич (1918 – 1984) – советский поэт, прозаик, очеркист. Родился 23 февраля 1918 года в Кемерово, в многодетной семье рабочего-каменщика. В семье был девятым ребенком. Детство и юность поэта прошли в деревне Марьевке Яйского района Кемеровской области. Его трудовая деятельность началась в колхозе. В 1947 году увидела свет первая книга В. Д. Фёдорова «Лирическая трилогия». В 1950 году Фёдоров окончил Литературный институт им. М. Горького. В 1955 году вышла его вторая книга – «Лесные родники», в том же году – «Марьевские звезды», в 1958 году – «Дикий мед» и «Белая роща». Две книги Василия Фёдорова – «Третьи петухи» (1966 год) и «Седьмое небо» – удостоены Государственной премии РСФСР им. М. Горького 1968 года.Умер поэт 19 апреля 1984.

Федоров, Василий Дмитриевич. Книга Веры
[Текст]: [стихи и поэмы] / Василий Дмитриевич Федоров; [сост. А. Северный]. – Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2012. – 363 с.: в обложке.

Василий Федоров был и остается крупнейшим поэтом современности, выдающимся мастером русского стиха, который своим творчеством щедро обогатил великое наследие русской классической поэзии. Поэмы и стихи Василия Федорова – как память века!

Тема родины занимает значительное место в творчестве Василия Федорова. Федоровский образ родины рисуется через пространство и движение, ощущается как ветер, как бушующая вольная дикая стихия, в которой совмещаются восторг и отчаяние.

Юров Геннадий Евлампиевич, родился в Кемерово в 1937 году на Красной Горке. Работал журналистом в газетах Томска, Кемерово и Магадана. Был редактором Кемеровского книжного издательства, руководил литературной студией «Притомье», затем Кемеровской писательской организацией. Работал собственным корреспондентом журнала «Российская Федерация» по Западной Сибири. Работал главным редактором краеведческого альманаха «Красная Горка». Поэт и публицист, автор одиннадцати поэтических книг и четырех книг прозы.

Публиковался в журналах: «Наш современник», «Москва», «Роман газета», «Смена», «Работница», «Огни Кузбасса» и др.

На заметку

Познакомиться с творчеством современных писателей можно на следующих сайтах:

«Огни Кузбасса»

Официальный сайт Союза Кузбасских писателей

Официальный сайт Союзписателей России

Экология в произведениях современных писателей

"Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое собственное уничтожение те силы природы, которые они смогли открыть и покорить".

Современный писатель В.Распутин утверждал: "Говорить сегодня об экологии - это, значит, говорить не об изменении жизни, а о её спасении". К сожалению, состояние нашей экологии весьма катастрофическое. Это проявляется в обеднении флоры и фауны. Далее автор говорит о том, что "происходит постепенное привыкание к опасности", то есть человек не замечает, насколько серьёзна сложившаяся ситуация. Вспомним проблему, связанную с Аральским морем. Дно Арала оголилось настолько, что берега от морских портов ушли на десятки километров. Очень резко поменялся климат, произошло вымирание животных. Все эти неприятности сильно повлияли на жизнь людей, живущих на территории Аральского моря. За последние два десятилетия Аральское море лишилось половины объёма и более трети площади. Оголившееся дно огромной площади превратилось в пустыню, которая стала называться Аралкум. Кроме того, в Арале содержатся миллионы тонн ядовитых солей. Эта проблема не может не волновать людей. В восьмидесятые годы были организованы экспедиции, решающие задачи и причины гибели Арала. Врачи, учёные, писатели размышляли и исследовали материалы этих экспедиций.

В.Распутин в статье "В судьбе природы - наша судьба" размышляет о взаимоотношениях человека с окружающей средой. "Сегодня не надо гадать, "чей стон раздаётся над великой русской рекой". То стонет сама Волга, изрытая вдоль и поперёк, перетянутая плотинами гидростанций", - пишет автор. Глядя на Волгу, особенно понимаешь цену нашей цивили - зации, то есть тех благ, которые создал для себя человек. Кажется, побеждено всё, что можно было, даже будущее человечества.

