Реклама

Главная - Бах Ричард
Апрельское восстание (1876). Апрельское восстание – героизм обреченных Апрельское восстание


Тема участия черкесов в подавлении антитурецкого Апрельского восстания 1876 г. в Болгарии остаётся, к сожалению, малоизученной. Однако прежде чем переходить к освещению этого вопроса, следует сказать, чем в истории болгар было восстание 1876 г.

Апрельское восстание - осевое событие в истории болгарского народа, история которого делится на «до» и «после» восстания. Данное восстание носило национально-освободительный характер, и привело, в конечном итоге, к постепенному падению 500-летнего османского владычества над болгарами. Этому событию болгарские писатели посвящали свои произведения как сразу же после него, так и в течение многих лет после его завершения.

Руководители Апрельского восстания - национальные герои Болгарии (Васил Левски, Георги Бенковски, Христо Ботев и др.). В болгарской истории они известны как «апостолы свободы». Им посвящено множество книг, в их честь названы сотни улиц и даже горные вершины (гора Ботев - высочайших пик на Балканах). Всё, что связано с Апрельским восстанием - свято для каждого болгарина.

О восстании писали не только его рядовые участники, но и сами «апостолы свободы». Книги эти имеются практически в каждой болгарской семье. Особенно многочисленно литературное наследие Христо Ботева. Он писал не только об общем положении болгар в период восстания, но и поэтические произведения и прозу, а также касался частностей, например, участия черкесов в подавлении национально-освободительного движения болгарского народа в XIX в.

«Одно из самых больших несчастий, которое поразило наш народ, которое его убивает и экономически, и политически - это черкесы, которые в последние несколько лет наводнили… наше отечество… Разбойничье турецкое правительство приняла хищных сынов Кавказа, и дало им такую свободу, которой они не имели даже во времена своей независимости в Азии», - пишет Х. Ботев в статье «Черкесы в Турции» (1).

Согласно болгарским источникам, количество черкесов, переселившихся в Болгарию после Крымской войны 1863-1856 гг., достигало двухсот тысяч. Турки использовали черкесов в качестве вспомогательных отрядов для подавления выступлений болгар, в ответ давая им почти полную свободу действий в отношении местного населения.

Х. Ботев изображает черкесов как исключительно жестоких и высокомерных воинов («…может ли быть что-то более унизительное, варварское и бесчеловечное, чем насмешка над человеческим трудом и жизнью, которые терпит болгарин от… переселения этих жадных воров и кровопийц?»), влагая в их уста следующие слова, адресованные болгарину: «…воровство, грабежи и убийства увеличат твои муки…, и ты никогда не перестанешь быть рабом…»

Эпитеты, которыми Х. Ботев наделяет черкесов, предельно эмоционально окрашены, т.к. он был либо непосредственным участником соответствующих стычек, либо получал сведения о них из первых рук («кавказские звери», «убийцы» с «азиатской презрительной ухмылкой тирана»). Бросает он упрёк и европейским правозащитникам той эпохи: «И это всё реформы в глазах Европы!», подразумевая благосклонное отношение европейцев к туркам, несмотря на жестокости, чинимые теми в Болгарии. Как известно, в XIX в., в эпоху Танзимата, Османская империя взялась за проведение социальных реформ, в т.ч., в Болгарии, облегчив, в некоторой степени, быт покорённых народов. Европейцы, по геополитическим соображениям поддерживая Константинополь в его противостоянии с Россией, преподносили Османскую империю как якобы ставшее на путь реформ цивилизованное государство, и потому горести болгар оставались не услышанными.

В своей статье Х. Ботев приводит выдержки из «репортажа из Оряхово»:

«Черкесы! Ах, Боже мой, как горько! Уже и днём человек не смеет отойти далеко… Эти злодеи бесчестят невест и женщин, убивают невинность молодых девчат…» Далее Х. Ботев приводит перечень населённых пунктов, подвергшихся черкесским набегам - Тырновско, Бурувин, Мадан, Соколаре.

В Букевице молодую женщину черкесы исполосовали ножами за сопротивление при попытке её изнасилования. В Липнице, близ Оряхово, при попытке похищения девушки та ранила одного из черкесов мотыгой. Разъярённые налётчики обесчестили болгарку и отрезали ей косы в знак презрения, обрушившись на находившихся рядом односельчан девушки с ножами и ружьями.

В Кремени черкесы убили 5 чел., ограбили 3 дома. В Мряморене изнасиловали и обрили наголо молодую девушку. В Рашково убили 3 торговцев. В Пештени убили 1 чел. Всего же за 2 месяца в окрестностях Оряхово черкесами убито 30 чел. (1).

В статье «Бой между черкесами и болгарами» Х. Ботев пишет о том, что с появлением черкесов в Болгарии «нет числа грабежам и убийствам» (2). В с. Койнаре черкесы напали на помаков и болгар. В ответ болгары и помаки затеяли с черкесами перестрелку. Бой длился до самого вечера, и был таким напряжённым, что турецкая администрация вынуждена была послать жандармов для наведения порядка. Жандармы арестовали нескольких черкесов, чтобы доставить их для судебного разбирательства в Рущук, но по пути отпустили задержанных (2).

Х. Ботев не дожил до освобождения Болгарии от османского ига. Он был убит из засады, и существует три версии его убийства: Ботев пал от турецкой пули; Ботев пал от рук своих же; Ботева убили черкесы. Последнюю версию озвучил учёный-«ботевед», проф. Йоно Митев, автор книги «Кто убил Ботева?»: «…великий Ботев был убит из засады черкесскими предводителями Джумбулетом и Мустафето. Кто сделал фатальный выстрел, неизвестно… Они были вооружены американскими (sic! - ред.) ружьями «Винчестер», которые поражали насмерть с расстояния в 1200 м! Отметим на всякий случай, что позже Мустафето носил куртку Ботева» (3).

Й. Митев утверждает, что Джумбулат и Мустафето отрубили уже мёртвому Ботеву голову, и «на следующий день выставили её на площади во Враце» (3).
Активный участник Апрельского восстания Захарий Стоянов оставил богатое литературное наследие, в т.ч. знаменитые «Записки о болгарских восстаниях», где некоторые рассказы посвящены черкесской тематике. В документальной повести «Восстание в Перуштице» З. Стоянов отмечает, что на село Перуштица, расположенное вблизи от Пловдива, один из лидеров повстанцев, Георги Бенковски, возлагал большие надежды. Село было чисто болгарским, его жители отличались активной патриотической позицией, за что турецкие власти обрушили на жителей невиданные репрессии, вплоть до массовых казней, в которых участвовали и черкесы: «Картина была самой душераздирающей. Там белобородый старец падал в ноги хищному башибузуку, моля о пощаде…молодая мать бросалась на окровавленный нож, чтобы оставили в живых милого её ребёнка, но бесчеловечная чалма, под которой виднелся человеческий образ, рубила и матерей, и детей…» (4)

Далее З. Стоянов описывает, как дети хватались за лезвия ятаганов, и отрезанные пальчики падали на землю, как мать воздела руки к небу в отчаянной молитве, но ей отрубили обе руки. Башибузуки подожгли село, и уцелевшим болгарам угрожала смерть если не от пули и ятагана, то от огня. Местные жители взялись за оружие, и турки с черкесами вынуждены были отойти, чтобы расположиться лагерем у околиц Перуштицы. Опасаясь снова штурмовать село, командир турецкого отряда сообщил в Пловдив, что в Перуштице засели крупные силы русских и сербов, и запросил подкрепление. Подкрепление прибыло, разгорелся жестокий бой.

