Главная - Карр Аллен
В трансактном анализе автором которого является. Трансактный анализ как эффективная терапевтическая методика в наркологии. Основные положения и техника

Трансактный, или трансакционный (transactional), анализ - система групповой психотерапии, в которой взаимодействие индивидов анализируется с точки зрения трех основных состояний Я.

Основателем этого направления в психологии и психотерапии является американский психолог и психиатр Эрик Берн, который разработал его в 50-е гг. XX в. Э.Берн выделил предмет исследования и наблюдения - человеческое поведение. Он не только создал метод трансакционного анализа, но и подробно изложил его в своих многочисленных книгах, несколько из которых были переведены на русский язык.

Метод, созданный Э. Берном, делится на несколько этапов:

1. Структурный анализ, или теория эго-состояний. Собственно трансакционный анализ деятельности и общения, основанный на понятии «трансакция» как взаимодействии эго-состояний двух вступающих в общение индивидов (под эго-состоянием понимается актуальный способ существования Я-субъекта).

2. Анализ психологических игр;

3. Скриптоанализ (анализ жизненного сценария - «скрипта»). Э.Берн считал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы. Люди вырастают, но в соответствии со своим жизненным сценарием продолжают играть в различные игры. Вся жизнь человечества заполнена играми. По мнению Э. Берна, самой страшной игрой является война. Различают три Я - Состояния: Я - Взрослый, Я - Родитель, Я - Ребенок. Групповая психотерапия, по Э. Берну, должна складываться на уровне Взрослый-Взрослый. Руководитель предприятия, менеджер должен научиться выделять состояния Взрослого как в своем собственном сознании и поведении, так и в сознании и поведении других людей, особенно подчиненных, клиентов, партнеров, добиваясь общения на уровне Взрослый-Взрослый. Общение с разными людьми, например с сослуживцами, начальством, может строиться по-разному в зависимости от психологического состояния человека, от темы общения, а также от цели общения и от того, является ли общение бескорыстным или человек хочет чего-то добиться от своего собеседника.

Умелое владение этим методом помогает менеджеру добиться эффективной коммуникации. Эффективной коммуникация будет тогда, когда она будет вестись на одном и том же языке, т. е. Взрослый будет разговаривать со Взрослым, Ребенок - с Ребенком, Родитель с Родителем.

Различают трансакционный анализ в узком и широком смысле. В узком понимании - это анализ взаимодействия двух и более людей, в широком - социально-ориентированный психотерапевтический метод, конечной целью которого является формирование гармоничной, социально-адаптированной личности.

Современный менеджер должен уметь использовать данный метод как в узком, так и широком понимании. Рассмотрим составные части метода Э. Берна.

Структурный анализ - теория эго-состояний. Э. Берн пользуется терминологией З.Фрейда, обозначая Я - концепцию - Эго. Цель структурного анализа заключается главным образом в том, чтобы дать ответы на вопросы: Кто Я? Почему поступаю именно так? Какая часть моего Я действует или должна действовать в данной ситуации, чтобы принести пользу, а не поражение? Структурный анализ изучает, какую долю в личности и действиях человека занимает то или иное эго-состояние.

Три состояния человека. Их характеристика:

Эго-состояние Родитель (Р), по Э.Берну, обнаруживает себя в таких проявлениях, как контроль, запреты, идеальные требования, догмы, санкции, забота, могущество. Родитель - это собрание догм и постулатов, которые человек воспринимает в детском возрасте и которые сохраняет потом в течение всей жизни. Это комплекс убеждений, нравственных норм, предрассудков и предписаний, некритически усваиваемых индивидом как в детстве, так и на протяжении всей жизни, и диктующих ему линию поведения. Это повелевающая часть личности. Кроме того, эго-состояние Родитель содержит автоматизированные формы поведения, сложившиеся прижизненно, избавляющие от необходимости сознательно рассчитывать каждый шаг. Э. Берн отмечает, что Родитель может проявляться двояким образом - прямо или косвенно: как активное состояние Я или как влияние Родителя. В первом, активном, случае человек реагирует так, как реагировали в подобных случаях его отец или мать. Если говорить о косвенном влиянии, то обычно реакция человека бывает такой, какую от него ждали, т.е. человек или подражает одному из родителей, или приспосабливается к их требованиям.

Таким образом, различают две основные формы проявления Родителя: заботящийся (советы, поддержка, опека и другое). Когда на первое место выдвигаются достойные постулаты («Защищать Родину от врага - святое дело», «Предавать - подло»), и контролирующий (запреты, санкции и другое), когда приоритетными становятся самые нелепые, постыдные предрассудки и убеждения, передаваемые из поколения в поколение («Главное в жизни - вкусно есть и мягко спать», «Деньги не пахнут» и другое). Родитель - наиболее косная часть человеческого Я, остающаяся всегда вне зоны критики. Родитель влияет на поведение человека, выполняя функцию совести.

Эго-состояние Взрослый (В) включает в себя вероятностную оценку ситуации, рациональность, компетентность, независимость. Это состояние не имеет никакого отношения к возрасту человека, а представляет собой способность личности хранить, использовать и перерабатывать информацию на основе предыдущего опыта. Хотя Взрослый использует информацию, заложенную в Родителе и Ребенке, он независим от предубеждений и догм Родителя и порывов Ребенка. Взрослый - это способность находить компромиссы и альтернативные варианты в жизненных тупиках, которые порой кажутся безвыходными. Это состояние функционирует «здесь и теперь» независимо от прошлого.

Эго-состояние Ребенок (Ре) содержит в себе аффективные комплексы, связанные с ранними впечатлениями и переживаниями. Ребенок живет в человеке всю жизнь и проявляется даже у старых людей, когда те мыслят, чувствуют, реагируют на окружающее точно так же, как делали в детстве. Это очень ценная часть человеческой личности, наиболее импульсивная и искренняя. Ребенок придает личности неожиданность. Различают Ребенка естественного (свободного) и адаптированного, или приспособившегося. Естественному Ребенку свойственна склонность к веселью, живому движению, фантазии, импульсивности и раскованности. Адаптированный Ребенок представлен такими разновидностями, как бунтующий (против Родителя), соглашающийся и отчуждающийся.

Важнейшим положением теории эго-состояний является тезис о «переключении» одного эго-состояния на другое: один и тот же индивид в разных жизненных ситуациях может проявляться то, как Родитель, то, как Взрослый, то, как Ребенок. Кроме того, в поведении и переживаниях индивида может одновременно проявляться более чем одно эго-состояние. На рисунке (приложение 14) приводится структурная диаграмма в полном и упрощенном виде.

Состояние Взрослый необходимо для жизни, так как человек перерабатывает информацию и вычисляет вероятности, которые нужно знать, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром.

Взрослый контролирует действия Родителя и Ребенка и является посредником между ними.

