Реклама

Главная - Бах Ричард
Фридрих шиллер - биография, информация, личная жизнь. Краткая биография фридриха шиллера Фридрих шиллер краткая биография

Биография и творчество его обнажают личность бунтаря, человека, не считающего себя в эпоху всеобщего бесправия имуществом феодала. Его жизненный подвиг впечатлил даже августейшую особу, о чем мы расскажем далее. Жизнь поэта и драматурга сама напоминает театральную драму, где Талант борется с дискриминацией, бедностью и побеждает.

Европейцы избрали гимном Евросоюза его «Оду радости». Положенная на музыку Людвигом ван Бетховеном, она зазвучала торжественно, возвышенно.

Гений этого человека проявился многогранно: поэт, драматург, теоретик искусства, борец за права человека.

Рожденный несвободным

Когда родился Шиллер Фридрих, в Германии еще было актуальным крепостное право.

Подданные феодалов не могли убыть за пределы владений своего сюзерена. А если таковое и происходило, то беглецов возвращали силой. Подданный не мог ни поменять свое ремесло, к которому его «прикрепил» феодал, ни жениться без соизволения своего господина. В таком кошмарном юридическом статусе, напоминавшем железную клетку, пребывал Фридрих Шиллер.

Он стал классиком, скорее, не благодаря современному ему германскому обществу, а вопреки. Фридриху, образно говоря, удалось войти в Храм Искусства сквозь дверь, закрытую для него государством с пережитками средневековья.

Лишь в 1807 году (Шиллер умер в 1805-м) Пруссия отменила крепостное право.

Родители

Биография Шиллера начинается в Вюртембергском герцогстве (город Марбах-на-Неккаре), где он родился 10.11.1759 г. в семье офицера, полкового фельдшера Иоганна Каспара Шиллера. Мама будущего поэта была из семьи аптекарей и трактирщиков. Ее звали Елизабет Доротея Кодвайс. В доме его родителей царила атмосфера чистой, аккуратной и интеллигентной бедности.

Отец и мать Иоганна Кристофа Фридриха фон Шиллера (таково полное имя классика) были весьма религиозны и в этом же духе воспитывали детей. Папе будущего поэта, выходцу из крестьянской винодельческой семьи, посчастливилось получить медицинское образование. Он стал чиновником при своем господине, человеком умным, но несвободным. Он менял места жительства, должности, следуя воле своего господина.

Образование

Когда мальчику было пять лет, семья переехала в город этого же графства Лорх. Отец получил там казенную должность вербовщика рекрутов. Три года начальным церковно-гуманитарным образованием Фридриха занимался пастор Лорх, человек добрый, сумевший заинтересовать мальчика латинским, немецким языками, катехизисом.

Когда семилетний Шиллер вместе с семьей переехал в Людвигсбург, он смог учиться в латинской школе. В 23 года образованный молодой человек прошел конфирмацию (право подходить к причастию). Сперва он мечтал стать священником, следуя харизме своих воспитателей.

Феодал-деспот

Биография Шиллера в юности превратилась в череду страданий из-за невыполнения воли герцога Вюртембергского. Тот предписал своему крепостному учиться в военной академии юриспруденции профессии юриста. Шиллер не мог жить чужой жизнью, он игнорировал занятия. Через три года молодой человек был последним по рейтингу в группе сверстников из 18 человек.

В 1776 году он перешел на медицинский факультет, здесь учеба его заинтересовала. Но в обучении медицине его привлекали предметы второстепенные - философия, литература. В 1777 году солидный журнал «Немецкие хроники» опубликовал первое сочинение юного Шиллера, оду «Завоеватель», написанную в подражание любимому поэту Фридриху Клопштоку.

Биография Шиллера, как следует из вышесказанного, не «мажорная» история. Парня, не выполнившего предписание стать юристом, невзлюбил герцог-самодур. Его волей 29-летний выпускник академии получил одну только должность полкового врача, без офицерского звания. Деспоту показалось, что ему удалось надломить жизнь опального молодого человека, однако Фридрих Шиллер к тому времени уже почувствовал силу своего таланта.

Талант заявляет о себе

32-летний драматург пишет драму «Разбойники». Ни один издатель из Штутгарта не берется печатать столь серьезное произведение раба, опасаясь конфликта со всемогущим герцогом Вюртембергским. Проявляя настойчивость, заявляя о себе публике, ее издает сам Фридрих Шиллер. Биография его как драматурга начинается именно с этого сочинения.

Дерзкий подданный, издавший драму «Разбойники» за свой счет, оказался в выигрыше. И Судьба послала ему подарок. Друг-книготорговец свел его со знатоком искусства бароном фон Дальбергом, руководящим Майнгемским театром. Драма после незначительных правок стала гвоздем следующего театрального сезона в Пруссии!

Автора охватывает кураж, он упивается талантом. В этот же период Шиллер публикует свой первый сборник стихотворений «Антология за 1782 год». Ему кажется достижимой любая высота! Он соревнуется за первенство в швабской поэтической школе с Готхальдом Штэйдлином, ранее выпустившим свой «Сборник муз». Для придания имиджа скандальности своему сборнику, поэт указывает местом издания г. Тобольск.

Травля и побег

Биография Шиллера в тот период знаменуется банальным бегством в графство Пфальц. На этот рискованный шаг он решился 22.09.1782 г. вместе со своим другом Штрейхером, пианистом и композитором. Герцог Вюртембергский был непоколебим в стремлении превратить будущего классика в казенного служаку.

Шиллера посадили на две недели на гауптвахту за то, что оставил полк для посещения театральной постановки «Разбойников». При этом ему запретили писать.

Друзья не без оснований опасались козней со стороны эрцгерцога. Шиллер изменил имя на Шмидт. Поэтому поселились они не в самом городе Мангейме, а в трактире «Охотничий двор» пригородной деревни Оггерсгейм.

Шиллер рассчитывал заработать новой написанной пьесой «Заговор Фиеско в Генуе». Однако гонорар оказался мизерным. Пребывая в нищете, он вынужден был попросить помощи у Генриеты фон Вальцоген. Та великодушно позволила драматургу пожить в своем пустующем поместье.

Жизнь под чужим именем

С 1782 по 1783 г. скрывался в имении благодетельницы под выдуманным именем доктор Риттер Фридрих Шиллер. Биография его в этот период - это описание жизни изгоя, избравшего риск, чтоб иметь возможность развивать свой талант. Он изучает историю и пишет пьесы «Луиза Миллер» и «Заговор Фиеско в Генуе». К чести его друга, Андрея Штрейхера, тот прилагал огромные усилия, чтобы директор Мангеймского театра, барон фон Дальберг, обратил внимание на работы друга. Шиллер письмом сообщает барону о своих новых пьесах, и тот соглашается поставить их у себя!

В этот период (1983 г.) имение посещает Генриета фон Вальцоген со своей юной дочерью Шарлоттой. Шиллер влюбляется в девушку и просит у матери разрешения жениться на ней, но получает отказ из-за своей бедности. Он переезжает в Мангейм готовить свои произведения к постановке.

Обретение свободы. Получение формальной должности

Если пьеса «Заговор Фиеско в Генуе» на сцене Мангеймского театра проходит как рядовая постановка, то «Луиза Миллер» (переименованная в «Коварство и любовь») приносит шумный успех. В 1784 г. Шиллер вступает в местное немецкое общество, получая при этом право легализовать свой статус, став пфальцским подданным, и наконец подвести черту под преследованием эрцгерцога.

Его, имеющего собственные взгляды на пути развития немецкого театра, уважают как известного драматурга. Он пишет свою работу «Театр - учреждение нравственное», ставшую классической.

Вскоре у Шиллера начинается непродолжительный роман с замужней женщиной Шарлоттой фон Кальб. Писательница, склонная к мистицизму, вела богемный образ жизни. Молодого поэта эта дама рассматривала как свой очередной трофей в череде женских побед.

Она познакомила Шиллера в Дармштадте с эрцгерцогом Карлом Августом. Ему драматург прочел первый акт драмы «Дон Карлос». Удивленный и восхищенный талантом автора, вельможа пожаловал писателю должность советника. Это дало драматургу лишь социальный статус, не более. Впрочем, это не изменило его жизнь.

Вскоре Шиллер ссорится и разрывает контракт с директором Мангеймского театра. Тот считает автора своих хитовых постановок зависимым от своей воли и денег, пытаясь давить на Шиллера.

Лейпциг принимает отчаявшегося поэта

Все таким же неустроенным по жизни оставался Фридрих Шиллер. Биография его уже не в первый раз готовит удар в личной жизни. Из-за бедности ему отказывает в браке Маргарита Шван, дочь придворного книготорговца. Впрочем, вскоре жизнь его меняется к лучшему. В Лейпциге оценили его творчество.

Драматурга уже давно настойчиво приглашали туда поклонники его творчества, организовавшиеся в общество, управляемое Готфридом Кернером. Доведенный до крайности (он все еще не отдал долг 200 гульденов, взятый для издания «Разбойников»), писатель обратился к своим почитателям с просьбой о материальной помощи. К своей радости, вскоре он получил из Лейпцига вексель на сумму, достаточную, чтобы рассчитаться с долгами и переехать жить туда, где его ценят. Дружба с Готфридом Кернером связывала классика всю последующую жизнь.

