Реклама

Главная - Бах Ричард
Анализ стихотворения “Она сидела на полу” Ф. Тютчева. Анализ стихотворения тютчева она сидела на полу Она сидела на полу тютчев история

Основными темами творчества Ф.И. Тютчева стали человеческие чувства и переживания, раздумья над смыслом жизни, изображение красоты русской природы. Стих "Она сидела на полу..." являет собой образец романтической лирики поэта.

Сюжет произведения

Если посмотреть на событийную канву стиха, то можно увидеть, что в нем очень много действий, чего обычно нет в поэтических текстах. В произведении два от лица которого ведется рассказ, и героиня, за которой он наблюдает. Героиня разбирает старые письма, берет их в руки и бросает.

Творческая история

Без исследования творческой истории произведения невозможно сделать его анализ. Стихотворение Тютчева "Она сидела на полу..." посвящено второй супруге поэта, Эрнестине Федоровне.

Оно было создано в конце 1850-х годов. Как раз в это время Тютчев испытывает самое глубокое любовное переживание в своей жизни. Он вступил в незаконные отношения с Еленой Денисьевой. Елена была гораздо младше Тютчева, но между ними вспыхнули настоящие чувства. Однако поэт был женат. Денисьева набралась смелости, чтобы быть с любимым. Ей пришлось разорвать все свои родственные и дружеские связи, ее не признавали в обществе. Она отдала все ради любви к Тютчеву. Поэтому стихотворения этих лет наполнены скорбью, страданием, как показывает "Она сидела на полу..." не является исключением. Правда, в нем большее страдание испытывает, скорее, лирическая героиня, жертва любовного треугольника.

Идея стихотворения

Задачей поэта было показать то, насколько разрушительную силу имеет любовь. Даже почти угасшее чувство причиняет человеку величайшее страдание. Ведь в этом тексте героиня сжигает письма, которые некогда писал ей возлюбленный. Она вспоминает светлые минуты, которые были в их жизни. Но смотрит на письма так, будто это что-то невообразимо далекое и практически забытое.

Средства выразительности

Стихотворение "Она сидела на полу..." Тютчев создал, используя большое количество Благодаря этому оно получилось очень ярким, красивым и чувственным. Основной прием, который использует автор - сравнение. "Как остывшую золу", "как души смотрят с высоты". Конечно, поэт не обошелся без своего любимого синтаксического средства - риторического восклицания. Оно помогает придать тексту большую эмоциональную насыщенность. Наблюдатель поражен тем, как героиня перебирает эти письма. В каждом ее движении чувствуются боль и страдание, душа разрывается, оттого что любовь прошла, она забыта.

Еще одно синтаксическое средство - инверсия. Неправильный порядок слов в предложениях позволяет автору расставить акценты, выделяя отрезки, важные по смыслу. Кроме того, инверсия позволяет создать особую ритмику текста.

Многоточия, которые стоят в конце строк, создают некое ощущение недосказанности. Не все, что сейчас на душе у лирического героя и героини, можно передать словами, что-то остается невыраженным. Это один из главных мотивов в "Невыразимое" впервые появилось в лирике Жуковского, впоследствии данный мотив был развит другими поэтами. Тютчев считал, что молчание порой говорит лучше, чем слова. Более того, слова бывают лживыми, нельзя глубокие человеческие переживания облачить в речевую форму, не исказив при этом смысла. Как показывает Тютчева "Она сидела на полу..." данную мысль подтверждает именно благодаря многоточиям, некой мистификации внутреннего состояния персонажей.

Формальный анализ

Стихотворение написано Оформить его ритм помогают пиррихии и спондей, которые присутствуют в каждой строке. Рифмуются каждые четыре строки. Рифма в строфе - перекрестная. Чередуются мужская и женская рифмы: "на полУ - золУ", "разбирАла - бросАла".

Эмоциональный отклик

Стихотворению "Она сидела на полу..." (год написания 1858) более полутора веков. Но какие же знакомые чувства описывает в нем Тютчев! Идут года и века, но неизменным остается одно: любовь в жизни человека - это самое большое переживание. Каждый стремится к тому, чтобы обрести это чувство, но не всегда оно приносит счастье. По мнению Тютчева, даже наоборот, любовь - это всегда мука и страдание, "борьба неравных двух сердец". Люди, влюбляясь, выносят смертный приговор своей второй половине. Можно разделять это мнение, а можно считать иначе. Но то, что описано в стихотворении, наверное, хотя бы раз в жизни испытывает каждый человек, пусть даже не так сильно. Угасшая любовь причиняет большую боль. Человек вспоминает все хорошие моменты, переживает заново. Порой даже по прошествии многих лет встреча с бывшим возлюбленным - это боль либо щемящее чувство печали о молодости, о пылкости и страсти. В стихотворении "Она сидела на полу..." Тютчев создает такое же ощущение в лирической героине, которое вызывают старые письма. Невольному свидетелю этой сцены передаются те же самые эмоции. В свою очередь, он как автор, от лица которого ведется рассказ, хочет передать их читателю.

