Разделы сайта
Выбор редакции:
- Судьба 28 героев панфиловцев
- Вопросы и задания к главе VIII
- Используя дополнительные источники информации, докажите, что движение материков
- Какой материк и почему называют новым светом Почему южная америка называется новым светом
- "Мцыри": история создания поэмы Мцыри 1 глава краткое содержание
- Что такое ощущение в психологии Что такое ощущение в психологии
- Ваше Высочество: Самые известные принцессы и королевы в мире Королем какой страны
- В японии занижали данные радиационного фона в районе фукусимы
- Самые большие наводнения в мире
- Случаи самоубийств солдат в российской армии
Реклама
ТегиНациональный рейтинг университетов - 2016: есть к чему стремитьсяВ современных реалиях высшее образование перестает быть самоценностью, становясь объектом многоуровневой коммуникации. Абитуриент, работодатель, научное сообщество, наконец, государство - у каждого из участников этой коммуникации свои интересы и задачи. Поиску общего знаменателя посвящено создание Национального рейтинга университетов (НРУ) - независимого аналитического проекта, цель которого - сделать систему высшего образования гибкой, эффективной и развивающейся по международным стандартам. Международный контекстТенденция к глобализации, охватившая экономику и политические системы, коснулась высшего образования в 1999 году, когда была подписана Болонская декларация. Так было обозначено начало процесса создания Европейского пространства высшего образования (ЕПВО). Главные принципы декларации: прозрачность и сопоставимость - легли в основу модернизации: уровни высшего образования во всех странах должны были стать максимально сходными, а выдаваемые по результатам обучения научные степени - эквивалентными. На практике это выразилось в модульной системе обучения, специальных приложениях к диплому и т. д. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, спустя пару лет к нему примкнула Украина, в 2010 - Казахстан, а в 2015 - Белоруссия. Запущенный международным сообществом процесс потребовал внутренней дифференциации. Как следствие, стали появляться международные рейтинги университетов. Первым был The Times Higher Education, затем последовали рейтинги, созданные агентством Quacquarelli Symonds (QS). Рейтинг от Times опирается на объем и доход от научных исследований, количество публикаций и уровень их цитируемости, интернациональный состав преподавателей и студентов. В варианте QS акцент делается на академическую репутацию, цитируемость преподавателей, репутацию вуза среди работодателей, численность иностранных преподавателей и студентов. Тройку первых рейтингов замыкает Academic Ranking of World Universities. В нем учитываются выпускники и сотрудники - лауреаты Нобелевской премии и премии Филдса, преподаватели и научные сотрудники с наивысшими показателями цитирования, общие индексы цитируемости и показатели цитируемости на одного сотрудника, а также количество публикаций в журналах Nature и Science. В настоящий момент количество международных рейтингов перевалило за 50. Все они отличаются разной степенью объективности и объемом критериев. В России объективная оценка возможна благодаря Национальному рейтингу университетов. Министр образования и науки РФ Ольга Васильева Российские реалииВпервые о необходимости общественной оценки качества образования и формирования рейтингов университетов в России заговорили в нулевые. В это время появилось осознание, что для устойчивого экономического развития страны необходимо вкладываться в человеческие ресурсы, а значит, нужна конкурентная и гибкая система образования. Появились первые реформаторы в академической среде, в органах госуправления образованием, стали возникать профессиональные сообщества, которые пытались найти механизмы влияния на вузы и образовательную систему в целом. В 2001 году Министерство образования и науки РФ инициировало разработку методики рейтинга университетов приказом No 631 от 26.02.2001 года «О рейтинге высших учебных заведений». Несмотря на свою инновационность, данный рейтинг был сфокусирован на образовательной стороне процесса и количественных данных о показателях деятельности вузов и лишь незначительно учитывал интересы работодателей, профессиональных сообществ, абитуриентов и студентов. Последнее попыталось отчасти компенсировать Национальное аккредитационное агентство (НАА), которое провело масштабную работу по сбору