Болгары искали спасения во дворе церкви св. Атанаса, но черкесские стрелки, взобравшись на деревья, расстреливали их и там. В отчаянии перуштинцы послали к османам парламентёром старую женщину, но её убили. Затем были убиты ещё три парламентёра. З. Стоянов приводит их имена (Митя Попов, Рангел Харчиев, Стамен Кармов), указывая, что их, уже мёртвых, секли ятаганами.

Из церкви св. Атанаса сельчане бросились в церковь св. Архангела, но и она была ненадёжным приютом. В дыму и гари внутри окружённой церкви от удушья умирали женщины и дети. Автор сравнивает эту церковь с гробницей, и приводит описание коллективного самоубийства, когда болгары сначала застрелили своих жён и детей, чтобы спасти их от мук, а затем покончили с собой. Турки, войдя в церковь, тут же принялись рыскать по карманам убитых. Одна из лежавших на полу женщин подняла голову, но подскочивший черкес снёс ей голову саблей.

Эпитеты, которыми З. Стоянов награждает черкесов и турок, по эмоциональной нагрузке равны словам Х. Ботева - «человекообразные звери», и приводит количество жертв в Перуштице - 248 чел.

В статье «Подавление восстания» З. Стоянов описывает подавление выступления болгар в Панагюриште (5). Черкесы и башибузуки подожгли село с четырёх сторон, а спасавшихся жителей рубили саблями. Как и Х. Ботев, З. Стоянов упрекает за равнодушие к болгарским страданиям «любителей прав человека» (Англию и Францию), и пишет, что «панагюрцы дали Апрельскому восстанию 600-650 мучеников, но не павших в сражениях мужчин, а убиенных в своих домах безоружных женщин и детей… Панагюрцы обессмертили свой город!»

На помощь панагюрцам Г. Бенковским был послан отряд восставших болгар, но прибыли они слишком поздно. Как непосредственный участник событий, З. Стоянов делится впечатлениями: «Я видел своими глазами, как от голода умирал трёхлетний ребёнок…возле своей раненной матери!» (5). Подозревать автора в русофильстве, и потому, в заранее предубеждённом отношении к черкесам не приходится, т.к. З. Стоянов был представителем антироссийского крыла среди восставших.

Историю участия черкесов в подавлении Апрельского восстания болгарские авторы освещали и позднее. В 1940-х из печати выходит книга первого болгарского социолога и философа Ивана Хаджийского «Моральная карта Болгарии». Объездив практически всю страну, И. Хаджийский составляет социологическую карту Болгарии, описывает нравы и народную психологию болгар. Касаясь рассказов своих респондентов о черкесах и Апрельском восстании, И. Хаджийский указывает, что «это разбойничье население в союзе с низшей турецкой администрацией… занимается ежедневным и поголовным грабежом сельского населения и путешествующих… торговцев». Доведённые этим до отчаяния, болгары поднимаются на борьбу против турок (6). И. Хаджийский, ни много ни мало, считает черкесские грабежи, и равнодушие к участи болгар местной администрации одной из причин Апрельского восстания! К революционному движению присоединились даже зажиточные слои населения (чорбаджии), которые стремились уберечь своё имущество от черкесов, и видели только один путь - освобождение от турецкой власти, неспособной обеспечить безопасность своих подданных. Автор приводит вопрос, который он задавал своим респондентам в ходе соцопросов: «Подняли бы вы восстание, если бы не было черкесских грабежей?» Ответ всегда был один: «Никогда» (7).

Не привыкшие к земледелию, прибывшие в Болгарию черкесы вселялись в дома болгар, и принимались вместо труда за разбой: «Началась эра черкесских грабежей. Засновали по беззащитным болгарским полям… загорелые на солнце фигуры черкесских разбойников. Запищали дети у матерей». И. Хаджийский ссылается также на слова З. Стоянова, что «как пришли черкесы, крестьяне не знают, что принадлежит им, а что - черкесам».

Замирали торговые маршруты, а на обочинах то и дело находили трупы опрометчивых торговцев, решивших рискнуть жизнью, и отправиться на базар или ярмарку. Черкесы забирали всё - одежду, скот, продукты, деньги. Особенной ценностью были традиционные болгарские белые «навуща». Как только болгарин видел вдали черкеса, сразу же снимал и прятал «науща», т.к. иначе получал пулю. Вечером женщины боялись покидать дома. Чтобы уберечь скот от черкесов, его загоняли прямо в дом, на нижний этаж, а вход заваливали брёвнами. Крестьяне вынуждены были ходить группами, чтобы хоть как-то защищаться от черкесских разбойников, особенно, если нужно было идти через лес: «Можете себе представить, в каком душевном состоянии покидали село крестьяне, подвергаясь ежедневным грабежам, с какими чувствами ложились и вставали, с какими мыслями шли в поле на работу… И только этот ужас, эта ежечасная тревога издёргала нервы этим кротким и незлобивым людям…, которые от ужаса перед жизнью пошли на борьбу и смертельный риск».

И. Хаджийский перечисляет сёла, восставшие именно по причине черкесских грабежей - Бяла Черква, Мусина, Михалцы. «До прихода черкесов никто и не помышлял о восстании. Но как они появились… жизнь стала невыносима», - цитирует автор слова одного из респондентов. Там, где черкесов не было, не было и восстаний. В Самоводене и Хотнице, где черкесских грабежей не случалось, несмотря на созданные там революционные комитеты, восстание так и не подняли (7).

И. Хаджийский выявил закономерность: чем больше слоёв населения страдало от черкесских набегов в том или ином селе, тем большее количество революционеров это село давало. И, напротив, никакая нехватка земли, никакие налоги и никакая бедность не приводили к восстанию, если село не знало, что такое черкесские набеги. Напомню, И. Хаджийский рассматривал черкесский фактор, как один из основных в цепочке других, приведших к Апрельскому восстанию.

Таким образом, черкесские мухаджиры принесли в Болгарию привычный им социально-бытовой уклад, не вписывающийся в традиционный социальный ландшафт этой страны. Данный факт опровергает утверждения о том, что черкесы до мухаджирства вели спокойный образ жизни, и только перипетии Кавказской войны вынудили их прибегнуть к набеговой тактике. Если бы это было так, черкесские грабежи болгарского населения не имели бы массового характера, и не устоялись, как традиционная форма жизненного уклада черкесских мухаджиров. Не выдерживает критики и тезис о том, что главной причиной жестокости к болгарам было русофильство последних, поскольку из болгарских письменных источников известно, что жертвами черкесских набегов становились не только болгары, но и влахи, помаки (исламизированные болгары) и даже турки.

1) «Черкезите в Турция» («Знаме», г. 1, брой 21, 6 юли, 1875 г.). Очевидно, под «Азией» имеется в виду Северо-Западный Кавказ - Прим. ред.
2) «Бой между черкези и българи» («Знаме», г. 1 брой 25, 27 август 1875 г.)
3) «Ботев не бил убит от своите, твърди историк-ботевед» (вестник «анализи», 13 юни 1994 г.)
4) Захари Стоянов «Из «Записки по българските въстания» (Том 3, гл. 8, София, 1979 г.)
5) Захари Стоянов «Из «Записки по българските въстания» (Том 3, гл. 5, София, 1979 г.)
6) Иван Хаджийский «Исторически корени на нашите демократически традиции» («Моральната карта на България», София, 2008)
7) Иван Хаджийский «Психология на Априлското въстание» («Моральната карта на България», София, 2008)

Предпосылки восстания

Во второй половине 19 века на болгарских землях в составе Османской империи то и дело вспыхивали стихийные бунты, во главе которых обычно стояли представители молодой болгарской интеллигенции. А в составе заговорщиков - крестьяне, ремесленники и редко, представители мелкой буржуазии – нового класса, который только начал зарождаться среди болгарского населения.

