Главная - Бах Ричард
П л ленинец. Морской раздел. подводный минный заградитель II серии

Подводная лодка Л-21

14 марта 1945 года два немецких миноносца следовали курсом на запад. Они везли из Пиллау спасавшихся от наступающих советских войск представителей администрации Восточной Пруссии. Расчет немецких бюрократов был вроде бы верен, скоростные боевые корабли с хорошим зенитным вооружением могли постоять за себя при налете советской авиации. Но на сей раз миноносцы ждала другая опасность. Большой водяной столб вздыбился у борта миноносца Т-5 и уже через несколько минут миноносец начинает стремительно погружаться под воду. Отдадим должное командиру второго корабля,миноносца Т-3, он не бросил товарища и попытался организовать спасение экипажа и пассажиров. Но на сей раз это решение стало ошибочным и через несколько минут миноносец Т-3 подорвался на мине. Аварийная партия миноносца долго удерживала обреченный корабль на плаву, он продержался почти два часа, но в конце концов затонул. Мины, на которых подорвались немецкие корабли были поставлены советской подводной лодкой Л-21.
Подводные лодки со времен создания предназначались для скрытного нанесения удара по противнику. Скрытность давала им возможность внезапно выйти в атаку и нанести сокрушительный удар. Естественно лучше всего для этого подходили торпеды и первые атаки подводных лодок по боевым кораблям сразу дали серьезные результаты. Маленькая сумбарина могла утопить гиганта в разы больше себя. Но один конструктор в России полагал, что скрытные постановки мин могут нанести не меньший ущерб противнику. Один из талантливых российских инженеров Налетов предложил построить подводный минный заградитель и сам спроектировал его. Это подводная лодка, названная «Краб», была построена на судоверфи в Николаеве и была сдана флоту в 1915 году. Подводная лодка приняла участие в Первой мировой войне, ставила мины и да же добилась успеха. На ее минах подорвалась турецкая канонерская лодка «Иса-Рейс». Видимо под влиянием появления этой подводной лодки немецкие инженеры спроектировали свои подводные минные заградители.
Шли годы, после революции и гражданской войны правительство СССР попыталось оценить оставшиеся с царских времен подводные лодки. Увы картина была нерадостная. Большинство подводных лодок были в плохом состоянии. Все это усугублялось тем, что имевшиеся в наличии подводные лодки типа «Барс» имели много конструктивных недостатков. На них отсутствовали водонепроницаемые переборки, а большая часть торпед находилась в наружных решетчатых аппаратах от которых пришлось отказаться по опыту первой мировой войны. На практике это означала, что при любых повреждениях прочного корпуса подводная лодка типа «Барс» быстро затоплялась и гибла.