Разобраться в настроении стиха позволяет подробный его анализ. Стихотворение Тютчева "Она сидела на полу..." - величайший образец психологической лирики.

Читать стих “Она сидела на полу…” Тютчева Фёдора Ивановича крайне грустно, зная историю его написания. Произведение было создано в 1958 году. Тогда уже взрослый поэт закрутил роман с молодой девушкой. Несмотря на то, что мужчина был женат, их роман имел невероятную и бурную историю. Однако вскоре юная Елена забеременела, в связи с чем возник скандал огромных масштабов. Супруга поэта Элеонора Тютчева была в отчаянии от этой новости. Это даже побудило её к уничтожению большой части переписки с мужем. Именно этому событию посвящено данное стихотворение.

Автор – словно сторонний наблюдатель в этой истории. Он смотрит на женщину, которая перебирает старые письма, бросает их и рассматривает вновь. Она будто не замечает его, полностью сосредоточившись на том, что теперь уже не имеет никакого значения. Несмотря на то, что поэт чувствует готовность “пасть на колени”, он понимает, что уже ничего не изменить. Для своей избранницы он становится лишь тенью, постепенно теряя свою значимость. Так же, как и эти письма, которые обречены на исчезновение. А она постепенно теряет связь с реальностью, демонстрируя полную отстраненность от происходящего.

Текст стихотворения Тютчева “Она сидела на полу…” полон грусти и скорби по тому, что вернуть уже нельзя. Каждая строка – словно реквием по потерянному доверию и сломанном союзе. Поэт понимает неотвратимость ситуации, но сделать уже ничего не может, и это осознание убивает. Эта печаль автора передается и читателю. Несмотря на неоднозначность ситуации, она вызывает грусть и тоску о происходящем. Невозможно не проникнуться чувствами человека, чья жизнь словно рушится на глазах. Произведение учат на уроках литературы в старших классах. А прочесть его онлайн или скачать полностью можно на нашем сайте бесплатно.

Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело…

О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени,-
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.

В русской литературе Федор Иванович Тютчев известен, прежде всего, как поэт-философ. Но он создал и множество проникновенных, чутких строк о любви, которые читаемы и любимы и по сей день. Любовная и философская поэзия автора взаимосвязаны единством взглядов, схожестью мотивов и трагизмом описываемого.

Особое место в подобной лирике Тютчева отдано циклу, адресованному Елене Денисьевой. В сорока семилетнем возрасте поэт, став государственным чиновником, главой семьи и популярным автором, влюбляется в однокурсницу своей дочки, студентку Смольного института, двадцатичетырехлетнюю Елену. Барышня ответила взаимностью. И между влюбленными начался страстный роман.

Отношения удавалось тщательно скрывать, пока девушка не забеременела, и, будучи скомпрометированной, была отчислена с позором за несколько дней до начала выпускных экзаменов. В городе разразился грандиозный скандал: болезненнее всего его переживала законная супруга Элеонора, которая совершенно не догадывалась об измене и даже часто приглашала Денисьеву к себе домой на чай, как подругу дочери.

Узнав правду, жена почувствовала себя униженной и оскорбленной. В порыве гнева она уничтожила большую часть писем мужа, в которых содержалось много посвященных ей стихотворений. Впоследствии они оказались утраченными безвозвратно. Как раз этому драматическому событию поэт посвятил стихотворение «Она сидела на полу…», написанное в 1858 году.

Если не изучить подоплеки, то может создаться впечатление идеалистической картинки с ноткой грусти: незнакомка, сидя на полу, разбирает стопу писем, берет их в руки, поднимает и бросает.

Тютчев обратился к лирической героине от третьего лица и используя прошедшее время. Он говорит, что она глядит на желтоватую бумагу, на которой сохранилось единство двух сердец, подобно тому, как следят души умерших с небес за оставленным ими телом, то есть потерянно, как бы со стороны.

Женщина будто не видит виновника своих мучений, что тихо стоит в отдалении. Тот хочет уйти, но боится нарушить этот создавшуюся тишину. Герой чувствует свою вину. Тютчев отметил, что смотря на женщину, мужчина готов бы упасть на колени и просить прощения за принесенное горе. Но весь трагизм состоял в том, что все эти слезы и просьбы не принесли бы никакого результата: само чувство к жене исчезло, ничего не возможно поделать. И любое примирение было бы ложью, которая только увеличила страдания обоих. Понимание этого вызвало у лирика необычайную грусть, будто еще одна страничка его судьбы перелистнута и вернуться к ней снова оказывается невозможным, как бы там ни было дальше.