Следующее фундаментальное понятие трансактного анализа - «игры», трактуемые как формы поведения со скрытым мотивом, при которых один из взаимодействующих субъектов добивается психологического или иного преимущества над другим (выигрывает). Игры могут быть «хорошими», когда другой субъект не страдает от выигрыша первого, и «плохими», когда маневры и обманная стратегия первого субъекта приводят к ущемлению благополучия второго. На основе трансактного анализа Э. Берном была разработана психотерапия, призванная освободить человека от скриптов, программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностных отношениях, через выработку разумного и независимого поведения.

Конечной целью трансактного анализа является достижение гармонической, сбалансированной личности через гармонические взаимоотношения между всеми эго-состояниями. Основной задачей при этом является достижение состояния автономного Взрослого.

Собственно трансакционный анализ.

Трансакция - единица общения, то есть взаимодействие двух или более людей. Единичным актом человеческих взаимоотношений является обмен ходами. Трансакция начинается с трансакционного стимула, или побуждающего хода, - того или иного знака, свидетельствующего о том, что присутствие (или действие) одного человека воспринято другим. Трансакция (трансакт) - обмен действиями. Ответ называется трансакционной реакцией или ответным ходом. Обмен ходами очень напоминает торговую операцию, так как он осуществляется по принципу «ты - мне, я - тебе». Именно поэтому его часто называют сделкой (англ.transaction).

При трансакционной реакции человек, к которому обращен стимул, отвечает каким-то действием, например, улыбкой, нахмуренным лицом, отведенными в сторону глазами и другое.

Люди, как правило, чутко улавливают трансакционные стимулы. Например: в трамвае господин А предупредительно отодвигается, чтобы уступить место господину В. Понятно, что его присутствие замечено.

Трансакции могут быть как положительными, доброжелательными, так и отрицательными, недоброжелательными и даже агрессивными.

В трансакционном анализе рассматриваются четыре возможные жизненные позиции, определяющие отношение к себе и к другим:

1) я плохой, ты хороший;

2) я плохой, ты плохой;

3) я хороший, ты плохой;

4) я хороший, ты хороший.

Целью анализа трансакций является получение навыка определения, какого рода трансакция имеет место, какое состояние Я ответственно за трансакционный стимул и какое состояние Я партнера откликнулось действием.

Формы трансакта: дополнительные (параллельные), перекрестные (пересекающиеся) и скрытые.

Самыми зрелыми и здоровыми являются дополнительные трансакции, когда стимул, посланный человеком, встречает адекватную, естественную в данной ситуации реакцию (рисунок в приложении № 14).

Например, два человека (руководитель и подчиненный) взаимодействуют как Родитель-Родитель.

Пример 1. Диалог между руководителем подразделения и подчиненным: «Это безобразие! На наш отдел опять свалилась дополнительная работа». Подчиненный: «Действительно безобразие. И ведь это не в первый раз!»

Пример 2. Руководитель: «Генеральное руководство поручило нашему подразделению разработку нового продукта, поэтому с сегодняшнего дня вы будете работать без выходных». Подчиненный: «Ну, надо, так надо, только вы также будете работать с нами без выходных».

Это может быть взаимодействие Ребенок-Родитель, когда подчиненный нуждается в сочувствии и понимании со стороны начальника и получает их, и наоборот (рис. см. приложение).

Пример 1. Подчиненный: «У меня сегодня очень болит голова». Руководитель: «Идите домой, полежите, а вашу работу мы выполним сами».

Пример 2. Руководитель: «Не знаю, что и делать. Высшее руководство поручило слишком большой объем работ, а в нашем отделе недостаточно людей, чтобы это выполнить. Может, привлечь людей из других подразделений?» Подчиненный: «Не беспокойтесь, мы все выполним сами».

Также два человека могут взаимодействовать как Взрослый-Взрослый. Такие взаимодействия благоприятны в рабочей обстановке.

Руководитель подчиненному: «Я прошу вас выполнить это поручение к завтрашнему дню, чтобы я мог подготовить отчет в министерство». Подчиненный: «Хорошо, я возьму материал домой и вечером поработаю».

Основная особенность дополнительных трансакций заключается в том, что векторы взаимодействия параллельны, а следовательно, никогда не пересекаются. Данное правило не зависит ни от природы трансакций, ни от их содержания. Пока трансакции будут сохранять дополнительный (параллельный) характер, правило будет выполняться независимо от того, заняты ли ее участники на производстве обсуждением домашних дел (Родитель-Родитель), решают ли реальную производственную проблему (Взрослый-Взрослый) или просто играют вместе (Ребенок-Ребенок).

При нормальных человеческих отношениях стимул влечет за собой уместную, ожидаемую и естественную реакцию.

Э. Берн первым правилом коммуникации считает следующее:

Пока трансакции дополнительны, процесс коммуникации будет протекать гладко. Следствием из этого правила является то, что пока трансакции дополнительны, процесс коммуникации может продолжаться неопределенно долго.

Обратное правило: процесс коммуникации прерывается, если происходит то, что мы называем пересекающейся трансакцией.

Пересекающиеся трансакции возникают, когда на определенный стимул следует неадекватная реакция.

Пример 1. Подчиненный руководителю: «Давайте начнем разработку нового направления деятельности». Руководитель: «Мне еще дополнительных хлопот не хватало! А кто будет выполнять? Не лезьте не в свои дела!» (рис. См. приложение). В этом случае подчиненный выполняет ход Взрослого, предлагающего серьезное дело, а руководитель выступает в ответ в роли Родителя.

Пример 2. Руководитель подчиненному: «Вы не брали красную папку с отчетом с моего стола?» (ход Взрослого, интересующегося информацией). Подчиненный мог бы ограничиться кратким ответом: «Нет, не видел» или более полным: «Нет, не видел. Давайте я помогу Вам ее найти», (рис. См. приложение). Но у подчиненного не все хорошо дома, и он грубо отвечает: «Вы вечно ее теряете. Возьмите там, где оставили» или «Почему Вы всегда все откладываете на последний момент, а потом придираетесь к нам?» Ответ последовал от Родителя. Такой ответ может способствовать развитию конфликтной ситуации (рис. Приложение № 14).

Пример 3. Вернемся к первому примеру. В ответ на реплику руководителя подчиненный мог бы сказать: «А почему Вы кричите на меня? Кто Вам дал такое право?» Такой поворот событий влечет за собой конфликт, ссору.

В жизни аналогичные пересекающиеся трансакции возникают очень часто. Такие трансакции являются постоянным источником семейных, служебных и бытовых конфликтов. Пересекающиеся трансакции могут возникать у пациентов и бездарных врачей, когда пациент обращается к врачу как Взрослый к Взрослому с конструктивными предложениями и разумными замечаниями, а получает авторитарный поверхностный ответ Родителя Ребенку. Трансакции пересекаются, и в дальнейшем взаимодействие этих личностей обречено на провал. Пересекающаяся трансакция вызывает наибольшие трудности в процессе общения, какой бы стороны человеческих отношений она ни касалась.