Проблему взаимоотношения человека с окружающей средой поднимает и современный писатель Ч.Айтматов в произведении "Плаха". Он показал, как человек своими руками разрушает красочный мир природы.

Роман начинается с описания жизни волчьей стаи, которая спокойно живёт до появления человека. Он буквально всё сносит и уничтожает на своём пути, не думая об окружающей природе. Поводом для такой жестокости послужили всего лишь затруднения с планом мясосдачи. Люди издевались над сайгаками: "Страх достиг таких размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох, и само солнце тоже мечется и ищет спасения..." В этой трагедии погибают дети Акбары, но на этом её горе не заканчивается. Далее автор пишет, что люди устроили пожар, в котором погибают ещё пять волчат Акбары. Люди ради своих целей могли "выпотрошить земной шар, как тыкву", не подозревая о том, что природа также им отомстит рано или поздно. Одинокая волчица тянется к людям, хочет перенести свою материнскую любовь на человеческого ребёнка. Это обернулось трагедией, но на этот раз для людей. Человек в порыве страха и ненависти к непонятному поведению волчицы стреляет в неё, но попадает в собственного сына.

Данный пример говорит о варварском отношении людей к природе, ко всему, что нас окружает. Хотелось бы, чтобы в нашей жизни было больше заботливых и добрых людей.

Академик Д.Лихачёв писал: "Человечество тратит миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также окружающую нас природу". Конечно же, всем хорошо известна целительная сила природы. Я думаю, что человек должен стать и её хозяином, и её защитником, и её умным преобразователем. Полюбившаяся неторопли - вая речка, берёзовая роща, неугомонный птичий мир... Мы не будем им вредить, а постараемся защитить.

В этом веке человек активно вторгается в естественные процессы оболочек Земли: добывает миллионы тонн полезных ископаемых, уничтожает тысячи гектаров леса, загрязняет воды морей и рек, выбрасывает в атмосферу ядовитые вещества. Одной из важнейших экологических проблем века стало загрязнение вод. Резкое ухудшение качества воды рек и озёр не может, не отразится на здоровье людей, особенно в районах с плотным населением. Печальны экологические последствия аварий на АЭС. Эхо Чернобыля прокатилось по всей европейской части России, и ещё долго будет отражаться на здоровье людей.

Таким образом, человек в результате хозяйственной деятельности наносит большой ущерб природе, а вместе с этим и своему здоровью. Как же тогда человеку строить свои отношения с природой? Каждый человек в своей деятельности должен бережно относится ко всему живому на Земле, не отторгать себя от природы, не стремиться возвысится над ней, а помнить, что он её часть.

Непознанные океанические глубины, таинственные дали космоса, удивительные тропические леса, поражающие воображение горные массивы - удивительный, загадочный и таинственный мир окружает нас с незапамятных времен. Постоянное стремление человека к прогрессу, безусловно, дало свои результаты - вода течет для нас прямо из крана, а электричество и интернет стали настолько привычными, что сейчас нам трудно представить свое существование без этих благ цивилизации.

Огромные заводы, количество которых растет с каждым годом, обеспечивают современное человечество практически всеми необходимыми ресурсами. Мы освоили металл и научились использовать нефть, изобрели бумагу и порох, а огромные информационные ресурсы хранятся теперь на крошечных пластиковых носителях.

За все нужно платить

Казалось бы, жизнь современного человечества едва ли не идеальна - все под рукой, все можно купить или произвести, однако не все так гладко. В погоне за прогрессом мы упускаем из виду одну крайне важную деталь - ограниченность природных ресурсов. Ежегодно деятельность человека становится причиной вымирания огромного количества видов живых существ, не говоря уже об уничтожении лесов и существенных изменениях в климате, ведущих к катаклизмам глобального масштаба.

Одними из самых серьезных и требующих внимания вопросов являются проблемы экологии. Аргументы в пользу сохранения окружающей среды существуют самые разные, начиная от призывов к милосердию и заканчивая научными доказательствами существования угрозы планетарного масштаба.