Все это привело к решению советского правительства о начале проектирования и строительства новых подводных лодок. Имея собственный опыт успешного применения подводных минных заградителей и оценив опыт немецких подводников, одну из серий подводных лодок было решено построить как подводные минные заградители.
Первыми подводными лодками построенными в СССР были подводные лодки I серии (типа «Декабрист»). Несмотря на отдельные недостатки получилась хорошая подводная лодка для действий на морях и океанах.
На базе этого проекта были созданы подводные минные заградители II серии (типа «Лененец»). Была изменена форма корпуса с целью упрощения строительства, добавлены две трубы с 10 минами в каждой. По этому проекту были построены подводные лодки Л-1- Л-6, по три соответственно для Балтийского и Черномоского флота.
Следом были построены двенадцать подводных минных заградителей для Тихоокеанского флота. Они были видоизмененного проекта, в основном в сторону повышения технологичности при постройке.
Последним подводными минными заградителями типа «Лененец» стали подводные лодки серии XIII – бис. Эти корабли уже сильно отличались от подводных лодок серии II. Длинна была уменьшена на два метра, за счет применения специальных амортизаторов была уменьшена шумность подводных лодок. Вооружение было дополнено двумя кормовыми торпедными аппаратами. Боезапас к артиллерийским орудия был увеличен. Новые, более мощные дизели позволяли развить большую скорость хода в надводном положении.
Именно к таким подводным лодкам принадлежала подводная лодка Л-21. Она была заложена 30 сентября 1938 года на заводе N 189 в Ленинграде. Строительство шло по плану и подводная лодка была спущена на воду 30 июля 1940 года.
Водоизмещение подводной лодки в надводном положении было 1125 т, в подводном 1416 т. Длинна подводной лодки 83 метра, ширина 7 метров, осадка 4, 43 метра. Торпедное вооружение состояло из шести носовых и двух кормовых 533 миллиметровых торпедных аппаратов. Запас торпед достигал 18 штук. Минное вооружение состояло из 20 мин. Артиллерийское вооружение состояло из одно 100 мм и одной 45 мм пушки. Два дизеля по 2000 лошадиных сил каждый обеспечивали максимальную скорость в надводном положении 18 узлов. В подводном положении лодка двигалась на двух электромоторах мощностью по 650 лошадиных сил и могла развить максимальную скорость 8 узлов. Электромоторы питались от аккумуляторных батарей, зарядка которых осуществлялась от дизелей в надводном положении. Запас хода в надводном положении 11000 миль при скорости хода 9 узлов, в подводном 130 миль при скорости 2 узла. Максимальная глубина погружения 100 метров. Автономность 30 суток. Экипаж насчитывал 57 человек.
Войну подводная лодка Л-21 встретила у заводской стенки Балтийского завода. Ее готовность оценивалась в 74 процента. Однако руководство завода занятое более насущными заботами с достройкой и ремонтом кораблей практически не уделяло лодке внимания. Несмотря на тяжелую блокадную зиму 41 на 42 все таки работы на подводной лодке велись и к маю 1942 года ее готовность оценивалась в 85 процентов.
24 мая 1942 года в стоявшую у достроечной стенки завода подводную лодку Л-21 попал тяжелый немецкий снаряд. Тяжелые повреждения привели к затоплению подводной лодки и она легла на грунт.
Однако рабочие завода и моряки балтийского флота сумели заделать пробоины и завести пластырь на корпус подводной лодки. Усилия спасателей увенчались успехом и 8 июня 1942 года подводная лодка всплыла и была отбуксирована на достройку.
В ноябре 1942 года подводная лодка прошла докование, во время которого были заделаны пробоины и проведены необходимые ремонтные работы.
Весной 1943 года на Балтийском заводе подводная лодка Л-21 наконец встала на достройку. Рабочим предстояло в тяжелых условиях блокированного города отремонтировать целый ряд узлов и агрегатов корабля. По ходу достройки выяснилось, что целый ряд деталей минных труб в Ленинграде отсутствует. С огромными усилиями рабочие смогли их изготовить и мины Л-21 стали одними из самых смертоносных в Советском флоте.
Сдача корабля была произведена 31 августа 1943 года. Корабль был принят Военно-морским флотом и стал ценным пополнением перед компанией 1944 года. Зимой 43/ 44 года на корабле была установлена гидроакустическая станция «Дракон».
Курс боевой подготовки экипажа подводной лодки продолжался всего месяц, с 30 сентября по 28 октября. Уже вечером 28 октября подводная лодка отправилась по шхер ному фарватеру в Хельсинки на войну...
Самым серьезным аргументов у новой подводной лодки оказался ее командир - капитан 3 ранга Могилевский Сергей Сергеевич. Он родился 16 сентября 1909 года. Служил в военно-морском флоте с 1931 года. После призыва на флот проходил службу на линкоре "Марат" и эсминце "Володарский". В 1933 году после окончания спецкурсов командного состава ВМС РККА назначен командиром БЧ-3 на подводной лодке «Л-1» В 1936 году он слушатель учебного отряда подводного плавания им. Кирова. В этом же году Могилевский назначен помощником командира, а с ноября 1938 года командиром "Л-1". Участник советско-финляндской войны. С февраля 1941 года он офицер отдела подводного плавания штаба КБФ, а в ноябре того же года принял под свое командование строящуюся Л-21. Имея большой опыт службы на подводных кораблях он сумел заставить экипаж и корабль делать почти не возможное. Именно это стало слагаемым успеха.
Долго стоять подводной лодке в финских базах командование Балтийского флота не дало. Шла война, немецкие корабли и транспорты возили грузы и войска вдоль всего южного берега Балтийского моря. В этих условиях 10 ноября 1944 года Л-21 ушла в свой первый поход к побережью Поммерании.
Днем 14 ноября придя на позицию в 45 милях северо-западнее маяка Стило подводная лодка обнаружила немецкий крейсер с охранением. Но на этот раз удача отвернулась от подводников. Слишком большая дистанция и большая скорость цели не дала шанса выйти на дистанцию залпа.
Утром 17 ноября подводная лодка атаковала торпедами рыболовный траулер, но промахнулас.
В ночь на 21 ноября корабль перешел в район банки Штольпе. Могилевский не торопился ставить мины. Внимательно изучив движение немецких судов в течении суток Могилевский сумел понять расположение немецкого фарватера. К наблюдательности советского командира надо добавить немецкую небрежность. Немцы оставили светящийся буй, который сильно помог советскому командиру при постановке мин.
Однако сама постановка, произведенная в ночь на 23 ноября, не была простой задачей. Мины пришлось ставить на удалении 25 кабельтовых от берега (4 километра). Глубина в месте постановки была 16 метров и при обнаружении подводной лодки немецкими кораблями она не смогла бы погрузиться. Удалось поставить 16 мин, 17 мина застряла при постановке в минной трубе и подводной лодке была вынуждена вернуться к финским шхерам для ремонта.
Но удача сопутствует храбрым. Утром 23 ноября шедший по фарватеру германский транспорт «Эйхберг» (1923 брт) наткнулся на мину подводной лодки и был вынужден выброситься на берег. Немцам удалось его спасти, но пришедший на помощь сторожевой корабль VS-302 сам подорвался на мине и отправился в ремонт.
Утром 24 ноября шедший по фарватеру датский пароход «Элие» (1873 брт) с немецким грузом подорвался на мине Л-21 и быстро пошел ко дну. Он стал первым судном погибшим от оружия подводного минзага.
Только неполнота немецких документов конца войны не дает засчитать на счет подводной лодки немецкий транспорт «Эберхард» (761 брт) который погиб в районе минной постановки подводной лодки 22 декабря 1944 года.
Тем временем несмотря на поломку, Могилевский на пути к базе продолжал искать корабли и суда противника. Утром 24 ноября он обнаружил пароход в 18 милях от Висбю и выпустил по нему три торпеды. Две из них попали в цель и шведский пароход «Ганза» (493 брт). Под удар шведы попали потому, что рядом с их пароходом находился немецкий сторожевой корабль.
Тем временем подводная лодка дошла до финских шхер, где предприняла попытку самостоятельно избавиться от застрявшей мины. Это не удалось и лодка 26 ноября прибыла в Турку.
В базе мину удалось вернуть на место и подводная лодка отправилась на поиск немецких кораблей и судов. Плохая погода помешали командиру добиться новых успехов.
Коза лось 22 декабря почти удалось выйти на позицию для торпедного залпа по идущему из Либавы в Данцигскую бухту немецкому конвою, но немецкий сторожевой корабль V-1604 сумел обнаружить выходящую в атаку подводную лодку и обстрелять ее артиллерийским огнем. Атака было сорвана и подводная лодка отступила.
Из первого своего похода подводная лодка Л-21 прибыла в Ханко 25 декабря 1944 года. Уже 26 декабря лодка перешла в Турку и встала на ремонт.
В январе и феврале 1945 года на лодке заменили аккумуляторные батареи и произвели необходимый ремонт. В это же время произошел неприятный инцидент с экипажем подводной лодки. Воспользовавшись отсутствием командира старший помощник с командой принялись «отдыхать» благо, что поводов для этого было предостаточно. Самовольные отлучки и пьянки привели к замене на подводной лодке старпома и инженера- механика. Сам Могилевский получил выговор от командования и угрозы в случае не наведения на лодке дисциплины он будет отстранен от должности.
С таким вот грузом подводная лодка Л-21 вышла 5 марта 1945 года во второй поход. Уже 8 марта выяснилось что кормовые горизонтальные рули не работают. Без них продолжать поход было невозможно. Несмотря на сложную поломку экипаж принял решение отремонтировать их не возвращаясь на базу. Тринадцать часов продолжался ремонт в открытом море и морякам удалось исправить повреждения рулей.
В ночь на 13 марта подводная лодка пришла в район полуострова Хель. Сумев понять расположение немецкого фарватера, капитан 3 ранга Могилевский, в очередной раз продемонстрировал свое мастерство командира корабля. Воспользовавшись туманом он смог избегнуть встречи с немецкими дозорными кораблями и утром 13 марта сумел поставить все 20 мин в 2 милях восточнее маяка Хель.
Жертвами минной постановки стали миноносцы Т-3 и Т-5 гибель которых описывалась выше. Надо отметить что миноносец Т-3 сумел потопить советскую подводную лодку С-4. Могилевскому удалось отомстить за погибших товарищей. Точное количество погибших моряков на немецких миноносцах неизвестно и по сей день.
Еще одной жертвой мин Л-21 стала немецкая подводная лодка U-367. Последнее сообщение от нее пришедшие 15 марта 1945 года, сообщило о подрыве подводной лодки на мине в квадрате совпадающем по координатам с минной постановкой советского подводного минзага.
Дважды вечером 18 марта 1945 года подводная лодка выходила в атаки по немецким конвоям северо-западнее мыса Риксгафт. В обоих случаях по наблюдениям командира торпеды прошли мимо цели.
Вечером 22 марта воздушные разведчики передали на подводную лодку информацию о движении немецкого конвоя из Свениамюнде в Либаву. Утром 23 марта Могилевский настиг конвой и произвел по нему трехторпедный залп. В результате две торпеды попали в сторожевой корабль V2022 "Emil Colsman" , водоизмещением около тысячи тонн. На борту сторожевого корабля погибло 76 немецких моряков.
Ранним утром 24 марта подводная лодка атаковала очередной немецкий конвой. Выпустив три торпеды моряки услышали два взрыва. Что произошло неизвестно, но сторожевой корабль F8 отчитался что видел прохождение трех торпед около конвоя. В цель ни одна из них не попала.
Последним успехом стала атака днем 25 марта 1945 года по немецкому конвою. В результате трехторпедного залпа одна торпеда попала в легкую плавучую батарею «Гретель». Немецкая плавбатарея быстро затонула, став последним успехом Могилевского. Долгое время считалась, что эта атака была безуспешной, но немецкие документы появившиеся в научном обороте в последние годы однозначно доказывают успех командира Л-21.
Успешно завершив боевой поход подводная лодка вернулась в Турку 29 марта 1945 года.
По итогам похода командир подводной лодки Л-21 был награжден за поход орденом Ушакова 2 степени.
Подводная лодка Л-21 служила в советском флоте до 1955 года, пока не была списана и разобрана на металл.
Капитан 3 ранга Могилевский после окончания войны командовал рядом подводных лодок ("К-54" с ноября 1946, "П-3" с августа 1947), затем занимал должность начальника штаба, командира отдельного дивизиона опытных подводных лодок. 15 июля 1950 года Могилевскому присвоено звание капитан 1 ранга. С 1953 года Могилевский член госкомиссии по приемке кораблей от промышленности. В 1966 году он вышел в запас. Награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Ушакова II степени, орденом Отечественной войны I степени и медалями.
Необходимо отметить, что совершив всего два боевых похода Могилевский сумел отправить на дно два миноносца, подводная лодка, плавучую батарею, сторожевой корабль и два транспорта. Повреждения получили транспорт и сторожевой корабль. Возможно (невозможно подтвердить имеющимися на текущий момент немецкими документами) была потоплен транспорт.
Этот длинный список успехов позволяет поставить вопрос о награждении капитана 1 ранга Могилевского званием Героя Российской Федерации. Он это заслужил своими успехами в годы войны. Ведь в то время в советских штабах не было немецких документов позволяющих оценивать успехи минных постановок.