данных о деятельности вузов, в том числе учитывая показатели востребованности выпускников на рынке труда и присутствия отзывов работодателей. Среди прочих знаковых проектов того времени следует назвать таблицу лиг российских вузов, составленную общественной организацией «Бизнес России», а также несколько десятков рейтингов, подготовленных и опубликованных специализированным агентством «РейтОР». Спустя почти десятилетие были наконец сформулированы критерии, по которым следует составлять рейтинг: оценка должна быть независимой (осуществляться специализированной некоммерческой организацией), результаты должны находиться в открытом доступе, чтобы ими, принимая решение, могли воспользоваться и абитуриенты, и работодатели, и федеральные органы управления образованием. По сути, необходимо было сформировать связку между ответами на вопросы «куда пойти учиться?», «откуда приглашать специалистов на работу?», «в какие образовательные и исследовательские учреждения и организации эффективней инвестировать средства?». В 2009 году в результате конкурсных процедур ЗАО «Информ-Инвест» (дочерняя структура «Интерфакса») подписало госконтракт с Федеральным агентством по образованию РФ на разработку основ независимой системы оценки и формирования рейтингов российских вузов. Как показала практика, начинание было успешным, а предложенная методика оценки - эффективной и гибкой. Цели и задачи Национального рейтингаГлобальная цель проекта - модернизировать систему высшего образования в соответствии с требованиями современности, создав внутри этой системы надежные механизмы регуляции и оценки качества - как в отношении компетенций, полученных выпускниками, так и в сфере инноваций, исследовательских и социальных услуг, предоставляемых университетами. Проект стимулирует конкуренцию между вузами, что в целом сказывается на повышении их конкурентоспособности в мировом образовательном и исследовательском пространствах. В качестве основных задач рейтинг решает не только вопросы имиджа (повышает престиж национальной образовательной системы), но и информационные: стимулирует информационную открытость вузов, побуждает развивать коммуникацию вузов с целевой аудиторией, обеспечивает работодателей сведениями о подготовке и уровне квалификации выпускников. А кроме того, он помогает развиваться брендам вуза (данная категория оценки появилась в НРУ в последнее время, первые рейтинги ее не содержали) и оценивать стоимость уже нематериальных активов университета, уровень коммерциализации его разработок. Заместитель министра образования и науки РФ Александр Повалко НРУ - 2016Общее число университетов, участвующих в рейтинге 2016 года, равно 238: в это число входят 2 национальных университета; 10 федеральных университетов; 29 национальных исследовательских университетов; 11 опорных университетов; 66 классических университетов (включая 1 негосударственный); 57 технических и технологических университетов (включая архитектурно-строительные, транспортные, горный и 1 негосударственный); 11 экономических университетов (включая 2 негосударственных); 24 аграрных университета; 10 педагогических и лингвистических университетов; 13 медицинских университетов. Вузы оценивались в следующих категориях: образование, исследования, социализация (социальная среда), интернационализация, предпринимательство и инновации. Оценка происходила на основе присланных вузами анкет, а также по результатам материалов, опубликованных на сайтах вузов, и данным последнего мониторинга Министерства образования и науки РФ. Тройку лидеров в категории «Образование» составляют Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (МГТУ) и Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (НГУ). Последние два потеснили Московский национальный исследовательский физико-технический институт (МФТИ) и Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), которые в прошлом году занимали второе и третье места. Лучшими исследовательскими центрами признаны МГУ, НИЯУ «МИФИ» и МФТИ. А вот Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (НГУ) в этом году потерял позиции в топ-3, опустившись на 4-е место. Стоит отметить, что в этом году методика оценивания в категории «исследования» претерпела изменения: введена 1000-балльная система вместо 10-балльной, а сам рейтинг формируется на основе 8 частных показателей, в которые входит оценка спектра реализуемых вузом образовательных