17.04.1785 г. Шиллер приезжает в гостеприимный город.

В эту пору классик в третий раз влюбляется, но опять безуспешно: ему отказывает Маргарита Шван. На ушедшего в черное уныние классика производит благотворное влияние его благодетель, Готфрид Кернер. Он отговаривает романтичного друга от самоубийства, для начала пригласив Фридриха на свою свадьбу с Минной Шток.

Согретый дружбой и переживший тяжелый душевный кризис, к свадьбе своего друга пишет гениальную оду «К радости» Ф. Шиллер.

Биография писателя, поселившегося по приглашению того же Кернера в прилегающей к Дрездену деревне Лошвиц, знаменуется замечательными произведениями: «Философскими письмами», драмой «Мизантроп», измененной драмой «Дон Карлос». По творческой плодотворности этот период напоминает Болдинскую осень Пушкина.

Шиллер становится известным. Драматург отвергает предложение от Гамбургского театра к постановке своих пьес. Слишком свежи воспоминания о трудностях в сотрудничестве и разрыве с Мангеймским театром.

Веймарский период: отход от творчества. Туберкулез

Он 21.08.1787 г. приезжает в г. Веймар по приглашению поэта Кристофа Виланда. Его сопровождает любовница, старая знакомая, Шарлотта фон Кальб. Имея связи в высшем свете, она знакомит Шиллера с ведущими Йоганном Гердером и Мартином Виландом.

Поэт начинает издавать журнал «Талия», печатается в «Немецком Меркурии». Здесь он почти на десятилетие отходит от творчества, занявшись самообразованием в области истории. Его знания высоко ценят, и в 1788 г. он становится профессором университета Йены.

Он читает лекции по мировой истории и поэзии, переводит «Энеиду» Вергилия. Шиллер получает жалованье 200 талеров в год. Это достаточно небольшой доход, однако он позволяет ему планировать свое будущее.

Поэт решает обустроить свою жизнь и женится на Шарлотте фон Ленгефельд. Но через четыре года судьба готовит ему новое испытание: выступая в холодных аудиториях и заразившись от своего студента, заболевает туберкулезом Фридрих Шиллер. Интересные факты в его биографии свидетельствуют о харизматичности, цельности личности. Болезнь перечеркивает его преподавательскую карьеру, приковывает к постели, однако судьбу часто побеждает спокойное человеческое мужество.

Новый этап судьбы

Словно по мановению высших сил, в трудный час ему помогают друзья. Вот и сейчас, когда болезнь привела Шиллера к невозможности работать, датский писатель Иенс Баггенс уговорил принца Гольштейнского и графа Шиммельмана назначить классику для лечения субсидию в тысячу талеров.

Железная воля и денежная помощь подняли лежачего больного на ноги. Преподавать он не мог, и его друг, издатель Иоганн Котта предоставил возможность зарабатывать. Вскоре Шиллер переходит на новый этап творчества. Он по иронии судьбы начинается с события трагического: поэта вызвал умирающий отец, который в ту пору проживал в Людвигсбурге.

Это событие было ожидаемым: предварительно отец долго и тяжело болел. Классика, кроме сыновнего долга - проститься с отцом, привлекала и возможность обнять и утешить своих трех сестер и мать, которых он не видел целых восемнадцать лет!

Возможно, поэтому поехал он не сам, а вместе с женой, пребывающей в положении.

Пребывая на своей малой родине, поэт получает мощный духовный стимул - развивать творчество.

Спустя полтора месяца после похорон отца он посетил свою альма-матер, военную академию. Он был приятно удивлен тем, что являлся кумиром для студентов. Те встретили его восторженно: перед ними стояла легенда - Шиллер Фридрих, поэт № 1 в Пруссии. Растроганный классик после этого посещения написал свою знаменитую работу «Письма об эстетическом воспитании человека».

В Людвигсбурге родился его первенец. Он, наконец, счастлив. Но жить ему остается лишь семь лет...

Поэт возвратился в г. Йену, пребывая в состоянии творческого подъема. Его ограненный талант блистает с новой силой! Шиллер, после десятилетнего углубленного изучения истории, теории литературы, эстетики, опять возвращается к поэзии.

Ему удалось привлечь всех лучших поэтов Пруссии для участия в журнале «Оры». В 1795 году из-под его пера выходят философские стихотворные произведения: «Танец», «Поэзия жизни», «Надежда», «Гений», «Разделение земли».

Сотрудничество с Гёте

Среди приглашенных Шиллером в журнал «Оры» поэтов был и Их творческие души вошли в тот резонанс, который стимулировал создание многих бесценных жемчужин из ожерелья немецкой классической литературы XVIII века.

У них было общее видение цивилизационного значения Великой французской революции, путей развития немецкой литературы, переосмысления античного искусства. Гете и Шиллер подвергли критике трактовку современной им литературой религиозных, политических, эстетических и философских вопросов. В их письмах звучал нравственный и гражданский пафос. Два блестящих поэта, выбравших для себя литературное направление, соревновались между собой в его развитии:

  • с декабря 1795 г. - в написании эпиграмм;
  • в 1797 году - в написании баллад.

Дружеская переписка Гете и Шиллера представляет собой замечательный образец эпистолярного искусства.

Последний этап творчества. Веймар

В 1799 году возвращается в г. Веймар Фридрих Шиллер. Произведения, написанные им и Гете, послужили развитию немецкого театра. Они стали драматургической базой для создания лучшего театра Германии - Веймарского.

Однако силы Шиллера иссякают. В 1800 г. он завершает написание своей лебединой песни - трагедии «Мария Стюарт», сочинения глубокого, имеющего успех и широкий резонанс в обществе.

В 1802 году император Пруссии жалует поэту дворянство. Однако Шиллер иронично отнесся к этому. Его молодые и лучшие зрелые годы были полны лишений, а сейчас новоиспеченный дворянин чувствовал, что умирает. Ему по-человечески хотелось отвергнуть бесполезный для себя титул, но он его принял, думая исключительно о своих детях.

Он часто болел, страдал хронической пневмонией. На этом фоне обострился туберкулез, приведший его к безвременной кончине в расцвете таланта и в возрасте 45 лет.

Заключение

Без преувеличения можно сказать что любимыми поэтами немцев на все времена были и будут Иоганн Гете и Фридрих Шиллер. Фото памятника, навечно отобразившего двух друзей, проживающих в Веймаре, знакомо каждому немцу. Их вклад в литературу бесценен: классики вывели ее на путь нового гуманизма, обобщив идеи эпохи Просвещения, романтизма и классицизма.


Биография



Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер (Johann Christoph Friedrich Schiller) (10.11.1759, Марбах на Неккаре - 09.05.1805, Веймар) - немецкий поэт, философ, историк и драматург, представитель романтического направления в литературе.

Родился 10 ноября 1759 г. в Марбахе (Вюртемберг); выходец из низов немецкого бюргерства: мать – из семьи провинциального пекаря-трактирщика, отец – полковой фельдшер.



1768 – начинает посещать латинскую школу.

1773 – будучи подданным герцога Вюртембергского Карла Евгения, отец вынужден отдать сына в только что учреждённую военную академию, где тот начинает изучать право, хотя с детства мечтает стать священником.

1775 – академию переводят в Штутгарт, продлевают курс обучения, и Шиллер, оставив юриспруденцию, начинает заниматься медициной.



1780 – закончив курс, получает в Штутгарте место полкового врача.

1781 – публикует драму «Разбойники» (Die Rauber), начатую ещё в академии. В основе сюжета пьесы – вражда двух братьев, Карла и Франца Мооров; Карл порывист, отважен и, в сущности, великодушен; Франц же коварный негодяй, стремящийся отнять у старшего брата не только титул и поместья, но и любовь кузины Амалии. При всей алогичности мрачного сюжета, неправильностях грубоватого языка и юношеской незрелости трагедия захватывает читателя и зрителя своей энергией и социальным пафосом. Второе издание «Разбойников» (1782) имеет на титульном листе изображение рычащего льва с девизом «In tyrannos!» (лат. «Против тиранов!»). «Разбойники» побудили французов в 1792г. сделать Шиллера почетным гражданином новой Французской республики.



1782 – «Разбойники» поставлены в Мангейме; Шиллер присутствует на премьере, не испросив у суверена разрешения покинуть пределы герцогства. Прослышав о втором визите в Мангеймский театр, герцог сажает Шиллера на гауптвахту, а позже приказывает ему заниматься одной только медициной. 22 сентября 1782г. Шиллер бежит из Вюртембергского герцогства.



1783 – очевидно, уже не опасаясь мести герцога, интендант Мангеймского театра Дальберг назначает Шиллера «театральным поэтом», заключив с ним контракт о написании пьес для постановки на мангеймской сцене. Две драмы, над которыми Шиллер работал ещё до бегства из Штутгарта, – «Заговор Фиеско в Генуе» (Die Verschworung des Fiesco zu Genua), пьеса на материале биографии генуэзского заговорщика XVIв., и «Коварство и любовь» (Kabale und Liebe), первая в мировой драматургии «мещанская трагедия» – поставлены в Мангеймском театре, причём последняя имеет большой успех. Однако Дальберг не возобновляет контракт, и Шиллер оказывается в Мангейме в весьма стесненных финансовых обстоятельствах, к тому же терзаясь муками неразделённой любви.