Дополнительно в то время Османская империя испытывала и внешнеполитические трудности и в целом ее роль на международной арене весьма ослабла.

При создавшейся благоприятной внутренней и международной обстановке, группа молодых болгарских революционеров в конце ноября 1875 года создает в румынском городе Гюргево так называемый Гюргевский революционный комитет. Комитет принимает решение о немедленной подготовке общего восстания в Болгарии весной 1876 года.

В каждом округе – свой апостол

Для большей оперативности революционный комитет делит болгарскую территорию на четыре революционных округа: I. - Тырновский, II. - Сливенский, III. - Врачанский и IV. - Пловдивский с центром в Панагюриште.

Для руководства округами были избраны так называемые "Апостолы свободы" с помощниками. Апостолом свободы Тырновского округа, с центром Горна Оряховица, был избран Стефан Стамболов, в Сливенском округе - Илия Драго­стинов. Апостолом свободы Врачанского округа стал Стефан Заимов, а в Пловдивском округе апостолом сначала был избран П. Волов, однако, в ходе подготовки восстания его сменил Георги Бенковский, выдвинувшийся благодаря организационным способностям.

Главной задачей апостолов свободы становится активизация в болгарских городах и селах уже имеющихся революционных комитетов, создание новых, а также руководство подготовкой к восстанию и последующими боевыми действиями. Поначалу восстание было назначено на промежуток между 18 и 23 апреля 1876 года. Позже деятели отдельных округов решили объявить восстание 1 мая.

Перед окончательным выступлением, для последней проверки готовности, каждый округ был обязан созвать представителей революционных ко­митетов своего района на общее собрание.

Подготовка

В январе 1876 года апостолы свободы и их помощники начинают перебираться в Болгарию. Под их руководством местные революционные ячейки активно занимаются пропагандой среди населения идеи восстания, запасаются продовольствием, оружием, организуют связь, обсуждают планы и тактику будущего выступления и даже создают тайную полицию для выявления предателей.

Наиболее активная работа ведется в Тырновском и Пловдивском округах, что объясняет активность восстания именно в этих районах. Только в этих округах прошли окончательные собрания для проверки готовности к восстанию. На этих собраниях не обошлось и без обсуждения вопроса распределения полномочий, поскольку некоторые делегаты считали, что у апостолов свободы слишком много власти.

Впрочем, большинством голосов были подтверждены полномочия апостолов подни­мать восстание, назначать воевод, руководить военными действиями и т.п. На собраниях также был определен центр будущего восстания - город Панагюрище, где должен был проводить свои заседания военный совет.

Предательство и фальстарт

Разумеется, действия представителей революционных комитетов привлекли внимание турецкой полиции. Да еще и в среде революционеров оказались предатели. Так или иначе, но турецкие власти узнали о предстоящем восстании и приняли превентивные меры.

Когда турки попытались арестовать в Копривштице руководителей местного революционного комитета, те, руководимые Тодором Каблешковым , напали и перебили турецких полицейских. После чего был только один выход – объявить о восстании.

20 апреля 1876 года Тодор Каблешков посылает деятелям в Панагюриште и в другие революционные ячейки так называемое "кровавое письмо" – записку, написанную кровью убитого турецкого полицейско­го. Этим письмом все болгары призывались к восстанию.

Жестокий разгром

Первые пару дней после объявления восстания революционеры беспрепятственно захватывают села и небольшие городки. В них новая болгарская власть объявляет себя "Временным пра ­вительством" или "Военным советом", в состав которого входят члены революционных комитетов. В основном это происходит в Тырновском и Пловдивском районах.

Во всех селениях, захваченных повстанцами, проводятся торжественные ритуалы, колокольные звоны, церковные богослужения. 22 апреля в Панагюриште торжественно освящается повстанческое знамя с девизом "Свобода или смерть!", вышитое местной учительницей Райной Георгиевой Футековой . Освобожденные территории постепенно распространяются к северо-западу, западу и юго-западу от Панагюриште, охватывают ряд сел, рас­положенных к югу от Пазарджика и на северо-востоке от Пловдива .

Турецкая власть принимает срочные меры для подавления восстания. Объявлена полная мобилизация магометанского населения в Южной Болгарии, перебрасываются дополнительные войсковые части из Малой Азии . Уже 23 апреля башибузукские отряды дают бой повстанцам около села Стрелча. Еще через три дня армия Тосун бея захватывает Клисуру и сжигает город. Затем 30 апреля захвачено Панагюриште, где уничтожается все оставшееся в городе население.


Особенно страшным было так называемое "Баташко клане", когда в селе Батак турки вырезали все население, более 3 тысяч человек, мужчин, женщин и детей. А всего в ходе подавления восстания было убито более 30 тыс. болгар.

Последним событием Апрельского восстания была высадка 17 мая близ села Козлодуй на Дунае сформированного в Румынии отряда, под командованием Христо Ботева. Однако, к моменту высадки отряда Ботева, восстание уже было подавлено по всей стране.

Не получив поддержки со стороны запуганного турецкими властями населения, отряд Ботева дошел до города Враца , и в горах близ города был уничтожен. Сам Христо Ботев погиб в результате смертельного ранения.


Значение Апрельского восстания

Несмотря на поражение, Апрельское восстание оказало огромное влияние на судьбу Болгарии. Жестокая резня, учиненная в самом сердце "просвещенной Европы ", вызвала возмущение европейской передовой общественности и взрыв негодования в России , считавшей болгар православными братьями.

При этом, начиная восстание, его инициаторы и участники мало рассчитывали на победу. Цанко Дюстаб, один из активистов революционного движения, так обращался к повстанцам: "Хлопцы. . ., мы должны. . . поднять на восстание как можно больше сел и как можно больше удер­жать созданное положение. Только в этом наше спасение, только таким образом мы привлечем внимание Европы, а без Европы мы ничего не сможем сделать.. . . Этим восстанием мы не сможем освободить Бол­гарию. В этом я убежден. Но мы привлечем внимание и дадим возможность России поднять шум."

Один из апостолов Апрельского восстания Георгий Бенковский также заявил: "Моя цель уже достигнута! В сердце тирана я вскрыл такую лютую рану, ко­торая никогда не заживет, а Россия - пусть она придет!"

Апрельское восстание достигло своей цели –"восточный вопрос" достигает своего наивысшего накала и вводит в действие "стратегический резерв" болгарского национально-освободитель­ного движения - русское военное вмешательство. Через год после Апрельского восстания Россия объявила войну Турции , в результате которой болгарский народ освободился от османского рабства и получил возможность строить свое государство.

20:09 — REGNUM

21 апреля 1876 г. в Болгарии начался новый этап кровавого балканского кризиса, который начался в июле 1875 г. в Боснии и Герцеговине.

Необходимо отметить, что само население болгарских земель в массе своей первоначально вовсе не было настроено в пользу повстанцев. Режим управления здесь не отличался особой жестокостью. Последние крупные восстания здесь имели место в районе верхнего Дуная в 1849—1850 и 1853 гг. Они были вызваны произволом турецких военных властей и подавлялись в традиционной для турецкой администрации манере: все христианское население, вне зависимости от того, принимало ли оно участие в восстании или нет, становилось ответственным за его начало. Спасаясь от массовой резни, значительная масса болгар переходила через Дунай в Валахию и Молдавию. Часть беженцев оседала в княжествах, где из детей 1850-х гг. вырастали будущие революционеры 1870-х; часть — эмигрировала далее в Россию, где им были предоставлены для поселения пустующие земли в Крыму и по Днестру.