программ, вклада вуза в формирование научно-образовательной элиты страны, уровня организации высокопроизводительных вычислений и компьютерного моделирования, научной продуктивности, уровня развития компьютерных технологий и их применения в исследовательской деятельности и т. д. Международная информационная Группа "Интерфакс" представила седьмой ежегодный Национальный рейтинг университетов (НРУ), подготовленный по итогам 2016 года. Национальный рейтинг университетов в 2016 году, как и годом ранее, возглавил Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова. Второе и третье места разделили Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" и Новосибирский национальный исследовательский университет. В десятку лучших университетов страны вошли также Московский физико-технический институт (НИУ), Санкт-Петербургский государственный университет, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана (НИУ), Российский университет дружбы народов, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Национальный исследовательский Томский политехнический университет. В НРУ-2016 вошли 238 российских университетов, включая 67 классических (в т.ч. 1 негосударственный), 57 технических и технологических (в т.ч. архитектурно-строительные, транспортные и горный), 29 национальных исследовательских, 24 аграрных, 13 медицинских университетов, по 10 федеральных и педагогических/лингвистических, по 11 опорных и экономических (в т.ч. 2 негосударственных экономических), 4 юридических и 2 национальных университета. Лучшие университеты России 2016
Деятельность университетов оценивалась по шести основным параметрам: образовательная деятельность; научно-исследовательская деятельность; социальная среда; интернационализация (международная деятельность); инновации и предпринимательство (технологическое предпринимательство); бренд. Весовой коэффициент первых двух параметров - принимается равным 0,2 для каждого параметра, а весовой коэффициент остальных параметров - по 0,15. Оценка проводится на основании обработки данных анкет, заполненных представителями университетов, доступных публичных данных, размещаемых учебными заведениями на своих официальных сайтах, публичных данных информационных ресурсов Министерства образования и науки РФ, а также информации из информационно-аналитических систем СПАРК (www.spark-interfax.ru,) и СКАН (www.scan-interfax.ru,). Лидерами рейтинга по параметру "Инновации и Предпринимательство" стали Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ", Московский физико-технический институт (НИУ) и Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана (НИУ). Деятельность университетов в сфере инновационного предпринимательства оценивалась показателями: портфель патентов; сотрудничество с высокотехнологичными компаниями; развитие инновационной инфраструктуры; доходы от НИОКР; участие научно-педагогических работников и обучающихся в работе базовых кафедр, созданных с совместно в предприятиями и исследовательскими институтами. Лучшие университеты России 2016 по параметру "Инновации и Предпринимательство"
(Оценка приведена к 1000-балльной шкале) В тройку лучших брендов университетов 2016 года вошли Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет и Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики". Наибольший прогресс в НРУ-2016 по параметру "Бренд Университета" продемонстрировали Университет ИТМО, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина и Новосибирский национальный исследовательский университет. Бренды университетов оценивались по таким показателям, как: вклад в формирование национальной элиты, коммуникации с целевыми аудиториями, медиа-активность, восприятие исследований международным и русскоязычным академическими сообществами. Как отмечается в аналитическом обзоре к рейтингу, замеры коммуникационной активности университетов при составлении рейтинга учитываются впервые. Основанием для этого стали зафиксированные в 2016 году заметные изменения в коммуникационной политике многих ведущих университетов страны. Лучшие бренды университетов России 2016