1785 – Шиллер пишет одно из своих самых известных творений – «Оду к радости» (An die Freude). Грандиозным хором на текст этого стихотворения Бетховен завершил свою 9-ю симфонию.



1785-1787 – принимает приглашение одного из восторженных своих почитателей, приват-доцента Г.Кёрнера, и гостит у него в Лейпциге и Дрездене.



1785-1791 – Шиллер выпускает литературный журнал, выходящий нерегулярно и под различными названиями (например, «Талия»).

1786 – выходят «Философские письма» (Philosophische Briefe).




1787 – пьеса «Дон Карлос» (Don Carlos), действие которой происходит при дворе испанского короля Филиппа II. Этой драмой завершается первый период драматического творчества Шиллера.

1787-1789 – Шиллер покидает Дрезден и живёт в Веймаре и его окрестностях.

1788 – пишет стихотворение «Боги Греции» (Gottern Griechenlands), в котором античный мир показан как средоточие радости, любви и красоты. Также создано историческое исследование «История отпадения Нидерландов от испанского владычества» (Geschichte des Abfalls der vereinigten Niederlande von der spanischen Regierung).

Шиллер встречается с вернувшимся из Италии Гёте, но Гёте не проявляет желания поддерживать знакомство.

1789 – становится профессором всемирной истории в Йенском университете.

1790 – женится на Шарлотте фон Ленгефельд.

1791-1793 – Шиллер работает над «Историей Тридцатилетней войны» (Die Geschichte des Drei?igjahrigen Krieges).



1791-1794 – наследный принц Фр.Кр.фон Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Августенбург и граф Э.фон Шиммельман выплачивают Шиллеру стипендию, позволяющую ему не заботится о хлебе насущном.

1792-1796 – выходит ряд философских эссе Шиллера: «Письма об эстетическом воспитании» (Uber die asthetische Erziehung der des Menschen, in einer Reihe von Briefen), «О трагическом в искусстве» (Uber die tragische Kunst), «О грации и достоинстве» (Uber Anmut und Wurde), «О возвышенном» (Uber das Erhabene) и «О наивной и сентиментальной поэзии» (Uber naive und sentimentalische Dichtung). Философские взгляды Шиллера находятся под сильным влиянием И.Канта.

1794 – издатель И.Фр.Котта приглашает Шиллера издавать ежемесячный журнал «Оры».

1796 – начинается второй период драматического творчества Шиллера, когда художественному анализу он подвергает поворотные этапы в истории европейских народов. Первая из этих пьес – драма «Валленштейн» (Wallenstein). Занимаясь «Историей Тридцатилетней войны», Шиллер находит в генералиссимусе имперских войск Валленштейне благодарную в драматургическом отношении фигуру. Драма складывается в 1799г. и принимает форму трилогии: исполняющий роль пролога «Лагерь Валленштейна» (Wallensteins Lager) и две пятиактные драмы – «Пикколомини» (Die Piccolomini) и «Смерть Валленштейна» (Wallensteins Tod).



В этом же году Шиллер основывает периодическое издание – ежегодник «Альманах муз», где публикуются многие его произведения. В поисках материалов Шиллер обращается к Гёте, и теперь поэты становятся близкими друзьями.

1797 – так называемый «баладный год», когда Шиллер и Гёте в дружеском состязании создают баллады, в т.ч. Шиллер – «Кубок» (Der Taucher), «Перчатка» (Der Handschuh), «Поликратов перстень» (Der Ring des Polykrates) и «Ивиковы журавли» (Die Kraniche des Ibykus), пришедшие к российскому читателю в переводах В.А.Жуковского. В этом же году создаются «Ксении» (Xenien), короткие сатирические стихи, – плод совместного творчества Гёте и Шиллера.

1800 – пьеса «Мария Стюарт» (Marie Stuart), иллюстрирующая эстетический тезис Шиллера о том, что в угоду драматургии вполне допустимо изменять и перекраивать исторические события. Шиллер не стал в «Марии Стюарт» выдвигать на передний план политические и религиозные проблемы и обусловил развязку драмы развитием конфликта между королевами-соперницами.



1801 – пьеса «Орлеанская дева» (Die Jungfrau von Orleans), в основе которой история Жанны д"Арк. Шиллер даёт волю фантазии, используя материал средневековой легенды, и признаёт свою причастность к новому романтическому движению, назвав пьесу «романтической трагедией».

1802 – император Священной римской империи Франциск II жалует Шиллеру дворянство.

1803 – написана «Мессинская невеста» (Die Braut von Messina), в которой Шиллер, начитанный в греческой драматургии, переводивший Еврипида и изучавший Аристотелеву теорию драмы, в порядке эксперимента пытается возродить свойственные античной трагедии формы, в частности, хоры, и в своей индивидуальной трактовке воплощает древнегреческое понимание роковой кары.

1804 – последняя законченная пьеса «Вильгельм Телль», задуманная Шиллером как «народная» драма.

1805 – работа над незавершённой драмой «Димитрий» (Demetrius), посвящённой русской истории.

ru.wikipedia.org



Биография

Шиллер родился 10 ноября 1759 в городе Марбах-на-Неккаре. Его отец - Иоганн Каспар Шиллер (1723-1796) - был полковым фельдшером, офицером на службе вюртембергского герцога, мать - из семьи провинциального пекаря-трактирщика. Молодой Шиллер воспитывался в религиозно-пиетистической атмосфере, отозвавшейся в его ранних стихах. Его детство и молодость были проведены в относительной скудости, хотя он и смог учиться в сельской школе и у пастора Мозера. Обратив на себя внимание герцога Вюртембергского Карла-Евгения (нем. Karl Eugen), в 1773 году Шиллер поступил в элитную военную академию «Высшая школа Карла» (нем. Hohe Karlsschule), где начал изучать право, хотя с детства мечтал стать священником. В 1775 академию перевели в Штутгарт, продлили курс обучения, и Шиллер, оставив юриспруденцию, занялся медициной. Под влиянием одного из своих наставников Шиллер стал членом тайного общества иллюминатов, предшественников немецких якобинцев. В 1779 году диссертация Шиллера была отвергнута руководством академии, и он был вынужден остаться на второй год. Наконец, 1780 году он закончил курс академии и получил в Штутгарте место полкового врача. Еще в школьные годы Шиллер пишет свои первые произведения. Под влиянием драмы «Юлиус Тарентский» (1776) Иоганна Антона Лейзевица (нем. Johann Anton Leisewitz) Фридрих пишет «Космус фон Медичи» - драму, в которой он попытался развить излюбленную тему литературного движения «Бури и натиска»: ненависти между братьями и любви отца. Но автор уничтожил эту пьесу[источник не указан 250 дней]. В это же время его огромный интерес к творчеству и манере письма Фридриха Клопштока подвигли Шиллера на написание оды «Завоеватель», опубликованной в марте 1777 года в журнале «Немецкие хроники» и явившейся подражанием кумиру. Более известна читателям его драма «Разбойники», завершённая в 1781 году.




Впервые «Разбойники» были поставлены в Мангейме 13 января 1782 года. За самовольную отлучку из полка в Мангейм на представление «Разбойников» Шиллер подвергся аресту и запрету писать что-либо, кроме медицинских сочинений, что вынудило его бежать из владений герцога 22 сентября 1782 года.

В июле 1787 году Шиллер покинул Дрезден, где гостевал у приват-доцента Г. Кёрнера, одного из своих почитателей, и до 1789 года жил в Веймаре. В 1789 году при содействии И. В. Гёте с которым Шиллер познакомился в 1788 году, он занял должность экстраординарного профессора истории и философии в университете Йены, где прочёл вступительную лекцию на тему «Что такое всемирная история и для какой цели её изучают». В 1790 Шиллер женился на Шарлотте фон Ленгефельд, от которой у него родились два сына и две дочери. Но жалования поэта не хватало для того, чтобы содержать семью. Помощь пришла от наследного принца Фр. Кр. фон Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Августенбурга и графа Э. фон Шиммельмана, которые в течение трёх лет (1791–1794) выплачивали ему стипендию, затем Шиллера поддержал издатель И. Фр. Котта, пригласивший его в 1794 издавать ежемесячный журнал «Оры».




В 1799 году он вернулся в Веймар, где начал издавать несколько литературных журналов на деньги меценатов. Став близким другом Гёте, Шиллер вместе с ним основал Веймарский театр, ставший ведущим театром Германии. Поэт остался в Веймаре до самой своей смерти. В 1802 году император Священной римской империи Франц II пожаловал Шиллеру дворянство.

Известнейшие баллады Шиллера (1797 г.) - Кубок (Der Taucher), Перчатка (Der Handschuh), Поликратов перстень (Der Ring des Polykrates) и Ивиковы журавли (Die Kraniche des Ibykus), стали знакомы российским читателям после переводов В. А. Жуковского.

Мировую известность получила его «Ода к радости» (1785), музыку к которой написал Людвиг ван Бетховен.

Последние годы жизни Шиллера были омрачены тяжёлыми затяжными болезнями. После сильной простуды обострились все старые недуги. Поэт страдал хроническим воспалением лёгких. Он скончался 9 мая 1805 года в возрасте 45 лет от туберкулёза.