В ходе анализа трансакций недостаточно только констатировать факт пересечения векторов. Необходимо еще выяснить, какая часть личности неожиданно активизировалась и разрушила взаимодействие. Например, если второй участник трансакции на обращение Взрослого к его взрослому состоянию реагирует детским состоянием Я, то следует отложить решение проблемы до тех пор, пока векторы не будут приведены в такое состояние, при котором дальнейшие трансакции могут стать параллельными. Это можно сделать двумя способами: либо став Родителем и дополнив проснувшегося в собеседнике Ребенка, либо активизировав в собеседнике Взрослого.

Анализировать трансакции весьма трудно, но опытный менеджер должен уметь это делать. Иногда на предприятие может приглашаться специалист - психотерапевт. Делается это в том случае, если конфликты становятся постоянными и деструктивными.

Простейшими являются дополнительные и пересекающиеся трансакции. Кроме них существуют двухуровневые трансакции - угловые и двойные, при которых один уровень видимый - то, что произносится (Э. Берн называет его социальным), а второй - скрытый, или психологический, - то, что имеется в виду (подтекст). При угловой трансакции стимул направлен, к примеру, от Взрослого к Взрослому, а ответная реакция - от Ребенка к Взрослому или от Ребенка к Ребенку. Скрытые трансакции требуют одновременного участия более чем двух состояний Я. Скрытые (угловые), трансакции представлены на рисунке (См. в приложении).

Скрытыми трансакциями часто пользуются дипломаты, влюбленные и т. п. Он: «Не хотите ли зайти ко мне на полчаса посмотреть мою библиотеку? Выберете что-нибудь почитать». Она: «У меня как раз пара свободных часов. Я так люблю интересные книги».

На социальном уровне происходит разговор между взрослыми о книгах, в то время как на психологическом уровне - это разговор Ребенка со Взрослым, и его содержание - сексуальные взаимоотношения. Э. Берн анализирует подобные игры: «На поверхности инициатива принадлежит Взрослому, но исход большинства подобных игр предопределяет Ребенок, так что участников игры может ждать сюрприз».

Типичные скрытые трансакции часто возникают в жизни алкоголиков. Придя на работу утром с похмелья, такой сообщает окружающим: «Ох, и врезал я вчера. Голова раскалывается» Начальник: «У каждого бывает» (рис. в приложении 14).

Перед нами видимая трансакция Взрослый-Взрослый. На самом деле, трансакция гораздо глубже. Детское состояние Я алкоголика ищет снисхождения у родительского состояния Я начальника. Как правило, он и получает в ответ доброжелательный смешок и снисходительную реплику. Кто-то может, рассмеявшись, сказать: «Да, ты человек пропащий». Этот смех над чужим несчастьем, так часто встречающийся в жизни, иногда называют «трансакцией виселицы».

Вопросы для закрепления:

1. Что такое трансакционный анализ?

2. Кто был основателем трансакционного анализа?

3. На какие этапы делится метод трансакционного анализа?

4. Три состояния человека. Их характеристика.

5. Что вы знаете о трансакции?

Укажите один верный вариант ответа:

1. Трансакционный анализ – это…

2. Трансакция – это…

А) анализ взаимодействия двух и более людей

Б) социально-ориентированный психотерапевтический метод, конечной целью которого является формирование гармоничной, социально-адаптированной личности

В) система групповой психотерапии, в которой взаимодействие индивидов анализируется с точки зрения трех основных состояний Я

Г) единица общения, то есть взаимодействие двух или более людей

3. Метод, созданный Э. Берном, делится на несколько этапов (выберете неверный вариант ответа):

А) структурный анализ

Б) функциональный анализ

В) скриптоанализ

Г) анализ психологических игр

Американский психолог Эрик Бери (1910-1970) создал самостоятельное психотерапевтическое направление, которое получило широкое распространение во всем мире под названием трансакционный анализ. Слово трансакция переводится как взаимодействие, и соответственно понятие «трансакционный анализ» подразумевает анализ взаимодействия, а проще - общения людей.

Как и все ведущие американские психотерапевты, Берн имеет широкую подготовку: является и психологом, и психиатром, и психотерапевтом.

Как всегда, сначала рассмотрим некоторые важные биографические факты, которые помогут нам лучше понять личность ученого (в том числе то, что повлияло на ее формирование и привело его к определенным достижениям).

Полное его имя - Эрик Леонард Бернстайн. Он родился в Монреале в 1910 г. Первые 20 лет прожил в Канаде. Он любил своих родителей, но особенно отца, который оставил у него особое впечатление. Отец его был врач, хирург. Он старался помогать людям не только хирургией, но и вообще своими медицинскими знаниями, особенно тем, у кого не было денег на квалифицированного врача. В будущем Эрик Берн (переехав в Америку, он сократил свою фамилию на американский манер), свою первую книгу посвятил отцу, написав на титуле слова: «Моему отцу, врачу для бедных». Он очень гордился тем, что его отец по собственной инициативе ходил по бедным кварталам и помогал людям, которые не могли позволить себе хорошего врача. Он часто брал Эрика с собой. И тот воспринял этот подвижнический труд настоящего врача в духе наших земских врачей.

Когда отец умер, Эрику было девять лет. Для него это была очень большая потеря и настоящая психологическая травма. Он мало пишет об этом, но в упоминаниях чувствуется боль утраты. Он быстро повзрослел и почувствовал, что эстафету врача, помогающего бедным, должен принять он.

Еще во время походов с отцом к пациентам Эрик понял, какое важное значение в работе любого врача имеет психотерапия, какую важную роль в помощи людям играет общение и что многие больные страдают не столько от физических недугов, сколько от нехватки общения, взаимопонимания, особенно с близкими. И вся его дальнейшая работа была направлена на изучение психоанализа и других психологических подходов, что сделало Берна отличным специалистом по оказанию научной помощи людям в организации правильного общения друг с другом.

После смерти отца он начинает помогать матери. Мать его была журналисткой и редактором. Ей приходится очень много работать, чтобы сдержать семью. От нее Эрик и перенял трудолюбие и добросовестное отношение к труду. И потому огромная работа Берна не была ему в тягость, он работал легко, красиво и увлеченно. И в конце своей жизни Берн писал: «Искусство жить состоит в том, чтобы идти по земле принцем, разбрасывая спелые яблоки, а искусство умереть состоит в том, чтобы доесть свое яблоко и сказать другим: “Наслаждайтесь тем, что я вам оставил”».