ДВА "ЛЕНИНЦА" - ТРИ ЭКИПАЖА

(О БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ ЭКИПАЖЕЙ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК "Л-19" ТОФ И "Л-20" СФ)

У подводных лодок тихоокеанской "Л-19" и североморской "Л-20" во время Великой отечественной войны было по два экипажа. В марте 1944 года на основании приказа Народного комиссара ВМФ №002 от 02.02.1944г. с целью получения боевого опыта экипажами подводных лодок Тихоокеанского флота и смены наиболее уставших экипажей подводных лодок Северного и Черноморского флотов произведена замена экипажа ПЛ "Л-20" СФ на экипаж ПЛ "Л-19" ТОФ. Экипаж ПЛ "Л-20" убыл во Владивосток в распоряжение командира 2-й БрПЛ ТОФ. На ПЛ "Л-20" экипаж капитана 3 ранга Алексеева Е.Н. принял участие в боевых действиях, совершил несколько боевых походов. Во Владивостоке на ПЛ "Л-19" был сформирован новый экипаж под командованием капитана 3 ранга Кононенко А.С., подводная лодка приняла участие в боевых действиях против Японии в августе 1945 года, из боевого похода не вернулась. Таким образом на двух "ленинцах" - тихоокеанском "Л-19" и северном "Л-20" во время Великой отечественной войны 1941-1945гг. и советско-японской войны 1945г. в боевых действиях принимали три экипажа:

Экипаж Кононенко А.С. на "Л-19" ТОФ (август 1945 г.)

О боевых действиях трех экипажей двух "ленинцев" - "Л-20" и "Л-19", вспомним в год 65-летия окончания Великой отечественной войны и Второй мировой войны.

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ "Л-20" С ЭКИПАЖЕМ КАПИТАНА 2 РАНГА ТАММАНА В.Ф.

Начало Великой отечественной войны ПЛ "Л-20" встретила в г.Ленинграде в стадии достройки на заводе №189. Для завершения постройки ПЛ была отбуксирована по Беломоро-Балтийскому каналу в Молотовск на завод №402. Через год в сентябре 1942 года "Л-20" вошла, перешла в Полярное в состав 2-го ДнПЛ БрПЛ Северного флота. Под командованием Таммана В.Ф. в 1942-1944гг. совершила 9 боевых походов. В основном подводная лодка использовалась как подводный минный заградитель - выполняла постановку мин у норвежского побережья, занятого противником, на разведенных фарватерах движения кораблей и судов противника (выставлено 18 минных заграждений, 120 мин). Торпедные атаки у экипажа "Л-20" были менее успешными. Только в двух походах подводникам удалось потопить два транспорта противника: 01.01.1943г. транспорт "Муанса" (Muansa, 5472т, груз 65 автомобилей) и 01.02.1943г. - транспорт "Отмаршен" (Otmarschen, 7077т, груз продовольствия 2070т). Несколько торпедных атак были безуспешными, еще больше оказалось упущенных атак, когда по различным причинам подводная лодка не смогла занять позицию для выполнения залпа по обнаруженным кораблям и судам противника.

Начиная с марта 1943 года подводную лодку преследовали неудачи. В мартовском боевом походе в районе Тана-фьорда при форсировании минного заграждения ПЛ, находясь на глубине 58 метров, подорвалась на мине - на лодке вышел из строя магнитный компас, было подорвано несколько кингстонов и клапанов вентиляции, повреждено освещение. Личным составом боевые повреждения были устранены и ПЛ продолжила выполнение боевой задачи. Но этот поход оказался безуспешным - четыре раза ПЛ обнаруживала одиночные боевые корабли противника и конвой, но не смогла их атаковать из-за неблагоприятных гидрометеорологических условий (большая волна, плохая видимость). ПЛ вернулась в базу.

В следующем апрельском походе находясь севернее Хаммерфеста в районе постановки МЗ вблизи берега у острова Иельмсё подводная лодка дважды коснулась грунта, что едва не сорвало минные постановки. Мины в заданном районе поставить удалось, но другую задачу - высадку разведгруппы на берег произвести не сумели из-за высокой волны и скал. ПЛ возвратилась в базу.

После ремонта в августе 1943 года ПЛ "Л-20" вышла в боевой поход в район м.Нордкап - м.Омганг. Этот поход для "двадцадки" оказался наиболее сложным. 03.09.1943г. после постановки минных заграждений в устье Оксе-фьорда при форсировании немецкого минного заграждения на подводной лодке зафиксировали металлический стук, а через час вблизи ПЛ произошел сильный взрыв. Повреждений ПЛ не получила, продолжила выполнение поставленной задачи. В этот же день днем в районе мыса Слетнес "Л-20" обнаружила конвой противника и произвела торпедную атаку по транспорту и кораблю охранения, выпустив три торпеды с дистанции 4 кабельтова. Фактически были атакованы два германских БО, кторые заметили след торпед и контратаковали подводную лодку, сбросив на нее 33 глубинные бомбы. При уклонении от преследования из-за неправильных действий личного состава была нарушена герметичность цистерны быстрого погружения и ПЛ дважды ударилась о грунт на глубине 45 метров. В результате ударов о грунт была сорвана ГАС "Дракон" и внутрь прочного корпуса ПЛ стала поступать вода. Из-за потери плавучести подводная лодка легла на грунт на глубине 110 метров (предельная глубина погружения ПЛ этого проекта 100 метров). Второй отсек оказался затоплен по верхний ярус коек, вышли из строя все электроприборы в первом и втором отсеках. Двенадцать часов борьбы за живучесть увенчались победой подводников - подводной лодке ночью удалось всплыть с частично затопленным вторым отсеком. ПЛ всплывала кормой почти вертикально (дифферент на нос достигал 86 градусов), был пролит электролит, несколько баков АБ треснуло. Из-за резкого снижения давления в носовых отсеках при всплытии (при БЗЖ создавалось противодавление) часть личного состава получила кессонную болезнь, один из пострадавших краснофлотец Егоров А.Д. умер. Подводная лодка сумела дать ход и через сутки прибыла в базу.

После аварийного ремонта ПЛ "Л-20" под командованием капитана 2 ранга Таммана В.Ф. дважды в декабре 1943г. и феврале 1944г. выходила в боевые походы. В декабрьском походе ПЛ выставила минные заграждения в районе Порсангер-фьорда. 26.12.1943г. получила приказание занять позицию для перехвата линкора "Шарнхорст", ночью 27.12 обнаружила два эсминца противника, но в торпедную атаку выйти не смогла из-за невыгодного курсового угла и большой дистанции. Через несколько дней ПЛ вернулась в базу. В февральском 1944г. походе в район о.Рольвсё для разведки и минных постановок удача от подводников отвернулась окончательно. При зарядке АБ в штормовых условиях ударами волн были повреждены кингстон ЦГБ №1 и кормовые горизонтальные рули, при попытках погружения возникал дифферент до 20 градусов. ПЛ возвращена в базу.

Низкая эффективность боевых действий ПЛ "Л-20", по всей видимости, стала одной из причин того, что командованием Северного флота было принято решение о замене экипажа на тихоокеанский экипаж однотипной ПЛ "Л-19".

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ "Л-20" С ЭКИПАЖЕМ КАПИТАНА 2 РАНГА АЛЕКСЕЕВА Е.Н.

В марте 1944 года экипаж капитана 3 ранга Алексеева Е.Н. принял подводную лодку "Л-20" от экипажа капитана 2 ранга Таммана В.Ф. В течении меяца ПЛ прошла навигационный ремонт, замену АБ и докование, экипаж отработал организационный период.