Останки Шиллера




Фридрих Шиллер был похоронен в ночь с 11 на 12 мая 1805 года на веймарском кладбище Якобсфридхоф в склепе Кассенгевёльбе, специально отведённом для дворян и почитаемых жителей Веймара, не имевших собственных фамильных склепов. В 1826 году останки Шиллера решили перезахоронить, но уже не смогли точно идентифицировать. Выбранные произвольно как наиболее подходящие останки были перевезены в библиотеку герцогини Анны Амалии. Глядя на череп Шиллера, Гёте написал одноимённое стихотворение. 16 декабря 1827 года эти останки были захоронены в княжеской усыпальнице на новом кладбище, где впоследствии рядом со своим другом согласно завещанию был похоронен и сам Гёте.

В 1911 году был обнаружен ещё один череп, который приписали Шиллеру. Долгое время шли споры о том, какой же из них настоящий. В рамках акции «Код Фридриха Шиллера», проводившейся совместно радиостанцией «Mitteldeutscher Rundfunk» и Фондом «Веймарский классицизм», экспертиза ДНК, проведённая в двух независимых лабораториях весной 2008 года, показала, что ни один из черепов не принадлежал Фридриху Шиллеру. Останки в гробу Шиллера принадлежат как минимум трём разным людям, их ДНК также не совпадает ни с одним из исследовавшихся черепов. Фонд «Веймарский классицизм» принял решение оставить гроб Шиллера пустым.

Рецепция творчества Фридриха Шиллера

Сочинения Шиллера были восторженно восприняты не только в Германии, но и других странах Европы. Одни считали Шиллера поэтом свободы, другие - оплотом буржуазной нравственности. Доступные языковые средства и меткие диалоги превратили многие строчки Шиллера в крылатые выражения. В 1859 году столетие со дня рождения Шиллера отмечалось не только в Европе, но и в США. Произведения Фридриха Шиллера заучивались наизусть, с XIX века они вошли в школьные учебники.

После прихода к власти национал-социалисты пытались представить Шиллера «немецким писателем» в своих пропагандистских целях. Однако в 1941 году постановки «Вильгельма Телля», как и «Дона Карлоса» были запрещены по приказу Гитлера.

Памятники


Наиболее известные произведения

Пьесы

* 1781 - «Разбойники»
* 1783 - «Коварство и любовь»
* 1784 - «Заговор Фиеско в Генуе»
* 1787 - «Дон Карлос, инфант испанский»
* 1799 - драматическая трилогия «Валленштейн»
* 1800 - «Мария Стюарт»
* 1801 - «Орлеанская дева»
* 1803 - «Мессинская невеста»
* 1804 - «Вильгельм Телль»
* «Димитрий» (не была окончена из-за смерти драматурга)

Проза

* Статья «Преступник из-за потерянной чести» (1786)
* «Духовидец» (неоконченный роман)
* Eine gro?mutige Handlung

Философские работы

* Philosophie der Physiologie (1779)
* О взаимосвязи животной природы человека с его духовной природой / Uber den Zusammenhang der tierischen Natur des Menschen mit seiner geistigen (1780)
* Die Schaubuhne als eine moralische Anstalt betrachtet (1784)
* Uber den Grund des Vergnugens an tragischen Gegenstanden (1792)
* Augustenburger Briefe (1793)
* О грации и достоинстве / Uber Anmut und Wurde (1793)
* Kallias-Briefe (1793)
* Письма об эстетическом воспитании человека / Uber die asthetische Erziehung des Menschen (1795)
* О наивной и сентиментальной поэзии / Uber naive und sentimentalische Dichtung (1795)
* О дилетантизме / Uber den Dilettantismus (1799; в соавторстве с Гёте)
* О возвышенном / Uber das Erhabene (1801)

Произведения Шиллера в других видах искусства

Музыкальный театр

* 1829 - «Вильгельм Телль» (опера), композитор Дж. Россини
* 1834 - «Мария Стюарт» (опера), композитор Г.Доницетти
* 1845 - «Джованна д`Арко» (опера), композитор Дж. Верди
* 1847 - «Разбойники» (опера), композитор Дж. Верди
* 1849 - «Луиза Миллер» (опера), композитор Дж. Верди
* 1867 - «Дон Карлос» (опера), композитор Дж. Верди
* 1879 - «Орлеанская дева» (опера), композитор П. Чайковский
* 1883 - «Мессинская невеста» (опера), композитор З. Фибих
* 1957 - «Жанна д`Арк» (балет), композитор Н. И. Пейко
* 2001 - «Мария Стюарт» (опера), композитор С.Слонимский

Большой драматический театр открылся в Петрограде 15 февраля 1919 года трагедией Ф. Шиллера «Дон Карлос».

Экранизации и фильмы по мотивам произведений

* 1980 - Телеспектакль «Заговор Фиеско в Генуе». Постановка Малого театра. Режиссеры: Феликс Глямшин, Л. Е. Хейфец. В ролях: В. М. Соломин (Фиеско), М. И. Царёв (Верина), Н. Вилькина (Леонора), Н. Корниенко (Джулия), Я. П. Барышев (Джанеттино), Е. В. Самойлов (Герцог Дориа), А. Потапов (Хассан, мавр), В. Богин (Бургоньино), Ю.Васильев (Кальканьо), Е. Буренков (Сакко), Б. В. Клюев (Ломеллино), А. Жарова (Берта), М. Фомина (Роза), Г. В. Буканова (Арабелла) и другие.

Фридрих Шиллер, полное имя Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер (Johann Christoph Friedrich von Schiller), родился 10 ноября 1759 года в Марбахе (Вюртемберг, Германия) в семье военного врача Иоганна Каспара Шиллера. Родители назвали его в честь короля Фридриха Великого.

В 1772 году Фридрих окончил латинскую школу в Людвигсбурге. По приказу герцога Карла Евгения был зачислен в военную школу, позднее переименованную в академию, где учился на юридическом, потом на медицинском отделении.

В 1780 году, после окончания академии, получил в Штутгарте место полкового врача.

Еще в академии Шиллер увлекся литературой и философией. Под влиянием одного из своих наставников стал членом тайного общества иллюминатов.

В 1776-1777 годах несколько шиллеровских стихотворений было опубликовано в "Швабском журнале".

Поэтическую деятельность Шиллер начал в эпоху литературного движения "Бури и натиска", получившего название по одноименной драме Фридриха Клингера. Его представители отстаивали национальное своеобразие искусства, требовали изображения сильных страстей, героических деяний, характеров, не сломленных режимом.

Свои первые пьесы "Христиане", "Студент из Нассау", "Козимо Медичи" Шиллер уничтожил. В 1781 году анонимно была опубликована его трагедия "Разбойники". 13 января 1782 года трагедия была поставлена на сцене театра в Маннгейме, руководимого бароном фон Дальбергом. За самовольную отлучку из полка на представление своей пьесы Шиллер был арестован, ему было запрещено писать что-либо, кроме медицинских сочинений.
Шиллер бежал из Штутгарта в деревушку Бауэрбах. Позднее переехал в Мангейм, в 1785 году — в Лейпциг, затем в Дрезден.

В эти годы им были созданы драматические произведения "Заговор Фиеско" (1783), "Коварство и любовь" (1784), "Дон Карлос" (1783-1787). В этот же период была написана ода "К радости" (1785), которую композитор Людвиг Бетховен включил в финал 9-й симфонии как гимн грядущей свободе и братству людей.

С 1787 года Шиллер жил в Веймаре, где изучал историю, философию и эстетику.

В 1788 году начал редактировать серию книг под названием "История замечательных восстаний и заговоров".

В 1789 году при содействии поэта и философа Иоганна Вольфганга Гете Фридрих Шиллер занял должность экстраординарного профессора истории университета в Йене.

Совместно с Гете он создал цикл эпиграмм "Ксении" (греч. — "подарки гостям"), направленных против рационализма в литературе и театре и ранних немецких романтиков.

В первой половине 1790-х годов Шиллер написал ряд философских сочинений: "О трагическом в искусстве" (1792), "Письма об эстетическом воспитании человека", "О возвышенном" (оба — 1795) и другие. Отталкиваясь от теории Канта об искусстве, как о связующем звене между царством природы и царством свободы, Шиллер создал собственную теорию перехода от "естественного абсолютистского государства к буржуазному царству разума" с помощью эстетической культуры и нравственного перевоспитания человечества. Его теория нашла выражение в ряде стихотворений 1795-1798 годов — "Поэзия жизни", "Сила песнопения", "Раздел земли", "Идеал и жизнь", а также балладах, написанных в тесном сотрудничестве с Гете, — "Перчатка", "Ивиковы журавли", "Поликратов перстень", "Геро и Леандр" и других.

В эти же годы Шиллер был редактором журнала "Ди Орен".

В 1794-1799 годах он работал над трилогией "Валленштейн", посвященной одному из полководцев Тридцатилетней войны.

В начале 1800-х годов им были написаны драмы "Мария Стюарт" и "Орлеанская дева" (обе — 1801), "Мессинская невеста" (1803), народная драма "Вильгельм Телль" (1804).

Кроме собственных пьес, Шиллер создал сценические версии шекспировского "Макбета" и "Турандот" Карло Гоцци, а также перевел "Федру" Жана Расина.

В 1802 году император Священной римской империи Франциск II пожаловал Шиллеру дворянство.

В последние месяцы жизни писатель работал над трагедией "Димитрий" из русской истории.