Но вернемся к его биографии. В 1935 г. Берн заканчивает медицинский факультет, который в свое время закончил и его отец (он трепетно идет по его стопам), но его все больше притягивают психологические проблемы. Ну и, естественно, в пределах медицины он выходит на психиатрию, чтобы связать психологию и медицину. Слово «психотерапия» тогда очень мало употреблялось, тем более в Канаде. Она еще только зарождалась. В Америке она развивалась быстрее, чем в Канаде. К тому же Монреаль был центром франкоговорящей провинции, куда литература по психологии и психотерапии поступала в ограниченном количестве и все больше была на английском или немецком языках. (Надо сказать, что и психиатрия - наука ведь довольно молодая, а психотерапия еще моложе.)

Берн прекрасно излагал свои мысли, любовь к литературному слову, хороший стиль он перенял у матери. Еще в 11 лет он начал писать разные рассказы (в основном детской направленности), и, будучи уже взрослым, он продолжает эту свою страсть - пишет научно-популярные, а иногда детские книжки (для души), которые, следует отметить, пользовались успехом. Видимо, тогда уже складывается то, что он потом назовет «сценарной директивой». То есть некий жизненный сценарий, принятый человеком в детстве от близких (в основном в родительской семье), который руководит им всю жизнь.

В 1941 г. он вступил в Армейский медицинский корпус в качестве врача-психиатра. Именно армейский опыт способствовал его развитию как психотерапевта. Напомним, что через это же прошли Перлз и Райх, которые именно в военных госпиталях начинают сталкиваться с различными посттравматическими явлениями, которые не могли быть объяснимы только с неврологической точки зрения. Они начинают искать другие новые походы. С одной стороны, эти проявления нельзя было четко отнести к области психиатрии, поскольку у человека не обнаруживались явные отклонения от нормы, с другой - присутствовали фобии, страхи, навязчивые мысли, различные «зацикленности». Сейчас мы можем сказать, что это зона психотерапии.

Эта армейская практическая школа заставила Берна развивать природную наблюдательность и интуицию. При большом количестве постоянно поступающих пациентов времени на теоретизирование и долгое обдумывание диагнозов не оставалось. Приходилось подчас быстро отвечать на вопросы, ответы на которые в учебниках и в его учебном курсе не содержались, и в кратчайшие сроки принимать важные решение, например, о годности пациентов продолжать военную службу после госпитализации. Такие условия требовали развитой интуиции и, с другой стороны, способствовали ее развитию. Берн понимал это и работал в этом направлении, придумав очень много интересных упражнений по развитию оной.

Берн, как и Перлз и Райх в аналогичных условиях, начинает внимательно изучать психоанализ, пытаясь найти в нем ответы, которых не давала ему традиционная психиатрия и неврология. Однако каждый из них (и каждый в свое время) обнаруживает, что традиционный психоанализ тоже не дает исчерпывающих ответов, поэтому, приняв многие его положения, они начинают его собственные модификации: Перлз создает гештальт- терапию, Райх - характерологический анализ и телесную психотерапию, а Эрик Берн - трансакционный анализ.

Вы можете столкнуться со спорами о том, как правильно звучит русская транскрипция слова «transactional»: тран- зактный, трансактный, трансакционный и даже транзак- циональный. Допустимы все перечисленные варианты. Для простоты использования трансактный анализ часто называют аббревиатурой - ТА.

Создав свое собственное направление в психотерапии, Берн, безусловно, остается психоаналитиком (хотя и неклассическим). Его знаменитая схема ТА «Ребенок»-«Взрослый»-«Родитель» построена по аналогии с психоаналитической схемой «Оно »- «Я » -«Сверх-Я ».

Ортодоксы психоанализа считают ТА профанацией психоанализа, его недопустимым упрощением, но именно это упрощение помогло невероятно расширить применение многих психоаналитических подходов.

Возможно, здесь сказался и «родительский сценарий»: его отец был «врачом для бедных», и Эрику хотелось сделать хотя бы некоторые подходы дорогостоящего психоанализа доступными для небогатых людей и для многих психотерапевтов.

Берн первым применил групповой вариант психоанализа (опять же упрощенного).

Заниматься групповой терапией он стал случайно. В военном госпитале выпивка была строго запрещена, однако пациенты покупали чуть ли не ящиками какой-то лосьон и пили его. Берн не любил жаловаться начальству и угрожать дисциплинарными взысканиями и решил провести разъяснительную беседу о вреде питья лосьона. И вот тогда в нем и обнаружился талант рассказчика. Слушатели пришли со скучающим видом, а уходили проникнувшимися и неожиданно для Берна обратились к нему с просьбой проводить с ними такие беседы и на другие темы.

Они просто поняли, что им интересно с этим человеком общаться. И не важно, на какую тему он будет говорить, им хотелось вновь собраться в одной компании и ощутить атмосферу дружелюбия и тепла и послушать мудрого человека, который на них не орет, не поучает их, а спокойно беседует, проявляет заботу о них. Он не просто говорил, что пить (тем более лосьон) вредно, он выводил их на другие проблемы, старался показать, что даже в их, вот в этой, военной, госпитальной жизни есть много интересного, мимо чего они проходят, что можно развивать себя, строить интересные взаимоотношения, что каждого человека можно читать, как книгу, и т.д. И он понял, что групповая работа, если создать хорошую атмосферу взаимодействия, может приносить успех, которого не всегда можно добиться в индивидуальной работе. Позже он стал постепенно вводить в эту «разговорную терапию» с пациентами все больше психоаналитических элементов, которые постепенно оформлялись в ТА.

После демобилизации в чине майора Берн начинает широкую практику и одновременно сам консультируется у выдающихся психоаналитиков. Почему? Ну, во-первых, потому что в цивилизованных странах довольно строгие критерии каждой профессии. В частности, считается, что психоаналитиком можно стать, только пройдя собственный курс психоанализа, испытав на себе все, что будут испытывать твои пациенты.

Но у Берна желание соблюсти все эти профессиональные требования еще совпало с тем, что он действительно хотел лучше понять себя и свои межличностные проблемы. Дело в том, что к этому времени у него уже было три неудачных брака.

Он считал, как настоящий психоаналитик, что причины надо искать в первую очередь в самом себе, посмотреть, нет ли у него схожих алгоритмов проблем с разными партнерами. Очень часто, когда наши дети решают с кем-то разводиться или расставаться, мы спешим сразу же занять их позицию. И подчас та же самая проблема у них возникает уже с другими партнерами. Значит, дело в них самих, и пока мы будем винить других, мы все более будем делать наших детей неспособными найти свое счастье. Впрочем, такой поход мы часто применяем и к своим собственным межличностным проблемам, усугубляя их нежеланием искать причины в себе самом. Берн решил найти эти причины в себе путем психоанализа.

