Учебно-воспитательный процесс

СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ КАДЕТ в РКШИ

Современный этап развития образования характеризуется возникновением новых типов образовательных учреждений, отдельное место среди которых занимают кадетские корпуса. В последнее десятилетие в  обществе произошли изменения, повлиявшие на социальную активность людей, требования к реализации личностного потенциала, определение жизненных позиций.

В основе новых методик образования и воспитания лежит приоритет развития личности, учет познавательных интересов и способностей подрастающего поколения.

Впервые у обучающихся появилось право выбора на профилизацию обучения. В рамках обращения к традициям военного образования в нашей стране в 90-х гг. XX века возрождаются кадетские корпуса.

Важную роль в организации кадетских корпусов сыграло возрождение лучших традиций, обычаев . Модель становления и развития воспитательной системы кадетского класса предусматривает новое содержание образования, восполняет необходимость мужского воспитания и обучения; военно-патриотическое воспитание, определяет условия для раскрытия и развития индивидуальных особенностей кадет; закладывает основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению отечеству на гражданском и военном поприще.

Воспитание патриотических чувств учащихся кадетского корпуса представляет собой эмоциональное стимулирование переживаний субъектом отношений происхождения и похожести «Образа Я» и «Образа родной страны», привнесение патриотического контекста в совокупность ролей, ситуаций, норм и правил поведения и деятельности воспитанников.

В основу реализации программы положена организация  деятельности классного руководителя с опорой на программу воспитания подростков в современной школе, включающую в себя два этапа:

I этап – средний подростковый возраст

7 -8 класс «Кадет»- создание условий для мотивации к обучению подростков в интернатных условиях специализированного ОУ - «Кадетский корпус».

II этап – старший подростковый, младший юношеский возраст

9 – 11 класс «Выпускник» - создание условий для формирования морально – нравственных принципов и умений  сделать  правильный  профессиональный выбор.

Совместным приказом Министерства просвещения и Министерства внутренних дел ПМР от 09.07.2002г. на базе бывшей железнодорожной школы-интерната №2 была образована Республиканская школа-интернат спортивного профиля с кадетским отделением, основными отличительными особенностями, которой являются:

  • Однополое воспитание (одни мальчики)
  • Форма одежды;
  • Символы
  • Специфический уклад жизни (ежедневные утренние смотры, проведение утренней физической зарядки, ношение особой формы одежды [повседневной и парадной]);
  • Использование ритуалов общения, принятые в военной среде;
  • Усиленное занятие спортом, строевые тренировки;
  • Наличие специализированного кабинета профессиональной военной подготовки;
  • Наличие школьного тира, музея;
  • Реализация дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную подготовку;
  • Проведение практических полевых занятий для кадет 10 – 11 классов (по окончанию учебного года).

Программа воспитания в кадетской школе-интернате осуществляется:

  • коллективом педагогов школы-интерната;
  • коллективом офицеров-воспитателей (реализация программ дополнительного образования, имеющих целью реализацию физической подготовки кадетов);
  • общественностью: родители, ветераны Вооруженных Сил,  МВД,  Великой Отечественной войны;
  • Музейно-Выставочным комплексом  Кадетского корпуса
  • органами ученического самоуправления и  младшими командирами;

Руководство воспитанием в кадетской школе-интернате рассматривается, как процесс развития личности. Для чего необходимо создать:

  • благоприятные для этого условия;
  • отношения, которые складываются между кадетами, педагогами, родителями, друзьями школы;
  • психологический микроклимат в коллективе, позволяющий объединить детей и взрослых в рамках образовательного учреждения.

Структура управления построена таким образом, чтобы формировать модель выпускника кадетской школы-интерната, являющуюся ориентиром для всех участников воспитательного процесса.

Каждый учебный год делится на четыре учебных четверти, продолжительность которых, а также продолжительность и сроки каникул устанавливаются годовым календарным графиком на основе общепринятых норм. Ежегодная учебная нагрузка кадет определяется учебным планом и индивидуальным вариантом образовательного маршрута. Кадетский корпус работает в режиме 5-дневной учебной недели. Учебный день в корпусе  распределяется следующим образом:

-  первая половина дня - учебная, организованная на основе расписания уроков;

- вторая половина дня включает занятия в системе дополнительного образования, факультативы, групповые и индивидуальные консультации, самоподготовку, воспитательные мероприятия классного и внеклассного уровня.

Воспитательная система включает базовый кадетский компонент - целевые программы воспитания: "Здоровье", "Культура", "Мужское воспитание", "Военно-патриотическое воспитание" "Социальная практика кадет" и программы формирования эмоционально-ценностных отношений. Наиболее эффективными методами в воспитательной работе стали: целенаправленное педагогическое наблюдение, организация и проведение социометрии, практикумы, индивидуальные беседы с родителями, совместные мероприятия с родителями.