Первый выход ПЛ в море с новым экипажем на отработку задач боевой подготовки состоялся 9 мая 1944г. В Кольском заливе вблизи острова Торос ПЛ была атакована двумя самолетами противника, при обстреле в надстройку и ограждение рубки попало более 60 осколков снарядов и пуль. Командир подводной лодки Алексеев Е.Н. получил легкие ранения в голову и ногу. Вернувшись в базу, ПЛ прошла аварийный ремонт.

С июня по октябрь 1944 года ПЛ совершила 4 боевых похода. Первые два похода в июне 1944г. обеспечивающим на ПЛ выходил командир 1-го ДнПЛ капитан 1 ранга Августинович М.П. Подводной лодкой в этих походах выставлено 3 минных заграждения (60 мин) в районе острова Рольсё. Походы проходили при сильном противодействии противника, ПЛ несколько раз уклонялась от обнаруженных плавающих мин, была атакована самолетами противника, сбросившем на нее несколько глубинных бомб. Не обошлось без проблем при выполнении минных постановок. 27.06.1944г. первая поставленная мина самопроизвольно взорвалась через 4 минуты после постановки в трех кабельтовых от ПЛ.

В августовском походе 1944г. ПЛ действовала в районе Конгс-фьорда, выставила активное минное заграждение на пути следования обнаруженного в районе м.Маккаур конвоя противника, состоящего из 3 транспортов, 2 СКР и ТЩ. Взрывов мин при проходе корнвоя по выставленному МЗ не зафиксировано. В торпедную атаку ПЛ выйти не смогла из-за большого курсового угла. Через три часа в районе постановки МЗ услышали два взрыва (зарубежных данных об обнаружении МЗ и потерях на нем не нет). ПЛ вернулась в базу.

В конце августа ПЛ прошла навигационный ремонт в ходе которого на нее была установлена антенна ВАН-ПЗ.

В сентябре ПЛ вышла в боевой поход на позицию в районе Сюльте-фьорда. В течении 20 суток подводная лодка находилась в районе боевых действий, обнаружила большую десантную баржу противника, но из-за большой дистанции выйти в торпедную атаку не сумела. Поход был безрезультатным, ПЛ вернулась в базу.

Последний боевой поход в октябре 1944г. ПЛ "Л-20" совершила в район Лоппского моря. В проливе Серё-сунд ПЛ выставила две линии минных заграждений. Постановка мин едва не закончилась трагедией, во время постановки вышло из строя минное устройство правого борта, при попытке подачи мины вручную оборвался подающий трос и 15-я мина застряла в люке. При всплытии в условиях сильного волнения мина выпала из люка, подводная лодка благополучно завершила боевой поход и вернулась в базу.

В ноябре 1944г. ПЛ встала в ремонт и до окончания Великой отечественной войны в море не выходила.

Результаты боевой деятельности ПЛ "Л-20" с экипажем капитана 2 ранга Алексеева Е.Н.: четыре боевых похода, выставлено 6 минных заграждений, поставлено 115 мин. Результативных торпедных атак у экипажа Алексеева Е.Н. не было.

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ "Л-19" С ЭКИПАЖЕМ КАПИТАНА 3 РАНГА КОНОНЕНКО А.С.

О боевых действиях тихоокеанской подводной лодки "Л-19" под командованием капитана 3 ранга Кононенко А.С. в августе 1945 года сведений не так уж много. Вместе с подводной лодкой "Л-12" она несколько суток действовала у японских берегов с задачей уничтожения кораблей и судов противника. Действия подводных лодок были успешными, особенно отличилась "Л-19", в результате торпедных атак и использования артиллерии 22 августа были потоплены два японских судна общим тоннажем 3444 тонны: вспомогательная канонерская лодка "Шинкё-Мару №2" (Shinko Maru №2) - мобилизованный в 1941 году в состав флота грузовой пароход "Шинкё-Мару" тоннажем 2557 брт и каботажный грузовой пароход "Тайтё-Мару" (Taito Maru) в 887 брт. Эти суда использовались для эвакуации войск и гражданского населения с острова Сахалин на острова Японии. В результате двух атак на судах противника погибли 1333 человека. Учитывая погибших на борту судна, потопленного подводной лодкой «Л-12», всего в этот день у побережья Хоккайдо от действий советских подводников погибли (по японским данным) 1708 человек. "Л-19" самая результативная подводная лодка в короткой советско-японской войне.

Подводная лодка "Л-19" из боевого похода не вернулась, на переходе из района боевых действий в залив Анива 25 августа 1945 года она погибла. Возможными причинами гибели "Л-19" могут быть подрыв на минах при форсировании японских минных заграждений в проиве Лаперуза, атака неизвестной подводной лодки (японской или американской) на маршруте перехода в залив Анива, столкновение ПЛ в тумане с японским судном на подходах к проливу Лаперуза. Однозначно причину гибели ПЛ сегодня назвать невозможно.

Две подводные лодки "Л-19" (ТОФ) и "Л-20" (СФ) и три экипажа этих подводных лодок капитанов 2 ранга Таммана В.Ф и Алексеева Е.Н., и капитана 3 ранга Кононенко А.С. внесли значительный вклад в Победу нашего народа Великой отечественной и советско-японской войнах. Подводники до конца выполнили свой долг перед Родиной, но цена Победы была высокой - подводная лодка "Л-19" не вернулась из боевого похода, подводники экипажа Кононенко А.С. навечно ушли в глубины морские. Вечная память подводникам, отдавших свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины.

Сажаев М.И., Владивосток-2010г.

О самом трудном боевом походе подводной лодки "Л-20" и борьбе за живучесть во время аварии, о судьбе боцмана тихоокеанского экипажа ПЛ "Л-20" Ревенко И.Н. опубликован замечательный материал в северодвинской газете "Советский рабочий" от 7 мая 2000 года. Вырезку из газеты и фотографии из своего архива в адрес Владивостокского морского собрания передал ветеран-подводник, участник Великой отечественной войны, боцман ПЛ "Л-19" и "Л-20" мичман в отставке Ревенко Иван Нестерович.

ФОТОГРАФИИ и МАТЕРИАЛЫ ИЗ АРХИВА И.Н.РЕВЕНКО боцмана подводных лодок "Л-19" (ТОФ) и "Л-20" (СФ):

Оружие Победы Военное дело Коллектив авторов --

Подводная лодка типа, Л“ (II серии)

Конструкторское бюро, возглавляемое Б. Малининым, приступило к проектированию подводных заградителей типа «Л» II серии сразу же по окончании основных работ по лодкам типа «Д».

Взяв за основу подводную лодку типа «Д», конструкторы заменили кормовые торпедные аппараты двумя трубами с устройством для хранения и сбрасывания 20 мин. Наружный корпус на лодках типа «Л» не охватывал полностью прочный корпус, а примыкал к нему в нижней его части. Впервые в отечественном флоте на новых лодках были установлены два бескомпрессорных дизеля по 1100 л. с. каждый. Мощность каждого из двух двухъякорных гребных электродвигателей составляла 600 л. с. На полных ходах якоря двигателей включались параллельно, на малых последовательно. На экономическом ходу мог работать один якорь, что позволило отказаться от электродвигателей экономического хода. Аккумуляторная батарея состояла из трех групп по 112 элементов каждая. В результате всех этих изменений надводное водоизмещение лодок типа «Л» по сравнению с лодками типа «Д» возросло с 980 до 1100 т, а скорость надводного хода снизилась с 15,3 до 14,1 узла.

Пока строились подводные лодки типа «Л-ll», конструкторы приступили к проектированию лодок типа «Л-XI». Эти лодки строились на Балтике для Тихоокеанского флота, поэтому конструкцию пришлось переделать так, чтобы ее можно было в разобранном виде перевозить по железной дороге. Лодки «Л-ll» вошли в строй в 1936 году, «Л-Х1» - к 1938-му.

Самыми совершенными лодками типа «Л» были лодки XIII серии. Они могли стрелять торпедами с более мощными зарядами и на большую дальность, нежели лодки I! серии.