Несмотря на довольно небольшой объем, произведение изобилует изобразительно-выразительными средствами. Главное место среди них занимают эпитеты: «знакомые листы», «невозвратимо пережитая жизнь», «горестные минуты», «убитая любовь» и другие. Они подчеркивают драматизм, невозвратность чувств некогда любящих друг друга людей.

Аллитерация, используемая в стихотворении, придает ему выразительность и некое осознание печальной определенности и ясности. Инверсия «стоял я молча» переносит внимание с дамы на героя, впоследствии делая акцент уже на переживаниях. Неповторимое сравнение груды писем с золой показывает, что истинное чувство может подарить неописуемое счастье, но и уничтожить его.

В данном случае любовь показана как некое судьбоносное чувство. По мнению Тютчева, она становится силой, готовой оторвать человека от земли и заставить парить над проблемами, но в то же время она может и бросить нас на землю, оставив страшные раны. Люди знают на что способна любовь, понимают, что она может разрушить их жизнь, забрать покой, но вновь бросаются в пламя страстей. И так будет всегда.

Любовная лирика Ф. Тютчева относится к самым ярким и волнующим страницам творчества этого талантливого поэта. Стихи, которые автор посвящал избранницам, просто переполнены эмоциональностью, чувственностью, а нередко даже трагизмом.

История написания

История написания произведения может помочь читателю сделать правильный стихотворный анализ. «Она сидела на полу...» Тютчев написал уже в зрелом возрасте. Когда поэту было 47 лет, он был уважаемым человеком и счастливым семьянином. Но так случилось, что в этот момент Федор влюбился в девушку 24 лет - Елену Денисьеву. Его чувство оказалось взаимным, и между двумя людьми вспыхнул бурный роман, который безмятежно протекал до тех пор, пока не выяснилось, что Елена ждет ребенка. В обществе разразился грандиозный скандал, он не мог не коснуться законной супруги Тютчева - Элеоноры. Измену мужа она переживала очень болезненно. В момент отчаяния ею была уничтожена значительная часть переписки с Федором, которая содержала в себе большое количество стихов, посвященных именно ей. Произведения были безвозвратно утеряны. Это грустное событие описано поэтом в стихотворении «Она сидела на полу...». Ф. Тютчев написал его в 1858 году.

Любовь к Елене стала и радостью, и горем в жизни поэта. Он не смог развестись с женой, но отказаться от счастья с Денисьевой у него также не получилось. Так, просуществовал почти 14 лет. Тютчев прожил дольше обеих женщин, но свои чувства и благодарность он сохранил в своем сердце и к одной, и ко второй.

Анализ стихотворения «Она сидела на полу...» Ф. Тютчева

Очень часто в произведениях Федора Тютчева описаны такие чувства, которые человек переживает в некие переломные моменты своей жизни. Известное стихотворение «Она сидела на полу...» имеет четыре строфы, и каждая наполнена не только чувством, но и глубоким смыслом. С помощью некоторых слов автору удалось передать эмоции так, чтобы каждый читатель смог прочувствовать состояние героини стихотворения.

Первая строфа

В первой строфе повествуется о женщине, которая разбирает старые письма, сидя на полу. Здесь не нужен даже междустрочный анализ. «Она сидела на полу» - Тютчев только с помощью этих четырех слов смог передать часть тех эмоций, что чувствовала женщина. Только в ее позе уже можно уловить страдания и беззащитность. Далее читателю становится ясно, что вся эта груда писем когда-то была очень дорога для героини. Именно поэтому она сначала берет каждый листок в руки, а затем отбрасывает в сторону. Автор дает понять, что на данный момент они уже ничего не значат для нее.

Вторая строфа

Вторая строфа доносит до читателя настоящую человеческую трагедию. Такие глаголы, как "сидела", "глядела", "брала", "разбирала", помогают сделать ("Она сидела на полу..."). Тютчев с помощью этих слов изображает поведение героини. Все и употребляются только в Это добавляет характер воспоминания. При этом подчеркивается тягостность момента ностальгии.

В конце второй строфы присутствует многоточие, которое означает паузу, как бы незаконченную мысль. В этом многоточии можно увидеть страдания души главной героини по счастливой прошлой жизни.

Третья строфа

В этих строках показаны воспоминания женщины. Героиня перебирает в памяти пережитые ею счастливые минуты, которые уже ничего не значат в настоящее время и которые уже никогда не вернуть. Словосочетание «сколько жизни» в первой строчке образует смысловое кольцо со словом «убитой» в последней строке. Этот момент усиливает ощущение переживаний и глубокого трагизма.