Шиллер был женат на Шарлотте фон Ленгефельд (1766-1826). В семье было четверо детей — сыновья Карл Фридрих Людвиг и Эрнст Фридрих Вильгельм и дочери Каролина Луиза Генриетта и Луиза Генриетта Эмили.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ШИЛЛЕР, ИОГАНН КРИСТОФ ФРИДРИХ (Schiller, Johann Christoph Friedrich) (1759–1805), немецкий поэт, драматург и философ-эстетик. Родился 10 ноября 1759 в Марбахе (Вюртемберг); выходец из низов немецкого бюргерства: мать – из семьи провинциального пекаря-трактирщика, отец – полковой фельдшер. После учебы в начальной школе и занятий с протестантским пастором Шиллер в 1773 по настоянию герцога поступил в только что учрежденную военную академию и начал изучать право, хотя с детства мечтал стать священником; в 1775 академию перевели в Штутгарт, продлили курс обучения, и Шиллер, оставив юриспруденцию, занялся медициной. Закончив курс в 1780, он получил в Штутгарте место полкового врача.

Еще в академии Шиллер отошел от религиозной и сентиментальной экзальтированности своих ранних литературных опытов, обратился к драматургии и в 1781 закончил и опубликовал Разбойников (Die Räuber ). В начале следующего года Разбойники были поставлены в Мангейме; Шиллер присутствовал на премьере, не испросив у суверена разрешения покинуть пределы герцогства. Прослышав о втором визите в Мангеймский театр, герцог посадил Шиллера на гауптвахту, а позже приказал ему заниматься одной только медициной. 22 сентября 1782 Шиллер бежал из Вюртембергского герцогства. Следующим летом, очевидно, уже не опасаясь мести герцога, интендант Мангеймского театра Дальберг назначает Шиллера «театральным поэтом», заключив с ним контракт о написании пьес для постановки на мангеймской сцене. Две драмы, над которыми Шиллер работал еще до бегства из Штутгарта, – Заговор Фиеско в Генуе (Die Verschwörung des Fiesco zu Genua ) и Коварство и любовь (Kabale und Liebe ), – были поставлены в Мангеймском театре, причем последняя имела большой успех. Дальберг не возобновил контракт, и Шиллер оказался в Мангейме в весьма стесненных финансовых обстоятельствах, к тому же терзаясь муками неразделенной любви. Он охотно принял приглашение одного из восторженных своих почитателей, приват-доцента Г. Кёрнера, и более двух лет (апрель 1785 – июль 1787) гостил у него в Лейпциге и Дрездене.

Второе издание Разбойников (1782) имело на титульном листе изображение рычащего льва с девизом «In tyrannos!» (лат. «Против тиранов!»). В основе сюжета пьесы – вражда двух братьев, Карла и Франца Мооров; Карл порывист, отважен и, в сущности, великодушен; Франц же коварный негодяй, стремящийся отнять у старшего брата не только титул и поместья, но и любовь кузины Амалии. При всей алогичности мрачного сюжета, неправильностях грубоватого языка и юношеской незрелости трагедия захватывает читателя и зрителя своей энергией и социальным пафосом. Прежде всего Разбойники и побудили французов в 1792 сделать Шиллера почетным гражданином новой Французской республики.

Фиеско (1783) значителен в первую очередь тем, что предваряет позднейшие триумфы Шиллера в исторической драме, но, сочиняя пьесу на материале биографии генуэзского заговорщика 16 в., ухватить драматическую суть исторических событий, четко обозначить нравственную проблематику молодой поэт еще не умел. В Коварстве и любви (1784) Шиллер обращается к хорошо знакомой ему реальности мелких немецких княжеств. В Дон Карлосе (Don Carlos , 1787) уяснилась и уточнилась концепция личной и гражданской свободы. Дон Карлосом завершился первый период драматического творчества Шиллера.

В июле 1787 Шиллер покинул Дрезден и до 1789 жил в Веймаре и его окрестностях. В 1789 он получил профессуру всемирной истории в Йенском университете, а благодаря женитьбе (1790) на Шарлотте фон Ленгефельд обрел семейное счастье. Скудного жалованья поэта было недостаточно даже для удовлетворения скромных нужд; помощь пришла от наследного принца Фр.Кр.фон Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Августенбурга и графа Э.фон Шиммельмана, которые в течение трех лет (1791–1794) выплачивали ему стипендию, затем Шиллера поддержал издатель И.Фр.Котта, пригласивший его в 1794 издавать ежемесячный журнал «Оры». Журнал «Талия» – более раннее предприятие по изданию литературного журнала – выходила в 1785–1791 весьма нерегулярно и под различными названиями; в 1796 Шиллер основал еще одно периодическое издание – ежегодник «Альманах муз», где были опубликованы многие его произведения. В поисках материалов Шиллер обратился к И.В.Гёте . Познакомились они вскоре после возвращения Гёте из Италии (1788), но тогда дело не пошло дальше поверхностного знакомства; теперь поэты стали близкими друзьями. В 1799 герцог удвоил Шиллеру содержание, которое по сути стало пенсией, т.к. преподавательской деятельностью поэт уже не занимался и переехал из Йены в Веймар. В 1802 император Священной римской империи германской нации Франциск II пожаловал Шиллеру дворянство. Шиллер никогда не отличался крепким здоровьем, часто болел, у него развился туберкулез. Умер Шиллер в Веймаре 9 мая 1805.

Общение с Кёрнером пробудило у Шиллера интерес к философии, особенно к эстетике; в результате появились Философские письма (Philosophische Briefe , 1786) и целый ряд эссе (1792–1796) – О трагическом в искусстве (Über die tragische Kunst ), О грации и достоинстве (Über Anmut und Würde ), О возвышенном (Über das Erhabene ) и О наивной и сентиментальной поэзии (Über naive und sentimentalische Dichtung ). Философские взгляды Шиллера находились под сильным влиянием И.Канта . В отличие от философской поэзии, чисто лирические стихи – короткие, песенного характера, выражающие личные переживания – для Шиллера менее типичны, хотя и здесь есть замечательные исключения. Так называемый «балладный год» (1797) ознаменован у Шиллера и Гёте превосходными балладами, в т.ч. у Шиллера – Кубок (Der Taucher ), Перчатка (Der Handschuh ), Поликратов перстень (Der Ring des Polykrates ) и Ивиковы журавли (Die Kraniche des Ibykus ), пришедшие к российскому читателю в великолепных переводах В.А.Жуковского . Ксении (Xenien ), короткие сатирические стихи, стали плодом совместного творчества Гёте и Шиллера.

Изучая материалы для Дон Карлоса , Шиллер подготовил свое первое историческое исследование – Историю отпадения Нидерландов от испанского владычества (Geschichte des Abfalls der vereinigten Niederlande von der spanischen Regierung , 1788); в Йене же он написал Историю Тридцатилетней войны (Die Geschichte des Dreißigjährigen Krieges , 1791–1793).

Второй период драматического творчества Шиллера начался в 1796 Валленштейном (Wallenstein ) и закончился фрагментом из русской истории Димитрий (Demetrius ), работу над которым прервала смерть. Занимаясь Историей Тридцатилетней войны , Шиллер увидел в генералиссимусе имперских войск Валленштейне благодарную в драматургическом отношении фигуру. Драма сложилась в 1799 и приняла форму трилогии: исполняющий роль пролога Лагерь Валленштейна (Wallensteins Lager ) и две пятиактные драмы – Пикколомини (Die Piccolomini ) и Смерть Валленштейна (Wallensteins Tod ).

Следующая пьеса, Мария Стюарт (Marie Stuart , 1800), иллюстрирует эстетический тезис Шиллера о том, что в угоду драматургии вполне допустимо изменять и перекраивать исторические события. Шиллер не стал выдвигать на передний план в Марии Стюарт политические и религиозные проблемы и обусловил развязку драмы развитием конфликта между королевами-соперницами. Оставляя в стороне вопрос об исторической достоверности, следует признать, что Мария Стюарт – пьеса чрезвычайно сценичная, и заглавная роль неизменно была любима всеми великими европейскими актрисами.

В основе Орлеанской девы (Die Jungfrau von Orleans , 1801) – история Жанны д"Арк. Шиллер дал волю фантазии, используя материал средневековой легенды, и признал свою причастность к новому романтическому движению, назвав пьесу «романтической трагедией». Поэт был начитан в греческой драматургии, переводил из Еврипида и изучал Аристотелеву теорию драмы, и в Мессинской невесте (Die Braut von Messina , 1803) он в порядке эксперимента попытался ввести в средневековую драму хор античной трагедии и греческую концепцию рока. Вильгельм Телль (Wilhelm Tell , 1804), последняя из его завершенных пьес, представляет собой масштабную картину борьбы четырех швейцарских лесных кантонов против тирании императорской Австрии.

Начиная с Дон Карлоса Шиллер писал свои драмы белым стихом, порой перемежая его стихом метрическим. Язык его произведений возвышен, мелодичен и выразителен, хотя подчас чересчур риторичен и выспрен, однако на сцене он производит чрезвычайно выигрышное впечатление. Шиллер обогатил литературу своей страны выдающимися драматическими произведениями. Кроме собственных пьес, он создал сценические версии шекспировского Макбета и Турандот К.Гоцци, а также перевел расиновскую Федру . В России Шиллер был известен с конца 18 в.

Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер (Johann Christoph Friedrich von Schiller). Родился 10 ноября 1759 года в Марбах-на-Неккаре - умер 9 мая 1805 года в Веймаре. Немецкий поэт, философ, теоретик искусства и драматург, профессор истории и военный врач, представитель направлений Буря и натиск и романтизма в литературе, автор «Оды к радости», изменённая версия которой стала текстом гимна Европейского союза. Вошёл в историю мировой литературы как защитник человеческой личности.

В течение последних семнадцати лет своей жизни (1788-1805) дружил с Иоганном Гёте, которого он вдохновлял на завершение его произведений, оставшихся в черновом варианте. Этот период дружбы двух поэтов и их литературоведческая полемика вошла в немецкую литературу под названием «веймарский классицизм».

Фамилия Шиллер встречается в Юго-Западной Германии с XVI столетия. Предки Фридриха Шиллера, жившие в течение двух столетий в Вюртембергском герцогстве, были виноделами, крестьянами и ремесленниками.

Его отец - Иоганн Каспар Шиллер (1723-1796) - был полковым фельдшером, офицером на службе вюртембергского герцога, мать - Элизабет Доротея Кодвайс (1732-1802) - из семьи провинциального пекаря-трактирщика. Молодой Шиллер воспитывался в религиозно-пиетистической атмосфере, отозвавшейся в его ранних стихах. Его детство и молодость были проведены в относительной бедности.

В 1764 году отец Шиллера был назначен вербовщиком рекрутов и переселился со своей семьей в местечко Лорх. В Лорхе мальчик получил начальное образование у местного пастора Мозера. Обучение длилось три года и, в основном, включало в себя изучение чтения и письма на родном языке, а также знакомство с латынью. Искренний и добродушный пастор потом был увековечен в первой драме писателя «Разбойники» .

Когда в 1766 году семья Шиллера вернулась в Людвигсбург, Фридрих был отдан в местную латинскую школу. Учебная программа в школе была нетрудной: пять дней в неделю изучалась латынь, по пятницам - родной язык, по воскресеньям - катехизис. Интерес Шиллера к занятиям возрос в старших классах, где изучались латинские классики - , и . По окончании латинской школы, сдав все четыре экзамена на отлично, в апреле 1772 года Шиллер был представлен к конфирмации.

В 1770 году семья Шиллера переезжает из Людвигсбурга в замок Солитюд, где герцогом Вюртембергским Карлом-Евгением был учрежден сиротский институт для воспитания солдатских детей. В 1771 году этот институт был реформирован в военную академию.

В 1772 году, просматривая список выпускников латинской школы, герцог обратил внимание на юного Шиллера, и вскоре, в январе 1773 года, его семья получила повестку, согласно которой они должны были отдать сына в военную академию «Высшая школа Карла Святого», где Фридрих начал изучать право, хотя с детства мечтал стать священником.

По поступлении в академию Шиллер был зачислен на бюргерское отделение юридического факультета. Из-за неприязненного отношения к юриспруденции в конце 1774 года будущий писатель оказался одним из последних, а в конце 1775 учебного года - самым последним из восемнадцати учеников своего отделения.

В 1775 году академию перевели в Штутгарт, продлили курс обучения.

В 1776 году Шиллер переходит на медицинский факультет. Здесь он посещает лекции талантливых преподавателей, в частности, курс лекций по философии профессора Абеля, - любимого преподавателя академической молодежи. В этот период Шиллер окончательно решает посвятить себя поэтическому искусству.

Уже с первых лет обучения в Академии Фридрих увлёкся поэтическими произведениями Фридриха Клопштока и поэтов «Бури и натиска» , начал писать небольшие поэтические произведения. Несколько раз ему даже предлагали писать поздравительные оды в честь герцога и его любовницы - графини Франциски фон Гогенгей.

В 1779 году диссертация Шиллера «Философия физиологии» была отвергнута руководством академии, и он был вынужден остаться на второй год. Герцог Карл Евгений накладывает свою резолюцию: «Я должен согласиться, что диссертация воспитанника Шиллера не лишена достоинств, что в ней много огня. Но именно последнее обстоятельство заставляет меня не выпускать в свет его диссертации и продержать ещё год в Академии, чтоб жар его поостыл. Если он будет так же прилежен, то к концу этого времени из него, наверное, выйдет великий человек» .

Во время обучения в Академии Шиллер пишет свои первые произведения. Под влиянием драмы «Юлиус Тарентский» (1776) Иоганна Антона Лейзевица Фридрих пишет «Космус фон Медичи» - драму, в которой он попытался развить излюбленную тему литературного движения «Бури и натиска»: ненависти между братьями и любовью отца. В это же время его огромный интерес к творчеству и манере письма Фридриха Клопштока подвигли Шиллера на написание оды «Завоеватель», опубликованной в марте 1777 года в журнале «Немецкие хроники» (Das schwebige Magazin) и явившейся подражанием кумиру.

Фридрих Шиллер - Триумф гения

Наконец, в 1780 году он окончил курс Академии и получил в Штутгарте место полкового врача, без присвоения ему офицерского звания и без права носить штатское платье - свидетельство герцогского нерасположения.

В 1781 году он завершает драму «Разбойники» (Die Räuber), написанную им во время пребывания в Академии. После редактирования рукописи Разбойников оказалось, что ни один штутгартский издатель не хочет её печатать, и Шиллеру пришлось издать драму за свой счет.

Книготорговец Шван в Мангейме, которому Шиллер также посылал рукопись, познакомил его с директором Мангеймского театра бароном фон Дальбергом. Тот пришел в восторг от драмы и решил поставить её в своём театре. Но Дальберг просит внести некоторые коррективы - удалить некоторые сцены и наиболее революционные фразы, время действия переносится из современности, из эпохи Семилетней войны в XVII век.

Шиллер выступил против таких изменений, в письме Дальбергу от 12 декабря 1781 года он писал: «Многие тирады, черты, как крупные, так и мелкие, даже характеры взяты из нашего времени; перенесенные в век Максимилиана, они ровно ничего не будут стоить... Чтобы исправить ошибку против эпохи Фридриха II, мне пришлось бы совершить преступление против эпохи Максимилиана», но тем не менее, пошёл на уступки, и «Разбойники» были впервые поставлены в Мангейме 13 января 1782 года. Эта постановка имела огромный успех у публики.

После премьеры в Мангейме 13 января 1782 года стало ясно, что в литературу пришел талантливый драматург. Центральный конфликт «Разбойников» - это конфликт между двумя братьями: старшим, Карлом Моором, который во главе банды разбойников уходит в богемские леса, чтобы наказывать тиранов, и младшим, Францем Моором, который в это время стремится завладеть имением своего отца.

Карл Моор олицетворяет лучшие, храбрые, свободные начала, в то время как Франц Моор является примером подлости, коварства и вероломства. В «Разбойниках», как ни в одном произведении немецкого Просвещения, показан воспетый Руссо идеал республиканизма и народовластия. Не случайно именно за эту драму Шиллер в годы Французской революции был удостоен почётного звания гражданина Французской республики.

Одновременно с Разбойниками Шиллер подготовил к печати собрание стихотворений, которое было выпущено в феврале 1782 года под названием «Антология на 1782 год» (Anthologie auf das Jahr 1782). В основе создания этой антологии лежит конфликт Шиллера с молодым штутгартским поэтом Готхальдом Штэйдлином, который, претендуя на роль главы швабский школы, издал «Швабский альманах муз на 1782 год» .

Шиллер послал Штэйдлину для этого издания несколько стихотворений, однако тот согласился напечатать только одно из них, и то в сокращении. Тогда Шиллер собрал забракованные Готхальдом стихи, написал ряд новых и, таким образом, создал «Антологию на 1782 год», противопоставив её «альманаху муз» своего литературного оппонента. Ради большей мистификации и поднятия интереса к сборнику, местом издания антологии был указан город Тобольск в Сибири.

За самовольную отлучку из полка в Мангейм на представление «Разбойников» Шиллер был посажен на гауптвахту на 14 дней и подвергся запрету писать что-либо, кроме медицинских сочинений, что вынудило его вместе со своим другом, музыкантом Штрейхером, бежать из владений герцога 22 сентября 1782 года в маркграфство Пфальц.

Переехав границу Вюртемберга, Шиллер направился в Мангеймский театр с подготовленной рукописью своей пьесы «Заговор Фиеско в Генуе» (нем. Die Verschwörung des Fiesco zu Genua), которую он посвятил своему преподавателю философии в Академии Якову Абелю.

Руководство театра, опасаясь недовольства вюртембергского герцога, не спешило начинать переговоры о постановке пьесы. Шиллеру посоветовали не оставаться в Мангейме, а уехать в ближайшую деревню Оггерсгейм. Там, вместе со своим другом Штрейхером, драматург жил под вымышленным именем Шмидт в деревенском трактире «Охотничий двор». Именно здесь осенью 1782 года Фридрих Шиллер сделал первый набросок варианта трагедии «Коварство и любовь» (нем. Kabale und Liebe), которая пока ещё называется «Луиза Миллер».

В это время Шиллер печатает «Заговор Фиеско в Генуе» за мизерный гонорар, который мгновенно потратил. Находясь в безвыходном положении, драматург написал письмо к своей старой знакомой Генриете фон Вальцоген, которая вскоре предложила писателю свое пустующее поместье в Бауербахе.