О чем снимают кино

Если задуматься, на данный момент существует по-настоящему ошеломляющее количество кинолент, в которых раскрывается проблема необходимости В качестве примера можно привести знаменитый фильм-катастрофу «Послезавтра», в котором раскрывается тема глобального потепления, или нашумевшую в свое время картину с Джоном Кьюсаком в главной роли с минималистичным названием «2012».

По большому счету, одними из самых востребованных тем в современном (и не только) кинематографе являются именно проблемы экологии. Аргументы в пользу ограничения использования природных ресурсов буквально сыплются на зрителя прямо с экрана, однако до сих пор это не приносит существенных результатов.

Книжные страницы

Не реже встречается такого рода тематика и в литературе. Не только художественная, но и научная книжная продукция с самых разных сторон освещает всевозможные аргументы по проблеме экологии. В книге «Silent spring», к примеру, раскрывается опасность использования пестицидов, а Робин Мюррей в своей работе «Цель - Zero Waste» обращает внимание читателя на необходимость качественной утилизации отходов ради сохранения окружающей среды.

В любой классической или современной антиутопии так или иначе освещается тема иррационального использования естественных ресурсов и пагубного влияния человека на флору и фауну планеты.

По следам Рэя Брэдбери

Классическим примером художественной литературы на тему иррационального использования ресурсов и возможностей человеком можно назвать роман «И грянул гром» Рэя Брэдбери. Не последнее место в произведении занимают и проблемы экологии. Аргументы автор приводит весьма впечатляющие - исчезновение крошечной бабочки может привести к по-настоящему необратимым последствиям, изменившим весь ход эволюции.

A Friend of the Earth

В данном романе описывается в не таком уж и далеком 2026 году, когда практически не осталось ни деревьев, ни диких животных. Казалось бы, какие еще требуются аргументы? К проблеме экологии в литературе обращаются многие писатели, вот и автор рассматриваемого нами произведения не скупится на масштабные сравнения былого и будущего и описание того, что Земля может потерять, если население планеты не пересмотрит свои взгляды на использование природных ресурсов.

Об этом говорил Оруэлл

Бесконечные здания всевозможных министерств, грязь, разруха, в которые погружен современный мир - вот классический пейзаж из романа «1984», в котором аргументы к проблеме экологии заключаются по большей части в сравнениях между естественностью природы и холодом камня, возведенного человеком.

«Облачный атлас»

И фильм, снятый совместно Томом Тыквером и тандемом Вачовски, и книга пытаются обратить внимание масс на неразумное поведение человека. Хоть и косвенно, в этом произведении также освещаются определенные проблемы экологии. Аргументы автор приводит таким образом, что читатель (а затем и зритель) попросту порой не может понять, прошлое перед ним или будущее.

Шумящие мегаполисы без единого следа растительности перекликаются в этом шедевре с бескрайними зелеными лесами и голубыми океанами, среди которых больше нет места человеку. Специальным мылом здесь заменяется еда, а общество обслуживается специально созданными для этого «фабрикатами», которых утилизируют и превращают в источник энергии по истечении срока годности.

Описание прекрасного

На сегодняшний день одной из самых насущных проблем считается именно проблема экологии. Аргументы из литературы на эту тему могут быть абсолютно научными и доказанными фактами, однако они не сравнятся с описаниями чистоты и красоты флоры и фауны, которыми изобилует мировая классика. Как можно не задуматься о сохранении окружающей среды, читая о девственных джунглях и океанических глубинах в «Робинзоне Крузо» Даниэля Дефо? Как можно оставаться равнодушным к спасению редких видов, держа в руках автобиографическую книгу Джой Адамсон «Рожденная свободной»?

Что для современного человечества проблема экологии? Аргументы из литературы, кинематографа и даже компьютерных игры из разряда Last of us более не способны его впечатлить. Порой кажется, что воображаемая кнопка «стоп», отвечающая за прекращение уничтожения окружающей среды, может быть нажата только в самой крайней, предельной ситуации, когда пути назад может уже не быть.