В кормовой надстройке установили два торпедных аппарата дополнительно к минным трубам. 100-мм орудия модернизировали, увеличив дальность стрельбы по морским и береговым целям. Угол их возвышения был тоже увеличен, что позволяло вести огонь и по самолетам.

На подводных лодках «Л-Х1И» стояли два двигателя по 2 тыс. л. с. с удельным весом в 14 кг/л. с. вместо 20 кг/л. с. на лодках «Л-ll», что позволило увеличить их скорость до 18 узлов. Водоизмещение лодок XIII серии увеличено до 1200 т.

Великая Отечественная война показала, что подводные лодки типа «Л», разработанные в соответствии с первой программой строительстве советского флота, оказались хорошими боевыми кораблями и нанесли большой урон врагу.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение:

надводное 1100 т

подводное 1400»

Скорость хода:

надводная 14,1 узл.

подводная 8,3»

Глубина погружения 90 м

Ширина 6,1»

Вооружение:

носовые торпедные аппараты 6

запас торпед 12

кормовые минные трубы 2

запас мин 20

100-мм орудие 1

45-мм зенитн. полуавтомат 1

Донная мина.

Из книги Техника и оружие 1995 03-04 автора

КРАСНОЗНАМЕННАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «С-13» (ПЛ типа «С» (ix-БИС С.) ПЛ подобной серии изготовлено 31 единица. С-13 была заложена 19 ноября 1938 года. Спущена на воду 25 апреля 1939 года. В состав Балтийского флота вошла 31 июля 1941 года. В годы. Великой Отечественной экипажи ПЛ совершили 4

Из книги Техника и вооружение 1997 04 автора Журнал «Техника и вооружение»

“Амур” – подводная лодка четвертого поколения В последнее время в ряде зарубежных стран оживился интерес к дизель-электрическим подводным лодкам, которые сочетают относительно низкую стоимость (на порядок меньшую, чем стоимость атомных субмарин) с высоким боевыми

Из книги Техника и вооружение 2003 11 автора Журнал «Техника и вооружение»

Из книги Техника и вооружение 2003 12 автора Журнал «Техника и вооружение»

Из книги Техника и вооружение 2004 04 автора Журнал «Техника и вооружение»

Из книги Отсеки в огне автора Шигин Владимир Виленович

Подводная лодка Щ-139 и ее экипаж К середине 30-х годов XX века Советский Союз прилагал все силы для создания современного ВМФ, способного надежно прикрыть морские и океанские границы государства. Отсутствие средств и неготовность отечественной промышленности к созданию

Из книги Оружие Победы автора Военное дело Коллектив авторов --

Подводная лодка типа „Щ“ Предусмотренные первой кораблестроительной программой подводные лодки типа «Щ» - по названию головной лодки «щука» - предназначались для действий в прибрежных и внутренних морях и должны были быть вооружены торпедами калибра 533 мм и

Из книги Субмарины и минные катера южан, 1861–1865 автора Иванов С. В.

Подводная лодка «Новый Орлеан» В конце нюня 1861 г. женщина из Баффало, шт. Нью- Йорк, писала о слухах, которые говорили о постройке в окрестностях юрода подводного корабля. По дате данная субмарина строилась раньше подводного мускулухода «Пионер» конструкции энтузиаста

Из книги Подводные лодки XII серии автора Игнатьев Э. П.

Первая подводная лодка Виллери Субмарину 16 мая 1861 г. на реке Делавэр в предместье Филадельфии обнаружила полиция. Шериф арестовал корабль, установив, что его построил предприниматель французской национальности некто Брутус де Виллери. Лодку осмотрели технические

Из книги Трагедии советского подплава автора Шигин Владимир Виленович

Подводная лодка Чини В Ричмонде, шт. Вирджиния, служащий департамента военно-морского флота Конфедерации Уильям Чини разработал проект подводной лодки, которую и построил на ричмондском заводе Тридигер Айронуоркс. В октябре 1861 г. субмарина испытывалась на Джэймсовой

Из книги Drang nach Osten. Натиск на Восток автора Лузан Николай Николаевич

Из книги Герои Черноморского Подплава автора Бойко Владимир Николаевич

Подводная лодка Щ-139 и ее экипаж К середине 30-х годов XX века Советский Союз прилагал все силы для создания современного ВМФ, способного надежно прикрыть морские и океанские границы государства. Отсутствие средств и неготовность отечественной промышленности

Из книги автора

«Подводная лодка в степях Украины» Провал операции «Чистое поле» в Южной Осетии и паническое бегство грузинских войск из оккупированной части Абхазии - верхней части Кодорского ущелья - и последующее признание (август 2008 г.) Россией независимости этих южных

Из книги автора

Подводная лодка Кесаева Астана Николаевича Подводная лодка М-117 Подводная лодка тип «М» XII серии заложена под стапельным номером 287 на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком 29 января 1940 года. 12 февраля 1941 подводная лодка спущена на воду. В июне 1941 года М-117 была погружена на

Из книги автора

Подводная лодка Морухова Александра Сергеевича Подводная лодка М-35Подводная лодка тип «М» XII серии заложена 22 февраля 1939 года на заводе №-112 (Красное Сормово) в Горьком под заводским номером 269. Достройка подводной лодки производилась на заводе №-198 в Николаеве. 20 августа

Из книги автора

Подводная лодка Пустовойтенко Николая Куприяновича Подводная лодка М-32 Подводная лодка тип «М» XII серии заложена 31 августа 1938 года на заводе №-112 («Красное Сормово») в Горьком под стапельным номером 259. В феврале 1940 года подводная лодка была погружена на железнодорожный

В начале июня 2009 года закончился первый этап поисковой экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы 2009», заключавшийся в исследовании останков подводной лодки, лежащей на глубине 59 метров у берегов Болгарии. После расчистки носового 100-мм орудия затонувшей ПЛ прочитали маркировку «Б-24» и «06-9», которая соответствовала подводной лодке Л-24, корпус которойбыл обнаружен на дне Черного моря в 1988 году экспедицией Института океанологии Болгарии с помощью буксируемого необитаемого подводного аппарата «Релеф – 4000». По сообщению самих болгар, они в 1988 и 1991 годах «частично исследовали» остатки подводной лодки, которые по их данным лежат на глубине около 60 метров курсом 290 градусов и возвышаются над дном на 9.2 метра.

По инициативеРоссийской подводной федерации и болгарского дайв – центра, поддержанной Министерством иностранных дел РФ, Госдумой РФ и премьер-министром Болгарии С.Станишевым,в этом году удалось подготовить экспедицию под руководством К.Богданова, в которую вошли не только российские, но и болгарские дайверы.2 июня (в первый день погружения) аквалангисты осмотрели лодку и установили, что она лежит на глубине 59.5 метра на ровном киле, все люки задраены, орудия раскреплены по походному. Была обнаружена пробоина по левому борту под носовым 100-мм орудием. Очистив место под орудием подводной лодки, пролежавшей на дне 67 лет, идентифицировали ПЛ, тем самым выполнив цель первого этапа экспедиции.

Подводный минный заградитель типа «Ленинец» XIII-бис серии построен на заводе №-198 НКСП (Черноморский судостроительный завод имени Андрэ Марти) в Николаеве. Заложен 20 (по другим данным-23) октября 1940 года.

Приемный акт подписан 29 апреля 1942 года, подводная лодка официально вступила в строй6 мая 1942 года, официально включена в состав Черноморского флота 12 мая 1942 года. За создание подводных лодок XIII-1938 серии в 1943 году почетного звания лауреатов Государственной премии I степени удостоены Н.В.Алексеев, В.И.Васильев, П.З.Голосовский, В.П.Горячев, В.Ф.Критский, Б.М.Малинин, В.П.Фуников. Начало Великой Отечественной войны Л-24 встретила у заводской стенки, где продолжалось строительство подводной лодки. На 1 июля 1941 года степень технической готовности ПЛ оценивалась 75%.