В Бауербахе под фамилией «доктор Риттер» он жил с 8 декабря 1782 года. Здесь Шиллер принялся за окончание драмы «Коварство и любовь», работу над которой закончил в феврале 1783 года. Тут же он сделал набросок новой исторической драмы «Дон Карлос» (нем. Don Karlos). Он изучал историю испанской инфанты по книгам из библиотеки мангеймского герцогского двора, которые ему поставлял знакомый библиотекарь. Вместе с историей «Дона Карлоса» Шиллер тогда же начал изучать историю шотландской королевы Марии Стюарт. Некоторое время он колебался на ком из них ему остановиться, но выбор был сделан в пользу «Дона Карлоса».

Январь 1783 года стал значимой датой в частной жизни Фридриха Шиллера. В Бауэрбах, проведать отшельника, приехала хозяйка поместья со своей шестнадцатилетней дочерью Шарлоттой. Фридрих с первого взгляда влюбился в девушку и попросил у её матери разрешения на брак, но та не дала согласия, так как начинающий писатель не имел ни гроша в кармане.

В это время его друг Андрей Штрайхэр делал все возможное, чтобы вызвать благосклонность администрации Мангеймского театра в пользу Шиллера. Директор театра барон фон Дальберг, зная, что герцог Карл Евгений уже отказался от поисков своего пропавшего полкового медика, пишет Шиллеру письмо, в котором интересуется литературной деятельностью драматурга.

Шиллер ответил довольно холодно и только кратко пересказал содержание драмы «Луиза Миллер». Дальберг ответил согласием на постановку обеих драм - «Заговор Фиеско в Генуе» и «Луиза Миллер», - после чего Фридрих в июле 1783 года вернулся в Мангейм для участия в подготовке пьес к постановке.

Несмотря на отличную игру актеров, «Заговор Фиеско в Генуе» в целом не имел большого успеха. Мангеймская театральная публика нашла эту пьесу слишком заумной. Шиллер взялся за переделку своей третьей драмы - «Луиза Миллер». Во время одной репетиции актёр театра Август Иффланд предложил поменять название драмы на «Коварство и любовь». Под этим названием пьеса была поставлена 15 апреля 1784 года и имела огромнейший успех. «Коварство и любовь», не менее чем «Разбойники», прославила имя автора как первого драматурга Германии.

В феврале 1784 года он вступил в «Курпфальцское Немецкое общество» , руководил которым директор мангеймского театра Вольфганг фон Дальберг, что дало ему права пфальцского подданного и легализовало его пребывание в Мангейме. Во время официального принятия поэта в общество 20 июля 1784 года он прочитал доклад под заголовком «Театр как нравственное учреждение». Моральное значение театра, призванного обличать пороки и одобрять добродетель, Шиллер усердно пропагандировал в основанном им журнале «Рейнская Талия» (нем. Rheinische Thalia), первый номер которого вышел в 1785 году.

В Мангейме Фридрих Шиллер познакомился с Шарлоттой фон Кальб, молодой женщиной с выдающимися умственными способностями, восхищение которой принесло писателю много страданий. Она познакомила Шиллера с веймарским герцогом Карлом Августом, когда тот гостил в Дармштадте. Драматург прочитал в избранном кругу, в присутствии герцога, первый акт своей новой драмы «Дон Карлос». Драма оказала большое впечатление на присутствующих.

Карл Август даровал автору должность веймарского советника, что, впрочем, не облегчило бедственного состояния, в котором находился Шиллер. Писатель должен был вернуть долг в двести гульденов, которые он занял у друга на издание «Разбойников», но денег у него не было. Вдобавок, ухудшились его отношения с директором Мангеймского театра, в результате чего Шиллер разорвал с ним контракт.

В это же время Шиллер увлекся 17-летней дочерью придворного книготорговца Маргаритой Шван, однако молодая кокетка не проявляла однозначной благосклонности к начинающему поэту, а её отец вряд ли желал видеть свою дочь замужем за человеком без денег и влияния в обществе. Осенью 1784 года поэт вспомнил о письме, которое он получил за полгода перед этим от лейпцигского сообщества поклонников его творчества во главе с Готфридом Кёрнером.

22 февраля 1785 года Шиллер отправил им письмо, в котором откровенно описал свое тяжелое положение и попросил принять его в Лейпциге. Уже 30 марта от Кёрнера пришел доброжелательный ответ. Одновременно он прислал поэту вексель на значительную сумму денег, чтобы драматург сумел рассчитаться со своими долгами. Так началась тесная дружба между Готфридом Кёрнером и Фридрихом Шиллером, которая длилась до самой смерти поэта.

Когда 17 апреля 1785 года Шиллер прибыл в Лейпциг, его встретили Фердинанд Губер и сестры Дора и Минна Шток. Кёрнер в это время находился по служебным делам в Дрездене. С первых дней в Лейпциге Шиллер затосковал по Маргарите Шван, которая осталась в Мангейме. Он обратился к её родителям с письмом, в котором просил руки его дочери. Издатель Шван дал возможность Маргарите самой решить этот вопрос, но та отказала Шиллеру, который тяжело переживал эту новую потерю. Вскоре из Дрездена приехал Готфрид Кёрнер, который решил отпраздновать свой брак с Минной Шток. Согретый дружбой Кёрнера, Губера и их подруг, Шиллер оправился. Именно в это время он создает свой гимн «Ода к радости» (Ode An die Freude) .

11 сентября 1785 года по приглашению Готфрида Кёрнера Шиллер переезжает в деревню Лошвиц неподалеку от Дрездена. Здесь был полностью переделан и закончен «Дон Карлос», начата новая драма «Мизантроп», составлен план и написаны первые главы романа «Духовидец». Здесь же были закончены и его «Философские письма» (нем. Philosophische Briefe) - самое значительное философское эссе молодого Шиллера, написанное в эпистолярной форме.

В 1786-87 годах через Готфрида Кёрнера Фридрих Шиллер был введен в дрезденское светское общество. В это же время он получил предложение от известного немецкого актера и театрального директора Фридриха Шредера поставить «Дона Карлоса» в Гамбургском национальном театре.

Предложение Шредера было довольно хорошо, но Шиллер, помня прошлый неудачный опыт сотрудничества с Мангеймским театром, отказывается от приглашения и едет в Веймар - центр немецкой литературы, куда его усердно приглашает Кристоф Мартин Виланд для сотрудничества в его литературном журнале «Немецкий Меркурий» (нем. Der Deutsche Merkur).

В Веймар Шиллер приехал 21 августа 1787 года. Спутницей драматурга в череде официальных визитов стала Шарлотта фон Кальб, при содействии которой Шиллер быстро познакомился с крупнейшими тогдашними писателями - Мартином Виландом и Йоганном Готфридом Гердером. Виланд высоко ценил талант Шиллера и особенно восхищался его последней драмой «Дон Карлос». Между двумя поэтами с первого знакомства установились тесные дружеские отношения, которые сохранились на долгие годы. На несколько дней Фридрих Шиллер ездил в университетский городок Йена, где был тепло встречен в тамошних литературных кругах.

В 1787-88 годах Шиллер издавал журнал «Талия» (нем. Thalia) и одновременно сотрудничал в «Немецком Меркурии» Виланда. Некоторые произведения этих лет были начаты ещё в Лейпциге и Дрездене. В четвёртом номере «Талии» печатался по главам его роман «Духовидец» .

С переездом в Веймар и после знакомства с крупными поэтами и учёными Шиллер стал ещё более критично относиться к своим способностям. Осознав недостачу своих знаний, драматург почти на целое десятилетие отошел от художественного творчества, чтобы основательно изучить историю, философию и эстетику.

Выход в свет первого тома работы «История отпадения Нидерландов» летом 1788 года принес Шиллеру славу выдающегося исследователя истории. Друзья поэта в Йене и Веймаре (включая И. В. Гёте, с которым Шиллер познакомился в 1788 году) использовали все свои связи, чтобы помочь ему получить должность экстраординарного профессора истории и философии в университете Йены, который во время пребывания поэта в этом городе переживал период процветания.

Фридрих Шиллер переехал в Йену 11 мая 1789 года. Когда он приступил к чтению лекций, университет насчитывал около 800 студентов. Вступительная лекция под названием «Что такое всемирная история и для какой цели её изучают» (нем. Was heißt und zu welchem Ende studiert man Universalgeschichte?) прошла с большим успехом. Слушатели Шиллера устроили ему овацию.

Несмотря на то, что работа университетского преподавателя не обеспечивала его достаточными материальными средствами, Шиллер решил закончить свою холостую жизнь. Узнав об этом, герцог Карл Август назначил ему в декабре 1789 года скромное жалование в размере двухсот талеров в год, после чего Шиллер сделал официальное предложение Шарлотте фон Ленгефельд, и в феврале 1790 года в деревенской кирхе около Рудольштадта был заключён брак.

После помолвки Шиллер начал работу над своей новой книгой «История Тридцатилетней войны» , приступил к работе над рядом статей по мировой истории и снова начал издавать журнал «Рейнская Талия», в котором опубликовал свои переводы третьей и четвёртой книг «Энеиды» Вергилия. Позже в этом журнале были опубликованы его статьи по истории и эстетике.