После этого на болгарских землях наступил период относительного спокойствия. Среди местного крестьянства стала выделяться зажиточная прослойка — чорбаджии , которые не желали подвергать риску жизнь и имущество. С другой стороны, болгары оставались абсолютно бесправной частью населения и могли легко потерять и то, и другое практически в любой момент. «Я никогда ранее не имел представления о страданиях христиан под турецким игом, — вспоминал посетивший Болгарию весной 1875 г. преподаватель протестантского колледжа в Константинополе, — но то, что я увидел там и что наполнило меня ужасом, не было связано напрямую с общим направлением политики правительства — это была тирания вооруженного турецкого меньшинства над безоружным и беспомощным христианским большинством. В городах, где зажиточные болгары подкупали турецких чиновников, было еще неплохо, но крестьяне были фактически бесправными рабами».

Поземельное положение в Дунайской Болгарии и Добрудже ухудшилось в начале 1860-х гг. после окончания Кавказской войны, вслед за которым последовало массовое переселение горцев в пределы Османской империи (цифры русских и турецких исследователей значительно разнятся, тем не менее и те, и другие достаточно велики: от 400 до 493 тыс. чел. в 1858—1864 гг., и до 1,4 млн чел. с 1857 по 1876 г.). В Добрудже, кроме того, оседали и покинувшие Крым после 1856 г. татары. Турецкое правительство разместило переселенцев в районах, лояльность населения которых вызывала у Константинополя сомнения, — в Сирии, Ираке, Палестине, Македонии и Добрудже. Для расселения горцев у местного населения изымалась земля, в Болгарии христианское население использовалось и в качестве рабочей силы при строительстве домов для переселенцев. «В здешней задавленной стороне, — докладывал 1 августа 1875 г. Н. П. Игнатьеву сотрудник русского генерального консульства, — герцеговинское движение не произвело доселе почти никакого определенного впечатления. Простой народ слишком забит и неграмотен, чорбаджии заботятся исключительно о своих личных интересах, особенно теперь, в пору сбора хлебов и сдачи правительством на откуп десятины, а молодежь донельзя запугана направленными на нее с 1867 года систематическими преследованиями за всякое поползновение к свободной мысли». Тем не менее существовавшие на болгарских землях условия для недовольства никуда не исчезли.

Этими обстоятельствами и решили воспользоваться революционеры, которые действовали с соседних территорий — Сербии и Румынии, пытаясь вовлечь сельское население в борьбу против турок. В Румынии в 1860—1870-е гг. издавался ряд болгарских газет — «Дунавска Зора», «Отечество», «Народность», «Свобода» (позже «Независимость»), «Стара Планина». В 1875 г. к ним добавились и журналы «Новая Болгария» и «Болгарский глас». Все они были направлены на пропаганду идей освободительной борьбы. Один из руководителей революционной эмиграции — Любен Каравелов — следующим образом изложил свое видение перспектив борьбы в беседе с соратником: «Необходимо оживить комитеты, но не для того, чтобы освободить народ от тяжкого ярма, но для того, чтобы подготовить его к революции, которая вызовет русское вмешательство. Представляешь, какой огонь разгорится в Европе, которая едва знает имя болгарина, когда она услышит, что в Турецкой империи на Балканском полуострове сожжены столько-то и столько-то сел и городков, убито столько-то тысяч человек. Если мы сможем вызвать с помощью комитетов где-нибудь в отечестве смуты, бунт и как результат — резню-заклание, это, несомненно, вызовет вмешательство России, я скажу: «Комитеты сыграли свою роль!» и буду очень доволен».

16 сентября 1875 г. Христо Ботев и Стефан Стамболов, переправившись через Дунай, попытались поднять восстание, но вместо ожидаемых нескольких тысяч их поддержало всего 23 человека. Подняв знамя восстания и пропев несколько революционных песен, члены отряда удалились назад, на румынскую территорию. Турки в ответ начали массовые репрессии против болгар, не разбирая правого от виноватого. Результат был неизбежен. 13 (25) октября 1875 г. поверенный в делах в Константинополе А. И. Нелидов докладывал Александру II: «Государь! Многочисленные аресты, произведенные в Болгарии, далеко не успокоили волнение, а лишь увеличили возмущение жителей этой провинции, обычно очень мирных. По словам управляющего нашим генеральным консульством в Рущуке, даже старые чорбаджии, обычно враждебные безумным действиям молодых пылких патриотов, на этот раз высказали сочувствие жертвам последнего столкновения… Мне помнится, что турки во время последних арестов захватили большое количество оружия, приготовленного для предполагаемого восстания. Несмотря на это, если значительное улучшение в местном управлении не успокоит возбуждение умов, то надо ожидать, что новое волнение вспыхнет здесь, как только герцеговинское движение захватит Сербию и Черногорию».

Русский дипломат ошибся в своих оценках на 1,5 месяца. Болгарские эмигранты в Румынии не рассчитывали на улучшение турецкой системы управления. Сразу же после сентябрьского провала началась более тщательная подготовка нового выступления, начало которого планировалось на 13 мая 1876 г. В этот раз упор был сделан на восстание в городах. Организация столкнулась с нехваткой кадров, имеющих военный опыт, и с явной недостачей оружия, прежде всего современного стрелкового. Купить его было очень сложно, завезти в Болгарию — еще труднее. После Старозагорского восстания в сентябре 1875 г. власти были настороже, они активно вербовали информаторов среди болгар, усиливали контроль и наблюдение. Было ясно, что готовится новое выступление. В Северной Болгарии постоянно находилось до 125 тысяч турецких солдат и офицеров, Дунай патрулировала флотилия. Революционеры собирали все, что можно: французские, английские, немецкие, русские винтовки и кремневые ружья.

В результате предательства планы Бухарестского болгарского центра были раскрыты турецкой полицией. 19 апреля была перехвачена и расшифрована переписка заговорщиков, начались массовые аресты. Революционеры вынуждены были выступить раньше намеченного срока. Ко 2 мая им удалось достичь успеха всего лишь в нескольких горных городах, где началось массовое истребление турецких чиновников. Попытки придать движению организованный характер провалились — это было типичное выступление крестьян, не желавших выходить за пределы собственной общины, деревни или городка. При этом основной ударной силой восстания стали учителя, купцы, учащиеся — представители среднего класса. Массового участия самой многочисленной прослойки населения, то есть крестьянства, повстанцам добиться не удалось, оно втягивалось в события помимо своей воли, восстание не получило и сколько-нибудь значительной поддержки в остальной части Болгарии.

Турецкие власти, которые после осенних арестов никак не ожидали такого массового выступления, получили возможность организовать карательную акцию огромного масштаба. Было собрано до 5 тыс. солдат и значительное количество башибузуков, кадры которых составили местные турки, черкесы, помаки (болгары-потурченцы) и беженцы-мусульмане из Боснии и Герцеговины. Именно эти отряды действовали при подавлении восстания с особенной жестокостью. Изолированные очаги восстания были разгромлены один за другим, было сожжено 80 и разгромлено более 200 населенных пунктов. Истреблялись все христиане и все христианские деревни, которые имели несчастье оказаться на пути карателей. Во многих случаях уничтожались ни в чем не повинные люди, в том числе и не участвовавшие в восстании и проявившие лояльность по отношению к власти султана. Христианское население было вынуждено спасаться бегством, ища себе убежище в горах. «Нельзя без содрогания думать о тех испытаниях, — докладывал Александру II Н. П. Игнатьев 27 апреля (9 мая) 1876 г. из Константинополя, — которым подвергнутся несчастные болгарские семьи, застигнутые зимой в ущельях Балкан… Опасность и боязнь резни возникает во всех пунктах Болгарии, где находятся турки. Положение очень напряженное».