Тактико-технические данные проекта :

Водоизмещение: надводное/подводное-1108/1099 т

Скорость:надводная/подводная-18/9(8.5?) узлов

Дальность плавания:

в надводном положении-950(18узл) миль

5500(10узл) миль

при усиленном запасе топлива3400(17узл) миль

10000(10узл) миль

В подводном положении-150(2.5узл) миль

13.5(9узл) миль

Экипаж:-52(54-56?) человек

Размерения:-85.3(83.3?)х7.0х4.1 м

Вооружение:533мм НТА-6 шт.

533мм КТА-2 шт.

орудие Б-24-ПЛ 100мм-1 шт.

орудие 21-К 45мм-1 шт.

Мины:-20 шт.

Автономность:-30(45) суток

Глубина погружения: - до 100 метров

В середине августа 1941 года немецкие войска подошли к Николаеву. 12 августа Л-24 срочно начала выходить из завода. На ней отсутствовала аккумуляторная батарея и некоторые вспомогательные механизмы и устройства; ПЛ не могла погружаться. Вместе с экипажем на ПЛ уходила сдаточная команда во главе со строителем М.И.Бычковым и механиком А.А.Змейцыным. Старшим на борту подводной лодки был Герой Советского Союза капитан II ранга И.А.Бурмистров. На выходе ПЛ обстреляла артиллерия немцев, а в районе мыса Тарханкут она попала в сильный шторм и через заклепочные отверстия съемных листов внутрь корпуса начала поступать забортная вода, нарушившая работу ряда механизмов. На пути следования Л-24 выдержала атаку немецкого самолета, но все-таки смогла завершить трудный одиночный переход в Севастополь.

17 августа 1941 года командиром Л-24 назначен капитан-лейтенант Андрей Антонович Косенко. 9 ноября Л-24 перешла в Поти, где продолжила достройку, и ввод корабля в строй. Состояние дисциплины на ПЛ было не на должной высоте и 12 января 1942 года за систематическое пьянство командир ПЛ был арестован и предан суду военного трибунала. Рассмотрев его дело, суд направил бывшего командира Л-24 в штрафную роту.

9 февраля 1942 года командиром Л-24 был назначен капитан III ранга Георгий Петрович Апостолов.7 апреля подводная лодка завершила программу ходовых испытаний. В начале июня 1942 года Л-24 перешла в Новороссийск, откуда приняла участие в снабжении осажденного Севастополя. За четыре транспортных рейса в Севастополь Л-24 доставила защитникам города 217.3 тонны боеприпасов, 95 тонн продовольствия, 98 тонн (по другим данным 82 тонны) бензина, эвакуировала на Кавказ 54 человека.

После четвертого транспортного рейса, когда ПЛ возвращалась в Новороссийск, она пережила три длительных преследования катеров Кригсмарине общей продолжительностью 36 часов. Суммарное количество глубинных бомб, сброшенных на подводную лодку за этот период, составило около трехсот. На ПЛ были выведены из строя ряд электроизмерительных приборов, нарушена герметичность баллонов ВВД. Прибыв в Новороссийск, Л-24 попала под печально известный авиационный налет 2 июля 1942 года, когда 64 немецких бомбардировщика «Ju-88» в сопровождении полутора десятков истребителей сбросили на стоящие в гавани корабли около 170 авиабомб. За четверть часа погибли лидер «Ташкент», эсминец «Бдительный», санитарный транспорт «Украина» и несколько малых судов. Получила повреждения и Л-24. На расстоянии 5- 15 метров от корпуса ПЛ разорвались четыре бомбы. Подводная лодка начала отходить от пирса и в этот момент 500-кг бомба попала в первое машинное отделение эсминца “Бдительный», вызвала взрыв его двух торпед в торпедном аппарате №-1. В результате бомбежки и детонации торпед «Бдительного» подводной лодке были нанесены многочисленные повреждения легкого корпуса и обшивки цистерн, были заклинены волнорезные щитки торпедных аппаратов. Семь членов экипажа Л-24 получили ранения и ожоги. В этот же день ПЛ ушла в Поти, где простояла в ремонте до 12 августа, а через два дня после вступления в строй, Л-24 направляется к Босфору, где безрезультатно патрулирует район до вечера 31 августа. Привозвращении подводной лодки в районе Самсуна несколько самолетов противника без особого успеха сбросили 48 бомб на Л-24.

1 октября 1942 года Л-24 вышла в море. Выставив 4 октября двадцать мин у Ялты, ПЛ двинулась в назначенный район к Босфору, куда прибыла 6 октября. На следующий день Л-24 обнаружила конвой противника и атаковала тремя торпедами танкер из его состава. Охранявшие конвой тральщики «R-165» и «R-166» сбросили на подводную лодку 9 глубинных бомб, от разрывов которых подводная лодка получила незначительные повреждения. Через полторы минуты после пуска торпед на ПЛ зафиксировали взрыв одной из них. Объектом атаки Л-24 стал итальянский танкер «Arca» (1883г., 2.238брт). Было ли судно повреждено неизвестно. «Arca» была потоплена британской подводной лодкой «Taku» 26 октября 1942 года в районе Хиоса. Л-24 оставалась на позиции до вечера 17 октября, но больше, кроме турецких шхун, никого не встретила.

15 ноября Л-24 вышла в море с задачей минной постановки юго-восточнее мыса Калиакра (Болгария). 19 ноября,выставив 20 мин, подводная лодка 23 ноября 1942 года благополучно завершила боевой поход прибыв в Поти.

Следующий выход в море стал для Л-24 последним. 12 декабря 1942 года подводная лодка вышла на минную постановку в район мыса Калиакра, после чего должна была вести патрулирование в этом районе и вернуться в базу утром 1 января 1943 года. До начала патрулирования на отведенной ему позиции командир Л-24 капитан III ранга Г.П.Апостолов должен был после соответствующей доразведки прибрежных коммуникаций противника выставить на них в 8 милях восточнее мыса Калиакра весь минный запас своего корабля – 20 лодочных противокорабельных якорных контактных мин типа ПЛТ.

12 декабря 1942 года в 22.47 в «Журнале боевых действий Штаба 1-й Бригады подводных лодок Черноморского флота» была зафиксирована радиограмма, данная Г.П.Апостоловым в 22.30 в адрес оперативного дежурного главной военно-морской базы ЧФ: «На период с 00 часов до 05 часов прошу включить радиомаяки Поти, Батуми и Сухуми». Это была единственная радиограмма, полученная с борта Л-24. 31 декабря 1942 года в «рабочем журнале оперативного дежурного Флагманского командного пункта ЧФ» появилась запись радиограммы, отправленной командованием Бригады ПЛ ЧФ в 09.40: «С рассветом 1 января ожидается приход с Westa в Поти по плану пл Л-24. Подлодка возвращается без радиосвязи».

Надежду на ее благополучное возвращение в базу дало донесение воздушной разведки, которая в 10.35 1 января доложила о том, что в «квадрате №-2992 обнаружена подлодка курс 80 градусов, скорость 10 узлов. Предположительно это пл Л-24», однако это донесение оказалось ошибочным. В тот же день, в 13.15 из Поти для встречи Л-24 вышел сторожевой катер №-039, безрезультатно прождавший в море 6.5 часов и в 19.40 в одиночку вернувшийся на базу. В 18.00 для самостоятельного входа в Поти на целый час были включены маяк и створные огни порта (в военное время это исключительный случай), затем их работа была продлена до 20.25, однако в назначенный срок Л-24 на базу не вернулась.

На следующий день, 2 января в «Историческом журнале Черноморского флота №-20» появилась запись о том, что «ПЛ Л-24 опаздывает с возвращением с позиции №-50 на одни сутки. Связи с подлодкой нет». Через 9 дней, 11 января в том же документе была сделана следующая итоговая запись:«ПЛ Л-24 не возвратилась с позиции №-50.Срок возвращения ПЛ по плану истек 01.01.43г. С 11.01.43г. ПЛ Л-24 считать погибшей при выполнении боевого задания. Причина, время и место гибели ПЛ не установлены. Связи с ПЛ с момента выхода из базы 12.12.42г. не было ».