(Оценка приведена к 1000-балльной шкале) Международная информационная группа "Интерфакс" реализует проект "Национальный рейтинг университетов" (НРУ) с 2010 года. Главной целью проекта является развитие механизмов и процедур независимой системы оценки российских вузов и их образовательных программ, повышение конкурентоспособности российской системы высшего образования, научных исследований и технологического предпринимательства, развитие федеральных и региональных университетов, рассматриваемых в качестве каркаса новой экономики страны. Британское издание Times Higher Education (THE) опубликовало очередной рейтинг лучших университетов мира - World University Rankings 2016-2017. THE является одним из крупнейших международных исследований академической репутации и охватывает более десяти тысяч учебных заведений по всему миру. Уровень достижений университетов оценивается на основании результатов комбинации статистического анализа их деятельности, аудированных данных, а также результатов ежегодного глобального экспертного опроса представителей международного академического сообщества и работодателей, которые высказывают свои мнения об университетах. Анализ деятельности учебных заведений складывается из 13 показателей. Основными оценочными критериями служат международная студенческая и преподавательская мобильность, количество международных стипендиальных программ, уровень научных исследований, вклад в инновации, цитируемость научных работ, уровень образовательных услуг и так далее. В этом году было проранжировано 980 учебных заведений. Первое место в рейтинге занял Оксфордский университет (Великобритания). Далее в десятке лидеров: Калифорнийский технологический институт (США), Стэнфордский университет (США), Кембриджский университет (Великобритания), Массачусетский технологический институт (США), Гарвардский университет (США), Принстонский университет (США), Имперский колледж Лондона (Великобритания), Швейцарский федеральный технологический институт в Цюрихе (Швейцария), Калифорнийский университет Беркли (США). Продолжают доминировать Соединённые Штаты Америки, но в этом году они продолжают сдавать свои позиции. Впервые за 12-летнюю историю рейтинга европейский ВУЗ (британский Оксфордский Университет) занял первое место, и, таким образом США потеряли свой статус государства, в котором находится лучший университет в мире. Швейцарский федеральный технологический институт в Цюрихе также укрепил свои позиции в ТОП–10, оказавшись второй год подряд на девятом месте. В прошлом году этот ВУЗ стал первым не-англо-американским институтом, вошедшим в десятку лучших ВУЗов мира за последние десять лет. Среди представителей Европы лучшие результаты показала Германия благодаря своим институтам, которые осуществляют влиятельные исследования. Из 41 вошедших в рейтинг ВУЗов Германии 22 университета попали в ТОП–200 и девять - в ТОП–100. Также все 13 ведущих нидерландских университетов, активно занимающихся научными исследованиями, вошли в ТОП–200, причём такое попадание в полном составе в эту элитную группу происходит в первый раз. Вместе с тем, европейские университеты показывают смешанную картину в рейтинге, всё больше уступая позиции под нарастающим натиском Азии, которая демонстрирует реальный и неуклонный рост в рейтинге. В нынешний рейтинг вошли 290 азиатских ВУЗов из 24 стран, а элитная группа из 19 университетов попала в ТОП–200, тогда как шесть европейских ВУЗов выпали из ТОП–200. Пекинский Университет Китая присоединился к ТОП–30, заняв 29 место (по сравнению с 42 в прошлом году). Пять из шести представителей Гонконга вошли в ТОП–200 - это больше, чем у всех остальных представителей азиатского региона. Южная Корея также добилась больших успехов. Национальный Университет Сингапура, лучший университет в Азии, находится на рекордном для себя 24 месте. Интересно, что многие из развивающихся стран в рейтинге стремятся следовать по стопам своих азиатских коллег и строить премьерные университеты, которые могут конкурировать с самыми лучшими в мире. В расширенный рейтинг университетов мира нынешнего года вошли 24 российских ВУЗа, 11 из которых попали в рейтинг впервые. Лидером среди российских ВУЗов остаётся Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (МГУ), занявший 188 место в общемировом рейтинге. Россия в этом году заняла 24 места в расширенном списке лучших университетов мира. Ведущий Университет России - Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова - остаётся в ТОП–200 на 188 месте, а Московский физико-технический институт поднялся до уровня 301–350. Также приятно видеть, как дебютируют в списке Университет ИТМО и Высшая школа экономики - на уровнях 351–400 и 401–500, соответственно.