Однако именно этот личный опыт послужил одной из причин его отхода от традиционного психоанализа. Он понял, что он в нем не находит ответа: «Что же во мне такого, что я не могу ни с кем ужиться? Вроде такой контактный, пациенты любят, коллеги любят, студенты любят, а вот в личной жизни не получается». Он начинает искать для себя ответ на этот вопрос. По-настоящему сильны именно те разработки, которые человек рождает, пытаясь решить собственную проблему, тогда подход становится практичным, работающим, а не просто красивой теорией.

Берн считает, что хотя психоанализ действеннее, чем традиционные неврологические и психиатрические подходы, все же и он слишком схематичен и специалист должен больше совершенствовать собственную интуицию, но не просто так, а для более творческого применения основных положений психоанализа, которые надо освободить от слишком жесткой мелочной детализации. И он разрабатывает собственную систему развития интуиции, а затем (в 50-е годы) так называемый структурный анализ. Так складывается оригинальная психотерапевтическая система Берна, основу которой составляет теория эго-состояний.

Берн имеет в виду, что в каждом из нас находятся три эго-состояния (как правило, у каждого человека доминирует одно из них, но они могут и меняться, и взаимодействовать). Они все присутствуют, но с разной степенью выраженности. Это состояние «Ребенка», состояние «Взрослого» и состояние «Родителя». Среди них рациональным является только состояние «Взрослого», которое может быть и у десятилетнего ребенка. В чем оно заключается? Состояние «Взрослого» - когда человек мыслит реалистично (происходит реалистичное принятие проблемы и реалистичная попытка ее решения).

Наш внутренний «Ребенок» всегда категоричен: «Я хочу (я не хочу), и все тут!». (Близко к фрейдовскому «Оно».) Его уравновешивает внутренний «Родитель » («Ты должен - ты не должен», «Можно - нельзя», «Прилично - неприлично»). (Близко к «Супер-Эго».) И только наш внутренний «Взрослый» (близко к «Эго») смотрит на ситуацию реально, пытаясь найти разумный компромисс между состояниями (требованиями) «Ребенка» и «Родителя». И все же ТА - не просто упрощенная аналогия психоанализа, а имеет важное отличие - по Берну, и Ребенок, и Родитель, и Взрослый - не различные структурные подразделения личности, а разные состояния одного и того же «Я» (Эго-состояния).

И более того, надо сказать (и это очень важно), что периодически эти позиции могут быть вполне здоровыми, потому что в нас в какой-то мере и «Ребенок» должен покапризничать, и «Родитель» почитать нотации. Но главное, чтобы в конечном итоге принимал решение все-таки «Взрослый».

Если идти только на поводу у «хочу», ничего хорошего не будет. Если руководствоваться только «должен» - формальные принципы «засушат» живые отношения с другими людьми и самого человека, «задавят» нормальную жизнь.

Сколько людей своими принципами в интересах воспитания детей фактически оттолкнули их от себя или даже поломали им судьбы! То есть «Взрослый», призывая «Ребенка» к сознательности, должен и «Родителю» говорить: «Принципы для человека, а не человек для принципов».

В 1960 г. выходит книга Берна «Трансакционный анализ в психотерапии». Правда, сначала, в 1957 г., он опубликовал программную статью в «Американском журнале психотерапии». Это примечательно. Почему? Потому что в Америке существует множество различных психологических и психиатрических журналов, но серьезных (академических) - очень мало. Такие издания всегда имели очень серьезный редакционный совет, и публикация в нем означает некое признание ценности идей и сразу обращает внимание на автора.

В 1964 г. Берн выпускает свою новую книгу которая стала очень популярной, в том числе у нас. А в 1966 г. появляется его руководство для психотерапевтов «Принципы группового лечения».

Книгу Берна «Что ты говоришь после того, как поздоровался?» у нас назвали Ее издают вместе с первой, где первой частью идут «Игры, в которые играют люди», а второй - «Люди, которые играют в игры». В этой части он раскрывает свою так называемую теорию сценарного анализа. То есть анализ жизненного сценария: почему он такой возник и как его можно скорректировать. (Надо сказать, что у Берна была также книга «Секс в человеческой любви», но в России она осталась мало замеченной, посколько отталкиваясь от названия, книгу помещали на полки сексологической литературы. А она, по-существу, была также посвящена психиатрии и психотерапии.)

Берн мечтал создать такую психотерапевтическую концепцию, которая обеспечивала бы полное излечение проблемы человека за минимальное время. Потому его ТА нередко критиковали как недопустимое упрощение психоанализа. Берн и не скрывал, что пытался сделать те психоаналитические подходы, которые он считал эффективными и доступными. Он так и назвал одну из своих книг - «Психоанализ для непосвященных». (Она издавалась и у нас, написана ясно, хорошим литературным языком.)

Несмотря на большую популярность, только в конце своей короткой (60 лет) жизни он получает полное признание своих идей, в том числе академическое, потому что количество специалистов, применяющих его метод в психотерапии и в психиатрии, стремительно возрастало.

Тема 6. Трансактный анализ Э.Берна

1. Модель эго-состояний

2. Транзакции

4.Игры и анализ игр.

Транзактный анализ (от лат. transactio - сделка и греч. analysis - разложение, расчленение) - психотерапевтическая методика группового и личностного роста, предложенная американским психологом и психиатром Эриком Берном. Этот метод психотерапии основан на процедуре анализа структуры личности. В качестве личностных структур, как интериориза-ций социального опыта, здесь рассматриваются особенности и взаимодействие трех состояний Я: «Родитель», «Ребенок» и «Взрослый». «Родитель» представляет собой авторитарные тенденции индивида, «Ребенок» - подчиненную позицию, «Взрослый» - умение отстаивать собственное мнение и организовать взаимоотношения с другими на основе равноправного партнерства.

Существует несколько ключевых идей, которые лежат в основе теории транзактного анализа: модель эго-состояний, транзакции, поглаживания, структурирование времени, жизненный сценарий и игры.

1. Модель эго-состояний

Практика терапии психосоматических заболеваний в транзактном анализе базируется на последовательном теоретическом подходе, основой которого является убеждение, что ранние решения, которые человек принимает в детстве о том, какие у него должны быть сценарные паттерны поведения, мыслей и чувств, могут быть изменены. В транзактном анализе говорят: «Для того чтобы лучше себя чувствовать, необязательно болеть».

Основная цель этого психотерапевтического метода - актуализация «Взрослого» в человеке, реконструкция личности на основе пересмотра жизненных позиций, непродуктивных стереотипов поведения, формирование новой системы ценностей. В процессе терапии должен учитываться актуальный психологический конфликт и влияние социальных факторов.

Данный вид психотерапии основан на контрактном методе, при котором пациент и терапевт несут взаимную ответственность за достижение целей контракта. Эти цели направлены на выход из сценария и достижение автономии, получение пациентом новых Родительских посланий, создание интегрированного Взрослого.