Для правильного ведения воспитательного процесса, обучающиеся в кадетских корпусах, делятся по их возрасту на взвода, которыми управляет командир взвода, и подразделяются на учебные отделения (взвода), составляемые из воспитанников одного класса. Во взвод организационно входит  20 воспитанников, в дальнейшем называемых кадетами.

Руководство над взводом вверяется воспитателю - командиру взвода. В целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса  и развития ученического самоуправления, а также для оказания помощи воспитателям в организации службы кадет, осуществления оперативного руководства структурными подразделениями, согласно Уставу кадетской школы-интерната для управления отделениями и приобретения навыков работы с коллективом назначаются  заместители командира взвода из числа кадет, которые периодически заменяются.

Такое назначение призвано сформировать у сержантского состава знания, умения, навыки, связанные с обеспечением порядка и укрепления дисциплины во время занятий и во внеурочное время. Согласно Уставу младшие командиры назначаются из числа наиболее подготовленных кадет, имеющих отличные и хорошие результаты в учебе, дисциплине. Эти воспитанники назначаются на должности с присвоением им званий «вице сержант», «вице младший сержант», «вице ефрейтор» приказом директора по представлению командира  взвода (классного руководителя). Учащиеся взвода подразделяются на отделения 1,2,3. Каждый воспитанник выполняет в течение недели индивидуальное задание (при несении нарядов, дежурств, выполнении творческих поручений). В соответствии с графиком несения нарядов, дежурств, чередования творческих поручений - задание меняется. Таким образом, у кадет появляется возможность проявить себя в различных ролях.

Потенциал класса по учёбе – высокий. Более 50% человек имеют средний балл успеваемости выше 4, остальные – 3,8. Воспитанники самостоятельны в учебной деятельности, активно участвуют в общешкольных делах, класс дружен, умеет сопереживать, проявляет доброжелательность, взаимопомощь. В классе преобладает дух соперничества, соревнования. Метод социометрии помогает получить «фотографию» внутриколлективных отношений между детьми. С помощью этого метода  решаются две задачи: выявление «лидеров» и «изолированных», выявление взаимных симпатий и сплоченности коллектива. Особое  внимание   обращено  на  трудных  детей,   организована  с  ними  индивидуальная  работа, проводится психолого-педагогические консультации для  родителей  и детей.

Воспитанники показывают высокие результаты в городских и школьных олимпиадах по предметам: иностранному языку, химии, физике, математике, биологии, праву, истории, русскому языку и литературе. Принимают участие в областных олимпиадах по предметам.

Стало традицией проведение традиционных общешкольных мероприятий (посвящение в кадеты, проведение уроков мужества, проведение военно-полевых сборов, боевые стрельбы, ежедневный развод на занятия, участие в городских и  областных мероприятиях, выпуск стенных газет и боевых листков).

Воспитанники принимают участие в мероприятиях, акциях, митингах, парадах  военно-патриотической направленности: в  парадах и митингах посвященных Дню Победы, Дню Народного Единства, Памяти воинов-интернационалистов и павших в локальных войнах и конфликтах.

Педагог-воспитатель, призван осуществлять следующие функции, что способствует достижению  положительных результатов в учебно-воспитательном процессе:

  • коммуникативную (организация общения);
  • координационную (согласование всех влияний, установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса);
  • коррекционную (преобразование, изменение личности);
  • экологическую (защита ребёнка от неблагоприятных воздействий);
  • административную (ведение личных дел учащихся и других официальных документов).

Содержание воспитательной работы в классе разрабатывается на основе

  • комплексного анализа воспитательной работы в предыдущем году;
  • данных мониторинга достигнутого уровня сформированности классного коллектива и творческого развития личности;
  • учета возрастных особенностей учащихся;
  • изучения индивидуальных интересов и потребностей учащихся;
  • коллективного планирования основных дел и мероприятий в системе жизнедеятельности классного коллектива.

Во всей системе работы реализуются идеи сотрудничества и формирования благоприятного морально-психологического климата в коллективе. Настоящая программа нацеливает самого подростка на переосмысление своего поведения, жизнедеятельности, помогает его социализации, самовоспитанию и самосовершенствованию.

Основная цель настоящей программы – создание условий для формирования у учащихся подросткового возраста (6-11 классы) личностных качеств человека, способного к САМОвоспитанию, САМОразвитию, САМОреализации, человека САМОсовершенствующегося.