Огромное количество ведущих ученых всего мира непрерывно трубят о нависшей над человечеством угрозе, приводя все более и более весомые аргументы. На проблему экологии невозможно закрывать глаза. Все большие масштабы приобретают акции в пользу сохранения окружающей среды. Соответствующие петиции собирают миллионы и даже миллиарды подписей по всему миру, однако это не останавливает современного человека. И кто знает, к чему это впоследствии приведет…

Сегодня о проблемах экологии говорят повсюду: в печати, по телевидению, в интернете, на автобусной остановке, в метро. Но кто же сказал первым, кто обратился в этой теме ещё в XIX веке, кто заметил начало этой губительной тенденции уж тогда, когда круг экологических проблем ограничивался необоснованной вырубкой помещичьей рощи? Как это часто случается, первыми здесь были «голоса народа» - писатели.

Антон Павлович Чехов "Дядя Ваня"

Одним из главных защитников природы среди писателей XIX века был Антон Павлович Чехов. В пьесе «Дядя Ваня», написанной в 1896 году, тема экологии звучит вполне отчетливо. Все, конечно же, помнят обворожительного доктора Астрова. В уста этого персонажа Чехов вложил своё отношение к природе:

«Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо».

Удивительно, как Астров, а в его лице передовой человек XIX века оценивает состояние природы: «Тут мы имеем дело с вырождением вследствие непосильной борьбы за существование, это вырождение от косности, от невежества, от полнейшего отсутствия самосознания, когда озябший, голодный, больной человек, чтобы спасти остатки жизни, чтобы сберечь своих детей, инстинктивно, бессознательно хватается за все, чем только можно утолить голод, согреться, разрушает все, не думая о завтрашнем дне... Разрушено уже почти все, но взамен не создано еще ничего».

Астрову такое состояние кажется предельным, и он никак не предполагает, что пройдет пятьдесят или сто лет и грянет Чернобыльская катастрофа, и реки будут загрязнены промышленным мусором, а в городах почти не останется зелёных «островков»!

Леонид Леонов "Русский лес"

В 1957 году первым лауреатом возрожденной Ленинской премии стал писатель Леонид Леонов, представленный к ней за роман «Русский лес». «Русский лес» - о настоящем и будущем страны, которое воспринимается в тесной связи с сохранностью природных богатств. Главный герой романа - Иван Матвеич Вихров, лесник по профессии и призванию, так говорит о русской природе:

"Пожалуй, никакие лесные пожары не нанесли столько ущерба нашим лесам, как этот обольстительный гипноз былой лесистости России. Истинное количество русских лесов всегда измерялось с приблизительной точностью».

Валентин Распутин "Прощание с Матёрой"

В 1976 году выходит повесть Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Это повесть о жизни и умирании маленькой деревеньки Матёра, что на реке Ангара. На реке строят Братскую ГЭС, и все «ненужные» деревни и острова необходимо затопить. Жители Матёры не могут смириться с этим. Для них затопление деревни – их личный Апокалипсис. Валентин Распутин родом из Иркутска, и Ангара для него – родная река, и от этого только громче и решительнее он рассказывает о ней, и о том, как органично всё в природе устроено изначально, и как легко эту гармонию разрушить.

Виктор Астафьев "Царь-рыба"

В том же 1976 году увидела свет книга другого писателя-сибиряка Виктора Астафьева «Царь-рыба». Астафьеву вообще близка тема взаимодействия человека с природой. Он пишет о том, как варварское отношение к природным ресурсам, такое как браконьерство, нарушает заведенный в мире порядок.

Астафьев в «Царь-рыбе» с помощью простых образов повествует не только о разрушении природы, но и о том, что человек, «духовно браконьерствуя» по отношению ко всему, что его окружает, начинает разрушаться и личностно.