Никаких подробностей последнего боевого похода подводного минного заградителя Л-24 никому из исследователей установить не удавалось, и поэтому большинство из них сошлось на том, что Л-24 погибла в период между 15 и 29 декабря 1942 года в районе мыса Шабла (Шаблер) на мине румынского заграждения S-15. Обнаружение корпуса Л-24 в точке 43гр19.4мин с.ш./28гр41.5мин в.д. говорит о том, что лодка погибла не на самом заграждении S-15 (Sperre 15), выставленном 7 декабря 1941 года румынским минным заградителем «Admiral Murgescu» под командованием капитана III ранга Овидиу Мэрджиняну, а на одной из 100 составляющих его немецких противолодочных мин типа UMA, сорванной с него декабрьскими штормами и отнесенной на 12 миль к югу от него, где находится на сегодняшний день Л-24. По сообщениям советских официальных источников, командование Черноморского флота не знало об этом заграждении и поэтому не могло информировать о нем выходящего на позицию А.Г.Апостолова, который «по-видимому, считал этот район безопасным от мин».

Найти день гибели Л-24 позволяет анализ первой части боевого задания подводной лодки в ее последнем боевом походе – запланированная постановка минного заграждения у мыса Калиакра. Эта задача могла быть выполнена предположительно в полном объеме (20 мин) в 8 милях восточнее мыса Калиакра в период между 17 и 26 декабря. Имеющиеся данные противника говорят о том, что в данном районе не было зафиксировано не только никаких подрывов на минах, но и самих советских лодочных мин, что однозначно свидетельствует о том, что Л-24 так и не произвела никакой минной постановки. Л-24 не успела это сделать до своей гибели, которая, очевидно, последовала сразу после прибытия подводной лодки на позицию, в процессе до разведки прибрежных коммуникаций противника перед фактической постановкой мин в ночь с 15 на 16 декабря, то есть лодка погибла 15 декабря 1942 года.

Таким образом, возможно, предположить, что подводный минный заградитель Л-24 погиб 15 декабря 1942 года в районе мыса Калиакра (Болгария), в точке с координатами 43гр26.72мин с.ш./28гр56.14мин в.д. на дрейфующей мине, сорванной с заграждения S-15, выставленного румынским минным заградителем «Admiral Murgescu».

Участвуя в Великой Отечественной войне, Л-24 совершила 8 боевых походов:
05.06.1942-09.06.1942 Транспортный рейс в Севастополь
11.06.1942-15.06.1942 Транспортный рейс в Севастополь
16.06.1942-20.06.1942 Транспортный рейс в Севастополь
22.06.1942-29.06.1942 Транспортный рейс в Севастополь
14.08.1942-03.09.1942 Боевой поход
01.10.1942-21.10.1942 Минная постановка
15.11.1942-23.11.1942 Минная постановка
12.12.1942- +

Численность личного состава по штату Л-24 составляла 50 человек, но в последнем боевом походе на борту ПЛ находились и погибли вместе с ней 57 черноморских подводников:

1. Апостолов Георгий Петрович (1910-1942)-капитан III ранга, командир ПЛ.
2. Мамутов Абидин (1903-1942)-капитан-лейтенант, заместитель командира корабля по политической части.
3. Иванов Николай Данилович (1913-1942)-капитан-лейтенант, помощник командира ПЛ.
4. Катков Алексей Матвеевич (1912-1942)-инженер-капитан-лейтенант, командир БЧ-5.
5. Кузнецов Николай Михайлович (1916-1942)-старший лейтенант, командир БЧ-1.
6. Воронов Лев Семенович (1916-1942)-старший лейтенант, командир рулевой группы.
7. Потемкин Виктор Пантелеймонович (1919-1942)-старший лейтенант, командир БЧ-3.
8. Марченко Петр Севастьянович (1918-1942)-старший лейтенант, командир минно-торпедной группы.
9. Борзов Николай Абрамович (1918-1942)-лейтенант, дублер командира БЧ-3.
10. Чаплыгин Евгений Яковлевич (1919-1942)-инженер-лейтенант, командир группы движения (моторной группы).
11. Литвиненко Михаил Назарович (1920-1942)-старший военфельдшер, начальник санитарной службы.
12. Левкович Петр Васильевич (1911-1942)-мичман, боцман.
13. Вербенко Гавриил Иванович (1911-1942)-мичман, старшина группы электриков.
14. Ермаков Михаил Федорович (1908-1942)-мичман, старшина группы трюмных.
15. Карпов Иван Андреевич (1908-1942)-мичман, старшина группы мотористов.
16. Любимов Валентин Порфирьевич (1912-1942)-главный старшина, старшина группы торпедистов.
17. Подольский Николай Николаевич (1917-1942)-старшина I статьи, старшина радистов.
18. Зарубин Дмитрий Федорович (1919-1942)-старшина I статьи, командир отделения комендоров.
19. Шишкин Тихон Петрович (1914-1942)-старшина I статьи, командир отделения трюмных.
20. Василенко Иван Пантелеевич (1916-1942)-старшина II статьи, командир отделения радистов.
21. Глазунов Николай Васильевич (1921-1942)-старшина II статьи, командир отделения рулевых.
22. Горбань Андрей Моисеевич (1919-1942)-старшина II статьи, командир отделения электронавигационных приборов (штурманских электриков).
23. Ткаченко Виктор Федорович (1921-1942)-старшина II статьи, командир отделения скрытой связи.
24. Хабаров Александр Семенович (1915-1942)-старшина II статьи, командир отделения торпедистов.
25. Чукурна Александр Лазаревич (1915-1942)-старшина II статьи, командир отделения торпедистов.
26. Щербаков Василий Григорьевич (1917-1942)-старшина II статьи, командир отделения электриков.
27. Кононец Павел Романович (1913-1942)-старший краснофлотец, командир отделения мотористов.
28. Волков Григорий Кириллович (1919-1942)-старший краснофлотец, старший моторист.
29. Домоводов Николай Павлович (1920-1942)-старший краснофлотец, старший моторист.
30. Таран Иван Васильевич (1921-1942)-старший краснофлотец, старший моторист.
31. Шакиров Зуфар Шакирович (1919-1942)-старший краснофлотец, старший моторист.
32. Беляев Евгений Георгиевич (1921-1942)-старший краснофлотец, старший электрик.
33. Коробкин Иван Григорьевич (1921-1942)-старший краснофлотец, старший электрик.
34. Гусев Андрей Сергеевич (1920-1942)-старший краснофлотец, старший рулевой.
35. Мужиковский Давид Зусимович (1918-1942)-старший краснофлотец, старший рулевой.
36. Лапкин Николай Тарасович (1920-1942)-старший краснофлотец, старший трюмный.
37. Светличный Илья Степанович (1921-1942)-старший краснофлотец, старший трюмный.
38. Литвин Петр Степанович (1920-1942)-старший краснофлотец, старший комендор.
39. Петров Владимир Георгиевич (1921-1942)-краснофлотец, старший моторист.
40. Глухов Василий Николаевич (1920-1942)-краснофлотец, моторист.
41. Шарников Михаил Михайлович (1921-1942)-краснофлотец, моторист.
42. Шкуратов Николай Власович (1920-1942)-краснофлотец, моторист.
43. Баландин Виктор Иванович (1921-1942)-краснофлотец, торпедист.
44. Гайворонский Николай Максимович (1920-1942)-краснофлотец, торпедист.
45. Божко Иван Иванович (1921-1942)-краснофлотец, трюмный.
46. Суприн Иван Кириллович (1921-1942)-краснофлотец, трюмный.
47. Васильев Гавриил Алексеевич (1921-1942)-краснофлотец, рулевой.
48. Копцов Виктор Дементьевич (1922-1942)-краснофлотец, рулевой.
49. Кабицкий Валентин Васильевич (1921-1942)-краснофлотец, минер.
50. Куцирин Сергей Алексеевич (1921-1942)-краснофлотец, минер.
51. Коваленко Павел Спиридонович (1921-1942)-краснофлотец, электрик.
52. Комаровский Иван Лаврентьевич (1920-1942)-краснофлотец, кок.
53. Кудрявцев Иван Михайлович (1924-1942)-краснофлотец, электрик.
54. Попов Михаил Иванович (1921-1942)-краснофлотец, электрик.
55. Савоев Анатолий Федорович (1921-1942)-краснофлотец, радист.
56. Тиняков Николай Александрович (1922-1942)-краснофлотец, старший гидроакустик.
57. Усенко Иван Дмитриевич (1923-1942)-краснофлотец, строевой.