Кроме того, транзактный анализ позволяет проанализировать игры людей, страдающих психосоматическими расстройствами, и преимущества (выигрыши), вытекающие из них. Выигрыш всех игр направлен в той или иной степени на укрепление самозащиты, получение привилегий, уклонение от близких отношений и уход от ответственности.

Основой транзактного анализа является модель эго-состояний («модель РВД»). Эго-состояние - это совокупность связанных друг с другом поведений, мыслей и чувств как способ проявления нашей личности в данный момент. Модель описывает три различных эго-состояния:

Р - эго-состояние Родителя: поведение, мысли и чувства, скопированные у родителей или парентальных фигур

В - эго-состояние Взрослого: поведение, мысли и чувства, которые являются прямым реагированием на «здесь и теперь»

Д - эго-состояние Ребенка (Дитяти): поведение, мысли и чувства, присущие детскому возрасту.

Модель эго-состояний позволяет устанавливать надежную связь между поведением, мыслями и чувствами.

2. Транзакции

Транзакция имеет место тогда, когда я предлагаю вам какой-то вид коммуникации (общения), а вы отвечаете мне. Начало коммуникации называется стимулом, ответ - реакцией. Берн считал транзакцию «основной единицей социального взаимодействия». Общение между людьми всегда принимает форму подобных цепочек транзакций. Транзакции бывают параллельные (дополняющие), пересекающиеся и скрытые. Примеры схем транзакций приведены на рис. 3.

Пересекающаяся транзакция В-В, Р-Д: С - стимул, Р - реакция

Пересекающаяся транзакция Р-Д, В-В: С - стимул, Р - реакция

Двойная скрытая транзакция:

социальный уровень В-В, В-В;

психологический уровень Р-Д, Д-Р:

С с, С п - социальный и психологический

стимулы; Р с, Р п - социальная и

психологическая реакции

Угловая скрытая транзакция:

С с, С п - социальный

и психологический стимулы;

Р - реакция

Рис. 3. Схемы транзакций

3. Структурирование времени. При встречах людей в группах или парах существует всего шесть различных способов проводить свое время. Эрик Берн дал следующие определения этим шести видам структурирования времени: уход, ритуалы, времяпрепровождение, деятельность, игры, интимность. По мнению Берна, все эти способы способствуют удовлетворению структурного голода человека. Он предлагает рассматривать шесть форм социального поведения - четыре основные и два пограничных случая:

На оном полюсе пограничный случай - замкнутость, когда явная коммуникация между людьми отсутствует. Человек физически присутствует, но психологически - вне контакта, он будто бы окутан собственными мыслями.

Ритуалы - привычные, повторяющиеся действия, не не сущие смысловой нагрузки:

неформальный характер (приветствия, благодарности)

официальный (дипломатический этикет)

Цель этого типа общения - возможность провести время совместно, но не сближаясь.

Времяпрепровождения - полуритуальные разговоры о проблемах и событиях, известных всем. Оно всегда социально запрограммировано: говорить можно лишь в определенном стиле и только на допустимые темы.

Цель этого типа общения - структурирование времени не только ради поддержания приятельских отношений, но отчасти социальный отбор, когда человек ищет новые полезные знакомства.

Совместная деятельность - взаимодействие между людьми на работе, целью является эффективное выполнение поставленной задачи.

Игры - наиболее сложный тип общения, т.к. в играх каждая сторона неосознанно старается достичь превосходства над другой и получить вознаграждение. Особенность игр - скрытая мотивация их участников.

Близость - второй пограничный случай. Двустороннюю близостью можно определить как свободное от игр общение, предполагающее теплое заинтересованное отношение между людьми, исключающее извлечение выгоды.

Поглаживание определяется как единица транзакции. Можно классифицировать поглаживания следующим образом: вербальные или невербальные, позитивные или негативные, условные или безусловные.

Сценарий жизни. В детстве каждый из нас пишет свой собственный сценарий жизни. Основной сюжет мы пишем в раннем детстве до того, как научились говорить. Позднее лишь добавляем детали к нашему сценарию. К семи годам сценарий в основном написан, а в юношеском возрасте мы можем его пересмотреть. Будучи взрослыми, мы обычно не осознаем, что написали для себя сценарий жизни, но тем не менее в точности ему следуем. Без осознания этого факта мы устраиваем нашу жизнь таким образом, что движемся к той финальной сцене, которую определили в детстве. Наряду с моделью эго-состОяний концепция сценария жизни является краеугольным камнем транзактного анализа. Она особенно важна в психотерапевтической деятельности. При анализе сценария мы используем концепцию сценария жизни для понимания того, как люди могут неосознанно создавать себе проблемы и как они решают их.

Берн выдвинул идею о том, что еще на раннем этапе формирования сценария маленький ребенок уже имеет определенные представления о себе и окружающих его людях. Эти представления, по-видимому, остаются с ним всю жизнь и могут быть охарактеризованы следующим образом: «я - ОК» или «я - не ОК»; «ты - ОК» или «ты - не ОК».

Если объединить эти положения во всех возможных комбинациях, мы получим четыре установки о себе и других людях:

1.Я-ОК, ты-ОК;

2. Я - не ОК, ты - ОК;

3. Я - ОК, ты - не ОК;

4. Я - не ОК, ты - не ОК.

Игнорирование в транзактном анализе - это бессознательное игнорирование информации, связанной с решением какой-то проблемы.

Мировосприятие и искажение. Каждый человек воспринимает окружающий мир по-своему, и твое восприятие мира будет отличаться от моего. Мировосприятие определяют как структуру ассоциативных ответов, интегрирующую различные эго-состояния при реагировании на определенные стимулы. Мировосприятие предоставляет человеку целостный перцептуальный, концептуальный, эмоциональный и двигательный набор, который используется для определения себя, других людей и окружающего мира.

Для облегчения понимания этого формального определения мировосприятие предлагают рассматривать как «фильтр на реальность».

Симбиоз имеет место тогда, когда двое или более людей ведут себя так, как будто вместе образуют одного человека. Люди, принимающие участие в таких взаимодействиях, не используют все имеющиеся у них эго-состояния. Обычно один из них исключает Ребенка и использует лишь Родителя и Взрослого, а другой занимает противоположную позицию, оставаясь в Ребенке и блокируя два других эго-состояния. При вхождении в симбиоз его участники чувствуют себя более комфортно. Каждый играет роль, которую от него ожидают, однако этот комфорт достигается за определенную плату: находящиеся в симбиозе блокируют многие свои способности и возможности, присущие им как взрослым.

Чувство рэкета определяется как обычная эмоция, зафиксированная и поощряемая в детстве, переживаемая в самых различных стрессовых ситуациях и не способствующая взрослому решению проблем. Рэкет представляет собой набор сценарных поведений, используемых вне нашего осознания как средство манипулирования окружением и включающее в себя переживания (ощущение) человеком чувства рэкета.