В мае 1790 года Шиллер продолжил свои лекции в университете: в этом учебном году он публично читал курс лекций по трагической поэзии, а частно - по всемирной истории.

В начале 1791 года Шиллер заболел туберкулезом легких. Теперь у него лишь изредка наступали промежутки в несколько месяцев или недель, когда поэт был бы способен спокойно работать. Особенно сильными были первые приступы болезни зимой 1792 года, из-за которых он был вынужден приостановить преподавание в университете. Этот вынужденный отдых был использован Шиллером для более глубокого ознакомления с философскими работами .

Будучи не способным работать, драматург находился в крайне дурном материальном положении - не было денег даже на дешевый обед и нужные лекарства. В этот трудный момент по инициативе датского писателя Иенса Баггесена наследный принц Фридрих Кристиан Шлезвиг-Гольштейнский и граф Эрнст фон Шиммельман назначили Шиллеру ежегодную субсидию в тысячу талеров, чтобы поэт сумел восстановить свое здоровье. Датское субсидирование продолжалось в 1792-94 годы. Затем Шиллера поддержал издатель Иоганн Фридрих Котта, пригласивший его в 1794 году издавать ежемесячный журнал «Оры».

Летом 1793 года Шиллер получил письмо из родительского дома в Людвигсбурге, в котором сообщалось о болезни его отца. Шиллер решил поехать вместе со своей женой на родину, чтобы повидаться с отцом перед его смертью, посетить мать и трех сестер, с которыми он расстался одиннадцать лет назад.

При негласном разрешении вюртембергского герцога Карла Евгения Шиллер приехал в Людвигсбург, где неподалеку от герцогской резиденции жили его родители. Здесь 14 сентября 1793 года родился первый сын поэта. В Людвигсбурге и Штутгарте Шиллер встречался со старыми учителями и прошлыми друзьями по Академии. После смерти герцога Карла Евгения Шиллер посетил военную академию покойного, где был с восторгом встречен молодым поколением студентов.

Во время пребывания на родине в 1793-94 годах Шиллер закончил свое самое значительное философско-эстетическое произведение «Письма об эстетическом воспитании человека» (нем. Über die ästhetische Erziehung des Menschen).

Вскоре после возвращения в Йену поэт энергично взялся за работу и пригласил всех наиболее выдающихся писателей и мыслителей тогдашней Германии сотрудничать в новом журнале «Оры» (нем. Die Horen). Шиллер планировал объединить лучших немецких писателей в литературное общество.

В 1795 году Шиллер написал цикл стихотворений на философские темы, близкие по смыслу его статьям по эстетике: «Поэзия жизни», «Танец», «Разделение земли», «Гений», «Надежда» и др. Лейтмотивом через эти стихи проходит мысль о гибели всего прекрасного и правдивого в грязном, прозаическом мире. По мнению поэта, совершение добродетельных стремлений возможно только в идеальном мире. Цикл философских стихов стал первым поэтическим опытом Шиллера после почти десятилетнего творческого перерыва.

Сближению двух поэтов посодействовало единство Шиллера и во взглядах на Французскую революцию и социально-политическую ситуацию в Германии. Когда Шиллер после поездки на родину и возвращения в Йену в 1794 году в журнале «Оры» изложил свою политическую программу и пригласил Гёте участвовать в литературном обществе, тот ответил согласием.

Более тесное знакомство между литераторами произошло в июле 1794 года в Йене. По окончании заседания естествоиспытателей, выйдя на улицу, поэты стали обсуждать содержание выслушанного доклада, и беседуя, они дошли до квартиры Шиллера. Гёте был приглашен в дом. Там он начал с большим энтузиазмом излагать свою теорию метаморфозы растений. После этой беседы между Шиллером и Гёте завязалась дружеская переписка, которая не прерывалось до смерти Шиллера и составила один из лучших эпистолярных памятников мировой литературы.

Совместная творческая деятельность Гёте и Шиллера имела, прежде всего, своей целью теоретическое осмысление и практическое решение тех задач, которые возникли перед литературой в новый, послереволюционной период. В поисках идеальной формы поэты обратились к античному искусству. В нём они видели высший образец человеческой красоты.

Когда в «Орах» и «Альманахе муз» появились новые произведения Гете и Шиллера, в которых отразился их культ античности, высокий гражданский и нравственный пафос, религиозный индифферентизм, против них начался поход со стороны ряда газет и журналов. Критики осуждали трактовку вопросов религии, политики, философии, эстетики.

Гете и Шиллер решили дать противникам резкий отпор, подвергнув беспощадному бичеванию всю пошлость и бездарность современной им немецкой литературы в форме, подсказанной Шиллеру Гёте, - в виде двустиший, наподобие «Ксений» Марциала.

Начиная с декабря 1795 года, на протяжении восьми месяцев, оба поэта соревновались в создании эпиграмм: к каждому ответу из Йены и Веймара прилагались «Ксении» на просмотр, отзыв и дополнение. Таким образом, совместными усилиями в период с декабря 1795 до августа 1796 года было создано около восьмисот эпиграмм, из которых четыреста четырнадцать были отобраны как наиболее удачные и опубликованы в «Альманахе муз» за 1797 год. Тематика «Ксений» была очень разносторонней. Она включала вопросы политики, философии, истории, религии, литературы и искусства.

В них затрагивалось свыше двухсот писателей и литературных произведений. «Ксении» - самое воинственное из созданных обоими классиками сочинений.

В 1799 году он вернулся в Веймар, где начал издавать несколько литературных журналов на деньги меценатов. Став близким другом Гёте, Шиллер вместе с ним основал Веймарский театр, ставший ведущим театром Германии. Поэт остался в Веймаре до самой своей смерти.

В 1799-1800 гг. Шиллер наконец пишет пьесу «Мария Стюарт» , сюжет которой занимал его почти два десятилетия. Он дал ярчайшую политическую трагедию, запечатлев образ отдалённой эпохи, раздираемой сильнейшими политическими противоречиями. Пьеса имела большой успех у современников. Шиллер закончил её с чувством, что теперь он «овладел ремеслом драматурга».

В 1802 году император Священной римской империи Франц II пожаловал Шиллеру дворянство. Но сам он отнёсся к этому скептически, в своём письме от 17 февраля 1803 года написав Гумбольдту: «Вы, вероятно, смеялись, услышав о возведении нас в более высокое звание. То была затея нашего герцога, и так как всё уже свершилось, то я соглашаюсь принять это звание из-за Лоло и детей. Лоло сейчас в своей стихии, так как вертит шлейфом при дворе».

Последние годы жизни Шиллера были омрачены тяжёлыми затяжными болезнями. После сильной простуды обострились все старые недуги. Поэт страдал хроническим воспалением лёгких. Он скончался 9 мая 1805 года в возрасте 45 лет от туберкулёза.

Главные произведения Шиллера:

Пьесы Шиллера:

1781 - «Разбойники»
1783 - «Заговор Фиеско в Генуе»
1784 - «Коварство и любовь»
1787 - «Дон Карлос, инфант испанский»
1799 - драматическая трилогия «Валленштейн»
1800 - «Мария Стюарт»
1801 - «Орлеанская дева»
1803 - «Мессинская невеста»
1804 - «Вильгельм Телль»
«Димитрий» (не была окончена из-за смерти драматурга)

Проза Шиллера:

Статья «Преступник из-за потерянной чести» (1786)
«Духовидец» (неоконченный роман)
Eine großmütige Handlung

Философские работы Шиллера:

Philosophie der Physiologie (1779)
О взаимосвязи животной природы человека с его духовной природой / Über den Zusammenhang der tierischen Natur des Menschen mit seiner geistigen (1780)
Die Schaubühne als eine moralische Anstalt betrachtet (1784)
Über den Grund des Vergnügens an tragischen Gegenständen (1792)
Augustenburger Briefe (1793)
О грации и достоинстве / Über Anmut und Würde (1793)
Kallias-Briefe (1793)
Письма об эстетическом воспитании человека / Über die ästhetische Erziehung des Menschen (1795)
О наивной и сентиментальной поэзии / Über naive und sentimentalische Dichtung (1795)
О дилетантизме / Über den Dilettantismus (1799; в соавторстве с Гёте)
О возвышенном / Über das Erhabene (1801)

Исторические труды работы Шиллера:

История отпадения соединенных Нидерландов от испанского владычества (1788)
История Тридцатилетней войны (1791)

 


Читайте:



Что помешало спасти "титаник"

Что помешало спасти

Океан. Выпуск тринадцатый Баранов Юрий Александрович «Самсон», эскадренный миноносец. «Самсон», эскадренный миноносец. В октябрьские дни...

Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать

Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать

Валентина Меняйленко Проект по литературному чтению в 4 классе «Они защищали Родину» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение...

Городской открытый августовский педагогический совет Тематика проведения педсоветов в году

Городской открытый августовский педагогический совет Тематика проведения педсоветов в году

Темы педсоветов на 2018-2019 учебный год в школах и ДОУ по ФГОС – с августа по июнь для администрации и учителей. В дошкольных образовательных...

Примеры стилей текста: калейдоскоп вариаций речи

Примеры стилей текста: калейдоскоп вариаций речи

Функциональные стили речи делятся на две группы: содержание и формальный параметр языка. В рассказе или поэме прослеживается художественный язык,...

feed-image RSS