Схватка с «природой» заставляет главного героя новеллы, Игнатьича, задуматься о своей жизни, о совершенных им грехах:

«Игнатьич отпустился подбородком от борта лодки, глянул на рыбину, на ее широкий бесчувственный лоб, бронею защищающий хрящевину башки, желтые исиние жилки-былки меж хрящом путаются, и озаренно, в подробностях обрисовалось ему то, от чего он оборонялся всю почти жизнь и о чем вспомнил тут же, как только попался на самолов, но отжимал от себя наваждение, оборонялся нарочитой забывчивостью, однако дальше сопротивляться окончательному приговору не было сил».

Чингиз Айтматов "Плаха"

Год 1987 год. В «Роман-газете» напечатан новый роман Чингиза Айтматова «Плаха», где с подлинной силой таланта автором была отражены современные отношения природы и человека.

Экологическая составляющая романа передана через описание жизни волков и противоборства между волком и человеком.Волк у Айтматова – не зверь, он намного человечнее, чем сам человек.

Роман пропитан чувством ответственности за происходящее в мире, в окружающей нас природе. Он несет добрые принципы и благородные жизненные установки, призывая уважать природу, потому что она не создана для нас: мы все-лишь ее часть: «А как тесно человеку на планете, как боится он, что не разместится, не прокормится, не уживется с другими себе подобными. И не в том ли дело, что предубеждения, страх, ненависть сужают планету до размеров стадиона, на котором все зрители заложники, ибо обе команды, чтобы выиграть, принесли с собой ядерные бомбы, а болельщики, невзирая ни на что, орут: гол, гол, гол! И это и есть планета. А ведь еще перед каждым человеком стоит неизбывная задача – быть человеком, сегодня, завтра, всегда. Из этого складывается история».

Сергей Павлович Залыгин "Экологический роман"

В 1993 году Сергей Павлович Залыгин, писатель, редактор журнала «Новый мир» времен перестройки, благодаря усилиям которого стали снова издавать А.И. Солженицына, пишет одно из последних своих произведений, которое называет «Экологический роман». Творчество С.П. Залыгина особенно тем, что в центре у него стоит не человек, его литература не антропоцентрична, она больше – природна.
Главная тема романа – Чернобыльская катастрофа. Чернобыль здесь не только глобальная траге­дия, но и символ вины человека перед природой. Роман Залыгина проникнут сильным скептицизмом по отношению к человеку, к бездумной погоне за фетишами технического прогресса. Осознать себя частью природы, не разрушать её и себя – вот к чему призывает «Экологический роман».

Татьяна Толстая "Кысь"

Наступил XXI век. Проблема экологии приобрела уже совсем иные очертания, чем это мыслилось полвека или век назад. В 2000 году Татьяна Толстая пишет роман-антиутопию «Кысь», где все темы, разрабатываемые в русской «природной» литературе ранее, как бы приведены к общему знаменателю.

Человечество уже не раз ошибалось, оказываясь на самой грани катастрофы. Ряд стран имеет ядерное оружие, наличие которого ежеминутно грозит обернуться трагедией, если человечество не осознает себя. В романе «Кысь» Толстая описывает жизнь после ядерного взрыва, показывая трагедию экологического плана и потерю нравственных ориентиров, которые стоят для автора совсем рядом, как это должно быть для каждого человека.

 


Читайте:



Что помешало спасти "титаник"

Что помешало спасти

Океан. Выпуск тринадцатый Баранов Юрий Александрович «Самсон», эскадренный миноносец. «Самсон», эскадренный миноносец. В октябрьские дни...

Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать

Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать

Валентина Меняйленко Проект по литературному чтению в 4 классе «Они защищали Родину» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение...

Городской открытый августовский педагогический совет Тематика проведения педсоветов в году

Городской открытый августовский педагогический совет Тематика проведения педсоветов в году

Темы педсоветов на 2018-2019 учебный год в школах и ДОУ по ФГОС – с августа по июнь для администрации и учителей. В дошкольных образовательных...

Примеры стилей текста: калейдоскоп вариаций речи

Примеры стилей текста: калейдоскоп вариаций речи

Функциональные стили речи делятся на две группы: содержание и формальный параметр языка. В рассказе или поэме прослеживается художественный язык,...

feed-image RSS