Четвертая строфа

С помощью последней строфы можно провести заключительный анализ «Она сидела на полу...». Тютчев показывает читателю человека, который, вероятно, является виновником всех страданий героини. Этот человек прочувствовал всю боль, которую переживала женщина в тот момент. Он даже готов перед ней упасть на колени, но в то же время понимает, что уже невозможно ничего изменить, чувства обречены, их нельзя возобновить, как ни старайся.

Мнение Толстого

Лев Толстой данное стихотворение отметил двумя буквами «Т. Ч.», что означает "Тютчев. Чувство". Известный писатель считал, что в этом стихотворении поэт смог передать те чувства, которые практически невозможно выразить с помощью слов. В жизни бывают такие моменты, когда в человеке борется большое количество эмоций, что очень сложно объяснить, а Тютчеву удалось это передать в своем стихотворении.

Для многих и сейчас остается актуальным произведение «Она сидела на полу...». Анализ стихотворения показал, что такой момент может случиться в жизни каждого человека. Возможно, для кого-то данный шедевр является вершиной творчества, а для кого-то - просто поэзией. Можно сказать лишь одно: такие строки никого не оставят равнодушным.

* * *

Она сидела на полу
И груду писем разбирала -
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала -

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела -
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело...

О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо-пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени, -
И страшно-грустно стало мне,
Как от присущей милой тени

She was sitting on the floor
sorting letters which were old,
holding them before she threw them out
like ash gone cold.

Her look was strange
while she held those pages she knew so well,
as if she were a soul which peered down
at its abandoned shell.

So many irreversible events,
such life fulfilled and filled
with minutes of love and joy across the years!
How many grief-packed minutes killed!

Silent, I stood to one side
and my knees were ready to bend
as a fearful sadness crept into my heart,
as if at the ghost of a dear, old friend!

She sat upon the floor
Looking through a pile of letters,
She took them up and tossed them
Like so many cold ashes.
She took the familiar pages
And gazed at them strangely,
The way souls look from above
At their discarded bodies . . .
O, how much life was in them,
Life irrevocably lived!
O, how many bitter moments,
How much love and joy now dead! . . .
I stood silently aside
Ready to fall on my knees,
And I grew terribly sad,
As if in the presence of a dear ghost

Ona siedziała na posadzce
I stosy listów przeglądała,
I jak popiołu zimne garście
Brała je do rąk i rzucała.

Brała po jednym z listów stosu
I dziwnie na nie tak patrzyła,
Jak dusza patrzy tam z niebiosów
Na dało, które porzuciła.

O, ileż życia, kto policzy —
Niepowracalnie przeżytego,
O, ileż było tu goryczy,
Miłości, szczęścia straconego!

A ja milcząco z boku stałem,
I strach i smutek mnie ogarnął,
I na kolana upaść chciałem,
Jakbym zobaczył drogą zmarłą.

Na podu tu je čepila
I stara pisma prebirala,
Te poput hladna pepela
Kroz prste bi joj samo pala.

List poznat uzme, uzdiše,
I promatra ga zatečeno
Ko duša, kad se uzdiže
I gleda napušteno tijelo...

O, koliko života tu
Bje nepovratno proživljeno!
O, koliko nad ljubavlju
Je mrtvom suza proliveno!..

Postrance ja sam stajao
I kleknuo bih istog trena,
Tugovao i zdvajao
Pred tim što sad je draga sjena.

A padlón ült, körötte nagy
halom levél - azt válogatta,
hamuvá hült írásokat:
ezt olvasta, azt félredobta.

Felvett egy-egy képeslapot,
s megdermedt a csodálkozástól:
lelkek néznek így elhagyott
testükre az ég magasából.

Mily élet volt ez valaha,
és nem jön vissza soha többet!
Hány szomorú pillanata
megölt szerelemnek s örömnek!

Mellette álltam, csüggeteg,
némán, és majdnem térdre esve -
s elkomorodtam, mintha egy
kedves árny állt volna helyemre.

 


Читайте:



Что помешало спасти "титаник"

Что помешало спасти

Океан. Выпуск тринадцатый Баранов Юрий Александрович «Самсон», эскадренный миноносец. «Самсон», эскадренный миноносец. В октябрьские дни...

Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать

Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать

Валентина Меняйленко Проект по литературному чтению в 4 классе «Они защищали Родину» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение...

Городской открытый августовский педагогический совет Тематика проведения педсоветов в году

Городской открытый августовский педагогический совет Тематика проведения педсоветов в году

Темы педсоветов на 2018-2019 учебный год в школах и ДОУ по ФГОС – с августа по июнь для администрации и учителей. В дошкольных образовательных...

Примеры стилей текста: калейдоскоп вариаций речи

Примеры стилей текста: калейдоскоп вариаций речи

Функциональные стили речи делятся на две группы: содержание и формальный параметр языка. В рассказе или поэме прослеживается художественный язык,...

feed-image RSS