МОСКВА, 15 дек — РИА Новости. Национальный рейтинг вузов РФ, который показывает их востребованность со стороны российской экономики, представлен в четверг, 15 декабря проектом "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня". В исследование вошли 446 вузов из 82 регионов страны. Оценка вузов проводилась по таким критериям, как востребованность подготовленных специалистов работодателями, коммерциализация интеллектуального продукта, производимого вузом, а также востребованность научно-исследовательского продукта (методика) . В рейтинг востребованности вузов вошли государственные, ведомственные, муниципальные и частные вузы, осуществлявшие подготовку кадров по основным и дополнительным программам высшего образования. Среди них — 132 инженерных вузов, 89 классических университетов, 57 сельскохозяйственных вузов, 53 вузов из сферы управления, 68 гуманитарных вузов и 47 медицинских вузов. В исследование не были включены филиалы, высшие духовные учебные заведения, вузы сферы культуры и военного профиля. Среди инженерных вузов (технических университетов), которые максимально широко представлены в данном исследовании, лидирует Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ". Вторую строчку рейтинга занимает Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. На третьем месте Самарский государственный технический университет. Лидером рейтинга среди классических университетов, как и в прошлом году, стал Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. На втором месте Национальный исследовательский Томский государственный университет, занимавший в прошлом году третью позицию. Замыкает тройку лидеров Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, который по сравнению с прошлым годом поднялся сразу на 5 позиций. В номинации "сельскохозяйственные вузы", как и в прошлом году , лидируют Ставропольский государственный аграрный университет и Кубанский государственный аграрный университет. Среди вузов экономического, финансового и юридического профиля лидерами по востребованности стали Российская экономическая школа, Московская высшая школа социальных и экономических наук, Международный университет природы, общества и человека "Дубна". Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" покинул тройку лидеров, сместившись на четвертое место. Первые места среди гуманитарных (педагогических и филологических) вузов заняли Московский государственный психолого-педагогический университет, Московский городской педагогический университет и Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет. В номинации "медицинские вузы" лидируют Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова, Нижегородская государственная медицинская академия и Сибирский государственный медицинский университет. По мнению руководителя проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" Натальи Тюриной, данное исследование вызывает неподдельный интерес не только у работодателей, но и у российских абитуриентов, которые строят свой образовательный выбор на понимании того, где они будут работать после завершения учебы. "Делая свой выбор в пользу того или иного вуза, на первое место они ставят не столько бренд университета, сколько возможность получить востребованную профессию", — отметила она, добавив, что именно этим и объясняется успех данного рейтинга, который впервые был представлен "Социальным навигатором" в прошлом году, и сразу продемонстрировал крайне высокую читаемость. Как отметила эксперт, исследование показало, что в настоящее время в российских регионах можно получить не менее востребованное образование, чем в столице. Вместе с тем, по словам Натальи Тюриной, в современных условиях вузам необходимо с одной стороны максимально разворачиваться в сторону рынка труда и работодателя, а с другой — строить серьезную профориентационную работу со старшеклассниками. Как показали результаты данного исследования, по соотношению "доли выпускников, получивших направление на работу" лидируют сельскохозяйственные вузы страны - более 70% выпускников получают направление на работу. Наименее востребованы работодателями выпускники вузов сферы управления (в среднем около 25%). По показателю "доли средств в бюджете вуза от научных исследований", как и следовало ожидать, лидируют инженерные вузы страны. Доля их доходов от коммерциализации интеллектуальных продуктов составляет в среднем около 17% бюджетов вузов, в то время как сельскохозяйственные и медицинские вузы получают не более 8% доходов. Если рассматривать "индекс цитирования трудов сотрудников организации", то разрыв между разными типами вузов не столь очевиден: максимальные показатели у классических университетов (13,52%), а минимальные - у гуманитарных (9,62%). Как полагают эксперты, подобная трехсторонняя оценка показывает потребителям услуг высшей школы, каковы шансы получить