Напряжение росло с каждым днем. 6 мая в Салониках толпой фанатиков были убиты германский и французский консулы, которые попытались заступиться за молодую гречанку, похищенную из дома родителей для насильственного обращения в ислам. Волнения не ограничились этим городом, возникла опасность для посольств в Константинополе. 7 мая по улицам турецкой столицы прошли демонстрации вооруженных учащихся медресе, командующий гарнизоном привел в состояние повышенной готовности султанскую гвардию и войска, в гавани напротив дворца были поставлены на якорь броненосцы. В случае необходимости они должны были открыть огонь по мятежникам. Их численность оценивалась по-разному: от 20 до 5−6 тысяч человек. Демонстранты требовали смены целого ряда лиц в руководстве страной и кое в чем преуспели — султан сменил верховного муфтия и военного министра. Протесты учащихся не остановились на этом, но теперь все чаще звучало требование смены великого визиря. Тем временем резня в Болгарии продолжалась.

25 мая 1876 г. управляющий русским консульством в Адрианополе князь А. Н. Церетелев докладывал о действиях турецких властей: «…С первого момента отовсюду были призваны башибузуки, оружие было роздано всем мусульманам, подонкам турецкого населения, цыганам, черкесам, которых в течение многих лет разоружали. Наконец, этих людей направили не против повстанцев, которые и не появлялись, а против цветущих деревень и мирных городов. Войска получили приказ уничтожать все при малейшем сопротивлении. Сначала таковым считалось противодействие грабежу и притеснениям, совершаемым башибузуками, затем не считались даже и с этими предлогами, и достаточно было лишь быть болгарином. Речь шла не о том, чтобы искать виновных, а об истреблении христиан, об удовлетворении ненависти, сдерживаемой в течение долгого времени. Сотни, тысячи болгар всех возрастов и обоего пола погибли при самых страшных обстоятельствах; подробности совершенных жестокостей ужасны; в Перуштице, Батаке, Ветрене вырезано все население. Недавно деревня Бояджик около Ямбола испытала ту же судьбу. Женщин и девушек насиловали, убивали и уводили в рабство, убивали детей, убивали крестьян, убегающих при приближении войска, убивали и тех, кто оставался при них, убивали тех, кто прятался, и тех, что сдавали оружие, — за то, что оно у них было; и тех, у которых его не было, — за то, что они его не сдавали; стреляли из вагонов по служащим на линии железной дороги… вооруженные банды бродят по стране, отнимая у крестьян все, что можно отнять, и регулярные войска появляются при малейшем сопротивлении, чтобы предать все огню и мечу».

Удивительно, но в оценке действий властей британские дипломаты не расходились с русскими. «Нет извинения действиям турок, — писал 26 мая 1876 г. британский посол в Турции Г. Дж. Эллиот генеральному консулу своей страны в Белграде В. Уайту, — которые вооружили башибузуков, черкесов и цыган, насилие которых загоняет мирных селян в отчаяние и мятеж. Я делаю, что могу, для того чтобы остановить это». Остановить «это» не удалось. В том числе и потому, что британский посол не выносил своего личного отношения на публику. «Он старается, — докладывал 12 (24) августа 1876 г. Нелидов Горчакову, — по наущению великого визиря, объяснить, если не оправдать, поведение турок; совершенные в Болгарии варварства лишили турок симпатий и доброжелательности английской нации, но они могут считать себя спокойными, установив, что не потеряли таковых сэра Генри Эллиота».

Между тем действовал принцип коллективной ответственности райи, то есть христиан, от которого пострадали не только болгарские крестьяне. После убийств в Салониках под угрозой оказались и жизни подданных европейских государств. Правительство султана с трудом контролировало ситуацию под окнами своих кабинетов, даже в Константинополе ожидали нападений на европейские посольства. Атмосфера была исключительно напряженной. Подавление восстания сопровождалось казнями и пытками захваченных в плен, пережившие пытки и суд ссылались в Диарбекир, на Кипр, в Палестину.

Поначалу никого особенно не беспокоило количество жертв в Болгарии. По данным официального отчета турецких властей, при подавлении восстания было убито 3100 христиан и 400 мусульман. Первая цифра, конечно, была занижена. Британский консул официально определил количество христианских жертв в 12 тысяч человек (хотя в отчете, сделанном для посла, называлась бо льшая цифра — 12 тысяч жертв только в Филиппополе), его американский коллега — в 15 тысяч человек, более поздние болгарские исследования дают оценочные цифры трагедии — от 30 до 60 тысяч человек.

Если организация восстания закончилась военным поражением болгарских революционеров, то организация его подавления привела к политическому поражению турецких властей. Американский и немецкий журналисты, исследовавшие картину турецких преступлений, были потрясены, увидев только в одной из деревень свыше 3 тысяч трупов и сотни отрезанных детских голов. С особым остервенением башибузуки разрушали школы и церкви. Неоднократно были зафиксированы случаи массового сожжения женщин и детей живьем. Сколько-нибудь серьезных попыток остановить их правительство не предпринимало. Подобного рода новости из первых рук начали приходить в Европу уже в июле 1876 г. Поначалу в них попросту отказывались верить, но когда сведения были подтверждены, они сыграли, по словам английского дипломата, роль последней капли в чаше терпения. Международная реакция на турецкие зверства в Болгарии была крайне острой. Даже в постоянно поддерживавшей султана Англии началось широкое движение против Турции. Памфлет «Болгарские ужасы и Восточный вопрос», написанный лидером либеральной оппозиции В. Гладстоном, разошелся в 50 тысячах экземпляров за несколько дней. Пресса требовала немедленных действий по прекращению турецкого террора на Балканах.

В защиту болгарского народа выступили Дж. Гарибальди, В. Гюго, Ч. Дарвин, И. С. Тургенев и многие другие деятели европейской культуры и политики. Разумеется, что в России резня вызвала бурю возмущения. Уже 5 мая 1876 г. Московский славянский комитет выступил с призывом о сборе пожертвований в пользу болгар: «Многое уже сделано русским обществом: велика в своей сложности высланная славянам русская земская милостыня, которой две трети, по крайней мере, составились из подаяний простого народа при содействии приходского духовенства. Эти лепты созидают историческое будущее всего славянского мира. Благодаря этому гласному заявлению народного мнения поддержалась связь сочувствия между Россией и славянскими племенами, и они не упали духом. Благодаря оказанной из России помощи семейства наших несчастных единоплеменников и единоверцев не умерли с голоду и холоду и просуществовали, хоть кое-как, целую зиму, не утратив веры в окончательный успех того дела, за которое подвизаются их отцы, мужья, сыновья, братья — все мужчины, способные носить оружие. Тяжелое бремя легло, конечно, на русское общество; трудна историческая повинность, выпавшая на его долю, но зато велико и призвание России, и братский долг ею еще не совершен».