Гибель минного заградителя Л-24 сопровождалась наибольшим количеством погибших подводников в истории черноморского Подплава.

Вечная память!

Владимир Бойко
капитан I ранга запаса
ветеран-подводник ВМФ
Морское Собрание г.Севастополя

Не так давно стала разгадана может быть самая неприятная тайна времен Великой Отечественной войны, которая все эти годы мучила всех военных моряков и историков. В 1942 году подлодка Л-24 «Калининец » не вернулась из боевого похода. Гибель ее в заданном квадрате не была подтверждена и после долгих поисков была принята версия, что команда совершила предательство и перешла на сторону немцев. Говорить об этом было непринято, но сегодня можно точно ответить на вопрос, что же произошло на самом деле?

Подлодка «Калининец » это одна из советских субмарин проекта «Ленинец ». Они стали первыми минными заградителями, которые были полностью разработаны в Советском Союзе. Предыдущие заградители разрабатывались и строились в Великобритании.

Подлодки типа «Ленинец » являлись советскими дизель-электрическими подводными лодками минными заградителями времен второй мировой войны. Всего было построено 25 субмарин этого типа по четырем различным проектам: серии II, XI, XIII и XIII-бис, которые входили в состав Балтийского, Северного, Черноморского и Тихоокеанского флотов СССР.

Подлодка Л-24 «Калининец » относилась к серии XIII-бис. Всего было построено шесть однотипных , которые считались самыми совершенными подлодками ленинского проекта. Длина корпуса подводных лодок была уменьшена на 2 метра во избежание задевания торпедами волнорезных щитов при стрельбе. Благодаря использованию резиновых амортизаторов шумность подлодок серии XIII-бис заметно снизилась. Замена энергетической установки на дизели типа 1-Д с мощностью 2000 л. с., позволило увеличить надводную скорость хода до 18 узлов.

Подлодка Л-24 «Калининец » была заложена на заводе №198 20 октября 1938 года, спущена на воду 17 декабря 1940 года, а вступила в состав советского флота 29 апреля 1942 года.

Во время Великой Отечественной войны подлодка Л-24 стала главным минным заградителем Черноморского флота. Ее задачей было минирование вод у берегов противника. Но в декабре 1942 года во время очередного боевого похода подлодка перестала выходить на связь. Почти 70 лет судьба оставалась неизвестной и лишь недавно российские исследователи ответили на вопрос, что случилось с главным минным заградителем ЧФ.

В 7 километрах от болгарского мыса Шабла находится братская могила советских подлодок времен Великой Отечественной войны. В 1942 и 1943 годах в этом районе затонуло пять . Спустя 60 лет исследователи смогли осмотреть четыре подлодки. Последней и самой грандиозной находкой стала субмарина «Калининец ». Корпус подлодки настолько хорошо сохранился, что уже при внешнем осмотре водолазы были уверены, что нашли именно Л-24. А то, что члены экспедиции увидели позже, развеяло последние сомнения. Учеными был найден серийный номер носового орудия типа Б-2. Также были найдены приборы боевого управления стрельбой с соответствующей маркировкой и номером.

Подлодка лежит на глубине 60 метров на киле. Нос и корма Л-24 примерно на 1 метр возвышаются над поверхностью дна. Осмотрев остов подлодки , члены экспедиции восстановили картину гибели субмарины.

Орудия на палубе зачехлены, люки задраены. Это значит, что в момент гибели подлодка была под водой. Мало того исследователям удалось установить последний маневр, который сделала субмарина чтобы спастись. На приборах застыли показания: «левый стоп» и «правый малый вперед». Вероятнее всего подлодка зацепила минреп (трос за который крепится мина к якорю). Командир отдал приказ уклониться от этого троса, но в какой-то момент субмарина коснулась мины, и произошел взрыв.

6 декабря 1942 года минный заградитель Л-24 вышел из порта Поти с задачей установить 20 мин вдоль болгарского берега. Именно этим путем войска Адольфа Гитлера перевозили технику из Румынии для взятия Сталинграда. В район боевого дежурства подлодка должна была прибыть 15 декабря. За три дня до этого командование ЧФ получило от капитана субмарины Л-24 радиограмму, в которой была просьба подводников подготовить маяки для возвращения подводной лодки. В родном порту экипаж подлодки ждали 31 декабря в канун Нового года. Но не в назначенную дату, ни спустя несколько дней советская субмарина Л-24 не вернулась. На радиограммы руководства флота капитан подлодки не отвечал.

Через 33 дня после начала похода подлодки , 9 января 1943 года было официально объявлено о гибели субмарины. По архивным документам историки определили примерную дату трагедии 12-14 декабря 1942 года. Основной версией катастрофы подлодки Л-24 «Калининец » считается подрыв на мине, и члены российской подводной экспедиции подтвердили эту версию. Взрыв произошел по левому борту в районе 3-го отсека. Но самым шокирующим стало открытие, что у подводников не было ни единого шанса на спасение. Аккумуляторные батареи подлодки выделили большое количество водорода. После взрыва мины, внутри субмарины образовался огненный шар из скопившегося водорода, который пронесся по всей длине корпуса подлодки. Исследователи увидели на узлах и агрегатах затонувшей субмарины оплавленный металл, сделав вывод, что огонь был очень сильный и стремительный.

К сожалению, членам экспедиции не удалось обнаружить бортовой журнал, поэтому детали гибели подлодки так и останутся для историков загадкой. Но с уверенностью можно сказать одно - предательства не было. Моряки погибли как герои, и больше нет повода для оскорбительных версий. Вечная память и вечная слава всем погибшим подводникам.


Технические характеристики подводного минного заградителя «Калининец» серии XIII-бис:
Водоизмещение надводное - 1025 тонн;
Водоизмещение подводное - 1312 тонн;
Длина - 78 м;
Ширина - 7,2 м;
Осадка - 3,9 м;
Силовая установка - два дизельных двигателя по 1100 л. с. и два электромотора по 600 л. с.;
Скорость хода надводная - 14,5 узла;
Скорость хода подводная - 8,3 узла;
Глубина погружения - 75 м;
Автономность - 28 суток;
Экипаж - 54 человека;
Вооружение :
Орудие Б-2 102 мм - 1;
Торпедных аппаратов 533 мм - 6 (боекомплект 12 торпед);
Кормовые минные трубы - 2 (боекомплект 20 мин);

 


Читайте:



Сочинение My working day на английском с переводом

Сочинение My working day на английском с переводом

«Распорядок дня на английском языке» – одна из самых востребованных тем. Пожалуй, одна из первых, изучаемых в школе и повторяемых в ВУЗе. Будни или...

Star wars: история далекой-далекой галактики - легенды и сказания

Star wars: история далекой-далекой галактики - легенды и сказания

Кратко о статье: Расширенная вселенная давно развивается независимо от своих непосредственных создателей. Дабы не путаться в хронологии событий,...

ю Высшие и центральные государственные учреждения

ю Высшие и центральные государственные учреждения

В эпоху Петра I в России продолжились и усилились серьезные изменения в политической, экономической и культурной жизни России, начавшиеся еще в...

Духовно-рыцарские ордена – кратко

Духовно-рыцарские ордена – кратко

Орден госпитальеров — самый знаменитый и прославленный из духовно-рыцарских орденов. Полное его наименование — Суверенный Военный Орден...

feed-image RSS