подготовку, обеспечивающую конкурентоспособность на рынке труда, а также демонстрирует эффективность привлечения вуза к решению задач развития организаций, секторов экономики и территорий. Научный руководитель Приволжского филиала Федерального института развития образования, научный руководитель данного исследования Ефим Коган, комментируя результаты рейтинга, высказал мнение, что связь высшей школы с предприятиями в современных условиях рыночной экономики возможна только при наличии рыночного поведения самих университетов. "В действительности этого не происходит: университеты не видят себя полноценными агентами рынка и хозяйствующими субъектами", — сказал он РИА Новости, добавив, что вузы не имеют собственной инфраструктуры, способной профессионально взаимодействовать с предприятиями и государственными органами управления. По его мнению, университеты инертно участвуют в муниципальном и региональном строительстве, слабо погружены в социальные, экономические и культурные структуры своих регионов. Вместе с тем, по словам Ефима Когана, университеты - объединение интеллектуального ресурса территорий, и эффективное использование этого ресурса пошло бы всем на пользу. "С одной стороны вузы имели бы дополнительный доход, а с другой - формировали бы интеллектуальные продукты, меняющие экономику, производство и технологии", — подчеркнул эксперт. На втором месте в категории "Образовательная деятельность" оказался Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана (НИУ), на третьем - Новосибирский национальный исследовательский государственный университет. Четвертую строчку занимает Московский физико-технический институт (НИУ), и замыкает пятерку лидеров рейтинга по этому параметру Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ". В первую десятку вошли также Санкт-Петербургский государственный университет (6 место), Российский университет дружбы народов (7 место), Казанский федеральный университет (8 место), Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (9 место) и Национальный исследовательский Томский государственный университет (10 место). В категории "Лучшие бренды университетов России 2016" первое место также принадлежит МГУ им. М.В.Ломоносова. Вторую строчку занял Санкт-Петербургский государственный университет, на третьем месте - Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики". На четвертой позиции - Московский физико-технический институт (НИУ), замыкает топ-5 Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ". В топ-10 также попали Уральский федеральный университет (6 место), Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (7 место), Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (8 место), Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (9 место) и Казанский федеральный университет (10 место). Полная версия рейтинга по перечисленным направлениям будет опубликована на сайте Национального рейтинга университетов. В Национальный рейтинг университетов 2015/2016 учебного года входят 238 российских университетов. Деятельность вузов оценивается по шести основным параметрам: образовательная деятельность, научно-исследовательская деятельность, социальная среда, международная деятельность, бренд, инновации и предпринимательство. Оценка проводится на основании обработки данных анкет, заполненных представителями университетов, данных официальных сайтов вузов, публичных информационных ресурсов Минобрнауки РФ, а также информации из информационно-аналитических систем СПАРК и СКАН. Международная информационная группа "Интерфакс" формирует рейтинги университетов Российской Федерации с декабря 2009 года. Главной целью проекта является развитие механизмов и процедур независимой системы оценки российских вузов и их образовательных программ, повышение конкурентоспособности российской системы образования, научных исследований и технологического предпринимательства. В 2016 году в процедуру построения Национального рейтинга университетов (НРУ) внесены изменения. Для более полного и своевременного информирования целевых аудиторий принято решение поэтапно публиковать результаты частных рейтингов, составленных по основным параметрам деятельности университетов. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Вопросы и задания к главе VIII
- Используя дополнительные источники информации, докажите, что движение материков
- Какой материк и почему называют новым светом Почему южная америка называется новым светом
- "Мцыри": история создания поэмы Мцыри 1 глава краткое содержание
- Что такое ощущение в психологии Что такое ощущение в психологии
- Ваше Высочество: Самые известные принцессы и королевы в мире Королем какой страны
- В японии занижали данные радиационного фона в районе фукусимы
- Самые большие наводнения в мире
- Случаи самоубийств солдат в российской армии
- Страны Южной Америки: особенности континента