22 июня последовало Высочайшее разрешение императора публично обратиться к своим подданным с призывом о помощи болгарам. К этому времени средства уже активно собирали Московский, Петербургский и Одесский комитеты. Одно из обращений гласило: «Люди русские, да не устает ваша помогающая рука! Бедный, уже давший свою трудовую копейку, по опыту зная, что значит нужда, пусть даст ее опять и опять; одна копейка не разорит, а из мирских копеек собираются тысячи, даже десятки и сотни тысяч рублей. Богач, уже давший и давший щедро, пусть даст еще от своего неиссякающего избытка. Богач, еще ничего не давший, потому что дать много жаль, а дать мало совестно, пусть не совестится дать хоть безделицу, но пусть только даст! Люди темные, не знающие толком этих болгар, как не знали герцеговинцев и босняков, но слыхавшие о христианах, томящихся в Турции, пусть дают Христа ради свою «милостыню спасенную». Люди образованные, но при всем том еще мало знакомые со славянами вообще и турецкими в частности, пусть поскорее пополнят в запасе своих познаний этот позорный пробел! Пора, наконец, не дозволять себя обольщать европейскими баснями о славянах, которые, будто бы, до того отупели, что даже немного и чувствуют, когда их кидают в огонь или сажают на кол!»

В начале июля 1876 г. в Бухаресте состоялось собрание Болгарского центрального благотворительного общества, которое щедро субсидировалось русскими славянскими комитетами. Общество вело пропаганду создания независимой Болгарии (в болгарском понимании ее географических границ, которые должны были превратиться в государственные), формировало отряды добровольцев, оказывало помощь беженцам. Почти одновременно с началом восстания в Болгарии состоялась встреча трех императоров в столице Германии. Поскольку точной информации о резне еще не было, на ней в основном обсуждалась проблема Боснии и Герцеговины. Горчаков накануне поездки в Берлин стал склоняться к идее внешней гарантии автономии провинций, допускалась даже временная, «на определенных, точных условиях» австрийская оккупация Боснии. Канцлер надеялся на «безусловную поддержку со стороны Пруссии».

В результате 1 (13) мая 1876 г. во время пребывания Александра II в Берлине Горчаковым, Андраши и Бисмарком был подписан меморандум, к которому позже присоединились Италия и Франция. Меморандум требовал от турецкого правительства заключить на 2 месяца перемирие с повстанцами, оказать помощь в восстановлении их разоренных храмов, жилищ и хозяйств, признать за повстанцами право сохранения оружия. Турецкие войска должны были быть сосредоточены в нескольких, определенных особым соглашением, пунктах, наблюдение за выполнением условий меморандума в случае его признания возлагалось на консулов европейских держав. Русское правительство поначалу склонялось к более активной поддержке повстанцев, но под давлением Австро-Венгрии было вынуждено отказаться от этих планов. 19 мая на предложения трех империй последовал ответ Лондона. Лорд Дерби считал требование заключение перемирия иллюзорным и вредным, а положение о материальной компенсации за разрушения — в принципе невыполнимым. Единое выступление Европы было сорвано Лондоном.

Отказ Великобритании поддержать Берлинский меморандум, требование Дерби разоружать только христиан, а также категорические возражения против международного контроля над турецкими властями в сложившихся условиях фактически означали признание Лондоном за турецкой администрацией её права на бесконтрольные репрессии. Позиция британской дипломатии произвела весьма негативное впечатление на Александра II и Горчакова, но они еще надеялись, что позиция пяти Великих Держав будет достаточно убедительной. Судя по всему, сам Дерби прекрасно понимал, что резня продолжится, потому что одновременно с отказом присоединиться к Берлинскому меморандуму он распорядился отправить для защиты подданных королевы Виктории 4 британских военных судна в Салоники, и 1 — в Константинополь, в распоряжение посла Эллиота. Лондон должен был что-то сделать. Даже Дерби не мог обойтись только словами.

Убитый в Салониках германский консул был местным уроженцем, но подданным Великобритании. Кроме Англии, свои военные суда в салоникский порт были вынуждены послать Франция, Италия и Австрия. В ответ султан отправил в город специальную комиссию, которая должна была расследовать дело об убийстве консулов. Ее сопровождала британская канонерская лодка. Неудивительно, что комиссия начала энергично действовать и подвергла аресту около полусотни человек. Скромная военно-морская демонстрация и выступление трех императоров в Берлине привели к тому, что султан предпочел пойти на вынужденную и потому несколько нетипичную демонстрацию торжества закона в своей стране. Началось следствие по поводу убийств в Салониках и Болгарии. В результате к моменту его завершения в феврале 1877 г. за убийство немецкого и французского консулов различным наказаниям было подвергнуто 27 человек (6 повешено), а за резню в Болгарии, жертвами которой стали тысячи людей, — 12 человек (2 повешено).

От «чорба» — суп, похлебка. Первоначально «чорбаджиями» называли янычар, распределявших похлебку из котлов.

национально-освободительное и антифеодальное восстание в Болгарии 18 апреля-23 мая 1876. Подготовлялось Болгарским революционным центральным комитетом (См. Болгарский революционный центральный комитет), находившимся в Джурджу (Румыния), и революционными комитетами в Болгарии. Началось ранее намеченного (на 1-е мая 1876) срока, ввиду возникшей из-за предательства опасности ареста руководителей. Наибольший размах получило в южной Болгарии, где главными центрами восстания, во главе которого стояли Т. Каблешков, Г. Бенковский и др., были города Панагюриште, Копривштица, села Батак, Перуштица. Однако плохо вооруженные отряды повстанцев были разгромлены турецкими войсками и башибузуками. В других частях страны восстание свелось к разрозненным действиям небольших отрядов, которые также были разгромлены. Последним событием А. в. была высадка 17 мая близ д. Козлодуй сформированного в Румынии отряда (четы) Х. Ботева. Отряд дошёл до г. Враца и близ него был уничтожен турецкими властями. В ходе А. в. крупная болгарская буржуазия заняла враждебную ему позицию. О роли других общественных групп в современной исторической науке существуют 2 точки зрения. Одни историки (А. Бурмов, Х. Гандев, Д. Косев и др.) считают А. в. кульминационным моментом крест. движения, руководство которым принадлежало интеллигенции. По мнению др. (С. А. Никитин, Н. Тодоров), движущей силой А. в. были крестьяне и ремесленники, руководство же принадлежало представителям мелкой и средней буржуазии и интеллигенции. Несмотря на поражение, А. в. поколебало турецкое феодальное господство в Болгарии, а жестокое подавление А. в. способствовало обострению международного положения и явилось одним из поводов к русско-турецкой войне 1877-78, в результате которой Болгария была освобождена от турецкого господства.

Лит.: Никитин С. А., Революционная борьба в Болгарии в 1875-1876 гг. и Апрельское восстание, в сборнике: Освобождение Болгарии от турецкого ига, М., 1953; Страшимиров Д., История на Априлското въстание, т. 1-3, Пловдив, 1907; Гандев Х., Априлското въстание, С., 1956; Априлското въстание 1876-1966. Доклади и изказвания на юбилейната науч. сесия в София, С., 1966; Априлско въстание 1876. Препоръчителна библиография..., С., 1966.

С. А. Никитин.

  • - был заключен между Японией и Кореей 26 февр. на о. Канхва...
  • - России, Австро-Венгрии, Германии и присоединившихся к ним Франции и Италии турецкому правительству в связи с восстанием в Боснии и Герцеговине...

    Дипломатический словарь

  • - предъявлен турецкому правительству Австро-Венгрией, Россией и Германией, а также присоединившимися к ним Францией, Италией и Англией в связи с восстанием в Боснии и Герцеговине...

    Дипломатический словарь

  • - меморандум, адресованный тур. пр-ву в связи с восстанием в Боснии и Герцеговине; принят 13 мая 1876 в Берлине на совещании представителей России, Австро-Венгрии и Германии, поддержан пр-вами Франции и Италии...