Игры и анализ игр. Можно выделить несколько характерных особенностей, присущих играм.

1. Игры постоянно повторяются. Время от времени каждый человек играет в свою любимую игру, при этом игроки и обстоятельства могут меняться, однако паттерн игры всегда остается одним и тем же.

2. Игры проигрываются вне осознания Взрослого. Несмотря на то что люди играют в одни и те же игры, они не осознают этого. Лишь на заключительной стадии игры игрок может спросить себя: «Как это опять могло случиться со мной?» Даже в этот момент люди обычно не понимают, что они сами начали игру.

3. Игры всегда заканчиваются тем, что игроки испытывают рэкетные чувства.

4. Игроки во время игр обмениваются скрытыми транзакциями. В любой игре на психологическом уровне происходит нечто совершенно отличное от того, что имеет место на социальном уровне. Мы знаем об этом потому, что люди играют в свои игры снова и снова, находя партнеров, игры которых подходят к их играм.

5. Игры всегда включают в себя момент удивления или смущения. В этот момент игрок ощущает, что случилось нечто неожиданное.

Трансактный анализ Эрика Берна одновременно является анализом и психокоррекцией жизни человека, его судьбы.
Каждый человек появляется на свет обладая способностью развивать свои потенциальные возможности во благо себя и общества, продуктивно, творчески, работать и радоваться жизни, быть свободным от психологических проблем…

Приветствую Вас, уважаемые посетители психологического кабинета Олега Матвеева , где Вы можете бесплатно задать вопрос психоаналитику.
Желаю Вам психического здоровья!

Говоря обычными словами, в каждом из нас живет маленький мальчик или девочка.

У психически здорового, удачливого человека все три Я-состояния личности живут и работают автономно не конфликтуя между собой, общее поведение находится под контролем Взрослого.

В случае внутриличностного конфликта, когда Взрослый теряет власть и не в состоянии регулировать отношения Родителя и Дитя, то у человека возникают различные тупиковые ситуации приводящие к психологическим проблемам: от плохого настроения до конфликтов во взаимоотношениях, депрессий , неврозов, психозов и суицидов (в том числе затяжных: алкоголизм , наркомания , курение , переедание, трудоголизм).

Цель структурного анализа выявить отношения между Я-состояниями личности и помочь человеку осознать и исправить внутриличностные проблемы, для дальнейшей адаптации и исключения структурной патологии.

Транзактный анализ

Взаимодействие между людьми состоит из набора транзакций. Транзакция — единица общения (взаимодействия).
Один что-то говорит (стимул), другой — отвечает (реакция).
Например: — здрасте (стимул), — добрый день (реакция).

Обычно человек обращается из какого-то одного Я-состояния к тому же Я-состоянию собеседника.
Например:
Взрослый — Взрослый
— Сколько время? (стимул)
— Три часа. (реакция)

Родитель — Родитель
— Какая нынче молодежь беспардонная… (стимул)
— И не говори… (реакция)

Дитя — Дитя
— Давай прогуляем школу…
— А нас не накажут?

Такие транзакции называют прямыми, когда человек так общается, то конфликты исключены.

Но, транзакции могут пересекаться, что приводит к напряженности в межличностном общении и к конфликтам. (см. контрперенос и перенос)
Например: муж жене
— В-В где моя рубашка? (стимул)
— Д-Р вечно я у тебя во всем виновата (реакция)
или — Р-Д я что должна следить за твоими вещами, сам уже не маленький (реакция)

Такие транзакции называют пересекающимися — они служат началу ссор и конфликтов , как дома, так и на работе.

Есть и другие наборы транзакций приводящие людей к разрыву отношений, ругани и скандалам. Зачастую, реально на пустом месте.

Транзакции человека в жизни

Человек существо общественное и без общения (транзакций) жить не может.

Условно, человеческое общение можно разделить на шесть типов, которые и заполняют наше жизненное время, структурируют его.

Структурирование времени

Уход -когда человек отказывается от общения и общается внутри себя.

Ритуал — ритуальные, заученные или привычные для данной культуры или общества действия, например, приветствия.

Времяпрепровождение — общение без дела: в барах, клубах, на улице, у компьютера и телевизора.

Деятельность — любые дела, деловые, рабочие отношения , в том числе, учеба.

Игры — это не те игры, которые веселят детей, это взрослые, как правило нечестные и порой жестокие игры , которые приводят к конфликтам, скандалам, распадам отношений, а в более крупных масштабах — к войнам.

Близость — Честные, доверительные близкие отношения, которые присущи любви и дружбе. Изначально отношения матери с грудным ребенком. То, к чему нужно стремиться в семье и в других отношениях.

Транзактный анализ помогает человеку разобраться в использовании своего времени и в отношениях в семье и на работе, в обществе и внутри себя. Он помогает правильно структурировать свое время и обеспечивает удачное общение и взаимодействие.

Удачливый человек — человек со структурированным временем .

Сценарный анализ

На основе детско-родительских отношений , воспитания и транзакций (родительского программирования); подкрепленное детскими сказками и историями, у человека формируется жизненный сценарий, которому он неосознанно следует всю свою жизнь.

Сценарий может быть либо победителя (если повезло с родителями), либо банальный (непобедителя), либо сценарий неудачника (часто трагический).

Цель сценарного анализа — распознать суть и истоки неудачного сценария жизни, разрушить его, либо изменить на более удачливый.

Лучший вариант — это полное освобождение от сценария, приход к свободе, автономности личности, и последующее осознанное выстраивание, по свободному выбору, своего жизненного пути и судьбы удачливого человека.

Итак, трансактный анализ Берна направлен:
На познание и понимание себя, своей личности;
На научение бесконфликтному общению, рациональному взаимодействию и возможности иметь близкие честные отношения;
На Разрушение трагического жизненного сценария, и написания нового, по своему свободному выбору.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Трансакционный анализ (транзактный, трансактный анализ) – это психологическая модель, служащая для описания и анализа поведения человека как индивидуально, так и в составе групп.

В 1960-ые годы трансакционный анализ развился из психоанализа, в первую очередь благодаря работам Эрика Берна и ряда других психотерапевтов. Популярность ТА объясняется тем, что он изложен простым и доступным языком, а его основополагающие принципы несложны.

Функции ТА анализа заключаются в том, чтобы помочь человеку:

  • Выявить непродуктивные стереотипы своего поведения.
  • Сформировать новую систему ценностей и принимать решения, исходя из собственных потребностей и возможностей.
  • Понять особенности своего взаимодействия с окружающими.
  • Открыто выражать свои чувства.
  • Научиться доверять себе.

Трансакционный анализ можно практиковать где угодно – дома, на работе, в школе. Словом, там, где есть люди. За эту простоту его и любят и критикуют. Ведь по мнению многих психиатров, качественные изменения возможны только под присмотром профессионалов.