    Советская историческая энциклопедия

  • - вступила в силу 30 июня 1876. Принята учредит. кортесами, созванными в марте 1876, после восстановления монархии, свергнутой в ходе Испанской революции 1868-74. Явилась выражением политич...

    Советская историческая энциклопедия

  • - секретное соглашение между Россией и Австро-Венгрией по балканскому вопросу, заключенное 26 июня во время свидания Александра II и А. М. Горчакова с Францем Иосифом и Д. Андраши в замке Рейхштадт...

    Советская историческая энциклопедия

  • - строитель Улейминского монаст. Москов. еп.Русский биографический словарь в 25-ти т. - Изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцева...
  • - строитель Улейминского монаст. Москов...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - восстание против немецко-фашистских оккупантов и их итальянских фашистских приспешников, завершающий этап национально-освободительной войны итальянского народа 1943-45...
  • - первая политическая демонстрация в России с участием передовых рабочих. Вызвана ростом стачечного движения в стране. Состоялась 6 декабря на площади Казанского собора в Петербурге...

    Большая Советская энциклопедия

  • - был заключён между Японией и Кореей 26 февраля на острове Канхва. К. д. открывал для японской торговли корейский порт Пусан, а через 20 мес. - Вонсан и Инчхон...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Кокандское восстание 1873‒1876, восстание на территории Кокандского ханства. Началось как антифеодальное движение кочевников-киргизов, вызванное увеличением налогов и податей кокандским ханом Худояром...

    Большая Советская энциклопедия

  • - восстание на территории Кокандского ханства. Началось как антифеодальное движение кочевников-киргизов, вызванное увеличением налогов и податей кокандским ханом Худояром...

    Большая Советская энциклопедия

  • - секретное соглашение между Россией и Австро-Венгрией по балканскому вопросу...

    Большая Советская энциклопедия

  • - 1876 - крупнейшее выступление болгарского народа против турецкого ига. Подготовлено Болгарским революционным центральным комитетом. Наибольший размах получило в южной части Болгарии...
  • - 1945 - всенародное вооруженное восстание в Сев. Италии против немецко-фашистских оккупантов и их итальянских приспешников; завершило освобождение Италии от фашизма. 25 апреля - в Италии национальный праздник...

    Большой энциклопедический словарь

"Апрельское восстание 1876" в книгах

1876 г.

Из книги Путешествия на берег Маклая автора Миклухо-Маклай Николай Николаевич

1876 г. Июнь. Прибыл 27 июня на маленькой шхуне под английским флагом по имени «Sea Bird». Заметил значительное изменение физиономий высоких вершин гор.Туземцы были очень обрадованы, но нисколько не изумлены моему приезду, будучи вполне уверены, что я сдержу слово{88}. Когда я

1876 год

Из книги Дневник автора Башкирцева Мария Константиновна

АПРЕЛЬСКОЕ УТРО

Из книги автора

АПРЕЛЬСКОЕ УТРО лауреата Ленинской премииВ каком бы высоком звании - научном или служебном - ни был человек по профессии врач, он всегда остается врачом. Конечно, при условии, если это настоящий врач и настоящий человек.Путь исследователя и экспериментатора Илизаров

1876

Из книги Хронологическая канва жизни и деятельности Г. И. Успенского автора Успенский Глеб Иванович

1876 15 января. В журнале «Вперед» в Лондоне напечатан очерк Успенского «Шила в мешке не утаишь».Апрель. В «Отечественных записках» печатаются «Книжка чеков» и «Неплательщики»; в «Русских ведомостях» - очерки «Из памятной книжки. II. Люди среднего образа мыслей».Конец

Апрельское

Из книги Золотые сорта плодовых культур автора Фатьянов Владислав Иванович

Апрельское Сорт выведен на Россошанской опытной станции садоводства М. М. Ульянищевым от скрещивания сортов Мекинтош и Россошанское Полосатое. Проходит государственное и производственное испытание на юге Центрального региона и севере Ростовской области.Дерево с

1876

Из книги Французская волчица - королева Англии. Изабелла автора Уир Элисон

Создали в Бухаресте Болгарский революционный центральный комитет (БРЦК), а вскоре перенесли его деятельность в Болгарию, создав нелегальную «Внутреннюю революционную организацию». Комитет отправлял в Болгарию связных-«апостолов», которые должны были организовывать население и заниматься подготовкой к восстанию.

22 сентября 1872 подпольщик Димитр Обшти, нарушив прямой запрет Васила Левского, вместе с несколькими сторонниками совершил нападение на турецкую почту на Арабоконакском перевале, где находилась крупная сумма денег, перевозимых из Орхание в Софию. Налёт был успешным, но вскоре он был арестован полицией и оказавшись в заключении, начал давать показания о подготовке восстания. В результате, турецкие власти арестовали и осудили свыше 80 подпольщиков, подпольная организация Софийского округа была разгромлена, пострадали также подпольные организации Врачанского и Плевенского округов. 27 декабря 1872 года турецкой полицией был схвачен Васил Левский. 10 января 1873 рассчитывавший на помилование Д. Обшти был повешен . 6 (18 ) февраля года в Софии был повешен Васил Левский , но предотвратить начало восстания турецким властям не удалось.

Которое отвлекло на себя часть турецких сил на Балканах, укрепило позиции сторонников вооружённого восстания в Болгарии. В сентябре 1875 года в Болгарии вспыхнуло Старозагорское восстание , подавленное турецкими войсками .

Новое восстание готовилось Болгарским центральным революционным комитетом, находившимся в Джурджу (Румыния), и революционными комитетами в Болгарии. Территория Болгарии была разделена на четыре округа , которые возглавили прибывшие в начале 1876 года организаторы-«апостолы»:

План восстания предусматривал также создание 5-го Софийского округа, но этот округ создан не был, поскольку избранные в качестве его руководителей подпольщики были арестованы турецкими властями .

Однако несмотря на то, что при подготовке восстания учитывался опыт Старозагорского восстания, в военном и организационном отношении Апрельское восстание было подготовлено в недостаточной степени .

Наибольший размах подготовка к восстанию достигла в 4-м Пловдивском округе, где уже в январе 1876 года удалось восстановить старую сеть подпольных комитетов (созданных в 1870-1873 гг. Василом Левским) и создать новые. Активно проводилась подготовка к восстанию и в 1-м Тырновском округе. В окрестностях Русе подготовка шла удовлетворительно, но местным подпольщикам не хватало оружия. В Сливенском округе подготовка шла неудовлетворительно .

В подготовке восстания активно участвовали широкие слои населения, в том числе представители назначенной османами администрации: сельские старосты, кметы и сборщики податей. Крестьяне заготавливали продовольствие, покупали оружие и порох, ремесленники отливали пули и изготавливали патроны, шили сумки и патронташи, изготавливали ремни, обувь и другое снаряжение . В целом, к началу восстания только 4 - 5 тысяч участников имели оружие, однако план восстания предусматривал привлечение невооружённого населения: в частности, для разрушения железной дороги, мостов и телеграфных линий во Врачанском округе . Поскольку оружия не хватало, женщины сушили и толкли жгучий перец (бросать в лица турецким солдатам) .

Одним из участников восстания был (русский подданный, прибывший в Пловдив 2 апреля 1876 года) - узнав о подготовке восстания, он приехал в Пазарджик и присоединился к повстанцам, а в дальнейшем воевал против турок в отряде Соколова .

14 апреля 1876 года в Обориште у отрогов Средна-Горы состоялось Великое народное собрание Пловдивского революционного округа, на котором присутствовали от 60 селений, которые согласовали вопросы тактики, утвердили решение о мобилизации, о сборе продовольствия, о реквизициях тягла и скота на нужды восстания, а также решение о изготовлении деревянных пушек . Кроме того, собрание утвердило решения о начале восстания 1 мая 1876 года , позднее начало восстания перенесли на 11 мая 1876 года. Следствием этого стала дезорганизация на местах (некоторые подпольные группы продолжали готовить выступление к 1 мая, в то время как другие готовились выступить 11 мая), что впоследствии стало одной из причин поражения восставших .

В результате недостаточно тщательного соблюдения правил конспирации была утрачена крупная партия оружия: в Пазарджике турки захватили 86 современных игольчатых винтовок . После предательства одного из участников восстания в 4-м округе (лавочник из Балдуево Н. Стоянов донёс турецким властям о подготовке восстания в селении Копривштица) , о готовящемся выступлении стало известно турецким властям, начались аресты .

19 апреля 1876 года в Копривштицу прибыл отряд из 20 конных турецких полицейских, начавший обыски, допросы и аресты жителей. Были арестованы два человека, принимавшие участие в подготовке восстания. Местный повстанческий комитет сообщил в центр округа о том, что они приняли решение начать восстание немедленно . В Копривштице ударили в набат , и повстанцы атаковали турок. Член местного повстанческого комитета Г. Тиханек первым выстрелил в представителя султанской администрации. Вслед за этим в Панагюриште был направлен конный курьер с письмом-призывом следовать их примеру .

19 апреля 1876 года восстание охватило Копривштицу и Панагюриште . То, что некоторые атаковавшие турок болгарские повстанцы были одеты в самодельные военные мундиры, вызвало замешательство у турецкой администрации (поскольку ускакавший из Панагюриште в Татар-Пазарджик уцелевший турецкий стражник - «чауш» сообщил командиру, что видел русских солдат) .

21 апреля 1876 года восстанием были охвачены 32 села и города . Наибольший размах восстание получило в южной Болгарии, где главными центрами восстания стали города Панагюриште , Копривштица , сёла Батак , Перуштица . В других частях страны восстание свелось к разрозненным действиям небольших отрядов . С самого начала восстания не имело единого централизованного руководства, было несогласованным и носило оборонительный характер. Восставшим не хватало оружия - в основном, у них имелись только самодельные пушки, кремнёвые ружья, самодельные пики и иное холодное оружие .

22 апреля 1876 года начались первые серьёзные бои с турками . В подавлении восстания участвовали регулярные части турецкой армии («низам »), резервные войска («редиф »), ополчение из мусульман («мустахфиз ») и отряды иррегулярных войск («башибузуки »). Помимо турок, в подавлении восстания участвовали переселённые в Болгарию черкесы и помаки (помак Ахмед-ага из села Тымраш и помак Ахмед-ага из села Барутин во главе сформированных ими вооружённых отрядов участвовали в подавлении родопского очага восстания) .

25 апреля 1876 года в Тырновском крае возник ещё один повстанческий отряд из 200 человек, командиром которого стал Пётр Пармаков, а воеводой - поп Харитон (29 апреля отряд занял Дряновский монастырь и на протяжении девяти дней отбивал атаки турок, а израсходовав весь порох - пошёл на прорыв из монастыря, но был уничтожен. Повстанцы погибли в бою или были повешены) .

В Соколинском монастыре (недалеко от Габрова) возник отряд из 219 человек под командованием Цанко Дюстабанова, который вёл бои на протяжении десяти дней, прежде чем был разбит турками .

В Трявне из жителей окрестных сёл возник ещё один отряд, но практически сразу повстанцы были уничтожены турками .

26 апреля 1876 года пала Клисура , а к Еленджику прибыли значительные турецкие силы .

27 апреля 1876 года башибузуки захватили и сожгли селение Перуштица. Повстанцы и примкнувшие к ним жители, продолжавшие сопротивление, забаррикадировавшись в церкви, погибли во время пожара (после того, как башибузуки подожгли село), все остальные жители села были казнены .

30 апреля 1876 года после четырёх дней боёв и артиллерийского обстрела турецкие войска захватили Панагюриште , в котором укрылись бежавшие от турок жители 20 окрестных селений. Бои здесь носили ожесточённый характер и шли за каждый дом . Опорными пунктами повстанцев (только 800-1000 из которых имели иное оружие, чем топоры, ножи и деревянные колья) стали укреплённый дом Делчо Ширкова (где держал оборону Тодор Гайдук) и дом Делчо Хаджи Симеонова (где забаррикадировались Рад Клисарь и сотник Стоян Пыков) - занявшие эти строения стрелки, вооружённые трофейными турецкими винтовками, задержали продвижение турецких солдат и нанесли им существенные потери. В боях за селение турки потеряли около 200 человек, в том числе несколько офицеров, поэтому командующий турецким отрядом Хафиз-паша приказал полностью уничтожить селение . Панагюриште было сожжено .

Город Брацигово сопротивлялся больше недели, однако после артиллерийского обстрела повстанцы сложили оружие .

В начале мая 1876 года по требованию местных чорбаджи (связанных с турецкой администрацией и надеявшихся договориться с турками) повстанцы ушли из села Батак. Вслед за этим, башибузуки захватили и сожгли село .

Также, в начале мая 1876 у села Нейково турки уничтожили ещё один отряд из 60 повстанцев (который создали в Сливенском крае Илларион Драгостинов и Георгий Обретенов) .

12 мая 1876 года в местности Костина (в Тетеревенских отрогах Стара-Планины) попал в засаду отряд Г. Бенковского, Бенковский погиб .

В Российской империи восстание получило широкое освещение в печати, в стране прошла кампания по сбору пожертвований и помощи болгарам, в которой принимали участие православная церковь, болгарская община и различные общественные организации . Центрами сбора пожертвований стали редакции газет. Кроме того, государственные и общественные структуры занимались оказанием помощи беженцам из Болгарии .

19 апреля 1901 года рескриптом Фердинанда I была учреждена бронзовая памятная медаль «25 лет Апрельского восстания» («25 години от Априлското въстание »), ей были награждены все оставшиеся в живых участники восстания.

В Болгарии установлен ряд памятников событиям и участникам восстания. В 1976 году, в 100-летний юбилей восстания на Маньово-Бырдо (на месте одной из позиций повстанцев) был открыт мемориальный комплекс, авторами которого являлись скульпторы Величко Минеков, Секул Крумов, Димитр Даскалов и архитекторы Иван Николов и Богдан Томалевский. Мемориал, в строительстве которого принимали участие добровольцы из Панагюриште, стал самым крупным памятником восстанию

 


Читайте:



Русско-финский разговорник для туристов (путешественников) с произношением

Русско-финский разговорник для туристов (путешественников) с произношением

Путешествие по Финляндии, это лучший отдых для тех, кто верит в сказки. Здесь все напоминает странички любимых детских историй: муми-троль, и...

Население антарктиды Какие народы проживали в антарктиде

Население антарктиды Какие народы проживали в антарктиде

Невероятные факты Наверное, большинство людей, давно закончивших школу, не сразу смогут дать ответ о разнице между Арктикой, Антарктидой и...

Кем я стану, когда вырасту

Кем я стану, когда вырасту

Сочинение “Кем хочу я стать” часто задают ученикам начальных классов. И здесь преследуется не только цель повысить уровень грамотности и развить...

Решение дифференциальных уравнений с помощью рядов

Решение дифференциальных уравнений с помощью рядов

С помощью степенных рядов возможно интегрировать дифференциальные уравнения.Рассмотрим линейное дифференциальное уравнение вида:Если все...

feed-image RSS