Три эго-состояния по Эрику Берну

Эрик Берн утверждает, что в каждый момент жизни наши мысли, чувства, слова, действия и реакции определяются одним из 3 возможных эго-состояний:

  • Я-Родитель : содержит поведение и установки, перенятые извне, в первую очередь – от родителей. Внешне они часто выражаются в критическом и заботливом поведении по отношению к другим и в предубеждениях. Внутренне – принимают вид старых родительских назиданий.
  • Я-Взрослый : состояние ориентировано на восприятие текущей реальности и получение обратной связи. В нем человек является хорошо приспособленным, организованным, находчивым и действует, спокойно рассчитывая и оценивая свои возможности.
  • Я-Ребенок : в этом состоянии человек содержит в себе все побуждения, которые возникают у ребенка естественным образом, а также записи детских переживаний, позиций и реакций в отношении себя и других. Помимо этого, включается творческое проявление личности.

Что любопытно, время от времени человек может существовать в двух из трех состояний одновременно, а их смена может происходить быстро и часто. Например, утром в кровати многие из нас борются между Родителем и Ребенком – один хочет поспать еще час, а второй говорит, что пора вставать и идти учиться или зарабатывать деньги.

Нельзя сказать, что одно эго-состояние важнее другого. Скорее так – гармония состояний помогает оставаться вменяемым человеком, не скатываться к нравоучительству, но и не веселиться сверх меры. Всему свое время.

Ребенок может быть:

Спонтанным . Это импульсивное, эгоцентричное, хитрое и естественное поведение.

Приспосабливающимся . Боязливое, беспомощное, уступчивое и приспосабливающееся к нормам поведение.

Бунтующим . Протестующее, бросающее вызов поведение.

Родитель может быть:

Заботливым . Исправляет, утешает, помогает.

Критическим . Критикует, грозит, приказывает.

Взрослый же играет роль своеобразного арбитра между Родителем и Ребенком. После анализа информации, Взрослый решает, какое поведение будет адекватным данному обстоятельству, от каких стереотипов можно отказаться, а какие желательно включить.

Несмотря на то, что для полноценно счастливой жизни требуется периодическая смена эго-состояний, наиболее важным является Взрослый. Именно он должен принимать большинство решений.

Как выяснить, в каком состоянии вы находитесь?

Сделать это можно при помощи наблюдения за вербальными и невербальными элементами поведения.

Ребенок внутри нас, как правило, использует фразы и мысли: «Я хочу!», «Я ненавижу», «Меня это злит», «Какое мне дело». Внешне это проявляется в потупленном взоре, дрожащих губах, выражении восторга, пожимании плечами.

Родителю характерны фразы и мысли: «Мне нельзя», «Тебе нельзя», «Я должен», «Ты должен», «Прекрати это», «Я бы на твоем месте». Внешне это проявляется в качании головой, нахмуренном лбе, скрещенных на груди руках, грозном виде.

Главные слова и мысли Взрослого: «Давайте посчитаем», «Это целесообразно», «Где польза?». Выражается это в задумчивости, размышлениях и .

Трансакции

Трансакции – это вербальные и невербальные взаимодействия между людьми, обмен воздействиями между эго-состояниями двух людей. Они состоят из стимула и реакции. Например, стимул: «Что ты здесь делаешь?», реакция: «Да вот, с работы пораньше отпустили».

Типы трансакций:

  • Дополняющие (параллельные): это такие трансакции, при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. К примеру, стимул: «Который час?» дополняется реакцией: «Половина восьмого». В этом случае взаимодействие происходит между Взрослыми эго-состояниями собеседников. Во время этих трансакций не возникает и взаимодействие может продолжаться длительное время.
  • Пересекающиеся (перекрестные): здесь уже возможны конфликты и скандалы. К примеру, муж спрашивает: «Где мои запонки?», а жена отвечает: «Я всегда у тебя во всем виновата!». Муж посылает стимул Взрослого к Взрослому своей жены, а ее реакция исходит от ее Ребенка. Такие трансакции начинаются с колких реплик, взаимных упреков и могут продолжаться на протяжении всей семейной жизни, если оба участника сознательно не решат включить Взрослых.
  • Скрытые : это самые сложные трансакции, потому что включают более одного эго-состояния на человека, так как сообщение маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения. Все это является почвой для развития психологических игр, которые были описаны Эриком Берном в его книге «Игры, в которые играют люди». Многие проблемы в семейной жизни можно разрешить, если их выявить и исправить.

Поглаживания

Каждый Ребенок внутри нас ищет одобрение со стороны Родителя другого человека. Одобрение в трансакционном анализе называется «поглаживанием». Их существует три типа:

  • Вербальное: виде комплиментов или похвалы.
  • Невербальное: кивки, подмигивание, жесты.
  • Физическое: рукопожатие, похлопывание по спине, поглаживание по спине.

Мы «поглаживаем» человека либо за существование (безусловное), либо за поступки (условное). При этом «поглаживания» могут быть позитивными (теплые слова, дружеское физическое прикосновение, доброжелательные жесты) и негативными (хмурые взгляды, шлепки, брань).

Книги

Если вы хотите узнать о трансакционном анализе больше, ознакомьтесь с психологическими играми, прочитайте следующие книги:

  • «Трансакционный анализ и психотерапия» Эрик Берн.
  • «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений» Эрик Берн.
  • «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» Эрик Берн.
  • «Групповая психотерапия» коллективная монография клиники неврозов и психотерапии Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева и Института психиатрии и неврологии в Варшаве.
  • «Я о’кей, ты – о’кей» Томас Э. Харрис.
  • «Игры, в которые не играют успешные люди. Мастер-класс по практической психологии» Пия Билунд, Коре Кристиансен.
  • «Техники транзактного анализа и психосинтеза» Ирина Малкина-Пых.
  • «Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике» Николай Васильев.

Желаем вам удачи!

 


Читайте:



Сочинение My working day на английском с переводом

Сочинение My working day на английском с переводом

«Распорядок дня на английском языке» – одна из самых востребованных тем. Пожалуй, одна из первых, изучаемых в школе и повторяемых в ВУЗе. Будни или...

Star wars: история далекой-далекой галактики - легенды и сказания

Star wars: история далекой-далекой галактики - легенды и сказания

Кратко о статье: Расширенная вселенная давно развивается независимо от своих непосредственных создателей. Дабы не путаться в хронологии событий,...

ю Высшие и центральные государственные учреждения

ю Высшие и центральные государственные учреждения

В эпоху Петра I в России продолжились и усилились серьезные изменения в политической, экономической и культурной жизни России, начавшиеся еще в...

Духовно-рыцарские ордена – кратко

Духовно-рыцарские ордена – кратко

Орден госпитальеров — самый знаменитый и прославленный из духовно-рыцарских орденов. Полное его наименование — Суверенный Военный Орден...

feed-image RSS